Утопичность утопичный. План-конспект учебного занятия "день конституции"

Утопичность как качество личности – склонность строить н есбыточные, неосуществимые планы, питать иллюзорные надежды на изменение обстоятельств, хотеть осуществить неисполнимые желания, иметь химеричные взгляды на жизнь, выдвигать невозможные для воплощения теории, предложения; склонность утопично мыслить и рассуждать.

Утопичность – непреодолимая тяга к фантастичному, нереальному и невозможному. Если слышишь в голове сильный грохот, значит, начали рушиться утопичные, грандиозные планы. В молодости строишь утопичные планы на всю жизнь, в зрелости – более реалистичные и максимум на год-два, в старости – абсолютно реалистичные — на день.

Курица снесла яйцо весом 5 (пять) кг. Набежали репортеры, спрашивают у курицы: — Как вам это удалось? — Секрет. — А какие у вас планы на будущее? — Снести яйцо весом 7 кг! Заметьте, что эти планы совсем не утопичны. Репортеры идут к петуху: — Как вам это удалось? — Секрет! — А какие планы на будущее?- Набить морду страусу!

Утопия — нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта по названию сочинения английского писателя 16 века Томаса Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего.

Девушка строит утопичные планы на долгую совместную, счастливую жизнь с парнем, представляет, как они поженятся, будут расти детей и умрут в один день. Утопичные мечтания прерывает голос любимого: — Давай, милая, договоримся так – первое время поживешь у меня, а утром пойдешь домой. Словом: — Желанная! Скорей бы утро!

Утопичный ум работает в направлении иллюзий, фантазий, мечтаний и идеализаций. Утопист идеализирует что-то в человеке или в обществе в целом, не обращая внимания на мнение скептиков, что всё это неосуществимая галиматья, что утопист оторван от реалий жизни и желает достичь невозможного.

Идеальной жизни никогда не было и не будет. Сотворить идеальную жизнь там, где всё временно, где всё болеет, стареет, разрушается и неизбежно умирает — чистая утопия с самого начала. Утопично накладывать на временное то, что вечно. Разве не утопия заполнить духовное, то есть вечное, чем-то материальным, то есть временным? Это не корректно. Всё равно, как складывать километры с килограммами и секундами. Пустоту сердца не заполнишь шмотками, деньгами, материальными благами. Духовное заполняется только духовным. Любая материальная идея утопична, ибо не отвечает требованиям вечности.

В материальном мире любая идея утопична, ибо не может отвечать и соответствовать противоречивой картине мира. В мире эгоизма и корысти любая идея обречена на гибель, на ярлык «Утопия» и на ущербность. Жизнь богаче любой идеи. Прав был Гёте: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет».

Утопист, находясь под влиянием энергии страсти, искренне желает, чтобы на Земле торжествовала Свобода, Равенство и Братство, чтобы везде царила справедливость, доброта, честь и сострадание. Но это полная утопия. В материальном обществе, где в полную силу проявлены эгоизм, гордыня, корысть, зависть, вожделение и жадность, будет утопичным рассуждать о каком-то равенстве и социальной справедливости.

Женщина, к примеру, по своей природе всё время волнуется, переживает, беспокоится и заботится о других. И в то же время имеет утопичное желание, чтобы её никто не беспокоил. Но природа мужчины активна и инициативна, он не может не беспокоить. Ему надо постоянно доказывать внешнему миру, что тот ему крупно недодал, обделил и задолжал. Он постоянно куда рвётся, стремится, анализирует, проверяет и контролирует. Мужчина по своей природе должен всех доставать и беспокоить. Если он никого не беспокоит, значит, заболел, надо вызывать скорую помощь. Желать заполучить мужчину, который не будет вас беспокоить, значит, находиться в утопичном настроении.

В то же время, утопично невнимательно относиться к женщине и думать, что она, оставаясь нежеланной, будет хорошей, верной женой.

— Мой муж так сильно устаёт на работе, что не чувствует ни рук, ни ног, ни рогов.

Жена подходит к мужу и говорит: — Дорогой, ты неисправимый лентяй. У нас лампочка перегорела, почини! Муж ей: — Утопично думать, что я смогу починить люстру. Я тебе, что, электрик что ли? Жена опять подходит: - Дорогой, ну, почему ты такой неисправимый лентяй? У нас дверь плохо закрывается, посмотри! Муж ей: — Я тебе, что, плотник что ли? Я ж не утопист, поэтому точно знаю, что не смогу починить дверь. Жена мужу: — Дорогой, кран течет, почини! Он ей: - Я тебе, что сантехник, что ли?

На следующий день муж приходит с работы, смотрит, лампочка горит, кран не течет, дверь нормально закрывается, спрашивает жену: — Кто же это все починил? Жена отвечает: — Да, соседа попросила, он и починил. Муж: - И как же ты с ним расплачивалась? Жена: - А он сказал: - Или давай, или спой. Муж: - Ну, и что же ты ему спела? Жена: - Ну, ты и утопист. Я тебе, что, певица что ли?

Утопичность дружит с прекраснодушием. Прекраснодушие – это жизнь в стране под названием Утопия, то есть, в мире иллюзий и мечтаний, где балом правит идеалистичность и сантименты. Прекраснодушная женщина смотрит до конца порнофильм только для того, чтобы утопичным взглядом увидеть свадьбу.

Сосед по камере спрашивает товарища, который выходит на свободу: — У тебя наверняка голова забита утопичными, прекраснодушными планами? — Конечно! У меня есть планы двух банков и одного ювелирного магазина.

В истории не раз бывало, что утопичная на первый взгляд идея оборачивалась великим открытием и выдающимся результатом. Но сначала ей приклеивали ярлык утопичности и сумасбродности. Вспомним, что люди прошлого считали утопичными идеями и как они были не правы!

— Ни у кого не может возникнуть необходимость иметь компьютер в своем доме. (Ken Olson - основатель и президент корпорации Digital Equipment Corp. , 1977г);

— Такое устройство, как телефон имеет слишком много недостатков, чтобы рассматривать его, как средство связи. Поэтому, считаю, что данное изобретение не имеет никакой ценности. (Из обсуждений в компании Western Union в 1876г);

— Летающие машины, весом тяжелее воздуха невозможны! (Lord Kelvin - президент Королевского Общества - Royal Society - 1895г);

— Бурение земли в поисках нефти? Вы имеете в виду, что надо сверлить землю для того, чтобы найти нефть? Вы сошли с ума. (Ответ на проект Edwin L. Drake в 1859г);

— Самолеты - интересные игрушки, но никакой военной ценности они не представляют. (Marechal Ferdinand Foch, профессор, Ecole Superieure de Guerre).

Петр Ковалев 2016 год

Известный американский социолог Франк Маньюэл предположил, что "в каждом творце конституции прячется утопист". Возможно, ознакомившись с персональным составом украинской Конституционной ассамблеи, он изменил бы свою точку зрения. Утописты там далеко не все. Они даже не в большинстве. Но они там точно есть. И это обстоятельство несколько "напрягает" Виктора Януковича, которого весьма трудно заподозрить в утопизме. Поэтому, чем бы ни завершилась работа ассамблеистов, призванных (согласно президентскому указу годичной давности) разработать проект изменений Основного закона, Виктор Федорович плодами их деятельности может и не воспользоваться. Человек, намеренный долго оставаться на плаву, простите за каламбур, предпочитает сторониться утопистов.

Виктор Мусияка, еще в прошлом году заявивший о своем выходе из КА, недвусмысленно заметил: "Когда я соглашался принять участие в работе Ассамблеи, то полагал, что появилась хотя бы минимальная возможность исправить сложившуюся ситуацию, как-то выйти из конституционного кризиса. Но уже первое заседание показало, что там все настроено для того, чтобы использовать Ассамблею как определенную ширму, за которой уже четко определены задачи и цели действующей власти".

Целый ряд событий убеждает в правоте одного из создателей отечественной Конституции. В сентябре 2012-го КА фактически навязали законопроект об изменении полномочий Счетной палаты, усиливающий контроль СП за поступлениями в бюджет. К разработке этого документа Ассамблея, по сути, не имела никакого отношения, но, тем не менее, освятила его своим решением. В декабре история повторилась. Спецы из Ассамблеи подготовили проект изменений в сфере судебной власти, но от наработок уважаемых экспертов Банковая с легкостью отмахнулась, подсунув собственную версию. Координационное бюро КА рекомендовало главе ассамблеи Леониду Кравчуку направить в Венецианскую комиссию разработку ассамблеистов, но позже на суд европейских экспертов в области права почему-то представили вариант, написанный президентскими лойерами.

Реакция "венецианцев" была симптоматичной: 15 июня с. г. авторитетная европейская структура публично усомнилась в реальном участии Конституционной ассамблеи в процессе модернизации Основного закона Украины. Что отечественная власть с завидной быстротой подтвердила. 21 июня КА приняла за основу разработанную в ее недрах концепцию внесения изменений в Конституцию. Но уже 4 июля от имени Януковича в парламент был внесен законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей". Документ, предложенный вниманию депутатского корпуса, мягко говоря, не вполне согласовывался с идеями, одобренными Ассамблеей двумя неделями ранее. Стоит вспомнить и о том, что председатель КА, ссылаясь на мнение своих коллег по ассамблее, называл неконституционным скандальный закон о референдуме. Однако Банковая это замечание пропустила мимо ушей…

Пытаясь разобраться в причинах неравнодушия к процессу реформирования главного закона страны, ZN.UA пришло к выводу: Янукович еще не знает, какая именно Конституция ему нужна для сохранения и укрепления власти. Советчики убедили его в том, что пока важен сам процесс: для начала необходимо перехватить инициативу и создать инструмент. Именно этими соображениями, похоже, руководствовалась власть, создавая Конституционную ассамблею, где нашлось место и вдохновенным утопистам, и гибким конформистам, и дисциплинированным посредственностям. В свое время, изучая персональный состав КА, автор эти строк невольно припомнил откровения одного дельца из окружения Леонида Кучмы. Много лет назад тот весьма точно охарактеризовал принципы отработки решений власти: умный идеалист формулирует проблему, хитрый циник сообразует ее с целями хозяина, напористый исполнитель дисциплинированно реализует окончательно сформулированную задачу.

Если это предположение верно, то, привлекая юристов-утопистов к участию в работе декоративной, по сути своей, ассамблеи, власть не только стремилась отвлечь их от возможной работы на оппозицию. Она намеревалась провести переучет конституционных проблем и ревизию конституционных приоритетов. Дабы точно понять, что ей в перспективе следует изменять, а чего не следует трогать ни в коем случае.

Именно с этой точки зрения, по нашему мнению, следует анализировать концепцию конституционных изменений, три недели назад подготовленную КА. Документ (который за истекшее время отчего-то никто, по сути, и не разобрал по полочкам) не стоит воспринимать как прообраз конституционных планов Януковича. Но то, что потенциальные разработчики ясновельможных пожеланий способны использовать эскизы ассамблеистов, как говорится, для "привязки к местности", весьма вероятно. Комбинациям хитрых циников и атаке напористых исполнителей должно предшествовать творчество умных идеалистов.

Итак, что, с точки зрения сообщества экспертов в области права, не так в отечественном "законе законов"?

Прежде всего, обращает внимание, сколь часто составители 45-страничной концепции изменений в Конституцию Украины сетуют на "абстрактность конституционных формулировок", "политико-декларативное изложение", "несистемность" и "логическую некорректность" статей.

Международные знатоки в области права утверждают: при разработке конституций необходимо соотносить мировой опыт с национальными особенностями. С этой точки зрения, упреки по поводу абстрактности отечественных конституционных формулировок можно считать обоснованными. Несколько раз был свидетелем, как наши политики терпеливо поясняли иностранным коллегам, почему украинское законодательство столь часто и столь подробно расписывает казалось бы очевидные вещи. А как иначе? Здесь каждый волен трактовать каждый проставленный (либо пропущенный) знак препинания по своему усмотрению. Запятая в этой статье соединяет термины или разделяет? Президент должен или может? Данная норма носит императивный характер или дискреционный? Арбитром в этих спорах призван быть Конституционный суд, но он имеет скверную привычку ситуацию еще больше запутывать.

Многие страны успешно обходятся без подобной формализации. Конституционные обычаи (т.е. официально не закрепленная практика деятельности государственных органов) соблюдаются так же свято, как и буква закона. Великобритания вообще умудряется жить без писаной конституции — и ничего. Наши люди так не могут. Древний совет Бонапарта, адресованный составителям французской конституции, — "Пишите коротко и неясно" — нам явно не подходит.

Еще в 2005-м Владимир Шаповал (тогда уже не судья Конституционного суда и еще не глава ЦИК) обращал внимание на то, что Основной закон формализует только две формы непосредственной демократии — выборы и референдум. Но при этом напоминал, что 69-я статья Конституции в одном ряду с выборами и референдумом упоминает "и другие формы непосредственной демократии". Что понимать под ними? И кто будет определять это? Если с точки зрения оппозиции митинг под Киеврадой является формой непосредственной демократии, то власть по этому поводу может иметь совершенно иное мнение. Другое дело, что расписать в Конституции абсолютно все невозможно в принципе.

Покойному Леониду Юзькову, первому главе отечественного Конституционного суда, приписывают афоризм: "Конституции могут простить лишнее, но не могут простить непонятного".

Что непонятно маститым юристам в тексте Конституции? Прежде всего, они обращают внимание на неопределенность понятия "конституционный строй" — "определение основ конституционного строя в действующей Конституции Украины не является системным, оно не дает представления о характере общественного устройства и государственного устройства". Заметим, что ранее на отсутствие четкого конституционного определения этого термина обращал внимание и Конституционный суд.

Далее. Авторы концепции напоминают, что (согласно духу и букве Основного закона) право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит только народу. Но для составителей концепции непонятно не только то, что следует понимать под словосочетанием "конституционный строй". Но и то, как именно народ может его определять и изменять. "Действующая Конституция Украины не предусматривает юридического механизма принятия Конституции Украины… Ввиду недостаточности предмета правового регулирования существует проблема определения субъекта, условий и порядка принятия Конституции Украины".

В тексте концепции содержится и намек на то, кто и как должен принимать Основной закон. Речь идет о так называемом комбинированном способе — предварительном одобрении парламентом с последующим утверждением на референдуме.

Вопреки прогнозам некоторых скептиков, возможность прямого принятия Конституции на референдуме (в обход Верховной Рады) в тексте концепции не упоминается. Зато говорится о:

конституционном закреплении положения, согласно которому принятое на референдуме решение не требует дополнительного утверждения органами власти либо должностными лицами;

— невозможности применения референдума для прекращения деятельности сформированных на выборах государственных органов;

— запрещении "за счет референдума не проводить предусмотренные законом выборы";

— четком определении вопросов, которые обязательно выносятся на референдум и которые не могут быть на него вынесены никогда;

— определении частоты проведения референдумов и количества вопросов, на них выносимых;

— уточнении предмета всеукраинского референдума, проводимого по народной инициативе.

Авторы документа предлагают делегировать народу право так называемого народного вето, т.е. предоставить возможность на референдуме отменять принятые Радой законы. А также предусмотреть возможность проведения референдумов по вопросам прав и свобод человека, важнейшим вопросам общественной и государственной жизни. Одновременно предлагается очертить круг тем, которые на референдуме по народной инициативе обсуждаться не могут.

По мнению автора этой публикации, составители концепции мало места и внимания уделили такому важному механизму народовластия как местный референдум. Стоит напомнить, что во многих странах именно эта форма волеизъявления является приоритетной, а общенациональные вече редки либо исключены вовсе.

Возвращаясь к теме "референдумного" закрепления конституции, заметим: многие правоведы считают, что сам по себе референдум еще не является гарантией полноценной "народности" принятого Основного закона. Конституция Франции 1958 г. (одобренная в период острого политического кризиса, способного обернуться гражданской войной), конституция Чили 1980 г. (принятая во времена режима Пиночета), конституция Кубы 1976 г. разрабатывались либо без участия, либо при минимальном участии законодательных собраний. И хотя соответствующие акты были легитимизированы при помощи всенародного одобрения, были основания ставить под сомнение свободу выбора избирателей. В условиях политических кризисов и авторитарных режимов конституционные референдумы, по сути, превращаются в плебисциты (не всегда демократичные и не вполне прозрачные) о вотуме доверия действующей власти. Что не вполне соответствует самой сути конституционного процесса.

Оптимальной выглядит обстановка, когда планомерной разработкой будущей конституции занимаются не структуры правящего режима, а парламент либо специальный выборный орган — конституанта. После чего текст основного закона выносится на референдум. Именно так принимались конституции Франции в 1946-м, Италии — в 1947-м, Португалии — в 1976-м, Испании — в 1978-м, Румынии — в 1991-м.

Привел этот список намеренно. Желание спецов из КА предусмотреть возможность принятия (здесь и далее выделено автором) новой Конституции в общем объяснимо. Вопрос — в потребности принятия новой Конституции. Франция после Петена, Италия после Муссолини, Португалия после Салазара, Испания после Франко, Румыния после Чаушеску такую потребность испытывали. Потребность начать государственную жизнь с чистого листа. Насколько актуальна такая потребность для нынешней Украины? Разве мы "уже после" или пока еще "во время"?

Одной из целей модернизации Конституции авторы концепции называют "снижение уровня конфликтности, ограждение от авторитаризма". Если автор этих строк верно понял замыслы творцов документа, одним из механизмов достижения этих целей они считают четкое определение "реального смысла института Президента Украины, его места и роли в системе государственной власти, его общего статуса". В рекомендациях ассамблеистов, к сожалению, много той самой абстрактности, которой они попрекают действующую Конституцию. Предлагается внедрить в будущую Конституцию положения, позволяющие президенту "реализовывать функции политического арбитража". Предусматривается согласие Верховной Рады на процесс назначения и увольнения президентом руководителей ГПУ, СБУ, АМК и ФГИ. Обозначено, что местные администрации (глав которых назначает президент) исполняют контрольно-надзорные функции. Сказано о необходимости четкого разделения полномочий президента на три группы:

— осуществляемые самостоятельно;

— осуществляемые по представлению правительства;

— вступающие в силу при условии контрассигнации.

Заявлено, что "одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд (…) независимо от факта внесения в период его президентства изменений в Конституцию". Так отреагировали в КА на слухи о плане "третий срок"?

Целый ряд потенциальных новелл (появления которых ожидали любители политической конспирологии) в тексте концепции не появился. Зафиксирован принцип унитарности государства (при этом важнейшая тема территориально-административной, на мой неискушенный взгляд, толком не раскрыта), сохранены пятилетняя каденция и прямые выборы президента, и ни слова о сокращении численности парламента. Депутатская неприкосновенность, вопреки слухам, не отменена, но поставлен вопрос об уточнении ее объема, что абсолютно логично. Много лет обоснованно ставили вопрос о замене иммунитета индемнитетом. То есть народный избранник будет защищен от преследования за любые действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей, но "освобожден" от узаконенной вседозволенности. Сказано и о необходимости повышения ответственности парламентариев за принимаемые решения, и о дополнительном урегулировании вопроса о депутатском совместительстве.

По умолчанию сохранена смешанная форма правления. При этом заявлено о модернизации системы сдерживания и противовесов. Предложено уточнить полномочия ВР в сфере формирования правительства, обеспечить Раду правом ставить вопрос о вотуме доверия (недоверия) Кабинету, итогом чего может стать его отставка. Предусмотрены возможности заслушивания отчетов отдельных членов КМ и выражения им недоверия по результатам таких слушаний. Рекомендовано внедрение процедуры интерпелляции (официального запроса депутата правительству), предполагающей дополнительную возможность выражения недоверия Кабмину в целом либо некоему министру персонально. Отмечено, что процедура назначения и увольнения премьера и членов КМ "требует пересмотра". И что "решающая роль в процессе формирования Кабинета Министров будет принадлежать Верховной Раде".

Дать более или менее внятную оценку замыслам ассамблеистов мешает отсутствие цельной картины задуманных преобразований. Одни идеи четко расписаны, другие — обозначены пунктиром, некоторые — скрыты за невнятным намеком. Системность, которой так не хватает членам Ассамблеи в действующей Конституции, остро ощущается и в их сводном плане действий. Чувствуется, что разделы готовились разными группами авторов, которым не хватало то ли времени пообщаться, то ли точек соприкосновения.

Меньше всего романтиков-утопистов собралось, по-видимому, в группе, готовившей раздел о прокуратуре. Который больше похож на панегирик ГПУ, чем на план ее реформирования. Одна цитата: "Ныне ни одна государственная институция не способна в полной мере заменить исполнение прокуратурой правозащитной функции". Напоследок авторы этого раздела предложили лишить Раду права высказывать недоверие главе ГПУ… При таком подходе не потребуется и реализация идеи Рената Кузьмина о создании аналогичного российскому следственного комитета, структуры, подчиняемой напрямую главе государства.

О том, какие изменения претерпит указанный план, и какую толику наработанного использует формальный заказчик, сиречь Янукович, время покажет.

Лет шесть назад во Львове Виктор Федорович позволил себе процитировать Достоевского. В произвольной форме, и не вспомнив фамилии классика. "Я не помню, кто это сказал — что "всегда побеждает красота"... Кто сказал эти слова? А? Достоевский? Красота спасет мир?". Спешим пополнить цитатник гаранта. Автору "Преступления и наказания" принадлежит еще и такая цитата: "Наша конституция есть взаимная любовь монарха к народу и народа к монарху"…

Хотелось бы, чтобы наша Конституция олицетворяла взаимное уважение власти к народу и народа к власти. И содержала гарантии этого уважения.

В Конституции Германии (где, кстати, общенациональный референдум не предусмотрен, "в память" о Гитлере, превратившем его в эффективный инструмент упрочения своей власти) содержится прямой запрет вносить в Основной закон изменения, затрагивающие обязательство государства уважать и защищать достоинство и права человека. А также право граждан на сопротивление попыткам устранить конституционный строй.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Право»

Тема: « Конституция РФ. Основы конституционного строя России. Конституционное право»

План подготовил: Г. В. Хандогина

Руководитель практики:

зам. директора по УВР ГБПОУ НСО «Тогучинский лесхоз-техникум»

Директор ГБПОУ НСО

«Тогучинский лесхоз-техникум» _______________

г. Тогучин

2017

Основному закону страны - посвящается!

«Главным принципом любой конституции является положение о том, что верховная власть не может принять закона без одобрения представителей народа»

А.Ф. Керенский (1881- 1970)

Русский политик, юрист, премьер-министр

Временного правительства России в 1917 г.

Эпиграф

«Все, кто размышляет об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодёжи»

Аристотель (384-322 до н.э.),

древнегреческий философ

Группа: Э-11

Дата проведения:

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ №

По дисциплине «Право»

Тема: Конституция РФ. Основы конституционного строя России. Конституционное право.

Цели:

дидактическая

Способствовать расширению и закреплению знаний в области понимания основ конституционного права;

Выявить уровень усвоения учебного материала;

развивающая

способствовать:

Совершенствование навыков работы с правовыми документации и навыков проектной деятельности

Развитию правовой культуры;

воспитательная

- воспитание гражданской позиции в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, демократические ценности;

Осмысление обучающимися собственного правового опыта с теоретических позиций

Задачи:

    Расширить знания об основах государственности РФ.

    Совершенствовать аналитико – синтетические мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать.

    Способствовать формированию патриотического и гражданственного мировоззрения.

Планируемые образовательные результаты:

Освоение, систематизация и обобщение знаний по теме обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных :

    воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов;

    формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

метапредметных :

    готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;

    умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных :

    сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

    сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

    сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

    сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

Вид занятий (тип урока): Урок систематизации и обобщения знаний

(Урок – Дата)

Организационные формы обучения : индивидуальная. коллективная, групповая

Методы обучения : информационно-развивающие, проблемно-поисковые

Законодательная база:

    Конституция РФ

    ФЗ «О референдуме РФ»

    ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы»

    ФЗ «О выборах Президента РФ»

    ФЗ «О гражданстве РФ»

    Закон «Об образовании»

Средства обучения:

1. Учебно-наглядные пособия

1) изобразительные

2) Электронный учебник (часть 1): Урок 12

2. Словесные

1) учебная литература: А.Ф Никитин, учебник «Право», В.В. Румынина «Основы права»

2) конспекты лекций по дисциплине «Право»

Вид и формы контроля знаний :

1) текущий

Средства контроля:

Вопросы, задания

Принципы контроля:

Гуманитарная и профессиональная направленность

Внутрипредметные связи : Темы курса

Межпредметные связи : дисциплины гуманитарного и общепрофессионального цикла

Виды самостоятельной работы студентов : репродуктивная, творческая, с элементами практической работы

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация «Конституционное право», фонограмма Гимн России, дополнительный раздаточный материал; ПК, карта Российской Федерации, оформленный по теме занятия стенд, наглядно-иллюстративные материалы, учебная и дополнительная литература.

Основные термины, понятия: Конституция, государство, формы государства, конституционный строй, гражданство, избирательная система, символы России: герб, флаг, гимн.

Последовательность и распределение этапов урока по времени

    Организационная часть - 2 мин.

    Постановка цели и задач

3. Воспроизведение опорных знаний - 8 мин.

4. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений- 24 мин.

5. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знанийи и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практическиъх заданий- 3 мин.

6. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

8, Рефлексия

9. Сообщение задания на дом - 2 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

ПРАВО И МОРАЛЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Эпиграф: «Важнейшее свойство справедливости

есть равенство»

Римское юридическое изречение

Праздничное меню от Основного закона страны

Блюда «Справедливость» с приправой «Доброта»

Основной термин: от лат. – установление, устройство

Термин «Конституция» (рабочая тетрадь)

Персоналии

(учебная литература) А.Ф. Никитин

Приветствие. Преподаватель приветствует, собирает сведения об отсутствующих. Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на учебную работу, подают сведения об отсутствующих (2 мин.).

Фронтальная работа. Подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового знания. На этом этапе устанавливается психологический контакт между учителем и классом.

Виды конституций (по содержанию)

стр.52, А.Ф. Никитин

Структура Конституции РФ

(собрать последовательно)

Активное избирательное право

(показать последовательность)

Конституционное право – основная отрасль российской правовой системы

Обоснование значения темы и цели урока:

Конституция Российской Федерации - основной закон страны .

Групповая работа (Мозговой штурм)

1) Построение демократического правового государства

Проверка знаний: ст.1 Конституции РФ

Эпиграф к работе

«Свобода возможна только при демократии,

при доступном для всех участии в волеизъявлении»

(К. Ясперс, немецкий философ)

2) Естественное право: от Сократа до наших дней

Зарубежные правоведы и государствоведы: А.Ф. Никитин, стр.284-286

Школа естественного права: определить учителя и учеников

Платон

Аристотель

Сократ

Презентация

Портрет Сократа

Задание на выработку внимания

«Основатели естественного права»

Общественно-экономическая формация: Роль К. Маркса (Капитал)

Политико-правовые режимы: «Демократический» и «Коммунистический»

С использованием фрагментов фильма

«Назначение государства состоит в том, чтобы защищать человеческое общество от несправедливости и зла наиболее реального и, несомненно, обнаруженного – зла явного или публичного»

В.С. Соловьёв (1853-1900), русский философ

Ключевое понятие: справедливость (стр. 61 Никитин)

Задание на классификацию:

Структура Конституции РФ (проверка)

Собрать в правильном порядке Конституцию России (Каждая единица структуры написана на отдельной карточке, цель - собрать их в правильном порядке)

Преамбула

Раздел первый

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3. федеральное устройство (ст.65-79)

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Глава 8.

Глава 9.

конституции (ст.134-137)

Ситуативные задания:

Моделирование ситуации

Избирательное право (проверка)

На интерактивной доске переместить этапы, добившись их расположения в правильной последовательности

    Расширение знаний

«Сказкотерапия»

Эпиграф «Сказка – ложь, но в ней намёк!»

А.С. Пушкин

Виды прав (Права и свободы человека и гражданина)

На примере сказок:

1) «Волк и семеро козлят»

2) «Лиса и заяц»

На примере Буратино из сказки «Золотой ключик»

(слайд из презентации)

- «Литературно-правовой турнир» отдел английского и российского сыска

на примерах

    А. Кристи

    К. Дойл

    М. Черненок

Воспитательный момент

Разгадывание кроссворда по теме «Конституция» с ключевым словом «Россия»

Персональное поздравление «Конституции РФ»

Домашнее задание

Напишите короткое эссе по одному из приведённых изречений или афоризмов

Пишите коротко и неясно.
Талейран - составителям конституции

Чтобы она была еще хуже, конституцию постоянно следует улучшать.
Мечислав Шарган

В каждом творце конституции прячется утопист.
Фрэнк Маньюэл

Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.
Никола Мальбранш

Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина.
Станислав Ежи Лец

Заключительный этап

«С Днём КОНСТИТУЦИИ, друзья!»

Преподаватель: Г.В. Хандогина

Приложение

Сопровождение презентации

Слайд1 Презентация

Лозунг «Справедливый конституционный строй», стр. 61 А.Ф. Никитин

Слайд 2 3 проявления: справедливость-правовая, социальная, историческая (О.Г. Румянцев, правовед)

Чтец

Все блюда «Справедливость» с приправой «доброта». Л.Н. Толстой приправой к каждому блюду должна быть доброта.

Право, а не литература. правовые и моральные нормы объединяет то, что они относятся к виду социальных норм.

Чтец Стр.7 Румынина: нормы морали – правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости.

Чтец

Стр. 39 Румынина;Норма права – общеобязательное формально определённое государством правило поведения.

Метод дедукции.

Чтец Стр.39 Румынина; Право состоит из норм. Представляющих собой своего рода «кирпичики», из которых составлено всё здание права.

Право и правовые нормы соотносятся между собой как целое и его часть.

Электронный учебник, Урок29,стр.6

Приглашаем бригаду строителей не; боятся высоты. (ни кочегары мы, ни плотники, а мы строители – высотники) 4 этажа. «Демократия»

Ст. 1 Конституции РФ. (участники )

«Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самарканди)

КАПИТАЛ

Лучше «Коммунизм», в 90-е годы стряхнули с одного плеча Маркса, со второго Энгельса. Опомнились. Капитал- всё правильно про капитализм. Почему не смогли построить. «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Фрагмент из фильма «Свадьба в Малиновке» Всё по-честному.

Естественное право. Голова Сократа , много голов, попросила хоть одну принеси. По рядам.

Перенесёмся в день сегодняшний.

Поздравления персональные Конституции от студентов Э-11 группы.(участник

на уголок)

Посмотрим на экран: учитель, ученик: Аристотель, Сократ, Платон.(Цитаты-Справедливость) до нашей эры. Путин в обращении к Федеральному Собранию.

Слайд Структура конституции. (проверка: участники)

Слайд Избирательное право. (проверка) (участники)

Слайд В России А.С. Пушкин - сказка ложь, но в ней намёк!

Сказкотерапия

В роли сказкотерапевта Т. В. Буковская.

В тетради, из конституции берём ответы.

    Волк и семеро козлят

    Лиса и заяц

    Буратино из «Золотой ключик» Мальчишка может носом писать. Право на образование.

Татьяна Владимировна

Гарри Поттера знает, может превращаться из сказкотерапевта в детектива.

Книги А. Кристи,

К. Доил,

Библиотека им. Михаил Черненок.

Угадать Шерлока Холмса, Пуаро, следователя Бирюкова. (участники

Видео Россия (участники)

Слайд Кроссворд

Тест Между строк видит текст из Конституции. ()

С Днём Конституции, друзья!

Задание

Из английского сыска

Следствие МУР Из фильма «Место встречи изменить нельзя». Жеглов и Шарапов. Высоцкий-Братцы, можно я не буду убивать Левченко.

Очень жаль, – сказал он. – У меня были надежды на это письмо, но они не сбылись. Все должно быть раскрыто изнутри. Здесь! – Он постучал себя по лбу. – С помощью маленьких серых клеточек. Это уж их дело.

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (ст.1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст.65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст.80-93)

Глава 5. Федеральное собрание (ст.94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.110-117)

Глава 7. Судебная власть (ст.118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст.130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр

Конституции (ст.134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

    Заставка

    История

    Поздравления Конституции студентами!

    Платон

    Сократ

    Аристотель

    Структура Конституция

    А.С. Пушкин

    Волк и семеро козлят

    Лиса и заяц

    Буратино

    Кроссворд

    Права человека

    С праздником!

    Заключительный

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про конституцию . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин мудрости» на данную тему. Здесь собраны занимательные остроты и изречения, умные мысли философов и меткие фразы мастеров разговорного жанра, гениальные слова великих мыслителей и оригинальные статусы из соцсетей, а так же многое другое...

В качестве дополнительного бонуса вы можете ознакомиться с акциями и предложениями ведущих ритейлеров парфюмерии , а также подобрать модный гардероб и эксклюзивные аксессуары к своим любимым ароматам...



Дайте мне шесть строчек, написанных рукой самого честного человека, и я найду в них что-нибудь, за что его можно повесить.
Кардинал Ришелье.

Уж лучше буква закона, чем его цифры.
Веслав Брудзиньский.

Законы принимаются для того, чтобы доставлять неприятности гражданину, и чем больше от них неприятностей, тем дольше они сохраняются в своде законов.
Финли Питер Данн.

Нам никто не мешает перевыполнить наши законы.
Виктор Черномырдин.

Закон есть закон, сколько бы его ни нарушали.
Данил Рудый.

Если по данному поводу нет закона, то он появится.
У. Гейтс.

За закон народ должен биться, как за городскую стену.
Гераклит.

Не так страшен закон, как его толкуют.
Данил Рудый.

Разумеется, законы для богатых не те, что для бедных; иначе кто бы пошел в бизнес.
Бартон Холидей.

Государство - это я.
Людовик XIV.

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.
Станислав Ежи Лец.

Собственность - вот дух законов.
Симон Никола Ленге.



Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
Козьма Прутков.

У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.
Иоганн Вольфганг Гёте.

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
Владимир Ленин.

Когда народ много знает, им трудно управлять.
Лао Цзы.

Бесполезные законы ослабляют законы необходимые.
Шарль Монтескье.

Когда в государстве смута - возникают «верноподданные.»
Лао Цзы.

Незаконное мы совершаем немедленно, неконституционное требует несколько больше времени.
Генри Киссинджер по поводу Уотергейтского скандала.

Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.
Георг Лихтенберг

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
Вольтер.

Чтобы она была ещё хуже, конституцию постоянно следует улучшать.
Мечислав Шарган.

Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
Людвиг Берне.

Закон защищает каждого, кто может нанять хорошего адвоката.



Новые законы создают и новые лазейки.
«Метапринцип Купера.»

Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.
Никола Мальбранш.

Закон есть то, что мы разъясняем.
Старинная поговорка парижских юристов.

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Николай Бердяев.

Известно, что закон обратной силы не имеет. Справедливо и обратное: закон и прямой силы не имеет.
Эдуард Скворцов.

В каждом творце конституции прячется утопист.
Фрэнк Маньюэл.

И бесправие может быть кодифицированным.
Станислав Ежи Лец.

Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина.
Станислав Ежи Лец.

Государственный корабль - единственный, который дает течь на самом верху.
Джеймс Рестон.

В джунглях законов расцветает закон джунглей.
Яцек Вейрох.

Закон не гарантирует обеда, хотя гарантирует обеденный перерыв.
Веслав Брудзиньский.



Государство - это не я!
Аркадий Давидович.

Мягким законам редко подчиняются, суровые - редко приводятся в исполнение.
Бенджамин Франклин.

Один человек плюс закон - уже большинство.
Калвин Кулидж.



Просмотров