Московский государственный университет печати. Химические факторы - Безопасность жизнедеятельности человека Структурная схема терминов данной темы

Определение и значение основных понятий

Науки БЖД

В XXI в. человечество вступило в эпоху грандиозных социальных, техниче­ских и культурных перемен, которую ученые называют глобальной революцией. На смену первым двум «волнам цивилизации», аграрной и индустриальной, приходит третья «волна» - постиндустриальная. Она характеризуется тем, что современные технологии достигли мощности, сопоставимой с мощностями гео­логических процессов, человечество вышло в космос, увеличивается его инфор­мационная и экономическая интеграция, повсеместно происходит демократи­зация общества, приоритетными становятся права личности, но прежде всего- необходимость обеспечить защиту человека от последствий его собственной жизнедеятельности.

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасно­стей. Это требует от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на организм человека и здоровье населения.

Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха челове­ка создает предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здо­ровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости.

Поэтому объектом комплексной научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» , изучающей опасности и защиту от них человека, является комплекс отрицатель­но воздействующих явлений и процессов в системе «человек - среда обитания».

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - предупрежде­ние и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего техниче­ские средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с по­ложительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потен­циальная опасность или группа опасностей.

Основные положения учебной дисциплины БЖД:

1. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют здоровью чело­века вред, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности - это то, что уг­рожает не только человеку, но и обществу, и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них - актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересовано.

3. Обеспечение безопасности деятельности - приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск.

Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в повыше­нии информированности народа. Другого пути просто нет, и вот почему.

Опас­ности по своей природе вероятностны (то есть случайны), потенциальны (то есть скрыты), перманентны (то есть постоянны, непрерывны) и тотальны (то есть всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подоз­ревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни, так как одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена учебная дисциплина «Безопасность жизне­деятельности». Можно дать такое определение этой дисциплины:

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасно­сти, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие спо­собы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖД не решает специальных проблем безопасности - это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электро­безопасность, космическая безопасность и т. д.). Но БЖД обеспечивает, общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундамен­том для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы:

1. БЖД - неотъемлемая составная часть подготовки всесторонне развитой личности.

2. Этот предмет должен входить в государственные, образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения, что в инте­ресах личности, общества, государства.

В научной теории БЖД важнейшими понятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

Как биологический субъект природы, человек, для его жизнедеятельности, нуждается в таких составляющих его биологического существования, как воздух, вода, пища. Без этих природных компонентов невозможно существование человека, как биологического вида. При этом немаловажным становится вопрос, каким воздухом он дышит, какую воду пьет, какую пищу он употребляет. Если эти составляющие его биологической жизнедеятельности не отвечают необходимым допустимым требованиям к их составу, то это приводит к различным заболеваниям и другим нарушениям функций организма. В то же время человек существует в социуме и социальные условия его жизни и жизнедеятельности также оказывают огромное влияние на его здоровье и жизнь.

Таким образом, среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Пока человек живет, он находится в постоянной деятельности, и, следовательно, через свою деятельность взаимодействует с окружающей средой.

Деятельность – это активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде и благоприятное для жизни человека состояние самой среды. Опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативного воздействия или вреда, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности, или смертью. Вред человеку и окружающей среде может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), в быту, различные виды отдыха, развлечений, и даже деятельность, связанная с получением знаний.

Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна - аксиома о потенциальной опасности любой деятельности . Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности: первый – невозможность найти абсолютно безопасный вид деятельности человека и второй – ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека.

Существует также презумпция потенциальной опасности деятельности – один из принципов теории безопасности, согласно которому любая деятельность априорно считается опасной до тех пор, пока проведением соответствующих обследований и реализацией профилактических мероприятий не будут достигнуты такие условия, которые считаются безопасными. Презумпция потенциальной опасности деятельности имеет четко выраженную профилактическую направленность.

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека. Все виды опасностей (негативных воздействий), как природных, так и формируемых в процессе деятельности человека, разделяют на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные).

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности человека являются:

Сам человек, как сложная система «организм – личность», в которой причиной возникновения опасностей, а, следовательно, и возможного неблагоприятного исхода их действий, могут стать: неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека, оказывающиеся непригодными для реализации конкретной деятельности;

Процессы взаимодействия человека со средой обитания и ее элементами.

Опасность – это центральное понятие в науке «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся предметом ее исследования.

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обуславливают стихийные явления – климатические условия, флора и фауна, рельеф местности и т.п. Однако, негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается только естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности, генерирует в среде обитания антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Риск – количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число заболеваний, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности, вызванных действием конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы и др.), отнесенных на определенное количество людей за конкретный период времени. В современной научной литературе риск рассматривается как опасность того, что случайное событие может негативно повлиять на возможность достижения желаемой цели.

Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека. Чем сложнее вид деятельности, тем комплекснее система защиты (безопасность этой деятельности).

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту опасностей практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов – числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются недостаточно эффективными. Оценка последствий воздействия негативных факторов по конечному результату деятельности – грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.

Выход из такого состояния дел очевиден. Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия своей деятельности и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства, мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.

Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, оказываясь в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек же, наученный действовать в сложных ситуациях под воздей­ствием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другим людям. Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, то эмо­ции зачастую возникают и действуют на доведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состоятся при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, пани­кой и т. д., то есть спутниками страха?

Первым, что для этого необходимо, является знание отличительных особенно­стей личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы. Зная особенности данного типа личности, можно фор­мировать в человеке черты, которые помогают ему эффективно противосто­ять чрезвычайным обстоятельствам. В совокупности эти качества объединяются в личность безопасного типа.

Личность типа жертвы

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведе­нием жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.

Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и постави­ли ее в позицию жертвы:

● социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, на­циональность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст);

● специфика поведения до чрезвычайного происшествия;

● особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;

● отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего.

На основании анализа виктимологических исследований было определено, что в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются элементы раз­ноуровневого порядка, которые активизируются под воздействием факторов си­туации риска и являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву.

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой, можно понимать:

♦ психологические (индивидуально-психологические и социально-психологи­ческие) «дефекты» личности, приводящие к ее виктимогенной деформации;

♦ биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;

♦ психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной деза­даптации, а в результате - развитии повышенно уязвимой личности.

Как в отношении объекта, инициирующего виктимность, так и в отношении жерт­вы изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации. Это предполагает оценку суммы обстоятельств, повлиявших не только на фор­мирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, яв­ляется особенность социализации личности, в том числе тип воспитания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпро­текция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение), либо о противоположном, при котором ребенок предоставлен самому себе (гипопротекции). Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родителей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктимной, личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение - виктимным. Поведение типа жертвы проявляется в неординарной (эксвизитной) ситуации. В силу этого в зависимости от характера ЧС можно говорить о техногенных, социальных и других факторах виктимности. Вероятно, к виктимности следует отнести также неадекватное отношение к опасности и отношение к риску. Если говорить о типологии виктимности, то она определяется типом ЧС, в кото­рой виктимность проявляется. Кроме этого можно различать ситуативную вик­тимность и личностную виктимность, если говорить о ней как о состоянии или как о личностном радикале.

Виктимность можно классифицировать по степени осознанности. И наконец, она может быть активной или пассивной в отношении опасности и риска. Виктимность всегда предполагает субъект-объектные или субъект-субъектные отношения. Антиподом виктимной личности будет являться личность безопасного типа.

Личность безопасного типа поведения

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребно­сти в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присушим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в по­ведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофи­зиологическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа высту­пает деятельность психики имозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различны­ми обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей си­лы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и существу. Таким образом, личность безопас­ного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологиче­ская готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасно­стей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка пре­одоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активно­сти человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореа­лизации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и право­охранительными органами и др.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать:

общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

бережное отношение к окружающему миру;

● грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

● наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

Такими компонентами являются:

▪ предвидение опасности;

▪ уклонение от опасности;

▪ преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает:

♦ правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовленность);

♦ предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социаль­ной), военных действий;

♦ предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде оби­тания, другим людям).

Осознавая возможность уклониться от опасности, человек должен:

Знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций;

Знать свои силы и воз­можности преодоления опасности;

Уметь правильно оценить ситуацию;

Кроме того, необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия.

Человек должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.):

Знать способы защиты и владеть навыками их при­менения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей);

Владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выра­ботке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и та­ким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Для целенаправленной деятельности по улучшению условий жизни и деятельности человека в разных сферах необходимо знать группы факторов безопасности, влияющих на человека. В соответствии с Законом Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" и классификации, разработанной НИИ труда они объединены в три группы: 1) социально-экономические, 2) технико-организационные, 3) природные.

Первая группа факторов - это нормативно-правовые факторы (законы о труде, природоохранное законодательство, правила, нормы, стандарты, практика государственного и общественного контроля за их соблюдением) социально-психические факторы, характеризующие отношение рабочего к труду, психологический климат в коллективе, семье, мотивы труда; общественно-политические факторы (общественные формы направлены на создание благоприятных условий труда, изобретательство) экономические факторы - адекватная плата за труд, система льгот и компенсаций, моральное и материальное стимулирование за вредные условия труда.

Вторая группа факторов оказывает непосредственное влияние на формирование материально-вещественных элементов условий труда. Это средства труда, предметы и орудия труда, технологические процессы, организационные формы производства, применяемые режимы труда и отдыха, которые составляют основу научной организации труда (НОТ). Целью НОТ является разработка и внедрение в практику рационально построенного трудового процесса, который обеспечивает заданное качество продукции и высокую производительность труда, создание условий для сохранения здоровья работающих, увеличение периода их трудовой деятельности, роста культурного уровня.

Третья группа факторов - характеризует влияние на рабочих климатических, химических и физико-химических, биологических факторов, особенностей местности, где находится человек. В процессе жизнедеятельности весь этот сложный комплекс факторов, объединенный различными взаимными связями, которые могут формироваться под влиянием опасных и вредных факторов, влияет на человека, его здоровье, безопасности.

Итак, всегда существует вероятность проявления опасности. Это эмпирическое утверждение, аксиома опасности - в природе нет абсолютно безопасных явлений, факторов - все опасно при формировании определенных условиях. Это связано с тем, что при определенных обстоятельствах даже безопасный объект, вещество могут стать опасными. Например через процессы старения любого объекта - неживого, живого. Из-за этого могут формироваться так называемые системные кризисы, когда разрушение, или изменения в одном звене, части системы, выводят из строя весь объект и связанные с ним другие объекты. Формируется цепная реакция негативных изменений в системе. Поэтому главная задача БЖДЛ - разработка методов определения и управления рисками, создание машинных систем мало опасных для человека. Важной теоретической основой безопасной деятельности в любой сфере есть общие принципы безопасности.

Принципы безопасности

Принцип (лат. Основа, начало) - исходные положения любой науки, на которых базируются все остальные положения. В безопасной жизнедеятельности человека выделяют четыре комплексных классы принципов, знание которых обеспечивают безопасность: организационные, ориентирующие, технические, управленческие.

Принципы - направлены на реализацию положений научной организации труда для обеспечения максимально возможной безопасности человека. Они состоят из четырех блоков. Несовместимость - обязательное разграничение опасных объектов (разделение производственных, бытовых, подсобных и складских зон, раздельное хранение опасных веществ). Обязательное отделения опасной сферы деятельности - ноксосферы (гр. Ноксос - опасность) от более или менее безопасной, где человек находится в относительной безопасности - гомосфера (гр. Гомо - человек). Компенсация или возмещение - поддержка нервно-психической, физиологической равновесия в организме (повышение тарифных ставок, лечебно-профилактическое питание, дополнительные льготы). Эргономичность - создание наиболее благоприятных условий труда для достижения максимальной производительности при минимальной утомляемости и опасности. Рациональность организации труда - применение прогрессивных методов труда, внедрение прогрессивных средств защиты человека от вредных, опасных факторов, проведение регулярных осмотров, ремонтов оборудования.

Ориентирующие принципы - направлены на поиск, внедрение решений, которые являются методологической и информационной основой безопасности человека в его деятельности. По структуре, значимости их можно разделить на группы, отражающие определенные свойства объекта с которым взаимодействует человек. Прежде всего это системность - закон диалектики, обусловливает взаимосвязь явлений, причин и последствий и связей. Упреждающий ликвидация опасности - устранение наиболее опасных элементов в данной системе, например изменение технологии, внедрение менее опасной техники, веществ. Снижение риска опасности - уменьшение предельных значений определенных параметров (напряжения, температуры, давления). Замена оператора-человека автоматизированной системой, роботом. Информированность - обеспечение знаний об окружающей реальности, необходимых для обеспечения безопасности. Сюда относят законодательные акты о труде, нормативные документы (инструкции, правила, условные обозначения). Нормирование или дозирования ориентирует на непревышение критических значений негативных факторов. Например, нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) невещественного факторов - освещенности, шума, вибрации, параметров микроклимата, нормирование рабочего времени и отдыха. Важны требования к средствам защиты, нормы по противопожарного водоснабжения, норм переноса грузов.

Управленческие принципы - устанавливают взаимосвязи между отдельными стадиями процесса, обеспечивая безопасность рабочего - их девять. Принцип управления - состоит в разработке и внедрении систем управления безопасностью на научных основах. Этот принцип лежит в основе профилактической работы по безопасности труда. Принцип плановости - устанавливает на определенные периоды направления деятельности по охране труда, количественные показатели - снижение уровня травматизма, заболеваемости, смертности по производственным причинам. Принцип адекватности включает в себя компетентность, деловые и организаторские качества рабочих служб охраны труда. Принцип обратной связи - требует получения объективной информации об условиях труда, охрану рабочих от вредных, опасных воздействий и всех ситуаций. Принцип эффективности - требует сопоставления фактических результатов с плановыми оценкам показателей. Принцип отбора кадров ("Кадры решают все!") Заключается в подборе специалистов по управлению безопасностью, которые имеют необходимые знания и навыки. Как правило, они должны одновременно иметь систему знаний в области техники, экономики, экологии, психологии, педагогики, промышленной санитарной. Принцип стимулирования требует обеспечения определенной оплаты труда по ее определенное количество. Принцип контроля - это система надзора и проверок объектов на их соответствие установленным требованиям безопасности. Принцип ответственности - за безопасность должна отвечать определенная ответственное лицо и каждый рабочий должен знать и выполнять свои функции. Нарушение этих принципов обязательно ведет к формированию и проявлению опасных и даже чрезвычайных ситуаций.

Технические принципы безопасности должны автоматически обеспечивать безопасность человеку в любом состоянии системы Человек-Машина, независимо от действий работника. Для этой группы характерно применение различных технических устройств - от очень простых, например ограждения опасной зоны, до очень сложных электронных устройств, в которых используются различные материалы, конструктивные особенности реле, блокираторы, автоматические сигнализаторы. При этом учитывают ряд свойств таких устройств. Устойчивость - обеспечение устойчивости материалов, конструкций, устойчивости технологий при возникновении экстремальной ситуации. Слабое звено - наличие специально созданного элемента, который разрушается при возникновении перегрузки в системе, препятствует разрушению всей системы (противовзрывные оконные проемы, клапаны, мембраны, предохранители). Недоступность - отделение ноксосферы от безопасной, где находится человек - гомосферы (ограждения - сетки, экраны, изоляция, всевозможные замки). Блокировка - обеспечивает невозможность функционирования любой системы, если не обеспечена безопасность - осуществляется за счет последовательного взаимодействия устройств безопасности, взаимосвязаны - механических, электрических, например с помощью реле.

С группой технических принципов связаны так называемые универсальные принципы безопасности - защита расстоянием, временем и веществом. Защита расстоянием - действие опасных, вредных факторов ослабевает или почти исчезает при увеличении расстояния между их источником и человеком (противопожарные разрывы, санитарно-защитные зоны). Защита временем -сокращение времени пребывания в условиях воздействия вредных и опасных факторов (сокращение продолжительности рабочей смены, увеличение времени для отдыха, перерывов). Защита веществом или экранирование - предполагает наличие экранов, преград между человеком и источником опасных, вредных факторов (различные экраны, рабочая одежда, обувь). Все эти принципы лежат в основе техники безопасности производственной и непроизводственной сфер деятельности человека.

Итак, принципы БЖД является основой менеджмента любого вида деятельности, имеют профилактическое значение, поскольку предотвращают проявления вредностей в любой сфере деятельности. Это теоретические основы безопасности, на которых основываются основные ее методы - статистический учет и анализ данных о травматизме, метод комплексного обследования объектов, профилактические методы. Использование совокупности всех принципов, прежде всего организационных, технических - условие обеспечения безопасности в любой сфере деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, быту, природе. Несоблюдение этих принципов становится основой для появления профессиональных вредностей, а следовательно возникновения профессиональных заболеваний, возникновение аварий, катастроф.

Важное значение в трудовом процессе имеют стандарты безопасного труда - международные, государственные, отраслевые, которые составляют организационную основу безопасного труда. На международном уровне стандартизация безопасного труда происходит по направлениям: ограничение использования и реализации вредных и опасных веществ; повышение требований к производственным процессам, которые могут причинить вред окружающей среде, здоровью человека; утилизация вредных и радиоактивных веществ; предоставление человеку своевременной и достоверной информации об опасности производственных процессов и продукции; определение допустимых уровней вещественного загрязнения и шума; требования к средствам индивидуальной защиты. По данным направлениям осуществляют свою деятельность технические комитеты Международной организации стандартизации, которые выдают стандарты группы ТК / ISO, а также комитеты Европейской организации стандартизации (TK / CEN). На основе международных стандартов принимаются и вводятся в действие государственные стандарты по безопасности труда. Таким образом, учитывая реакцию национальных комитетов по стандартизации, требований деловых и промышленных кругов, готовится почва для широкого внедрения международных стандартов систем управления безопасностью труда (МС СУОТ), известные как стандарты серии ISO 18000, ISO 14000, ISO 9000.

Вопрос

1. Как классифицируют факторы безопасности?

2. Охарактеризуйте все виды принципов, ориентирующих.

3. Как Вы понимаете значение организационных принципов?

4. Какова роль принципа нормирования?

5. На какие группы можно разделить технические принципы?

6. Охарактеризуйте стандарты безопасного труда.

С самого рождения человек сталкивается с различными опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Для того чтобы не подвергать собственную жизнь риску, каждый должен иметь определенный набор знаний, которые помогут защитить его от этих угроз и опасностей. Вопросами разработки правильных способов защиты от негативных технических и природных воздействий и безопасного взаимодействия людей с окружающей средой занимаются представители такой научной области, как безопасность жизнедеятельности. Эта статья поможет разобраться с тем, что такое БЖД, а также какие цели и задачи преследует эта дисциплина.

Определение и основные понятия

Перед тем как начать глобальное рассмотрение вопроса, что такое БЖД, для начала необходимо дать ему четкое определение. Итак, безопасность жизнедеятельности - это наука, которая рассматривает вопросы о взаимодействии человека с технической сферой, а также взаимодействие людей с природной средой. А также система БЖД включает в себя разработку основных правил и рекомендаций по защите человека от различных негативных факторов. Объектом безопасности жизнедеятельности является человек, а предметом изучения БЖД - выработка безопасного и комфортного существования людей.

Правила безопасного поведения, которые выводит эта наука, основываются на практическом опыте человечества, а также на теоретической основе других смежных наук.

В понятие БЖД также входит и одноименная школьная дисциплина, которой обучают детей с целью привития им знаний о возможных опасностях и угрозах. Основы БЖД помогают приобрести теоретический и практический опыт поведения в сложных или чрезвычайных ситуациях.

Задачи

После того как было дано определение, что такое БЖД, крайне важно понять, какие задачи ставит перед собой эта область знаний. Основными задачами этой дисциплины являются:

  • определение, классификация и оценка различных негативных воздействий внешней среды обитания;
  • предупреждение различных негативных воздействий;
  • ликвидация последствий негативного воздействия;
  • контроль за окружающей средой;
  • создание для человека комфортного и безопасного состояния внешней окружающей среды;
  • обучение людей правильному поведению в условиях угрозы или воздействия негативных факторов.

Таким образом, можно сказать, что задачи безопасности жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленный на защиту человека от различных негативных факторов.

Цели

Основополагающей целью БЖД является пропаганда знаний, направленных на уменьшение смертельных случаев, и сохранение здоровья людей, столкнувшихся с опасными внешними факторами. Безопасность жизнедеятельности является крайне важной наукой, так как благодаря ей есть возможность научить людей правильно действовать при угрозах.

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

Данная наука занимается определением и классификацией факторов, которые делятся на опасные и вредные. Вредными факторами являются те, которые приводят к ухудшению здоровья и могут понизить работоспособность человека, однако после отдыха человек приходит в норму, и его организм способен продолжать функционировать. Опасные факторы - это те, которые приводят к травматизму, нарушениям здоровья или смерти человека.

Оба этих фактора бывают природными и антропогенного характера. Опасные и вредные факторы делятся на биологические, химические, физические и психофизические.

Биологические факторы - это грибки, бактерии и вирусы, а также выбросы предприятий, биологическое оружие, средства для обработки растений и т. д.

Химические факторы - это вещества, которые вдыхает или употребляет человек, а также химическое оружие.

Физические факторы - это влажность и температура воздуха, солнечная радиация, скорость ветра, атмосферное давление, а также различные вибрации и шумы, ток, ионизирующее излучение, оружие массового поражения и т. д.

Психофизические факторы - это нервно-психологическое воздействие на человека.

Заключение

Подводя итог рассмотрению вопроса, что такое БЖД, следует отметить, что человек на протяжении всей жизни сталкивается с множеством опасных и вредных факторов. Отсутствие теоретического и практического опыта защиты собственной жизни может привести к летальному исходу, что в сумме создает угрозу повышения уровня смертности.

Каждый человек должен самостоятельно взять на себя ответственность за свою безопасность с целью сохранения собственной жизни людей. А для того чтобы понимать, как правильно вести себя при угрозах, поможет заблаговременное и тщательное изучение такой дисциплины, как безопасность жизнедеятельности.

Для оценки степени воздействия факторов техносферы на че-ловека и выработки концепции защиты необходимо рассмотреть механизмы воздействия различных факторов на человека и воз-можные последствия этого воздействия. Поскольку негативные факторы среды обитания в концентрированной форме присутст-вуют именно в производственной среде, изложение ведется в первую очередь применительно к профессиональной деятельно-сти человека.

Во всех перечисленных видах трудовой деятельности чело-век подвергается воздействию различных по своей природе фак-торов производственной среды и самого трудового процесса. Многие из этих факторов присутствуют и в жилой, и в городской среде. С позиций методологии нормирования факторов защиты человека от их воздействий принято разделять факторы на две группы - вредные и опасные. Определения опасного и вредного фактора применительно к производственной среде приведены в ГОСТ 12.0.002-80.

Опасный фактор - фактор среды обитания, способный при определенных условиях привести к травме или любому другому внезапному, резкому ухудшению здоровья че-ловека. Вредный фактор - фактор среды обитания, способный при определенных условиях вызвать заболевание при длительном воздействии на человека или оказать негативное воздействие на его потомство. Вредные факторы обладают способностью стано-виться опасными при высоких уровнях или при длительном воз-действии. Например, звук, создаваемый авиационным реактивным двигателем, способен привести к разрыву барабанной перепонки, то есть вызвать травму, тогда как звуки, создаваемые производст-венным оборудованием, относятся к шуму, являющимся вредным фактором. В настоящее время насчитывается более 100 различных по своей природе опасных и вредных факторов. Все факторы объ-единены в группы по природе воздействия на человека.

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 выделяют четыре группы опас-ных и вредных факторов (опасные факторы выделены курсивом).

Физические: движущиеся части машин и механизмов и сами машины, острые кромки предметов, нахождение на высоте, пе-регретые или переохлажденные поверхности, способные вы-звать термический или холодовый ожог, повышенная запылен-ность воздуха, повышенная или пониженная температура возду-ха, повышенный уровень шума, повышенный уровень вибрации, повышенный уровень инфразвуковых колебаний, повышенный уровень ультразвука, повышенное или пониженное барометриче-ское давление и его резкое изменение, повышенная или пони-женная влажность воздуха, повышенная или пониженная под-вижность воздуха, повышенная или пониженная ионизация воз-Духа, повышенный уровень ионизирующих излучений, опасный уровень напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромаг-нитных излучений, повышенная напряженность электрического поля, повышенная напряженность магнитного поля, отсутствие или недостаток естественного света, недостаточная освещен-ность, повышенная яркость света, пониженная контрастность, прямая и отраженная блесткость, повышенная пульсация свето-вого потока, повышенный уровень ультрафиолетовой радиации, повышенный уровень инфракрасного (теплового) излучения.

Химические факторы: различные химические вещества, ко-торые объединяются в следующие подгруппы:

По характеру воздействия на организм человека - общеток-сические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию;

По пути проникания в организм человека - действующие через дыхательные пути, действующие через пищеварительную систему, действующие через кожный покров.

Подробнее механизмы воздействия химических веществ на человека рассмотрены в следующем разделе. Многие химические вещества, в зависимости от количества, попавшего в организм человека, могут быть как опасными, так и вредными факторами.

Биологические факторы: биологические объекты, воздей-ствие которых на работающих вызывает травмы или заболевания, микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, гри-бы, простейшие) и макроорганизмы (растения и животные). Био-логический фактор в зависимости от вида тоже может быть опас-ным или вредным.

Психофизиологические факторы по характеру действия подразделяются на следующие подгруппы: физические перегруз-ки, нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки под-разделяются на статические, динамические и гиподинамию. Нервно-психические перегрузки в свою очередь подразделяются на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки и монотонность труда.

Перечисленные опасные и вредные факторы характерны в первую очередь для производственной среды трудового процес-са, но могут присутствовать в городской и бытовой среде.

В настоящее время известно около семи миллионов химических веществ и соединений, из которых 60 тысяч находят применение в деятельности человека. На международном рынке в последнее время ежегодно появляется от 500 до 1000 новых химических соединений и смесей. Химические загрязнения помимо их "производителя" - человека - оказывают негативные воздействия на растительный и животный мир, материалы, строения и конструкции, произведения искусства и исторические памятники.

Химические вещества по негативным последствиямих воздействия человека имеют следующую классификацию:

общетоксические (ядовитые) - вызывающие отравление всего организма (оксид углерода, цианистые соединения, свинец, ртуть, бензол, мышьяк и его соединения и другие);

раздражающие - вызывающие раздражение дыхательного тракта и слизистых оболочек (хлор, аммиак, сернистый газ, фтористый водород. оксиды азота, озон, ацетон и другие);

сенсибилизирующие - действующие как аллергены (формальдегид, растворители и лаки на основе нитросоединений и другие);

канцерогенные - вызывающие раковые заболевания (никель и его соединения, амины, оксиды хрома, асбест и другие);

мутагенные - приводящие к изменению наследственной информации. (свинец, марганец, радиоактивные вещества и другие);

влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (ртуть, свинец, марганец, стирол, радиоактивные вещества и другие).

Ряд вредных веществ (в основном пыли) оказывают на организм человека преимущественно фиброгенное действие, вызывая раздражение cлизистых оболочек дыхательных путей и оседая в легких, практически не попадая в круг кровообращения вследствие плохой растворимости в биологических средах (в крови, лимфе).

В организм человека химические вещества могут проникать через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Среди химических веществ, представляющих опасность для человека условно выделяют отдельные группы, получившие специфические названия например, ксенобиотики, вредные вещества, тяжелые металлы, ядохимикаты, пыли, сильнодействующие ядовитые вещества и другие.

Ксенобиотиками, то есть чуждыми жизни называют вещества искусственного происхождения, которые наносят вред естественной среде обитания и человеку. Как правило, искусственно созданные химические соединения, предметы, различные отходы обладают особыми свойствами, не совместимыми с экологическими системами и характеристиками самого человека. Они имеют конечный срок полезного использования, разлагаются очень медленно, загрязняют атмосферу, гидросферу, почву, непосредственно или косвенно оказывают отрицательное влияние на людей и все живое (пластиковые бутылки).

Среди химических веществ, загрязняющих внешнюю среду (воздух, воду, почву), тяжелые металлы и их соединения образуют значительную группу токсикантов, оказывающих существенное неблагоприятное воздействие на человека. Опасность тяжелых металлов обусловлена их устойчивостью во внешней среде, растворимостью в воде, сорбцией почвой, растениями, что в совокупности приводит к накоплению тяжелых металлов в среде обитания человека.

Термин "тяжелые металлы" связан с высокой относительной атомной массой. Одним из признаков, которые позволяют относить металлы к тяжелым, является их плотность. К тяжелым металлам относятся химические элементы с относительной плотность более 6. Таких элементов более 40. Число наиболее опасных тяжелых металлов с учетомих токсичности, стойкости и способности накапливаться во внешней среде, а также масштабах распространения, значительно меньше. Это - ртуть, свинец, кадмий, кобальт, никель, цинк, олово, сурьма, медь, молибден, ванадий, мышьяк.

Поступление тяжелых металлов в окружающую среду происходит в виде газов и аэрозолей (возгон металлов и пылевидные частицы) и в жидком виде (технологические сточные воды). Рассеивание металлов может происходить на сотни и тысячи километров, приобретая межконтинентальные масштабы, особенно при сжигании минерального топлива и выбросах в атмосферу при высокотемпературных технологических процессах (металлургии, обжиге цементного сырья и т.п.). Значительная часть полезных компонентов рудных ископаемых рассеивается при транспортировке, обогащении, сортировке. Миграция (подвижность) элементов зависит от летучести и растворимости соединений, температуры, кислотно-щелочного равновесия, других факторов. Установлено, что процесс накапливания тяжелых металлов в почве идет быстрее, чем их удаление. Период полуудаления из почвы цинка составляет 500 лет, кадмия - 1100 лет, меди - 1500 лет, свинца - несколько тысяч лет.

Тяжелые металлы и их соединения могут поступать в организм человека через легкие, слизистые оболочки, кожу и желудочно-кишечный тракт.

Тяжелые металлы особенно опасны ввиду своей способности к биоаккумуляции. Биоаккумуляция заключается в том, что малые дозы, получаемые в течение длительного времени, накапливаются в организме, создают в итоге токсичную концентрацию и наносят ущерб здоровью. Тяжелые металлы, как простые химические элементы, невозможно разрушить в результате химических процессов, которые протекают в нашем организме. Кроме того, тяжелые металлы прочно связываются с белками и поэтому не выводятся из организма с мочой. Биоаккумуляция может усугубляться в пищевой цепи. Организмы, находящиеся в ее основе, поглощают химикаты из внешней среды и аккумулируют их в своих тканях. Питаясь этими организмами, животные следующего трофического уровня получают исходно более высокие дозы, накапливают более высокие концентрации и т.д. В результате на вершине пищевой цепи концентрация химиката в организмах может стать в 100 тысяч раз больше, чем во внешней среде. Такое накопление вещества при прохождении через пищевую цепь называют биоконцентрированием.

В начале 1970-х произошел трагический эпизод, известный как болезнь Минаматы, продемонстрировавший возможность биоаккумуляции ртути и др. тяжелых металлов Болезнь носит название маленького рыбацкого поселка в Японии. В середине 1950-х годов в Минамате у кошек стали замечать судороги, за которыми следовал частичный паралич, а затем – кома и смерть. Сначала думали. Что страдают только кошки, особого значения этому не придавали. Однако, когда такие же симптомы стали проявляться у людей, беспокойство быстро возросло. Кроме того. стали замечаться случаи умственной отсталости, психические расстройства и врожденные дефекты. Со временем специалисты установили причину: острое ртутное отравление.

Химическое предприятие, расположенное неподалеку, сбрасывало содержащие ртуть отходы в реку, впадавшую в залив, где рыбачили жители Минаматы. Оседавшую с детритом ртуть сначала поглощали бактерии, а затем она концентрировалась в пищевой цепи, попадая через рыб к кошкам и людям. Кошки пострадали в первую очередь, потому что питались исключительно остатками рыбы. К тому времени, когда ситуация была взята под контроль, погибли около 50 человек, еще 150 получили серьезные заболевания костей и нервной системы. До сих пор о трагедии напоминают уродливые тела и умственная отсталость жителей Минаматы.

Человек создал много химических препаратов, преследуя свои хозяйственные и иные цели. Многочисленную группу ядохимикатов представляют пестициды.

Ставшая уже классикой история ДДТ, широко применявшегося в 1950-1950 годы, иллюстрирует существующую угрозу.

В 1938 г. швейцарский химик Пауль Мюллер натолкнулся на дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ), синтезированный за полвека до этого.

ДДТ оказался чрезвычайно токсичным для насекомых, и, казалось, относительно безвредным для человека и животных. Производить его было совсем не дорого. Он обладал широким спектром действия, т.е. использовался против многих видов вредителей и был очень стоек, т.е. с трудом разрушался в окружающей среде и обеспечивал продолжительную защиту. Это свойство давало дополнительную экономия, т.к. отпадала необходимость в дополнительных затратах труда и материала на неоднократные обработки.

ДДТ был настолько эффективен, что снижение численности вредителей во многих случаях привело к резкому росту урожаев. В сельском хозяйстве смогли отказаться от более трудоемких методов борьбы, в частности от севооборота и уничтожения остатков, смогли выращивать менее устойчивые, но более урожайные сорта, распространить некоторые культуры в новые климатические зоны, где ранее они были бы погублены насекомыми.

Кроме того, ДДТ оказался эффективным в борьбе против насекомых, переносящих инфекции. Например, во время второй мировой войны военные использовали его против вшей, переносящих сыпной тиф, и результате эта война стала первой, в которой от тифа погибло меньше людей, чем от ранений.

Всемирная организация здравоохранения при ООН распространяла ДДТ в тропических странах для борьбы с комарами и достигла заметного сокращения смертности от малярии. Достоинства ДДТ казались столь выдающимися, что в1948 году Мюллер получил за свое открытие Нобелевскую премию.

Однако в 1950-60 годы орнитологи заменили катастрофическое сокращение популяций многих видов птиц, соответствующих вершине пищевых цепей. Рыбоядные птицы, например, белоголовый орлан и скопа, так пострадали, что возникла угроза их полного исчезновения. Исследования показали, что проблема связана с размножением: яйца разбивались в гнезде до вылупления птенцов. Оказывается, скорлупа этих яиц содержала высокие концентрации ДДТ. ДДТ влияет на обмен кальция, а в результате птицы откладывают яйца с тонкой скорлупой. Дальнейшие исследования показали, что птицы получали высокие дозы ДДТ в процессе биоконцентрирования в пищевых цепях. На рыбоядных птиц он влияет сильнее всего, так как огромные количества ДДТ стекают в водоемы, где в длинных пищевых цепях происходит его многоступенчатое биоконцентрирование.

ДДТ накапливается в жировых отложениях человека и практически всех остальных животных, включая арктических тюленей и антарктических пингвинов. Период полураспада ДДТ – 20 лет.

Гербициды (от herba - трава) - химические вещества из группы пестицидов, предназначенные для избирательного уничтожения нежелательной растительности. Применение гербицидов заменяет прополку сорняков. Многие из них, попадая в почву и водоемы, оказывают токсическое действие и могут вызывать гибель животных, растений, людей. Использование гербицидов во многих странах регламентировано законом.

Дефолианты (от foimm - лист) - химические вещества (диоксин, бутифос и т.д.), предназначенные для провоцирования искусственного опадания листвы растений (например, для облегчения механизированной уборки хлопка). Без строжайшего соблюдения доз и мер предосторожности дефолианты представляют серьезную опасность для человека и животных.

Зооциды - химические вещества, предназначенные для уничтожения вредных животных-грызунов, в частности, мышей и крыс.

Инсектициды (от insectum - насекомые) - пестициды, предназначенные для борьбы с нежелательными (с точки зрения человека) в хозяйствах и природных сообществах насекомыми.

Фунгициды (от fungus - гриб) - химические вещества, предназначенные для борьбы с грибами-возбудителями болезней, разрушающими древесные конструкции и повреждающими хранящиеся материальные ценности.

Детергенты (от deiergeo - стираю) - химические соединения, понижающие поверхностное натяжение воды и используемые в качестве моющего средства или эмульгатора. Детергенты - широко распространенные и опасные для человека, животных и растений, химические загрязнители воды, водоемов, почв.

Пыль. Появление механических примесей - пыли - в атмосфере связано с выделением различными природными или техногенными источниками тонкодисперсных частиц отложений или разрушенных материалов органического и неорганического происхождения.

По среднему размеру частиц (диаметру) различают пыль:

макроскопическую (более 10 мкм), выпадающую из неподвижного воздуха с возрастающей скоростью;

микроскопическую (0,25-10 мкм), оседающую с постоянной скоростью;

ультрамикроскопическую (0,01-0,25 мкм), не оседающую в результате броуновского движения;

субмикроскопическую (менее 0,01 мкм).

Время падения частиц пыли в неподвижном воздухе с высоты 1м в зависимости от размера изменяется от 2,2 мин (более 10 мкм) до 3,5 (1 мкм) и 46 ч (0,2 мкм).

Наиболее вредной для организма человека является пыль размером 0,2 -5 мкм. Пыль меньшего размера может удаляться из легких вместе с выдыхаемым воздухом, большего (до 12 мкм) - задерживаться в верхних дыхательных путях.

Вредное воздействие пыль оказывает на органы дыхания, пищеварения, кожные покровы, слизистые оболочки и глаза в форме пневмокониозов, отравлений и опухолей, дерматитов и экзем, конъюнктивитов. Ядовитые пыли (свинец, цинк, мышьяк и другие) действуют преимущественно на органы пищеварения, слизистые оболочки и глаза, неядовитые - засоряют верхние дыхательные пути, вызывают бронхиты, гнойничковые заболевания кожи. Наиболее частыми являются заболевания бронхитом и пневмокониозом Бронхиты возникают при задержке крупных частиц (более 5 мкм) в верхних дыхательных путях, пневмокониозы - заболевания органов дыхания с изменением ткани - возникают в результате действия пыли размером частиц менее 5 мкм.

Сильнодействующие ядовитые вещества. Специалисты в области военного дела и гражданской обороны выделяют особую группу веществ сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). СДЯВ - это образующиеся в больших количествах в промышленности, на транспорте, на складах, при военных действиях химические соединения, способные при авариях переходить в атмосферу и вызывать массовое поражение (отравление) людей животных, а также заражать окружающую среду.

Особенностями СДЯВ являются:

способность по направлению ветра переноситься на большие расстояния, в результате чего вызывать массовые поражение людей;

объемность действия, то есть способность зараженного воздуха проникать в негерметизированные помещения;

большое разнообразие СДЯВ, что создает трудности в создании средств индивидуальной защиты;

способность многих СДЯВ оказывать не только непосредственное действие, но и заражать людей посредством воды, продуктов, окружающих предметов.

Объекты экономики, при авариях или разрушениях которых могут произойти массовые поражения людей, животных и растений СДЯВ, относят к химически опасным объектам. Всего в России функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными запасами аварийно химически опасных веществ.

К химически опасным объектам относятся:

  • Предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности,
  • Пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, к которых в качестве хладагента используется аммиак,
  • Очистные сооружения, использующие к качестве дезинфицирующего вещества хлор,
  • Железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильнодействующими ядовитыми веществами, а также станции, где производят разгрузку и выгрузку СДЯВ,
  • Склады и базы с запасом химического оружия или ядохимикатов для дезинфекции, дезинсекции и дератизации,
  • Газопроводы.

На отдельных объектах может находиться от нескольких сот до нескольких тысяч тонн АХОВ. Суммарный запас на предприятиях достигает 700 тыс. тонн. Около 70% предприятиях химической промышленности и почти все предприятиях нефтехимической промышленности сосредоточены в крупных городах с населением свыше 100 тыс. чел. Общая площадь территории России, на которой может возникнуть химическое заражение, составляет около 300 тыс. кв. км. с населением около 59 млн. чел. Особую опасность представляют ХОО, связанные с хранением химического оружия. Оно запрещено и подлежит уничтожению согласно международной конвенции, которая была ратифицирована Россией в 1997 году. Однако до сих пор на территории нашей страны располагается? баз хранения этого оружия, на которых хранится 40 тыс. тонн отравляющих веществ высочайшей поражающей способности.

Опасные химические вещества хранятся и транспортируются в специальных герметически закрытых резервуарах, танках, цистернах.

При этом в зависимости от условий хранения они могут быть в газообразном, жидком и твердом агрегатном состоянии. При аварии выброс газообразного вещества ведет к очень быстрому заражению воздуха. При разливе жидких химических веществ происходит их испарение и последующее заражение атмосферы. При взрывах твердые и жидкие вещества распыляются в воздухе, образую твердые (дым) и жидкие (туман) аэрозоли. Все СДЯВ, заражающие воздух, проникают в организм через органы дыхания (ингаляционный путь). Многие могут вызвать поражения путем проникновения через незащищенные кожные покровы (перекутанные поражения), а также через рот (пероральные поражения при употреблении зараженной воды и пищи).

Облако СДЯВ, передвигаясь по ветру, создает зону заражения (33).

Зона заражения - это территория непосредственного воздействия СДЯВ, а также местность, в пределах которой распространилось облако СДЯВ с поражающей концентрацией. Масштабы 33 (глубина и площадь) зависят от величины аварийного выброса, физико-химических и токсических свойств вещества, метеоусловий (температура воздуха, скорость ветра, степень вертикальной устойчивости воздуха), характера местности (рельеф, растительность, застройка) и т.п. Внешние границы 33 определяются по пороговой ингаляционной токсодозе, вызывающей начальные симптомы поражения. Важнейшей характеристикой опасности СДЯВ является относительная плотность их паров (газов). Если плотность пара какого-либо вещества меньше 1,0 (легче воздуха), он будет быстро рассеиваться. Большую опасность представляют СДЯВ, относительная плотность паров которых больше 1: они дольше удерживаются у поверхности земли, накапливаются в различных углублениях местности, их воздействие на людей и окружающую среду является более продолжительным и опасным.



Просмотров