Требования на должность прокурора. Федулов А.В. Прокурорский надзор Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и порядок приема на службу в органы прокуратуры. Изменения и поправки
Общее понятие о прокуратуре. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре. Психологические аспекты работы прокурора. Порядок привлечения прокуроров к ответственности.
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Допущено к защите
Зав. кафедрой
________________________
« ___ « ___________ 2008 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Работники прокуратуры и предъявляемые к ним требования
Специальность 030501 «Юриспруденция»
Выполнил: Студент I курса очного отделения
группы Ю-101 Филиппов Сергей Васильевич
Научный руководитель: доцент, к. ю. н.
Дмитриева А.А.
г. Челябинск, 2008 г. -
содержание введение 3- §1. Общее понятие о прокуратуре 5
- §2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора 9
- §3. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре 12
- §4. Психологические аспекты работы прокурора 14
- §5. Порядок привлечения прокуроров к ответственности 26
- заключение 36
- библиография 38
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» 17 января 1992 года № 2202-1 (в ред. Федеральных законов от 17.11. 1995 № 168-ФЗ, от 10.02. 1999 № 31-ФЗ, от 19.11. 1999 № 202-ФЗ, от 02.01. 2000 № 19-ФЗ, от 29.12. 2001 № 182-ФЗ, от 28.06. 2002 № 77-ФЗ, от 25.07. 2002 № 112-ФЗ, от 05.10. 2002 № 120-ФЗ, от 30.06. 2003 № 86-ФЗ, от 22.08. 2004 № 122-ФЗ, от 15.07. 2005 № 85-ФЗ, от 04.11. 2005 № 138-ФЗ, от 02.03. 2007 № 24-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02. 2000 № 3-П, от 11.04. 2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12. 2000 № 150-ФЗ, от 30.12. 2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07. 2002 № 13-П, от 18.07. 2003 № 13-П)
В соответствии со ст.ст. 40, 40.1, 40.2, 40.3 ФЗ «О прокуратуре РФ»:
Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.
Прокурорами могут быть:
Граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемы на них служебные обязанности.
Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на службе, если оно:
имеет гражданство иностранного государства;
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.
Генеральный прокурор вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
Также на прокуроров распространяются ограничения и запреты, установленные ст.ст. 16, 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», прокуроры ежегодно представляют сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных ими доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера в порядке, установленном названным ФЗ.
Требования, предъявляемые к прокурорским работникам.
Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Эти требования таковы:
1. Гражданство РФ. Прокурорами и следователями могут быть только граждане только РФ. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ").
2. Характер и уровень образования. Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Законом допускается, что на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
3. Моральные и деловые качества. Систематизированные перечни профессиональных качеств прокуроров и следователей нормативно не определены, в том числе в силу сложности этой задачи. Указание на необходимость таких качеств, а также перечисление отдельных из них содержится в ряде положений, приказов, указаний и инструкций Генерального прокурора РФ, в некоторых методических указаниях по вопросам кадровой работы в органах прокуратуры. В них в различной мере отражены требования общего характера, предъявляемыми ко всем прокурорским работникам. В соответствующих документах обычно отмечаются добросовестность, дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность, скромность, трудолюбие, требовательность к себе и самокритичность, исполнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость. Помимо этих нравственных свойств личности, при установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности в соответствующей сфере (участие в судебном разбирательстве, надзор за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы и т.д.) с учетом иерархического уровня органа прокуратуры в прокурорской системе.
Для кандидатов на должность прокурора или следователя прокуратуры в качестве критерия пригодности выделяется также наличие у такого лица безупречной репутации. Прежде всего, по этой причине в законе прямо установлено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока и если имеет или имело судимость.
4. Состояние здоровья. С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда прокурорских работников, нередко связанных с риском для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению ими служебных обязанностей. Ограничение на доступ к службе в прокуратуре распространяется на лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.
5. Другие требования. Не может быть принято на службу и находиться на этой службе лицо, которое:
Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
Отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует данное лицо, связано с использованием таких сведений.
Для определенных категорий работников органов прокуратуры законом установлены дополнительно требования по возрасту и стажу работы. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Кадры прокуратуры - это входящие в ее состав сотрудники, состоящие на определенных должностях органов и учреждений прокуратуры. Они являются федеральными государственными служащими и именуются "прокурорскими работниками" (п. 1 ст. 40, ст. 54 Закона о прокуратуре).
Отличительной особенностью прокурорских работников является то, что все они имеют или классный чин, или воинское звание. В зависимости от характера выполняемой работы, объема прав и обязанностей можно выделить следующие группы прокурорских работников:
а) прокуроры, в том числе военные прокуроры - лица, занимающие прокурорские должности. К ним относятся Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (заместители прокуроров, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров и другие лица);
б) научные и педагогические работники учреждений прокуратуры;
в) все другие прокурорские работники, имеющие классные чины или воинские звания.
В органах прокуратуры состоят на службе и другие лица: государственные гражданские лица, но не имеющие классных чинов (воинских званий); лица, которые состоят на должностях, не относящихся к должностям государственных служащих. Хотя они и относятся к кадрам прокуратуры, но на них правовой статус прокурорских работников не распространяется. Трудовая деятельность таких работников регулируется только законодательством РФ о труде.
Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров. Правоохранительная сущность службы в органах прокуратуры предопределяет высокие требования к моральным, деловым и профессиональным качествам се сотрудников. Эти требования учитываются уже на этапе отбора лиц в число кандидатов на замещение должностей прокурорских работников.
Особые требования при этом предъявляются к лицам, назначаемым на должности прокуроров. Они сформулированы в законодательстве о государственной службе и конкретизированы Законом о прокуратуре (ст. 40.1). Условно эти требования можно разделить на две группы:
Общие требования, которые касаются гражданства кандидата, знания им государственного языка, образования, моральных и профессиональных качеств, состояния здоровья;
Специальные требования, которые касаются возраста, стажа работы, прохождения воинской службы и др.
В соответствии с общими требованиями прокурорами могут быть граждане Российской Федерации. Наличие у лица гражданства иностранного государства является препятствием для службы в прокуратуре. Кандидат на должность прокурора должен владеть государственным языком РФ (таковым является русский язык); иметь высшее образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Допускается в исключительных случаях назначать на должность помощников прокуроров прокуратур районного звена лиц, обучающихся в юридическом вузе, после окончания третьего курса.
андидат на должность прокурора должен обладать безупречной репутацией, необходимыми профессиональными и моральными качествами, соответствующими высокому статусу прокурорского работника. Речь идет о таких качествах, как неподкупность и честность, уравновешенность, принципиальность. Лица, совершающие поступки, подрывающие их репутацию, неуравновешенные, склонные к порочным увлечениям, пренебрежительно относящиеся к окружающим, не умеющие слушать других и слышать их, не могут претендовать на должности прокуроров.
Не может быть принято на службу в органы прокуратуры лицо, если оно лишено решением суда права занимать государственные должности, имеет или имело судимость. К кандидату предъявляются повышенные требования к состоянию его здоровья. И если у него имеется заболевание, препятствующее исполнению обязанностей, которые на него могут быть возложены, такое лицо не может быть принято на службу в прокуратуру.
Специальные требования учитываются при рассмотрении кандидатуры на конкретную прокурорскую должность. Одно из требований касается возраста кандидата. Так, на должность прокурора прокуратуры районного звена может быть назначено лицо не моложе 25 лет, на должность прокурора субъекта - не моложе 30 лет.
Законом установлен предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах прокуратуры - 65 лет. Решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры срок пребывания в должности может быть продлен до 70 лет.
Еще одно требование касается опыта работы по специальности. Так, на должность прокурора прокуратуры районного звена может быть назначено лицо, имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет; на должность прокурора субъекта РФ - не менее пяти лет.
Военным прокурором может быть назначен гражданин Российской Федерации, годный по состоянию здоровья к военной службе, поступивший на военную службу и имеющий офицерское звание.
49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
порядок их назначения на должность.
К лицам, назначаемым на должности прокуроров, предъявляются следующие требования:
Гражданство РФ
Высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную
Необходимые профессиональные и моральные качества
Способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности военных прокуроров могут назначаться лица, отвечающие вышеуказанным требованиям, а также годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу и имеющие офицерские звания
По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3-х лет.
Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.
Не могут быть приняты на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе следующие лица:
1. имеющие гражданство иностранного государства
2. признанные решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
3. имеющие заболевание, которое препятствует поступлению на службу в органы прокуратуры и исполнению ими служебных обязанностей;
4. имеющие или имевшие судимость;
5. состоящие в близком родстве с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6. лишенные решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
7. отказывающиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Порядок назначения прокуроров на должность и освобождения от должности:
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий - 5 лет.
Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.
Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Заместители прокуроров субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Заместители прокуроров городов и районов назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами субъектов РФ.
Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
Лица, получившие высшее юридическое образование на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, прокурорские работники, окончившие обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или организациях прокуратуры не менее пяти лет.
При увольнении из органов или организаций прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с организационно-штатными мероприятиями, избранием или назначением на должность в органах государственной власти и органах местного самоуправления, указанными липами полностью возмещаются затраты на их обучение.
Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окончания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шеста месяцев по соглашению сторон.
Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора.
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Допущено к защите
Зав. кафедрой
________________________
« ___ « ___________ 2008 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Работники прокуратуры и предъявляемые к ним требования
Специальность 030501 «Юриспруденция»
Выполнил: Студент I курса очного отделения
группы Ю-101 Филиппов Сергей Васильевич
Научный руководитель: доцент, к. ю. н.
Дмитриева А.А.
г. Челябинск, 2008 г. -
введение. 3
§1. Общее понятие о прокуратуре. 5
§2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора 9
§3. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре. 12
§4. Психологические аспекты работы прокурора. 14
§5. Порядок привлечения прокуроров к ответственности. 26
заключение. 36
Прокуратура являет собой особый вид органа государственной власти, не относящегося ни к одной из трёх ветвей власти: ни к законодательной, поскольку она не занимается такой деятельностью, как принятие законодательных актов; ни к исполнительной, так как прокуратура не входит в состав Правительства Российской Федерации; ни к судебной, так как прокуратура не осуществляет деятельность, связанную с отправлением правосудия. Она занимает особое место в системе государственного устройства, являясь независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в Российской Федерации
Служба в органах и учреждениях прокуратуры также регламентируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ, разделом V«Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры», а также иными нормативно правовыми актами в зависимости от специфики отрасли прокурорского надзора и т.п. Статья 40 вышеуказанного Закона оговаривает основные положения, касающиеся работы в органах прокуратуры России:
Данная служба представляет собой вид федеральной государственной службы
Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Российской Федерации с учётом некоторых особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»: В соответствии с Законом контракт на замещение должности федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры может заключаться с гражданином на неопределённый срок, на определенный срок и на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. При приеме выдвигаются ряд требований к образованию, к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, к знаниям, навыкам и умениям. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» Военные прокуроры и следователи подпадают под действие ряда специальных нормативных правовых актов, в том числе они поощряются и несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако и здесь право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы военных прокуратур состоят на действительной военной службе, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения военной службы. Военные прокуроры, как военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами и федеральными законами. Воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров - Президентом РФ, до полковника или капитана I ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военные прокуроры и следователи входят в единую систему органов прокуратуры, но несут дисциплинарную ответственность по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил. Правом наложения на них дисциплинарных взысканий за нарушения воинской дисциплины и служебные проступки обладают только вышестоящий военный прокурор и Генеральный прокурор РФ. Увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с законом по представлению Главного военного прокурора.
Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и/или в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы. Подача и рассмотрение жалоб по трудовым вопросам вышестоящими прокурорами, а также при направлении в суд осуществляются в установленном законодательством порядке. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Это отражено в разделе XIII ТК РФ «Защита трудовых прав и свобод». По отдельным трудовым вопросам имеются специальные указания в нормативных правовых актах о порядке подачи и рассмотрения жалоб. Согласно Положению об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденному Приказом Генеральной прокуратуры РФ № 74 от 30 октября 1998 г., аттестуемый работник вправе подать в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с аттестацией, желании присутствовать на заседании комиссии и дать свои пояснения.