Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. Контроль за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел (милиции) по профилактике правонарушений несовершеннолетних Прокурорский надзор за законностью деятельности милиции и об

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда - необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.

В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам См. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. Второе изд. перераб. и доп. - М., 2006. - С. 162..

Статья 37 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I "О милиции" определяет, что контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Анализ правовых актов, регламентирующих деятельность милиции, показывает, что милиция подконтрольна органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из них осуществляет контроль с учетом тех полномочий, которыми она обладает.

а) Контроль за милицией со стороны Президента Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной (представительной) власти иными словами органами государственной власти, является важным элементом механизма гарантий успешного выполнения ею возложенных на нее задач и обязанностей. Он имеет своими конечными целями проверку исполнения милицией законодательства, устранения имеющихся в работе недостатков, повышения результативности ее деятельности.

Содержание контроля органов государственной власти за милицией во многом производно от содержания самой этой власти. Вместе с тем Закон прямо установил, что в сферу рассматриваемого контроля не входят уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная и административно-юрисдикционная деятельность милиции. Никто из перечисленных в анализируемой статье субъектов не вправе контролировать законность и обоснованность деятельности милиции по уголовным делам, делам оперативного учета, делам об административных правонарушениях, давать по ним какие-либо обязательные указания. Этим обеспечивается необходимая автономия правоохранительного механизма, исключается возможность использования правомочий милиции вразрез с ее целями и задачами, указанными в Законе.

При определении границ контроля, осуществляемого органами государственной власти за деятельностью милиции, нужно также исходить из принципов разделения властей в российском государстве и разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Деятельность милиции достаточно масштабна, разнохарактерна и сложна. Поэтому со стороны органов государственной власти возможен лишь контроль за основными, важнейшими параметрами деятельности милиции, прежде всего ее руководителей.

С учетом сказанного к основным направлениям контроля органов государственной власти за деятельностью милиции относится следующее:

Контроль за полнотой и эффективностью выполнения возложенных на милицию задач и обязанностей;

Контроль за соответствием деятельности милиции ее принципам, установленным Законом, таким, как уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, гласность, взаимодействие с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами;

Контроль за рациональным распределением и использованием людских, финансовых и материальных ресурсов милиции;

Контроль за подбором и расстановкой кадров милиции, состоянием их профессиональной подготовки;

Контроль за выполнением милицией конкретных решений, принятых в пределах своей компетенции органами государственной власти См.: Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч. - С. 232..

Президент Российской Федерации вправе осуществлять контроль как за работой милиции, так и органов внутренних дел в целом. Прежде всего, он вправе издавать указы, посвященные определенным аспектам их деятельности, чему предшествует изучение и проверка работы конкретных структур силами аппарата Администрации Президента. Кроме того, Президент обладает полномочиями подписывать законы, в том числе касающиеся деятельности милиции. На стадии предварительной проработки проводится тщательная экспертиза этих документов, что также может быть связано с проверкой деятельности милиции, прежде всего вопросов состояния правового регулирования работы ее определенных служб, соответствия рассматриваемого законопроекта Конституции РФ и иным федеральным законам. С учетом этого Президенту представляются соответствующие предложения, рассматривая которые он принимает собственное решение См.: Кваша Л.Ф., Мусаев А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". - М., 2003. - С. 195..

Соответствующие комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ проводят парламентские слушания, посвященные различным вопросам национальной безопасности России, по итогам которых принимаются заявления, где высказываются предложения о мерах, направленных на кардинальное решение проблем национальной безопасности России.

Помимо изучения документов, отражающих работу определенных структур милиции и аргументирующих варианты правовой регламентации их деятельности, Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности вправе организовывать и заслушивать информацию министра внутренних дел РФ как руководителя федеральной милиции, а также иных должностных лиц последней о тех мерах, которые они принимают, например, в сфере укрепления законности, проникновения криминальных элементов в органы государственной власти. По итогам такого заслушивания и обсуждения информации высокопоставленных должностных лиц милиции Российской Федерации Государственная Дума или Совет Федерации принимают постановление, в котором высказывают рекомендации Президенту и Правительству Российской Федерации по применению правовых документов, оптимизирующих работу правоохранных структур. Наряду с этим вносятся и определенные предложения органам государственной власти субъектов РФ, рекомендации Генеральному прокурору РФ, предложения руководителям правоохранительных органов, например, по вопросам их взаимодействия между собой.

Такие постановления предусматривают и поручения Комитетам по вопросам безопасности и обороны Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания, например, проанализировать ход исполнения ранее принятых подобного рода постановлений, проинформировав об этом депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации.

Характер контрольных полномочий Правительства Российской Федерации в рассматриваемой области предопределяется двумя обстоятельствами: 1) конституционным статусом Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации (ст. 110 Конституции Российской Федерации), и 2) вхождением милиции в систему органов исполнительной власти (ст. 1 Закона РФ "О милиции"). В силу этого контроль Правительства Российской Федерации за милицией носит по сравнению с охарактеризованными выше видами контроля более универсальный и непосредственный характер См.: Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч. - С. 234..

Основными направлениями правительственного контроля за деятельностью милиции выступают:

Контроль за исполнением и соблюдением милицией законодательства, регулирующего ее деятельность;

Контроль за ходом реализации федеральных программ борьбы с преступностью, постановлений и распоряжений Правительства РФ, относящихся к деятельности милиции;

Контроль за обоснованностью расходования милицией бюджетных средств и выполнением бюджетных обязательств;

Контроль за состоянием управления и распоряжения находящимися в ведении милиции объектами федеральной собственности;

Контроль за реализацией в милиции государственной политики в области здравоохранения, образования, науки, социального обеспечения;

Контроль за выполнением милицией международных обязательств Российской Федерации.

В компетенцию Правительства Российской Федерации входит также проверка соответствия нормативных правовых актов МВД России, касающихся деятельности милиции, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. Она осуществляется главным образом в процессе их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.

Государственная регистрация введена для ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, и для актов, носящих межведомственный характер. Суть ее сводится к тому, что после подписания подобного рода нормативного правового акта он представляется в Минюст России. Там он оценивается на предмет соответствия Конституции Российской Федерации действующему законодательству, и ему присваивается соответствующий номер государственной регистрации. И только после этого, будучи официально опубликованным, данный акт вступает в силу. Если в представленном акте выявлены противоречия действующему законодательству, то он возвращается на доработку.

Порядок государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 33. - Ст. 3895..

Контроль за деятельностью милиции, осуществляемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ограничен как по своим масштабам, так и по содержанию.

Он распространяется преимущественно на деятельность милиции общественной безопасности и включает в себя три основных направления: 1) контроль за расходованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на содержание милиции; 2) контроль за исполнением нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, относящихся к компетенции милиции; 3) контроль за выполнением милицией обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации контролируется также соблюдение милицией порядка пользования и распоряжения объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, находящимися в ее ведении См.: Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч. - С. 234..

Отличие данного варианта контроля от ведомственного контроля в том, что при осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

б) Важным институтом обеспечения законности и дисциплины в деятельности милиции является внутриведомственный контроль, который осуществляется по двум направлениям:

Контроль за соблюдением законности со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими;

Контроль за соблюдением законности сотрудниками милиции в горрайорганах внутренних дел.

Организация контроля за соблюдением законности со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими является неотъемлемой составной частью организаторской работы в органах внутренних дел, важнейшим средством совершенствования их деятельности, укрепления законности и дисциплины и повышения культуры в работе. Контроль и проверка исполнения направлены на обеспечение своевременного выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел.

Контроль и проверки исполнения возлагаются на Организационно - инспекторский департамент МВД России См.: Приказ МВД России от 18 ноября 2004 г. № 751 "Вопросы Организационно-инспекторского департамента МВД России и непосредственно подчиненных подразделений" // Учебно-методические материалы. - М., 2005. - С. 21., руководителей главных управлений и управлений центрального аппарата, министров внутренних дел республик, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ и их штабов.

В настоящее время организовано несколько видов контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими. К ним относятся:

Инспектирование;

Контрольные проверки;

Комплексные выезды для оказания практической помощи;

Целевые (самостоятельные) выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, поверки жалоб, заявлений и другим вопросам;

Оперативно-зональный контроль;

Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности;

Заслушивание отчетов руководителей органов внутренних дел на заседаниях коллегий Главного Управления МВД России по Федеральным округам, МВД, УВД, ГУВД, УВДТ.

Инспектирование - это наиболее сложный и объемный вид внутриведомственного контроля, включающий в себя комплекс мер по изучению, проверки и оценки состояния оперативно - служебной деятельности департаментов и других подразделений центрального аппарата МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, образовательных и научно-исследовательских учреждений, горрайлинорганов внутренних дел, проводимой инспекторской комиссией непосредственно в органах внутренних дел.

Для определения эффективности принимаемых мер по устранению недостатков может быть проведена контрольная проверка. Она проводится по решению руководителя, назначившего инспекторскую проверку, в течении года, но не меньше шести месяцев после ее завершения. Контрольная проверка проводится в срок не более 15 суток.

Комплексный выезд - вид контроля, осуществляемый для оказания практической помощи органам внутренних дел, имеющим низкие результаты по основным показателям оперативно-служебной деятельности или работающим в сложных условиях. Состав комплексных групп определяется руководителями органов внутренних дел на основе анализа оперативной обстановки с учетом целей, задач и объема работы.

Целевой (самостоятельный) выезд - вид контроля, осуществляемый для оказания практической помощи в раскрытии и расследовании преступлений, решение вопросов по отдельным направлениям оперативно-служебной, производственно-хозяйственной деятельности, проверки писем, жалоб и заявлений, критический выступлений в печати и другим вопросам.

Оперативно-зональный контроль - вид контроля, осуществляемый, главным образом, управленческими (штабными) аппаратами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Задачами этого вида контроля является быстрое реагирование на изменения в оперативной обстановке курируемого органа или органов внутренних дел, а также повседневный контроль по некоторым линиям (показателям) работы органа.

Анализ состояния законности и дисциплины в органах внутренних дел свидетельствует о том, что количество правонарушений среди личного состава имеет тенденцию не к снижению, а, наоборот, к увеличению. К их числу относятся злоупотребления служебным поведением, взяточничество, вымогательство.

Все эти негативные моменты обусловлены невысоким уровнем внутриведомственного контроля, недостаточной полнотой и достоверностью учета правонарушений, совершенных сотрудниками милиции, нравственной и профессиональной деформацией некоторой части сотрудников, упущениями в воспитательной работе с личным составом.

Поскольку милиция входит в структуру министерства внутренних дел и его органов на местах, то начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности являются по должности заместителями начальника органа внутренних дел и подконтрольны ему. Это правило действует и на федеральном уровне. Начальник отдела внутренних дел осуществляет контроль за неуклонным соблюдением законности всеми работниками отдела и правомерностью их действий при исполнении ими служебных обязанностей. В свою очередь его заместители - начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности контролируют и оценивают работу тех подразделений, учреждений милиций; курирование которых входит в их компетенцию. Эти должностные лица вправе лично проверять выполнение функциональных обязанностей сотрудниками милиции. Речь идет о проверках соблюдения внутреннего распорядка, порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся полномочий. Как правило, в милиции практикуется индивидуальное заслушивание работников на оперативных совещаниях и коллегиях при руководителях различного уровня, вплоть до министра. Такому заслушиванию предшествует изучение материалов, находящихся в производстве у сотрудника милиции, личные беседы с ним, выяснение мнения граждан и сотрудников, с которыми он общается по службе и др. Если же проверяется работа руководителя службы, подразделения или учреждения милиции, то этому может предшествовать комплексная или целевая проверки, проводимые как вышестоящей структурой, так и специальными службами органов внутренних дел, созданных для выполнения штабных функций. Такие проверки могут носить плановый характер, а также проводиться внезапно, что характерно для реагирования на жалобы и заявления граждан и должностных лиц о нарушении работниками милиции законности.

В ходе контроля могут быть выявлены и факты нарушения служебной дисциплины, и образцовое исполнение обязанностей сотрудниками милиции. В первом случае может быть решен вопрос о наложении в соответствии со ст. 38-42 Положения о службе в ОВД РФ См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. 2000. - № 45. дисциплинарных взысканий. Во втором же случае предусматривается согласно ст. 36-37 этого документа поощрение сотрудников за успехи в служебной деятельности.

Поскольку милиция реализует такие виды правоохранительной деятельности, как административная, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная, контроль за деятельностью сотрудников оперативных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности осуществляется, согласно нормам КоАП РФ, УПК РФ, Федерального закона "Об ОРД" и ведомственных нормативных актов, регламентирующих соответствующие аспекты указанных выше видов правоохранительной деятельности, должностными лицами милиции, полномочия которых определены КоАП РФ, УПК РФ, Федеральным законом "Об ОРД" и иных правовых актов, правомерно конкретизирующих эти полномочия и устанавливающих их пределы. Нас в данной работе интересует, конкретно административная деятельность милиции.

Конкретно такой контроль проявляется в форме изучения материалов административных дел, материалов, на основании которых эти дела были возбуждены или заведены, оперативно-служебных и процессуальных документов, рассматривать и утверждать которые вправе соответствующие должностные лица милиции.

Особым аспектом контроля за деятельностью сотрудников милиции является рассмотрение компетентными руководителями милиции жалоб и заявлений, которые могут к ним поступать как в письменной форме, так и в процессе приема населения. По фактам жалоб и заявлений на неправомерные действия сотрудников милиции проводится служебное расследование, результаты которого оформляются официальным заключением. Гражданин, подавший жалобу или заявление, информируется о результатах ее проверки в письменной форме, объясняющей, как прореагировал орган внутренних дел на сообщенные им сведения.

Данные жалобы направляются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица милиции, действия (бездействие) которых обжалуются. К примеру, неправомерные действия начальника территориального отделения милиции могут быть обжалованы начальнику районного (городского) отдела внутренних дел См.: Инструкция об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденной приказом МВД России от 2 марта 1999 г. № 150 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. - № 11..

Все поступившие жалобы граждан должны быть зарегистрированы в делопроизводственном подразделении в день их поступления. На свободном от текста месте первой страницы письма ставится оттиск штампа органа внутренних дел, указываются дата поступления и регистрационный номер.

Конверты, в которых поступили письма, сохраняются в течение всего периода их разрешения, после чего уничтожаются.

Повторные жалобы регистрируются так же, как и первичные.

По общему правилу жалобы разрешаются в срок до 1 месяца со дня поступления в орган или лицу, обязанным разрешить их по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для изучения жалобы необходимо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы либо принять другие меры, сроки разрешения жалобы могут быть продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа или учреждения, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом заявителю.

Жалоба, не относящаяся к полномочиям органов и лиц, к которым она поступила, направляется в 5-дневный срок по принадлежности с извещением об этом заявителя, а при личном приеме ему должно быть разъяснено, куда следует обратиться.

Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения в те органы или тем должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

Ответы на жалобы дают руководители или другие уполномоченные на то должностные лица милиции в письменной или устной форме с указанием принятых по письму мер или доводов отклонения жалобы. В случае устного ответа составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам проверки жалобы. В карточке учета (журнале) делается отметка о том, что результаты проверки сообщены заявителю в личной беседе.

Обжалование действий сотрудника милиции его руководителем не исключает подачу жалобы прокурору либо в суд.

в) Судебный контроль. Судебная система выражается в защите и охране судами нормально функционирующих общественных отношений. Она включает механизм решения судами общей юрисдикции споров о праве и иных конфликтов путём отправления гражданского, уголовного и административного судопроизводства в особом процессуальном порядке. Такие принципы правосудия, как независимость, открытое судебное разбирательство, состязательность, равноправие сторон и другие, призваны обеспечить верховенство закона, незыблемость, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, интересов государства См.: Федеральный Конституционный закон от 31декабря 1996 г. № 1 - ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 1. - Ст. 1.. Особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд РФ, призванный защищать конституционный строй государства. Он рассматривает дела о конституционности нормативно - правовых актов, их соответствие действующей конституции, даёт общеобязательное толкование См.: Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1 - ФКЗ "О Конституционном суде РФ" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 13. - Ст.1447..

Судебный контроль выражается, прежде всего, в рассмотрение различного рода жалоб граждан и должностных лиц, касающихся деятельности служб, подразделений и учреждений милиции.

Контроль суда за деятельностью милиции проявляется и в том, что в ходе судебного следствия устанавливается законность и обоснованность решений, принятых дознавателями - сотрудниками специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности, сотрудниками оперативных подразделений криминальной милиции в ходе производства по уголовным делам в пределах их компетенции.

Особо следует упомянуть о Конституционном Суде Российской Федерации, который вправе проверять конституционность правовых актов, касающихся деятельности милиции. Так, на основании его решения был отменен Указ Президента РФ от 19 декабря 1991 г. "Об образовании министерства безопасности и внутренних дел РФ". Решающую роль здесь сыграл аргумент Конституционного Суда о том, что разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечивать конституционный демократический строй и служить одной из гарантий от узурпации власти.

Порядок судебного обжалования урегулирован Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866 - Й "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. - № 8. - Ст. 117.. В соответствии с ним каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих нарушены его права и свободы.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица.

Суд, принявший жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Установлены следующие сроки обращения с жалобой в суд:

в течение трех месяцев - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

в течение одного месяца - со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения жалобы суд может признать обжалуемое действие (решение) сотрудника милиции незаконным, отменив при этом примененные к гражданину меры ответственности либо иным путем восстановив его нарушенные права и свободы.

Удовлетворяя жалобу, суд решает также вопрос об ответственности сотрудников милиции, предусмотренной соответствующими законами, вплоть до внесения представления об увольнении.

Ответственность может быть возложена как на тех лиц, чьи действия признаны незаконными, так и на лиц, которыми предоставлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).

Гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Так, в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией ею Протокола № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане получили возможность обжаловать незаконные действия государственных органов, в том числе милиции, в Европейский суд См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. - № 14. - Ст. 2312..

В Европейский суд может обратиться с заявлением любое лицо, которое утверждает, что оно является жертвой нарушений прав, изложенных в Конвенции и протоколах к ней. Однако такое обращение, возможно, только после того, как в соответствии с общепризнанными нормами международного права были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения.

Европейский суд не принимает к рассмотрению никакие индивидуальные жалобы, которые: а) являются анонимными; б) уже были предметом его рассмотрения по существу; в) являются предметом другой процедуры международного разбирательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что контроль представляет собой систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. Контроль в деятельности ОВД имеет своей главной целью практическую организацию осуществления поставленных перед аппаратом ОВД и его отдельными звеньями задач. Контроль в деятельности ОВД является составной частью государственного управления. Осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Контроль является средством обеспечения законности, применяемым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления. Осуществление контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также и выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий.

Выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом при выполнении должностных обязанностей требований законности и служебной дисциплины, которые обеспечивают надлежащую организованность и готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по охране правопорядка, общественной безопасности, борьбе с преступностью, являются залогом повышения авторитета и престижа МВД России среди населения. Законность является основным принципом деятельности полиции .

Законность применительно к службе в органах внутренних дел – это точное и неуклонное соблюдение сотрудниками ОВД норм закона и подзаконных нормативных актов, устанавливающих основания и порядок реализации предоставленных им властных полномочий, при осуществлении внешневластной и внутриорганизационной служебной деятельности .

Причинами высокой значимости законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) являются следующие обстоятельства:

1) Органы внутренних дел (полиция) представляют собой самую многочисленную по количеству сотрудников и органов систему охраны прав. Граждане контактируют с ними значительно чаще, чем с прокуратурой, судом и иными правоохранительными органами. В связи с этим объективно существенная часть нарушений прав и свобод граждан имеет место именно в деятельности органов внутренних дел.

2) По отношению граждан к полиции определяется отношение граждан в целом к государственной власти, что требует постоянной оценки деятельности сотрудников полиции с позиций законности.

3) Органы внутренних дел (полиция) обладают внушительными властными полномочиями, в том числе и по применению мер административного принуждения и административной ответственности, издают в ходе административной деятельности большое количество актов управления, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, законность которых должна быть предметом постоянного внимания.

4) Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел и полиции не могут быть полностью урегулированы законодательно. Поэтому сотрудники наделены широкими дискретными полномочиями, свободой административного усмотрения, которая позволяет исполнять служебные полномочия наиболее эффективно, но в то же время ставит сложные задачи обеспечения законности и дисциплины.

5) Сотрудники органов внутренних дел обязаны соблюдать режим законности в условиях противодействия со стороны правонарушителей и граждан, нигилистически настроенных в отношении собственных обязанностей в сфере управления, что приводит к конфликтным ситуациям – источникам нарушения законности со стороны сотрудников органов внутренних дел.



Законность, как основной принцип деятельности органов внутренних дел и полиции, реализуется через следующие виды правовых действий сотрудников: а) правильное и точное выполнение законов и ведомственных нормативных актов; б) служебную деятельность, соответствующую интересам граждан, общества и государства; г) активное овладение и использование в службе правовых знаний и новейшей правовой информации; д) устранение противоправных проявлений в своем поведении; е) участие в предупреждении и пресечении противоправных действий со стороны граждан; ж) наиболее целесообразное поведение в рамках реализуемой нормы права.

Основными способами обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел являются контроль со стороны уполномоченных на то государственных органов представительной и исполнительной власти, ведомственный контроль, судебный контроль, общественный контроль, прокурорский надзор, обжалование действий органов внутренних дел и их сотрудников, ответственность сотрудников за нарушение законности и дисциплины.

Глава 26. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия органов, осуществляющих государственное управление, и их должностных лиц


Содержание

Введение
Раздел 1. Законность в административной деятельности ОВД………........…..4
1.1. Понятие законности в административной деятельности милиции…...…..4
1.2. Принципы и требования законности в административной деятельности милиции…………………………………………………………… ……………....7
Раздел 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД…………………………………………………………….…11
2.1. Значение законности в административной деятельности и способы ее обеспечения………………………………………………… …………………....11
2.2. Осуществление ведомственного контроля над законностью в административной деятельности………………………………………….… …14
2.3. Прокурорский надзор…………………………………………………….... .17
2.4. Судебный контроль………………………………………………….…… ...22
Заключение…………………………………………………… …………….........25
Приложение №1…………………………………………….………………..…. .26
Приложение №2………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………... 32

Введение

Я считаю, что происходящие в настоящее время коренные преобразования в обществе требуют улучшения работы органов внутренних дел, повышения культуры и профессиональной грамотности работников, строжайшего соблюдения ими законности, укрепления связей с трудовыми коллективами и населения.
Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция, законодательные акты, в которых принцип соблюдения законности выдвинут на первый план. Значение законности в административной деятельности органов внутренних дел следует рассматривать в двух аспектах.
С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, органы внутренних дел обеспечивают законность в стране, с другой - административная деятельность самих органов внутренних дел должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам народа, но они еще опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов.
Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, потому что это - центральная категория правового государства. В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.
Соблюдение законности в деятельности милиции особенно важно, так как на нее возложена обязанность предупреждать и пресекать правонарушения. Полиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Милиция наделена широкими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободы передвижения на территории Российской Федерации.

Раздел 1. Законность в административной деятельности ОВД
1.1. Понятие законности в административной деятельности милиции

Понятие законности было разработано Н. Г. Александровым, который под таковой понимает неуклонное и точное соблюдение исполнение норм права всеми субъектами общественных отношений.
Законность - важнейший принцип деятельности милиции. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности милиции, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных нормативных актов. 1
Обеспечивая безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность, осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правил общественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекая правонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершение противоправных действий, милиция тем самым укрепляет законность и правопорядок. Вместе с тем решительно пресекая преступления и административные правонарушения, милиция должна действовать строго в соответствии с законом и подзаконными актами в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке.
Соблюдение законности в деятельности милиции особенно важно, так как на нее возложена обязанность принимать, регистрировать и проверять заявления и сообщения о правонарушениях, выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления. Кроме того, они обеспечивают общественный порядок, безопасность граждан и дорожного движения, противодействуют коррупции, терроризму и экстремизму. Также в перечень вошли производство дознания, осуществление ОРД, оперативно-поисковых и спецтехмероприятий, экспертно-криминалистической деятельности, госзащита участников уголовного судопроизводства, содержание, охрана и конвоирование задержанных, контроль за освобожденными из мест лишения свободы. Милиция наделена широкими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободы передвижения на территории Российской Федерации и др.
Кроме того, неправомерные действия сотрудников милиции подрывают их авторитет, по отдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оценивать деятельность милиции в целом.
Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. 2
Законность пронизывает собой всю правоприменительную деятельность милиции. Многие авторы отмечают, что основополагающим свойством системы и процесса правоприменения является законность, которая выступает как принцип, метод и режим его осуществления и обеспечивает единство законодательства и правоприменительной практики.
Важным условием соблюдения законности являются, его гарантии. 3 Гарантиями обеспечения принципов законности в правоприменительной деятельности милиции являются демократическая сущность обновленного общественного строя, основные принципы государственного устройства и система государственного и общественного контроля над соблюдением законности, уровень правосознания, степень активности личности в правоприменительной деятельности милиции, состояние ее правовой дисциплины и самодисциплины. К сожалению, уровень правосознания населения, профессионального правосознания и профессиональной культуры, дисциплины и самодисциплины граждан в настоящее время в обеих республиках невысокий. Сказывается отсутствие правового воспитания населения. Без этого формирование не только правового государства, но даже цивилизованных общественных отношений невозможно.
Гарантии законности могут быть разделены на нормативные и организационно- правовые. Под нормативными понимаются средства, установленные законом. Нормативные гарантии могут быть в свою очередь прямыми и косвенными. Способом выражения прямых гарантий является прямое указание в законе на необходимость соблюдать законность при осуществлении применения права. Примером косвенной нормативной гарантии может служить наличие в законе норм, предусматривающих уголовную ответственность свидетеля за дачу ложного показания или отказ от дачи показания. Эти нормы уголовного законодательства являются гарантиями получения от свидетеля правдивых показаний и обеспечения тем самым быстрого раскрытия преступления и изобличения виновного.
Важная гарантия соблюдения законности - внутриуправленческая деятельность ОВД. Действенным средством служит контроль. Так, например, утверждение начальником органа милиции или ОВД постановления о возбуждении уголовного дела является гарантией его законности и обеспечения принципа неотвратимости наказания. 4

1.2. Принципы и требования законности в административной деятельности милиции

Большое значение для уяснения сущности законности в административной деятельности милиции имеет вопрос о принципах и требованиях законности. Принципы законности - это основные идеи, положения, выражающие содержание законности, а требования - то, чего требует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает поведение сотрудника милиции законным. 5
К принципам законности относятся:
а) верховенство закона;
б) единство законности;
в) целесообразность законности;
г) реальность законности.
Верховенство закона заключается в главенстве закона в системе нормативных правовых актов, в том, что нормотворческая и правореализационная деятельность милиции осуществляется в соответствии с законами.
Законность должна основываться, прежде всего, на законодательных актах как основных источниках права. Все важные вопросы в обществе, государстве, а в особенности вопросы охраны общественного порядка и обеспечения прав и свобод граждан от противоправных посягательств должны наиболее полно регулироваться законодательством. Сфера действия «инструктивного права» должна быть сведена к минимуму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной и полной реализации законов, не противоречат требованиям верховенства закона.
Под единством законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации на всей территории действия соответствующего нормативного правового акта. Понимание и реализация нормативных актов должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вместе с тем применение законов должно осуществляться с учетом специфики территориальных различий и особенностей складывающихся условий обеспечения правопорядка. Это отнюдь не разрушает принцип единства законности. Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее достигать целей, содержащихся в этих законах.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает возможность выбора в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам административной деятельности милиции по обеспечению правопорядка вариантов осуществления правореализующей деятельности. Целесообразность означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Соотношение между законностью и целесообразностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права. Целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.
Целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.
Административное усмотрение может выражаться в предоставлении сотруднику милиции возможности по его усмотрению оценивать юридический факт. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения сотрудник милиции, уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Здесь «малозначительность» определяется по усмотрению сотрудника.
Разновидностью административного усмотрения можно считать также предоставление сотруднику милиции права по его усмотрению издавать акт (принимать решение) на основе свободного выбора одного из нескольких равнозначных, с точки зрения законности, вариантов решения дела, предусмотренных нормой права. Например, начальник органа внутренних дел может подвергнуть лицо, совершившее мелкое хулиганство, штрафу или направить дело на рассмотрение в суд.
Следующая разновидность административного усмотрения выражается в принятии сотрудником милиции решения (в совершении действия) на основе «гибких» правовых норм, содержащих «растяжимые» формулировки: «принимает неотложные меры», «если имеются достаточные основания», «вправе использовать любые подручные средства» и т.п. Сотрудник милиции сам уясняет смысл и назначение таких понятий. При этом вовсе не значит, что он абсолютно свободен в своих действиях. От него требуется такое понимание этих формулировок правовых норм, которое имеет наиболее широкое распространение в данный момент в той или иной сфере жизнедеятельности.
Предоставление сотруднику милиции возможности дифференцирование подходить к решению индивидуальных дел позволяет ему наиболее оптимально претворять правила нормы права в жизнь. Однако гибкость нормы права имеет свои границы, выходить за пределы которых сотрудник милиции не должен. Следовательно, сотрудник милиции не действуют абсолютно свободно. Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Применение усмотрения возможно при условии соблюдения определенных требований: оно всегда должно осуществляться в рамках закона; административное усмотрение может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления административной и иной деятельности милиции; акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику милиции правомочие действовать по своему усмотрению; акт, принятый на основе административного усмотрения, должен содержать в себе мотивы, побудившие сотрудника воспользоваться правом усмотрения.
Таким образом, административное усмотрение в деятельности милиции ничего общего не имеет со «свободным» усмотрением, которое осуществляется в рамках закона. Реальность законности как принцип означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельности милиции и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Требование законности отражает ее направленность, которая обусловлена содержанием правовых норм. В отличие от принципов, выражающих содержание и сущность законности, требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности милиции, скажем, требования зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от противоправных посягательств, применения мер административного и иного принуждения в установленном порядке и т.п. В требованиях находят свое выражение принципы законности. 6

Раздел 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД
2.1. Значение законности в административной деятельности и способы ее
обеспечения

Содержание и значение законности в административной деятельности органов внутренних дел определяются характером и назначением этой деятельности. Административная ОВД широка и многообразна. Поэтому большая часть личного состава занята преимущественно осуществлением административных функций: предупреждением правонарушений, проведением в жизнь законов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, административно-правовой охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. 7
Сущность законности в административной деятельности органов внутренних дел заключается в следующем:
- осуществлении контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами и гражданами законов и основанных на них других нормативных актов, регламентирующих административно-правовую охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечении безопасности дорожного движения и пожарной безопасности в стране;
- точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении всеми работниками законодательства об административных правонарушениях, других нормативных актов, регулирующих применение мер административного воздействия, с тем, чтобы никто не был подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством;
- строгом соблюдении работниками административных служб дисциплины, регламентированной законодательством, требованиями приказов МВД Российской Федерации.
Законность в административной деятельности органов внутренних дел обеспечивает социальную защищенность граждан, уверенность в том, что их достоинство, права, свободы, законные интересы надежно охраняются государством. Основополагающее значение для осуществления принципа законности в этой деятельности имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Съездом народных депутатов РФ, которая определяет, что все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности. 8
Важную роль в обеспечении законности играют нормы права:
- содержащиеся в Конституции РФ, конституциях республик в ее составе, которые закрепляют верховенство законов в системе других правовых актов, устанавливают подотчетность и ответственность всех исполнительных и распорядительных органов, включая органы внутренних дел, перед органами государственной власти, гарантируют неприкосновенность личности граждан и охрану их прав;
- содержащиеся в действующем законодательстве, определяющие обязанность органов внутренних дел действовать строго на основании и во исполнение законов;
- регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, порядок применения мер административного воздействия, конкретные обязанности работников органов внутренних дел, формы контроля над фактическим исполнением правовых актов;
- определяющие порядок обжалования, отмены или приостановления незаконных правовых актов органов внутренних дел, обжалования неправомерных действий их работников;
- устанавливающие дисциплинарную и другие виды ответственности работников за нарушение законности.
Для всесторонней и полной реализации принципа законности, наряду с совершенствованием правового регулирования, проводится работа по воспитанию кадров органов внутренних дел, повышению их культуры, юридической и профессиональной подготовки, применяются различные формы контроля и надзора за точным и неуклонным исполнением законов.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов и общественных организаций рассматривается в науке административного права как система способов обеспечения законности. Основными из них являются:
- контроль органов государственной власти и управления;
- прокурорский надзор;
- судебный контроль;
- обжалование незаконных действий работников органов внутренних дел.
Наличие различных способов обеспечения законности обусловлено разносторонним характером административной деятельности, необходимостью своевременного и полного выявления нарушений законности, принятия мер по их устранению.
Все названные способы обеспечения законности преследуют единую цель - выявление, устранение и предупреждение нарушений законности. В то же время они различаются между собой непосредственными задачами, объектами контроля и надзора, структурой и правовым положением контрольно-надзорных органов, а также средствами, применяемыми для достижения стоящей цели. Сочетание ряда способов обеспечения законности позволяет, с одной стороны, осуществлять контроль и надзор за всеми направлениями административной деятельности ОВД, с другой - четко разграничивать компетенцию контрольных и надзорных органов, с тем, чтобы не допускать дублирования в работе. Названные способы дополняют, а не подменяют друг друга. Поэтому совершенствование системы и форм деятельности контрольно-надзорных органов имеет большое практическое значение. 9

2.2. Осуществление ведомственного контроля над законностью в административной деятельности

Контроль в обществе выступает как социальная функция, без которой немыслима организаторская деятельность государства. В смысловом толковании контроль означает наблюдение за чем-либо, например, за соблюдением и исполнением законов, постановлений, решений.
В теории и практике контрольную деятельность часто именуют контролем и проверкой исполнения. Постоянный контроль, систематическая проверка исполнения позволяют своевременно вскрывать и устранять нарушения законов, допускаемые отдельными работниками, и выступают, таким образом, в качестве одного из основных способов обеспечения законности в деятельности государственного аппарата, и в частности органов внутренних дел как его составной части.
Рассматривая вопрос об осуществлении ведомственного контроля, отметим, что органы внутренних дел подотчетны и подконтрольны Советам народных депутатов. Полномочия органов власти по контролю над законностью деятельности милиции основаны на их конституционной обязанности по руководству работой подчиненных органов управления, обеспечению общественного порядка, соблюдению законов и охране прав граждан. Советы народных депутатов осуществляют контрольные полномочия как непосредственно, так и через создаваемые ими постоянные комиссии.
К ведомственному относится контроль как вышестоящих органов внутренних дел за деятельностью нижестоящих, так и начальника органа внутренних дел за действиями подчиненных подразделений. Руководители органов внутренних дел несут ответственность за работу всех служб, контролируют действия подчиненных. 10
В процессе ведомственного контроля проверяется исполнение законодательных актов, служебных приказов и указаний; изучаются деловые качества работников, их передовой опыт; совершенствуется структурное построение органа, улучшаются формы и методы его деятельности; оказывается практическая помощь, вскрываются и устраняются недостатки в работе. Постоянный контроль один из основных способов обеспечения законности позволяет своевременно выявить и предупредить нарушения законов. Формы ведомственного контроля постоянно совершенствуются, отражая задачи, стоящие перед системой.
МВД России является центральным отраслевым органом управления в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Его контрольные функции направлены на организационное обеспечение исполнения требований республиканского законодательства и охватывают преимущественно проведение согласованных с МВД республик в составе РФ, с краевыми и областными управлениями внутренних дел мероприятий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Основной объем контрольных функций, включая контроль над соблюдением требований законодательства по делам об административных правонарушениях, приходится на МВД республик в составе РФ, краевые и областные управления внутренних дел (МВД, УВД). Главным в их контрольной деятельности является постоянное совершенствование организации работы на местах, проверка исполнения требований законодательства, служебных приказов, инструкций и уставов, оказание конкретной практической помощи.
Для контрольной деятельности аппаратов МВД, УВД характерны следующие формы: личный повседневный контроль руководства за работой отделов и подчиненных работников; проверка деятельности отделов; заслушивание на служебных совещаниях докладов начальников отделов и конкретных работников о состоянии дела на порученном участке; участие в инспектировании нижестоящих органов; целевые проверки выполнения важнейших нормативных актов; изучение отчетов и другой поступающей документации; рассмотрение жалоб и заявлений граждан на действия работников отделов нижестоящих органов.
Ведомственный контроль в городских и районных органах внутренних дел направлен на проверку конкретной деятельности по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств. Здесь типичными формами контроля являются: непосредственный контроль руководителей за деятельностью подчиненных работников и вызовы их для доклада о состоянии дел на порученных участках; систематическое проведение служебных совещаний по рассмотрению итогов работы и другим вопросам; изучение состояния дел непосредственно на участке, маршрутах патрулирования и другой обслуживаемой территории; проведение смотра дежурных частей, паспортных отделений; разрешение жалоб и заявлений граждан на действия подчиненных.
Ведомственный контроль деятельности подчиненных сочетается с работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров. Поэтому хорошо поставленный контроль - непременное условие правильного воспитания кадров. Совершенствование постановки ведомственного контроля способствует успешному выполнению функций, обеспечению строгого соблюдения законности в их деятельности.
2.3. Прокурорский надзор

В соответствии с Конституцией РФ 11 высший (общий) надзор за точным исполнением Закона всеми министерствами, центральными органами, подведомственными им учреждениями и организациями, местными органами управления, а также всеми общественными и кооперативными организациями, равно как и должностными лицами и гражданами, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Они же обеспечивают реализацию принципа единообразного и правильного применения законов на всей территории страны, независимо от местных и ведомственных особенностей.
Предмет общего надзора - это точное соответствие закону актов, издаваемых указанными выше органами и организациями, а также точное исполнение законов должностными лицами и гражданами. Общий надзор прокуратуры имеет большое значение для обеспечения законности в деятельности милиции.
Осуществляя общий надзор за законностью в административной деятельности, прокурор в пределах своей компетенции вправе: 12
- требовать приказы, инструкции и другие ведомственные правовые акты, издаваемые по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; представление необходимых документов и сведений; проведение служебных проверок в связи с имеющимися данными о нарушении закона; личные объяснения работников по поводу нарушений законов;
- проверять на месте исполнение законов по заявлениям, жалобам и иным сигналам.
Для устранения нарушений закона в административной деятельности, причин и условий, их порождающих, прокурору предоставлены такие полномочия: опротестование незаконных ведомственных правовых актов, изданных по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; внесение представлений об устранении нарушений законов и причин, им способствующих; принятие мер к привлечению работников органов внутренних дел, виновных в нарушении законности, к юридической ответственности.
и т.д.................

В целях защиты интересов общества, государства и отдельных граждан от негативных последствий нарушений законности в нашей стране юридически закреплены и действуют организационно-правовые способы обеспечения законности. Соблюдение законности в административной деятельности полиции обеспечивается осуществлением государственного и внутриведомственного контроля, надзора органов прокуратуры, судебного контроля, а также путем обжалования незаконных действий работников органов внутренних дел (полиции).
Государственный контроль. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О полиции» деятельность полиции строится в соответствии с принципом законности. «Сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Этому положению соответствует и содержание ч. 4 ст. 8 КоАП, где указано: «Соблюдение требований законности при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц».
Право высшего контроля за законностью в нашей стране принадлежит Президенту РФ. Он является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (чч. 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ). «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). При этом «указы и распоряжения президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации», но они «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (чч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ).
Президентский контроль отличает верховенство и исключительность, которые основаны на положении президента как главы государства. Президент издает указы и распоряжения, регулирующие деятельность органов внутренних дел по борьбе за укрепление законности и охране общественного порядка.
Правительство страны как высший орган исполнительной власти осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации, а в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом (ч ч. 2 и 3 ст. 115 Конституции РФ).
Обладая широкими полномочиями в области охраны общественного порядка, правительство России осуществляет общее руководство деятельностью органов внутренних дел, оказывает им постоянную помощь в организации работы, систематически контролирует исполнение ими законов и подзаконных актов по вопросам укрепления законности и общественного порядка в нашей стране. Правительство на основе и во исполнение законов издает постановления и распоряжения, направленные на обеспечение общественного порядка, проверяет их исполнение, принимает важные правовые акты, регулирующие деятельность полиции.
Указанные органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием законности в полиции путем изучения материалов, характеризующих законность в органе внутренних дел (полиции), истребования от органов внутренних дел письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе полиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям о нарушениях прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Контрольные функции осуществляются также посредством заслушивания руководителей органов внутренних дел о состоянии законности в их работе.
Осуществляя контроль за работой полиции, вышеуказанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-разыскную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.
Контроль за соблюдением законности в административной деятельности полиции общественной безопасности (местной полиции) осуществляют в пределах своих полномочий органы местного самоуправления. Их формы контроля аналогичны формам контроля за законностью в деятельности полиции, используемым органами исполнительной власти.
Организационными формами их контроля за деятельностью полиции являются:
– обсуждение отчетов руководителей органов внутренних дел и
участковых инспекторов полиции, итогов проверок, других вопросов
охраны общественного порядка и укрепления законности на заседаниях
местной администрации;
– проверка состояния работы полиции в целом или ее отдельных направлений;
– рассмотрение информации, направляемой органами внутренних дел в местную администрацию;
– осуществление контроля за работой полиции и ее отдельных сотрудников депутатскими группами на административных территориях;
– рассмотрение жалоб и заявлений граждан на действия работников полициям, принятие в связи с этим необходимых мер.
Внутриведомственный контроль. Он представляет собой важнейший элемент руководства, составную часть организационной работы органов внутренних дел, каждого отдельного аппарата и подразделения полиции. Его содержание охватывает как контроль вышестоящих органов внутренних дел за деятельностью нижестоящих, так и контроль начальника органа (аппарата, подразделения) за работой подчиненных сотрудников. Функции внутриведомственного контроля осуществляются руководителями органов внутренних дел, коллегиями, отраслевыми службами, а также инспекторскими аппаратами.
Внутренний (внутриведомственный) контроль за законностью в административной деятельности полиции осуществляют министр внутренних дел Российской Федерации, министры внутренних дел республик в составе России, вышестоящие органы полиции и их руководители. Контроль за законностью осуществляется в трех наиболее распространенных формах: непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местах; изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности полиции; заслушивание руководителей подразделений служб полиции о соблюдении законности.
Непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении полиционерами патрульно-постовой службы, при применении мер административного предупреждения, при задержании и доставлении граждан и др.).
Изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности полиции, включает в себя: систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в административной деятельности подчиненных подразделений, служб и сотрудников; изучение дел об административных правонарушениях, характеризующих работу сотрудников; изучение жалоб и заявлений граждан о нарушении их прав и законных интересов сотрудниками полиции; заслушивание начальников о состоянии законности в руководимых ими службах и подразделениях полиции на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях вышестоящих органов внутренних дел (полиции).
Внутриведомственный контроль позволяет всесторонне и глубоко оценить состояние деятельности полиции в целом, ее служб, отдельных сотрудников. В процессе такого контроля выясняется, насколько организованно функционирует тот или иной аппарат полиции, в какой мере формы и методы работы отвечают современным требованиям, насколько они законны.
Контроль осуществляется не только с целью выявления нарушений законности, но и содействия восстановлению нормального режима работы, устранению выявленных недостатков, а также с целью стимулирования деятельности подчиненных органов (должностных лиц). Поэтому по результатам контрольной деятельности применяются либо поощрительные меры, либо меры дисциплинарной и иной ответственности. Контролирующий орган (должностное лицо) может в соответствии со своей компетенцией применять поощрение или налагать дисциплинарное взыскание либо ходатайствовать об этом, а также отменять или ходатайствовать об отмене незаконных актов.
Надзор органов прокуратуры. Надзор за точным и единообразным исполнением законов является основным предназначением прокуратуры. Она является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
В соответствии с федеральным законодательством Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
«Надзор за законностью деятельности полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры», – отмечено в ст. 38 Закона РФ «О полиции». Органы прокуратуры ведут надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.
В соответствии с Федеральным законом от 18 октября 1995 г. «О
прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора
является исполнение законов федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Надзор прокуратуры за административной деятельностью полиции осуществляется в рамках общего надзора. Он состоит в наблюдении за точным соответствием законам, решениям Президента, Правительства страны и субъектов РФ всех актов управления, издаваемых органами внутренних дел (приказов, инструкций, постановлений о применении мер административного воздействия и др.), за точным и единообразным исполнением законов и подзаконных актов всеми работниками полиции.
Из этого следует, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов полицией. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов внутренних дел (полиции), иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод, привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного ущерба. При наличии факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
Прокурор проверяет законность административного задержания граждан полицией и применения уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел мер воздействия за административные правонарушения.
Прокурор производит проверку законности содержания задержанных в органах внутренних дел. Он посещает места содержания задержанных при органах внутренних дел, совершает обход помещений, опрос задержанных и знакомится с документацией о содержании граждан. При обнаружении нарушений требует их устранения, а также имеет право требовать объяснений по поводу обнаруженных нарушений от соответствующих сотрудников полиции. Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании несудебных решений; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представления об устранении нарушений закона.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением полицией законодательства об ответственности за административные правонарушения. Они проверяют законность привлечения к ответственности и наложения на виновных лиц административных взысканий.
В связи с особенностями правового положения полиции общий надзор прокуратуры за ее деятельностью в определенной мере отличается от его осуществления в отношении иных органов государственного управления. Так, если в процессе общего надзора прокурор не имеет права отменять акты органов государственного управления, вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных органов, подменять их в решении подведомственных им вопросов, то при осуществлении общего надзора за действиями сотрудников полиции по применению мер административного принуждения, когда граждане подвергаются незаконному ограничению или ущемлению своих прав, прокурор обладает определенными властными полномочиями.
Судебный контроль. Важное место в обеспечении законности в деятельности органов государственного управления занимает судебный контроль. Конечно, данный контроль осуществляется судебными органами не специально, не отдельно, а в процессе осуществления правосудия, что и является их основной задачей.
Правовой основой для осуществления данного вида контроля является ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, которая гласит: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».
Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении – это оценка судом правомерности действий органов управления, должностных лиц, принимаемых ими решений, а также обнаружение нарушений законности, ущемления прав и законных интересов граждан; установление причин допускаемых нарушений; требование о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения, к дисциплинарной либо иной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть
осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определяет виды судов в РФ, которые и являются субъектами судебного контроля. К ним относятся: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Действующее законодательство предусматривает конкретные правовые формы судебного контроля за соблюдением законности в административной деятельности полиции.
Таким образом, этот вид контроля осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает, в частности, дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. В процессе рассмотрения Конституционный Суд Российской Федерации вправе требовать от органов, организаций и лиц предоставления текстов правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т. п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.
Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод, Конституционный Суд признает не соответствующим Конституции Российской Федерации применяемый закон, то это является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.
Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам. При рассмотрении названных и других дел суд, решая дело по существу рассматривает с позиций закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд обнаружит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, в том числе и органа внутренних дел, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности. В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности.
Эффективной формой обеспечения законности является рассмотрение судами материалов об административных правонарушениях, направляемых органами внутренних дел (полицией), и дача им обязательных для исполнения указаний об устранении выявленных нарушений законности. В целях предупреждения нарушений законности в деятельности полиции судебные органы постоянно изучают и обобщают практику своей работы и полиции, обсуждают вопросы соблюдения законности на совместных совещаниях с прокуратурой и органами внутренних дел.
Важной формой обеспечения законности является рассмотрение судами жалоб граждан и должностных лиц, которые подаются на постановления органов внутренних дел о наложении административных взысканий.
Судебный контроль в управлении осуществляют арбитражные суды. Они осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Разрешая споры, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей и организаций по укреплению законности. Однако роль арбитражного суда в деле укрепления законности в административной деятельности полиции в силу ее специфики не столь значительна.
Обжалование незаконных действий сотрудников органов внутренних дел (полиции). В укреплении государственной дисциплины, борьбе с нарушениями законности важное значение имеет право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» – провозглашено в ст. 33 Конституции РФ.
Существуют различные виды обращений граждан: предложения, заявления, ходатайства, жалобы.
Жалоба – обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (бездействиями) органов (должностных лиц) его прав, свобод или законных интересов, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (бездействий).
Личные обращения граждан с жалобами на действия органов исполнительной власти и их должностных лиц являются одним из эффективных способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Каждый гражданин, выступая в личном качестве как частное лицо, вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица с точки зрения ее законности и результативности.
Право обжалования действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, гарантируется, как уже было отмечено, Конституцией РФ, а также законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», закреплено в ряде иных нормативных актов, например.
Решение Конституционного Суда по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод выносится в виде постановления, провозглашается немедленно после его подписания и подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ.
Наряду с этим специальный порядок обжалования присутствует в рамках производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях.



Просмотров

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 4
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 1,815 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,346
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 1,682