Субъектами земельных правоотношений в рф могут быть. Объекты и субъекты земельных отношений. Список использованной литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Технолого-экономический институт

Кафедра: Земельного (экологического) права

Курсовая работа

по дисциплине: Земельное право

«Субъекты и объекты земельных правоотношений»

Выполнил: студент 1 курса

юридического факультета

очной формы обучения

Проверил: к. ю. н. доцент

Рытченко А.В.

Санкт-Петербург 2016 г.

Введение

1. Земельные правоотношения

1.1 Понятие земельных отношений

1.2 Классификация Земельных отношений

2. Субъекты Земельных отношений

3. Объекты земельных отношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сфера земельных отношений - одна из наиболее интенсивно развивающихся. Земля, особенно в России, исконно крестьянской стране, всегда была основным средством производства и вложения капитала. С течением времени менялись институты, правоотношения и характер их регулирования, но материальная сущность оставалась прежней. Только сравнительно недавно земля стала выступать катализатором дальнейшего развития рыночных отношений, важным элементом создания инвестиционной привлекательности того или иного региона, той или иной сферы бизнеса.

Земельное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношений, связанные с предоставлением, использованием и охраной земельных участков.

Отношения, регулируемые земельным законодательством есть аксиома земельным правоотношениям.

В своей работе я хочу изучить структуру земельных правоотношений, их объекты и субъекты, а также узнать, чем регулируются земельные правоотношения.

1 . Земельные правоотношения

1.1 Понятие Земельных отношений

В самом общем виде под земельными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности в сфере использования и охраны земель.

Безусловно, далеко не все отношения по поводу земли являются земельными и регулируются нормами земельного права. Существует целый спектр вопросов, которые регламентируются смежными отраслями, например, платы за землю; территориального планирования и градостроительного зонирования; охраны государственной границы, административно-территориального устройства и т.д. Земельное право России: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец С.А. Чаркин; под ред. А. П. Анисимова. -- 2-е изд., перераб. -- М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 2012. -- 410 с. -- (Основы наук).

1.2 Классификация земельных отношений

Отношения, регулируемые земельным законодательством, подразделяются на три группы.

Отношения по предоставлению земельных участков. Несмотря на реформирование земельных отношений в течение последних двадцати лет, большинство земельных участков по-прежнему находится в государственной собственности.

Следовательно, современное земельное право уделяет большое внимание процедуре передачи земельных участков частным землепользователям в собственность или аренду. При этом отношения предоставления не свойственны реализации вещных прав на недвижимое имущество.

Наоборот, деятельность по предоставлению носит характер реализации государственной земельной политики, зачастую в ущерб сиюминутным экономическим интересам.

Так, возможность льготного выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости существенно снижает объем средств, поступающих в соответствующие бюджеты. Однако это приводит к созданию большой группы собственников земельных участков, которые приобретают возможность привлечения средств под залог недвижимости, в том числе и земельных участков, тем самым создавая на перспективу новые возможности для кредитного и банковского развития.

Отношения по использованию земельных участков , в свою очередь, подразделяются на отношения по использованию земельных участков в качестве средства производства и отношения по использованию участков для строительства.

В силу своих природных свойств земельные участки могут как быть застроены, т.е. использоваться как операционный базис для размещения зданий, сооружений, так и использоваться для выращивания сельскохозяйственной продукции, лесных насаждений и др. В настоящее время доходность использования земельных участков для строительства в десятки раз выше, чем использования земельных участков в качестве средства производства.

Соответственно, законодатель устанавливает возможность застройки только для участков, которые непригодны для производства сельскохозяйственной или лесохозяйственной продукции в силу отсутствия плодородия.

Охрана земельных участков предполагает защиту земельных участков от двух видов негативного воздействия: антропогенного и природного. Земельные участки, являясь природными объектами, подвержены естественным негативным процессам.

В то же время, будучи активно включенными в хозяйственную деятельность, земельные участки сильно зависят от негативного воздействия как в процессе, так и в результате хозяйственной деятельности человека.

В целом земельные отношения как предмет земельного права являются отношениями сложными, комплексными, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства. 1 Земельное право России: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец С.А. Чаркин; под ред. А. П. Анисимова. -- 2-е изд., перераб. -- М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 2012. -- 410 с. -- (Основы наук).

2. Субъекты земельных отношений

Субъектами земельных правоотношений являются граждане и юридические лица (включая иностранных), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правосубъектностью, т.е. правоспособностью и дееспособностью. Согласно ст.17 ГК РФ под правоспособностью понимается способность иметь права и нести обязанности, признаваемая в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Это врожденное качество, принадлежащее человеку по естественному праву. 1 «Земельное право: Учебник» (Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В) («Частное право» 2010).

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (ст.21 ГК РФ). В случае когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. общественный земельный градостроительный право

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Снижение возраста полной дееспособности допускается также в случае эмансипации (ст.27 ГК РФ). Данные правила действуют и в сфере земельных отношений.

Согласно ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. У юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно.

Праводееспособность юридического лица может быть общей и специальной. Общая праводееспособность юридического лица состоит в возможности иметь гражданские и земельные права (вещные и обязательственные права на земельные участки), соответствующие целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная праводееспособность предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Праводееспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается после завершения его ликвидации 1 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(ред. от 23.05.2016) .

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных отношениях в двух качествах: как властный орган, издающий обязательные к исполнению предписания, и как собственник соответствующих земельных участков, осуществляющий владение, пользование и распоряжение ими.

Среди субъектов прав на земельные участки особое место занимают иностранные граждане и юридические лица. Как известно, до принятия нового ЗК РФ иностранцы могли быть собственниками земельных участков только в случае их приватизации под приватизированными объектами недвижимости.

Теперь же ЗК РФ в семи статьях упоминает о правах иностранцев, а, кроме того, два упоминания мы встречаем во Вводном законе. Из данных норм следует, что иностранные граждане и юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет (по сравнению с россиянами) ограниченный характер.

Так, Президентом РФ должен быть определен перечень приграничных территорий, на которых иностранцам земельные участки в собственность не предоставляются (п.3 ст.15 ЗК РФ) Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. № 26 был утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ст.5 ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативных правовых актах. Как следует из п.3 данной статьи, участниками земельных отношений являются: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута (ГрК РФ называет их «правообладатели земельных участков»).

Данные субъекты обладают правами на земельные участки с определенной спецификой, определяемой категорией земель.

Так, в составе земельного фонда России выделяется категория земель лесного фонда. Согласно ст.71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование-- гражданам.

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. Другой пример. Согласно ст.12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона-- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне-- водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не предусмотрено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. Следовательно, права и обязанности субъектов прав на указанные земельные участки в составе категорий земель водного и лесного фонда во многом определяются ЛК РФ и ВК РФ-- специальными природоресурсными законами.

ЗК РФ и иные федеральные законы выделяют особый субъект земельных отношений-- лиц, относящихся к малочисленным народам, и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, на которых коренные малочисленные народы занимаются традиционным природопользованием, принадлежат к категории земель особо охраняемых территорий и предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам , и общинам малочисленных народов (являются разновидностью некоммерческих юридических лиц) в безвозмездное пользование.

В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам , относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием (ст.11 Федерального закона от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»)1 Земельное право России: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец С.А. Чаркин; под ред. А. П. Анисимова. -- 2-е изд., перераб. -- М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 2012. -- 410 с. -- (Основы наук). .

Для целей Земельного кодекса РФ используются следующие понятия и определения:

1) Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

2) Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельным участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

3) Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

4) Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды;

5) Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

6) Правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков 1 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ

(ред. от 23.05.2016) .

Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно - гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право:

1) самостоятельно осуществлять землепользование;

2) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

3) использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;

4)возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения);

5) проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты;

6) на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута;

7) добровольно отказаться от земельного участка;

8) требовать установления или прекращения земельного сервитута.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 39 Земельного кодекса.

3. Объекты земельных правоотношений

Объектами земельных правоотношений являются земля, земельные участки и части земельных участков (ст.6 ЗК РФ). Понятие земли как объекта правоотношений выделяется, главным образом, в целях ее общей характеристики как объекта государственного и муниципального управления. Земля как природный объект и природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо еще отношений, ибо объектом земельных отношений всегда является какая-либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные и юридически значимые признаки соответствующего объекта природы. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли, т.е. конкретный земельный участок.

В связи с этим оправданы предложения ученых закрепить в ЗК РФ следующее определение земли: земля-- «это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции» 1 ?Дегтев, А. Земля -- объект земельных и гражданских правоотношений / А. Дегтев // Право и экономика. -- 2005. -- № 8. -- С. 55. .

Под земельным участком как объектом земельных правоотношений следует понимать часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Данный подход корреспондирует с положениями п.2 ст.261 ГК РФ, из которого следует, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Согласно п.3 ст.261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными законами. Данная конструкция корреспондирует воззрениям римских юристов, по которым право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, как отмечал еще И. А. Покровский, «логическим последствием этого воззрения было бы то, что собственник земельного участка может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газо- или водопроводных труб и других подобных сооружений под его участком на какой угодно глубине, проведению телеграфных или телефонных проволок на какой угодно высоте. Но такое положение, очевидно, несовместимо с самыми разнообразными интересами современного благоустройства» 1 ?Покровский, И. А. Основные проблемы гражданского права / И. А. Покровский. -- М., 2001. -- С. 203. .

Граница между землей и недрами как различными объектами правоотношений показана в ст.19 Закона о недрах, согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Таким образом, установлены пределы реализации собственником своих правомочий и показана юридически значимая граница земли и недр.

Представляется, что в ст.6 ЗК РФ «земельный участок» упоминается как общее, родовое понятие, которое конкретизируется применительно к отдельным категориям земель (например, «лесной участок») либо видам разрешенного использования целевому назначению земельного участка (например, «дачный участок»). Кроме того, земельное законодательство часто использует различные синонимы понятия «земельный участок». Например, «полоса отвода» (п.2 ст.90 ЗК РФ) означает земельный участок вдоль железнодорожной магистрали; важной составной частью земель сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственные угодья (ст.79), а в других федеральных законах упоминаются водно-болотные угодья, охотничьи угодья и т.д. Подобная дополнительная терминология служит цели уточнения правового режима конкретного земельного участка как объекта земельных отношений 1 ?См.: Крассов, О. И. Юридическое понятие «земельный участок» / О. И. Крассов // Экологическое право. -- 2004. -- № 2. -- С. 13. . Более того, Европейская конвенция о ландшафтах (Флоренция, 20 октября 2000 г.), которая пока не ратифицирована Россией, предусматривает и такой объект земельных отношений, как ландшафт .

Как следует из анализа земельного законодательства, де-факто объектом земельных отношений выступают не упомянутые в ст.6 ЗК РФ земельные доли , т.е. доли в праве общей собственности на земельный участок. Порядок использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом об обороте земель (п.5 ст.79 ЗК РФ). В данном Законе (ст.15) земельные доли фактически рассматриваются как самостоятельный объект земельных отношений, что полностью отвечает реальности.

ЗК РФ выделяет в качестве объекта земельных отношений часть земельного участка , что является ошибочным. По нашему убеждению, часть земельного участка в принципе не может выступать в качестве объекта правоотношения, поскольку в случае разделения земельного участка на две части (если он является делимым) каждой из них в установленном порядке присваивается индивидуальный кадастровый номер, а собственник каждой вновь образованной «части» земельного участка получает правоустанавливающий документ на земельный участок , а не на его часть . Аналогичным образом невозможно приватизировать часть земельного участка, а в случае продажи собственником «части участка» сделка будет зарегистрирована только после проведения раздела участка, составления межевого плана землеустроительных работ и постановки продаваемого участка на кадастровый учет. Данный вывод подтверждают и материалы судебной практики. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.07.2004 №А56-2920/04 было отмечено, что «изменение кадастрового номера объекта недвижимости свидетельствует о прекращении существования объекта, права на который зарегистрированы, и создании нового объекта недвижимости. Следовательно, в силу… Закона о регистрации в случае разделения земельного участка должны быть прекращены права на прежний земельный участок и зарегистрированы на вновь образованные земельные участки».

Индивидуализация земельного участка происходит посредством подготовки его межевого плана проведения землеустройства и его кадастрового учета и постановки земельного участка на кадастровый учет. Следовательно, собственник земельного участка до заключения договора аренды обязан индивидуализировать «часть» участка с присвоением ему кадастрового номера. Соответственно, в договоре аренды или любом другом в качестве предмета договора будет указан земельный участок , индивидуализированный на местности. Более того, ЗК РФ упоминает в ст.6 и некоторых других ряде статей «часть земельного участка», однако соответствующей нормы-дефиниции не содержит, в то время как определение земельного участка дано в п.2 ст.6 ст.11.1 ЗК РФ.

Признание земельного участка делимым или неделимым имеет ряд важнейших гражданско-правовых и земельно-правовых последствий. Например, в случае если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и иными федеральными законами (п.3 ст.36 ЗК РФ). При этом сам ЗК РФ, равно как и иные федеральные законы, не содержат четких критериев и процедур классификации земельного участка в качестве делимого или неделимого.

Сама возможность делимости и неделимости земельных участков вытекает из положений ст.133 ГК РФ, признающей, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Условием делимости земельного участка является сохранение его разрешенного использования и категории, а также не упомянутый в ст.6 ЗК РФ соблюдение требований о минимальном размере земельного участка. Это означает, что в результате раздела земельного участка не могут образовываться новые земельные участки меньше минимального размера, определяемого в порядке, установленном законодательством. Критерий сохранения установленного разрешенного использования земельного участка, упомянутый выше, имеет значение главным образом в границах категории земель населенных пунктов и не имеет универсального характера. Такой вывод мы делаем на основании того, что под разрешенным использованием земельного участка понимается его использование в соответствии с градостроительными регламентами, а последние не устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственных угодий, земель лесного и водного фонда и некоторых других категорий (ч.6 ст.36 ГрК РФ).

Критерии делимости или неделимости земельных участков указаны в ч.4 ст.41 ГрК РФ и заключаются в следующем:

а) инициатива постановки вопроса о делимости или неделимости земельного участка принадлежит его правообладателям;

б) размеры земельного участка, образованного в результате объединения либо разделения, не должны превышать предельные размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом (ст.38 ГрК РФ);

в) разделение земельного участка на два и более допускается только в случае наличия самостоятельных подъездов и подходов к каждому образованному земельному участку (в целях предотвращения массовых судебных процессов об установлении сервитутов);

г) объединение земельных участков в один допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны (ст. 35 ГрК РФ)1 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ

(ред. от 30.12.2015)

(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) .

Особым объектом земельных отношений является почва -- верхняя часть плодородного слоя. Наряду с землей почва является компонентом природной среды и отдельным объектом охраны окружающей среды (ст.1, 4 Закона об охране окружающей среды). Указанный Закон, разделяя земли и почвы как объекты правовой охраны, отдельно предусматривает необходимость принятия мер по сохранению земель и почв при размещении объектов энергетики (ст.40), эксплуатации сельскохозяйственных объектов (ст.42), мелиорации земель (ст.43), размещении отходов (ст.51) и т.д. Не менее важно и установление мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в отношении которых ведется Красная книга почв (ст.62).

Заключение

В заключении хочу сказать, что земельный кодекс РФ устанавливает, что участниками земельных отношений могут быть только граждане Российской Федерации и российские юридические лица, а кроме того Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.5 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Земля сама по себе не является объектом имущественных прав, она является природным ресурсом, источником формирования земельных участков - объектов гражданских прав. Земельный участок как объект земельных отношений и гражданских прав - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельные участки не создаются трудом человека, они выделяются, формируются из земли как не создаваемого и не потребляемого природного ресурса. Формирование земельного участка осуществляется посредством землеустройства и кадастрового учета в соответствии со ст. 261 ГК РФ, ст. 68 - 70 ЗК РФ. Принципиальное значение государственного кадастрового учета для имущественного оборота заключается в том, что без кадастрового учета нет участка как объекта недвижимости. Земельный участок как объект гражданских прав таков, каким он описан и учтен в государственном земельном кадастре.

Список использованной литературы

1) "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.05.2016). Опубликован: "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

2) "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016). Опубликован: "Российская газета", N 290, 30.12.2004.

3) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016). Опубликован: "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

4) Земельное право России: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец С.А. Чаркин; под ред. А. П. Анисимова. -- 2-е изд., перераб. -- М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 2012. -- 410 с. -- (Основы наук).

5) Покровский, И. А. Основные проблемы гражданского права / И. А. Покровский. -- М., 2001.

6) Дегтев, А. Земля -- объект земельных и гражданских правоотношений / А. Дегтев // Право и экономика. -- 2005.

7) См.: Крассов, О. И. Юридическое понятие «земельный участок» / О. И. Крассов // Экологическое право. -- 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Права собственников по отчуждению земельных участков. Закон Республики Беларусь "Об аренде", определение обязанностей землепользователей на условиях аренды. Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков, находящихся в собственности.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Субъекты земельных правоотношений в Российской Федерации. Категории граждан, которые вправе выступать участниками имущественных и земельных отношений. Принцип распределения всех земель по своему целевому назначению. Правовой режим земельных участков.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2011

    Исследование особенностей земельных правоотношений и оснований их возникновения. Характеристика субъектов и объектов правоотношений в сфере использования садовых участков. Гражданские права, обязанности и ответственность субъектов земельных отношений.

    дипломная работа , добавлен 04.10.2013

    Общие сведения о землепользовании. Рассмотрение правового режима земельных участков, используемых для строительства дорог. Рекомендации по организации и выполнению работ, связанных с предоставлением и закреплением земельных участков под строительство.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2015

    Земельные участки как объекты гражданских прав. Земельные участки общего пользования. Государственный кадастровый учет земельных участков. Права и обязанности собственников земельных участков. Ограничения прав на землю. Основные категории земель.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2011

    Понятие, предмет и источники земельного права. Особенности государственного управления земельными ресурсами и охраной земель. Государственный земельный кадастр, контроль за использованием и охраной земель. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

    шпаргалка , добавлен 26.09.2010

    Понятие, основные признаки и классификация правоотношений. Субъективные юридические права. Отличительные особенности многостороннего правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Объекты правоотношений: юридические факты; юридические составы.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2010

    Понятие и признаки правоотношения с различных точек зрения в обществе, его сущность и состав, характеристика основных элементов. Субъекты правоотношений: их классификация и виды, правоспособность и дееспособность. Юридические права и обязанности.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2014

    Аукционная основа предоставления земельных участков. Указ Президента Республики Беларусь "Об изъятии и предоставлении земельных участков". Характер и нормы правового регулирования земельных отношений. Сроки регистрации предоставления земельного участка.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Понятие и признаки правовых отношений. Субъекты и объекты правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Деликтоспособность в уголовном праве.

право собственность земля

Пункт 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ тождественно с нормами ГК РФ классифицирует участников земельных отношений, под которыми понимаются: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в отношениях по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 3 ЗК РФ), а также в имущественных отношениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Всех участников земельных отношений можно разделить на две группы. Первая группа - это субъекты земельных отношений, статус которых определяют нормы публичного права (конституционного, административного). Вторая группа включает в себя лиц, статус которых определяется прежде всего нормами частного права (гражданского).

Правовое положение публичных образований, каковыми являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также правовой статус органов власти определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие и в соответствии с ними. Правовое положение граждан и юридических лиц определяется нормами гражданского законодательства. Под гражданами ГК РФ понимает физических лиц: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также лиц с двойным гражданством. Для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и оканчивается их смертью (ст. 17 ГК РФ). Содержание правоспособности гражданина раскрыто в гражданском законодательстве. Применительно к земельным отношениям граждане имеют право иметь земельные участки на праве собственности, наследовать и завещать их, совершать любые не запрещенные законом сделки, предметом которых выступают права и обязанности лиц по поводу земельных участков, а также иметь иные имущественные права на земельные участки (ст. 18 ГК РФ).

Дееспособность заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность зависит от различных факторов, например возраста, гражданства, состояния психики человека. Несовершеннолетние до 18 лет не могут осуществлять сделки с земельными участками. Права по таким сделкам для указанных лиц приобретают их законные представители, под которыми закон понимает родителей, усыновителей и попечителей (ст. 26, 28 ГК РФ). См.: Гражданское право: Учебник. 6-е издание // Отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004. С.110.

Следует учитывать, что возможна ситуация, когда лицо приобретает дееспособность до достижения им возраста 18 лет. Так, лицо, достигшее 16 лет, может быть объявлено органом опеки и попечительства или в определенных случаях судом дееспособным, если оно работает по трудовому договору или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Лицо приобретает дееспособность в случае вступления в брак, если закон предусматривает такую возможность для лица до достижения им возраста 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Гражданское законодательство предусматривает случаи признания лица недееспособным и ограниченно дееспособным. В случае признания недееспособности лица по причине психического расстройства, в силу которого лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими, реализация последних в земельных отношениях возлагается на опекуна. В случае признания лица ограниченно дееспособным по причине злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами, ставящим свою семью в тяжелое материальное положение участие в земельных отношениях осуществляется через попечителя, назначенного органом опеки и попечительства. Лицо, ограниченное в дееспособности, несет самостоятельно ответственность за совершенные им земельные правонарушения.

Пункт 2 ст. 5 ЗК РФ подчиняет содержание дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в части приобретения ими в собственность земельных участков специальному правовому регулированию. Данная норма конкретизирует положение п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть урегулированы специальным законодательством. Нормы ЗК РФ в этом смысле выполняют роль специального законодательства (п. 6 ст. 27 ЗК РФ). Также данный вопрос могут регулировать иные федеральные законы, например, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018..

Лица, имеющие двойное гражданство - Российской Федерации и одновременно иного государства (бипатриды), обладают всеми правами и обязанностями в области земельных отношений, что и граждане Российской Федерации. Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.48 ГК РФ). Юридическое лицо возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового и прекращает свое существование с момента соответствующей регистрации.

Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной. Согласно гражданскому законодательству общая правоспособность юридического лица состоит в возможности иметь гражданские права (вещные и обязательственные права на земельные участки), соответствующие целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная правоспособность, в частности, предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Как правило, информацию о правоспособности юридического лица можно почерпнуть из его учредительных документов - учредительного договора, устава, общих положений об организациях определенного вида (ст. 52, 113 ГК РФ). Содержание дееспособности юридического лица совпадает с содержанием его правоспособности. См.: Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. С. 121.

Для определенных видов деятельности юридическое лицо должно приобрести лицензию (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Например, чтобы осуществлять геодезическую съемку земельных участков, нужно приобрести лицензию в органе государственного геодезического надзора.

В отношении иностранных лиц и лиц без гражданства нормы ЗК РФ устанавливают некоторые ограничения. Так, например, иностранные лица и лица без гражданства не могут приобрести земельные участки из государственной или муниципальной собственности в частную собственность бесплатно.

Иностранным юридическим лицом признается лицо, местом регистрации которого выступает иностранное государство. О российских юридических лицах с долей участия в них иностранного капитала ЗК РФ не упоминает.

Физические и юридические лица участвуют в отношениях, связанных с государственным управлением в сфере земельных отношений. Во всех случаях физические и юридические лица выступают объектом управленческого воздействия. Например, в случае нарушения земельного законодательства физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.

К публичным образованиям относятся Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Указанные субъекты являются носителями властных полномочий в области земельных отношений.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют властные функции через органы государственной власти или органы местного самоуправления. Среди указанных органов можно выделить специальные органы, выполняющие отдельные функции в области земельных отношений. К ним относятся органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, органы, уполномоченные принимать решения в сфере земельных правонарушений. Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 30. Ст. 3153. на Министерство имущественных отношений РФ возложена обязанность по проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, регулированию деятельности на рынке недвижимости и в области установления рыночной или иной стоимости в отношении гражданских прав.

Публичные образования, являясь носителями прав на землю, участвуют в имущественных отношениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в таких отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами. Участие публичных образований в указанных отношениях обусловливается применением к ним положений о юридических лицах (ст. 124 ГК РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).

Пункт 3 ст. 5 ЗК РФ раскрывает понятия участников земельных отношений в зависимости от их положения в рамках абсолютных и относительных имущественных правоотношений.

Собственником земельного участка является лицо (гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), которому земельный участок принадлежит на праве собственности (ст. 209-215, 260 ГК РФ и гл. 3 ЗК РФ).

Землепользователями выступают лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) и правом безвозмездного срочного пользования на земельный участок (ст. 268-270 ГК РФ и ст. 20, 24 ЗК РФ).

Землевладельцами выступают лица, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения (ст.265-267 ГК РФ, ст.21 ЗК РФ).

Арендаторами земельных участков признаются лица, пользующиеся и (или) владеющие земельными участками на основании заключенного договора аренды (гл. 24 ГК РФ и ст. 22 ЗК РФ).

Обладателями сервитута признаются лица, имеющие право ограниченного пользования соседними земельными участками (частный или публичный сервитут), установленное на основании соглашения с их собственниками или путем издания соответствующего нормативного правового акта (ст. 274-276 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ).

Пункт 1 ст. 6 ЗК РФ определяет объекты земельных отношений. К этим объектам относятся земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс - понятие достаточно аморфное, ЗК РФ не дает ему определения. Как природный объект земля выступает в виде поверхности Земли, обладает особым биохимическим составом и занимает незаменимое место в системе с иными природными объектами - водой, воздухом, недрами, флорой, фауной. Указанные природные объекты сосуществуют в постоянном взаимодействии, и неблагоприятное влияние на один из них может служить причиной негативных изменений в других. Земля как объект природы выступает объектом охранительных правоотношений по причине ее значимости для поддержания экологического равновесия в окружающей природной среде (см. ст.13 ЗК РФ).

Земля как природный ресурс представляет собой источник и главное условие существования человечества, важнейший компонент окружающей его естественной среды, используемый в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. По мнению О.И. Крассова См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. С. 28., земля является невосполнимым природным ресурсом.

Понятие земли как объекта земельных отношений используется ЗК РФ

прежде всего для общей характеристики процессов государственного управления земельными ресурсами (разграничение земель на категории, охрана земель и т.п.).

Часть земельного участка может выступать в основном как объект имущественных отношений и только в случаях, предусмотренных законом (ст.552, 652 ГК РФ).

Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок либо его часть. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. определены его размер, границы и местоположение.

Кроме того, объектом земельных отношений могут быть земли определенной категории, их часть. Например, объектами земельных отношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривают право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей, таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений. См.: Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004. С. 43.

Земельное отношение представляет собой правоотношение по использованию и охране земель, урегулированное нормами земельного законодательства (ст. 3 ЗК РФ), в котором участвуют следующие лица: граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (п. 1 ст. 5 ЗК РФ). Близко к подобного рода отношениям стоят имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Последние относятся к гражданско-правовым отношениям (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).

Если объектом имущественных (гражданских) прав лица выступают земельный участок или часть земельного участка (ст. 128, 130 ГК РФ), то объектом отношений, связанных с охраной и использованием земель, может выступать любой объект земельных отношений.

Понятие земли как объекта земельных отношений используется ЗК РФ прежде всего для общей характеристики процессов государственного управления земельными ресурсами (разграничение земель на категории, охрана земель и т.п.).

Часть земельного участка может выступать в основном как объект имущественных отношений и только в случаях, предусмотренных законом (ст. 552, 652 ГК РФ).

Земельный участок - основной объект земельных отношений. Земельный участок является недвижимым имуществом и представляет собой часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Границы земельного участка выносятся на местность в процессе проведения землеустроительных работ по межеванию. К средствам, индивидуализирующим земельный участок, относятся план земельного участка, в котором воспроизводятся в графической и текстовой формах сведения об участке, и его кадастровый номер.

Гражданское законодательство относит земельные участки к категории объектов, ограниченных в обороте. Это означает, что земельные участки могут отчуждаться и переходить в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле (п. 3 ст. 129 ГК РФ).

Земельный участок как объект гражданского правоотношения может быть рассмотрен как объект статики или динамики гражданского правоотношения. Статика гражданского правоотношения определяет собой юридическое закрепление земельного участка за возможными субъектами. Динамика гражданского правоотношения характеризует движение земельного участка от одного правообладателя к другому (оборот).

В правоотношении статики приоритет правового регулирования отдается нормам земельного законодательства, поскольку именно оно определяет, кому и на каких условиях могут принадлежать земельные участки. Вместе с тем содержание институтов прав на землю (вещных и обязательственных), на которых земельные участки могут быть предоставлены различным субъектам, должно устанавливаться гражданским законодательством.

При динамике правоотношения, объектом которого выступает земельный участок, применяются нормы ГК РФ, если нет специальных норм федерального законодательства, устраняющих их применение. Роль специальных законов о земле видится в установлении запретов, определяющих границы законного перехода земельных участков от одних правообладателей к другим.

В качестве объектов использования и охраны земельные участки выступают в отношениях административного характера, одной из сторон в которых обязательно являются органы государственной власти или органы местного самоуправления (в частности, к таким отношениям можно причислить отношения по исполнению обязанностей правообладателей земельных участков, отношения по установлению публичных сервитутов и др.).

Статья 6 Земельного кодекса РФ дифференцирует все земельные участки на делимые и неделимые. Земельный участок является делимой вещью, если он может быть разделен на части, каждая из которых впоследствии образует самостоятельный земельный участок. В данном случае часть земельного участка выступает в роли промежуточной технической категории, представляя собой переходное звено в цепи создания новой вещи - нового земельного участка. Так, после раздела образуется самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.


Видео по теме

а) с поведением субъектов, которое может быть как правомерным, так и неправомерным. Например, добровольный отказ от земельного участка (правомерное действие) и нарушение градостроительных условий (неправомерные действия);

б) с прекращением деятельности субъектов. В частности, право пользования земельным участком прекращается в случаях прекращения деятельности предприятия и прекращения трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел.

К числу специальных правомочий субъектов земельных правоотношений следует отнести правомочия, складывающиеся в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий. В частности, при использовании сельхозугодий правомочиями субъектов является выращивание сельхозпродукции; при использовании земель населенных пунктов - соблюдение нормативов размещения объектов; при использовании земель лесного фонда - обеспечение лесоохранных правил и т. п.

Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные правомочия характерны бесконечным многообразием, трудно поддающимся классификации;

Что касается самих прав и обязанностей, которые присущи субъектам земельных правоотношений и в совокупности образуют их правовой статус, то они зависят от вида субъекта, от его поведения, от особенностей объекта и обстановки, в которой действуют субъекты. Так, объем правомочий физических лиц зависит от наличия у них гражданства РФ. Иностранцы обладают теми же правами, что и российские граждане, но за некоторыми исключениями.

Что касается субъекта, то здесь главным требованием является обеспечение целевого использования земли. Нарушение этого требования влечет за собой прекращение их земельных правомочий. При этом надо отметить, что особым субъектом земельных правоотношений является государство. Это связано с тем, что РФ является не только субъектом федеральной собственности на землю, но и субъектом права территориального верховенства. Согласно Конституции РФ 1993г., суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Все это говорит о том, что РФ не только осуществляет правомочия собственника земли, но также устанавливает и защищает ее границы, обеспечивает единство экономического и правового пространства в пределах своей территории.

Что касается объектов земельных правоотношений, то в ряде случаев, связанных с особенностями правового режима отдельных категорий земель (например, если речь идет о сельхозугодьях, восстановление которых возможно только путем их консервации), правомочия субъекта» таких отношений могут быть ограничены. Обстановка, в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, также способ» влиять на объем его правомочий. Например, если речь идет о землях, грязненных тяжелыми металлами и подвергшихся радиоактивному загрязнению, то порядок использования таких земель определяется за ном, и здесь вступают в действие специальные правовые нормы.

Кроме того, в теории земельного права принято делить права и обязанности участников правоотношений на общие, которые присущи во субъектам земельных правоотношений, и специальные, которымизаконнаделяет лишь отдельные категории субъектов. К общим относятся прав субъектов по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом. Что же касается специальных правомочий субъектов земельных правоотношений, то они складываются в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий. Если речь идет о сельскохозяйственных угодьях, то здесь специальным правомочием субъектов является выращивание сельхозпродукции, в случае с землями поселений – соблюдение установленных нормативов размещения объектов, при использовании земель лесного фонда - обеспечение лесоохранных правил и т.п. Именно этим обусловлено бесконечное многообразие специальных правомочий субъектов земельных правоотношений а также то, что они трудно поддаются классификации.

Подводя итог изложенному в настоящем разделе, можно сделать следующие выводы:

    Субъектами земельных правоотношений являются лица, наделенные действующим законодательством правами и обязанностями, достав точными для участия в тех или иных правоотношениях.

    Субъекты земельных правоотношений обладают правовым статусом, складывающимся из определенных правомочий, на которые влияют вид субъекта, его поведение, особенности объекта и обстановка, в которой этот субъект действует.

    Правомочия субъектов можно подразделить на общие и специальные. К числу общих относятся правоспособность и дееспособность субъектов, а к числу специальных - правомочия, складывающиеся в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий.

    Совокупность правоспособности, дееспособности субъектов земельных правоотношений составляет их правовой статус.

    Правовой статус субъектов земельных правоотношений обусловлен моментами возникновения, изменения и прекращения правового положения субъектов.

  1. Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные классифицировать затруднительно, поскольку они обусловлены особенностями используемых земель как объекта земельных правоотношений, исследованию которого и посвящен следующий раздел данной главы.

Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Субъекты прав на землю – это лица, которые приобрели права на земельные участки, в установленном законом порядке. Субъекты прав на земельный участок, субъекты земельных и гражданских правоотношений совпадают.

Лица – обобщающее понятие для всех субъектов гражданских прав. Ст. 5 ЗК определяет, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования .

Под физическими лицами гражданское законодательство понимает граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28.11.1991г. «О гражданстве Российской Федерации». Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ. Лицо, которое не имеет доказательств о принадлежности к другому государству и при этом не является гражданином РФ, считается лицом без гражданства (апатрид). Тот, кто наряду с российским гражданством, имеет гражданство другой державы, является лицом с двойным гражданством (бипатрид).

Средствами индивидуализации граждан являются имя (которое, как правило, состоит из имени собственного, отчества и фамилии) и место жительства. В соответствии с ст. 19 ГК, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК).

Для того чтобы быть субъектом гражданских прав, лицо должно обладать совокупностью установленных законом качеств, которыми являются правоспособность и дееспособность. Понятие и содержание гражданской правоспособности граждан раскрывается в Гражданском кодексе (ст. 17; 18; 21).

Гражданская правоспособность это способность иметь гражданские права и нести обязанности. У граждан РФ она возникает с момента рождения, прекращается смертью и признается в равной степени за всеми. Земельная правоспособность граждан – способность иметь права на земельный участок и нести связанные с этим обязанности, определенные земельным законодательством . В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (ст. 34 ЗК).

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. У граждан полная дееспособность возникает с 18 лет. Гражданское законодательство предусматривает 2 исключения из этого правила – эмансипация и вступление в брак до достижения совершеннолетия. При вступлении несовершеннолетнего в брак, он приобретает полную дееспособность с момента заключения брака. Эмансипация – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, которое производится по решению органа опеки и попечительства, а при несогласии родителей, усыновителей или попечителей, по решению суда. Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по найму, либо занимается предпринимательской деятельностью. Гражданское законодательство наделяет частичной дееспособностью малолетних детей в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет. Однако земельная дееспособность, т.е. способность своими действиями осуществлять права на земельный участок и нести обязанности, возникает не постепенно, а сразу и только с момента приобретения полной гражданской дееспособности, т.к. земля находится в режиме недвижимого имущества и все сделки с земельными участками должны проходить государственную регистрацию. Гражданское законодательство определяет, что подобные сделки неправомочны совершать ни несовершеннолетние лица, ни, тем более, малолетние.

Правоспособность и дееспособность – неотъемлемые качества субъекта правоотношений. Никто не может быть не только лишен их, но даже ограничен иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом. Необходимо учесть, что такие ограничения в области земельных правоотношений могут быть установлены только федеральным законом, что вытекает из смысла ст. 9 ЗК РФ.

Способность нести самостоятельную юридическую ответственность за совершенные деяния называется деликтоспособностью. Только деликтоспосбный гражданин может быть привлечен к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Деликтоспосбность является частью дееспособности.

Например, собственником земельного участка может стать даже малолетний ребенок буквально с рождения, в случае, если он получил его в наследство или в дар. Право быть собственником имущества, в том числе в виде земельного участка – неотъемлемое право любого гражданина. Однако осуществить свои права в реальных действиях, например, использовать по своему усмотрению, продать или подарить земельный участок, он сможет, только достигнув совершеннолетия, т. е. с момента возникновения дееспособности в полном объеме, равно как и нести ответственность за соблюдение земельного и иного законодательства при осуществлении своих прав на землю. Права несовершеннолетних собственников реализуют их законные представители. ЗК РФ предоставляет законным представителям несовершеннолетнего собственника предавать земельный участок в аренду, в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, на срок до достижения наследниками совершеннолетия (п. 10 ст. 22).

Граждане, в соответствии с ЗК, могут быть субъектами права собственности, пожизненного наследуемого владения (если оно было предоставлено до введения в действие ЗК РФ или унаследовано); права постоянного (бессрочного) пользования (если оно предоставлено в установленном законом порядке до введения ЗК РФ в действие); обладать правом на служебный надел; арендовать земельный участок; быть владельцами сервитута.

Субъектами прав на землю так же являются юридические лица.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Право - и дееспособность юридические лица возникает одновременно с момента государственной регистрации.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на праве аренды. Юридические лица, определенные ст. 20 ЗК, могут быть субъектами права постоянного бессрочного пользования либо права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельные участки в зависимости от видов его организационно-правовой формы.

Особого рассмотрения требуют права иностранных граждан и иностранных юридических лиц на земельные участки. Если иностранные граждане - это лица, не имеющие российского гражданства, но являющиеся гражданами другого государства, то иностранными юридическими лицами признаются организации, учрежденные за пределами РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К тому же их права могут дополнительно ограничиваться, но только на основании федерального закона. Такие ограничения устанавливаются Земельным кодексом РФ.

Юридическим основанием установленных ограничений является норма ст. 9 Конституции РФ, где определено, что земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное конституционное положение можно толковать как принцип приоритета прав на землю граждан РФ перед правами иностранцев.

Параметры ограничения правосубъектности иностранных граждан и иностранных юридических лиц заложены в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, где говориться, что права этих лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и федеральными законами. Таким образом, основные ограничения содержаться именно в области приобретения права собственности иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.

Если учесть, что названные лица, не могут обладать земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования, то ограничения не затронули только право аренды, где у иностранных граждан и юридических лиц тот же объем право- и дееспособности, что и у российских.

Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как субъектов земельных отношений объединяет их общая публичная природа. В земельных отношениях они выступают в двух качествах: как регуляторы земельных отношений по поводу земель, составляющих их территорию, и как собственники земель. Если в первых отношениях эти лица проявляют свой публично-властный характер, то в отношениях по поводу права собственности они участвуют на равных началах с другими субъектами гражданского оборота и гражданских отношений. П. 2 ст. 124 ГК РФ определяет, что к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

Земельный кодекс определяет, что Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования могут владеть земельными участками на праве собственности. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК, они участвуют в гражданских отношениях на равных основаниях с другими лицами, однако, публичные образования являются субъектами исключительно права собственности. Ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривает оснований возникновения иных вещных или обязательственных прав у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Земельное законодательство для обозначения некоторых субъектов прав на землю применяет специальные понятия, определение некоторым из которых дается в п. 3 ст. 5 ЗК:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Всех выше перечисленных лиц можно объединить под единым понятием «правообладатели земельных участков». При этом у каждого права свой круг субъектов, установленный законодательством.

3. Понятие и содержание права собственности на землю.

Право собственности занимает центральное место в системе прав на землю, так как все остальные права являются производными от права собственности. Только собственник может уступить часть своих правомочий, передав земельный участок другому лицу на каком – либо праве. Таким образом, как правило, иные права на землю возникают в результате волеизъявления собственника.

В юридическом плане право собственности – это закрепление правовыми нормами определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи . Право собственности – центральный институт гражданского права. Право собственности на землю – институт не только гражданского, но и земельного права. Его содержание определяется нормами как гражданского, так и земельного законодательства. Поэтому институт права собственности на землю рассматривается в качестве важнейшего института земельного права.

Право собственности – наиболее полное по объему право, дающее обладателю наибольшую свободу в осуществлении своих правомочий. Правомочия – волевые, т.е. основанные на автономии, независимости воли лица действия, которые собственник вправе осуществить по отношению к своему имуществу.

По общему правилу гражданского законодательства, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК). Собственнику принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению имуществом и это как раз и составляет триаду правомочий собственника.

В Гражданском кодексе отдельно подчеркивается, что содержание права собственности на землю таково же по своему объему, как и по отношению к любому другому имуществу. Однако, ввиду особой ценности объекта отношений, коим является земельный участок, правомочия собственника существенно ограничиваются. Основные принципы правового регулирования права собственности на землю заложены в ст. 36 Конституции РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Таким образом, основанием для установления ограничений является необходимость охранять землю как часть природной среды, а так же права и законные интересы других лиц. При этом круг лиц, интересы которых могут быть затронуты при осуществлении землепользования, не исчерпывается правообладателями земельных участков, а включает в себя всех, проживающих на данной территории людей. На это прямо указывает норма п. 1 ст. 9 Конституции: «Земля и другие природные ресурсы и используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В Конституции так же указывается, что условия, и порядок пользования землей, определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36). Таким законом, прежде всего, является кодифицированный нормативный акт, обладающий большей юридической силой по сравнению с иными специальными законами – Земельный кодекс Российской Федерации. При этом регулирование земельных отношений основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п. 11 ст.1 ЗК РФ). Пределы оборотоспособности земли устанавливаются земельным и другим природоресурсным законодательством, на которое содержится прямая ссылка в п. 3 ст. 129 ГК, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется свободно в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Владение – право хозяйственного господства над имуществом. По отношению к земельному участку чаще всего выражается в огораживании, установке межевых знаков, возможности для юридических лиц числить земельный участок на балансе.

Пользование – извлечение полезных свойств вещи. Как известно, землю можно использовать в двух видах:

· Как средство производства и одновременно условие труда – в сельском и лесном хозяйствах;

· Как базис для размещения объектов, причем как природных, так и рукотворных.

Можно однозначно сказать, что земля используется во всех сферах деятельности человека. По общему правилу использует имущество только тот, кто им фактически обладает, т.е. владелец.

Пользование земельным участком может осуществляться только в соответствии с его целевым назначением. К тому же использовать земельный участок собственник может только в формах, прямо предусмотренных земельным законодательством. Таким образом, действует разрешительный характер земельного права.

Распоряжение – определение юридической судьбы вещи. В основном это выражается в праве совершать гражданско-правовые сделки, сопровождающиеся сменой собственника или без таковой, а так же иные юридически значимые акты.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам, не ущемляющие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, оставаясь при этом собственником этого имущества, отдавать свое имущество в залог, совершать с ним иные сделки.

Собственник имеет не только права, но и обязанности. В соответствии с ст. 210 ГК РФ каждый собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. По отношению к земельному участку это означает, что собственник в первую очередь уплачивает земельный налог. В соответствии с п. 7 ст. 1 ЗК РФ, любое использование земли осуществляется за плату. Закон «О плате на землю» определял, что налог устанавливается для стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а так же для выравнивания социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества. В настоящее время земельный налог относится к местным налогам и устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Основные начала земельного налога определены гл. 31 ч. II Налогового кодекса РФ. К тому же собственник за счет собственных средств обеспечивает охрану и защиту земельного участка, к чему его обязывает земельное законодательство.

Согласно ст. 211 ГК собственник несет риск случайной гибели или повреждения имущества. Это относится к случаям, когда гибель или повреждение произошли не по воле человека, либо виновного нельзя установить. Земля, в силу своих физических свойств, является неуничтожимой вещью. Однако земельный участок может быть испорчен, что проявляется в утрате или существенном снижении свойств земельного участка, что делает невозможным или затрудняет использование его по целевому назначению. В отношении земельного участка это может происходить в результате стихийных бедствий, антропогенных явлений глобального характера и т.п. (сели, наводнения, засухи, кислотные дожди, военные действия и т.п.).



Просмотров