Уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Новое в законе о банкротстве: должники и кредиторы – столкновение или баланс? Справки из государственных органов

Положения Закона о банкротстве, регулирующие процедуры, применяемые в делах о несостоятельности (банкротстве) физических лиц (далее по тексту также – «банкротство физлиц», «банкротство граждан»), в том числе индивидуальных предпринимателей, вступили в силу с 1 октября 2015 года (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 154-ФЗ).

Общее правило предъявления кредиторами своих требований

По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.

Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

Исчисление срока предъявления требований кредиторов в деле о банкротстве гражданина

При исчислении предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 и пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина следует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 Закона информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего публичного извещения.

Первое собрание кредиторов

Согласно пункту 4 статьи 213.8 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов в форме совместного присутствия по месту рассмотрения дела о банкротстве должника (в соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования (без совместного присутствия).

В случае проведения собрания кредиторов в форме совместного присутствия его участников выбор места проведения собрания должен осуществляться арбитражным управляющим таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность лицам, имеющим право принимать участие в собрании, реализовать это право (доступность), обеспечив максимальную экономию средств должника, конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

Процедура реструктуризации долгов

В процедуре реструктуризации долгов должник, его кредиторы или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов (пункт 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве). Указанный десятидневный срок исчисляется по правилам главы 11 ГК РФ.

Проект плана реструктуризации долгов с приложенными к нему документами (статья 213.15 Закона о банкротстве) направляется всем кредиторам должника, известным на момент направления плана (пункт 2 статьи 213.12 и пункт 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве).

Информация о кредиторах и об их адресах может быть получена от должника или из документов, которые должны быть приложены к заявлению должника о признании его банкротом или к отзыву должника (пункт 9 статьи 213.9 и абзац четвертый пункта 3 статьи 213.4 Закона).

В случае предложения плана кредитором или уполномоченным органом к нему прилагается заявление должника об одобрении плана или его возражения против плана (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15 Закона о банкротстве).

Представление финансовым управляющим полученного им проекта (проектов) плана реструктуризации долгов на первом собрании кредиторов

Финансовый управляющий представляет полученный им проект (проекты) плана реструктуризации долгов на рассмотрение первого собрания кредиторов (пункты 3 и 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

Направление проекта плана реструктуризации долгов с пропуском десятидневного срока, указанного в пункте 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве, не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов, если названный проект направлен и получен до дня проведения собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление заинтересованных лиц с планом и подготовку финансовым управляющим возражений и (или) предложений по нему (абзац второй пункта 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

О назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов

Поступившее в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, решение собрания кредиторов об одобрении плана реструктуризации долгов является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В этом случае ходатайство участвующих в деле лиц об утверждении плана реструктуризации не требуется.

На основании пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве должника, арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации долгов в том случае, если этот план не одобрен собранием кредиторов.

Утверждение судом плана реструктуризации долгов

Суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах.

Одобрение плана должником может быть выражено как в форме письменного заявления (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15), так и сделано устно в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В последнем случае факт одобрения плана должником отражается в протоколе судебного заседания.

Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов.

Если план реструктуризации экономически неисполним и не соблюдает интересы должника и его иждивенцев

В силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних (абзац шестой статьи 213.18 Закона о банкротстве).

По смыслу абзаца четвертого пункта 3 статьи 213.17, статьи 213.18 и пункта 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов может быть указано в отдельном определении или в решении о признании должника банкротом.

Срок реализации плана реструктуризации долгов

Максимальный срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать трех лет со дня вынесения судом определения об утверждении плана. В том случае если по условиям плана реструктуризации долгов срок его реализации составляет менее трех лет, то по заявлению должника, с учетом мнения конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, этот срок может быть продлен судом, но не более чем до трех лет (пункт 2 статьи 213.14 и пункт 6 статьи 213.20 Закона о банкротстве).

План реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.

Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил).

Данные разъяснения должны также учитываться при применении пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае утверждения плана реструктуризации без одобрения собрания кредиторов.

Рассмотрение результатов плана реструктуризации долгов

После получения отчета о результатах исполнения должником плана реструктуризации долгов или ходатайства собрания кредиторов об отмене плана реструктуризации долгов и о признании должника банкротом либо по истечении срока проведения собрания кредиторов суд, рассматривающий дело о банкротстве, назначает заседание по рассмотрению результатов исполнения этого плана и жалоб кредиторов или уполномоченного органа на действия должника и (или) финансового управляющего (пункт 4 статьи 213.22 Закона о банкротстве). В силу пункта 5 статьи 213.22 Закона в указанном судебном заседании суд выносит определение о завершении процедуры реструктуризации долгов в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными.

Под жалобами кредиторов или уполномоченного органа на действия должника или финансового управляющего имеются в виду заявленные ими возражения против завершения процедуры реструктуризации долгов, в том числе в связи с неисполнением должником условий плана реструктуризации его долгов. Данные жалобы (возражения) рассматриваются судом в судебном заседании одновременно с вопросом о результатах исполнения плана, назначения отдельного судебного заседания для их рассмотрения не требуется.

Наличие поданных названными лицами жалоб в порядке статьи 60 Закона о банкротстве, не связанных с рассмотрением вопроса о завершении процедуры реструктуризации долгов, само по себе не препятствует вынесению определения о завершении реструктуризации долгов.

Причины отмены плана реструктуризации долгов

Суд, рассматривающий дело о банкротстве, отменяет план реструктуризации долгов, если имеются основания, указанные в пункте 1 статьи 213.23 Закона о банкротстве (абзац третий пункта 5 статьи 213.22 Закона). При этом по смыслу абзаца третьего пункта 5 статьи 213.22 Закона о банкротстве на отмену плана реструктуризации долгов гражданина судом может быть указано в отдельном определении или в решении о признании гражданина банкротом и о ведении реализации его имущества.

Совершение должником сделок в ходе процедуры реструктуризации долгов

Согласно пункту 5 статьи 213.11 Закона о банкротстве определенные сделки в ходе процедуры реструктуризации долгов должник вправе совершать только с предварительного согласия финансового управляющего.

На основании пункта 1 статьи 173.1 ГК РФ указанные сделки, совершенные без необходимого в силу закона согласия финансового управляющего, могут быть признаны недействительными по требованию финансового управляющего, а также конкурсного кредитора или уполномоченного органа, обладающих необходимым для такого оспаривания размером требований, предусмотренным пунктом 2 статьи 61.9 Закона о банкротстве.

Распоряжение финансовым управляющим имуществом должника

Всем имуществом должника, признанного банкротом (за исключением имущества, не входящего в конкурсную массу), распоряжается финансовый управляющий (пункты 5, 6 и 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Финансовый управляющий в ходе процедуры реализации имущества должника от имени должника ведет в судах дела, касающиеся его имущественных прав (абзац пятый пункта 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве). В процедуре реструктуризации долгов финансовый управляющий участвует в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (абзац четвертый пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

Должник как лицо, участвующее в деле о банкротстве, вправе обжаловать действия финансового управляющего (пункт 1 статьи 34, статья 60 Закона о банкротстве). Должник также вправе лично участвовать в иных делах, по которым финансовый управляющий выступает от его имени, в том числе обжаловать соответствующие судебные акты (абзац пятый пункта 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Имущественные интересы кредиторов и личные права должника

При рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).

Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд. Названные ходатайства рассматриваются судом в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.

Реализация имущества должника

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника - гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имевшего этого статуса ранее, утверждается судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании соответствующего ходатайства финансового управляющего. Данное положение должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 и 140 Закона о банкротстве.

Имущество должников - индивидуальных предпринимателей и утративших этот статус граждан, предназначенное для осуществления ими предпринимательской деятельности, подлежит продаже в порядке, установленном Законом о банкротстве в отношении продажи имущества юридических лиц (пункт 4 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

В связи с этим общие правила пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве об одобрении порядка, условий и сроков продажи имущества собранием (комитетом) кредиторов применяются при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей и утративших этот статус граждан в случае продажи имущества, предназначенного для осуществления ими предпринимательской деятельности. Эти правила не применяются при продаже имущества, не предназначенного для осуществления должником предпринимательской деятельности, и при рассмотрении дел о банкротстве граждан - не индивидуальных предпринимателей и не имевших этого статуса ранее.

Сведения об имуществе должника

В силу пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан по требованию финансового управляющего предоставлять ему любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней со дня получения требования об этом. При исчислении названного пятнадцатидневного срока следует руководствоваться правилами главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств у третьих лиц (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве). Данное ходатайство предъявляется финансовым управляющим и рассматривается судом по правилам статьи 66 АПК РФ, по результатам его рассмотрения суд может выдать финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Должник, суд и финансовый управляющий

Целью положений пункта 3 статьи 213.4, пункта 6 статьи 213.5, пункта 9 статьи 213.9, пункта 2 статьи 213.13, пункта 4 статьи 213.28, статьи 213.29 Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела. В случае, когда на должника возложена обязанность представить те или иные документы в суд или финансовому управляющему, судами при рассмотрении вопроса о добросовестности поведения должника должны учитываться наличие документов в распоряжении гражданина и возможность их получения (восстановления).

Если при рассмотрении дела о банкротстве будет установлено, что должник не представил необходимые сведения суду или финансовому управляющему при имеющейся у него возможности либо представил заведомо недостоверные сведения, это может повлечь неосвобождение должника от обязательств (абзац третий пункта 4 статьи 213.28 Закона).

Обстоятельства, связанные с непредставлением должником необходимых сведений

Для установления обстоятельств, связанных с непредставлением должником необходимых сведений или предоставлением им недостоверных сведений финансовому управляющему или суду, рассматривающему дело о банкротстве (абзац третий пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве), не требуется назначение (проведение) отдельного судебного заседания. Указанные обстоятельства могут быть установлены на любой стадии дела о банкротстве должника в любом судебном акте, при принятии которого данные обстоятельства исследовались судом и были отражены в его мотивировочной части (например, в определении о завершении реструктуризации долгов или реализации имущества должника).

Выдача исполнительных листов

После завершения реализации имущества должника суд, рассматривающий дело о банкротстве, выдает исполнительные листы только по тем требованиям, указанным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, которые были включены в реестр требований кредиторов должника арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, и не удовлетворены по завершении расчетов с кредиторами. Вопрос о выдаче исполнительных листов по таким требованиям разрешается арбитражным судом по ходатайству заинтересованных лиц в судебном заседании.

Кредиторы по требованиям, перечисленным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, по которым исполнительный лист не выдан судом, рассматривающим дело о банкротстве, могут предъявить свои требования к должнику после окончания производства по делу о банкротстве в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Когда не допускается освобождение должника от обязательств

В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.

По общему правилу вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, разрешается судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника (абзац пятый пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).

Если обстоятельства, указанные в пункте 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, будут выявлены после завершения реализации имущества должника, определение о завершении реализации имущества должника, в том числе в части освобождения должника от обязательств, может быть пересмотрено судом, рассматривающим дело о банкротстве должника, по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа или финансового управляющего. Такое заявление может быть подано указанными лицами в порядке и сроки, предусмотренные статьей 312 АПК РФ. О времени и месте судебного заседания извещаются все лица, участвующие в деле о банкротстве, и иные заинтересованные лица.

Пересмотр определения суда о завершении реструктуризации долгов должника или реализации его имущества по вновь открывшимся обстоятельствам

Определение суда о завершении реструктуризации долгов должника или реализации его имущества может быть пересмотрено судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа по вновь открывшимся обстоятельствам (статья 213.29 Закона о банкротстве).

В случае возобновления производства по делу о банкротстве должника и введения процедуры реализации его имущества по правилам пункта 4 статьи 213.29 Закона о банкротстве в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества должника арбитражный суд утверждает кандидатуру, представленную ему в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона о банкротстве, саморегулируемой организацией, представлявшей такую кандидатуру в ходе завершенной процедуры в деле о банкротстве должника.

Случай смерти лица, в отношении которого было возбуждено дело о банкротстве

В случае смерти лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в силу пункта 1 статьи 223.1 Закона о банкротстве, суд выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела по правилам параграфа 4 главы X Закона. В этом случае лица, указанные в пункте 2 статьи 223.1 Закона о банкротстве, привлекаются судом к участию в деле о банкротстве в качестве заинтересованных лиц по вопросам, касающимся наследственной массы, с правами лица, участвующего в деле о банкротстве. Указанные лица должниками по смыслу Закона о банкротстве не становятся.

Имущество наследников, не составляющее наследственное имущество, в конкурсную массу не включается (статья 1175 ГК РФ, пункт 3 статьи 223.1 Закона о банкротстве).

Кредиторы наследников, обязательства перед которыми возникли не в связи с наследованием, в деле о банкротстве гражданина в случае его смерти не участвуют.

Случай, при котором положения пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве физического лица не применяются

Положения второго предложения абзаца третьего пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве не применяются к исковым заявлениям, производство по которым возбуждено до 1 октября 2015 года и не окончено на эту дату. Рассмотрение указанных заявлений после 1 октября 2015 года продолжает осуществляться судами, принявшими их к своему производству с соблюдением правил подсудности.

Политика конфиденциальности

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

Вступают в силу существенные изменения в Закон о банкротстве

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.

Банки вправе инициировать банкротство без решения суда

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.

По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года (либо ранее – если будут позволять технические возможности) надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.

Новые правила обращения должника с заявлением о банкротстве

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом . До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.

Дополнительные права для залоговых кредиторов

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам.

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов.

Другие изменения

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

Влияние изменений на текущие процедуры банкротства

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства.

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство о банкротстве, призваны в большей степени защитить интересы кредиторов, и в первую очередь банков. Они получают от законодателя эффективный инструмент работы с должниками в преддверии кризиса неплатежей. В связи с этим следует ожидать от банковского сектора более активного применения процедур банкротства в работе с проблемными заемщиками.


Срок для утверждения такого порядка Законом не установлен.

Ликвидация предприятия – это процесс довольно не простой и неприятный, особенно это касается кредиторов, поскольку на первых этапах начала разбирательства не понятно будут ли возвращены кредитные средства или нет. Случаются ещё довольно неприятные ситуации, когда обязательства могут погашаться не в полной мере, а частично.

Начинается процесс ликвидации с того, что при конкурсном производстве конкурсный кредитор должен обратиться в Арбитражный суд для того, чтобы признать заёмщика банкротом. Если решение суда будет положительным, то на протяжении следующих двух месяцев необходимо оповестить всех кредиторов о начале судебного разбирательства по делу «О банкротстве». Далее мы разберёмся, кто и в какие сроки должен оповестить кредиторов о банкротстве кредитозаёмщика.

Порядок оповещения кредиторов при прекращении деятельности организации

Существует определённый порядок, последовательность, которая регламентируется законодательством. Уведомление кредитору отправляет арбитражный управляющий, обязательно это делать именно в письменной форме. При получении документа кредитор должен уведомить об этом. После получения уведомления у кредитора имеется срок два месяца, который даётся ему для того, чтобы он в законном порядке предъявил требования по невыполненным обязательствам перед ним. Эти требования должны иметь документальное подтверждение.

На протяжении этих двух месяцев ликвидационная комиссия должна произвести инвентаризацию и оценку имущества, которое имеется в собственности организации-должника. Это необходимо для того чтобы после этих процедур иметь полную картину по обязательствам и имеющимися для выплаты финансами.

Уведомление кредитору отправляет арбитражный управляющий.

Варианты уведомления кредиторов

Существует несколько вариантов уведомления физических и юридических лиц о начале ликвидации предприятия, которая имеет обязательства по отношению к нему. Самыми доступными и оптимальными вариантами являются оповещение в СМИ и письменное оповещение по почте.

Зачем необходимо оповещение через СМИ? Это важно для тех кредиторов, неизвестных ликвидационной комиссии. Через документацию, которая будет предоставлена для изучения, вероятно, всех кредиторов определить не удастся. Тогда они сами могут заявить о себе после того, как получат данную информацию. Образец уведомления по почте и для публикации в СМИ имеет одинаковые данные.

Оповещение в средствах массовой информации

Оповещение в средствах массовой информации должно проводиться в соответствии с требованиями, которые прописаны в нормативно-законодательных документах. Уведомление кредиторов о ликвидации должно поступить от членов ликвидационной комиссии, которая для этого и была сформирована. Это может быть публикация или заявление на телевидении. В обращении обязательно должна присутствовать полная информация, касающаяся предприятия, которое подлежит ликвидации. Это необходимо для того, чтобы кредиторы могли самостоятельно идентифицировать должника.

Какая информация указывается в обращении при ликвидации предприятия?

  • Название организации, подлежащей ликвидации;
  • Регистрационный номер;
  • Основные реквизиты предприятия;
  • Сведения, которые указаны законодательными актами.

Важно: по закону банкрот может самостоятельно определять для себя срок, в течение которого могут обращаться физические и юридические лица с требованиями по обязательствам.
Минимальная граница времени — 2 месяца.

При оповещении также необходимо указывать информацию, касающуюся порядка обращения с претензиями к банкроту. Это сроки обращения и другие важные сведения.

Прекращение деятельности предприятия не отменяет его финансовых обязательств перед кредиторами. Последним нужно обратиться с претензиями к должнику своевременно. поможет сформулировать их правильно.
На какой стадии процедуры банкротства составляется Акт приёма-передачи имущества залоговому кредитору . Соблюдение регламента — важная составляющая процесса.

Письменная форма уведомления

Уведомление – это специальная форма, которая должна быть чётко и правильно заполнена и отправлена адресату. При ликвидации организации заниматься данными вопросами должна ликвидационная комиссия, назначенная после принятия решения о начале процесса ликвидации должника.

Все имеющиеся финансовые обязательства можно увидеть, исходя из доступной для изучения документации, должны стать основанием для того, чтобы вручить лицу оповещение о начале ликвидации должника, по отношению к которому у банкрота имеются непогашенные обязательства. Такое письмо лучше всего отправить почтовым письмом с уведомлением., в нашем случае это уведомление о начале ликвидации организации.

  • После этого указываются все реквизиты и необходимые данные организации-должника , которая ликвидируется.
  • Ниже образец имеет сведения о сроках и других особенностях обращения , также указывается адрес, куда можно обращаться.
  • Подписывается документ председателем ликвидационной комиссии , указываются его статус, фамилия и инициалы.
  • Вывод. Должник обязан уведомить всех займодателей о прекращении деятельности компании. Письменное обращение следует отправлять почтой, воспользовавшись услугой уведомления о получении. Обязательно сохранять квитанцию.

    Независимо от целей разных лиц, закон о неплатёжеспособности определяет и публикует официальный государственный источник, исключения нет ни для одной из форм собственности

    Публикация о несостоятельности лица происходит двумя способами:

    • печатный способ публикации;
    • публикация в сети интернет.

    С 2019 года в закон о банкротстве внесены некоторые поправки. В них сказано, что в соответствии с федеральными нормативными актами информация о несостоятельности (банкротстве) должна подлежать публикации в официальных источниках.

    Согласно части 6, статьи 128 федерального закона, в печатных изданиях необходимо публиковать следующую информацию:

    • о введении , касающиеся , и т.д.;
    • сведения о том, что гражданин признан неплатежеспособным, то есть банкротом;
    • сведения о прекращении производства дела, касающегося банкротства;
    • о назначенных или отстраненных арбитражных судьях;
    • сведения об одобрении заявления третьих лиц, и их стремлении выполнить обязательства, которые взял на себя должник;
    • публикация о проведении , касающихся собственности банкрота.

    К электронным источникам официальной публикации информации о несостоятельности должника относятся следующие ресурсы:

    Доступность подобного рода информации является обязательным как в интернет пространстве, так и в печатных изданиях. Однако доступ к подобной информации имеет определенные ограничения, предусмотренные законодательством.

    Суть запроса

    Не для всех кредиторов может быть понятен смысл проверки фирмы, в которую будут инвестировать средства. Однако суть проверки компании на состоятельность довольно легко объясняется.

    Во-первых, запросить информацию необходимо для того, чтобы удостовериться, не ликвидирована ли фирма, так как при таких обстоятельствах кредитору попросту нет никакого смысла вкладывать финансовые средства в компанию, которая не существует официально.

    Кроме того, из-за несостоятельности должника расплачивается по счетам, кредитору придётся приложить усилия, чтобы вернуть свои вложенные денежные средства.

    Где можно узнать о банкротстве

    Довольно многих людей волнует вопрос о том, как узнать о стадии банкротства застройщика. Проверить компанию на состоятельность(банкротство) можно посредством арбитражного суда или через сведения в кредитном реестре.

    Обычно перед банкротством у фирмы могут наблюдаться иски, причем компания будет выступать в роли ответчика. Также одним из показателей может выступать просрочка выплат финансовой организации, которая предоставила заемщику кредитные средства.

    В случае если кредитор обнаружил, что юридическое лицо, которое взяло на себя обязательства, предусмотренные в контракте, имеет похожие проблемы, то необходимо незамедлительно подавать иск в арбитражный суд и становится в очередь бенефициаров. Иск о банкротстве заемщика может подать любой инвестор, сумма задолженности перед которым составляет не менее 100 тысяч рублей , а платеж просрочен более чем на 3 месяца .

    Сообщения

    Согласно распоряжению правительства РФ о банкротстве можно узнать сообщение с газеты Коммерсантъ. Список сообщений о несостоятельности юридических лиц можно увидеть именно в данной газете.

    Данное издание предусматривает конкретные требования к публикации информации.

    К примеру, для огласки сведений о проведении наблюдения, заполняется специальная форма заявления, а также предоставляется следующая информация:

    • при помощи какого документа была инициирована процедура наблюдения;
    • полное наименование арбитражной организации;
    • номер дела и дата принятия арбитражным судом;
    • ссылка на контрагента, по отношению которого было вынесено судебное ращение о несостоятельности;
    • реквизиты формы деятельности несостоятельного контрагента;
    • данные о юридическом лице, которое потерпело банкротство;
    • полные данные арбитражной организации, которая рассматривала вопрос и выносила решение;
    • полные инициалы судьи, который принимал решение о банкротстве;
    • фактический адрес для доставления корреспонденции(индекс, название компании, адрес).

    Уведомления

    Согласно статье 13 закона о банкротстве РФ, упоминается потребность в уведомлении бенефициара. Уведомление направляется кредитора посредством почты за 14 дней до собрания. В случае если уведомление учредительной компании не дошло, кредитору доставляются сведения другими методами. Сообщение должно быть доставлено не позже 5 суток до начала собрания.

    При отсутствии возможности обнаружить информацию, которая необходима для персональных сообщений конкурсным бенефициарам по фактическому месту проживания или по месту временного размещения, также допускается огласка уведомления.

    Сообщение должно содержать следующего рода информацию:

    • полное название компании, которая потерпела банкротство;
    • в каком месте будет проходить собрание бенефициаров;
    • условия рассмотрения дела, которое будет обсуждаться на собрании кредиторов;
    • подробные условия регистрации всех участвующих лиц.

    Реестр

    С целью информирования кредиторов о в отношении фирмы, с которой взаимодействует вкладчик, при помощи законодательства внедрен закон о форме информирования. Данным инструментом информирования является ЕФРС.

    Информация о несостоятельности компании публикуется изданием «Комерсантъ». Информация о банкротстве в полной мере должна соответствовать той, которая находится в ЕФРС(едином федеральном реестре сведений).

    Информация, внесенная в реестр, является общедоступной, что позволяет размещать сведения в интернете, но, только в полном соответствии с действующим законодательством.

    В единый федеральный реестр сведений согласно п.8 ст.22Ф, закона о несостоятельности (банкротстве) входит следующая информация:

    • информация подтверждающая, что компания или предприятие является банкротом;
    • сведения о причинах рассмотрения дела, а арбитражном суде, которая касается несостоятельности контрагента; также в реестр вносится дата судебного заседания, вынесенное решение и прочие сведения, относящиеся к данному вопросу;
    • полные данные об арбитражной организации и в частности о лице, которое принимало решение, касающиеся банкротства юридического лица;
    • информация о дате повторного заседания, которая относится к банкротству контрагента;
    • прочие сведения и публикации, в рамках законодательства Федерации по отношению к банкротству.

    Существуют специальные информационные ресурсы, которые позволяют установить факт банкротства и сохранить свои средства

    Альтернативы

    Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, фирма полностью прекращает деятельность и перестает существовать. Кроме того, взятые обязательства, которые остались невыполненными также прекращаются.

    Для того чтобы убедиться что фирма ликвидирована, существует несколько альтернативных способов:

    • Сделать запрос на получение выписки из ЕГРЮЛ, на лицо, которое стало банкротом.
    • Ознакомится с информацией о несостоятельности юридического лица на сайте VAS.RU. По индикационному номеру налогоплательщика или по регистрационному номеру юридического лица, можно найти информацию. В ней раскрывается стороны участники заседания арбитражного суда, и если у данного юридического лица имеется пометка в деле, обозначенная как буква «Б», то это означает что дело проходило связанное с банкротством.
    • Также сведения о лицах, потерпевших банкротство, публикуются в печатном издательстве «Комерсантъ». Кроме того, у издания имеется официальный сайт, что позволяет более удобно искать необходимую информацию.

    Данные способы вполне способны найти информацию о банкротстве той или иной фирмы. Ознакомится с информацией о несостоятельности действующего или будущего партнера, или проверить данные, которые предоставляет работодатель можно, как через печатные издания, так и через интернет, что позволяет быстро ознакомиться со сведениями и принять соответствующие решение.

    Индивидуальная проверка

    Один из самых популярных способов избежать проблем с налоговой инспекцией – провести самостоятельную проверку. Существующими законами на данный момент проведение такой проверки не урегулированы действующим законодательством.

    Руководитель предприятия или арбитражный управляющий в обязательном порядке должны быть предоставлены документы, которые требуют налоговые органы. Одна из главных задач так называемой ликвидационной проверки заключается в оперативном выявлении нарушений, которые связаны с неуплатой налогов.

    В ходе такой проверки выявляются основные нарушения и при ликвидации предприятия может быть начислена пеня или обязательные налоговые выплаты. На погашение задолженности лицу отводится срок продолжительностью в 10 дней , отсчет которых начинается с момента вынесения решения. При проведении проверки налоговые органы проводят беседы со свидетелями, но директор компании вправе отказаться свидетельствовать против себя.

    Для того чтобы самостоятельно проверить, не находиться ли компания в состоянии ликвидации прежде всего необходимо зайти в портал государственной регистрации. На этом сайте публикуется актуальная информация о намерении юридических лиц совершить какие-либо действия. На ресурсе также содержаться сведения об исключении отдельных лиц из реестра.



    Просмотров