Соотношение норм права и обычаев. Отличие права от обычаев. Компетенция – это

а) если обычаи создаются всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных) и под его контролем

б) если обычаи выражают общую волю, и защищают общий интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества

в) если обычаи выражаются в устной форме, то право выражается в письменной форме в виде нормативных актов

г) если обычаи охраняются от нарушений всем обществом, то право - специально созданным аппаратом принуждения государство

д) всеми перечисленными признаками.

47. Технические нормы – это:

а) правила поведения, регулирующие отношения между людьми

б) правила, характеризующие отношения людей к природе, технике, орудиям и средствам производства

в) технические нормы, закрепленные в законодательстве

г) правила поведения, основанные на разуме и справедливости

д) правила поведения, вырабатываемые в результате добровольного соглашения сторон

48. Назовите отличительные признаки норм морали. Нормы морали – это…

а) нормы, которые формируются в сознании людей

б) нормы, которые регулируют поведение через моральную оценку

в) нормы, которые не содержат точных, детализированных правил, т.е. они более абстрактны

г) нормы, обычно не выражающие письменно

д) все перечисленные признаки, и то, что нормы морали обеспечиваются общественным воздействием, силой общественного мнения

49. Единство права и морали выражается в том, что они…

а) представляют собой разновидность социальных норм, служат для упорядочения общественной жизни

б) обеспечиваются принудительной силой государства

в) устанавливаются, санкционируются либо признаются государством

г) регулируют те отношения, которые поддаются правовому регулированию

д) как правило, закреплены в специальных государственных актах

50. В какой правовой семье единственным источником права признается нормативный правовой акт?

а) в романо-германской

б) в семье общего права

в) в социалистической

г) обычно-традиционной

д) нет правильного ответа

51. Формы государства - это:

а) организация власти в государстве, компетенция, порядок организации и деятельности государственных органов

б) территориальная организация государственной власти, характеризующее распределение власти между государством в целом в лице его центральных органов и ее составными частями

в) понятие, охватывающее организацию высшей власти в государстве, его территориальное устройство и способы осуществления власти

г) способ управления людьми, средство организации общества

д) фактор организованности и порядка в обществе

52. Орган государства – это:

а) система взаимосвязанных общими принципами и единством конечных целей органов и учреждений, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции

б) это система органов государства, имеющих право принимать законы

в) это общественное учреждение, наделенное функциями государственного властвования

г) политическое учреждение, организация, единоличный представитель государства, поделенное функциями государственным властвованием

д) система учреждений и организаций, выражающих политическую жизнь данной страны

53. К представительному органу РК на территории области, района, города относится:

а) Парламент

б) Правительство

в) маслихат

г) министерство

д) Мажилис

54. Социальные нормы не могут быть:

а) экономическими

б) корпоративными

в) правовыми

г) техническими

д) национальными

55. Право – это:

а) естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка

б) система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления

в) совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности

г) акт правотворчества, содержащий нормы права как способ закрепления и выражения правовых норм

д) возможность определенного поведения

56. По субъектам формирования орган государства может быть:

а) правотворческим

б) представительным

в) федеральным

г) коллегиальным

д) общей компетенции

57. В зависимости от территориальной сферы деятельности орган государства может быть:

а) правотворческим

б) представительным

в) федеральным

г) коллегиальным

д) общей компетенции

58. Парламент РК – это:

а) высший орган РК

б) высший представительный орган РК

в) законодательный орган

г) высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции

д) высший исполнительный орган

59. Президент РК издает:

а) законы, кодексы

б) указы и распоряжения

в) постановления, указы

г) указы, приказы

д) решения, указы

60. К источникам права относятся:

а) правопорядок

б) нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент

в) нормы морали

г) норма корпоративных организаций

д) определенная договоренность между индивидами

61. К прикладным юридическим наукам относится:

а) теория государства и права

б) судебная медицина

в) уголовное право

г) история политических и правовых учений

д) торговое право

62. Предмет теории государства и права:

а) общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права

б) совокупность определенных принципов, логических приемов и социальных способов исследования общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых отношений

в) государственно-правовые отношения

г) общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами свих прав

д) государство как член мирового сообщества

63. Механизм государства – это:

а) совокупность наиболее существенных черт, свойственных всем государствам

б) система взаимосвязанных общими принципами и единством целей органов и учреждений, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции

в) система способов закрепления и выражения правовых норм

г) принцип политической власти

д) механизм результативного и нормативно-организованного воздействия на общественные отношения как системы собственно правовых средств

64. Демократизм, разделение властей, субординация и координация, законность, профессионализм - это принципы:

а) политической системы

в) механизма государства

г) судебной власти

д) формы государственного устройства

65. Справедливость, уважение прав человека, равноправие, законность - это принципы:

а) государства

б) судебной власти

в) общества

г) государственной власти

66. Компетенция – это:

а) совокупность полномочий, предоставленных конкретному органу или должностному лицу

б) совокупность полномочий, прав и обязанностей общественного объединения

в) совокупность прав и законных интересов гражданина

г) совокупность всех прав, свобод и обязанностей гражданина

д) совокупность приемов, способ воздействия государства на определенную область общественных отношений

Жизнь человека регламентирована множеством гласных и негласных инструкций. Однако в последнее время определённые социальные круги стремятся подменить одни понятия другими, навязав людям свои взгляды на жизнь. Так, многие объединения (религиозные, культурные) настаивают на соблюдении своих обычаев и даже пытаются привлечь «инодумцев» за нарушение к ответственности. Правомерно ли такое поведение и обязательно ли чтить чужие традиции?

Право – это совокупность письменных норм, которые имеют обязательное действие на установленной территории (страна, субъект федерации) в определённое время и касаются неопределённой группы людей. При этом право может быть как актуальным, так и устаревшим, как прогрессивным, так и деструктивным. Каждый человек обязательно должен соблюдать требования закона, независимо от своего отношения к нему. За отказ от выполнения тех или иных норм предусмотрена ответственность (уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная).

Обычай – это устойчивая норма поведения, которая определилась исторически на определённой территории. Соблюдение его требований – индивидуально для каждого человека. Раньше за нарушение традиций наступала ответственность (включая остракизм), сегодня за это предусмотрено лишь моральное порицание. К примеру, сто лет назад ношение брюк было исключительно мужское прерогативой, для женщин их ношение являлось позором, сегодня данный обычай сохранился лишь в мусульманских странах.

Таким образом, право всегда закреплено в письменной форме и кодифицировано, в то время как обычай – нет. Он передаётся из поколения в поколение на личном примере, а не путем издания властных предписаний. Если обычай будет записан на бумаге, а за его несоблюдение – определена ответственность, он тут же превратится в правовую норму, обязательную для каждого человека.

За соблюдением права следит исполнительная ветвь власти, судебная – наказывает за нарушение закона. Выполнять требования обычая или отказаться от них – личное дело каждого человека. Ведь некоторые традиции сегодня выглядят просто дикими, поэтому и принуждать к их соблюдению ни в коем случае нельзя.

При этом современное право построено на принципах гуманизма. Законы большинства государств прогрессивны, и в них нет места произволу и отказу от справедливости. Обычаи могут быть заведомо преступными, противореча правовым нормам. Так, в отдельных регионах России до сих пор сохранились традиции воровства невест (что соответствует похищению человека). У мормонов приветствуется сожительство с несовершеннолетними девушками, что явно противоречит требованиям уголовного законодательства.

Выводы сайт

  1. Письменное закрепление. Обычаи передаются из поколения в поколение и нигде не зафиксированы. Право же обязательно носит письменную форму, а его «буква» доступна каждому.
  2. Императивность исполнения. Соблюдать обычай необязательно: это личное дело каждого человека. За нарушение закона предусмотрена ответственность, и отличается лишь жёсткость наказания.
  3. Справедливость. Многие обычаи являются справедливыми (уступать место беременным женщинам в транспорте, помогать своим родственникам). Законы же, напротив, могут быть лишены этого свойства (обязательная служба в армии, получение бесплатного образования по конкурсу).
  4. Законность. Отдельные обычаи заведомо преступны, их соблюдение может быть наказано в установленном порядке. Право же всегда легально: если норма не отменена, её соблюдение является обязательным.

Для уяснения соотношения между правом и обычаем необходимо дать понятие «обычая». «Обычай – это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов». В юридической литературе даются различные понятия термина обычая, наиболее удачное на наш взгляд понятие представлено в Учебнике по Теории государства и права, под ред В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: Под обычаем понимаются общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности, отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих достаточно подробное описание самого поведения. Однако, как отмечает Явич Л.С., поведенческий образец как таковой не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами, а обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму только тогда, когда в силу деятельности следования конкретному образцу, это становится привычкой людей, поведенческой традицией сообществ, то есть нормой поведения.

В обществе существует огромное количество разнообразных обычаев, которые ежедневно применяются в повседневной практике. Учитывая многонациональность общества, наличие различных социальных групп, можно утверждать, что для каждого участника оборота характерны свои обычаи. Отличаются обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях, различными факторами (например, географическими. Обычаи народов Дальнего Севера, ведущие кочевой образ жизни существенно отличаются от обычаев народов Урала и т.д.).

Из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что содержанием обычая является сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка – поведенческая традиция. Поэтому предназначение регулятивного воздействия обычных норм на общественные отношения в воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. И существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, так как обычай мы применяем естественно (так делала наша прапрапрабабушка, так поступаем и мы) и следование привычки обеспечено самим фактом ее существования.

Обычай относится исторически к числу самых ранних социальных норм. В период появления государственности обычаю придавали общеобязательное значении, то есть возводились в ранг законов государства и являлись источниками права. Сегодня же говоря о соотношении права и обычая, нам нужно рассматривать отношение юридических норм к существующим в обществе обычаям. Тарасова Н.Н. отмечает. Что такое «отношение» сводится к трем основным вариантам:

  • 1. Юридичсекие нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации;
  • 2. Юридичсекие нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев;
  • 3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям.

И последнее, что необходимо сказать, от взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как возможный источник права. Так ст.5 ГК РФ закрепляет возможность применения в качестве источника права обычая делового оборота. При взаимодействие права и обычая самая обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершаемые при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Например, государство разрешает применить обычай делового оборота для регулирования обязательственных отношений в гражданском обороте. То есть обычай в этом случае приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в каком-либо правовом документе.

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи – это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и де­ятельности и в силу длительности своего существова­ния становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.

В основе обычаев лежат образцы конкретного пове­дения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсю­да высокая детализированность их предписаний, пред­ставляющих, по сути дела, достаточно подробное описа­ние самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраня­ет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформи­ровавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведе­ния он становится поведенческим стереотипом (привы­чкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспече­ния, отсутствие необходимости в определенном принуж­дении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущест­венно как «отношение» юридических норм к существу­ющим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводит­ся к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полез­ные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бы­товым поведением людей.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исклю­чительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу. С этими пережитками следует бороться как нормативными средствами, так и общественными.

При взаимодействии права и обычая сама обычная нор­ма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Дру­гими словами, в этом случае обычай приобретает юриди­ческий статус без его текстуальной формулировки в пра­вовом документе.


Вывод

Таким образом, общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве в конечном счете есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида, являющихся производственными отношениями.

Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права, как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм - обязывающих, управомачивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:

· точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки;

· соответствие норм права требованиям морали и правосознания;

· соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;

· учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.

Таким образом, подведем краткие итоги:

а) норма права может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности;

б) правовая норма является общим правилом поведения, т.е. образцом, эталоном поведения людей, их коллективов;

в) правовая норма - правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как системы;

г) правовая норма - государственно-властное предписание;

д) правовая норма - явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.


Список использованной литературы

1. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

2. Теория права и государства: Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.: Право и Закон, 1996.

3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.

4. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М., 1996.

5. Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1997.

6. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986. С. 86

7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.

8. Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. С. 5.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.

Правилами поведения особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с общественной психологией – с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной части развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, традиций, нравов.
Общественная психология, как и общественное сознание в целом, испытывает на себе воздействие права и оказывает на него определенное влияние. С одной стороны, именно в сфере общественной психологии складывается правовая культура, свойственная стабильному гражданскому обществу, с другой стороны, именно в общественной психологии сохраняются нравы и привычки, питающие правовой нигилизм, подменяющие право иными регуляторами поведения.
Под общим наименованием "обычаи" в литературе нередко объединяются весьма разнородные нормы.
Обычаем в узком, собственном смысле слова является правило поведения, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Они складываются на основе моральных норм (нравы – обычаи, имеющие моральное значение), норм быта (правила приличия, гигиены, поведения за столом и др.), некоторых норм права. Реализация обычаев осуществляется, как правило, без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет "оценочный характер" в том смысле, что критерии "добра", "зла", "целесообразности" и "удобства", "приличия" и другие, лежащие в ее основе, отходят на второй план перед привычностью ее выполнения. Иными словами, если моральная норма регулирует поведение людей с помощью оценочных критериев ("добро", "зло", "похвально", "постыдно" и т.д.), соответствующих идеологии членов общества, то та же норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.
В целом право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам уже по той причине, что неправомерное поведение выходит за рамки обычного поведения, не привлекающего внимания правоохранительных органов. Общая привычка законопослушного большинства любого стабильного общества к установленному порядку, подсознательная надежда на охрану жизни, здоровья, имущества от правонарушителей, на социальную помощь государства являются психологической основой любого правопорядка, если, разумеется, само право стабильно и не вступает в конфликты с массовым правосознанием.
В некоторых странах санкционированный обычай был источником (формой) права. Обычаи (адаты) – источник права в мусульманских странах наряду с шариатом.
В первые годы советской власти обычаи были одним из источников права в отдельных регионах Средней Азии и Кавказа. В то же время советское уголовное право запретило под угрозой наказания совершение некоторых действий, представляющих собой пережитки местных обычаев (принятие или уплата выкупа, двоеженство или многоженство и др.).
В нашей стране, где еще не сложилась и не просуществовала достаточно долго стабильная система права, а общественное сознание на его идеологическом и психологическом уровнях менялось и меняется, нет системы устоявшихся общеизвестных обычаев, которые могли бы стать одним из источников права.
К обычаям относят также традиции, которые в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление людей сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения; они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. Такова, скажем, традиция отмечать в трудовом коллективе значительные события в жизни его членов (свадьба, рождение ребенка, защита дипломной работы или диссертации, юбилейные даты и т.п.). Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью, а также в том, что лица, пренебрегающие этой традицией, заслуживают морального порицания. В то же время традиции имеют нечто общее с обычаем: они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы, в частности на чувство связи человека с окружающими, стремление следовать распространенному примеру, которому следуют все, на то, что психология называет "психическим заражением", подражанием и т.д.
От обычаев и традиций отличаются обыкновения, или деловые обыкновения, под которыми понимается устоявшаяся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту. О деловых обыкновениях говорится, в частности, в нормативных актах, когда речь идет о принятых в данном порту правилах очередности погрузки и разгрузки, об обычно предъявляемых требованиях, которым должно соответствовать качество проданной вещи, о ее нормальном использовании. По смыслу таких упоминаний можно говорить не о критериях, установленных какими-либо обычаями (привычками), а о заведенном порядке или о среднестатистических нормах, соответствующих уровню развития производства.
В качестве особого вида норм раньше упоминались так называемые правила социалистического общежития, ссылки на которые имелись в конституциях СССР, а также в некоторых кодексах. Многолетние дискуссии о правилах социалистического общежития не привели к уяснению содержания этого понятия. На практике при применении статей кодексов, содержащих этот термин, названные правила понимались как общепризнанные нормы нравственности, правила приличия, нормы добросовестности. Новейшее законодательство отказалось от использования этого термина.



Просмотров