Следствие и дознание. Дознание и предварительное следствие. Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия

Действующее уголовно-процессуальное законодательст-во РФ предусматривает в две формы производства предвари-тельного расследования :

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест-вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо-сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв-ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея-тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за-дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

И доз-наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль-ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон-троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу-ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про-водится по тем же правилам, что и предварительное следст-вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно-стей.

Предварительное следствие считается основной формой расследования , так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га-рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль-шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред-варительного следствия и регулируется положениями отдельной гл. 22 УПК РФ. В свою очередь, дознание является уп-рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь-шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Отличия предварительного следст-вия от дознания:

1) В методе уголовно-процессуального регулирования . Так, со-гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст-вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис-ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ-ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп-ления следов преступления, незамедлительного собирания до-казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так-же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные , которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем — . В зависимости от характера совершенно-го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де-ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет-ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

5) В способе формирования позиции стороны обвинения для по-следующего судебного разбирательства. Предварительное след-ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце-дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини-тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель-ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея-тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые соблюде-ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф-фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку-рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари-тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име-ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно-го следствия устранения нарушений федерального законо-дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно-мочия.

Предварительное расследование - вторая стадия уголовного процесса, в которой органы предварительного следствия и дознания в установленном законом порядке осуществляют деятельность, направленную на раскрытие преступления, всесторонне и объективно исследуют обстоятельства дела, изобличают лиц, виновных в совершении преступления, обеспечивают их привлечение к уголовной ответственности и подготавливают материалы уголовного дела к судебному разбирательству.

Начинается стадия предварительного расследования с вынесения постановления о принятии уголовного дела к производству и заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, постановлением о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

цели : а) раскрыть преступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняемого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи : а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уг. дела в суд либо прекращение уг. дела или уг. преследования.

виды предварительного расследования предусмотрены УПК РФ. По действующему законодательству предварительное расследование может осуществляться только в двух формах : предварительное следствие и дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие . Это объясняется, во-первых , тем, что законодатель относит к данной сфере производство по большинству уголовных дел (ч. 3 ст. 150 УПК РФ); а, во-вторых , допуская по перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 150 УПК РФ составам преступлений возможность производства дознания, законодатель в то же время и это исключение ограничивает предписанием о том, что по письменному указанию прокурора уголовные дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие обязательно также по всем делам в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания либо его исполнение (ч. 1ст. 434 УПК РФ).

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел, следователями прокуратуры, следователями ФСБ, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст. 5 УПК РФ).

Дознание производится дознавателями и следователями различных государственных органов.Дознание производится в течение 30 суток. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Далее срок дознания может быть продлен до 6 месяцев при необходимости производства судебной экспертизы прокурором района, города и их заместителями. В исключительных случаях, связанных с запросом о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта до 12 месяцев

ОТЛИЧИЯ: Дознание– это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

заключается в следующем:

1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.

2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.

3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.

4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.

5. Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.

6. Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

40!! Общие условия предварительного расследования (сроки, подследственность, соединение и выделение уголовных дел и др.).

Общие условия предварительного расследования - правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины.Общими условиями они называются потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок производства по уг. делу на стадии предварительного расследования. Любое отступление от их предписаний является нарушением процедуры досудебного уг. процесса и влечет ряд негативных последствий как для должностных лиц, допустивших это нарушение, так и для расследования по делу в целом.
Значение состоит в том, что их соблюдение способствует всестороннему, полному и объективному расследованию уг. дел в максимально короткие сроки и с наименьшими затратами сил и средств правоохранительных органов.
Общие условия предварительного расследования образуют определенную систему правил (положений), закрепленных в действующем уголовно-процессуальном законе. В эту систему входят правила, в соответствии с которыми определяются :

1) формы предварительного расследования; 2) подследственность уг. дел; 3) место производства предварительного расследования; 4) порядок соединения уг. дел; 5) порядок выделения уг. дела; 6) процедура выделения в отдельное производство материалов уг. дела; 7) начало производства предварительного расследования; 8) производство неотложных следственных действий; 9) порядок и форма окончания предварительного расследования; 10) процедура восстановления уг. дел; 11) обязательность рассмотрения ходатайства; 12) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; 13) недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
Подследственность означает совокупность установленных уголовно-процессуальным законом признаков уг. дела, в зависимости от которых определяется форма предварительного расследования и компетенция органа или должностного лица, полномочного вести расследование по данному делу.
Уг. процессу известны следующие признаки подследственности : предметный (родовой); территориальный (местный); персональный; альтернативный; по связи уг. дел.
Родовой (предметный) признак подследственности определяется характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, что находит отражение в его квалификации.
В УПК предусмотрено, какие преступления и кем должны расследоваться исключительно в форме предварительного следствия, а по делам о каких преступлениях можно ограничиться производством дознания. Причем по преступлениям небольшой и средней тяжести прокурор может признать необходимым проведение дознания по уг. делу, по которому оно не признано обязательным.
Местный (территориальный) признак подследственности устанавливает пространственные пределы действия полномочий органов предварительного расследования или должностных лиц и определяется местом совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Персональный признак подследственности, в свою очередь, способствует разграничению компетенции по расследованию уг. дел в зависимости от особых качеств субъекта, совершившего преступление (его возраста, состояния здоровья, служебного положения и т.п.). В частности, УПК предусматривает, что предварительное расследование преступлений «Гос. измена», «Шпионаж», «Разглашение гос. тайны» «Утрата документов, содержащих гос. тайну» УК, является исключительной прерогативой следователей органов фед. службы безопасности.
Альтернативный признак определяет подследственность в тех случаях, когда обязанность производства расследования может быть возложена на один из органов в зависимости от определенных обстоятельств.
Подследственность по связи уг. дел имеет место в случаях, когда предварительное расследование одного дела связано с расследованием другого.
Соединение уг. дел . В соответствии с данным условием в одно производство могут быть соединены уг. дела в отношении:
1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2) одного лица, совершившего несколько преступлений;
3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уг. делам;
4) соединение уг. дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Основанием для соединения нескольких уг. дел в одно производство является мотивированное постановление руководителя следственного органа.Следует иметь в виду, что после соединения уг. дел срок производства по ним определяется по уг. делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уг. делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
Выделение уг. дела . В целях оптимального регулирования объема следственного производства и успешного завершения расследования преступлений в возможно краткие сроки дознавателю, следователю предоставлено право выделения уг. дел в отдельное производство, однако при условии надлежащего обеспечения прав участников уг. судопроизводства.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом выделение из уг. дела в отдельное производство другого уг. дела допускается в отношении:
1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уг. делам о преступлениях, совершенных в соучастии. То есть когда существует необходимость приостановления уг. дела в отношении одного из обвиняемых. Такая необходимость возникает в случаях, когда по уг. делу установлены не все лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, когда один из подозреваемых или обвиняемых скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уг. деле отсутствует, а также в случае временного тяжкого заболевания одного из подозреваемых или обвиняемых, препятствующее его участию в следственных и иных процессуальных действиях;
2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного по одному уг. делу со взрослым;
3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уг. делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.
Уг. дело может быть выделено в отдельное производство и в том случае, если в ходе расследования будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления.
Кроме того, по возможности данный вопрос должен быть решен положительно и в том случае, когда уг. дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, однако один или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения их дела таким судом.
Выделение уг. дела производится на основании мотивированного постановления следователя или дознавателя. Если уг. дело выделено в отдельное производство для расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уг. дела.
Срок предварительного следствия по уг. делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уг. дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уг. дела, из которого оно было выделено в отдельное производство.

41!! Система предварительного следствия.Предварительное расследование - вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда - и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела.

значение стадии предварительного расследования является процесс по собиранию, проверке и оценке доказательств для последующего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом

Целями являются:

  • раскрытие преступления;
  • изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;
  • формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;
  • обеспечение личного участия обвиняемого в суде;
  • гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.

задачи:

  • поиск, собирание и исследование доказательств по делу;
  • обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
  • применение при необходимости мер процессуального принуждения;
  • передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования

Система предварительного расследования складывается из трех его классических этапов:

1) Общего расследования, которое ведется в отношении общего - неопределенного круга лиц). В российском процессе этот этап осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

2) Суммарное расследование, которое включает в себя суммирование добытых доказательств, предъявление обвинения и выяснение доводов обвиняемого.

3) Специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском предварительном следствии этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.

Согласно УПК существует и четвертый этап досудебной подготовки - деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

42. Основания и порядок приостановления и возобновления предварительного следствия. Приостановление предварительного расследования - это временный перерыв процессуальной деятельности лица, осуществляющего производство по уголовному делу, вызванный объективной невозможностью продолжить и закончить расследование в связи с отсутствием подозреваемого или обвиняемого, или лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; начинается с момента вынесения постановления о приостановлении и заканчивается вынесением о его возобновлении или прекращении уголовного дела. После приостановления предварительного расследования такая либо процессуальная деятельность по делу не допускается

Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:
1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уг. деле отсутствует;
4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.
О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.
Если по уг. делу привлечено 2 или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уг. дело в отношении отдельных обвиняемых.
По 1 и 2 основанию предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям 3 и 4 предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.
До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.
Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям 3 и 4 об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник.
После приостановления предварительного следствия следователь:
1) в случае, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;
2) в случае, если подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.
После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается.
Возобновление предварительного расследования означает снятие ограничений.

Предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:
1) отпали основания его приостановления;
2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого;
3) прокурором отменено постановление о приостановлении предварительного следствия.
Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уг. дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уг. дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также на основании постановления руководителя следственного органа в связи с отменой соответствующего постановления следователя.
О возобновлении предварительного следствия сообщается подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору.

43.(точно не уверена в этом вопросе) Основания и порядок прекращения дела (ст. ст. 24 и 25 УПК РФ). Основания и порядок прекращения уголовного преследования (ст. ст. 27, 28, 28.1 УПК РФ). Одной из форм окончания предварительного расследования может стать его прекращение. Во многих случаях оно проявляется в принятии решения, влекущего за собой отказ от производства, как правило, всех следственных действий по конкретному уг. делу, независимо от того, кто привлекался к уг. ответственности. В таких случаях принято говорить о прекращении дела.
Но нередки жизненные ситуации иного плана: не подтверждается достаточными доказательствами причастность определенного лица, привлекаемого к уг. ответственности, к совершению состоявшегося преступления либо выявляются связанные с личностью данного лица обстоятельства, в силу которых дальнейшее производство по делу невозможно или не имеет смысла. Другими словами, речь идет не о прекращении дела в целом, а о прекращении уг. преследования, т.е. об отказе совершать процессуальные действия по изобличению конкретного подозреваемого, обвиняемого.
В УПК основания подразделены на 2 группы: основания прекращения уг. дела и основания прекращения уг. преследования.
Реабилитирующие (влекут полное восстановление репутации конкретного лица, поставленной под сомнение фактом привлечения к уг. ответственности, и служат одной из гарантий возмещения вреда, причиненного незаконными решениями и действиями гос. органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уг. делам): отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; отсутствие заявления потерпевшего, если уг. дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уг. дела по тому же обвинению; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя о прекращении уг. дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уг. дела;
Нереабилитирующие: истечение срока давности; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уг. делу необходимо для реабилитации умершего; вследствие акта об амнистии; в связи с примирением сторон; в связи с деятельным раскаянием; в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия; в связи с психическим расстройством лица, совершившего преступление.
Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям :
непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. Непричастность - неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления.
если уг. дело не может быть возбуждено.
в связи с недостижением возраста уг. ответственности;
в связи с не связанным с психическим расстройством отставанием в психическом развитии, из-за которого несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уг. законом.

Прекращение уг. преследования с учетом названных обстоятельств может повлечь за собой применение принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе помещение в специальное воспитательное учреждение закрытого типа.
акта амнистии, на основании которого привлекаемое к уг. ответственности лицо освобождается от такой ответственности;
наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или вступившего в законную силу постановления судьи о прекращении уг. дела по тому же обвинению;
отказа Гос. Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
К числу оснований данной группы относятся также :
деятельное раскаяние подозреваемого или обвиняемого. Под ним понимаются заявление и поступки (поведение) такого лица, свидетельствующие недвусмысленно о его сожалении относительно совершенного им преступления. Поступками такого рода могут быть добровольная явка с повинной, содействие раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба или иное заглаживание вреда, причиненного в результате преступления.
возможность исправления несовершеннолетнего обвиняемого с помощью принудительных мер воспитательного воздействия. По данному основанию в стадии предварительного расследования уг. преследование может быть прекращено в случаях, когда несовершеннолетний привлечен в качестве обвиняемого по делу о преступлении небольшой или средней тяжести.
случаи, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. Прекращение уг. преследования по данному основанию становится возможным тогда, когда к моменту окончания предварительного следствия выясняется: во-первых, что привлекаемое к ответственности лицо в силу болезненного состояния или иного психического расстройства в момент совершения деяния, запрещенного уг. законом, было невменяемым либо что оно в связи с подобным болезненным состоянием или расстройством, обнаружившимся в ходе расследования дела, не может подвергаться наказанию; во-вторых, что такое лицо по характеру своего психического состояния и поведения не представляет - по заключению судебно-психиатрической экспертизы - опасности ни для себя, ни для окружающих.
Порядок прекращения уг. дела или уг. преследования на стадии предварительного расследования. Для этого порядка характерны следующие положения:
решение о прекращении дела оформляется процессуальным документом, именуемым постановлением о прекращении уг. дела (уг. преследования). Постановление это должно быть мотивированным - с обязательным указанием фактических обстоятельств дела и предусмотренного законом конкретного основания его прекращения. В нем также обязательно должны быть разрешены вопросы о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения, ареста, наложенного на имущество, или иной меры процессуального принуждения;
выносится такое постановление самостоятельно должностным лицом, расследовавшим дело, или прокурором. Изъятием из этого правила являются случаи, когда постановление выносится в связи с примирением подозреваемого или обвиняемого с потерпевшим, деятельным раскаянием подозреваемого или обвиняемого, а также в связи с признанием возможности исправления несовершеннолетнего обвиняемого с помощью принудительных мер воспитательного воздействия. В этих случаях для вынесения постановления дознавателем или следователем требуется согласие прокурора;
в случаях, когда прекращение дела или преследования допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, в постановлении должно быть отмечено наличие такого согласия;
следователь или дознаватель, прекратив дело или преследование, обязан направить копию постановления осуществляющему надзор за расследованием прокурору, который может отменить его в случае признания незаконным или необоснованным и возобновить производство;
лицу, в отношении которого прекращено уг. преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику вручается либо направляется копия постановления о прекращении уг. дела или уг. преследования. При этом потерпевшему, гражданскому истцу может быть разъяснено право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства в случаях, когда закон допускает это. При прекращении производства по реабилитирующему основанию лицу, незаконно привлекавшемуся к уг. ответственности, вручается соответствующее извещение.
Постановление о прекращении уг. дела или уг. преследования, как и другое процессуальное решение, принимаемое в стадии предварительного расследования, может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд.
Прокурор по результатам проверки законности и обоснованности постановления вправе отменить его и своим решением возобновить производство по делу. Несколько иной порядок предусмотрен для случаев, когда жалоба рассматривается судьей: если он признает постановление незаконным или необоснованным, то направляет свое решение (постановление) прокурору для исполнения. Последний при согласии с судьей возобновляет производство по делу и поручает его органу дознания или следователю. В случае несогласия с судьей прокурор вправе войти в кассационную инстанцию с представлением об отмене или изменении постановления судьи.

44. Порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением. Обвинительное заключение: содержание и значение Соотношение обвинительного заключения и постановления о привлечении в качестве обвиняемого ..Прежде чем следователь приступит к составлению обвинительного заключения, он должен выполнить ряд процессуальных действий :

· уведомление об окончании предварительного следствия обвиняемого и разъяснение ему права на ознакомление с уголовным делом как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (ч. 1 ст. 215 УПК РФ );

· уведомление об окончании предварительного следствия защитника, законного представителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей (ч. 2 ст. 215 УПК РФ);

· ознакомление с уголовным делом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей (ст. 216 УПК РФ);

· ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом (ст. 217 УПК РФ);

· разрешение ходатайств, поступивших от участников уголовного процесса (ст.ст. 122, 121, 219 УПК РФ);

· предъявление участникам уголовного процесса дополнительных материалов, если они появились в результате удовлетворения заявленных ходатайств (ч. 2 ст. 219 УПК РФ);

· составление обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ).

Обвинительное заключение - это последний процессуальный акт, в котором формулируется обвинение, где следователь, основываясь на доказательствах, делает вывод о необходимости привлечения лица к уголовной ответственности, в связи с чем передает уголовное дело прокурору, который после утверждения направляет уголовное дело с обвинительным заключением в суд для рассмотрения по существу. После утверждения прокурором оно получает юридическую силу.

Обвинительный акт - процессуальный документ, в котором дознаватель, основываясь на доказательствах, делает вывод о необходимости привлечения лица в качестве обвиняемого и последующего привлечения его к уголовной ответственности и после утверждения акта начальником органа дознания направляется прокурору для последующего утверждения и направления в суд для рассмотрения (ст. 225 УПК РФ).

Прокурор, получив от следователя уголовное дело с обвинительным заключением, принимает решения, указанные в ст. 221 УПК РФ. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд (ст. 222 УПК РФ).Решения, принимаемые прокурором по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом, регламентированы в ст. 226 УПК РФ.

Предварительное следствие завершается составлением обвинительного заключения. Что касается обвинительного акта, составляемого в ходе проведения дознания, то он к наступлению данного момента уже должен быть составлен и подписан дознавателем.

Значение названных процессуальных документов определяется тем, что они должны содержать детальное изложение обстоятельств совершенного преступления и четкую формулировку предъявляемого конкретному лицу обвинения. Именно эти процессуальные документы определяют предмет и пределы предстоящего судебного разбирательства . Поэтому они должны быть объективными (опираться на всю совокупность собранных и проверенных доказательств), определенными (а не альтернативными), юридически обоснованными (содержать четкие ссылки на нормы уголовного и уголовно-процессуального законов).

В связи с таким значением названных документов уголовно-процессуальное законодательство детально регламентирует их содержание. В частности ч. 1 ст. 220 УПК РФ указывает на обязательные компоненты обвинительного заключения.

Неотъемлемым приложением к обвинительному заключению являются :

1) список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства и (или) места нахождения;

2) справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по40б обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев – о принятых мерах по обеспечению их прав.

Практически таким же образом определены требования и к содержанию обвинительного акта (ч. 1 ст. 225 УПК РФ). Но по некоторым параметрам эти требования не похожи на требования, предъявляемые к содержанию обвинительного заключения. Это выражено, к примеру, в трех не поддающихся четкому объяснению положениях:

1) закон не обязывает указывать в обвинительном акте данные о гражданском истце и гражданском ответчике;

2) он также не обязывает прилагать к обвинительному акту упомянутую справку о мерах пресечения, вещественных доказательствах и т. п.;

3) список вызываемых в суд лиц должен включаться в содержание обвинительного акта.

После подписания следователем или иным лицом, расследовавшим дело, обвинительного заключения и приложений к нему дело направляется прокурору. Обвинительный акт после подписания его дознавателем, ознакомления с ним обвиняемого и его защитника передается вместе с материалами дела для утверждения сначала начальнику органа дознания, а затем – прокурору

Соотношение :Постановление о привлечении в качестве обвиняемого - это процессуальный акт, который порождает правоотношения с определенным лицом, совершившим преступление. Поэтому независимо от числа лиц, привлекаемых в качестве обвиняемых в рамках одного уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого выносится в отношении каждого из них отдельно. При этом формулировка обвинения в постановлении относительно каждого обвиняемого должна конкретизировать действия каждого лица, а также его роль в совершенном преступлении. Является нарушением уголовно-процессуального закона, когда следователь составляет единое постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а затем размножает по числу соучастников, изменяя лишь их личные данные.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого приобретает юридическую силу после его подписания следователем. Именно с этого момента лицо приобретает статус обвиняемого, а в уголовном процессе появляется новый участник с определенными правами и обязанностями. После вынесения постановления следователь обязан предъявить ему обвинение.

Одним из отличий дознания от предварительного следствия состоит в том, что дознаватель не выносит отдельного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а составляет обвинительный акт, который по сути своей представляет процессуальный документ, в котором фактически соединяются постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. В обвинительном акте указываются (ст. 225 УПК РФ):

1) время и место его составления;

2) фамилия, инициалы и должность лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения деяния, содержащего признаки преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства, имеющие существенное …
значение по данному уголовному делу;

5) формулировку обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, которые должны быть исследованы судом;

7) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

8) список лиц, подлежащих вызову в суд. По окончанию дознания, как и предварительного следствия, обвиняемому и его защитнику предоставляется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ (т.е. особого порядка ознакомления с материалами дела не предусмотрено), о чем делается отметка в протоколе. Потерпевшему, его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность органов дознания носит публично-правовой характер. Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Республики Беларусь от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие . Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Орган дознания.

Органом дознания называют государственный орган, уполномоченный законом осуществлять дознание.

Согласно ст. 37 УПК органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности — по делам, отнесенных законом к их владению; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения или сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных гражданским персоналом вооруженных сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в распоряжении чисти, соединения, учреждения, гарнизона; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы пограничной охраны — по делам о незаконном пересечении Государственной границы, а также нарушении правил несения пограничной службы; таможенные органы — по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей; органы финансовых расследований — по делам, отнесенным законом к их ведению; органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; капитаны морских или речных судов, находящиеся вне пределов Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных на судне; главы дипломатических и консульских представительств Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств.

Из этого перечня видно, что почти все правоохранительные органы РБ осуществляют дознание по уголовным делам. Однако для них это не основная функция, а производная.

Следует отметить, что основную массу уголовных дел расследуемых в форме дознания осуществляет милиция в двух видах: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и дознание по делам, которым производство предварительного следствия обязательно. Кроме того, милиция осуществляет ускоренную подготовку материалов.

Начальник органа дознания. Дознание по уголовным делам и производство по ускоренной подготовке материалов осуществляется под руководством начальника органа дознания. Согласно ст. 38 УПК он обязан организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявление лиц, их совершавших, предупреждения и пресечения преступлений. При производстве дознания по уголовным делам он обязан обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела и своевременное выполнение поручений следователя, прокурора.

Для осуществления руководства предварительного расследования уголовных дел в форме дознания начальник органа дознания наделен правом поручать производство дознания дознавателям, которые под его руководством расследуют уголовные дела. Он дает указания дознавателям о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения. Направлении дела и материалов, производства отдельных следственных и процессуальных действий, передает дела и материалы от одного дознавателя другому, поручает расследование нескольким дознавателям. Он вправе лично проводить расследование, приняв при этом дело к своему производству или выполнять отдельные следственные либо процессуальные действия по делу, находящемуся в производстве дознавателя.

Все важные решения по уголовному делу принимаются с согласия начальника органа дознания. Он утверждает почти все постановления, выносимые дознавателем. Это такие постановления как о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска, выемки и наложении ареста на имущество, о приводе, об освидетельствовании, об отстранении обвиняемого от должности, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, о направлении обвиняемого, подозреваемого, не находящегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской экспертизы, продлении срока содержания под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого, о передаче дела прокурору для направления в суд, а также протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Указания начальника органа дознания по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению.

Обжалование их прокурору не приостанавливает исполнения.

4. Структура ОД УМВД России по г.Чебоксары

Отдел дознания ОП№1,2,3,4 входит 8 сотрудников: Начальник отдела дознания, заместитель начальника дознания, 2 старших дознавателя, 4 дознавателей.

ОД ОП №5 входит 5 сотрудников: Начальник отдела дознания, заместитель начальника дознания, 3 дознавателя.

В отделения полиции входит 3 сотрудника.

Заключение

Таким образом, я бы хотел отметить тот факт, что делопроизводство в УМВД г. Чебоксары является одной из важнейших частей работы полиции. На первый взгляд кажущееся незначительным: учет и оформление процессуальных документов, регистрация, подшивание дел – на самом деле является важнейшим звеном в осуществлении деятельности суда.

Ввиду разнообразия выполняемых задач, должностные лица органов дознания выполняют различные функции, обусловленные задачами органа государственной власти, в котором они проходят службу.

Среди должностных лиц органов дознания можно выделить оперуполномоченных — должностных лиц, наделенных полномочиями по раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, а также лиц, пропавших без вести.

Иные должностные лица органов дознания обладают контрольными и надзорными полномочиями в различных сферах общественных отношений, и, несмотря на свой процессуальный статус, не всегда принимают участие в уголовном процессе.

За время прохождении практики я смог частично ознакомится с делопроизводством, сам оформлял повестки, упорядочивал листы в уголовных делах, нумеровал их, составлял опись, а затем проводил их регистрацию. Присутствовал на допросах подозреваемых,выезжал на места совершения преступлений.

Список использованной литературы

2. Конституция Чувашской Республики (принята Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 г.) (с изменениями и дополнениями)

Вопросы уголовного права и процесса занимают многих специалистов, а также людей, которые хотят лучше разобраться в тонкостях этой темы. Отличия дознания от предварительного следствия очень существенны. Они напрямую влияют как на статус подозреваемого (обвиняемого) лица, так и на сроки проведения проверочных мероприятий.

Определение

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Сравнение

Таким образом, важнейшее отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.

Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток. Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

Выводы сайт

  1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.
  2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.
  3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.
  4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.
  5. Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.
  6. Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

Курсовой работы по дисциплине « Уголовный процесс »

Введение…………………………………………………………………..3
1. Глава 1 сущность и значение предварительного расследования как стадии уголовного процесса……………………….5
2. Глава 2 Цели предварительного следствия ……………………………..7
3. Глава 3 дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования………………………….10
4. Глава 4 Полномочия следователя………………………………………..12
5. Глава 5 Обязанности органов дознания…………………………………17
6. Глава 3 Общие условия производства предварительного

Следствия……………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….26
Литература………………………….………………………………………27

Введение

Для начала ведения предварительного расследования или производства дознания существует стадия уголовного процесса, как нам известно, возбуждение уголовного дела. Отмечая значение этой стадии, нужно отметить, что она является правовым основанием для возникновения и производства любой из последующих стадий.

По прошествии данной стадии уголовного процесса наступает следующая стадия уголовного процесса является производство предварительного следствия или дознания.

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

Изучение стадии – предварительное расследование – и будет посвящена данная работа. Нами будут изучены нормы уголовного процессуального права, которые конкретно регулируют деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания в стадии предварительного расследования.

Изучение основных правовых положение предварительного следствия и производства дознания могут послужить ключом к усвоению конкретных положений данной стадии, правильному и быстрому производству предварительного следствия.

Кроме этого следует отметить огромное практическое значение вопросов темы для работников милиции. Каждый работник милиции в своей практической деятельности решает вопросы связанные с расследованием уголовных дел, а следовательно обязан знать и соблюдать требования норм уголовно – процессуального права, регулирующих эту стадию.

Исходя из этого, перейдем к изучению вопросов связанных с производством дознания и предварительного расследования.

сущность и значение предварительного расследования как стадии уголовного процесса

Как только возбуждено уголовное дело, многое может быть еще неизвестным: кто совершил преступление, каким способом оно совершено, какой ущерб нанесен и другие.

Все это необходимо установить, с достоверной точностью, по тому, что без этого не возможно решить вопрос о виновности лиц, совершивших преступление и применить к ним заслуженное наказание.

Выяснение картины совершенного преступления в том виде, в каком оно было в действительности, именуется расследованием.

Исходя из принципа осуществления правосудия только судом, суд обязан, выяснить, картину совершенного преступления, исследовать все его обстоятельства, решить вопрос о виновности лиц, его совершивших и применить к ним наказание. Однако суд не может самостоятельно выполнить все эти задачи. У суда нет средств, не сил для производства розыска, обыска и ряда других следственных и оперативных действий. Кроме этого, целый ряд следственных действий требует продолжительного времени, не разглашаемости поученных данных и т.д.

По этому между возбуждением уголовного дела и его направления в суд для окончательного разрешения закон устанавливает промежуточную стадию – предварительное расследование.

Наличие данной стадии не противоречит принципу осуществления правосудия только судом. Это объясняется следующим:
1. по каждому уголовному делу суд обязательно проводит судебное расследование;
2. окончательное решение во вопросу о виновности лиц, совершивших преступление, выносит только суд;
3. меры наказания к лицам, виновным в совершении преступления, применяет только суд.
4. Предварительное расследование проводится теми же органами, которые наделены правом возбуждения уголовного дела, за исключением суда и судьи.

Таким образом, предварительное расследование проводят органы дознания, следователь и прокурор.

Однако положение прокурора в этой стадии особое. Прокурор не только в праве участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях проводить его в полном объеме или отдельные следственные действия. Он обязан, следит за неуклонным соблюдением установленного уголовно-процессуальным законом порядка производства предварительного расследования.

Цели предварительного следствия

Целью предварительного расследования является установление истины при строжайшем соблюдении законности.

Перед органами, осуществляющими предварительное расследование, стоят следующие задачи:

1. быстрое и полное раскрытие преступлений, и изобличение виновных.

2. Обеспечение условия для привлечения каждого виновного в совершении преступления к ответственности в соответствии с законом

3. Возмещение причиненного преступлением материального ущерба,

4. Ограждение граждан от неосновательного обвинения

5. Устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений

6. Воспитание граждан в духе неуклонного исполнения закона

Важно не то, что бы за преступление было назначено наказание, а то, что бы не один случай преступления не проходил не раскрытым.

Отсюда вытекает, что успех борьбы с преступлениями во многом зависит от того, на, сколько быстро и полно будет раскрыто каждое совершенное преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении.

При установлении причин и условий, способствующих совершению преступления, органы предварительного расследования выносят в соответствующие организации представления по принятию мер и устранению этих причин и условий.

В стадии предварительного расследования имеет большое значение, которое заключается в следующем:

1. предварительное расследование позволяет суду быстро, глубоко, всесторонне и объективно разобраться во всех обстоятельствах, совершенного преступления и вынести законный и обоснованный приговор.

2. Предварительное расследование является решающим средством раскрытия преступления, имеет необходимые возможности по установлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

3. Воспитательное значение.

Усиленное раскрытие преступление, участи общественности в его раскрытии, повышает эффективность предварительного расследования и, в частности, воспитательное воздействие.

Сам факт участия в борьбе с преступностью трудящихся масс оказывает на преступника большое воспитательное воздействие. Когда преступник виде, что в его изобличении принимает самое активное участие широкие слои населения, он начинает понимать, что совершением преступления он противопоставляет себя огромному большинству народа.

Выводы: 1. Предварительное расследование – вторая стадия уголовного процесса, которая находится между возбуждением уголовного дела и направлением его в суд.

2. сущность предварительного следствия заключается в раскрытии преступлений, изобличение лиц их совершивших, а так же в установлении причин и условий, способствовавших совершению преступлению, в целях их устранения

Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования

В уголовном процессе предварительное расследование производится в двух формах:
1. дознание
2. предварительное расследование.

Под дознанием понимается процессуальная деятельность и деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, направленная на обнаружение и раскрытие преступлений. Розыск и изобличение лиц их совершивших.

Предварительное следствие – это процессуальная деятельность специальных должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления.

Как видно из этих определений эти две формы предварительного расследования имеют много общего, а именно:
1. одни и те же задачи (по раскрытию преступлений, изобличению лиц их совершивших и т.д.)
2. единая для обеих форм уголовно – процессуальное законодательство (и следователи, и, лица, производящие дознание, руководствуется в своей деятельности единым уголовно-процессуальным законом).
3. Одинаковая юридическая сила следственных действий и процессуальных документов.

Однако эти формы имеют и существенные различия, которые состоят в том, что:
1. Дознание и предварительное следствие осуществляется органами;

А. Органы, которые вправе и обязаны производить дознание

Б. Органы предварительного следствия. Это следователи, прокуроры, органы внутренних дел, министры безопасности.
2. лица, производящие дознания и следователи имеют разные обязанности и права

Различие это вытекает прежде всего из того, что для органов дознания первой обязанностью является исполнение возложенных на них функций по охране, например, общественного порядка – для милиции, охраны границы – органы пограничной охраны, и т.д.

Производство дознания для них не основная обязанность.

Для следователей – проведение расследований является основной и единственной обязанностью.

Полномочия следователя

Закон, предоставляет следователю широкий круг процессуальных прав, обеспечивающих его процессуальную самостоятельность.

Все решения по делу, следователь принимает самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда необходимо получить согласие суда, либо санкцию прокурора.

Лицо, производящее дознание, все основные решения по делу принимает только с согласия начальника органа дознания.

Кроме этого, уголовно-процессуальный закон разделяет компетенцию всех органов расследования и производстве расследования по определенным уголовным делам, то есть определяет подследственности.

Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в зависимости от которого оно подлежит, расследованию соответствующим органом дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный закон различает три вида подследственности:
1. предметную (родовую)
2. территориальную
3. персональную

Предметная последовательность – уголовного дела зависит от юридической квалификации преступления и указывает то звено в системе органов предварительного расследования, которое будет вести расследование данного дела.
Предметная последовательность указанна в Уголовном процессуальном кодексе
РФ.

Территориальная последовательность зависит от мета совершения преступления и указывает конкретный орган дознания или следствия, который будет расследовать уголовное дело.

Территориальная последственность определяется по правилам, указанным в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

При наличии спора, о подследственности – подследственность устанавливается соответствующим прокурором.

Необходимо отметить, что предметное территориальное подследственность всегда определяется вместе.

Определения подследственности иногда бывает очень сложной.

Многие граждане совсем не знают этих вопросов и о преступлениях сообщают чаще всего в органы дознания.

Органы предварительного расследования в соответствии с уголовно процессуальным законодательством обязанным принять эти заявления, даже не своей подследственности, и принимать по ним решения, в том числе о возбуждении уголовного дела.

Среди этих дел имеются дела о преступлениях, по которым расследование проводится в форме дознания и дело о преступлениях, по которым расследование обязательно проводится только в форме предварительного расследования, то есть подследственны следователю.

Исходя из задачи – быстрого и полного раскрытия преступления, в целях раскрытия преступления « по горячим следам » и по этим делам органы дознания вправе проводить следственные действия.

В связи с этим Уголовный процессуальный кодекс Российской
Федерации предусматривает два порядка дознания:

1. дознание по делам по которым производство предварительного расследования обязательно
2. дознание по делам по которым производство предварительного расследования не обязательно.

Порядок деятельности органов дознания по первому порядку дознания установлен Уголовно - процессуальным кодексом Российской
Федерации. Этот порядок следующий:

1. при обнаружении поводов и основания орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает его к производству;
2. об обнаруженном преступлении и начатом дознании сообщает прокурору;
3. производит неотложные следственные действия.

Неотложными являются такие, промедление с производством которых может затруднить обнаружение и закрепления следов преступления.
Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации относит к таким действиям осмотр (все виды), обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос.

Следует имеет в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. Органы дознания, так же могут произвести и другие следственные действия, промедление которых связанно с утерей доказательства.

Органы дознания не вправе данному порядку выносить постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого.

4. сначала производства по делу орган дознания проводит необходимые розыскные мероприятия в целях раскрытия преступлений и изобличение преступника.

5. В необходимых случаях орган дознания может решить вопрос об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения.

6. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания должен передать дело следователю. Эта передача должна быть осуществлена не позднее чем через 10 суток считая с момента возбуждения уголовного дела.

7. Направление дела после выполнения неотложных следственных действий оформляется постановление о передаче дела по подследственности.

После передачи дела следователю, орган дознания по поручению следователя проводит оперативно- розыскные мероприятия, а так же выполняет отдельные следственные действия.

Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то органы дознания не прекращают проводить по переданному уголовном делу оперативно-розыскные мероприятия, до его установления. После его установления такие мероприятия органы дознания проводят по поручению следователя.

Второй порядок дознания – по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно предусмотрен уголовным процессуальным законодательством России.

По таким делам орган дознания производит дознание в полном объеме. А именно:

1. возбуждает уголовное дело
2. принимает его к производству
3. сообщает прокурору о начатом дознании
4. принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса

Российской Федерации меры, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, то есть полностью расследует дело;
5. все мероприятия по делу осуществляет в месячный срок
6. после окончания расследования направляет дело с обвинительным заключением к прокурору для передачи в суд.

Обязанности органов дознания

Важнейшей обязанность органов дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступления.

Для этого они используют оперативные меры связь с общественностью, а так же свои правомочия для производства расследования.

Дела, по которым проводится предварительное расследование в форме дознания по второму порядку составляет небольшой процент всех уголовных дел.

Большинство уголовных дел, предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия.

Предварительное следствие проводится следователями, которые наделены для этого полномочиями.

На основании этого все вопросы по расследуемому делу следователь решает самостоятельно.

Следователь самостоятельно возбуждает уголовное, определяет какие действия и в каком порядке ему нужно вести. Оценивает по своему внутреннему убеждению доказательства привлеченного в качестве обвиняемого.

Однако, в целях строго соблюдения законности, некоторые вопросы следователь должен решать с санкции или согласия прокурора.

Требование санкции прокурора для решения таких случаях не умоляет самостоятельности следователя, а является дополнительной гарантией законности при разрешении вопросов, которые существенно затрагивают права и интересы граждан.

Следовать по расследуемому делу имеет право давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действиях.

Поручение это предложение органу дознания совершить то или иного следственное или розыскное действие.

Поручение это разъяснение как провести выполнение поручений следователя.

При этом следователь не имеет права вмешиваться в оперативно розыскные мероприятия органов дознания.

Дела, по которым обязательно производство дополнительного следствия, следователь вправе истребовать от органов дознания и, не ожидая истечения десяти дневного срока на выполнение неотложных следственных действий. Следователь, так же как и лицо, производящее дознание, обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному уголовному делу или переданному ему.

Об этом следователь сообщает прокурору, направляя ему копию такого постановления в течение 24 часов.

Затем следователь принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по расследуемому уголовному делу.

После окончания расследования следователь направляет дело с обвинительным заключением прокурору для передачи в суд. Как видно, между вторым порядком дознания и предварительным следствием много общего.

Однако, предварительное следствие – деятельность более многообразная.

Кроме того, имеются и существенные черты, отличающие эти две формы предварительного расследования, а именно:

1. при производстве дознания защитник может не участвовать

2. потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик с материалами уголовного дела, по окончанию предварительного расследования, не ознакамливается.

Срок предварительного расследования уголовным процессуальным законодательством России равен 2 месяцам, в этот срок предварительное следствие должно быть законченно. Он исчисляется с момента возбуждения уголовного дела.

В случае особой сложности дела этот срок может быть продлен прокурором города, района, области военным прокурором до трех месяцев.

При возвращении судом дела для дополнительного расследования. Возобновление приостановленного или прекращенного дела срок предварительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следователем, в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству.

Дальнейшее продление срока следствия осуществляется на общих основаниях.

1. предварительное расследование осуществляется в двух формах которые имеют между собой определенные сходства и различия.

2. В зависимости от подследственности уголовных дел дознание подразделяется на два порядка.

3. Являясь основным звеном в обнаружении и раскрытии преступления, органы дознания наделены большими правами проведения не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий.

4. Широкие полномочия следователя и большие возможности органов дознания позволяют объективно и быстро устанавливать обстоятельства совершенного преступления.

Общие условия производства предварительного следствия

В начале данной работы нами были отмечены основные задачи предварительного следствия, которые заключаются в том, чтобы полно и быстро раскрыть преступление и изобличить лицо, его совершившее.

Эти задачи могут быть осуществлены при предоставлении широких полномочий следователя позволяющих им быстро и полно раскрыть преступление, одновременно, при наличии доказательств, при достаточных гарантий прав граждан при расследовании уголовных дел.

Для осуществления этих требований Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает целый ряд общих условий предварительного следствия.

Общие условия предварительного следствия изложены в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, а так же некоторые положения изложенные в различных главах кодекса.
Рассмотрим эти условия:
1. первым общим условием является подчинение всего хода предварительного следствия прокурорскому надзору – эти условия, закреплены в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании положения указанного в этой главе прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью органов предварительного следствия обязан:

А. Принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не оставалось не раскрытым и, не один преступник не уклонился от ответственности.

Б. Строго следить, ни один гражданин не подвергался не законному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности и иному ограничению в правах.

Для выполнения указанных задач прокуроры наделены широкими правами и на них возложены существенные обязанности.

Эти права и обязанности получили свое правовое закрепление в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации и законе о прокуратуре, где четко и ясно изложены для работников прокуратуры.

2. вторым общим условием является обязанность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела.

Условие это вытекает из принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Данное условие установлено в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ходатайство о производстве каких-либо следственных действий по собиранию доказательств могут быть заявлены обвиняемым, его защитником, подозреваемым и, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителем.

Следователь не вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства, если в нем содержится просьба установить обстоятельства которые могут иметь значение для дела.

При полном или частичном отказе в ходатайстве следователь должен внести постановление с указанием мотивов отказа.

3. третьим общим условием предварительного расследования является быстрота.

Данное условии заключено в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

4. четвертым общим условием предварительного следствия является привлечение общественности к участию в раскрытии преступления.

Данные условия содержаться в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

В практике работы органов дознания и следвия применяются различные формы привлечения общественности при расследовании дела.

Вот некоторые из них:

Обращение к населению через печать или радио с просьбой сообщить об обстоятельствах совершенного преступления

Обращение к населению с целью установления потерпевших, свидетелей.

Непосредственное обращение к лицам, работающим или проживающим в определенной местности с просьбой сообщить некоторые сведения ставившие им известными.

Информация населения с целью задержания преступника в случае совершения им повторного преступления (мошенничества, кражи).

Привлечение общественности к поиску тех или иных следов преступления.

Привлечение общественности к участию в производстве отдельных следственных действий.

Информация дружинников ДНД о приметах скрывшегося преступника с целью его задержания.

Могут быть использованы и другие формы привлечения общественности.

5. Пятым общим условием является недопустимость разглашения данных предварительного следствия.

Это условие как требование содержится в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации РФ.

В этих статьях указанно, что данные предварительного следствия могут быть переданы гласности только с разрешения следователя или прокурора.

Необходимость этого требования заключается в том, что:
Во-первых, преступник или связанные с ним лица могут скрыть доказательства, либо иные способы, чтобы затруднить расследование
Во- вторых разглашение этих данных может повредить репутации лиц, участвующих в процессе.

В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевших, понятых, защитника и других лиц об обязанности не разглашения данных следствия.

В случае разглашения данных предварительного следствия виновные могут нести ответственность по статьям УК РФ.

6. Шестым общим условием является обязательное документирование каждого следственного действия.

Процессуальные документы, составленные на стадии предварительного следствия, бывают четырех видов:
(протоколы.

Общие требования, предъявляемые к протоколам содержаться в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Протокол – это процессуальный документ, который составляется следователем или инспектором ходе процессуального действия. В протоколе указывается место, время, участники, содержание следственного или процессуального действия, а так же обнаруженные при их производстве существенные для дела обстоятельства.

(постановление.

Требование, предъявленные к постановлению содержаться в различных статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление - это процессуальное действие, который составляется следователем, инспектором или прокурором.

В постановлении излагается решение по важнейшим вопросам расследуемого уголовного дела, с указанием места, времени и основания принятого решения.

Все основные постановления лиц, производящих дознания утверждаются начальником органа дознания

(обвинительное заключение.

Требования, предъявляемые к обвинительному заключению содержаться в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской
Федерации.

Обвинительное заключение – это процессуальный документ завершающий предварительное расследование.

Составляется он следователем, инспектором или прокурором.

В обвинительном заключении излагаются существенные обстоятельства уголовного дела со ссылкой на доказательства, устанавливающие наличие преступление и степень виновности обвиняемого, формируется предварительное обвинение, указываются статьи уголовного закона, предусматривающие данное преступление.

Другие процессуальные документы.

К ним можно отнести подписку о не выезде, подписку о не разглашении предварительного следствия, описи изъятых документов и др.

7. седьмым общим условием является возможность проведения расследования несколькими следователями.

Это положение предусмотрено в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

8. восьмым общим условием является участие в нем потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника.

9. Девятое условие – это индивидуализация следствия.

Всесторонность полнота и быстрота требуют, чтобы по одному делу рассматривалось одно преступление против одного лица.

Соединение в одном производстве дел о преступлениях нескольких лиц, не связанных между собой преступным умыслом, мешают качественному расследованию.

С другой стороны искусственное разделение дел ведет к нарушению прав участников процесса.

Однако, в практике расследования, возникают вопросы об объединении и выделении уголовных дел. Разрешаются эти вопросы в соответствии с требовании уголовного процессуального законодательства
России.

10. Десятым общим условием является помощь следователю со стороны органов дознания.

11. Одиннадцатым общим условием является обязательное участие понятых при производстве отдельных следственных действий.

Понятые обязаны участвовать при осмотрах, освидетельствовании, выемки, предъявлении при опознании, обыске, наложении ареста на имущество, экспериментах.

Производство этих следственных действий без понятых не допустимо.

В случае необходимости в соответствии с Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, понятые могут быть приглашены при производстве других следственных действий. Понятых должно было быть не менее двух.

Выводы:
(общие условия предварительного следствия, предоставляя широкие полномочия органам расследования обеспечивают и гарантируют права гражданам при расследовании дел
(общие условия предварительного следствия – это преломление принципов уголовного процесса в стадии предварительного расследования.

Заключение

В заключении данной работы можно сказать о том, что дознание и предварительное следствие взаимодействуют между собой в повседневной практике. Так при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, проведение ряда следственных действий, а так же общее расследование по различным категориям уголовных дел.

На ряду их сходств и различий, они представляют собой две руки, которые друг дружку моют, таким образом, обойтись друг без друга органы предварительного расследования и органы, производящие дознания не могут.

Заключая вышеизложенную работу необходимо добавить:

1. предварительное расследование – это вторая стадия уголовного процесса, основания, сущность, которой состоит в раскрытии и расследовании преступления.
2. предварительное расследование осуществляется в двух формах – дознание и предварительное следствие.
3. Общие условия предварительного следствия, является преломлением принципов уголовного процесса в данной стадии, обеспечивает выполнение задач по борьбе с преступностью при строжайшем соблюдении законности.

Список использованной литературы

Курсовой работы по дисциплине «Уголовный процесс »

На тему: «дознание и предварительное следствие. Общие условия предварительного расследования».

Нормативные акты:

1. Конституция РФ по состоянию на 2003 год
2. Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР по состоянию на 1993 год
3. Уголовно – процессуальный кодекс РФ по состоянию на 2003 год.
4. Уголовно- процессуальный кодекс ПМР от 22 июля 2002 года
5. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 2003 год
6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ по состоянию на 2003 год.
7. Уголовный кодекс РСФСР по состоянию на 1993 год.
8. Уголовный кодекс ПМР от 22 июля 2002 года.
9. Сборник кодексов РФ

Дополнительная:

1. Советское право учебник под ред. Дозорцева А.В. М.: 1969 год.
2. Уголовно-процессуальное право РФ отв. редактор Лупинская П.А. изд.3 перераб и доп. Учеб. М.,2000.
3. Уголовное право часть Общая и Особенная вопросы и ответы под ред.
4. Михлина А.С. М. 2000 год.
5. В. С. Орлов Субъект преступления М. 1958 г
6. Уголовное право России учеб. Под ред. Ревина В.П. М.: 1998 год.
7. Руководство для следователя под ред. проф. Н. А. Селиванова и проф. В.

А. Снегова М. 1998г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Просмотров