Принципы и функции права тгп. К общеправовым относят такие принципы, как. Разница может быть условной

Право имеет определенные направления влияния и строится на конкретных правовых и демократических началах (принципах)

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его оп плыву на общественные отношения между людьмии.

Функции права разделяют на общих социальных и специальные юридические. Рассмотрим функции права, относящиеся к общесоциальных

Гуманистическая функция характеризуется тем, что право охраняет и защищает права и свободы человечества, народа, человека. Например,. Конституция Украины в. СТ 27 закрепляет право человека и гражданина на жизнь. Дер ржавая обеспечивает реализацию человеком названного права, создавая надлежащие условия для недопущения произвольного лишения жизни конкретного человека. В Украине с 5 апреля 2001 смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, что свидетельствует о гуманизме украинская правправа.

организаторской-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем. Посредством права регулируются вопросы экономической и социальной жизни в Украине (см. главы 9,12,13 3,144).

Информационная (коммуникативная) - право информирует людей о свободе законодателя. Например,. Закон Украины"Об информации"от 2 октября 1992 г. устанавливает правовые основы по распространению и использованию информации ее в Украинні.

оценочно-ориентировочная - поведение людей оценивается учитывая законы государства, указывает на бесконфликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения. Напр риклад,. Гражданский кодекс Украины предусматривает право человека и гражданина на получение наследства. Лица, получающие наследство по завещанию, следуют последней воле умершего и наследуют его имущество в тех пределах, в которых это определено. Заветеом.

Идеологически-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения. Например, человек следует нормам уголовного права, не нарушает запретов и действует в пределах определен них обязанностей и тем самым реализует нормы права в рамках правомерного поведения. Достаточно того, что человек знает пределы своих возможностей, не нарушает требований права, самовиховуеться на правовых моделях позитив ной поведениеки.

Гносеологическая (познавательная) - право же выступает как источник знаний. Например, изучая нормы права, субъект права имеет возможность получить знания об объеме льгот, допустимые нормы вредных выбросов в ат тмосферу, о своих правах и обязанностях тощо.

К специальным юридическим функциям права относятся регулятивную (статическую и динамическую) и охранной

Регулятивная функция направлена??на урегулирование общественных относил способом закрепления желаемого поведения в тех или иных отраслях или институтах права. Регулятивно-статическая функция - оказывает влияние прав ва на общественные отношения, закрепляет и регулирует общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - осуществляет такое воздействие права на общественные отношения, обеспечивает динамичное развитие гражданского общества. Правовой воздействие (статический и динамический) осуществляется таким образом, что, например,. Верховная. Рада Украины исключительно законами регулирует права коренного их народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права) или путем принятия. Государственного бюджета Украины создаются предпосылки для любых расходов государства на потр еби (регулятивная динамикака).

Охранительная функция направлена??на охрану соответствующей системы общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшения или устранения их и с повседневной жизнью.

Издание должностным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных х размерах, - наказывается лишением свободы до четырех лет (в 211. УК Украины). Это один из примеров по реализации охранительной функции правва.

. Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, указанные в нем закономерности общественной жизни

В современной юридической литературе признают принципы демократии, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и личности и т.п.. Различают также обще-правовые межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.

Принципы права как руководящие юридические требования отражают особенности и специфику юридического права, имеющие нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют различные классификации принципов. Например, их делят на общечеловеческие, типологические, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов правва.

Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощают в себе лучшие, прогрессивные достижения правовой й истории человечества, признаны международными нормами прав.

Такими принципами являются:

а) закрепление в праве меры свободы человека и обеспечения его основных прав;

б) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях;

в) верховенство закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительного органа государства;

г) взаимосвязь юридических прав и обязанностей;

г) регулирования поведения людей и их объединений по обще-разрешенным типом правового регулирования:"разрешено все, что прямо не запрещено законом";

д) деятельность органов и должностных лиц по принципу:"разрешено только то, что прямо предусмотрено законом";

е) четкое закрепление правовыми нормами процедурно-процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей;

е) осуществление правосудия только судами как эффективная гарантия прав человека;

ж) юридическая ответственность человека за свое противоправное поведение;

с) обязательное действие принципа презумпции невиновности лица в обществе

Типологические принципы определяются как руководящие принципы, идеи, присущие всем правовым системам определенного исторического типа, отражают его социальную сущность

примеру, рабовладельческому типу права были присущи следующие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями, влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; яскр. Раво выраженный классовый характер действующего права, охрана частной собственности и тяжкие наказания за покушение на рабовладельческую собственность, отсутствие четкой формулировки состава преступления и широкое произвол су дд.

Феодальный тип права базировался на следующих принципах: право привилегий, мало сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, т.е. раздробленность права, наличие ка аноничного (церковного) права, мало юридическую силу; жестокость и широкая возможность судебной расправ.

Особенности современных переходных типов правовых систем заключаются в постепенном воплощении общечеловеческих ценностей, отраженных в общечеловеческих принципах права

Конкретно-исторические принципы права определяют как основные принципы, отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относят, например, такие: принцип демократизма, пр ринцип законности, принцип гуманизма, принцип равенства всех перед законом, принцип взаимной ответственности государства и лици.

Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуются тем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности"относят принцип гласности судопроизводства и принцип полной материальной ной ответственности, принцип индивидуального наказания или взыскания тощо.

Принципы институтов права - это основные идеи, лежащие в основе построения определенного института права: скажем, принцип не-восприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности т.

Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность служить средством и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов граждан и общества а в целом. Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются его проявлениями:

а) право определяется как мера свободы и неприкосновенности человека, очерчивает границы свободы, направляется на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония;

б) право объединяет в себе общую волю участников общественных отношений, влияет на поведение и деятельность людей через согласование их специфических интересов;

в) ценность и назначение права состоит в том, что оно является выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ, утверждением равенства и правового статуса л человека в обществе

г) право представляет собой источник обновления общества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития;

г) как явление культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем межнационального и международного значения

Соответственно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регулирование важнейших потребностей и интересов между людьми как в пределах определенной страны, так и во взаимоотношениях всего мирового сп пивтовариств.

Функции принципов права

Функции принципов права - это относительно обособленные направления однородного их воздействия на субъективную и объективную реальность, в результате которых происходят определенные изменения в сфере нормативно-правового регулирования общественных отношений. Функциональный подход позволяет обстоятельно раскрыть динамичные стороны принципов права, их место и роль среди других элементов права и правовой системы общества в целом. В функциях предметно конкретизируются отдельные свойства и стороны принципов, их сущность и содержание. Вместе с тем изменение задач и функций принципов права определенным образом влияет и на их структуру и содержание.

С.С. Алексеев среди функций принципов права особо выделяет регулятивную. Она проявляется в том, что в случае пробелов в законе, несогласованности правовых норм или затруднений в их применении правоприменитель должен руководствоваться правовыми принципами. Важно отметить, что последние не только определяют уровень правового регулирования тех или иных общественных отношений, но и указывают на дальнейшее развитие законодательства.

Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их практическое предназначение. В связи с этим, Иванов Р.Л. констатирует у принципов права наличие двух функций: внутренней и внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм, обеспечивающих ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых началах и обеспечить их максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими конкретные юридические нормы.

На основе принципов права формулируются другие нормы, обеспечивающие эффективное действие права. В системе права принципы и конкретные нормы неразрывно связаны и всегда находятся в единстве. Не может быть принципов права без норм права. Точно так же не бывает правовых норм без того, чтобы в них не проявлялись принципы права. Иначе говоря, принципы обнаруживают себя в нормах права, а нормы всегда выражают принципы права 1 . Принципы - это ведущие начала не только создания, формирования правовой системы. Они являются определяющей идейной основой реализации, осуществления правовых норм. И в этой сфере принципы права неразрывно связаны с его сущностью. При реализации той или иной правовой нормы очень важно учитывать принципы всей правовой системы, придающие единую направленность этой системе 2 . Таким образом, принципы права, как факторы сущностного порядка, представляют собой внутреннюю основу единства всей системы права, его отраслей, институтов и отдельных правовых норм, а правовые нормы есть внешнее выражение сущности права, его принципов. При этом кристаллизация принципов в самостоятельных нормах - показатель более высокого уровня «органичности» правовой системы.

В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных нормативных предписаниях. На их основе формируются те или иные системы, отрасли или институты права. Так, презумпция невиновности, принципы осуществления правосудия только судом, на началах равенства граждан перед законом и судом, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела (объективной истины), гласности судебного разбирательства и др. являются исходной базой для уголовно- процессуальной отрасли права. Вместе с предметом и методом правового регулирования они играют, таким образом, важную системообразующую роль в системе права и правовой системе общества.

Отражая сущность права, принципы выражают внутреннее единство норм права и поэтому не выступают в качестве особого внешнего структурного звена системы права наряду с институтами и отраслями. Принципы права воплощаются в системе права в целом. Они неразрывно связаны с пониманием права как единой целостной системы 2 . Принципы права обеспечивают внутреннее единство всей системы права, включая отдельные отрасли и институты. Без принципов, пронизывающих право в целом, не может быть единой системы и взаимосогласованности отдельных его частей (отраслей, институтов, норм). Основные принципы права -внутренний «механизм», обеспечивающий целенаправленное действие всей системы права.

В связи с тем, что принципы права представляют собой основные начала, идеи, уже закреплены в определенной системе юридических норм, они приобретают значение общих правил поведения, имеющих регулятивный характер. Принципы нормативны, ибо они неотъемлемая часть, свойство системы права. В составе системы права они воздействуют на общественные отношения.

Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается только рамками правоприменения при пробелах в законодательстве или при противоречии отправным началам его конкретных норм. Непосредственное регулятивное воздействие проявляется и тогда, когда у субъектов имеется возможность реализовать требования принципов, не прибегая к правоприменению (такая возможность, например, предусмотрена ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ).

В необходимых случаях принципы права помогают правоприменительным органам в разрешении вопросов, не урегулированных правовыми нормами. Например, Конституционный суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которому возможно было по инициативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих права на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания, а также Конституционный суд РФ защитил право на сохранение жилой площади и право на получение пенсии гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы.

Необходимость использования принципов права в случае применения аналогии права закреплена как в материальном праве (ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ), так и процессуальных отраслях права (ст. 10 ГПК РСФСР, ст. 11 АПК РФ).

Исключение из того или иного общеобязательного требования либо ограничения действия принципа права в той или иной сфере общественной жизни возможно только на основе соответствующего закона (см., например, ст. 9 АПК РФ).

Вместе с правовыми нормами принципы права оказывают значительное информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей. Так, принцип вины в уголовном праве ориентирует органы дознания, следствия, прокуратуры и суда на то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за такие общественно-опасные действия (бездействия) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина в форме прямого или косвенного умысла, преступного легкомыслия или небрежности (ст.5, 24 -28 УК РФ).

От правильного использования принципов права в значительной степени зависит и эффективность правотворческой и правоприменительной. судебной и др. разновидностей юридической практики. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, других субъектов права, но и критерием оценки их деятельности. Нарушение, например, принципа состязательности, равноправия сторон, гласности и др. при разбирательстве гражданских дел могут служить основаниями к отмене решения суда.

Грамотное использование (соблюдение, применение и т. п.) принципов права в своей практической деятельности свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.

Таким образом, принципы права не существуют вне определенной системы норм права, вне их общности в рамках отдельных институтов и отраслей. В то же время системы права(отрасли, институты) немыслимы без объединяющих их принципов права.

Будучи отраженными в Конституции РФ, нормативно-руководящие начала, во-первых, сами приобретают регулирующее значение, воздействуя на правовое поведение людей и их правосознание, во-вторых, выступают в качестве отправных начал для дальнейшего развития законодательной и правоприменительной деятельности и, в-третьих, служат непосредственным основанием для принятия судебных решений в случае пробелов в законе и при толковании отдельных законоположений.

Функции принципов права, согласно Лазареву, заключаются в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентациошюго, психологического, системообразующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.

Научное исследование принципов способствует адекватному пониманию содержания, целей и задач, определению эффективности действующего законодательства.

В свете принципов права действуют все суды при толковании процессуальных норм, что позволяет им признавать действительный смысл этих норм, правильно их применять и, в конечном итоге, - выносить законное, обоснованное и справедливое решение.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

В зависимости от типа праваклассифицируются на принципы права: свойственные

ü рабовладельческому,

ü феодальному,

ü капиталистическому

ü социалистическому праву.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на:

† социально-экономические,

† политические,

† идеологические,

† этические,

† религиозные

† специально-юридические.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.

Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции - экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-cтатическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста-тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

Слово принцип означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления.

Принципы права - это основные исходные положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение.

В правоведении выделяются:

Принципы, сформулированные учеными юристами, которыевыступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Эти принципы составляют важнейшую часть профессионального и научного правосознания, юридической политики и не являются обязательными для исполнения субъектами права;

Исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общие начала правового регулирования общественных отношений. Они непосредственно выражены в конституциях или важнейших законах и служат ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Принципы права в зависимости от сферы действия подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права :

Демократизм;

Равноправие;

Преемственность;

Справедливость.

Эти принципы характерны для всего права в целом, для всей системы права. Из них вытекают определенные требования.

Принцип демократизма означает:

Право формируется волей народа;

В основе содержания права такие ценности, как свобода, равенство;

Закрепление и предоставление гражданам прав и свобод в экономической, социальных сферах, личные права.

Равноправие :

Применение ко всем субъектам права равного масштаба, соразмерность прав и обязанностей;

Равенство граждан по реализации права при однотипных условиях.

Преемственность :

Заимствование правом положений прошлых или современных правовых систем;

Исключение старого отжившего, не отвечающего современным условиям;

Сохранение положительного, ценного, необходимого для прогресса.

Справедливость (justitia - правда, справедливость):

Соответствие социального положения лица его вкладу в общественное развитие;

Соразмерность между деянием и санкцией;

Достижение компромисса между субъектами.

Межотраслевые принципы относятся к нескольким отраслям права (гласность судопроизводства, неотвратимость ответственности и др.).

Отраслевые принципы характерны для отдельных отраслей права (состязательность и равенство сторон в имущественных отношениях - для гражданского права; индивидуализация наказания - для уголовного; принцип свободы труда - для трудового права и т. д.).

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т. к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу, т. е. могут выступать средством устранения пробелов в праве.


От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество правотворческой и правоприменительной деятельности.

Активная роль права в обществе выражается в его функциях. Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей, деятельность организаций и учреждений.

Функции права характеризуют собой направления воздействия права в целом, а не какой-либо его отрасли.

Можно выделить две группы функций права:

Общесоциальные;

Специально-юридические.

Общесоциальные функции права - направления правового воздействия, выражающие роль права во всей системе общественных отношений. В этом смысле функции права в основном совпадают с функциями государства.

Особо можно выделить такие социальные функции права, как познавательную, информационную и воспитательную.

Познавательная функция права заключается в свойстве права отражать объективную реальность, существующие общественные отношения, политические и иные институты посредством их закрепления в правовых нормах, в нормативно-правовых актах.

Информационная функция проявляется в способности права аккумулировать знания о различных сторонах социальной действительности, фиксировать общие принципы общественного и государственного строя, его политическую структуру, характер экономических отношений, формы собственности.

Воспитательная функция права проявляется в формировании высокой правовой культуры.

Специально-юридическиефункции права - направления правового воздействия, раскрывающие своеобразие права, его юридическое значение.

К ним относятся:

- регулятивная функция права ; выражается в упорядочении общественных отношений в связи с положительными, нормальными явлениями общественной жизни;

- охранительная функция права ; направлена на охрану общественных отношений, восстановление нарушенного порядка в связи с отрицательными явлениями в жизни общества.

Отдельные авторы выделяют категорию «ценность права», под которой понимают способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Содержание понятия «ценность права» в какой-то мере перекликается с понятием «функции права». Однако это содержание совпадает не полностью. Оно имеет свои особенности.

Ценность права выражается в том, что оно выступает средством:

Регулирования общественных отношений, обеспечения согласованности, упорядоченности действий индивидов;

Защиты существующего общественного строя;

Развития социальных связей, в которых заинтересовано общес-
тво;

Решения глобальных проблем современности;

Определения меры свободы личности в обществе;

Утверждения нравственных начал в общественной жизни.

Существуют различные взгляды на социальную роль права. Можно выделить три группы таких взглядов:

Индивидуалистические доктрины;

Этатистские доктрины;

Центристскую.

Общую концепцию, занимаемую сторонниками индивидуалистических доктрин, достаточно легко понять. Эта позиция сводится к утверждению, что высшей и самой главной задачей права является сама человеческая личность. Иначе говоря, высшая задача права - это защита индивидуума.

Согласно этой концепции и на основании очень четкой формулы именно общество создано для человека, а не человек для общества. Без всякого сомнения, общество необходимо, но оно не является естественным организмом, который может естественным образом и легитимно установить свою власть над человеком и ограничить его свободу; оно является всего лишь структурой, предназначенной для того, чтобы дать человеку возможность проявить свои способности и таланты и применить их на практике.

Общая позиция, занятая сторонниками этатистских доктрин, основана на противоположной точке зрения. Эта точка зрения заключается в утверждении, что высшей или главнейшей задачей права является не личность, а само общество.

Политическое общество должно рассматриваться как центр или даже как сущность социальной жизни людей. Именно благодаря ему, благодаря его существованию и его организации отдельные люди все становятся действующими эффективными лицами, каждый на своем уровне. Именно благодаря ему люди получают свои самые ценные приобретения и могут продвигаться вперед по пути цивилизации и прогресса. Наконец, именно благодаря ему люди могут получить гарантии против анархии и обеспечить свою безопасность от зависти и злобы враждебных групп. Следовательно, именно к обществу, которое должно считаться высшей ценностью, к его развитию и совершенствованию должна стремиться любая юридическая система.

В соответствии с такими взглядами право не может исходить от людей и служить в первую очередь их интересам; право - это дисциплина, которую требует жизнь в обществе, которая должна служить обществу и превозносить его. Следовательно, право должно стремиться поощрять организацию и сплоченность общества как условие эффективной реализации всеобщих интересов и условие доминирования глобальной социальной структуры над всеми отдельными людьми.

Центристыпредпринимают попытки синтезировать эти две противоположные категории доктрин, синтезировать точки зрения, благоприятствующие личности, и точки зрения, выделяющие общество или государство.

Право как социальный институт функционирует наряду с государ­ственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных, отношений. Име­ются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого дан­ного явления.

С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинте­ресованы общество, государство, иные субъекты. Право придает дей­ствиям лиц необходимую организованность, согласованность, устой­чивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зави­симости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономичес­кой сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общест­венного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламен­тирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказы­вает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, вы­ступает способом связи между субъектом и объектом управления, спе­цифическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые сти­мулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая про­стор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: опре­деление соответствующих юридических фактов в гипотезах юридичес­ких норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволе­ний; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и при­звана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать, тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо пре­пятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-пер­вых, она характеризует право как особый способ воздействия на пове­дение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану по­средством правовых предписаний; в-третьих, она является показате­лем политического и культурного уровня развития общества, его гу­манных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его поли­тической сущности (Т.Н. Радько).

Формами осуществления охранительной функции права выступа­ют: установление запретов, приостановлений, мер пре­сечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказа­ний и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодейст­вии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Таким образом, право осуществляет различные функции, воздейст­вует на общественные отношения в различных направлениях и с по­мощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

Принципы права. Принципы права - это исходные нормативно-руководящие начала (императив­ные требования), определяющие общую направленность правово­го регулирования общественных отношений, в которых выражается сущность и социальное назначение права.

Принципы права представляют опреде­ленные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулиро­ваны на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими ком­понентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выра­жены в нормативно-правовых актах или иных формах права.

На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», - записано, например, в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ (см. также: ст. 14 Конституции Испании, ст. 22 Конституции Белоруссии, ст. 1 Конституции Казахстана и др.). Принципы деятельности Конституционного Суда РФ (независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон) нашли отра­жение в ст. 5, 7, 13, 14, 15, 29, 35 и др. Федерального конститу­ционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Содержание принципов справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 6 и 7 УК РФ.

В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.

Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения (принципы) составляют важнейший элемент содержания права. Поэтомy принципам права присущи многие черты, характерные для правa в целом. От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей.

В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный харак­тер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и уни­версальных нормативных предписаниях. На их основе формиру­ются те или иные системы, отрасли или институты права.

Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообраз­ными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и международного права. В случае обнаружения несоответствия тех или иных норм принципам права, он должен отменить указанные нормы, либо изменить их содержание, привести в соответствие с действующими нормативно-руководящими положениями.

Нередко принципы выступают важным средством устранения пробелов, противоречий и других недостатков в праве. На­пример, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Консти­туции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административ­ного законодательства, согласно которым возможно было по ини­циативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на со­хранение жилой площади и право на получение пенсии гражда­нами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае при­менения аналогии права закреплена как в материальном праве, так и в процессуальных отраслях права.

Таким образом, принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулято­ра . Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщен­ными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преиму­щественно в конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструк­ции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобраз­ными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влия­ние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), пра­воприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые , межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость , которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и по­ощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный прин­цип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом , провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое во­площение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные пращ и свободы и равные возможности для их реализации»;

3) гуманизм , означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для ее умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

4) демократизм , предполагающий, что в правовых нормах должны
быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей , которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет, и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм , присущий только тем правовым системам, которые
существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном
обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2.Органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы
социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения Методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми . К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях ; в уголовном праве - презумпция невиновности ; в трудовом праве - принцип сво­боды труда ; в земельном праве - принцип целевого характера исполь­зования земли и т. п.

Вывод: Принципы права участвуют в регулировании общественных отно­шений, так как они не только определяют общие направления право­вого воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов права в своей практической деятельности свидетель­ствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и прин­ципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулиро­ваны в законодательстве.


Понятие типа права

Право – это конкретно-историческое социальное явление.

В каждую историческую эпоху, при каждой цивилизации, в каждой стране оно отличается немалым, подчас весьма существенным своеобразием. Приемом или средством познания исторического процесса развития права является типология права.

Типология права – это его специфическая классификация, производимая по определенным критериям, в результате которой выделяются различные типы права.

Под типом права понимается та или иная ступень его развития, отличающаяся присущим только ей своеобразием.

В юридической литературе имеются разные варианты такой классификации. Но наиболее разработана и доступна для вас историческая типология права в формационном подходе. Ее мы и рассмотрим на лекции.

По взглядам представителей данной теории тип права отвечает на вопрос – какой экономический базис лежит в его основе, интересы и потребности какого класса оно защищает, воля какого класса выражена в действующем законодательстве и актах правосудия. При формационном подходе следует исходить из того по­ложения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.

Исторически первым в отдельных странах возникает рабо­владельческое право . Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Характерная его черта - открытое закрепление неравен­ства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относитель­но своего "говорящего" орудия, была разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полно­стью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собствен­ностью его владельца.

Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме – плебеи и перегрины, в Афинах - метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная - за плебеями, еще более ограниченная - за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.

В рабовладельческом праве открыто признавался и обес­печивался принцип неравенства мужчины и женщины, господ­ства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в об­щественной жизни.

Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Ох­рана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частной собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (дос­таточно сослаться на кодекс Наполеона).

С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого об­щества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный преце­дент. Рабовладельческому государству было известно правотвор­чество в форме издания общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.

Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские юристы различали: цивильное право - право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естествен­ное право - право, установленное самой природой; право наро­дов, по которому аргументировалось рабство во всех его формах.

Цивильное право по чисто формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное – отдель­ных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жре­цов, государственные должности; частное делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­вания, семейное право.

В отдельных странах исторически первым возникает фео­дальное право , для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию.

Феодальное право - это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщен­ности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.

Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность - это непосредственные отношения господ­ства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников.

Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. Санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право появилось как результат правотворче­ской деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.

Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной част­ной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.

Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

Вывод: Типология исторически известныхвидов права – это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы. Все типы права – это исторические формообразования определенным образом понимаемой сущности права, определенная форма его исторического выражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращаясь к решению проблемы сущности права, мы следуем общей закономерности познания этого социального явления. Его познание позволяет сделать вывод, что право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами.

Итак, с позиций сегодняшнего дня, право – это система общих правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, отражающих идеи социальной справедливости и свободы, направленных на регулирование общественных отношений путем установления определенного порядка, и охраняемых от нарушений государством.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права, исходя из исторических условий, на первый план может выходить любое из начал (классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое).

Условия развития общества накладывают на право свой отпечаток, что выражается в том или ином его типе. Тип права – это историческая определенность сущности права, обусловленная общественно-экономическим развитием.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие объективного и субъективного права

2. Соотношение права и государства


Литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. Ст.Ст. 17-19.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т. 1. - М.: Юристъ, 1996. С. 96-111.

3. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации. // Государство и право. 1996. № 11.

4. Корельский В.М., Перевалов В.Д. /ред./. Теория государства и права. М., Изд..гр. ИНФРА. М-НОРМА, 1997.

5. Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России. // Государство и право. 1998. № 5. С. 93-98.

6. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика. // Государство и право. 1996. № 6. С.12.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. /ред./. Теория государства и права. М., Юрист, 1997.

8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 236-245.

9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. - СПб.: издательство АООТ «ГПНИИ-5», 1995. С. 88-97.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Во вступительном слове через содержание предмета теории государства и права обращается внимание на то, что право является узловым моментом предмета ТГП: право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Следует обратить внимание курсантов на многозначность понятия «право», раскрыть им понимание этого термина с точки зрения философии и социологии.

В ходе изложения учебного материала необходимо обращать внимание курсантов на общеупотребительное значение слов, обозначающих юридические термины (такие как: субъект, объект, функция, принцип, классификация, критерий и т.д.)

При рассмотрении первого вопроса подробно следует остановиться на различии понятия права в объективном и субъективном смысле. Необходимо обратить их внимание на тот факт, что предметом ТГП в большей части является объективное право. Далее следует сформулировать его определение, раскрыть признаки и ценность права для общества.

Второй вопрос посвящен рассмотрению принципов права и его функций. Более детально рассматриваются общеправовые принципы, а так же специально-юридические функции права.

Третий учебный вопрос посвящен рассмотрению содержания права на различных исторических этапах развития общества. Главная задача – проследить динамику изменений, происходящих в праве со сменой общественно-экономической формации. Отдельно следует остановиться на особенностях права в современных демократических государствах.

Д.В. Новокшонов

«___» _____________ 200__ г.


От слова «класс» – система внутренне соподчиненных понятий в какой-либо области, распределенных по группам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20



Просмотров