Правовые системы их виды и особенности. Правовая система общества - понятие, основные виды правовых систем современности. Правовая система общества

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включая нормы, отрасли права, законодательство, правовую доктрину, юридическую технику, традиции, правосознание, правовую культуру и т.д. Именно в широком смысле данный термин использует большинство авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных и политических факторов.

Итак, правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества и используемый им для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

Правовую систему следует отличать от системы права. Как уже отмечалось, система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. Следует согласиться с мнением Бабаева В.К., считающего, что элементами правовой системы является все, что имеет юридическую окраску и необходимо для правового регулирования. Анализ одних только правовых норм не дает полной характеристики права, ибо важно и то, как оно формируется, систематизируется, реализуется, идеологически обосновывается.

Важнейшим элементом правовой системы является юридическая техника . Она представляет собой совокупность правил, приемов, способов, используемых при разработке и реализации правовых предписаний. Различают законодательную и правоприменительную технику.

Законодательная юридическая техника включает в себя правила, приемы и способы подготовки, оформления, систематизации и учета нормативных актов. Правоприменительная техника – различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов.

Целью юридической техники является рационализирование юридической деятельности, достижения ясности, простоты, краткости определенной стандартизации, единообразия юридических документов и их реализации.

Юридическая техника – ключевое основание для определения общностей национальных правовых систем.

2. Правовые системы мира.

Национальная правовая система – органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. На сегодняшний момент в мире существует около 200 национальных правовых систем, изучением которых занимается компаративистика, или сравнительное правоведение.

Несмотря на существенные различия национальных правовых систем, компаративистика классифицирует правовые системы по принадлежности к той или иной правовой семье. Правовая семья (межнациональная правовая система)- это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования; отраслевая структура; юридическая техника; единый понятийный аппарат; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Общепринятой классификацией правовых систем является классификация, предложенная французским компаративистом Р. Давидом. По мнению Р. Давида, существуют следующие правовые семьи: романо-германская (семья континентального права); англосаксонская (семья общего права); религиозная (семья мусульманского и индусского права); традиционная (семья обычного права); социалистическая.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Финляндии, Германии, Аргентины, России и др. Романо-германская правовая семья сложилась в континентальной Европе в результате замены местных обычаев законами, созданными на основе рецепции римского права. Во всех странах континентальной системы права существует единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты. Главная роль в формировании права в таких странах отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения. Кроме того, среди отличительных признаков романо-германской правовой семьи обычно называют наличие писаных конституций, деление права на публичное и частное.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады и др. Эта правовая семья окончательно сформировалась в Англии, вследствие замены местных обычаев решениями королевских судов, а затем распространилась в указанных выше странах. Для англосаксонской правовой семьи характерно отсутствие кодифицированных отраслей права, деления права на частное и публичное. Основным источником права в англосаксонской правовой семье выступает юридический прецедент.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких стран, как Израиль, Иран, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Малайзия и др. В религиозной правовой семье так же, как и в семье англосаксонского права, отсутствует деление на частное и публичное право. Основным источником права в этой семье являются религиозно-нравственные нормы, зафиксированные в Коране, Сунне, Талмуде, Ведах и иных религиозных писаниях. Важную роль в системе источников права играют труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения. В странах с религиозной системой права нормативно-правовые акты, как правило, имеют вторичное значение.

Главной особенностью становления религиозно-правовых систем было то, что они не упразднили обычаи, как это было, например, в романо-германской правовой семье, а гармонично дополнили их религиозными, философскими и моральными постулатами.

К семье традиционного права относятся правовые системы таких стран, как Мадагаскар, Бенин, Восточный Тимор и др. К традиционной семье права относились Япония до 1868 г., Китай до 1949 г.

Традиционная правовая семья имеет все основания рассматриваться как переходная на пути движения правовых систем к другим правовым семьям. Основным признаком данной правовой семьи является то, что в ней одно из ведущих мест в системе источников права занимают архаичные обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. Эти обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

Социалистическая правовая семья выделялась Р. Давидом в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в социалистическую правовую семью, в значительной степени сходны с романо-германскими (единство юридической терминологии, деление на частное и публичное право, большое значение нормативного акта как источника права и т.д.). Однако эти правовые семьи обладают и рядом отличий. Социалистическая правовая система, как правило, устанавливается не эволюционным, а революционным путем. Кроме того, в социалистических странах важную роль играют акты идеологического характера, издаваемые не законодательными, а партийными органами.

Долгое время в социалистическую правовую семью входили правовые системы стран Восточной Европы. Сейчас – Китай, КНДР, Куба.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей есть свои особенности. Общее во всех правовых семьях то, что в них право выступает в качестве регулятора общественной жизни, средства управления обществом, выполняет охранительную и защитную роль, стоит на страже прав человека и гражданина.


Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С.176-177.

Цит. по: Протасов В.Н. Ук. соч. С.251.

См.: Назаренко Г.В. Общая теория права и государства. М.,2001. С.27.

В некоторых учебниках отмечается наличие еще и специальной техники систематизации и учета нормативных актов. См., например: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 366.

Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 166.

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.

См.: Гусак С.Н. История государства и права зарубежных стран. Якутск, 2002. С.87.

Не все разделяют аналогичное мнение. Например, коллектив авторов во главе с А.Я. Сухаревым определяет правовую систему Израиля как «смешанную, с элементами романо-германской, англосаксонской, религиозной», Сингапура и Индии – как англосаксонскую. См.: Правовые системы мира: Энциклопедический справочник / Отв. Ред. Сухарев А.Я. М., 2003.

В социалистических странах абсолютный приоритет имеет публичное право.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Г. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: собственно П как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи…

Виды (семьи) правовых систем Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития. К. Цвайгерт в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии (правовой стиль) предложил следующую классификацию: 1) Романский правовой круг. 2) Германский правовой круг. 3) Скандинавский правовой круг. 4)Англо-американский правовой круг. 5) Социалистический правовой круг. 6) Исламский правовой круг. 7) Индусское право.А.Х.Сайдов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы: 1. Романо-германская. 2. Скандинавская. 3. Латиноамериканская. 4. Правовая семья общего права. 5. Мусульманская. 6. Индусская. 7. Семья обычного права. 8. Дальневосточная семья. Рене Давид в зависимости от идеологии и юридической техники предложил следующую классификацию правовых семей: 1) Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. 2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско-ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Правовая система – действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1)право – ядро правовой системы; 2)юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3)господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, к-рые используются в рамках правовой системы); + 4)действующие в рамках системы источники правовых норм; 5)юрисдикционные органы. Система права – более узкое понятие, чем правовая система. Значение: показать как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Если же исходить из синтетических подходов к пониманию системы права и правовой системы, то под ними можно представить одинаковые понятия. Разница будет заключаться только в смысловой нагрузке, к-рая ложится на категорию система права и правовая система (система права поясняет, что такое система права как система и какие связи м/у ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях конкретной народной к-ры

Прежде всего, необходимо дать понятие правовой системе. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласован­ных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система состоит из трех компонентов:

1. Совокупность правовых ценностей, связанных с определен­ным типом правопонимания, в котором отражены культурно­исторические и национальные особенности того или иного государст­ва.

2. Правотворчество как законодательно урегулированный про­цесс связанных между собой этапов и действий по созданию норма­тивных правовых актов, их изменению либо отмене.

3. Иерархически организованный правовой массив нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства.

На формирование и развитие конкретной правовой системы оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это:

Социально-экономическое развитие;

Политическая сфера;

Духовная жизнь общества, включающая в себя науку, религию и мораль.

Национальная правовая система представляет собой кон­кретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства.

Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по право­вым семьям. Такими признаками могут быть:

Источники права;

Структура права;

Различные представления о роли и месте права в жизни того или иного общества и государства;

Юридическая техника;

Основы и принципы построения права (политические, фило­софские, религиозные).

Таким образом, правовая семья - это совокупность нацио­нальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.

Правовая карта мира включает в себя множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую дей­ствительность конкретного государства.

Самой популярной классификацией современных правовых се­мей является классификация, данная французским ученым Рене Дави­дом. Она основана на сочетании двух критериев - идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на ис­точниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых се­мей, Рене Давид выделил среди них четыре:

Романо-германская правовая семья;

Англосаксонская правовая семья;

Социалистическая правовая семья;

Религиозная (традиционная) правовая семья.

Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие клас­сификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португа­лия, право латиноамериканских стран, церковно-католическое право) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинав­ские страны). Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славян­ская правовая семья включает в себя группу российского права и за­паднославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).

Как видно, направлений классификации и подходов к ней вели­кое множество. Однако в российском правоведении традиционно ис­пользуются классификации, в основе которых лежат национально­исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

В результате применения такого комплексного основания по­лучены следующие виды правовых семей:

Романо-германского права;

Общего (англосаксонского) права;

Социалистического права;

Славянского права;

Мусульманского права;

Религиозного (традиционного) права.

Рассмотрим более подробно некоторые правовые семьи, наибо­лее часто выделяемые специалистами в области сравнительного пра­воведения.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья или система континенталь­ного права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые разрабатывали и разви­вали, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

На первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Начиная с XIX века основным источником (формой) права в странах романо-германской правовой семьи является закон. Закон об­разует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету придают иные факторы. Закон не рассматривает­ся узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и юридической практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны.

Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писа­ные конституции, за нормами которых признается высшая юридиче­ская сила, выражающаяся:

В соответствии законов и подзаконных актов конституции;

В установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.

Помимо конституций в странах романо-германской правовой семьи различают три разновидности обычного закона:

Кодексы;

Специальные законы (текущее законодательство);

Сводные тексты норм.

Среди источников права романо-германской правовой семьи значима роль подзаконных нормативных актов:

Регламентов;

Административных циркуляров;

Декретов министров и т.д.

В странах романо-германской правовой семьи достаточно ши­роко используются некоторые общие принципы, которые юристы мо­гут найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливо­сти в том виде, в каком последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент. Например, противоречивое отношение к во­просу о судебной практике как источнике права романо-германской правовой семьи. Но, в принципе, можно, анализируя реальную дейст­вительность, отнести судебную практику к вспомогательному источ­нику права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента.

Славянская правовая семья

Сущность правовой системы этих стран (России, Югославии, Украины, Белоруссии и др.) состоит не только в характере юридиче­ских источников. Именно этот критерий позволяет причислить данные страны к семье романо-германского права. Тем более что между пра­вовыми семьями нет резкой границы. Происходит взаимопроникнове­ние элементов различных правовых систем. Славянская правовая се­мья (или общность) основывается на значительной культурно­исторической специфике правовых ценностей славянских стран.

Данная правовая семья имеет общие идеологические, нацио­нальные, духовные, исторические и специально-юридические основа­ния. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государ­ства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и вос­точноевропейской культуры.

Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой тради­ции, особенно - традиций христианской синоптической кодифика­ции. Влияние византийского законодательства проявилось в законода­тельных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но и тщательно разработан­ной системы церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили про­цесс рецепции римско-византийских юридических установлений (пе­риода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, «Эклога» во­шла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Ле­она и Константина верная цесаря» и является полным переводом это­го источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала ради­кальной корректировкой этого реципированного законодательства.

Рецепция римско-византийского правового наследия происхо­дила путем полного или частичного заимствования византийских но­моканонов (сборников смешанного церковного и светского назначе­ния). В Киевской Руси получили распространение не только номока­ноны, но гражданское и уголовное право, изложенное в «Эклоге» и «Прохироне». Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период со­ставления «Соборного Уложения царя Алексея Михайловича».

К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобыт­ность русской государственности (для русского права всегда была ха­рактерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридиче­ские источники славянской правовой семьи унаследовали законода­тельные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой се­мье.

Социалистическая правовая семья

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой, сохранив ее терминологию и внешнюю структуру.

Советское право восприняло от русского права концепцию пра­вовой нормы, близкой к ее пониманию в романо-германской правовой семье. Хотя по отдельным категориям и институтам эти системы сильно различаются. Внешне были сохранены категории и институты романо-германской правовой семьи. Содержательно нормы советского права были пронизаны классовыми и коммунистическими началами. Оригинальность советского права выразилась не только в конституци­онном праве, закрепившем социалистические институты власти, управления, нормативные установления, но и в остальных отраслях права - уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового и др. Например, по сравнению с административным правом западных стран, сосредоточенном на охране личности и судебном контроле над администрацией, социалистическое административное право закрепляло государственную политику коммунизма - народный контроль (заменивший судебный) и др.

Социалистическое и советское право отрицало частное право, право содержательно становилось инструментом политики. Социали­стическое право носило публичный характер и было построено на им­перативных установлениях. Судебная практика полностью исключа­лась из числа источников права, хотя имела значение толкования пра­ва. Хотя и провозглашался конституционный принцип независимости судей и их подчинения только закону, на практике суд являлся инст­рументом административной системы в целом. Судебная власть не осуществляла контроль за деятельностью законодательной и исполни­тельной власти.

В целом, социалистические правовые системы (кроме народных республик Азии) в технико-юридическом плане происходят от рома­но-германской правовой семьи. Это проявляется в способах система­тизации права, структуризации текстов и использовании европейской юридической терминологии. Но по содержательным аспектам эти страны отошли от принципов романо-германской семьи, образовав самостоятельную правовую семью. В настоящее время социалистиче­ское право преобладает в немногих странах (Китай, Куба, Северная Корея и др.).

Англо-американская (англосаксонская) правовая семья

В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где ос­новным источником права является закон, в государствах англо­американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, то есть нормы, сформулированные судьями в их решениях.

В англо-американской правовой семье различаются группы анг­лийского и американского права. В группу английского права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи - 36 государств Британского содружества. Вторую группу образует право США.

В своей основе англосаксонское право является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли ста­тутного (законодательного) права.

В англосаксонской правовой системе сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Здесь отсут­ствует деление права на частное и публичное. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений анало­гичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, то есть к ука­занному общему правилу требуется на практике поправка.

Продемонстрируем значение и пределы действия правила пре­цедента на примере Великобритании:

1. Решения, выносимые Палатой лордов, составляют обязатель­ные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов.

2. Решения, принятые Апелляционным судом (состоит из двух отделений - гражданского и уголовного), обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов.

3. Высокий суд правосудия связан прецедентами обеих выше­стоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоя­щих судов.

4. Окружные и магистратские суды обязаны следовать преце­дентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения пре­цедентов не создают.

Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени, его фактическая сила с годами даже возрастает, и суды не склонны отвер­гать давние прецеденты, если они только явно не ошибочны. Причина этого в стремлении обеспечить «определенность права», а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансо­вых соглашений, права собственности и т.п.

Ежегодно английским парламентом издается около 80 законов, итоги его законотворчества составляют около 50 томов. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, из­данные старейшим в мире парламентом, которому более 700 лет. Кон­троль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.

Особенности правовой системы США объясняются историче­скими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писа­ной федеральной конституции и конституций штатов обусловило по­степенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, запрещены ссылки на англий­ские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее француз­скими или испанскими колониями - Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под силь­ным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с зако­нодательством.

В американском праве в отличие от английского осуществляет­ся более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.

В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание едино­образных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех шта­тов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В то же вре­мя в США, как и в Англии, по-прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.

Семья религиозного (традиционного) права

К религиозным правовым системам относятся в основном му­сульманское, индусское право, право восточных государств. Это сле­дующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др.

К системе традиционного права относятся в основном право­вые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар, Япония и др.

Основными источниками мусульманского права являются Ко­ран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское свя­щенное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии ис­ламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по анало­гии). В то же время в исламском праве наблюдается постоянная эво­люция юридических источников, связанная в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших за­конов и кодексов (усиливается роль закона как источника права).

Анализ нормативного содержания мусульманского права пока­зывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе, как системе религиозных нормативных предписаний. Наибо­лее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уго­ловно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизме­няемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования (иджтихад). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиоз­ной и правовой системами социально-нормативного регулирования.

В целом мусульманское право не сливается с религией и не вы­ступает частью ислама как религиозной системы. Хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в стра­нах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действуя в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательст­ва под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наи­более развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусуль­манским правом здесь сохраняются традиции регулирования некото­рых сфер частноправовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в то же время оно не потеряло своих пози­ций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законода­тельство полностью заменено по западноевропейскому образцу.

Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некото­рая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманско­го права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закреп­ление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан, Ливия).

Широко распространенной системой религиозного права явля­ется индусское право, оно тесно связано с индуистской религией. Ин­дуизм выступает важным элементом государственно-правовых отно­шений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживается в семейных и наследственных отношениях, в касто­вом статусе человека. Каждая каста имеет строго определенную сис­тему прав, свобод и обязанностей. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религи­озная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. Каждая каста опирается на свои обычаи и располагает эффективными средствами принуждения. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему норма­тивного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести. Судебные прецеденты и законодательство не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого про­цесса.

Индия испытала сильное воздействие английского права, по­этому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохра­нила свое влияние на уровне обычаев. Значительно шире стало ис­пользоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.

Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источ­ником права является Бог, а не общество или государство. Выражени­ем данного понимания являются другие источники религиозного пра­ва. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые со­держат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет сущест­венной роли в правовом регулировании.

Несмотря на превалирующее влияние религиозных и традици­онных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей рели­гиозного и традиционного права на современном этапе является уси­ление роли нормативно-правового акта как источника права

Таким образом, исходя из существующих теорий происхожде­ния права, систем права и правовых семей, можно сделать вывод, что право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государст­вом, направленных на регулирование общественных отношений.

Определение права раскрывается через совокупность его при­знаков, принципов и функций.

Признаки права (см. рис. 1.3):

1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.

2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права.

3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавли­ваются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой ис­точников (форм) права.

4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выража­ет индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.

5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственно­сти, этим обеспечивается общеобязательность норм права.

6. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.

Принципы права представляют собой основные исходные по­ложения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни (см. рис. 1.4). К числу основных принципов права можно отнести следующие:

1. Принцип демократизма - выражающийся в широком уча­стии людей в непосредственном (референдум) и опосредованном (че­рез избираемые ими органы) формировании права.

Рис. 1.3. Признаки права

2. Принцип законности - предусматривает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

3. Принцип гуманизма - состоит в правовом признании ценно­сти человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага че­ловека как критерия оценки общественных отношений.

4. Принцип справедливости - это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступле­нием и наказанием и т.п.

5. Принцип равенства граждан перед законом - состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и др. обстоя­тельств.

Рис. 1.4. Принципы права 26

6. Принцип взаимной ответственности государства и лич­ности - состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность перед государством за нарушение норм пра­ва, но и государство (его органы и должностные лица) - за нарушение своих обязанностей перед личностью.

Функции права - это обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отноше­ния (см. рис. 1.5).

Рис. 1.5. Функции права

Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охра­нительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общест­венных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перерас­пределением собственности, ведением хозяйственной и предпринима­тельской деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (регистрация партий, общественных объединений, избирательные компании), говоря о связи и политике, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой госу­дарственно-властные предписания, регулирующие поведения людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности относит­ся к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.

Действие этой функции выражается:

В определении запретов;

В установлении юридических санкций за возможное неправо­мерное поведение;

В применении юридических санкций за совершенные непра­вомерные деяния.

Иногда выделяют и третью функцию права - воспитатель­ную, или как ее еще называют предупредительную. Она осуществля­ется путем информирования населения о неблагоприятных последст­виях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их по­мощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали, - все они называются со­циальными нормами. Однако, с точки зрения изучаемой дисциплины, нас интересует норма права.


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и сущность правовой системы. 4

2.2. Национальные правовые системы. 7

Романо - германская правовая семья. 9

Англосаксонская правовая семья (семья общего права). 11

Мусульманская правовая семья. 15

Правовые системы стран Африки. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

Список литературы: 22

ВВЕДЕНИЕ

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках;

Правовая идеология - активная сторона правосознания;

Судебная (юридическая) практика.

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Цель данной работы – рассмотреть различные виды правовых систем.

1. Понятие и сущность правовой системы.

В правоведении применяется понятие «правовая система». Поэтому следует отличать его от понятия «система права».

Система права - это понятие, раскрывающее внутреннее строение права, показывающее взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов (норм, институтов, отраслей). Правовая система, наряду с системой права, включает в себя многие другие компоненты, оказывающие существенное воздействие на регулирование общественных отношений. Кроме системы юри-дических норм в нее включаются явления мировоззренческого характера (юридические доктрины, идеи, взгляды, представления о праве и др.), сложившиеся в обществе различные формы выражения права и его реализации, правовые принципы, юридические процедуры, связанные с функционированием нрава.

Все они в совокупности выражают содержание и характер-ные особенности правовой жизни соответствующего общества. Следовательно, правовая система значительно шире, чем система права. Можно сказать, что правовая система - это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих юриди-ческих средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих уровень и качест-венное состояние правовой организации того или иного общества.

Теоретическое понятие правовой системы, таким образом, охватывает весь комплекс правовых явлений общества и дает представление о правовой действительности соответствующей страны, об уровне ее правового развития.

Национальные правовые системы, имеющие относительно сходные признаки и свойства, объединяются в группы, получившие в юридической науке название «правовая семья». В литературе применяются и другие термины – «правовые круги», «правовые системы мира», «структурные общности». Но термин «правовая семья» является наиболее распространенным.

В сравнительном правоведении (компаративистике) используются различные критерии отнесения национальных правовых систем к соответствующим семьям. Но в первую оче-редь учитываются такие факторы, как общность исторического формирования и развития, сходство системы источников (форм) права, основных отраслей и правовых институтов, характерные особенности правореализации, юридического мышления, право-вой культуры, традиций, юридической терминологии и др.

В современной научной юридической литературе выделя-ются такие наиболее крупные правовые семьи, как романо-германская, англосаксонская (англо-американская), семья религиозно-традиционного права и др.

Романо-германская правовая семья (система континен-тального права) сложилась в Европе достаточно давно (ХП-XVI вв.) на основе рецепции римского права, что и пред-определило ее особенности. Основным источником (формой) права в странах, где она утвердилась, является нормативно-правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. Это система писаного права. На вершине иерархии законов стоит конституция страны, за нормами которой признается высшая юридическая сила. В большинстве стран континенталь-ной Европы законодательство кодифицировано. Значительную роль играют подзаконные нормативно-правовые акты. Заметно достаточно четкое деление права на отрасли, на частное и пуб-личное право. Широко используется ряд общеправовых принци-пов, ведущим среди которых признается принцип справедли-вости. В большинстве стран Европы судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется толко-вание законов. Для этой системы является характерным исполь-зование абстрактных юридических понятий, обобщений.

Англосаксонская (англо-американская) правовая семья (система «общего права») сложилась в Англии, США, в странах, входивших прежде в Британскую империю (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Исторически сложилось так, что в Англии понимание права связывается не с системой выработан-ных законодателем правил поведения в определенной ситуации (как в континентальной Европе), а с тем, к чему приведет судебное рассмотрение конкретного дела, т.е. с правилами, сформулированными судьями в процессе разрешения споров. В связи с этим в государствах с англосаксонской правовой системой основным источником (формой) права является не закон, а судебный прецедент. Хотя используется и статутное право, т.е. писаное право парламентского происхождения. Для этой семьи характерно отсутствие кодексов европейского типа, поэтому четко не выражены и отрасли права. Нет деления права на частное и публичное. В англосаксонской правовой семье концепция права, юридический язык и др. значительно отлича-ются от романо-германской семьи. Юридическое мышление основано не на абстрактных понятиях и обобщениях, а па опыте судей, на их прагматизме. Вырабатываемые ими нормы являются более гибкими, но в значительной степени казуистичными и менее определенными.

Что касается правовой системы США, то она весьма сходна с английской. Сходство проявляется в общей концепции права, в использовании одних и тех же юридических понятий, почти одинаковом структурном делении права и др. Тем не менее американское право имеет и значительные отличия. Они обусловлены, прежде всего, федеральной структурой США. Наряду с федеральной существуют правовые системы каждого штата. В штатах и на федеральном уровне получило определен-ное развитие законодательство, которое частично кодифициро-вано (создан ряд кодексов), что несвойственно для Англии. В целом в США законодательство в системе источников права занимает заметное место. Одновременно широко развито судеб-ное нормотворчество. Соотношение этих источников весьма не-простое. Как отмечается в литературе, все это делает правовую систему США сложной и запутанной.

Семья религиозно-традиционного права включает в себя мусульманское право, индусское право и обычное право Афри-ки. Она отличается живучестью норм религиозного характера, возникших в прошлые эпохи, и обычаев, традиционно существо-вавших у африканских народов до колонизации. Вместе с тем в ней заметно существенное влияние европейской цивилизации, что проявляется, прежде всего, в дуализме источников права. Наряду с религиозными писаниями и актами их толкования, выступающими в качестве источников права (Коран, Сунна в мусульманском праве, Шрути и Шастры - в индусском праве), или обычаями в странах Африки, используют-ся нормативно-правовые акты и другие источники, характерные для западных стран. Как правило, нормами, основанными на религиозных вероучениях, и обычаями регулируются личные, брачно-семейные, наследственные отношения, а нормами иных источников - административные, торговые и др. Весьма замет-но влияние права тех европейских государств, под колониаль-ным управлением которых находилась соответствующая терри-тория. Исследователи отмечают и такие черты, в частности мусульманского права, как архаичность ряда его институтов, казуистичность, отсутствие систематизации, деления на публич-ное и частное. Следует подчеркнуть, что мусульманское право, так же как индусское право, является по преимуществу правом общин верующих. В этом смысле известный компаративист Р.Давид предостерегал от отождествления мусульманского и индусского права с национальным правом мусульманских стран и национальным правом Индии.

2.2. Национальные правовые системы.

В предыдущем разделе были вкратце описаны основные правовые системы, а теперь раскроем их более подробно.

Правовая система каждого государства отражает закономерности исторического развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою, называемую национальной, правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

К закономерностям, показателям развития правовых систем в Древнем мире, в средние века, в современный период относятся усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизованных факторов.

К закономерностям относятся также преемственность в развитии правовых систем. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем. В историческом плане наблюдается прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах.

Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи». Группировка правовых систем в «правовые семьи» осуществляются на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества. Проведенная рядом правоведов интеграция правовых систем на основе социологического подхода связана с типом общества, которое стремится создать с помощью правовой системы.

В Древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, «правовой семьи». Свои ценности, особенно присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

В XX веке в бывшем Союзе ССР, а позже в других социалистических государствах образовалась семья социалистического права, которая позаимствовала многие правовые ценности из романо-германской правовой семьи. В социалистических государствах правовая система была нацелена на построение новой социально-экономической формации - социализма и коммунизма. Исторические события 80-90-х годов прекратили функционирование социалистической правовой семьи на территории бывшего СССР, ряда государств Центральной и Юго-Восточной Европы.

Большой историей развития, своеобразием в структуре и содержании обладают правовые системы Китая, Индии, Японии, развивающихся стран Азии, Африки.

В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы , обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности и элементов правовой системы, основных видов правовых систем современности и особенностей правовой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:

1. дать определение понятию «правовая система», сущности и элементов правовой системы,

2. рассмотреть критерии классификации и основные классификации правовых систем,

3. проанализировать особенности правовой системы России.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном правововедении было обосновано и утвердилось понятие "правовая система".

Правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики. Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативное, организационное, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Вопрос об элементном, структурном понимании правовой системы в литературе дискуссионен. Так, С. С. Алексеев включает в понятие правовой системы право и его источники, акты применения норм права и правоотношения, права и свободы граждан ] . По мнению Н. И. Матузова, правовую систему общества образуют :

1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;

2) законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты);

3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;

4) судебная и иная юридическая практика;

5) механизм правового регулирования;

6) правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);

7) права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле); 8) правоотношения;

9) законность и правопорядок;

10) правовая идеология;

11) субъекты права;

12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;

13) иные правовые явления, образующие «инфраструктуру» правовой системы (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус и т. д.).

Ю. А. Тихомиров считает, что понятие правовой системы охватывает законодательство и иные источники права цели и принципы регулирования, системообразующие связи . Существуют и другие отличные точки зрения. ]


В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений; в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Близкая к этой характеристика элементов правовой системы у американского исследователя Л.Фридмена: выделены правовые явления, объединенные также в три группы . Первая группа, называемая автором "структура", включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая - "сущность" объединяет нормы и образы поведения людей внутри правовой системы, решения, "живой закон", нормы, которые принимаются; третья группа - "правовая культура" включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой системе общества. Правовая культура, по мнению Фридмена, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.

Некоторые правоведы толкуют правовую систему, как право в "широком смысле", объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы ) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические "национально-культурные" особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое влияние оказывает политика, политическая культура. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.

Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией» , а также другими аналогичными им обстоятельствами.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт .


Классификация правовых систем (типология) - важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким общественно-социальным и политическим контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.

По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем. При этом критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным образом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые системы:

1) национальные правовые системы;

2) правовые семьи;

3) группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Группировка правовых систем в "правовые семьи" осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, или частное или публичное право, другие юридические качества.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, "правовой семьи". Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия…

В общем определении правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования . В соответствии с этими критериями можно выделить следующие семьи:

общего права; романо-германскую;

обычно-традиционную; мусульманскую; индусскую (индусское право);

славянскую.

Следует подчеркнуть, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т. д.) и культурно-исторических. Какой-то из этих признаков может преобладать в разграничении тех или иных правовых семей.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят такие страны, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и - группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-санксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую, систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в ее составе) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в: 1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1 в. до н.э.-VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т. е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право . Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности- почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающейся значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

Славянская правовая семья . Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе . В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х- начале 90-х годов в восточноевропейских странах, появление на политической карте новых государств - новой России, объединенной Германии, новой Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других - свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос - какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно - законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1) построение такого государственн о-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы . В настоящее время это - лишь идеал, цель российского политико-правового развития.

Не менее важный элемент правовой системы - правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от п роизвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

Общественное сознание станов ится правовым лиш ь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные-византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту . Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство - абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко из вестна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровн ях. В правовую идеологию он проникал через марксиз м-ленинизм - «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредс твенно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

Разумеется, что российская правовая система будет развиваться своим путем, но при этом не следует избегать ориентира на передовые международные и зарубежные юридические стандарты, в частности романо-германской правовой семьи. Это направление дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2-х т. Т. 1. М., 1999, с. 87-88, 111.

2. Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1. С. 32-38

3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.

5. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2002, с. 43-44.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

7. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998, с. 25.

8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства – М., Мир, 2001

9. Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4

10. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2005

11. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.

12. Саидов Л. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

13. Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма - Советское государство и право, 1981, №7, с. 33.



Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Просмотров