2 культурные и духовные основы конституционного строя. Духовные основы конституционного строя рф. Социальные и духовные основы конституционного строя российской федерации

Идеологическое многообразие

Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определенных социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.

Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития. Известно, что идеология французских просветителей XVIII века в период Великой французской революции сыграла огромную роль в сплочении третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных и кончая левым экстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правого или левого толка давно уже представляют серьезную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.

Так, фашистская идеология, ядро которой составляют идеи военной экспансии, расового неравенства, классовой гармонии (теория народного сообщества и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тоталитарного государства»), сочетающиеся с крикливой демагогией, чтобы замаскировать истинное содержание этой идеологии, стала теоретической основой и программой действий мощного политического течения. Оно привело к власти в ряде стран (Германия, Италия и др.) наиболее реакционные и агрессивные силы. В результате к середине 30-х годов фашизм представлял смертельную угрозу для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов и стран. Только раз- гром в 1945 году фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР позволил остановить экспансию фашизма и насильственное распространение его идей.



Серьезной угрозой для демократических стран является также левый экстремизм, который под флагом революционности утверждает право и методы индивидуального террора.

Однако опыт показывает, что главная опасность тех или иных идеологий, прокладывающих путь к тоталитаризму, состоит не только и даже не столько в их привлекательности для отдельных социальных слоев или даже большинства населения некоторых стран, а в их монополизации, в превращении этих идеологий в государственные и обязательные.

Убедительным свидетельством тому может служить марксистская идеология. Пока марксизм был идеологией определенных политических течений в различных странах, он представлял интерес в основном для сторонников этих течений. Однако положение коренным образом изменилось, когда в результате Октябрьской революции 1917 года в России сторонники марксизма пришли к власти. С этого времени марксизм становится в России, а затем и в СССР не только идеологией правящей партии, но и государственной идеологией советского государства, обязательной для всех ее граждан.

Уже в первой советской Конституции – Конституции РСФСР 1918 года в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах (ст. 3). Кроме того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», советское государство лишало отдельных лиц и отдельные группы прав, которые использовались ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23). Поскольку среди этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой иной идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.

Надо сказать, что уже 9 ноября (27 октября) 1917 г. был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «О печати»,* которым запрещались все оппозиционные советской власти издания. При этом Рабочее и крестьянское Правительство обращали внимание населения на то, что «в нашем обществе за этой либеральной ширмой (имелись и виду оппозиционные издания. – О.К.) фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс». Следовательно, такого рода свобода этим Декретом сохранялась лишь за государством и господствующей в нем идеологией.

*См.: СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 4.

Конституция СССР 1936 года предоставляла гражданам политические права и свободы (свобода слова, свобода печати и т.д.) только «в целях укрепления социалистического строя» (ст. 125). Это означало, что использование данных прав в иных целях, например в целях критики социалистического строя и его идеологии, запрещалось.

Однако наиболее откровенно идеология марксизма была объявлена официальной, государственной в Конституции СССР 1977 года. Уже в преамбуле этой Конституции устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство советского общества», что советское общество – это общество высокой идейности, что советский народ руководствуется идеями научного коммунизма. А статья 6 устанавливала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза, существующая для народа и служащая народу. «Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия, – указывалось в этой статье, – определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».

Даже после исключения из Конституции 1977 года статьи, предусматривающей руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, в этой Конституции были сохранены статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политических прав и свобод – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст. 50).

Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, – предусмотрено в Конституции (ст. 13), – не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести, и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа – отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

Светское государство

В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкии с той или иной степенью последовательности установлен в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле – иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня – Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»,* где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

*См.: Собрании законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность на основе со своей собственной иерархической и институционной структуры, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон ог 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное а целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются и культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государстве и иных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства, как в правовом, так и в социальном плане.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)..

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

В п. 2 ст. 7 указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» 13 .

К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация - светское государство.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях» О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ.1997. N 39. Ст. 4465..

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Ее демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия. Каждая из двух категорий «народ» и «власть» составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воли других. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуется функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющегося частью госаппарата. Государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой её формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В демократическом государстве единственном источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

Как уже отмечалось, Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - формы непосредственного волеизъявления народа или каких-нибудь групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы» (ст. 3 Конституции РФ). Согласно федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории Российской Федерации. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах. Выборы являются свободными и проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Её сущность сводится к тому, что обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого. В результате, различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействии между собой. Ни одна из них не может ничего сделать без других, и в случае несогласия между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то силою вещей, считал Монтескье, власти будут принуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу. Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы её реализации весьма разнообразны. В годы Советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса «как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля».

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - России в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1). Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных ситуаций.

Россия является правовым государством (ст. 1). Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который и предложил термин «правовое государство». Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Говоря об ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

Верховенство государственной власти делает её единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и его должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства и светским характером государственного образования (отделение школы от церкви). Такая форма взаимоотношений установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.). В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной или господствующей. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле - иудейская. Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Пример - Ватикан.

Как светское государство РФ характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14).

Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий».

Статья 9 Закона «О свободе вероисповеданий» называется «Светский характер системы государственного образования». Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

Таким образом, светское государство не провозглашает какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования.

Принцип вненационального государства прямо в Конституции не закрепляется, но прослеживается. Употребляется понятие «многонациональный народ». Но в данном случае этот термин применим для того, чтобы усилить акцент на неделимости власти по национальному признаку. Сегодня каждому человеку дано право самому выбирать национальность, язык общения и обучения.

Раньше паспорт был единственным источником сведений о национальности. Ее изменить в течении жизни нельзя, хотя государство считалось интернациональным. Сведения о национальности учитывались и влияли на карьеру. Теперь в графе «национальность» можно не писать ничего, указать несколько национальностей, считать себя лицом без национальности. Все это имеет огромное прогрессивное значение для становления человека как свободной личности.

Духовные основы конституционного строя Российской Федерации

Идеологическое многообразие. Конституция РФ включает этот принцип в качестве одной из основ конституционного строя страны. Принцип идеологического многообразия в первую очередь означает, что в России не может устанавливаться государственная или иная обязательная идеология. Статья 13 Конституции РФ гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российская Федерация признает и обеспечивает идеологическое многообразие, при котором в обществе свободно существуют и развиваются разнообразные взгляды как политического, так и иного характера, идеи, школы и т.п. На этом принципе базируется целый ряд конституционных прав и свобод человека и гражданина – свобода мысли, слова, информации, свобода совести и др. Необходимым условием реализации принципа идеологического многообразия являются его гарантии – запрет цензуры, свобода распространения информации, свобода издательской деятельности, преподавания, политический плюрализм и т.д.

Политическое многообразие . Принцип политического многообразия (политический плюрализм или многопартийность) означает свободу образования и деятельности общественных объединений, и в первую очередь – политических партий, которые являются важнейшими субъектами политической системы общества, участвуют в правоотношениях по формированию органов государственной власти, оказывают влияние на принятие государственных решений. Основным назначением партий – является выражение воли народа или отдельных его групп. Политические партии выступают посредниками во взаимоотношениях между государством и личностью.

Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими.

В статье 13 Конституции РФ закреплено, что все общественные объединения равны перед законом. Общественными объединениями признаются добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии.

В то же время в целях поддержания общественной и государственной безопасности Конституция определяет пределы принципа политического плюрализма, поскольку абсолютная свобода идеологической, политической и иной общественной деятельности грозит неизбежным хаосом. Конституция РФ определяет пределы политического плюрализма посредством установления запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции РФ). Более того, на основании Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ лишаются пассивного избирательного права (права быть избранными) лица, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций») и 20.29 («Производство и распространение экстремистских материалов») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Светское государство. В статье 14 Конституции Российская Федерация провозглашается светским государством. Светское государство – это такое государство, в котором не допускается существование официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным, а взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга. Основными принципами светского государства являются:

- Отделение церкви от государства , что означает следующее. Во-первых, церковь не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы государственной деятельности, а государство, в свою очередь, не возлагает на религиозные объединения выполнение государственных функций. Во-вторых, государство не вправе вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону. В-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений и не оказывают им материальную и иную поддержку. В-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а государственные гражданские и военные служащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В-пятых, в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях запрещается создавать религиозные объединения.

- Отделение школы от церкви . В государственных и муниципальных образовательных учреждениях обеспечивается светский характер образования. Религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания курсов общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях.

- Запрет на установление какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной . Этот принцип является гарантией конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, недопустимо. Невозможно установление религии в качестве государственной идеологии.



- Равенство религиозных объединений перед законом . Это означает, что все религиозные объединения равны по объему их правоспособности. Вместе с тем, с учетом исторически сложившихся в России традиций православной культуры, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) не может не делать некоторые отступления от принципа равенства религиозных объединений в Российской Федерации. В частности, в преамбуле закона подчеркивается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры и отдается дань уважения христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Для религий, которые в течение длительного времени существуют на территории Российской Федерации закон устанавливает некоторые преимущества в виде усложненной процедуры регистрации новых религиозных организаций. Так, местная религиозная организация может быть учреждена не менее чем десятью гражданами РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Это обусловлено необходимостью защиты коренных традиций народов России, населяющих ее территорию.

Среди современных светских государств можно выделить США, Францию, Польшу и др. В ряде государств признается и узаконивается официальная религия, которая признается государственной (национальной). Например, в Англии – англиканская религия, в Израиле – иудейская. В некоторых государствах формально провозглашено равенство всех религий, но вместе с тем фактически выделяется одна, наиболее традиционная религия, оказывающая определенное влияние на жизнь государства и общества, пользующаяся привилегиями по сравнению с остальными (ФРГ, Италия, Япония и др.).

Прямой противоположностью светского государства является теократическое государство, в котором церковь осуществляет государственную власть. На сегодняшний день таким государством является Ватикан.

Существуют также т.н. клерикальные государства (промежуточная форма между светским и теократическим государствами). Клерикальное государство не сливается полностью с церковью, но вместе с тем церковь оказывает существенное, зачастую определяющее влияние на государственную политику и сферы государственной власти посредством специальных механизмов, установленных в законодательстве. В государственные образовательные программы в обязательном порядке включаются предметы по изучению церковных догматов. Ярким примером такого государства является Иран.

Страницы в журнале: 26-40

Ю.Г. Федотова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Курганского государственного университета Россия, Курган [email protected]

Рассматриваются духовные основы конституционного строя Российской Федерации. Раскрывается содержание понятий идеологического многообразия, светского государства, анализируются перспективы развития духовных основ конституционного строя России и проблемы обеспечения национальной безопасности в духовной сфере общественных отношений.

Ключевые слова: конституция, конституционный строй, идеологическое многообразие, идеология, светское государство, религия, национальная безопасность.

Конституция - это не просто закон или нормативный правовой акт, это категория более глубокая и содержательная, поскольку наполнена нормами-целями, нормами-принципами, содержит декларативные положения, преамбулу, отражающие элементы народовластия, и обладает верховенством. Таким образом, конституционный строй РФ предполагает наличие таких его основ, которые определяют особенности духовной сферы жизни общества. Недаром отмечают, что «конституционный строй - это и психологическое понятие» .

В ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ) утверждается, что в России «признается идеологическое многообразие» и поэтому «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Идеология - это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений. В СССР государственной идеологией считался научный коммунизм. Сегодня в России узаконено не наличие или отсутствие государственной идеологии, а ее многообразие.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.;

3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя России;

4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие .

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, находятся как бы за пределами идеологической борьбы в обществе, стоят над нею. М.В. Баглай утверждает, что «конституция - вне идеологии», а «сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма»; «некоторые ученые предполагают, что конституция выполняет и определенную идеологическую функцию, хотя это, скорее, свойственно тоталитарному государству» .

В литературе имеется и другая позиция. По мнению таких ученых, как Р.В. Енгибарян и Э.В. Тадевосян, «отказ от былой сверхидеологизации, сверхклассовости советских конституций не должен приводить к отрицанию всякой связи конституций с идеологией в современном демократическом обществе и государстве. <…> Ценности, принципы и нормы современной демократии и цивилизации, на которые опираются современные основы демократической страны, сами по себе имеют внеклассовый или надклассовый характер. Но выражение и отстаивание этих ценностей, интересов и идеалов - идеология современной демократии, гуманизма, нынешней цивилизации» .

А.Ю. Сунгуров, отмечая значимость ценностно-ориентированного и осознаваемого как справедливого права, пишет, что права человека являются одним из важных концептов в теории и практике международных отношений и формирующейся сегодня мировой политике. Принцип соблюдения прав человека стал основой создания Организации Объединенных Наций, и сегодня, при всей проблематичности, именно он может стать основой новой архитектуры глобального управления .

Как отмечает Г.О. Аболонин, «высшее государственное чиновничество своими словами и действиями формирует ведущую идеологию государства. <…> Современное отстаивание властью интересов России на международной арене, возрождение православия и других религиозных верований формируют объединяющую общество идеологию патриотизма и приверженности традиционным ценностям, пользующуюся поддержкой большинства населения» .

Отметим, что В.С. Нерсесянц наполняет термин «конституционализм» идеологическим содержанием. По его мнению, конституционализм есть идеология, причем не ординарная, а некая общегосударственная, надпартийная, интегративно-общенационального характера: «Разумеется, конституционализм как общегосударственная, надпартийная идеология (государственно-правовое сознание, позиция и ориентир) не противоречит положению Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 13) о том, что “никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”» .

Таким образом, разве приоритет прав и свобод человека над интересами государства и провозглашение их высшей ценностью не есть идеология? Закрепление в конституции принципов идеологического и политического плюрализма, провозглашение государства светским или социальным есть не что иное, как воплощение демократических взглядов. Нельзя забывать, что конституция - это не просто нормативный правовой акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие, но и правовое выражение ценностей общества и государства. И это закрепление ценностей и есть своеобразная идеология государства, реализация или нереализация которой определяет уровень стабильности конституционного строя, закрепленного в положениях Конституции РФ. Не случайно текст не только российской, но и зарубежных конституций содержит преамбулу, не имеющую юридической силы, которая не только призвана обеспечить «легитимность» закона (поскольку он принят народом), но и носит идеологический характер, т.к. закрепляет набор ценностей и целей государства. Важно, чтобы провозглашенные ценности не стали всего лишь набором юридических фикций, не претворяемых в жизнь. Поэтому стоит отметить, что сущность конституционного строя - это не просто народовластие, но и способы его реализации.

Еще одним подтверждением тому, что конституционный строй имеет в основе своей сочетание идеологических установок и способов их претворения, служит тот факт, что в самом начале Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 2005 года прямо указывается, что «главной политико-идеологической задачей» является «развитие России как свободного, демократического государства», а «идущие в России объективно непростые процессы все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий. И они связываются именно с разговорами о свободе и демократии. <...> Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада, к тому же, перекинулась на саму Россию. Накопления граждан были обесценены, старые идеалы разрушены. Многие учреждения - распущены или реформировались на “скорую руку”. Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией. <…> Олигархические группировки - обладая неограниченным контролем над информационными потоками - обслуживали исключительно собственные, корпоративные интересы. Массовая бедность стала восприниматься как норма. И все это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы. Многие тогда думали, многим тогда казалось, что наша молодая демократия является не продолжением российской государственности, а ее окончательным крахом. Является затянувшейся агонией советской системы. Те, кто так думал - ошиблись. Именно в этот период в России происходили крайне значимые события. В нашем обществе вырабатывалась не только энергия самосохранения, но и воля к новой, свободной жизни. В те непростые годы народу России предстояло одновременно отстоять государственный суверенитет и безошибочно выбрать новый вектор в развитии своей тысячелетней истории. Надо было решить труднейшую задачу: как сохранить собственные ценности, не растерять безусловных достижений и подтвердить жизнеспособность российской демократии. Мы должны были найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства».

Таким образом, мы можем наблюдать феномен: основой конституционного строя является идеологический плюрализм, который закреплен в Конституции РФ, являющейся воплощением идеологических взглядов, носящих ярко выраженный демократический характер и противоположных отдельным ценностям советского государства.

Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 2013 года отметил, что «современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение. <…> Все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое “нулевое”, чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества. Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции. Чтобы сформировать правовую базу для такого гражданского участия, прошу Общественную палату, Совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона “Об общественном контроле”».

Воплощением идеологического многообразия является многопартийность. И хотя право граждан на объединение в политические партии Конституцией РФ непосредственно не закреплено, однако по смыслу ст. 30 во взаимосвязи со ст. 1, 13, ч. 4 ст. 15, 17, ч. 1 ст. 32 Конституции РФ создание политических партий и участие в их деятельности является неотъемлемой частью права каждого гражданина на объединение. В России легитимны исключительно федеральные политические партии. Для их государственной регистрации с 2012 года установлен численный минимум 500 членов - и наличие региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. В связи с либерализацией государственной регистрации политических партий Россия переживает бум рождения политических объединений. Наряду с парламентскими партиями-ветеранами («Единая Россия», «Справедливая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России») появляются «малые» партии, о которых люди ничего не знают, например «Интернет-партия Российской Федерации», «Партия Первого Президента», «Социально-прогрессивная партия России» и др. В настоящее время общее количество зарегистрированных политических партий в РФ приближается к 90, а к моменту следующих президентских выборов их будет 200. Будущее покажет их жизнеспособность .



Просмотров