Правовое государство и ее признаки. Правовое государство: понятие, признаки

Признаки правового государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Признаки правового государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Понятие правового государства

Понятие, признаки и пути формирования правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчинœенное воле народа как суверена власти. 1)

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало всœе новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2)

Существует множество трактовок определœения ʼʼправое государствоʼʼ:

– Правовое государство - ϶ᴛᴏ правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3)

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4)

– Правовое государство – объективная крайне важно сть и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство воспринимается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединœениями на базе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинœении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Разделœение властей;

– Верховенство закона;

– Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

– Социальная и юридическая защищенность личности;

– Сосредоточение всœех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на базе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всœех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1)

а) Разделœение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ, взаимоограничение и взаимоконтроль всœех ветвей власти. Основателœем концепции разделœения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всœей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2) Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, к примеру, для Англии.

Разделœение властей - ϶ᴛᴏ показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

Сегодня наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является функцией, прежде всœего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1)

Законодательная власть является представительной. Именно на базе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. При этом имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателœей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее значительной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определœенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой базе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделœения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всœего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, ʼʼсвязанностьʼʼ государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всœего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всœех конституционных процедур, не должна быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2)

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всœего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны всœе. 3)

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким ʼʼдаромʼʼ властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всœего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не должна быть суверенной ни в одном государстве. Власть всœегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1)

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителœем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всœем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всœех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определœены правовыми законами, защищены и гарантированы всœей конструкцией правовой государственности. В случае если правовое положение хотя бы одного субъекта не определœено или определœено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1)

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всœего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная крайне важно сть, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать ʼʼразумный эгоизмʼʼ – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы всœе люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – всœе равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе

Признаки правового государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Признаки правового государства" 2017, 2018.

Правовое государство – одна из центральных категорий теории государства и права, характеризующая идеальную разновидность государства, вся деятельность которого подчинена праву.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. Следует признать, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Рассмотрим более обстоятельно основополагающие выводы ученых относительно правовой государственности.

По мнению представителей философии и политологии, правовое государство – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. Одновременно утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя.

В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона как акта, принятого законодательным органом согласно специальной демократической процедуре.

В отечественной юридической науке правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением и др. Нередко также отмечается, что правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется . Соответственно можно сказать, что сущность правового государства заключается в первенстве нрава над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, всех государственных, общественных субъектов и граждан действующему праву.

Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые его показатели.

Нельзя отрицать того, что правовое государство – системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В связи с этим можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

В нынешней российской ситуации правовое государство находится на стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на обеспечение прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

В рассматриваемом плане отметим следующее: правовое государство, несмотря на качественные особенности и более цивилизованный уровень, по ряду показателей остается государством в обычном понимании, т.е. государством в подлинном смысле слова, организацией публичной власти.

Имеется в виду то, что такое государство обладает территорией, публичной властью, выступает как официальный представитель нс только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества, обладает монополией на правотворчество, взимание налогов с граждан, организаций и др.

Правовое государство, как и любое, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны, а также в самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношений с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и иным государствам, не основанным на демократических началах. Вместе с тем становление правового государства сопряжено с последовательной реализацией его основных принципов. К их числу относятся:

  • – осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии;
  • – организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей;
  • – правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти;
  • – верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
  • – режим демократического конституционного правления;
  • – признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • – периодичные и регулярные выборы как средство формирования представительных структур правового государства;
  • – законность в деятельности всех субъектов права;
  • – взаимная ответственность государства и личности.

Уделим внимание краткой характеристике названных принципов.

1. Осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии. Общее учение о народовластии сложилось еще в эпоху существования древних государств. Вопросы о сущности власти и народовластия активно исследовались в трудах Аристотеля, Платона, Цицерона и других великих мыслителей античного мира.

Мощное развитие получила идея народовластия в эпоху Просвещения в Западной Европе, особенно в трудах Вольтера, Д. Дидро и других ученых, где на основе теории естественного права и теории общественного договора предлагалось подчинить разумному началу организацию общественного и государственного строя.

С материальными условиями жизни общества и делением людей на классы связывали свои представления о народовластии представители марксизма.

В настоящее время ученые-юристы анализируют понятие и содержание народовластия на основе Конституции РФ и условий современной общественно-политической и социально-экономической ситуации.

Конституция РФ признает идею всевластия российского народа и содержит развернутую формулу понимания народовластия на современном этапе общественного развития. Анализ ст. 1–3 Конституции РФ показывает, что феномен народовластия многозначен и включает потенциальное право российского народа на осуществление власти, фактическое обладание властью и участие в процессе осуществления публичной власти.

Россия провозглашается демократическим государством (народовластие – "демократия" в переводе с древнегреческого), отличающимся правовым порядком осуществления власти, признающим в качестве основы социального устройства народ как единую органическую общность ("живой организм"). При этом категории "народ" и "власть", составляющие содержание народовластия, требуют уточнения.

С юридической точки зрения понятие "народ" отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность к ассоциированной в рамках единого государства соответствующей совокупности людей. Народ образует физический субстрат государства, социальное качественное образование в границах его территории.

Государственная власть как средство управления обществом не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым государственным аппаратом - совокупностью государственных учреждений. Такие учреждения в условиях формирования правового государства призваны прежде всего выражать интересы народа, для чего необходимо наличие независимых и не опосредованных государством контролирующих структур типа общественной палаты и ее филиалов в регионах и др.

Местное самоуправление – форма власти народа, институты которой наиболее пригодны к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

С учетом специфики субъектов властеотношений можно выделить две формы участия граждан в осуществлении власти.

Во-первых, прямое народовластие имеет место, когда граждане решают свои государственные, общественные, местные дела через институты непосредственной демократии (институты народовластия), т.е. выборы, референдумы, общие собрания граждан и др.

Во-вторых, представительное народовластие имеет место тогда, когда важнейшие вопросы государственной и общественной жизни решают выборные представители.

Как видно, народовластие в современной России характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в Конституции РФ, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется прежде всего в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы – акты высшей юридической силы. К тому же существует механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее, используя средства, предусмотренные законами (пикеты, митинги, демонстрации и т.п.).

По поводу сущности демократии, проявлением которой является народовластие, высказаны и иные суждения.

Нередко утверждается, что никогда на практике демократия не была властью народа. Она есть всего навсего механизм, способ участия населения в формировании власти, прежде всего политической, государственной. По-видимому, такой вывод подтверждает сложность, многогранность и неоднозначность категории "демократия" и производного от нее понятия "народовластие".

2. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. При характеристике правового государства недостаточно указания на его правовую природу, многообразие свойственных ему органов, их перечисления, определения границ деятельности.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда, институты (органы) государства "выстраиваются" по-особому, т.е. формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет "свою" особую деятельность.

Таких властей ("ветвей власти"), свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. Вместе с тем есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и наряду с этим разделенной. Именно поэтому с названными "тремя властями" как бы обособляется в качестве особого самостоятельного институт главы государства. В республиках – президент, в конституционных монархиях – монарх (король, император и т.д.).

Исходя из сказанного очевидно, что принцип разделения властей способствует "рассредоточенности" государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой- либо одной структуре, нс допускает превращения в авторитарную и тоталитарную власть.

Конституция РФ предусматривает: государственная власть в нашей стране "осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную – Правительство, судебную – органы правосудия, суды. Президент, по Конституции РФ, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ч. 2 ст. 80).

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить то, что все "три ветви власти" одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления. Поэтому важной проблемой остается более четкое определение пределов деятельности государственной власти и действующего механизма определения их полномочий. Необходимо также теоретическое обоснование границ законодательной власти и границ нормотворчества власти исполнительной. Это объясняется, в частности, тем, что в настоящее время еще не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной властей.

3. Правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти. Мыслители Античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Относительно современной российской действительности смысл этого принципа прежде всего в том, что деятельность властных структур должна осуществляться управомоченными субъектами на основаниях и в порядке, предусмотренных законами или другими нормативными правовыми актами в интересах народа. Исходя из этого устанавливаются "правовые рамки", "границы" деятельности государства, всех его органов и должностных лиц. Именно это позволяет глубже осмыслить особенности правового государства, его природу.

В соответствии с рассматриваемым положением деятельность властных структур должна осуществляться на основе принципа справедливости, требования безусловного и честного исполнения предписаний закона. Такой подход означает, что закон един для всех и что справедливый закон исполняется беспристрастными должностными лицами (судьями и др.).

Очевидно, чем более развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. "Цель государства, - отмечал Б. Н. Чичерин, – в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность" .

И еще один момент. Речь идет о таком значении, качестве права, что оно перестает рассматриваться как своего рода придаток государственной власти. Соответственно правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены прежде всего к государству, его органам. Это необходимое условие функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе. Как видно, этот принцип ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.

4. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот фактор в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основополагающего относительно правового государства и включает две составляющие – верховенство закона и соответствие закона праву.

В чем это выражается?

В первом аспекте, т.е. юридическом смысле, имеется в виду то, что закон – это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Соответственно все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов и им противоречить не могут. Заметим, Россия долгое время использовала в качестве основной нормативную базу, основанную на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Наметившаяся тенденция усиления роли законов, основанная на Конституции РФ, в настоящее время приобретает больший удельный вес, оказывает благотворное влияние на политическую ситуацию в стране.

Второй аспект рассматриваемой проблемы предполагает соответствие закона праву, реализуется прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный правопорядок. Вместе с тем принципы верховенства закона и социальной справедливости относятся и к правоприменению. Пренебрежение к названным принципам и создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Очевидно, законодательные акты, ущемляющие свободу личности, противоречат идее правового государства, которое, но сути, связано законом, так же как и его органы. Эта особенность внутреннего, содержательного отличия самого закона, его верховенства.

Названное положение о соответствии закона праву в практическом аспекте предполагает не только подготовку и принятие соответствующих качественных законов, но и подчинение им деятельности всех етруктур государственной власти.

Повседневная политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России нередко нарушается. "В двухуровневой правовой системе федеративного государства, – отмечает Б. Н. Топорнин, – высок процент нарушений принципа верховенства федерального закона правовыми актами, принимаемыми на уровне субъектов Федерации. Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти, зачастую отходят от принципов, провозглашенных в законе" .

Это означает, что закон не всегда является первым и основным при решении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребованных. Сказанное позволяет заключить, что в государстве, называющим себя правовым, нет еще главного и определяющего признака – полного, последовательного и реального верховенства закона, прежде всего Конституции РФ.

5. Режим демократического конституционного правления. В числе ресурсов государственной власти, основанной на праве, называют конституционное правление, включающее ряд ключевых положений. К их числу относятся следующие.

Во-первых, установление конституционно-правового статуса личности и гражданина в России, признание приоритета прав личности, подчинение праву всех органов государства, должностных лиц и граждан, свободные выборы и референдумы – высшие институты власти народа.

Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, реализующие свои политико-правовые возможности в условиях демократического конституционного правления. Это означает безусловный отказ от тоталитарного подхода к проблеме "человек – государство", при котором человек рассматривается в качестве "винтика" государственного механизма.

Во-вторых, признание и реальное существование политического и идеологического плюрализма, политических (в том числе оппозиционных) партий, осуществление социально-экономических и политических прав граждан, их организаций, обеспечение выборности и сменяемости центральных и местных представительных (законодательных) органов власти, усиление тенденции проведения государством социальной политики в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

Политический и идеологический плюрализм (от лат. pluralis – множественность) выражает такие начала в отношениях между государством и социальными группами, при которых последние имеют широкие возможности для непосредственного выражения своих взглядов, точек зрения, а также интересов через определенные организации – партии, общественные движения и др. (ч. 1, 3 ст. 13 Конституции РФ).

Названные свойства предполагают отсутствие единой господствующей официальной идеологии, допущение проявлений разных взглядов, суждений, в том числе оппозиционных относительно правящей элиты, связанных с определенным мировоззрением, наличие политического многообразия, многопартийности.

Очевидно и то, что идеологический и политический плюрализм имеет свои пределы. Соответственно в нашем обществе допускается существование любых идеологий, партий, общественных формирований. Вместе с тем в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ утверждается: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

В-третьих, открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.

В реальной политико-правовой жизни без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.

В рассматриваемом плане обратим внимание на содержание ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей свободу мысли и слова, гарантирование свободы средств массовой информации, запрет цензуры. Как видно, названные положения закреплены в законах о печати и средствах массовой информации (Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации").

6. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам.

Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Политико-правовая действительность свидетельствует о том, что многие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы "зависли", существуют на бумаге, для "людского глаза", государственного имиджа.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не всегда располагает эффективной системой мер – правовых, организационных и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, нс будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем. Паши соотечественники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с притязаниями на защиту в порядке административного или судебного обжалования.

Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. "Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и свое право, тот уже человек безнадежный..." .

7. Свобода выборов, предполагающая наличие альтернативных кандидатур, отсутствие политического, административного, информационного и иного давления на избирателей, кандидатов, организаторов выборов.

Может возникнуть вопрос: почему одна из особенностей правового государства связана с выборами представительных органов власти и иных государственных структур?

Для соответствующего ответа обратим внимание на следующие факторы:

  • – согласно действующему законодательству выборы в Российской Федерации – это форма реализации гражданами нрава на управление государственными и местными делами;
  • – выборы позволяют населению влиять на государственную власть, на ее состав и проводимый политический курс. Механизм выборов в современной России определяется избирательным законодательством, регулирующим отношения между гражданами и властью при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также основными гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • – участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное определение варианта поведения избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

В условиях формирования правового государства принципиально значимы состязательность, конкуренция выборов, их периодичность и регулярность. Имеется в виду то, что различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках соответствующих платформ конкурентов.

Выборы способны служить инструментом демократии, формирования представительных структур правового государства при условии, что обладатели депутатских мандатов избираются на определенный срок. Это необходимо для осуществления избирателями контрольной функции в отношении своих представителей, предотвращения злоупотребления властью, что является показателем уровня демократизма общества.

По-видимому, наличие альтернативных кандидатов и возможности выбора между ними – главное в демократическом избирательном процессе.

Действительно, в демократическом обществе, целью которого является формирование правового государства, различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах. В таком обществе обладатели депутатских мандатов избираются па определенный срок, обладают на практике равными возможностями.

Задача любого правового государства – оберегать и обеспечивать свободу выборов, ограничивать в этом плане свои действия и решения и при наличии невыгодной для государственных структур политической ситуации. Правовое государство с учетом рассмотренного аспекта – это государство, в котором действует демократическая избирательная система, реализуются принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании и др.

8. Законность в деятельности всех субъектов права. Когда говорят о законности, то имеют в виду соответствие деятельности закону. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения действующего права – один из важнейших принципов правового государства. В соответствии с ним государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, граждане обязаны соблюдать нормы права, их деятельность должна сообразовываться с предписаниями законов.

Вместе с тем значение законности неоднозначно. В настоящее время в юридической литературе обращено внимание на то, что содержание законности проявляется не только в общеобязательности, неукоснительности соблюдения предписаний права, но и в последовательной реализации прав и свобод, предоставленных субъектам права.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством, как в сфере правотворчества, так и правоприменения. В связи с этим обратим внимание на следующее.

В правовом государстве законодательные и иные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Принятие таких актов – прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. Права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией РФ, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом.

9. Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные и правовые начала взаимоотношений между правовым государством как носителем политической власти и личностью – участника ее осуществления. Поэтому взаимная ответственность выступает здесь как средство координации отношений государства и гражданина.

В юридической литературе признается, что взаимная ответственность государства и личности проявляется в следующем:

  • – наделение их определенным объемом взаимных прав и обязанностей;
  • – наличие равных возможностей как у государства, так и у личности отстаивать свои права;
  • – государство должно нести ответственность за свои действия перед каждой личностью, а личность, в свою очередь, ответственна перед государством за нарушение установленного порядка, прав и свобод других граждан, причинение ущерба;
  • – обеспечение принципа взаимной ответственности государства и личности деятельностью независимых судов, возможностью обращения за защитой своих прав в международные организации.

В юридической литературе в числе признаков правового государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:

  • – признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;
  • – высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;
  • – недопущение монополизма в политике и экономике;
  • – соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – признание прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих нрав и свобод гражданина);
  • – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;
  • высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц;
  • – господство права в решении национальных проблем.

В целом можно заключить следующее: правовое государство – государство, осуществляющее свою деятельность на основе и в рамках законов, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для ограничения с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

  • Четвернин В. Л. Правовое государство // Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 809; Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 126.
  • Чичерин Б. Н. Свобода в государстве // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 56.
  • Топориин Б. Н. Сильное государство – объективная потребность времени // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 17.
  • Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.

Правовое государство - это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:

  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:

  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво­лено» - важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, - ст. 35; , заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию - ст. 22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам . Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей , она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. 1 )

Правовое государство - многомерное развивающе-еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2)

Существует множество трактовок определения «правое государство»:

Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3)

Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом (Гегель); 4)

Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство рассматривается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо-вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений !!! Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);


Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

- Верховенство и прямое действие конституции;

Единство прав и обязанностей граждан;

Наличие развитого гражданского общества;

Внешний и внутренний суверенитет государства;

Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1)

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2)Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей - это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная -организовывать их исполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1)

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву - конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая - ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции - формирование определенных органов исполнительной и судебной власти . Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть - специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона , «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2)

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон - единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все. 3)

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти - воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1)

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1)

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» - я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства - все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе....


Страницы

Введение.2.

Глава I. Правовое государство: понятие и основы6.

§ 1. Понятие правового государства 6.

§ 2. Основы правового государства9.

Глава II. Признаки правового государства10.

§ 1. Верховенство закона 10.

§ 2. Взаимная ответственность государства и личности 13.

§ 3. Разделение властей 15.

§ 4. Гарантия прав и свобод личности20.

Заключение.24.

Библиография.25.

ВВЕДЕНИЕ.

Правовое государство - что это?

Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.

Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

И только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин.

В данной работе речь пойдет именно о правовом государстве, как об одном из типов государства. В ней будут рассмотрены основы и признаки правового государства.

Данная тема сегодня очень актуальна, и поэтому необходимо знать все отличительные и присущие только данному понятию черты.

Эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

К сожалению в данной работе рассматриваются лишь основные моменты, как в то время, правовое государство на данный момент - это главный вопрос дня. И миллионы людей задаются этим вопросом, ища, но порой не находя, правильного ответа. Они обращаются к средствам массовой информации: радио, телевидению, прессе в поисках ответа.

Предложенная работа - это попытка осмыслить и оценить все значение и всю важность данной проблемы, проблемы “правового государства”.

Учебник Конституционное право Российской Федерации написан известным российским ученым, заслуженным деятелем наук РФ, профессором, доктором юридических наук, Маратом Викторовичем Баглаем. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоритические знания по всем вопросам, в том числе по вопросу - правовое государство. В своей книге, в разделе III, гл. 7 автор приводит конституционную характеристику всем формам российского государства. В курсовой работе использовалась и применялась характеристика правового государства.

Авторы учебника Конституционное право России, Козлова Екатерина Ивановна и Кутафин Олег Емельянович, впервые системно и полно изложили курс конституционного права России. Так же авторы учебника активно использовали историко- правовой и сравнительный методы, при написании этого учебника. В данном учебнике содержится и критический анализ некоторых положений ныне действующей Конституции, в том числе приводится анализ правового государства. Характеристика термину “правовое государство” прокомментирована на простом и ясном языке, позволяющим эффективно усваивать такой сложный курс не только преподавателями юридических вузов, депутатами всех уровней, специалистами органов государственной власти и управления, но и студентами и абитуриентами.

Комаров Сергей Александрович, курс лекций по теории государства и права. Данный курс написан с учетом опыта преподавания на юридических факультетах университета, высших учебных заведений системы МВД России. Курс лекций предусматривает и раскрывает все положения политико-правового состояния нынешнего российского общества.

При написании данной работы использовался третий по счету, но первый практический комментарий к Конституции Российской Федерации, под общей редакцией кандидата юридических наук Ю. В. Кудрявцева. Этот комментарий отличен тем, что при его написании максимально привлечено текущее законодательство, судебная и административная практика. Данный комментарий предназначен для юристов, аспирантов, студентов и абитуриентов.

Книга Бориса Михайловича Лазарева “Что такое правовое государство?” рассчитана на всех тех, кто интересуется проблемой правового государства. Так же в ней освящаются признаки правового государства, связанность государства, всех его органов и должностных лиц законом, обеспечение реального верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, надежная защищенность прав граждан, взаимная ответственность государства перед гражданами, и граждан перед государством.

Учебник “Общая теория права” под общей редакцией доктора юридических наук, профессора Альберта Семеновича Пиголкина, предназначен для студентов юридических вузов. Учебник посвящен общим вопросам права и его роли в жизни общества. В нем с современных позиций рассмотрен широкий круг проблем, в том числе и проблема правового государства. В нем затронуты такие стороны этой проблемы, как, современное гражданское общество - основа создания правового государства; признаки правового государства и формирование правового государства.

Книга “Разделение властей и парламентаризм” раскрывает один из главных признаков правового государства. Выявляет все “плюсы” и “минусы” в современной России.

Работа Питера Германа Соломона, младшего, профессора политических наук Университета Торонто, посвящена анализу и оценке правовой ситуации и продвижения судебной реформы в России. Автор исследует различные факторы, определяющие ход правовой реформы. Доклад представляет интерес не только для специалистов, работающих в этой области, но и для широкого круга читателей.

Автор книги “Демократическое конституционное государство” - Владимир Александрович Четверин, заведующий сектором теории государства Института государства и права РАН, рассматривает демократическое конституционное государство в монографии как правовое государство современности. Затрагивает соотношение права и закона, гражданского общества, права и государства.

Так же при написании использовались следующие источники:

3. Сборник Законопроектов Российской Федерации.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года.

ГЛАВА 1. Правовое государство: основы и понятие.

§ 1. Понятие правового государства.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: “ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.”

Российская Федерация - правовое государство. Но что понимается под этим словом, какая это Россия, что в себя включает понятие правовое?

А начну я с Комментария к Конституции Российской Федерации, в частности с комментария к Статье 1. В ней говориться:”Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство- это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Идея правового государства возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе которых она формировалась, выдвигалась намного раньше. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы.”

Другой знаменитый философ древних времен - Аристотель (384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве - государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страсти, закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.



Просмотров