Порядок и особенности прохождения государственной службы. Особенности прохождения государственной гражданской службы. Отказ государственного гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом

Правом поступления на гражданскую службу в Российский Федерации имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом. В ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен предельный возраст пребывания на гражданской службе, который составляет 65 лет.

При поступлении на государственную службу, а также при её прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и профессиональным союзам, созданным в установленном Конституцией РФ и другими законами порядке, а также и других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовка которых отвечает требованиям по соответствующей государственной должности.

В Указе Президента РФ от 30 июня 1996 года №1005 «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти субъектов РФ» ставится особо вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы. Рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разработать систему повышения роли женщин в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Таким образом, необоснованным будет являться любой отказ в приёме на гражданскую службу, если он не основан на деловых качествах работника. Исключение из этого общего правила составляют случаи, прямо предусмотренные законом. К таким случаям относятся различия, исключения, предпочтения и ограничения при приёме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Это положение прямо касается государственных служащих.

Закрепляя право каждого гражданина Российской Федерации поступать на гражданскую службу, законодательство о гражданской службе вместе с тем устанавливает ряд дополнительных по сравнению с КЗоТ, требований, необходимых для реализации этого права. Одним из таких дополнительных требований является знание государственного языка лицом, претендующим на государственную гражданскую службу.

Поскольку в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык, гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский язык. Знание русского языка необходимо при поступлении на государственную службу в любой государственный орган - федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные государственные органы, образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Требование о владении государственным языком относится не только к государственному языку Российской Федерации, но и к государственному языку той или иной республики, если в соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции РФ в этой республике установлен свой государственный язык. Иначе говоря, государственные служащие органов государственной власти этой республики наряду с русским должны знать язык, признанный государственным в данной республике.

Особые требования законодательство предъявляет к возрасту государственных служащих. В отличие от ТК РФ, который, как общее правило, допускает приём на работу с 15 лет, законодательство о государственной гражданской службе устанавливает более высокий возраст поступления на государственную службу. Для основной категории государственных служащих он составляет 18 лет. При поступлении на государственную гражданскую службу в отдельные государственные органы установлены более высокие требования в отношении возраста. Так, на службу в органы налоговой службы принимаются граждане не моложе 20 лет. На должности прокуроров города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, а на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров - не моложе 30 лет.

Повышение возраста, необходимого для поступления на государственную службу, по сравнению с общими требованиями, установленными ТК РФ, обусловлено как спецификой трудовой деятельности государственных служащих и повышенной их ответственностью за исполнение возложенных на них обязанностей, так и специальными требованиями, предъявляемыми к лицам, претендующим на государственную службу, а также тем, что в ряде случаев государственная служба связана со значительными физическими и психологическими нагрузками, с необходимостью применения оружия и др.

В отличие от Трудового Кодекса РФ, законодательство о государственной гражданской службе предусматривает и предельный возраст поступления на государственную службу.

По общему правилу, установленному законом об основах государственной гражданской службы, он составляет 65 лет. В отдельных государственных органах предельный возраст поступления на гражданскую службу значительно ниже.

Так, на службу в органы внутренних дел принимаются граждане не старше 40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет).

Гражданский служащий для замещения той или иной государственной должности должен отвечать определённым квалификационным требованиям. Они касаются: уровня профессионального образования с учётом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажа и опыта работы по специальности; уровня знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Уровень профессионального образования, необходимый для поступления на государственную гражданскую службу, зависит от государственной должности, на которую претендует гражданин.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2. при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3. при заключении срочного служебного контракта;

4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации »;

5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

При поступлении на государственную гражданскую службу гражданин представляет следующие документы: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья; другие документы, если это предусмотрено федеральным законом. Сведения, которые нужно представить гражданину при поступлении на государственную гражданскую службу, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке.

Специальные федеральные законы могут устанавливать в отдельных государственных органах дополнительные требования к проверке сведений, которые сообщаются гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу (например, при поступлении в федеральную службу безопасности России).

В процессе проверки сведений, представляемых гражданином при поступлении на службу, могут устанавливаться такие обстоятельства, которые препятствуют его поступлению на гражданскую службу. В этом случае гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в приёме его на государственную должность. Этот отказ гражданин может обжаловать в суде.

Введение. 3

Глава 1. Исторические и правовые основы системы государственной гражданской службы в Российской Федерации. 6

1.1 Исторические аспекты формирования государственной гражданской службы в Российской Федерации. 6

1.2.Понятие, система и принципы государственной гражданской службы 18

1.3. Классификация государственных служащих. 26

Глава 2.. Особенности прохождения гражданской государственной службы (Министерство культуры г. Калининград) 38

2.1 Общие положения. 38

2.2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации служащих 45

2.3 Прохождение, прекращение и гарантии гражданской службы.. 57

Глава 3. Совершенствование прохождения государственной гражданской службы 65

3.1. Проблемы мотивационных компонентов деятельности служащих. 65

3.2. Мероприятия по совершенствованию порядка прохождения государственной службы. 78

Заключение. 86

Список использованной литературы.. 90

Приложения. 94

Введение

Актуальность. Эффективность государственного и муниципального управления определяется социально-экономическими показателями, которые оцениваются населением.

Достигается эта эффективность высоким уровнем профессиональной подготовки государственных служащих с применением эффективных экономических, организационных, коммуникационных, социальных и психологических мотивационных механизмов управления персоналом государственной службы.

Одним из приоритетных направлений развития системы государственного управления в настоящее время является достижение высокого уровня качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг.

Связано это с тем, что от качества оказания государственных и х услуг напрямую зависит уровень и качество жизни населения. По этой причине особое значение имеет совершенствование системы государственной и муниципальной службы.

Государственная служба в России пока не стала эффективной, ориентированной на нужды общества. Сегодня низкое качество государственных услуг связано с нехваткой квалифицированных кадров, с безответственностью чиновников, с коррупцией, с неспособностью чиновников действовать быстро и оперативно. Возможным подходом к решению проблемы повышения качества государственного управления является переход от ведомственной ориентации деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан, а также модернизация всей системы предоставления услуг государственного управления.

Проведение данной стратегии предполагает резкое повышение требований к управленческим кадрам, введение жестких механизмов ответственности за исполнение целевых показателей

Несмотря на то, что проблема государственной службы существует давно, проблемы, связанные с административно-правовым осмыслением модернизации государственной службы, работы ее служащих, остаются слабо изученными.

Вместе с тем характер изменений, происходящих в результате формирования инновационного государства, требует познания этих вопросов в полном объеме, особенно в области управленческой деятельности государственных гражданских служащих.

Актуальными являются не застоявшиеся схемы правоотношений, а их радикальные преобразования на пути все более глубокого проникновения служебно-правовой аналитики в процессе подготовки профессионально грамотных, компетентных юристов, управленцев, менеджеров.

В этой связи очень важно совершенствовать процедуры прохождения государственной гражданской службы, увязывать соответствующие изменения с модернизацией государственного управления.

Цель работы: Изучить особенности прохождения государственной гражданской службы

Задачи исследования:

  1. Исследовать историко-правовые основы системы государственной гражданской службы в Российской Федерации;
  2. Раскрыть понятие, система и принципы государственной гражданской службы;
  3. Проанализировать особенности прохождения гражданской государственной службы;
  4. Разработать мероприятия по совершенствованию порядка прохождения государственной службы.

Объект исследования: государственная гражданская служба.

Предмет исследования: Особенности прохождения государственной гражданской службы.

Методы исследования: анализ литературных источников, сопоставление, синтез, анкетирование, методы математической статистики.

Результаты настоящего исследования могут быть применены в аналитической и правовой практике исследований данной отрасли.

Зотов В.В., Юровчик Б.В. Особенности организации и проведения мониторинга качества муниципальных услуг // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. N 2. С. 26 — 29.

Заключение

Понятие «государственная гражданская служба» прошло в своем развитии несколько эволюционных этапов, отражающих уровень развития российской государственности в целом и научного, а также практико-прикладного осмысления важнейших нормативно-правовых документов, регулирующих систему государственной и муниципальной службы в РФ.

Основы государственного управления и государственной службы в Древ­ней Руси неразрывно связаны с военной организацией и строились на принци­пах вассалитета. Вассал (фр.) — феодал, зависимый от более крупного феодала и получивший от него земельное владение.

В XI — XII вв. многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском дворянстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирники), писца­ми.

Таким образом, древние истоки слов «служба», «служилые люди» имеют собирательное значение лиц, находящихся в услужении своего князя.

В правовом значении гражданская служ­ба представляет собой подинститут института государственной службы. Общая характери­стика последнего применима в анализе данно­го подинститута.

Все государственные гражданские должности в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подразделяются на две группы: 1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; 2) должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Сегодня в России на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующими квалификационными требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящим Законом.

Дальнейшее совершенствование института «государственная гражданская служба» предполагает необходимость уточнения его видовых и функциональных направлений, обязательность введения в научный и практический оборот производных понятий, например, «деловая репутация государственного гражданского служащего» и т.д.

Министерство культуры Калининградской области (далее — Министерство) является органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции по государственной политике, управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в области архивного дела и органом, реализующим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, включая функции контроля в указанной сфере деятельности.

На конец 2013 года в учреждении работало 24 чел. В 2014 – 23 чел. Снижение численности персонала на конец 2014 года связано с оптимизации управленческих процессов и внедрение автоматизации. Как показывают данные анализа, в структуре персонала преобладают женщины, доля которых на 01.01.2014 составила 81%.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга воинского или специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с Законом о системе государственной службы Российской Федерации, законами о видах государственной службы Российской Федерации и ее субъектов и иными нормативно правовыми актами (например, присуждение ученой степени, присвоение ученого звания, с чем действующее законодательство связывает определенные права, льготы и преимущества).

Основания прекращения государственной службы, в том числе увольнение в запас или отставку, устанавливается федеральными законами о видах государственной службы.

Прохождение службы каждым государственным служащим документируется в его личном деле и отражает индивидуальный жизненный путь с момента назначения впервые на должность государственной службы и заканчивая увольнением со службы.

Для выяснения отношения к труду представляет интерес степень удовлетворенности работой. Для выяснения этого было проведено анкетирование служащих учреждения.

В результате мы пришли к выводу, что 50% государственных служащих вполне довольны своей работой, они показали, что занимаются любимым делом при этом реализовывает свои способности в полной мере. 30% в учреждения составляют люди предпенсионного возраста. Большую часть трудовой деятельности они проработали в данной сфере, занимаясь любимым делом, поэтому они дорабатывают до пенсии именно в этой учреждения. Остальной процент не совсем доволен своей работой, поэтому ищут лучший вариант.

Это связано как с внутренней, так и с внешней мотивацией. Служащий не доволен материальным вознаграждением со стороны руководства, то есть заработной платой. Так же у них нет возможности и полной свободы проявлять свои способности в полной мере. Поэтому интерес к данной работе теряется.

После проведенного социологического анализа руководство решило в меру своих возможностей удовлетворить потребности своих подчиненных, тем самым уменьшить текучесть кадров. Так же, стали больше выделять денег на переподготовку и повышение квалификации своих сотрудников, с дальнейшими перспективами роста по служебной лестнице.

В качестве основного предложения по совершенствованию гражданской службы служащих я предлагаю внедрение внутренней системы обучения сотрудников.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» Статья 5. Государственная гражданская служба
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063. — С. 4522-4530.
  4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ, 31.07.1995, № 31, ст. 2990.
  6. Архипова Т.Г. История государственной службы в России. XVIII-XX века: учеб. пособие / Т.Г. Архипова, М.Ф. Румянцева, А.С. Сенин. - М.: ИЦ РГГУ, 1999. - 231 с.
  7. Барабашев, А. Г. Эволюция государственной службы России: итоги десятилетия (2000–2014 Нац. исслед. ун-т «Высшая школаэкономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 64 с/
  8. Большой юридический словарь / Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Кралова М. А. [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 790 с.
  9. Войтович В.Ю Государственная служба: учебное пособие. Ч. 1 ГОУ ВПО РПА Минюста России Ижевский юридический институт (филиал). — Иж.: ИжЮИ (ф) РПА МЮ РФ, 2012. — 224 с.
  10. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I: в 2 т. / Н.А. Воскресенский. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - Т. 1. - 602 с.
  11. Государственная гражданская служба как инструмент реализации социального управления Рябова Т.М. Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 1. С. 53-57.
  12. Государственная гражданская служба россии XVIII века и особенности ее правового регулирования. Шоболоева. А. И Публичное и частное право. 2015. № I. С. 223-228.

Государственная гражданская служба России XVIII века и особенности ее правового регулирования Шободоева А.В. Baikal Research Journal. 2013. № 1. С. 30.

  1. Государственная гражданская служба Российской Федерации как социальный институт Черкасова Л.А., Васильева Е.В. В сборнике: Региональные аспекты экономики, управления и права в современном обществе Межвузовский региональный сборник статей. ответственный и научный редактор А. Д. Арзамасцев. Йошкар-Ола, 2013. С. 369-377.
  2. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. / Под ред. А.В. Оболонского. - М.: Дело, 2000. С. 314 - 321.
  3. Государственная гражданская служба: изменения в законодательстве. Давыдова Е.В. Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 3
  4. Должность гражданской службы (некоторые проблемы статуса)Гришковец А.А. «Административное право и процесс», 2012, N 6
  5. Кадровый резерв государственной гражданской службы: новые правила и старые проблемы. Гаврилкина Ю.В. Современное право, 2014, N 11.
  6. Канищев М. В. Первые попытки становления и развития института государственной службы Российской Федерации: 1991 — 1994 гг. // Государство и право. — 2013. — № 7. — С. 143 — 146.

Направленная на обеспечение реализации полномочий в госорганах. Она осуществляется только в компетентных структурах. В госучреждениях и на предприятиях госслужба отсутствует.

Основные направления

Государственная служба классифицируется на следующие виды: военная, правоохранительная, гражданская. Последняя, в свою очередь, осуществляется в двух направлениях. Гражданская служба предусматривается на федеральном и региональном уровнях. Она осуществляется для обеспечения реализации полномочий органов, исполняющих управленческие функции в социальной и экономической сферах.

Прохождение государственной гражданской службы в Российской Федерации

Деятельность уполномоченных органов связана с принятием решений, носящих обеспечительный характер, а также реализацией действий, направленных на их исполнение. Правовой статус работников этих структур не предусматривает четкого обозначения задач по реализации функций правоохраны, военного управления и деятельности. Из этого следует, что прохождение государственной гражданской службы исключает деятельность сотрудников на должностях в ВС и иных войсках, формированиях и структурах, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны. Кроме этого, не предусматривается исполнение обязанностей, установленных для правоохранительных органов, в учреждениях и подразделениях.

Порядок прохождения государственной службы

Это система юридических правил, вследствие которых возникает, изменяется и прекращается рассматриваемая профессиональная деятельность. Прохождение государственной/муниципальной службы предполагает наличие ряда обязательных элементов. Они закрепляются отраслевыми нормативными актами. К числу таких элементов следует отнести:

  1. Поступление на государственную службу.
  2. Прохождение аттестации.
  3. Перемещение с одной должности на другую.
  4. Предоставление отпусков.
  5. Прекращение профессиональной деятельности.

Зачисление в штат

Порядок прохождения государственной гражданской службы, а также работы в правоохранительных структурах предусматривает контрактную основу профессиональной деятельности. Зачисление в ряды ВС осуществляется по призыву и добровольно. Общие правила принятия граждан регламентирует соответствующий закон прохождении государственной службы. Так, в нормативном акте определено, что по контракту могут зачисляться в штат граждане, которые владеют официальным языком страны (русским) и достигли установленного возраста.

Замещение должностей

В Федеральных законах о видах госслужбы и в прочих нормативных документах с учетом созданных возможностей отбора кандидатур и иных условий предусматривается два способа зачисления в штат: на конкурсной основе и без конкурса. В последнем случае принимается соответствующее решение о назначении. Оно утверждается уполномоченным сотрудником или госорганом по номенклатуре должностей. Конкурс предполагает оценку профессиональных навыков граждан, подавших заявление. Назначение на соответствующую должность осуществляется путем принятия распорядительного акта (приказа). С момента его издания на гражданина возлагаются обязанности, устанавливается испытательный период. Его продолжительность - от 3 до 12 мес. Для некоторых категорий служащих поступление на должность сопровождается принесением присяги.

Особенности

Прохождение государственной службы в Российской Федерации фиксируется в личном деле гражданина. Оно ведется с момента зачисления в штат до даты увольнения. Сотрудникам соответствующих органов и подразделений присваиваются дипломатические ранги, классные чины, воинские и особые звания. Аттестация работников правоохранительных, военных и прочих госструктур осуществляется для определения соответствия профессиональных качеств занимаемой должности. Данная проверка выполняется раз в три года. При необходимости могут проводиться и внеплановые аттестации.

Перемещение

Прохождение государственной службы сопровождается периодическими перестановками кадров. Перемещение может осуществляться на должность:

  1. Вышестоящую – в рамках продвижения по карьерной лестнице с согласия работника.
  2. Равнозначную – при необходимости замещения иной должности или в целях наиболее эффективного использования навыков сотрудника с учетом его личных и деловых качеств, а также уровня профподготовки. Такое перемещение может быть связано и с семейными обстоятельствами, состоянием здоровья или возрастом работника. В любом случае такая перестановка осуществляется по согласию сотрудника.
  3. Нижестоящую – в условиях ликвидации госструктуры или сокращения должностей при невозможности осуществить перемещение на равнозначный пост. Такая перестановка также может обуславливаться состоянием здоровья работника, его личной просьбой, а также служебным несоответствием или совершением дисциплинарного проступка.

Прекращение деятельности

Основания для расторжения контракта, увольнения в запас, отставки сотрудника определяются отраслевыми нормативными актами. В ФЗ детально приводятся причины и последствия прекращения трудового договора, освобождения от должности, в том числе по собственному желанию. В качестве общих оснований для расторжения контракта выступают:

  1. Соглашение сторон.
  2. Инициатива сотрудника или представителя работодателя.
  3. Окончание действия договора.

Причины расторжения контракта по инициативе нанимателя

Прекращение контракта допускается, если:

  1. Прохождение государственной службы сопровождалось неоднократными нарушениями, неисполнением своих обязанностей. При этом расторжение договора возможно при наличии дисциплинарного взыскания.
  2. В ходе аттестации выявлено несоответствие уровня профподготовки занимаемой должности.
  3. Однократно было совершено грубое нарушение обязанностей, имел место прогул, сотрудник появился на службе в нетрезвом виде.
  4. Выявлено разглашение информации, относящейся к тайне, охраняемой законом.
  5. Сотрудником совершено хищение.
  6. Работник отказался от гражданства.

Ответственность

Прохождение государственной службы предполагает строгое соблюдение положений ФЗ и прочих отраслевых нормативных актов. К последним, в числе прочего, относят должностные инструкции и другие локальные документы госструктуры. В случае нарушения установленных предписаний предусматривается дисциплинарная ответственность. Она рассматривается в качестве одной из форм принуждения и используется уполномоченными лицами и органами к гражданам, совершившим проступок. Ответственность предполагает неблагоприятные последствия для виновного.

Она направлена на обеспечение соблюдения дисциплины преимущественно в пределах служебного подчинения. Как правило, санкции применяются не надведомственными структурами (инспекциями, судами и проч.), а непосредственно органом, в котором работает нарушитель, или вышестоящей организацией. Необходимо сказать, что в правовой литературе отмечается, что дисциплинарная ответственность специального характера отличается от общей по кругу субъектов, на которых распространяется действие соответствующих положений, мерам взыскания, категории лиц и структур, наделенных полномочиями их применять, а также по правилам обжалования вмененных санкций.

Специфика дисциплинарных мер

Их применение регламентируется внутренними уставами органов или специальными Положениями. В качестве отличительных признаков дисциплинарной ответственности, применяемой в отношении госслужащих, выступают:

  1. Наличие трех оснований: процессуального, фактического и нормативного. Первое связано с принятием соответствующего правового акта, по которому к конкретному нарушителю применяется определенная мера.
  2. Ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Однако в ряде случаев санкции могут быть применены и за иное нарушение.
  3. Дисциплинарные взыскания вменяются субъектами линейной власти в пределах служебного подчинения.

Суть дисциплинарного проступка заключается в невыполнении либо ненадлежащем исполнении сотрудником обязанностей, которые были на него возложены.

Заключение

Прохождение государственной службы осуществляется в строгом соответствии с установленными нормативными предписаниями. Граждане, занимающие должности в госструктурах, несут ответственность за свои действия. Их работа имеет особое значение для общества и государства в целом. В этой связи сотрудники должны обладать определенным уровнем профподготовки, навыками и опытом.

В целях совершенствования системы государственной службы законодательство предусматривает регулярные проверки соответствия работников занимаемым ими должностям. Аттестация позволяет оценить компетентность сотрудников, их отношение к профессиональной деятельности. Как и в любой другой сфере, госслужащие могут перемещаться с одной должности на другую. Одним из оснований для таких перестановок являются результаты аттестации. Сотрудник может быть переведен как на ниже-, так и на вышестоящую должность в соответствии с показателями, полученными при проверке соответствия.

Государственные служащие пользуются рядом преимуществ. Например, военные выходят на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет. При этом выплаты рассчитываются с использованием отраслевых коэффициентов. Государство предоставляет служащим и другие социальные гарантии.

В настоящее время отмечается постоянная работа в плане совершенствования системы. Особое значение при этом имеет внедрение информационных технологий. Широкое развитие получила система межведомственного взаимодействия. Это существенно сокращает время обработки обращений, принятия решений.

Особенно актуально межведомственное взаимодействие для правоохранительных органов и военных структур. Государственные служащие в силу своей деятельности связаны с информацией, составляющей тайну, охраняемую законом. Ни при каких обстоятельствах они не вправе разглашать ее.

Важной составляющей деятельности сотрудников является соблюдение дисциплины. За нарушения предусматривается дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения.

Федеральные законы о видах государственной службы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.

Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами.

1. С практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом, начинающимся с возникновения государственно-служебных отношений, т. е. с момента замещения служащим государственной должности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений.

2. Содержание прохождения службы, т. е. выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус государственного служащего.

3. Прохождение государственной службы устанавливается нормативно. Таким образом, как подынститут правового института государственной службы оно объединяет правовые нормы , регулирующие следующие вопросы: замещение государственных должностей, специальная профессиональная подготовка сотрудников различных государственных органов, совместительство, реальное выполнение служащими своих должностных обязанностей и реализация прав, порядок присвоения квалификационных разрядов, специальных званий; поощрение служащих и привлечение их к ответственности (к различным видам юридической ответственности), аттестация государственных служащих, продвижение (перемещение) по службе (должностной рост на конкурсной основе), условия службы, социально-правовая защита (гарантии, льготы, компенсации) государственных служащих, основания и способы прекращения государственной службы.

4. Условия прохождения государственной службы: продолжительность служебного времени, ежегодного оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; государственное личное и дополнительное социальное страхование ; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально-бытового характера при нахождении в служебной командировке и т. д.

Сведения о государственном служащем (прохождении им государственной службы) содержатся в личном деле государственного служащего. Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 было утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела. Личное дело ведется структурным подразделением кадров государственного органа (кадровой службой соответствующего государственного органа) и при переводе государственного служащего передается по новому месту его государственной службы. Запрещено ведение нескольких личных дел одного государственного служащего.

Сведения о всех государственных служащих, занимающих должности государственной службы, а также включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, содержатся в Федеральном реестре государственных служащих и реестре государственных служащих субъектов РФ. Ведение личных дел и Реестра государственных служащих осуществляется в соответствии с актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Запрещены сбор и внесение в личные дела и Реестр государственных служащих сведений об их политической, религиозной принадлежности и частной жизни.

На первоначальном этапе образования государственно-служебного правоотношения целесообразно различать два правовых документа: контракт (служебный контракт) и приказ (акт) о назначении гражданина на государственную должность государственной службы. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы. Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт устанавливает права и обязанности сторон (ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Для лица, впервые поступающего на государственную службу (принятого на государственную должность государственной службы), а также для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации, может быть установлен испытательный срок (испытание) продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности государственной службы, на которую гражданин поступает. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс, который обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 Утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной Должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Конкурс объявляется, если граждане, подавшие заявления на участие в конкурсе, полностью соблюдают условия относительно их поступления на службу (наличие требуемого возраста, отсутствие обстоятельств отказа в приеме на государственную службу, наличие всех необходимых документов). Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям и должности гражданской службы.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной службы создается конкурсная комиссия, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могут повлиять на решения, принимаемые конкурсной комиссией. Решения конкурсной комиссии могут быть обжалованы претендентом на замещение должности государственной службы в суд .

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2005 г. № 514 утвержден Типовой должностной регламент статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти . Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Важным правовым средством установления степени соответствия государственного служащего замещаемой им должности государственной службы является аттестация государственного служащего. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 утвердил Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, которое определяет порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Под аттестацией государственных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры для выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности. При проведении аттестации учитываются соблюдение государственным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств , установленных федеральными законами о государственной службе. Результатами аттестации становятся решение (оценка) и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. Аттестация - это прежде всего деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании всего ее механизма: подготовки аттестации; осуществления контроля за работой служащих; принятия решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализации рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешения возникающих споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами; подведения итогов аттестации; распространения передового аттестационного опыта.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует для гражданского служащего служебное время и время отдыха (ст. 45), порядок предоставления основного и дополнительного отпусков (ст. 46), оплату труда (ст. 50), основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих (ст. 52), порядок исчисления стажа государственной гражданской службы (ст. 54), принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы (ст. 60), профессиональную подготовку кадров для гражданской службы, переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданского служащего (ст. 61-62), формирование кадрового резерва (ст. 64), финансирование гражданской службы и программу ее развития (ст. 65-66), виды государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе (ст. 67-68), порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров (ст. 69-70).

Особенностью правового режима действия правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, является установление законодателем правила, в соответствии с которым федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права , применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Аттестация в узком смысле проводится в целях проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В п. 1 ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется, что аттестация проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы.

В настоящее время порядок проведения аттестации устанавливается нормами ряда законов и положений о статусе определенных категорий служащих, иными правовыми актами федеральных и других органов государственной власти . Вместе с тем в будущем еще предстоит принять множество основополагающих документов о порядке проведения аттестации государственных и муниципальных служащих . Например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента РФ - федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что государственный гражданский служащий подлежит аттестации один раз в три года. При проведении аттестации оцениваются следующие документы: подготовленный непосредственным руководителем гражданского служащего мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; при необходимости составляется пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», не подлежат аттестации в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. Признание аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.

Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной службы, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой службы, представитель нанимателя, юридической службы государственного органа, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений.

В результате аттестации государственному гражданскому служащему дается одна из следующих оценок:

  1. соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой государственной должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий:

  1. включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  2. направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации;
  3. понижение в должности гражданской службы.

Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).

Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения классных чинов и специальных званий и сохранения их при переводе на иные должности государственной службы, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом и иными нормативными правовыми актами. Например, Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 утверждено Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня). Соответствующими федеральными органами исполнительной власти устанавливается перечень квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам. Например, Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» установлены соответствующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы. Приказом Федерального медико-биологического агентства от 28 октября 2005 г. № 349 утверждены «Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданских служащих территориальных органов (региональных, межрегиональных управлений) ФМБА с территориальными отделами».

Проведение квалификационного экзамена необходимо для решения вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, которые замещают без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом РФ, - должности гражданской службы категории «руководители».

Государственный гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с действующим законодательством. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утверждается указом Президента РФ.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Как было отмечено, гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности федеральной гражданской службы высшей группы. Этот классный чин присваивается Президентом РФ.

Классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности федеральной гражданской службы главной группы. В федеральных органах исполнительной власти указанный классный чин присваивается Правительством РФ, а в иных федеральных государственных органах - руководителем федерального государственного органа.

Классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы ведущей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы старшей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы младшей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Указом Президента РФ устанавливается порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ.

Президент РФ своим Указом утвердил Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим в целях достижения соответствия уровня профессиональной подготовки федеральных государственных служащих квалификационным требованиям по группам государственных должностей федеральной государственной службы.

Статья 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает, что государственным служащим, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Классные чины устанавливаются также для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий законодательством определены следующие:

    а) последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

    б) присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

    в) досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

    г) сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с нее.

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

Если государственный служащий переводится с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида, ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитываются при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными актами.

Президент РФ устанавливает своим указом соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

Классные чины государственной гражданской службы субъекта РФ присваиваются с учетом положений ст. 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ.

Согласно Положению о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации устанавливаются следующие дипломатические ранги, которые присваиваются дипломатическим работникам в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью: Чрезвычайный и Полномочный Посол; Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса; советник 1 класса; советник 2 класса; первый секретарь 1 класса; первый секретарь 2 класса; второй секретарь 1 класса; второй секретарь 2 класса; третий секретарь; атташе.

Как и поступление на государственную службу, прекращение государственной службы имеет свои основания и процедуру. Прекращение государственной службы - это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

  1. смерть (гибель) государственного служащего;
  2. увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
  3. выход на пенсию.

Увольнение государственного служащего является самым распространенным основанием прекращения государственной службы. Основания увольнения определяются в следующих законах:

  1. Трудовой кодекс РФ;
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; этот Закон, подобно ТК РФ для работников, устанавливает правовое регулирование государственно-служебных отношений при замещении гражданским служащим должности гражданской службы, при прохождении службы, а также при прекращении служебного контракта, освобождении служащего от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы;
  3. федеральные законы о видах государственной службы; специальные федеральные законы, регламентирующие государственно-служебные отношения в различных государственных органах и различные виды государственной службы (например, органы внутренних дел, налоговые органы, таможенные органы);
  4. законы субъектов РФ, регулирующие вопросы государственной гражданской службы;
  5. иные нормативные правовые акты РФ.

Законодательство о государственной службе и ее соответствующих видах предусматривает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:

  1. достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы. Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет;
  2. прекращение гражданства РФ. Наличие гражданства Российской Федерации является принципиальным требованием при поступлении на государственную службу. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющие правовые основы государственной службы;
  3. несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Для увольнения государственного служащего по данным основаниям требуется установление факта виновного нарушения им установленных законодательством о государственной гражданской службе обязанностей и ограничений, а также необходимые доказательства такого нарушения. В каждом конкретном случае руководителю государственного органа необходимо детально разобраться с фактами несоблюдения служащими установленных правоограничений и запретов;
  4. разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  5. увольнение по другим основаниям.

Государственный служащий может быть уволен и при возникновении других обстоятельств, которые предусматриваются федеральными законами о соответствующем виде государственной службы. Этими основаниями являются: признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишение его права занимать должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной службы связано с использованием таких сведений.

В качестве общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы можно назвать

следующие:

  1. соглашение сторон служебного контракта;
  2. истечение срока действия срочного служебного контракта;
  3. расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
  4. расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
  5. перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
  6. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;
  7. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
  8. отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
  9. отказ гражданского государственного служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
  10. обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;
  11. нарушение установленных законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;
  12. выход гражданского служащего из гражданства РФ;
  13. несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных для государственных гражданских служащих действующими федеральными законами;
  14. нарушение запретов, связанных с гражданской службой;
  15. отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает порядок расторжения служебного контракта, а также освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения со службы. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

трудовой право служба гражданский

Поступление на государственную гражданскую службу

В соответствии с Конституцией РФ законодательством Российской Федерации закрепляются важнейшие принципы, положенные в основу формирования и функционирования системы государственной службы и гражданской службы как одного из образующих ее видов.

В Конституции РФ имеются три нормы, применяющие понятие государственной службы и прямо относящиеся к конституционным основам гражданской службы: статья 32 закрепляет право равного доступа граждан России к государственной службе; пунктом "т" статьи 71 федеральная государственная служба отнесена к предмету ведения Российской Федерации; частью 3 статьи 97 установлен запрет депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ одновременно состоять на государственной службе.

Согласно части 4 статьи 32 Конституции РФ и статье 4 Закона №79-ФЗ, граждане РФ имеют равный доступ к гражданской службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении гражданской службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В основе поступления на государственную гражданскую службу лежит сложный фактический состав, состоящий из процедуры конкурсного отбора, акта назначения на должность и заключения служебного контракта.

Порядок поступления на гражданскую службу имеет особенности, связанные, прежде всего с демократической процедурой конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы, предусмотренной статьей 22 Закона №79-ФЗ, что вызвано особым характером должностных обязанностей, выполняемых гражданскими служащими на любом уровне, высокой социальной значимостью и ответственностью за выполнение этих обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона №79-ФЗ конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Процедура проведения конкурса подробно регламентируется Указом Президента РФ от 1 февраля 2004 года №112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - Указ № 112). В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона №79-ФЗ квалификационные требования к конкретной должности гражданской службы, обусловленные спецификой именно этой должности, должны содержаться в должностном регламенте гражданского служащего.

Таким образом, конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право гражданских служащих на должностной рост (подпункт 10 пункта 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ) обеспечиваются на конкурсной основе. Применение конкурсных процедур при отборе кадров способствует комплектованию государственных органов РФ наиболее способными и квалифицированными специалистами.

Из общего правила поступления на гражданскую службу и замещения другой должности гражданской службы существует ряд исключений. Частью 2 статьи 22 Закона №79-ФЗ устанавливаются случаи, когда конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)".

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ.

3) при заключении срочного служебного контракта.

4) при предоставлении гражданскому служащему другой должности предусмотренной Законом №79-ФЗ;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Кроме указанных выше норм, императивно устанавливающих исключения из общей процедуры конкурсного отбора на замещение должности гражданской службы, устанавливаются случаи, когда конкурс может не проводиться. Например, при назначении на должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну (часть 4 статьи 22 Закона №79-ФЗ). Другим случаем, когда конкурс может не проводиться является назначение на должности, которые относятся к младшей группе должностей гражданской службы. Решение о замещении указанных должностей без проведения конкурса принимает представитель нанимателя, которое может приниматься в каждом конкретном случае индивидуально (часть 5 статьи 22 Закона №79-ФЗ).

Данное положение Закона №79-ФЗ можно подвергнуть критике, так как возможность поступления на государственную гражданскую службу без процедуры конкурсного отбора способствует замещению должностей государственной гражданской службы "случайными" или "своими" людьми, в настоящее время, данную норму права можно отнести к категории норм права с наличием коррупциогенного фактора. Наличие возможных вариантов поведения создает для уполномоченного должностного лица благоприятные условия для совершения коррупционных действий.

В соответствии с пунктом 23 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом №112 по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Заметим, что служебный контракт заключается на основе акта о назначении на должность. В трудовом же правоотношении согласно статье 68 ТК РФ приказ о приеме на работу лишь оформляет отношения, уже возникшие на основе трудового договора. Следовательно, акт о назначении на должность является элементом сложного фактического состава (одним из юридических фактов), а приказ о приеме на работу таковым не является, так как не влечет никаких правовых последствий.

Согласно трудовому законодательству, назначение на должность является лишь одним из способов возникновения трудовых отношений, который применяется наряду с другими, например избранием по конкурсу. В отношении же гражданских служащих такой акт о назначении во всех случаях является необходимым элементом процедуры приема на службу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона №79-ФЗ служебный контракт это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Отсюда сделаем вывод, что сторонами служебного контракта могут быть:

а) представитель нанимателя и гражданин, поступающий на гражданскую службу;

б) представитель нанимателя и гражданский служащий.

Таким образом, служебный контракт - это юридический факт, являющийся основанием возникновения служебного отношения, в силу которого его стороны приобретают права и обязанности, определяющие их правовой статус как государственных служащих.

Возникает вопрос относительно определения сторон служебного контракта. Законодателем стороной контракта был назван руководитель государственного органа (статьи 1, 23 Закона №79-ФЗ). Таким образом, стороной служебного контракта является не государство как наниматель, не государственный орган, который выполняет функции государства и в который поступает гражданин, а конкретное должностное лицо. В связи с этим получилось, что гражданский служащий фактически служит не государству и не государственному органу, а должностному лицу, ибо в соответствии с контрактом гражданский служащий несет соответствующие обязательства именно перед ним как стороной контракта. В свою очередь, получается, что именно руководитель обязуется предоставить гражданину возможность прохождения гражданской службы, в полном объеме выплачивать денежное содержание, предоставлять ему государственные социальные гарантии и др. Определение в качестве стороны контракта конкретного руководителя государственного органа ставит и некоторые другие проблемы. В частности, возникает вопрос о правовой силе служебного контракта в случае, если его сторона (руководитель государственного органа) уволен с должности. Может ли считаться контракт действующим, имеет ли место при назначении другого руководителя "автоматическое" правопреемство или для этого необходим соответствующий административный акт? Закон №79-ФЗ ответа на эти вопросы не дает.

Не предложено конструктивное их решение и учеными-административистами. Рассуждая на эту тему, А.А. Гришковец приходит к выводу, что по большому счету не так уж и важно, какой субъект выступает в качестве другой стороны трудового договора, заключаемого с государственным служащим. По его мнению, важно другое: нужен ли вообще договор на государственной службе как основа взаимоотношения между государственным служащим и государством как таковым. В итоге он приходит к выводу, что от договора надо отказаться, а положение государственного служащего приблизить к положению федерального судьи. И сделать это следует, прежде всего, в части касающейся юридического оформления приобретения полномочий, назначения на должность и освобождения от должности, что обеспечит реальную стабильность правового положения государственного служащего.

Однако такой вывод нельзя признать конструктивным. По существу он не разрешает проблемы. Независимо от того, будет ли гражданский служащий принят на службу по контракту или только на основании акта о назначении, в возникшем правоотношении должна быть четко определена другая его сторона. И такой стороной должно быть не "абстрактное" государство, а конкретный государственный орган. Не случайно, говоря о содержании контракта, законодатель предписывает указывать в нем, в первую очередь, наименование государственного органа, а затем (в скобках) фамилию, имя, отчество представителя нанимателя. Если толковать такую запись буквально, то следует полагать, что понятия "представитель нанимателя" и "государственный орган" - синонимы, а это противоречит другим положениям Закона №79-ФЗ и самой идее, положенной в его основу. Подобные нестыковки и противоречия наблюдаются и во многих других положениях Закона №79-ФЗ.

Следует заметить, что в признании государственного органа стороной служебного контракта нет ничего предосудительного. Только добросовестное служение каждого государственного служащего конкретному государственному органу может обеспечить эффективную деятельность этого органа по реализации соответствующих функций государства и, в конечном счете, эффективность самого государства. Не случайно в законодательстве ряда государств (например, Великобритании) прямо предусмотрено, что все государственные служащие - служащие Короны - должны хранить верность учреждениям, в которых служат. Даже тогда, когда в законе прямо провозглашается служение государству (например, в Албании), государство представляет именно государственный орган. Феномена, подобного нашему закону, когда стороной контракта является руководитель государственного органа, в зарубежной практике не встречается.

Стороны служебного контракта при определении его содержания ограничены рамками Закона №79-ФЗ. Так, статьей 24 Закона №74-ФЗ предусматриваются условия для включения в служебный контракт. Законодатель здесь выделяет существенные условия, и условия по соглашению сторон. Следует отметить, что Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" из ТК РФ исключено понятие существенных условий трудового договора. Вместо этого понятия в статье 57 ТК РФ указано, какие условия являются обязательными для включения в трудовой договор. Понятие "существенные условия трудового договора" заменено понятием "условия, обязательные для включения в трудовой договор", что терминологически более правильно. Учитывая общность подходов к регулированию трудовых договоров в ТК РФ и служебных контрактов гражданских служащих в Законе N 79-ФЗ, было бы желательно в законодательном порядке распространить эту новацию также и на условия служебных контрактов.

Выделение в служебном контракте существенных условий в отдельную группу означает, что данные условия обязательны для включения в служебный контракт. Для существенных условий установлена возможность их изменения (в определенных Законом №79-ФЗ случаях) в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя, в то время как по общему правилу (пункт 5 статьи 24 Закона №79-ФЗ), условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и только в письменной форме.

Несмотря на то, что служебный контракт является соглашением сторон (то есть изначально подразумевается, что его условия являются результатом двухстороннего и добровольного волеизъявления), все же в некоторых случаях ни представитель нанимателя, ни гражданин или гражданский служащий не имеют возможности при заключении служебного контракта отступать от условий, императивно установленных Законом N 79-ФЗ. Это отчасти касается прав и обязанностей сторон.

Так, в служебный контракт в обязательном порядке включаются: обязанность представителя нанимателя предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Законом №79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии (пункт 2 статьи 23 Закона№79-ФЗ).

Вообще, анализируя статьи Закона №79-ФЗ, связанные со служебным контрактом, можно прийти к выводу, что служебный контракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) очень детально регламентировано. Закон №79-ФЗ либо сам устанавливает нормы, обязательные для исполнения, либо отсылает к иным нормативным правовым актам - уже принятым или тем, которые должны быть приняты.

Для примера можно взять Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 года №159, утвердивший примерную форму служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Гражданину или гражданскому служащему просто остается "соглашаться" с теми условиями, которые ему предлагают Закон №79-ФЗ и иные нормативные правовые акты.

Существуют некоторые особенности связанные с особым характером профессиональной деятельности государственного гражданского служащего. Так, в отличии от норм ТК РФ, предусматривающих максимальный срок испытания не более 3 месяцев, а в определенных случаях 6 месяцев, статьей 27 Закона №79-ФЗ установлено, что срок испытания при прохождении государственной гражданской службы устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.



Просмотров