Федеральные нормативные акты. Бахрах Д.Н. Административное право Правовые акты федеральных органов исполнительной власти Акты издаваемые федеральными органами исполнительной власти

Нормативно - правовые акты Президента Российской федерации.

Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства . Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. 1

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является результатом борьбы юристов многих поколений за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.// Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 3895 , все эти органы наделены правом издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции для решения задач и выполнения функций нормативные правовые акты Никифоров М.В. О некоторых проблемах издания нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. - 2003. - № 2. - С. 91.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти - это необходимый элемент механизма правового регулирования. Будучи компонентом механизма действия права, они доводят требования закона до адресата и организуют реализацию этих требований, при этом существенно то, что отдельные законы не могут быть реализованы без издания соответствующих ведомственных актов. Ордина О.Н. Понятие и виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 6. - С. 283

В зависимости от официально-документальной формы выражения нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут быть следующих видов:

1. Постановления (принимаются Правительством России).

2. Приказы (издаются, в основном, руководителями федеральных министерств и, как правило, утверждают иные нормативные правовые акты).

3. Правила (утверждаются постановлениями Правительства России и приказами федеральных министерств).

4. Положения (утверждаются постановлениями Правительства России, приказами федеральных министерств и иных административных органов).

5. Уставы (утверждаются, как правило, приказами федеральных министерств).

6. Наставления (утверждаются приказами федеральных министерств).

7. Инструкции (издаются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются приказами федеральных министерств и др).

8. Административные и иные регламенты (утверждаются приказами федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти).

9. Порядки (издаются федеральными органами исполнительной власти) и др. Ордина О.Н. Понятие, признаки и классификация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти России // Lex Russica = Русский закон. - 2010. - № 6. - С. 1276

Ведомственные акты занимают самостоятельную позицию среди остальных актов Российской Федерации, в них содержится значительная часть всех правовых предписаний. Эти акты призваны развивать и конкретизировать положения федеральных законов, актов Президента и Правительства. Ордина О.Н. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) как источники административного права Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 2. - С. 157 Следует отметить, что издание (принятие) ведомственных актов не урегулировано ни на конституционном, ни на законодательном уровнях. В Конституции России отсутствует упоминание о праве издания федеральными органами исполнительной власти ведомственных актов, что, конечно, является правовым пробелом. На наш взгляд, ведомственный акт как источник административного права - это нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) федеральным органом исполнительной власти (федеральным министерством, федеральной службой, федеральным агентством) или должностным лицом, действующим от имени этого органа, на основе и во исполнение актов вышестоящих органов, в рамках соответствующих процедур и пределах его компетенции с целью реализации возложенных на него функций, регулирующий осуществление государственного управления в отдельных сферах жизнедеятельности государства и общества или по отдельным его направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.

В п. 2 данных «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Установлен запрет на издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм. Кроме этих видов ведомственных актов, издаются и другие: уставы, регламенты, порядки, наставления, нормативы, директивы и другие. Возникает вопрос о правомерности таких актов, поскольку названные Правила такие виды ведомственных актов не предусматривают. В связи с этим указанные правила необходимо обновить. Ввиду недостаточной регламентации вопросов ведомственного регулирования на законодательном уровне федеральными органами исполнительной власти принимаются собственные правила подготовки ведомственных актов, которые как устанавливают виды издаваемых ими нормативных правовых актов, так и определяют содержания понятий различных видов ведомственных нормативных правовых актов. Например, изданы Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденные приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утв. приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 // Документ опубликован не был. .

На наш взгляд, приказ - это нормативный правовой акт руководителя федерального органа исполнительной власти, издаваемый на основе принципа единоначалия, регламентирующий наиболее важные вопросы деятельности этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, приказ Минэнерго России от 21 апреля 2009 г. № 120 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства энергетики РФ» Приказ Минэнерго России от 21 апреля 2009 г. № 120 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства энергетики РФ» // Российская газета. - 2009. - 10 июня (№ 104)..

Представляется, инструкция - это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции для конкретизации применения нормативного правового акта вышестоящего государственного органа или с целью осуществления детального регулирования поведения субъектов права по поводу объектов права, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, приказ ФМС России от 26 июня 2008 г. № 172 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудниками органов внутренних дел РФ, прикомандированным к Федеральной миграционной службе» Приказ ФМС России от 26 июня 2008 г. № 172 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудниками органов внутренних дел РФ, прикомандированным к Федеральной миграционной службе» // Российская газета. - 2008. - 23 июля (№ 155)..

Можно утверждать, что положение - это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) Президентом России, Правительством России или иным федеральным органом исполнительной власти, регламентирующий правовой статус, структуру, порядок образования и деятельности, функции, задачи того или иного федерального органа исполнительной власти или его части, определяющий полномочия, компетенцию данного органа, в общих чертах закрепляющий права и обязанности должностных лиц этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, постановление Правительства России от 16 марта 2009 г. № 228, утвердившее «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства России от 16 марта 2009 г. № 228 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 12. - Ст. 1431..

По нашему мнению, правила - это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) Правительством России или иными федеральными органами исполнительной власти, содержащий процедуру осуществления отдельных видов деятельности этих органов, их должностных лиц в сфере государственного управления, а также порядок действий по реализации и исполнению соответствующих субъективных прав и обязанностей для физических и юридических лиц, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, постановление Правительства России от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», утвердившее «Правила предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений» Постановление Правительства России от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 30. - Ст. 3823.

Распоряжение - это индивидуальный правоприменительный административно-правовой акт, издаваемый руководителем федерального органа исполнительной власти на основе и во исполнение нормативного правового акта для решения отдельных вопросов в сфере государственного управления. Распоряжение не имеет нормативного характера. Ордина О.Н. Понятие и виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 6. - С. 283

В ходе административных преобразований, которые произошли за последние годы, появились нормативные правовые акты под названием «административный регламент». Миронов А.Н. Административный регламент как вид нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 3. - С. 125 Под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий административную процедуру (административные процедуры), то есть действия или совокупность действий (решений) исполнительного органа государственной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, производимых с определенной целью при осуществлении их полномочий Филатова А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред.

Н. М. Конина. - Саратов: Научная книга, 2009. - С. 116. Несмотря на то, что в более общем правовом акте Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 3895, посвященном вопросам видов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, такого акта как административный регламент нет, в юридической практике он занял довольно прочную позицию. В связи с этим, ввиду отсутствия законодательных положений, посвященных вопросам подготовки нормативных правовых актов в Российской Федерации, считаем необходимым внести изменение в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, дополнив виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти таким видом, как «административный регламент».

Итак, «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» не определяют критерии разграничения видов и форм нормативных правовых актов, не предусматривают соотношение компетенции федеральных органов исполнительной власти, принимающих различные виды актов. Принятие Административного кодекса Российской Федерации привело бы к установлению единообразия актов управления, созданию и поддержанию баланса между законами и указанными актами, снижению количества случаев, когда правотворческие органы действуют по собственному усмотрению. В кодексе следует законодательно оформить классификацию нормативных правовых актов Президента России и федеральных органов исполнительной власти, при этом учесть все их виды (указы, постановления, приказы, инструкции, положения, правила, распоряжения, уставы, регламенты, порядки, наставления, нормативы, директивы и другие), указать признаки каждого вида актов, установить их иерархию, процедуры их издания (принятия).

исполнительный власть нормотворческий

  1. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
  2. Функции правового акта управления
  3. Действие правовых актов управления
  4. Виды правовых актов управления
  5. Правовые акты Президента Российской Федерации
  6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
  7. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  8. Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
  9. Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»; Регламентом Правительства Российской Федерации; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Как уже отмечалось выше, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:

  1. постановлений,
  2. приказов,
  3. распоряжений,
  4. правил,
  5. инструкций
  6. положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

1. Постановление - документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Стоит заметить, что оно будеттрадиционно нормативным по ϲʙᴏему правовому содержанию.

2. Приказ - распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Отметим, что текст приказа состоиттрадиционно из констатирующей и распорядительной частей.

3. Распоряжение - распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности.
Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.

4. Правила - документ, в кᴏᴛᴏᴩом определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

5. Инструкция - документ, в кᴏᴛᴏᴩом излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что инструкция будет нормативным актом, кᴏᴛᴏᴩый детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

6. Стоит сказать - положение - документ, в кᴏᴛᴏᴩом органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.

Не стоит забывать, что важным процессуальным документом в системе публичного управления будет протокол.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт - ϶ᴛᴏ письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При ϶ᴛᴏм определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к ϶ᴛᴏй работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФтрадиционно не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Стоит сказать, для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В случае если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Стоит сказать - положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, кᴏᴛᴏᴩые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, кᴏᴛᴏᴩые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, кᴏᴛᴏᴩые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них крайне важно указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, приϲʙᴏенный им Министерством юстиции РФ при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. В подписанном (утвержденном) нормативном правовом акте должны быть указаны:

  1. наименование органа (органов), издавшего акт;
  2. наименование вида акта и его название;
  3. дата подписания (утверждения) акта и его номер;
  4. наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие номера и единую дату.

Сегодня государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов проводится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила) В дополнение к данным Правилам были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Имеется также отдельная процедура государственной регистрации нормативных правовых актов, кᴏᴛᴏᴩые содержат условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Государственная регистрация указанных актов осуществляется Министерством финансов РФ.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Отметим, что тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти ϲʙᴏих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты кᴏᴛᴏᴩых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ)

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. При этом оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными)

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

  1. затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина;
  2. устанавливающие правовой статус организаций;
  3. имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;
  4. независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т. е. принятые на определенный срок);
  5. содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При ϶ᴛᴏм на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

  1. индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или оϲʙᴏбождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.); акты, действие кᴏᴛᴏᴩых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия кᴏᴛᴏᴩых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
  2. акты, кᴏᴛᴏᴩыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
  3. акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
  4. технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;
  5. акты рекомендательного характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, кᴏᴛᴏᴩое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает:

  1. юридическую экспертизу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия ϶ᴛᴏго акта законодательству РФ;
  2. принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
  3. приϲʙᴏение регистрационного номера;
  4. занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие ϶ᴛᴏго акта законодательству РФ.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего ϶ᴛᴏт акт на государственную регистрацию. В ϶ᴛᴏм случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Министерство юстиции РФ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с приϲʙᴏением ему регистрационного номера.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с приϲʙᴏенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими органами исполнительной власти источнике. При ϶ᴛᴏм порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В случае обнаружения неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, кᴏᴛᴏᴩый издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Контроль за правильностью и ϲʙᴏевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»; Регламентом Правительства Российской Федерации; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Как уже отмечалось выше, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:

1. постановлений,
2. приказов,
3. распоряжений,
4. правил,
5. инструкций,
6. положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

1. Постановление - документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию.

2. Приказ - распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

3. Распоряжение - распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.

4. Правила - документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.

5. Инструкция - документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

6. Положение - документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.

Важным процессуальным документом в системе публичного управления является протокол.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции РФ при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

В подписанном (утвержденном) нормативном правовом акте должны быть указаны:

1. наименование органа (органов), издавшего акт;
2. наименование вида акта и его название;
3. дата подписания (утверждения) акта и его номер;
4. наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

В настоящее время государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов проводится в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила). В дополнение к этим Правилам были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Имеется также отдельная процедура государственной регистрации нормативных правовых актов, которые содержат условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Государственная регистрация указанных актов осуществляется Министерством финансов РФ.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

А) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);
б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. Однако оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1. затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
2. устанавливающие правовой статус организаций;
3. имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;
4. независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т. е. принятые на определенный срок);
5. содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

1. индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
2. акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти; 3. акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
4. технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;
5. акты рекомендательного характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает:

1. юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;
2. принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
3. присвоение регистрационного номера;
4. занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию. В этом случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Министерство юстиции РФ соответствующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ, не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном соответствующими органами исполнительной власти источнике. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

  • 5.Административное и судебное обжалование действий и решений публичной администрации, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы).
  • 6. Админ-пр. Статус иностр. Граждан и лиц без гражданства
  • 1 Из мер административного пресечения - депортация.
  • 7.Коллективные субъекты админ.Права (общая характеристика).
  • Вопрос 8. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединений.
  • Вопрос 9. Коммерческие организации как субъект административного права.
  • Вопрос 10. Понятие и правовой статус административного органа.
  • 11.Система и виды органов исполнительной власти.
  • 12.Президент рф и исполнительная власть.
  • 13.Правительство рф как высший исполнительный орган государственной власти рф.
  • 14.Федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции.
  • 15.Административный регламент федерального органа исполнительной власти.
  • 16. Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 17.Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
  • 18.Правовые акты публичной администрации (общая характеристика).
  • 19.Правовые акты Президента рф и Правительства рф: виды, характер, порядок опубликования и введения в действие.
  • 20.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции: виды, порядок принятия, государственная регистрация, опубликование и вступление в силу.
  • 21. Система государственной службы рф
  • 22.Основы организации государственной гражданской службы в рф
  • 23. Основы организации военной службы рф
  • 24. Основы организации правоохранительной службы рф
  • 25. Административная ответственность как вид административного принуждения и юридической ответственности. Законодательство рф об административных правонарушениях.
  • 26.Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.
  • 27.Система и виды административных наказаний, правила их назначения.
  • 28.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 29.Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 3. Пересмотр постановления и решения
  • 4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
  • 30.Правовые основы осуществления контроля за обеспечением законности действий и решений публичной администрации.
  • 32. Формы государственной легитимации предпринимательства в рф.
  • 33.Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в рф.
  • 34.Правовые основы технического регулирования и обеспечения единства измерений в рф.
  • 35.Государственное регулирование монополистической деятельности.
  • 37.Правовые основы управления государственным сектором экономики. Государственная контрактная система.
  • 38. Правовые основы государственного управления в отраслях производственного и обслуживающего комплексов национальной экономики.(по лекции)
  • 39.Правовые основы построения и функционирования системы образования рф
  • 40. Организация и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности в рф.
  • 41.Правовые основы государственного управления в области культуры
  • 42.Административно-правовые основы создания и деятельности средств массовой информации.
  • 43. Правовые основы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения.
  • 44.Организация охраны здоровья граждан в рф.
  • 45.Правовые и организационные основы обеспечения обороны рф.
  • 46.Режим военного положения.
  • 47. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности рф.
  • 48. Режим чрезвычайного положения
  • Вопрос 49. Защита государственной тайны
  • Вопрос 50. Охрана государственной границы рф.
  • Вопрос 51. Прав.Основы гос.Управления в сфере внутр.Дел. Полиция в сфере мвд Росии.
  • Вопрос 53. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел
  • Вопрос 54. Правовые основы государственного управления миграционными процессами рф.
  • 60. Правовые основы государственного управления в области иностранных дел.
  • 20.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции: виды, порядок принятия, государственная регистрация, опубликование и вступление в силу.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции можно разделить на:

    Внутриведомственные (обязательны для организаций, сотрудников соответствующего органа),

    Общего действия (общеобязательные).

    Издания нормативных правовых актов регулируются Указом Президентом РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", а также Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Нормативные правовые акты вправе издавать только центральные федеральные органы.

    Наименования нормативных правовых актов: постановления, приказы, правила, инструкции, положения, распоряжения.

    Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

    Издание нормативных правовых актов включает в себя следующие стадии:

    Подготовительные работы;

    Разработка проекта акта;

    Принятие акта;

    Государственная регистрация акта;

    Нормативный акт должен содержать:

    Наименование органа (органов), издавшего акт;

    Наименование вида акта и его название;

    Дату подписания (утверждения) акта;

    Номер акта;

    Наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.

    Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

    Юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;

    Принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

    Присвоение регистрационного номера;

    Занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Нормативные правовые акты за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию.

    Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после регистрации направляются Министерством юстиции в Российскую газету, в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при ПравительствеРФ.

    установлен порядок, когда регистрирующий орган не публикует зарегистрированный нормативный акт. Нормативные правовые акты приобретают юридическую силу после их официального опубликования, если в самих актах не установлен более поздний срок его вступления в силу. Наряду с этим есть центральные федеральные органы, для нормативных правовых актов которых действует особый порядок опубликования и вступления в силу, устанавливаемый законом.

    В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям ПрезидентаРФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ. Министерство юстиции РФ представляет в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.



    Просмотров