Ответственность за нарушение использования земель. Основные виды и признаки земельных правонарушений. Общая характеристика правовой охраны земель

Земельное правонарушение - это противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства. Оно является основанием для мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.

Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:

Объект - земельные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права;

Субъекты - юридические и физические лица, в том числе должностные. При этом правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица, не имеющие прав на землю, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;

Объективная сторона - противоправное поведение, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия (так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является; субъектами земельных правонарушений могут быть проектные организации, разрабатывающие мелиоративные проекты, застройку населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и интересам государства, физических и юридических лиц);

Субъективная сторона - характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него.

Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня земельных правонарушений, оно устанавливает только границы правомерного поведения.

В зависимости от объекта можно выделить несколько видов земельных правонарушений.

1. Правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством). В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК самовольным строительством признается строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Такое самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет. Для отдельных случаев самовольного строительства существует порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, если есть возможность предоставить данный участок лицу, осуществившему застройку (решение принимает исполком).

2. Правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель. К ним относятся использование земельных участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.

3. Правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна также дисциплинарная ответственность. Кроме этого, земельным правом признается существование земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:

1) посягающие на отношения рационального использования и охраны земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК). Они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды (гл. 26 УК) и включают:

* уничтожение плодородного слоя почвы;

* невыполнение правил рекультивации земель;

иное незаконное повреждение земель.

Такие преступления наказываются штрафом или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

2) за самовольное занятие земельного участка. Ст. 386 УК относит это деяние к преступлению против порядка управления (гл. 33), а фактически такое преступное деяние нарушает и отношения по управлению землями, и отношения собственности на землю, землевладения и землепользования. Это наказывается штрафом или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.

Уголовная ответственность часто предполагает административную преюдицию, т. е. уголовная ответственность наступает лишь в случае, если лицо подвергалось административному взысканию и в течение года после наложения административного взыскания совершило такое же деяние (кроме квалифицированных составов «порча земель»).

Административная ответственность за земельные правонарушения наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в Кодексе административных нарушений РБ (КоАП). Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены - ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель - ст. 53, несвоевременный возврат временно занимаемых земель - ст. 54, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства - ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель - ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований - ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т. д. - ст. 47 КоАП).

Должностные лица привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель - ст. 56, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования или собственности на землю - ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - ст. 167 КоАП).

Для привлечения в административной ответственности за земельные правонарушения действует единый порядок наложения административных взысканий. В качестве административных взысканий предусмотрены предупреждение и штраф. Например, порча земель влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до двадцати минимальных заработных плат и на должностных лиц - от пяти до тридцати минимальных заработных плат. Отдельный состав административного правонарушения образуют действия по засорению земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами.

Ответственность в виде штрафа в этих случаях возлагается на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат и на должностных лиц - от трех до десяти минимальных заработных плат.

Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают, как правило, органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).

Протокол об административном земельном правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства регламентируется Трудовым кодексом РБ. Она наступает за нарушения трудовой дисциплины, и меры воздействия применяются руководителем предприятия.

К нарушителям трудовой дисциплины могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. В качестве дисциплинарного взыскания допускаются принудительные переводы работников на другую работу, которые предусмотрены нормами уставов и положений о дисциплине.

Трудовым кодексом регламентирован и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. До наложения взыскания от работника должно быть истребовано объяснение, о наказании работнику объявляется под расписку. Работник, не ознакомленный с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, считается не имеющим такового (ст. 199 Трудового кодекса). Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Применение мер дисциплинарной ответственности не исключает возможности привлечения виновного к уголовной, административной или гражданской ответственности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Основным условием наступления такой ответственности является нанесение имущественного вреда.

Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.

Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражданским законодательством способы защиты, в том числе следующие:

1. Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Согласно ст. 168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах.

Согласно ст. 179 ГК, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки, тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения. Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненного ей реального ущерба, если докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если это не будет доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблуждение возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуждавшейся стороны.

Сделки, совершение которых запрещено земельным законодательством, считаются недействительными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 Кодекса о земле, относятся договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.

2. Признание вещно-правовых способов защиты (ст.ст. 282, 285 ГК). Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

3. Возмещение неправомерного вреда. В соответствии со ст. 160 Кодекса о земле юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.

Имущественный вред, согласно ст. 933 ГК, подлежит возмещению в полном объеме. Под убытками, подлежащими возмещению, понимаются расходы, произведенные за время пользования землей, стоимость недополученной продукции, иных доходов, которые сторона получила бы при отсутствии нарушения земельного законодательства. К числу таких убытков следует отнести все вынужденные затраты собственников, владельцев и пользователей земли, связанные с восстановлением имущественного положения в результате правонарушения.

Существует ряд земельно-правовых мер воздействия за нарушения земельного законодательства. В качестве таких мер выступают санкции, которые применяются к нарушителям законодательства в порядке, установленном именно земельным законодательством. Такие меры могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.

Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Хотя если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство РБ предусматривает:

Принудительное изъятие земельных участков в связи с совершением неправомерных действий или нарушением правил использования и охраны земель - ст.ст. 49, 53 Кодекса о земле.

Возврат самовольно занятого земельного участка - это его возвращение по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев участков. При этом материальные затраты по приведению самовольно занятого земельного участка в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя. Решение о возврате самовольно занятых участков по требованию заинтересованного лица может быть принято альтернативными инстанциями - соответствующим исполнительным и распорядительным органом или судом.

Принудительное изъятие земли производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются земельным законодательством в качестве оснований прекращения прав на землю. Если участки находятся в частной собственности граждан РБ и юридических лиц, то они изымаются в принудительном порядке по решению суда. Земли, находящиеся во владении и пользовании, изымаются по решению исполнительных органов, которые эти участки предоставляли.

Принудительное изъятие земельных участков у лиц, допустивших земельные правонарушения, указанные в Кодексе о земле, производится в особом порядке. А именно, решение об изъятии земли за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, подтверждающих, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

К числу мер земельно-правовой ответственности относится также отказ в предоставлении ЗУ нарушителю права пользования землей.

Объектами земельных правонарушений могут быть: установленный порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные права граждан и юридических лиц на землю.

Основание ответственности — наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если его поведение (действие или бездействие) закон признает противоправным.

Земельным правонарушением признается общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее нормы земельного законодательства.

Виды ответственности. Законодательство предусматривает следующие меры ответственности за нарушение земельного законодательства: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность .

КЗоТ РФ предусматривает меры дисциплинарной ответственности. За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия , учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства

Общие положения. Общие положения, касающиеся возмещения вреда, причиненного собственнику земли, землевладельцу, землепользователю или арендатору земельного участка в результате нарушения земельного законодательства, определяются нормами гражданского законодательства . Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы , которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы , которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе наряду с другими убытками требовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Принципы регулирования возмещения вреда определены в гл. 59 ГК. В частности, п. 1 ст. 1064 ГК закрепляет общее правило о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина , а также вред, причиненный имуществу юридического лица , подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Положения гражданского законодательства о возмещении вреда отражены и в земельном законодательстве. Согласно ст. 126 ЗК предприятия , учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.

Условиями, необходимыми для взыскания убытков, являются; противоправность поведения лица, наличие вреда, причинная связь между поведением правонарушителя и наступившими негативными последствиями и вина правонарушителя.

Понятие административного правонарушения содержится в ст. 10 КоАП. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность , права и свободы граждан , на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде штрафа . Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода , полученного в результате административного правонарушения.

При наложении штрафа должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины , имущественное положение и обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Административное взыскание может быть наложено не позднеее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения. Привлечение виновного к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности возместить причиненный ущерб.

Порядок перерасчета размеров штрафов, установленных ст. 125 ЗК, определен в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Кроме того, действует Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях».

За самовольное занятие земельного участка штраф может быть наложен на юридическое лицо в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже ста минимальных размеров оплаты труда. На гражданина штраф может быть наложен в размере до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, но не ниже пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 61 КоАП предусматривает ответственность за незаконное использование земель лесного фонда. Речь идет об использовании участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведения.построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков. Это правонарушение влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и должностных лиц — до ста рублей.

Кроме самовольного занятия земель административная ответственность применяется, когда нарушаются установленные правила застройки земельного участка, т.е. в случаях самовольного строительства (ст. 125 ЗК). Статья 143 КоАП устанавливает административную ответственность за строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольную постройку). Специальная норма ст. 1431 КоАП рассматривает нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства как административное правонарушение.

Земельный кодекс предусматривает административную ответственность за захламление земель. Захламление земель представляет собой накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в не предусмотренных для этих целей местах. Размер штрафа за этот административный проступок составляет: на юридических лиц — от шести до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на граждан — от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.

За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы ЗК также устанавливает административную отвественность. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы — частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требуется введение специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Размер штрафа, налагаемого за это правонарушение на юридических лиц, составляет от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, на граждан — от четырех до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 51 КоАП установлена ответственность за правонарушение, которое имеет аналогичный характер — порчу сельскохозяйственных и других земель. Порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их производственными и иными отходами и сточными водами влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от одной третьей минимального размера оплаты труда до одного минимального размера оплаты труда.

К этому же виду нарушений земельного законодательства относятся случаи, предусмотренные ст. 603 КоАП (уничтожение и (или) повреждение мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений на землях сельскохозяйственного назначения); ст. 67 КоАП (повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда); ст. 73 КоАП (уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда).

Статья 54 ЗК предусматривает, что убытки, причиненные нарушением прав лиц, использующих земельные участки, подлежат возмещению в полном объеме, т.е. речь идет об обязанности любого лица, причинившего вред, возместить убытки, причиненные как правомерными действиями, так и незаконным нарушением их имущественных прав . Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом .

Упущенная выгода исчисляется путем умножения величины ежегодного дохода на установленный в указанном выше Положении коэффициент, соответствующий периоду восстановления нарушенного производства.

Если изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными насаждениями, упущенная выгода возмещается за весь срок, включая год изъятия земель и год получения урожая плодово-ягодных насаждений на новых землях, равный достигнутому на изымаемых землях. Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в использовании земель (образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т.п.), исчисляется как десятикратная разница ежегодных затрат на эксплуатацию транспортных средств после изъятия земель (с образованием неудобств) и до изъятия земель.

Средства в качестве возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав или ухудшением качества их земель, включая упущенную выгоду, перечисляются соответствующими организациями и гражданами на расчетные (текущие) счета лиц, использующих земли.

Порядок возмещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются организациями, которым предоставляются сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества этих угодий, а также организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключением случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).

Потери сельскохозяйственного производства вследствие изъятия сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества. Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).

Под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем мелиоративных работ (осушение, орошение, культуртехнические и другие мероприятия).

Стоимость освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется на основании установленных нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества. Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель. По общему правилу, размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, зачисляются в доход соответствующих бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Средства, предназначенные органу местного самоуправления, зачисляются в его бюджет в трехмесячный срок после отвода земельного участка в натуре.

Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства РФ обозначено в главе XIII Земельного Кодекса. Форма возможного наказания определяется на основании состава незаконного деяния виновного лица, и строго регламентируется законом.

Состав ответственности за земельное правонарушение

Под земельным правонарушением понимают какие-либо действия, противоречащие законодательным нормам и направленные на нанесение вреда интересам, здоровью, имуществу граждан, а также природному богатству земельной территории и ее общему благосостоянию.

В данном случае ответственность за неправомерные действия наступает лишь при наличии ряда элементов: объекта, субъекта, доказательства факта незаконных действий и психологической составляющей. При этом отличительной чертой нарушений в земельной сфере является объект, в качестве которого выступают не только правоотношения, но главным образом земельная площадь и все с ней связанное.

Если говорить более конкретно, то основными объектами в этом случае могут быть:

  • земельные участки;
  • постройки, размещенные на земельной территории;
  • порядок эксплуатации угодий, установленный законом;
  • права землевладельцев, нанимателей, собственников и прочих заинтересованных лиц относительно пользования и распоряжения земельным наделом;
  • экологическая обстановка конкретной территории, охраняемая законом.

Что касается субъекта правонарушения, в качестве него может выступить как физическое лицо, так и организация. При этом незаконное деяние может быть признано таковым лишь в том случае если имеют место доказательства, подтверждающие этот факт.

Дополнительно следует учитывать и психологическую составляющую, а именно - отношение виновного лица к собственному проступку, например, нарушение по неосторожности, предварительному умыслу, халатности. Данный фактор во многом влияет на выявление характера противозаконных действий, определение вида ответственности и дальнейшее наказание.

Юридическая ответственность за незаконные деяния представляет собой определенные принудительные санкции, накладываемые на гражданина либо юридическое лицо в случае их неправомерного поведения относительно земельной территории и в качестве субъектов земельного права. Наказание может быть возложено также на лиц, не владеющих землей, но каким-либо образом отступивших от норм ЗК РФ.

Санкции за правонарушения налагаются на виновного группой либо по отдельности. Выделяют следующие виды наказания:

  1. Карательные санкции, например, штраф или конфискация земельного надела.
  2. Восстановительные санкции, направленные на возмещение ущерба. Это может быть возврат участка, занятого самовольно либо восстановление состояния земли, подвергнутой порче.
  3. Компенсационные санкции, предполагающие выплату определенной суммы в качестве покрытия морального либо имущественного вреда.

При вынесении решения относительно меры наказания, учитывается множество факторов. Основным является вид ответственности, определяемый на основании состава и характеристик совершенных деяний. При этом каждая форма имеет свои нюансы и относится к той отрасли законодательства, что содержит соответствующие правовые нормы, регулирующие конкретное правонарушение.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в земельной сфере наступает в случае совершения правонарушений, посягающих на установленный законом земельный порядок и несущих угрозу отдельным гражданам, обществу и государству в целом. Само по себе деяние, опасное для кого-либо, является преступлением, мера наказания которого, зависит от степени его тяжести.

Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:

  • Регистрация незаконных сделок с земельной площадью - статья 170 Уголовного Кодекса. А также умышленное изменение сведений Государственного кадастра на заведомо неверную информацию и начисление сниженных платежей за землю. Подобные преступления чаще всего совершаются должностными лицами в корыстных целях с использованием собственного служебного положения.
  • Порча земельных территорий - статья 254 УК РФ. Сюда входит загрязнение, интоксикация почвы вредными отходами по причине нарушения правил обращения, условий хранения и использования всевозможных химических, биологических веществ, например, стимуляторов роста овощных культур и прочих удобрений. Сюда же относится нанесение вреда здоровью людей, вследствие неправильного применения указанных составов.

Уголовная ответственность распространяется и на деяния, попадающие под статью 262 УК о составе карательных санкций в случае нарушения режима особо охраняемых территорий и объектов природы - заповедников, национальных парков и прочих охранных зон.

Что касается наказания, здесь все зависит от степени тяжести выявленного преступного деяния. Так порча земельных территорий, нарушение режима охранных земель может повлечь за собой как штраф и исправительные работы, так и лишение возможности занимать конкретную должность. Если же перечисленные действия осуществляются в зоне экологической катастрофы, наказанием может быть ограничение, либо утрата свободы сроком до пяти лет.

В случае если преступления повлекли за собой смерть гражданина, мерой пресечения станет потеря свободы на период от 2 до 5 лет.

Административная ответственность налагается в результате свершения лицом какого-либо противоправного деяния в земельной сфере, степень опасности которого не влечет за собой уголовной ответственности и проступок не связан с выполнением трудовой деятельности, а регулируется положениями Административного кодекса. Виновные лица привлекаются к ответственности уполномоченными органами - административной комиссией, государственным инспектором и другими.

Наиболее распространенными нарушениями в данном случае считаются:

  • вредоносные действия экологического характера - порча слоя земли; проведение мелиоративных и прочих работ, вызывающих изменение состава почвы; неверное применение химических веществ и неграмотная утилизация отходов потребления и производства;
  • самовольный захват земельной площадии невозврат территории в установленные сроки;
  • поломка специальных знаков, в частности, играющих разграничительную роль между двумя участками, а также прочих сооружений согласно статье 7.2 Административного Кодекса;
  • возведение строений без соответствующего на то разрешения;
  • умышленное повреждение посевов и прочих насаждений;
  • нарушение правил использований территории согласно назначению, а также игнорирование норм содержания благоустройства земли, например, захламление участка производственными и иными отходами.

В целом список деяний, за совершение которых предусмотрена административная форма ответственности, достаточно обширен и представлен в 7 и 8 статьях КоАП РФ.

Основными формами наказания при административной ответственности являются:

  • письменное предупреждение в целях предоставления виновному возможности исправить собственные вредоносные действия;
  • штраф, сумма которого зависит от степени причиненного вреда;
  • возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения нарушения либо предмета такового;
  • административный арест;
  • выселение за границы страны гражданина иного государства либо лица при отсутствии гражданства.

Чаще всего в качестве основных санкций выступают штраф либо предупреждение. Правонарушителем же может быть как должностное или юридическое лицо, так и обычные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Дисциплинарная ответственность

Форма ответственности, налагаемая на работников и должностных лиц предприятий, виновных в земельных правонарушениях по причине неверного выполнения собственных трудовых обязанностей. Нарушение трудовой инструкции и дисциплины регулируется Трудовым Кодексом РФ.

В качестве дисциплинарного проступка в земельной сфере чаще всего выступают:

  • разработка и размещение с последующим вводом в работу каких-либо объектов, чья деятельность оказывает негативное влияние на землю:
  • загрязнение почвы сточными водами, радиоактивными отходами и прочими вредными веществами.

Точного списка проступков, попадающих под дисциплинарную ответственность, не существует - каждая ситуация требует отдельного рассмотрения и вопрос о том, к какой именно форме относится правонарушение, решается конкретно на месте.

Наказанием в данном случае, согласно ТК РФ, может выступить замечание, выговор либо увольнение по соответствующей статье. Кроме того, в зависимости от правонарушения и при наличии оснований, работник может попасть под иные виды ответственности - административную, материальную, уголовную. При этом за дисциплинарный проступок, касающийся земельной сферы, может быть наложено лишь одно взыскание.

Гражданско-правовая ответственность

Основное отличие гражданско-правовой формы ответственности заключается в возмещении убытков, понесенных пострадавшей стороной вследствие каких-либо неправомерных действий со стороны юридического либо физического лица. Чаще всего нарушения связаны с причинением вреда почве, несоблюдением субъективных земельных прав и интересов собственников, арендаторов, владельцев земельной площади. При этом виновныйнесет ответственность лишь перед пострадавшим в результате его деяний и ни перед кем другим.

Чаще всего подобные споры решаются в судебном порядке. При соответствующем постановлении уполномоченного органа, правонарушитель обязан выплатить требуемую сумму в полном объеме.

Отдельно выделяют земельно-правовую ответственность, подразумевающую принудительное изъятие земельных наделов у собственников и иных лиц за совершение ими ряда неправомерных действий.

Так, изъятие земли может произойти в следующих случаях:

  1. эксплуатация земли не по целевому назначению (статья 284 ГК РФ);
  2. нарушение норм законодательства при эксплуатации участка - загрязнение окружающей среды, влияние на состояние почвы (статья 285 ГК РФ).

Статья 54 Земельного Кодекса регулирует процесс изъятия земельной площади и предусматривает обязательное уведомление лица, виновного в неправомерном деянии и направление иска от администрации в суд либо принятия органами местного самоуправления самостоятельного решения относительно конкретной территории.

Виды ответственности за незаконные деяния в земельной сфере зависят от характера проступка и норм соответствующей отрасли права. Лишь доскональное изучение состава правонарушения и доказательство наличия такового поможет определить карательные санкции в отношении виновного лица. При этом следует помнить, что формы ответственности могут применяться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

57. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Этот вид юридической ответственности за нарушение требований земельного законодательства наступает при совершении таких земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и представляют опасность для общества, государства или отдельных лиц.
Уголовно-правовая ответственность применяется за два вида преступлений, совершенных в сфере земельно-правовых отношений: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ).
Данный состав подразумевает также искажение учетных данных Государственного земельного када-стра России, а также умышленное занижение размеров платежей за землю. Объективная сторона преступления подразумевает под собой три действия, совершения любого из которых будет достаточно для привлечения виновного лица к уголовной ответственности.
Родовым объектом преступления является экономическая деятельность, а видовым объектом - установленный порядок регистрации.
Субъектом данного преступления является должностное лицо, использующее при совершении преступления свое служебное положение. Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла и предполагает корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица.
Этот вид преступлений наказывается либо штрафом (в размере от ста до двухсот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух месяцев), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок до трех лет), либо обязательными работами (на срок от ста двадцати до восьмидесяти часов); порча земли (ст. 254 УК РФ).
В соответствии с этой статьей объективная сторона преступления может выражаться как в форме действия, так и бездействия и проявляется в виде отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Обязательным признаком объективной стороны преступления является причинение вреда здоровью человека или окружающей среде и причинно-следственная связь между нанесенным вредом и совершенным противоправным деянием. Вред, причиненный здоровью человека, может быть разной степени тяжести.
Объектом преступления являются окружающая природная среда, безопасность экологической обстановки.
Субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме косвенного умысла.
Отравление, загрязнение или иная порча земли наказываются штрафом (в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок до трех лет), либо исправительными работами (на срок до двух лет).
Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Кроме того, деяния, предусмотренные ст. 254 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы (на срок от двух до пяти лет).

При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в УК РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст. 71 п. "о" Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ.

УК РФ включает в перечень преступлений такие нарушения земельного законодательства, как:

1. порча земли. В соответствии со ст. 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступлениями, так как посягают на общественные отношения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения.

Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, то есть ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Объект преступления - земли любого назначения: сельскохозяйственных, населенных пунктов, лесного фонда и т.п. Земля рассматривается как любые виды земельных участков, освоенных или неосвоенных, не зависимо от субъектов и видов, прав на землю.

Объективная сторона преступления - отравление, загрязнение, иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Например, приведение земли в негодность вследствие применения ядохимикатов с нарушением правил, уничтожения плодородного слоя почвы и т.п.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Субъективная сторона. Нарушение правил обращения с указанными в ст. 254 УК РФ веществами может быть совершено как умышленно (косвенный умысел), так и по неосторожности (легкомыслие и небрежность). При косвенном умысле виновный сознает опасность нарушения соответствующих специальных правил, предвидит загрязнение, отравление или иную порчу земли и безразлично относится к наступлению таких последствий. При легкомыслии он также предвидит возможность таких последствий нарушения им правил, однако самонадеянно рассчитывает, что здоровье кого-либо или окружающая среда не пострадают. Нарушение правил в этих случаях обычно совершается осознанно. При небрежности виновный не предвидит наступления указанных в ст. 254 УК РФ последствий нарушения им определенных правил, однако должен и может их предвидеть.

2. регистрация незаконных сделок с землей. Ст. 170 УК РФ устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно и умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Общественная опасность - его совершение способствует необоснованной концентрации земельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства.

Статья предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, т.е. наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения.

Преступление признается оконченным с момента совершения любого из рассмотренных выше деяний.

Субъективная сторона - прямой умысел, при котором субъект осознает противоположность своих действий и желает их осуществить. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или личная заинтересованность



Просмотров