Основания и порядок ликвидации субъектов предпринимательского права. Утверждение ликвидационного баланса. Чаще, однако, субъекты предпринимательства ликвидируются в связи с нецелесообразностью их дальнейшего существования, обусловленной самыми разнообразн

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, НК РФ, Законами Об АО, Об ООО, О производственных кооперативах, Об унитарных предприятиях.

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности определяется Законом о регистрации.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Это обнаружение допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительными или иными фондами). Приведенный перечень не является исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). В соответствии с п. 4 ст. 99 ГК РФ в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше определенного Законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только Гражданским кодексом РФ.

С требованием о ликвидации в суд может обратиться государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В настоящее время такое право, в частности, предоставлено:
- Федеральной антимонопольной службе, согласно ч. 2 п. 4 ст. 6 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
- Федеральной налоговой службе, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ;
- Министерству финансов РФ согласно п. 4 ст. 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»1;
- Федеральной службе по финансовым рынкам, согласно ст. 42 и 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и ст. 14 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»3;
- Центральному банку РФ согласно ст. 23.1 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
-прокурору согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

Следует отметить, что в законодательстве не только называются конкретные государственные органы, но и определяются основания для ликвидации. Так, ФАС России (его территориальные управления в пределах их компетенции) имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности.

После принятия решения приступают к осуществлению ликвидации субъекта хозяйственного права.
Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса применительно к коммерческой организации.
1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации.
На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжает существовать в качестве субъекта права. Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции. Это было отмечено в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)».
Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
Формы Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.
3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. В публикации должны быть отражены следующие данные:
- наименование ликвидируемого юридического лица;
- дата принятия решения о ликвидации;
- наименование органа, принявшего решение о ликвидации;
- идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре;
- порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;
- способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).
4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.
5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.
6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и принимаются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», инвентаризация в данном случае осуществляется в обязательном порядке.
7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц.
8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.
Значение промежуточного ликвидационного баланса заключается в следующем:
- в соответствии с ним осуществляется удовлетворение требований кредиторов. Он подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с требованием. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок;
- удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса;
- на основании данных баланса делается вывод о достаточности денежных средств предприятия для удовлетворения требований кредиторов. В противном случае ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
О составлении промежуточного ликвидационного баланса уведомляется регистрирующий орган по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.
10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах в предусмотренном законодательством порядке. В частности, порядок снятия с учета в налоговом органе регулируется ст. 84 НК РФ. Налоговым органом и внебюджетными фондами проводятся документальные проверки ликвидируемой организации.
12. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ. Гражданским кодексом установлено пять очередей для удовлетворения требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого субъекта для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Кредиторы, чьи требования комиссия не рассматривала или которым отказано в удовлетворении, имеют право обратиться в суд с исками к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда было отказано. Из приведенного правила предусмотрено исключение для случая, когда по долгам ликвидируемого лица субсидиарную ответственность несут другие лица.
13. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом. Перечень представляемых в регистрирующий орган документов аналогичен перечню документов для согласования промежуточного ликвидационного баланса.
14. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.
15. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. О закрытии счетов уведомляется налоговый орган, который выдает информационное письмо (проставляет отметку на ликвидационной карте) о снятии с налогового учета.
16. Аннулирование идентификационньгх кодов в органах статистики.
17. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ), следующих документов:
а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами в установленных законодательством случаях. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочий дней.

Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) юридического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаются его участникам (учредителям), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица. Это означает, что при ликвидации хозяйственного общества, товарищества, кооператива право на ликвидационную квоту имеют его участники, при ликвидации государственного и муниципального предприятия - соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Уставы общественных организаций и фондов должны определять порядок распределения оставшегося имущества.

На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.

Ликвидация юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

Следует иметь в виду, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Такое решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок, не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в общем порядке, установленном гражданским законодательством.

Если в течение указанного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами.

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ*(325), регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(326), Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"*(327) определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника - юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(328).

Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в НК РФ*(329). В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"*(330).

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61).

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может осуществляться в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. К возможным причинам добровольной ликвидации, перечисленным в ст. 61 ГК РФ, можно добавить и нецелесообразность продолжения деятельности юридического лица.



Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. В качестве примеров указанных случаев можно привести ликвидацию полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ); ликвидацию общества с ограниченной ответственностью, в случае если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (ст. 90 ГК РФ). Поскольку основания ликвидации юридических лиц по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ, иные законодательные акты могут содержать лишь положения, конкретизирующие указанные основания. К числу таких актов могут быть отнесены Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"*(331), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(332), Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(333) и т.д. При этом все основания принудительной ликвидации юридических лиц могут быть разделены на общие, применимые к любому субъекту предпринимательства (например, осуществление деятельности, запрещенной законом), и специальные, предназначенные для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (например, неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Так, Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" представляет антимонопольному органу право обращаться в суд с иском о ликвидации организации в случаях: осуществления организацией координации предпринимательской деятельности, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции; нарушения требований ст. 17 и 18 указанного Закона.

Закон о регистрации в ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ.

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся Банк России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов. Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления. Так, ст. 116 ГК РФ позволяет обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива его кредиторам при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива.

Таким образом, ликвидация юридического лица может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Принудительная ликвидация субъекта предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является мерой личной ответственности предпринимателя, санкцией за нарушение им требований закона и иных нормативных актов.

Процедура ликвидации предполагает совершение целого ряда действий, которые призваны обеспечить надлежащее исполнение организацией ее обязательств перед другими лицами и перед государством. Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации, перечислены в ст. 62 ГК РФ.

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Порядок принятия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) может различаться в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Так, Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" устанавливает, что решение по вопросу о ликвидации общества принимается всеми участниками общества единогласно, а решения по вопросам назначения ликвидационной комиссии и утверждения ликвидационных балансов принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества. Федеральный закон "Об акционерных обществах" указывает, что решение по вопросам ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного балансов принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В состав ликвидационной комиссии, как правило, входят учредители, их представители, руководитель, главный бухгалтер, руководитель юридической службы ликвидируемой организации. Возглавляет ликвидационную комиссию ее руководитель, который вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Данная обязанность конкретизируется в ст. 20 Закона о регистрации, в соответствии с которой соответствующее уведомление подается в трехдневный срок в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. В указанных случаях регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации юридического лица или изменений в учредительные документы ликвидируемого юридического лица на основании подп. "в" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.

Закон о регистрации требует также, чтобы лица или орган, принявшие решение о ликвидации, уведомили регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20). Формы соответствующих уведомлений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439*(334).

Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В публикации содержатся следующие сведения: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации юридического лица; лицо или орган, принявшие решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и его государственный регистрационный номер; порядок и сроки заявления требований кредиторами; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс и т.д.).

На данном этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна произвести следующие действия.

1. Переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).

2. Сообщить о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом) уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Необходимо также произвести инвентаризацию имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Выйти из состава учредителей юридических лиц, участником которых является ликвидируемое юридическое лицо.

5. По истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, произвести увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Далее ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами ликвидируемой организации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. За исключением случаев, когда закон предусматривает субсидиарную ответственность учредителей и собственников по долгам юридических лиц, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Статья 64 ГК РФ также определяет правовые последствия отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения; заявления кредитором требований после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом (например, Федеральным законом "О некоммерческих организациях"), иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидационная комиссия составляет акт о распределении оставшегося имущества между учредителями (участниками).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае ликвидации организации снятие ее с налогового учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение обусловлено тем, что ведение указанного реестра и осуществление налогового учета осуществляется одним и тем же органом - Федеральной налоговой службой.

На завершающей стадии ликвидации организация также снимается с учета в государственных внебюджетных фондах, закрывает банковские счета, обращается в органы статистики с просьбой об аннулировании идентификационных кодов в связи с ликвидацией юридического лица. Документы по личному составу и финансово-хозяйственной деятельности передаются ликвидационной комиссией на государственное хранение в соответствующий архивный орган. Уничтожаются печати и штампы организации.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для завершения ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 21 Закона о регистрации необходимо представить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется только определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлен в ст. 22 Закона о регистрации. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные ст. 21 данного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц и публикует информацию о ликвидации юридического лица. Исключение ликвидированной организации из реестра подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Рассмотренная процедура ликвидации юридических лиц является достаточно сложной и продолжительной по времени, требует материальных затрат. Проведение ликвидационных процедур осложняется также тем, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, детально регламентирующий порядок и последовательность совершения действий при ликвидации юридического лица.

В юридической литературе неоднократно указывалось на необходимость введения упрощенного порядка ликвидации юридических лиц, не ведущих хозяйственную деятельность*(335). Такой порядок был установлен путем внесения в 2005 г.*(336) в Закон о регистрации положений об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Согласно ст. 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятии такого решения. При этом недействующее юридическое лицо, его кредиторы и иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, вправе в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования указанного решения о предстоящем исключении направить регистрирующему органу заявление. В случае направления заявления решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если указанное заявление регистрирующему органу не направлялось, то регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии со ст. 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением, в арбитражный суд в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Необходимо отметить, что институт ликвидации не применяется к прекращению предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой ими без образования юридического лица, что было отмечено в Информационном письме ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"*(337). Основания прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируются ст. 22.3 Закона о регистрации.

Основанием для добровольного прекращения деятельности индивидуального предпринимателя является принятие им решения о прекращении такой деятельности. Для прекращения своего статуса индивидуальный предприниматель должен представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также документ об уплате государственной пошлины. В данном случае государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Среди оснований прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, не зависящих от его воли, закон называет следующие: смерть физического лица; судебное решение о признании его несостоятельным (банкротом); судебное решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; вступивший в законную силу приговор суда, которым физическому лицу назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. В указанных случаях государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения, вступления в силу приговора суда.

Специальным основанием прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства является аннулирование документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа. При этом государственная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о прекращении деятельности субъектов предпринимательского права без правопреемства, можно сделать вывод о том, что процесс прекращения деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя включает действия указанных субъектов и органов государственной власти, принятие уполномоченным государственным органом актов о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Глава 7. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права

Увеличивающаяся с каждым годом налоговая нагрузка отрицательно влияет на развитие малого бизнеса и способствует увеличению числа предпринимателей, решивших закончить свою коммерческую деятельность. И хотя для нормального функционирования экономической системы необходимы периодическое вливание в нее новых субъектов предпринимательской деятельности (СПД) и выход из нее обанкротившихся и неэффективных, ликвидация СПД все-таки носит негативный характер.

Причины ликвидации индивидуального предпринимателя

Принятию решения о прекращении осуществления предпринимательской деятельности способствуют различные жизненные обстоятельства. Причиной может быть как собственное желание, так и решение уполномоченного государственного органа или суда. Для прекращения полномочий индивидуального предпринимателя (ИП) законодательством предусмотрена , которая, несмотря на кажущуюся простоту, имеет особенности в каждом конкретном случае.

Причин для прекращения ИП не так уж мало, и условно их можно разделить на добровольные и принудительные. Процесс может быть начат по его собственному желанию в связи с нерентабельностью осуществляемой им деятельности либо ее отсутствием. Это самый распространенный вариант отказа от статуса предпринимателя, выражающий его собственную волю.

Если предприниматель, занимаясь коммерческой деятельностью, неоднократно нарушал законодательство, то это может послужить основанием для прекращения его бизнеса по решению суда. Такие же последствия будут и в случае вынесения судом решения об уголовном наказании в виде запрета вести предпринимательскую деятельность. Предприниматель также может быть признан несостоятельным (банкротом), в связи с чем его государственная регистрация утрачивает силу и не может быть возобновлена еще в течение одного года.

Основаниями для прекращения бизнеса может стать и истечение срока документов, дающих право жить и работать на территории России. Это касается иностранных граждан, обязательным условием легальности коммерческой деятельности которых является наличие разрешения или вида на жительство.

Еще одной причиной, по которой запись об индивидуальном предпринимателе будет удалена из государственного реестра, но не относящейся к указанным выше двум группам, является его смерть.

Порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя

Если решение о прекращении деятельности принято самим бизнесменом, то в регистрирующий орган, которым является налоговая инспекция, должен быть представлен пакет документов, включающий в себя подписанное предпринимателем заявление установленного образца и документ об оплате госпошлины. Если же ликвидация происходит в связи со смертью, по инициативе судебных органов либо из-за истечения срока разрешительных документов, то соответствующая запись в госреестре производится на основании свидетельства о смерти, решения суда и утративших силу документов.

Процедура внесения в государственный реестр записи о ликвидации ИП пройдет гладко лишь в случае отсутствия долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами и работниками. Если долги есть, их придется платить. Следует помнить, что даже у предпринимателей, прошедших процедуру регистрации и получивших соответствующее свидетельство, но ни одного дня не занимавшихся коммерческой деятельностью, тем не менее возникает обязанность по уплате взносов в Пенсионный фонд.

После получения свидетельства об исключении из реестра предпринимателей, которое при идеальном стечении обстоятельств выдается через 5 дней с момента подачи заявления о ликвидации, останется только закрыть расчетный счет в банке, снять с учета контрольно-кассовую машину и уничтожить печать, если они были.

Основания и способы ликвидации компаний

Причины, по которым учредители решают расстаться со своей фирмой, могут быть разными. Одни открывают бизнес для проекта, по окончании реализации которого предприятие становится ненужным. У других не получается достичь намеченной коммерческой цели, и необходимость вести хозяйственную деятельность отпадает. У третьих предпринимательская деятельность ведется, но приносит прибыль настолько незначительную, что перспективы дальнейшей работы сводятся к минимуму.

Ликвидация предприятия, как и индивидуального предпринимателя, может носить добровольный или принудительный характер. может быть начата собственниками предприятия в любое время независимо от наличия или отсутствия оснований для этого. Принудительная же ликвидация по решению суда возможна лишь по основаниям, закрепленным в законе. Суд может прекратить деятельность юридического лица в случае осуществления им своей деятельности без лицензии и иных специальных разрешений, в случае ведения деятельности с грубыми нарушениями закона, которые не могут быть устранены, в случае занятия запрещенной законом деятельностью.

На практике существует несколько способов прекращения деятельности юридического лица — официальный, альтернативный и продажа. Первый из них предусматривает процедуру ликвидации в соответствии с законом, второй производится через слияние и присоединение неугодного предприятия к другому, третий вариант предполагает продажу долей и смену участников. Ликвидация СПД возможна и путем банкротства. Но это, пожалуй, самый длительный и юридически сложный способ сложить с себя полномочия и избавиться от ответственности за последствия неблагоприятной коммерческой деятельности.

Процесс прекращения деятельности компаний

— продолжительный и трудоемкий процесс. Сначала участники юридического лица принимают решение о прекращении его деятельности, согласовывают состав ликвидационной комиссии и сообщают об этом в регистрирующий орган — налоговую инспекцию. Это надо успеть сделать в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. О принятом решении также необходимо сообщить через «Вестник государственной регистрации», установив срок для принятия претензий, который не может быть менее 2 месяцев. Процесс закрытия фирмы можно будет продолжить лишь по истечении этого срока. Следующим шагом будет прохождение налоговой проверки, расчеты с бюджетом, составление ликвидационного баланса и расчеты с кредиторами, заявившими свои претензии.

Этот вариант ликвидации не только очень длительный (сроки варьируются от 6 месяцев и более), но и достаточно дорогостоящий, поэтому небольшие фирмы предпочитают отказаться от трудоемких и затратных бюрократических процедур, передать свои активы другой организации и перейти под ее управление путем реорганизации — слияния или присоединения. В этом случае тоже будут приниматься решения участников, публиковаться объявления и подаваться заявления в налоговую инспекцию. Разница состоит в том, что при ликвидации права и обязанности прекращаются, а при реорганизации они переходят к другому предприятию.

Продажа долей в уставном капитале предприятия, условно называемая еще одним способом ликвидации, юридически ею не является, поскольку фирма остается в госреестре. Но смена собственников — самая простая процедура, занимающая минимум времени и позволяющая легко избавиться от неугодной компании, очень востребована. Тем более участникам достаточно только подписать соответствующие документы в присутствии нотариуса, а направление пакета документов в налоговый орган — это уже задача нотариальной конторы.

Преимущества добровольной процедуры ликвидации

Процедура ликвидации субъекта — непростой процесс, особенно если есть долги. Быстрота и эффективность закрытия фирмы зависит от истории ее деятельности, возраста, наличия кредитов. Если по всем параметрам есть негативные составляющие, то оперативно ликвидироваться официальным методом — непростая задача для владельцев предприятия, но реальная.

Можно перестать вести деятельность и сдавать отчетность, попросту бросив фирму, и налоговые органы через год обратятся в суд, чтобы решить вопрос удаления компании из госреестра юридических лиц, а можно начать процедуру банкротства. В любом случае возникнет ряд не очень приятных вопросов, связанных с долгами.

Добровольная ликвидация СПД влечет за собой полное прекращение обязанностей перед третьими лицами и государственными структурами и исключает возможность проведения последующих проверок фискальными органами.

В отличие от реорганизации ликвидация представляет собой прекращение субъекта без правопреемства.

Основания для ликвидации в добровольном порядке - это различные причины (например, достижение цели или истечение срока, на которое было создано юридическое лицо), влекущие принятие решения субъектом о прекращении своей деятельности. Чаще всего такой причиной является нецелесообразность продолжения деятельности субъекта, например, из-за невозможности получить прибыль в условиях конкуренции, подобрать квалифицированные кадры, вследствие уничтожения имущества третьими лицами и пр. Хозяйствующий субъект, принимающий решение о прекращении своей деятельности, не обязан обосновывать причины принятия такого решения. Решение принимается органом управления юридическим лицом, уполномоченным на то учредительными документами (например, общим собранием акционеров). В хозяйственных товариществах, где органы управления не создаются, решение принимается их учредителями (участниками).

Принудительно юридическое лицо ликвидируется по решению суда. Принудительная ликвидация является формой ответственности субъекта за правонарушение. Виды правонарушений указаны в п. 2 ст. 61 ГК РФ (например, допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов) и в других статьях ГК РФ. Другими (кроме ГК РФ) законами основания для принудительной ликвидации устанавливаться не могут.

Процедура ликвидации включает следующие этапы .

1. Принятие решения о ликвидации и назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия назначается органом управления юридическим лицом или учредителями (участниками) организации. В случае принудительной ликвидации суд возлагает обязанность по проведению ликвидации на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица . Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

Если учредители (участники) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ими ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца выносит в судебном заседании определение о назначении ликвидатора. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица . С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

2. Этап подготовки промежуточного ликвидационного баланса - документа, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Чтобы кредиторы своевременно эти требования предъявили, ликвидационная комиссия обязана принять меры к опубликованию информации о ликвидации с указанием порядка и сроков заявления кредиторами своих требований (срок должен быть не менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации). Кроме того, ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Подготовленный промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом юридического лица или учредителями (участниками) организации (в зависимости от того, кто принял решение о ликвидации).

3. Этап расчетов с кредиторами. Расчеты осуществляются в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ. Данный этап завершается составлением и утверждением ликвидационного баланса.

4. Государственная регистрация факта ликвидации юридического лица. Ликвидация считается завершенной с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Если юридическое лицо длительное время (в течение двенадцати и более месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения), не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, оно признается фактически прекратившим свою деятельность, т. е. фактически недействующим. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, без решения суда.


Контрольные вопросы

1. Какие признаки отличают субъекта предпринимательской деятельности?

2. Укажите критерии классификации и виды субъектов предпринимательской деятельности.

3. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности предусмотрены законодательством? В чем их отличия?

4. Что понимается под созданием субъектов предпринимательской деятельности? Каковы этапы создания коммерческой организации?

5. В чем заключается отличие реорганизации от ликвидации? Укажите виды реорганизации.

6. Что означает добровольная ликвидация хозяйственного общества? Какие основания установлены для принудительной ликвидации?


Литература

1. Габов А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М., 2011.

2. Глушецкий А. А. Размещение ценных бумаг: экономические основы и правовое регулирование. М., 2013.

3. Корпоративное право: учебный курс / отв. ред. И. С. Шиткина. М., 2011.

4. Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.

5. Лаптев В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010.

6. Могилевский С. Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения. М., 2010.

7. Поваров Ю. С. Акционерное право России. М., 2009.

8. Тониян В. В. Проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций. М., Юриспруденция, 2006.

9. Шапкина Г. С. Применение акционерного законодательства. М., 2009.


Похожая информация.


Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника - юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в НК РФ. В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61). Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право. - М.: Велби, Проспект, 2010. - с. 174



Просмотров