Общественный строй России первой половины XIX В. Общественный строй России в первой половине XIX в

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кафедра «Истории государства и права »

Контрольная работа

по курсу «История отечественного государства и права»

Ход и результаты систематизации российского права в первой половине Х ІХ века

План

Введение

§ 1. Общественный строй России в первой половине XIX века

§ 2. Государственный строй России в первой половине XIX века

§ 3. Систематизация Российского права в первой половине XIX века

Заключение

Юридический казус

Введение

В истории Российского государства начало XIX века занимает особое место в связи с тем, что государственно-правовые явления, происшедшие в этот период, обусловили дальнейшее развитие государства и права до Октябрьской революции. В этот период происходит рост капиталистических отношений в России, развивается освободительное движение. В противовес этим явлениям выявляется тенденция усиления централизации государственного аппарата, как основного орудия укрепления крепостнических отношений. Ведется активная работа по кодификации права, издается ряд крупных инкорпорций и кодексов, что свидетельствует о высоком уровне развития юридической мысли в России.

К началу 19 века в России накопился огромный нормативно-правовой материал. Однако этот материал не был систематизирован: общая кодификация не проводилась со времен издания Соборного уложения 1649 года. Последнее считалось действовавшим так же, как и законодательные акты Петра I и его преемников. Существовало множество актов, изданных в разное время, отражавших развитие общественно-политической и экономической жизни страны на разных этапах. В ряде случаев акты вступали в противоречие друг с другом и не отражали в целом потребностей общественно-экономического развития: отсталость и запутанность законодательства противоречили интересам и буржуазии, и господствующего класса, дворянства. Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России потерпели неудачу.

К 1830 г. полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 г. - напечатано. Оно состояло из 40 томов (330920 нормативных актов) и 6 томов приложений. Полное собрание законов послужило основой для работы над Сводом действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи был опубликован и вступил в действие в 1835 г. Составители расположили акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права: Свод делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. Свод законов официально полностью переиздавался дважды: в 1842 и 1857 годах.

§ 1.Общественный строй России в первой половине XIX века

Для эпохи «просвещенного абсолютизма», ставившего целью сохранить порядок, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию, характерно формирование сложной сословной структуры. Вследствие чего не следует допускать уравнивание прав и ликвидацию привилегии. В связи с этим дворянство выходит на первый план и наделяется большим количеством привилегий, обозначенных в «Грамоте на права и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г. Прежде всего, закреплялось положение Манифеста 1762 года «О вольности дворянской» о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Устанавливались политические права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать судей для дворянских судов. Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые послужили основанием для приобретения дворянского звания. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространялось на всех членов семьи дворянина. Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявлялись моральное падение преступника и нечестность. Перечень таких преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и т.д. к имущественным правам дворянства относилось полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землёй и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только равный ему сословный суд. Закреплённые за дворянством права определялись как «вечные и неизменные», однако регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений.

Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться ещё в конце 17 века. В начале 19 века «средний род», куда относились: учёные, художники, чиновники, духовенство, купцы, фабриканты, мореплаватели, владельцы судов, мещане, ремесленники, работные люди и др., располагал полнотой государственных прав, право на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владеть городскими и загородными домами. Они получали право владеть промышленными заведениями, организовывать банки, конторы и прочее.

В 1785 году был разработан проект ещё одной основной грамоты- Сельского положения. Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в отношении крестьян ясно определилась. Крестьянское население подразделялось:

1. государственные поселяне (принадлежали государству и владели землями, полученными от правительства);

2. свободные крестьяне (арендовали землю у правительства или дворян и не являлись крепостными);

3. крепостные крестьяне (принадлежали дворянам или императору).

Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это сделать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами. Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были ограничены. Определялось, что крепостная зависимость носит вечный характер. К владельцам перешли права бывших господ, распоряжавшихся судьбой холопов: крепостных можно было продавать, обменивать поштучно и отдельно от семей (запретили только в 1843 г.). Помещик не был ограничен масштабами хозяйственного использования труда крепостных. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам - государственному суду.

Крепостное состояние в 18 веке превратилось в частную зависимость крестьян от владельцев. Прежнее холопство поглотилось крепостным состоянием, в нём различные виды слились. Массу крепостных крестьян составляли различные категории. Свободными людьми оставались казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели право на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома от постоя. Устанавливалось единообразное и особое военно - административное управление казачьими войсками: войсковая канцелярия, руководство которой назначалось правительством, а члены избирались казаками.

В первой половине 19 века во всех отраслях экономики происходило формирование капиталистических отношений. Сельское хозяйство ориентировалось на рынок, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, в поместьях появлялось всё большее число промышленных предприятий и мануфактур, на которых использовался труд крепостных. В промышленности возрастало применение наемного труда, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. Быстро возрастал спрос на свободную рабочую силу. Её пополнение возможно было осуществлять только из крестьянской среды, для чего следовало провести определённые правовые преобразования в положении крестьян.

Так в 1803 году был принят Указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. А в 1842 году был издан Указ об обязанных крестьянах, предусматривавший возможность передавать помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика. Указ об обязанных крестьянах предоставил помещикам право личного освобождения крестьян без земли; в 1843 году запрещено продавать крепостных без земли, 1848 г. крестьянам с согласия помещика разрешалось покупать землю. В 1847 году было создано Министерство государственных имуществ, которому поручено управление государственными крестьянами; упорядоченно оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход - волостное управление - сельский сход - сельский староста.

§ 2. Государственный строй России в первой половине XIX века

В первую половину XIX в. складывались более четкие этапы законодательного механизма абсолютной монархии: законодательная инициатива принадлежала исключительно императору и верхам бюрократии, разработка законопроектов происходила во внутриведомственных (министерских) комиссиях и межведомственных комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроектов проводилось в департаментах и общем собрании Государственного совета; после царской устной или письменной "санкции"" законопроект становился законом Хрестоматия по всеобщей истории. / Под ред. Крашенникова Н.А., - М.: Зерцало , 2001. - С. 91 .

Одновременно с министерствами 8 сентября 1802 г был учрежден Комитет министров, состоявший из министров и главноуправляющих на правах министров. С учреждением Государственного совета в состав Комитета министров вошли председатель Государственного совета, а также председатели его департаментов. Кроме того, в 1812 г. Комитет министров включились отдельные лица по назначению императора. Комитет министров являлся органом, характерным для абсолютной монархии. Это было высшее административное учреждение, совещание неограниченного монарха по вопросам управления государством с наиболее доверенными, назначенными им и ответственными только перед ним высшими чиновниками. На его рассмотрение выносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов. Поступали в Комитет и запутанные дела, которые министры не желали разрешать своей властью. Через Комитет проходили многочисленные дела по надзору за государственным аппаратом (материалы сенаторских ревизий, выговоры местным администраторам и т. п.), а также дела по личному составу правительственных учреждений (назначения, увольнения, наградные, пенсионные и пр.).

В 20-х годах 19 века Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. С 1826 г. эта работа сосредоточилась в Собственной Его Величества канцелярии, которая превратилась в орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. 31 января 1826г. в составе канцелярии были созданы первое и второе отделения, 3 июля 1826 г. - третье, 26 октября 1828 г. - четвертое, 29 апреля 1836 г. - пятое, и, наконец, 30 августа 1842 г. - шестое отделение. Каждое из этих отделений составляло самостоятельное высшее государственное учреждение с особым начальником, ответственным только перед императором, штатами и делопроизводством.

Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Создание и деятельность второго отделения канцелярии было связано с кодификацией законов - составлением различных сборников законов России. Особое место в государственном аппарате России занимало Третье отделение - орган политического сыска и следствия, созданный по записке генерала А.Х. Бенкендорфа. Исполнительным органом Третьего отделения были воинские соединения корпуса жандармов (1827), преобразованного 1 июля 1836 г. В первые годы своей деятельности Третье отделение было направлено на осуществление расправы с осужденными декабристами, а также с кружками передовой университетской молодежи конца 20-30-х годов. Четвертое отделение было создано из канцелярии императрицы Марии Федоровны (жены Павла 1). Это отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое и шестое отделения канцелярии считались временными. Пятое отделение было учреждено для разработки реформ о государственных крестьянах. Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

В начале XIX в. происходит замена коллегиального управления министерским. Проект создания министерств принадлежал деятельному члену комитета Н. Н. Новосильцеву. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России создавались первые восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища. Коллегии были сохранены и расписаны между министерствами. В одних случаях в состав министерства вошла одна коллегия, в других - по нескольку. Между министрами и коллегиями установились довольно сложные отношения. Министры не вмешивались в текущие дела коллегий и лишь наиболее важные дела разрешали под свою ответственность.

Особое место в истории министерств заняло "Общее учреждение министерств" 25 июня 1811 г., документ, подготовленный Сперанским М.М., определившее единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими учреждениями. Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства стоял министр с товарищем; при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые делились на отделения, а отделения - на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия. Директора департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделений - директорам департаментов, а столоначальники - начальникам отделений История Отечества. Учебник для вузов /Под ред. Комков О.А., - М.: Инфра-М, 1999. - С. 184-186 .В состав министерств включались и так называемые "особенные установления": канцелярии, счетные отделения, ученые комитеты, лаборатории, вспомогательные учреждения финансового, технического и другого специального назначения Чистяков О.И. История отечественного государства и права., - М.: Бек, 1999. - С. 208 .

В России с 1811 г. существовали 8 министерств (внутренних дел, полиции, юстиции, финансов, народного просвещения, военное, морское и иностранных дел); три главных управления (духовных дел иностранных исповеданий, ревизии государственных счетов, путей сообщений); на правах центральных ведомств действовали Главное казначейство и Департамент уделов.

§ 3. Систематизация российского права в первой половине XIX в ека

Монархия первой половины XIX в. имела целый ряд специфических особенностей. Одной из них было стремление самодержавия к более тщательному юридическому обоснованию не только власти, но и всей политики абсолютизма. Другая опора самодержавия - его идеология, государственная доктрина - переживала кризис. Попытки заимствовать содержание и методы западноевропейской реакционной религиозной идеологии в 10-х годах XIX в. потерпели крах. К 30-м годам 19 века окончательно сложилась "национальная" государственная доктрина самодержавной России - теория "официальной народности", основными идеями которой были: самодержавие, православие и народность (последнее понималось как покорность широких народных масс всем порядкам феодально-крепостнического государства). Углубление кризиса феодально-крепостнического строя к середине XIX в. привело вначале к тормозящим явлениям в деятельности государственного аппарата, а затем и к подлинному параличу наиболее важных его звеньев (суда, военного аппарата, администрации и т.д.).

После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о новом «Уложении», и в 1796 г. была создана комиссия, задачей которой было не составление нового, а подготовка сводного «Уложения», в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права. За время царствования Павла I комиссия успела подготовить 17 глав из сферы судопроизводства, 9 из вотчинного права и 13 глав уголовного права. Неудача всей кодификационной деятельности до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых.

Новые задачи кодификации, с приходом в 1801 году к власти Александра I, который одним из первых в России осознал необходимость реформ, перед комиссией ставились:

Законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»;

Они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных в соответствии с «духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером»;

Они должны располагаться по строгой системе; они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.

Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на пространстве всей Российской империи. Из массы существующих законов необходимо было выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны». Новое «Уложение» предполагалось разделить на шесть частей:

1) «законы органические и коренные», определяющие правовой статус императора, его отношения с правительственными органами и подчиненными;

2) «общие основания и начала права», т.е. формы права, его действие в пространстве и во времени, принципы толкования закона, перечень санкций, понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности, способы их приобретения и прекращения;

3) общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям, обязательствам, владению и собственности;

4) уголовные законы и устав благочиния;

5) способы приведения законов в исполнение, применения их на практике, а также законы о судоустройстве, о разделении судебного процесса на части;

6) местные законы, применяемые при особых условиях, существующих в отдельных регионах страны.

В 1803 г. дело систематизации права было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ, в котором первоочередной задачей стала кодификация законов о судоустройстве и судопроизводстве, а целью законов являлась защита личности и собственности.

Работа по систематизации российского права была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Он начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. В основу реформы государственного устройства и правления он предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Поэтому, следовало, прежде всего, отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых органах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II.

Для того, чтобы успешно провести эти изменения, следовало реформировать в первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их систематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение к уложению государственных законов». Был создан новый Государственный совет. Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматривались Советом. В его компетенцию были отнесены все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений. Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению Сперанского М.М. создается специальный комитет по рассмотрению проекта гражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого и сенаторов Алексеева и Корнелова. Предполагалось поднять все старые нормы права, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения в Российской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве, неразработанность целого ряда институтов, и язык, недоступный для понимания не только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить к созданию проекта нового гражданского «Уложения». Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). В Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь возобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей, предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, остались без изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие договорные, брачно-семейные и наследственные отношения.

В январе 1826 г. М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с предложениями продолжить кодификационную работу. Доводы Сперанского были признаны достаточно вескими и послужили созданию второго отделения собственной его величества канцелярии.

Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления «Свода» основывалась на следующей методике:

а) статьи «Свода», основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;

г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;

д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч статей. «Свод законов» должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы;

2) учреждения (центральные, местные, устав о государственной службе);

3) «законы правительственных сил» (устав о повинностях, устав о податях и пошлинах, устав таможенный, уставы монетный, горный и о соли, уставы лесной, оброчных статей и счетные);

4) законы о состояниях;

5) законы гражданские и межевые;

6) уставы государственного благоустройства (уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный; уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи);

7) уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный, уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных);

8) законы уголовные.

Кодификационная работа проводилась следующим образом:

Из государственных сенатских, колежских архивов были собраны реестры всех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг, содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись с подлинниками. Однако, собрание узаконений не предполагалось использовать в практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I.

Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было прежде всего то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения».

19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи». В целом, данную попытку кодификации российского права можно считать успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского.

Разработка «Уложения о наказаниях» началась сразу после создания «Свода законов» и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV «Свода законов». Но авторы «Уложения» не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете «Уложение» было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.
«Уложение о наказаниях» было громадным законом. Оно содержало более 2000 статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру.

Такая громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые не могли бы разобраться в юридических абстракциях и, которым нужно было показать состав преступления как можно проще и нагляднее.

Впервые в российском законодательстве «Уложение» содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления. «Уложения» предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный
арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения
наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться
телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.

Заключение

Исследовав в данной работе изменения в государственном аппарате России в первой половине 19 века необходимо отметить, что в первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе (кризис феодального строя, складывание в недрах феодальной формации капиталистического уклада). Специфическими чертами монархии была ее политическая гибкость (лавирование между реформами и военно-полицейскими методами управления), укрепление внешней "законности" императорской власти и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического воздействия крепостнического государства.

Усложнение задач государства вызвало необходимость создания ряда высших государственных учреждений с более четким функциональным назначением: Государственного совета, Комитета министров, Собственной е. и. в. канцелярии, превращения Сената в высший орган суда и надзора.

На рубеже XVIII и XIX вв. произошла смена коллегиальной формы управления министерской, вызвавшей усиление бюрократизации всего аппарата. Созданные реформой 1802-1811 гг. министерства и главные управления обособились в самостоятельные ведомства с более четкой по сравнению с коллегиями компетенцией, порядком взаимоотношений с высшими и местными учреждениями и делопроизводством.

Продолжали существовать основные административные, полицейские, финансовые и судебные учреждения и сословные органы, созданные реформами 1775-1785 гг.

На большей части окраин правительство создало "особенное" управление, характерными особенностями которого были большая самостоятельность местной администрации наместничества или генерал-губернаторства, слияние военного и гражданского управления, а на некоторых окраинах - привлечение местной феодальной и родоплеменной верхушки в отдельных звеньях управления и суда.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что в 1804 г. была создана новая кодификационная комиссия под руководством М.М. Сперанского. Комиссия создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложения. Но уложения эти не были приняты, так как содержали в какой-то мере нормы буржуазного права и представляли собой попытку реформировать законодательство. В 1826 г. комиссия возобновила работу и была преобразована во Второе отделение царской канцелярии (была поставлена под прямой контроль императора).

19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи».

После рассмотрения проекта в Государственном совете в августе 1845 г. было утверждено императором «Уложения о наказаниях» и введено в действие с 1 мая 1846 г.

Таким образом, в рассматриваемый в работе период, в российском законодательстве впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное и процессуальное.

Юридический казус

Боярин Алауров за определенную плату уговорил поручика Бецкого убить боярина Милославского. Бецкий стрелял в Милославского, но всего лишь ранил его в ногу. Бецкий был пойман на месте и приговорен к смертной казни. Алауров отделался денежным штрафом и тюремным заключением.

Соответствует ли решение суда положениям Артикулов Воинских?

Решение:

Артикул воинский 1715 года был подготовлен при непосредственном участии Петра I. Это первая попытка систематизации уголовно-правовых норм России. Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи "Соборного уложения" о мести преступнику и устрашения населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Теперь уже более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, колесование или четвертование).

Действуя с первой четверти XVIII в. параллельно с «Уложением» 1649 г., Артикулы Воинские содержали специальную главу “О смертном убийстве”. Одна ее новелла - положение о виновности преступника, что обусловило наличие требования о разграничении умышленного, неосторожного и случайного убийства. Последнее определялось как “весьма неумышленное и ненарочное убийство, у которого никакой вины не находится”. Неосторожное убийство рассматривалось в ряде случаев наказуемым, но формулировалось не самостоятельным, а привилегированным составом некоторых видов убийств, и характеризовалось как виновное лишение жизни, совершенное «не нарочно», «невольно”, “не в намерении” и т.п. Соответственно основной состав умышленного лишения жизни, предполагавший наказание в виде отсечения головы, усматривался в деянии того, “кто кого волею и нарочно без нужды и без смертного страху умертвит”. При этом наказуемым стало признаваться не только лишение жизни другого человека, но и самоубийство, а также попытка совершения самоубийства. Более обстоятельно были регламентированы положения института необходимой обороны (”нужного оборонения”). Установив ряд условий правомерности ее применения, касающихся соразмерности (”умеренности”) причиняемого вреда, причем как нападающему, так и тому, кто его принудил к нападению, своевременности защиты, невозможности использования другого способа обороны, законодатель правомерное “оборонительное супротивление” признал ненаказуемым вообще, а за нарушение “правил нужного оборонения” предусмотрел смягченное наказание. Встав на путь отказа от смягчения ответственности за убийство, совершенное в состоянии опьянения, Артикулы воинские о других видах привилегированных составов убийства не упоминали. Что же касается квалифицированных видов, то в их числе особо называлось убийство за вознаграждение, лишение жизни путем отравления и посягательство на жизнь “отца своего, мать, дитя во младенчестве, офицера”. Лиц, приказавших совершить убийство либо оказывающих помощь убийству советом или делом, предписывалось наказывать “яко убийцу”.

Таким образом, несмотря на то, что убийство Милославского не было закончено Бецким, в соответствии с Артикулом 161 «… кто для прибыли или в надежде к какой прибыли договоритца, найметца или даст себя подкупить, или готова себя учинит кого убить смертно, тогда оный купно с тем, кто его нанял, подкупил или упросил, колесом разломан, и тела их на колеса положены быть имеют», так как в толковании к данному Артиклу сказано: «Ежели тот, котораго умертвить хотели, подлинно не убит, однакож на него нападение было, и оный побит или ранен, то как подкупщик, так и наемщик мечем казнены, и обоих тела на колеса положены будут». Несмотря на то, что в соответствии с Артикулом 160. «Ежели кто кому прикажет кого смертно убить, оный також яко убийца сам имеет казнен быть смертью, а именно голову ему отсечь», боярин Алауров должен был казнён не через отсечении головы, как заказчик убийства, а должен был бы казнён, как и Бецкий, через колесование.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что решение суда, в отношении поручика Бецкого, соответствует Артикулам Воинских, а, в отношении боярина Алаурова - не соответствует.

Подобные документы

    Систематизация законодательства как институт правового регулирования общественных процессов, дополнительный стимул поддержания законности и правопорядка. Этапы кодификации российского общеимперского законодательства под управлением М.М. Сперанского.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2015

    Личные и имущественные права дворян. Характеристика политики Александра I. Правовой статус городского населения как особого сословия начал. Проект Конституции 1809 года. Особенности составления М.М. Сперанским Полного собрания законов Российской Империи.

    тест , добавлен 20.02.2010

    Систематизация российского права в первой половине XIX века. Развитие союзных органов государственной власти и управления в соответствии с конституциями СССР 1924 и 1936 годов. Приспособление государственного аппарата к изменениям в экономическом строе.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2015

    Характерные черты государственного строя Московской Руси в XIV-XVI вв. Изучение основных понятий и терминов по разделу программы: "Возникновение государства и права на Руси". Основные направления развития российского законодательства в XVIII-XIX вв.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2010

    Государственный строй России в период становления капиталистических отношений. Кодификационная работа Комиссии по составлению законов при Александре I. Кодификация русского права при М.М. Сперанском. Развитие права в России в первой половине XIX в.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2011

    Изменение в государственном аппарате России в годы Первой мировой войны. Влияние развития капиталистических отношений на слои населения. Развитие гражданского права в Российском государстве (1917-2001 гг.) Новый процессуальный порядок рассмотрения дел.

    реферат , добавлен 21.02.2012

    Изучение общественного строя России в начале XIX века и определение предпосылок развития государственной системы. Изменения государственного механизма, социально-экономические и законодательные реформы. Кодификация и отраслевая систематизации норм права.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2013

    Разделение городского и сельского населения Новгородской феодальной республики на сословия, функции вече и структура местного управления. Общественный и государственный строй Псковской республики. Нормы гражданского права, содержащиеся в Судебной грамоте.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    История развития понятие "система права". Развитие простого товарного производства. Структурные элементы системы права. Сущность и особенности системы российского права. Характеристика систематизации юридических норм. Методы правового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Причины реформ государственного аппарата Российской империи. Образование, структура и полномочия министерства внутренних дел в первой половине XIX века. Взаимодействие органов полиции и министерства внутренних дел. Реформирование местных органов полиции.

План

Государство и право Российской империи в первой половине XIX в.

Лекция 7.

1. Общественный строй

2. Государственный строй

3. Систематизация права

Литература

1. Бутенко, Э.Ф. Смертная казнь в законодательстве России XIX века / Э.Ф. Бутенко – История государства и права. – 2006. – № 8.

2. Выскочков, Л.В. Николай I / Л.В. Выскочков. – М., 2003.

3. Детков, М.Г. Наказание в царской России. Система и исполнение / М.Г. Детков. – М., 1994.

4. Ефремова, Н.Н. Судоустройство в России в XVIII – первой половине XIX вв. / Н.Н. Ефремова. – М., 1993.

5. Кузнецов, Д.Ю. Причины преступности несовершеннолетних в российской империи в первой половине XIX в. / Д.Ю. Кузнецов // История государства и права. – 2012. – № 2.

6. Наумов, А.В. Зарождение российской науки уголовного права (Вторая половина XVIII-первая половина XIX вв.) / А.В. Наумов // Государство и право. – 2006. – № 1.

7. Развитие русского права в первой половине XIX в. – М., 1994.

8. Староверова, Е.В. Отречение цесаревича Константина Павловича от права наследование престола / Е.В. Староверова // История государства и права. – 2009. – № 5.

Официально все население Российской империи по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

Дворянство обладало всеми привилегиями, как и ранее, и получало с развитием капиталистических отношений новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. Феодальное государство экономически поддерживало дворян через государственный заемный банк и иные кредитные учреждения. Оно особенно стремилось усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма. Этой цели служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству к старшему сыну, их нельзя было отчуждать посторонним лицам и дробить.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось.

С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. Так, с 1801 г. они, а с 1835 г. и их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. – от постоя.



Представители духовенства, награжденные орденами, приобретали дворянские привилегии. Такую практику ввел Павел I. При этом белое духовенство получило наследственные дворянские права, а черное духовенство, лишенное возможности передавать имущество по наследству, вместе с орденом получало так называемое командорство, т.е. участок населенной земли на основе права пользования с целью извлечения доходов.

С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах. Причем добровольные мероприятия перемежались с принудительными. По Указу 1828 г. детям священнослужителей по их выбору предлагалось избрать гражданскую или военную службу, а не сделавших это в течение года надлежало записывать в одно из податных состояний.

С 1842 г. постепенно осуществлялся перевод на государственное содержание приходского духовенства. Оставшаяся часть духовенства, не получавшая жалованья из казны, лишилась прямых экономических связей с прихожанами, поскольку вводились сборы с населения на содержание приходов.

Крестьяне. Феодально-зависимые крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежавших царской фамилии.

Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. В 10-м томе Свода законов Российской империи крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.

В развитии правового положения помещичьих крестьян прослеживаются две тенденции. Во-первых, феодальное государство стремилось сохранить бесправное положение этой социальной группы населения, а, во-вторых, под влиянием экономических, социальных, политических факторов оно было вынуждено предпринимать определенные шаги к некоторому изменению правового статуса крепостных крестьян. Так, 20 февраля 1803 г. был принят указ о свободных хлебопашцах. По этому Указу помещики получили право (но не были обязаны) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. Кроме того, Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать земли; а Указ от 3 марта 1848 г. предоставил такое же право и помещичьим крестьянам. В целях развития промышленности Указ от 28 декабря 1818 г. разрешил всем крестьянам, в том числе и помещичьим, «учреждать фабрики и заводы».

В 1842 г. появился Указ об обязанных крестьянах. Помещики могли предоставлять крестьянам землю в пользование, за что последние должны были нести определенные по договору повинности. Помещики сохраняли над ними «право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях».

С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев, общее количество которых в 1825 г. составило около 400 тыс. человек. Они должны были заниматься сельским хозяйством (сдавать государству половину урожая) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, отлучаться в город по хозяйственным делам, и вся их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

Волнения государственных крестьян, значительные недоимки за ними заставили правительство в 1837 г. провести реформу управления государственными крестьянами. Для управления ими было учреждено Министерство государственных имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены земельные наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления: в волостях действовали волостной сход и волостное управление, а в селах и деревнях – сельский сход и сельский староста.

Труд посессионных крестьян был малопроизводителен. В промышленности стало все более увеличиваться применение наемного труда. В 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян.

Положение удельных крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.

Городское население. В первой половине XIX в. в связи с развитием буржуазных отношений правовое положение городского населения продолжало изменяться.

Государство, заинтересованное в развитии торговли и промышленности, наделяло богатое купечество особыми правами. В 1832 г. для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. В разряд потомственных почетных граждан входили крупные капиталисты, ученые, художники и дети личных дворян; а личных почетных граждан – низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Купечество стало делиться не на три, а на две гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй – розничные торговцы. Купцы сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами.

Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Для перехода из разряда подмастерьев в мастера необходимо было проработать подмастерьем не менее трех лет, достичь совершеннолетия и выдержать соответствующие испытания на мастерство. Цехи имели свои органы управления.

Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму. Правовое их положение в первой половине XIX в. не изменилось.

Таким образом, в России в первой половине XIX в. господствующее положение занимали такие сословия, как дворянство и духовенство, которые получали с развитием капиталистических отношений новые права, а основную массу населения составляли крестьяне и городское население, в правовом положении которых также происходили изменения.

Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан

Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела.

Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи.

Правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. Отменены телесные наказания священников, дьяконов и их детей. Духовенство освобождено от земельного сбора (1807 г.) и от постоя (1821 г.).

Основную массу населения составлялокрепостное крестьянство. Александр 1 со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ “О вольных хлебопашцах”, предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон.

Наиболее тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка.

Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.

Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.

Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников.

Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.


Государственный строй России в первой половине XIX в.

По форме правления Россия в 1й пол. XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император. В своей деятель­ности по управлению государством царь опирался на разветвл.чинов. аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. дей­ствовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801-1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титуло­ванной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Госу­дарственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государст­венной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государствен­ным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разраба­тываться в царской канцелярии. Собственная Его Император­ского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управ­ления.

В 1802 г. началась министерская реформа. В соответст­вии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухо­путных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просве­щения. Министерства управлялись по принципу единонача­лия. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств.

Предпосылки реформ 1860-х – 1870-х гг.

Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти). Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

Из всех рассмотренных реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. После проведения крестьянской реформы царское правительство было вынуждено осуществить и некоторые другие преобразования, в том числе и в системе местного самоуправления. Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной.

Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной и более централизованной системы полицейских органов.

Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности и построенной на сугубо феодальной основе, резко ощущалась уже в период Крымской войны 1853 -1856 гг., обнаружившей полную непригодность вооруженных сил России, прямо связанную с общей отсталостью страны.

В связи с подготовкой и проведением крестьянской реформы были созданы Крестьянский и Дворянский банки. В 1860 г. был создан Государственный банк, а также сеть коммерческих банков.

В России продолжал действовать Свод законов Российской империи. Проведенные реформы внесли в него существенные изменения, но новая кодификация проведена не была. Попытка кодификации гражданского права не увенчалась успехом - проект гражданского уложения, подготовленный в конце XIX в., утвержден не был.


Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г.

Это было переломное время, когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян).

1)крестьяне получали личную свободу, свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как, освободившись от помещиков они стали зависимы от крестьянских общин

2)получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений

3)заниматься государственной службой

Но вопрос о земле не был решен сразу.

4)крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка.

6. Крестьянская реформа 1861 г. Правовое положение крестьян после отмены крепостного права .

Крестьяне получили личные и имущественные права:

Самост-но вступать в брак,

Заключать договоры,

Заниматься торговлей, промышленностью,

Право ведения своих судебных дел,

Право участвовать в работе органов обществ-го самоуправления,

Право поступать на службу, на учебу,

Право приобретать движимое/недвижимое им-во.

Но данные права крестьяне получили фактически в отсрочку, т.к в течение 2-х лет нужно было составить уставные грамоты. Именно уставная грамота и регул-ла взаимоотношения крестьянина и помещика. Реально грамоты сост-сь

помещиками. Сами грамоты удостоверяли мировые посредники, которые сглаживали конфликты между крестьянами и помещиками.

После заключения уставной грамоты крестьяне получили надел. С помощью надела менялся правовой статус крестьянина. Он переходил в разряд временнообязанного. Это предполагало, что земля еще собств-ть помещика. И за пользование землёй крестьянин несет повинность.

Самодержавие хорошо подготовило реф-му с целью компенсировать потери помещиков:

1) был произведен передел земли, вся тер-рия страны была разделена в зависимости от качества земли на несколько обл-й, для каждой гос-вом был установлен обязательный надел.

2) Размер надела определялся в рез-те переговоров конкретного помещика со своими крестьянами.(в этом смысл Уставной грамоты)

Итог: Крестьянская реф-ма была крайне непоследовательной. Она ликвидировала такой феод-й пережиток,как крепостничество. Но она сохраняла в неизменном виде крепостную общину.

К концу 19 века большая часть бывшей помещичьей земли фактически перешла к новой соц. группе – русской буржуазии.


7. Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы. Их роль в становлении местного самоуправления .

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии).

К 1-й курии (уездных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков).

Ко 2-й курии (городских избирателей).

3-я курия (выборные от сельских общин). На волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве.

Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии.

Земская реформа имела много противников. Причина: по законодательству Российской империи любая полит. деят-ть была запрещена! Она считалась исключительной компетенцией правительства. Земства – это органы самоупр-ния, => аппарата. В связи с этим правит-во опасалось, что на основе земств сформируется полит-я сила, которая станет в оппозицию правительству.

Чтобы избежать подобной ситуации, был введен ряд ограничений:

1) в значительной степени д-ть земских органов контролировалась губернатором;

2) земские органы самоупр-я создавались только в отдельных губерниях;

3) отсутствовало общероссийское земство и самоуправление на уровне волости;

4) земству одной губернии запрещалось вступать в контакты с земскими учреждениями др. губерний.

Земства сыграли огромную роль в развитии местной экономики. Для нормального сущ-ния земства и для решения своих задач был учрежден специальный налог. Последствием работы земств являлось то, что сформировалась новая соц. группа – земская интеллигенция. Это прежде всего врачи, учителя, статисты.

16 июня 1870 г. было утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского самоуправления, избравшиеся населением сроком на 4 года.

Распорядительным органом городского сам-ния являлась Городская дума, исполнительным – Городская управа , которую возглавлял городской голова

Гласных в Гор.думу могли избирать только плательщики городских налогов (домовладельцы)

Все избиратели делились на 3 курии:

1. крупные налогоплательщики

2. средние налогопл-ки

3. мелкие собственники

Классовая структура общества Русского государства в этот период претерпела некоторые изменения, связанные с усилением разложения крепостнического строя и формированием капиталистических отношений. Зарождались новые классы: буржуазия и пролетариат. По-прежнему население делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городское население.

Правовое положение дворянства было привилегированное, оно считалось "оградой престола". Оно пользовалось привилегиями, представленным "Жалованной грамотой дворянству" 1785 г. С развитием капитализма дворянству были предоставлены дополнительные права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. В XIX в. доступ в дворянское сословие затрудняется, Царизм стремился усилить позиции крупных землевладельцев. Манифест от 6 декабря 1831 г. "О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным" установил порядок избрания на общественные должности. Избирались только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин земли.

Закон от 16 июля 1845 г. установил так называемые заповедные дворянские имения - майораты, не подлежащие дроблению и переходящие по наследству старшему сыну. В 1798 г. были уволены со службы офицеры, не являющиеся дворянами, запрещено присваивать офицерские звания не дворянам.

Духовенство делилось на черное (монашество) и белое (приходское).

Правовое положение духовенства существенно изменилось. С 1801 г. лица духовного звания, а с 1835 г. - их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года - от постоя. Вместе с тем, принимались меры по ограничению духовного сословия только лицами, несущими службу в церквях, сокращению числа лиц, пользующихся привилегиями и не несущих повинностей.

Крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных, удельных (принадлежащих царской фамилии). Указ 28 декабря 1818 года разрешил всем крестьянам (в т.ч. и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

Развитие капиталистических отношений отразилось в некоторых актах, касающихся правового положения крестьян.

Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) покупать земли. Указ от 3 марта 1848 г. предоставил это право и помещичьим крестьянам.

Указ от 20 февраля 1803 года "О вольных хлебопашцах" предоставил право помещикам отпускать своих крестьян на волю за установленный самими выкуп. Сумели за 59 лет стать "Вольными хлебопашцами" лишь 111829 душ мужского пола. (По другим данным из 10,7 млн. крестьян стали свободными хлебопашцами лишь 71 тыс. крестьян).

Указ 1842 г. " Об обязанных крестьянах" предоставлял право помещикам выделять землю в пользование крестьянам, за что последние несли определенные повинности. Помещики при этом сохраняли право "суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях". Из более 10,7 млн. крепостных крестьян в положение обязанных было переведено лишь 27173 крестьянина.

С 1816 года часть государственных крестьян была переведена в положение военных поселенцев(около 400 тыс. чел. в 1825 году). Они должны были заниматься сельским хозяйством (на правах "половников") и нести военную службу. Им не разрешалось торговать и отлучаться в город. Жизнь их регламентировалась Воинским уставом. В 1837 г. была проведена реформа управления государственными крестьянами.

Для упорядочения сбора податей и управления государственными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ.

В результате реформы:

* было упорядочено оброчное обложение;

* несколько увеличены земельные наделы;

* регламентированы органы крестьянского самоуправления (в волостях действовали волостные сходы и волостные управления, а в селах и деревнях - сельский сход и сельский староста).

Что касается посессионных крестьян, то в 1840 г. заводчикам было разрешено их освобождать, т.к. в этот период получил распространение наемный труд. Положение удельных крестьян не изменилось.

Городское население в этот период значительно выросло, усилилось его расслоение.

В 1832 г. был введен институт личного и потомственного почетного гражданства. В разряд потомственных почетных граждан входили: крупные капиталисты, ученые, художники и их дети. В разряд личных почетных граждан - низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подать, не если рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Купечество стало делиться на 2 гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй - розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев.

Мещанами назывались лица, работающие по найму.

Низшую группу составляли рабочие люди.

По форме правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно уже стало тормозом исторического процесса.

Происходит всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю.

До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с совещательными функциями, 1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления власти на законодательный, исполнительный и судебный. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие.

Количество членов Совета в разное время колебалось от 40 до 80 человек. Председательствовал в общем собрании Совета император или один из членов Совета. Решение Совета направлялось императору. По подсчетам Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825гг. в Государственном Совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях - мнение меньшинства (причем в 4-х случаях согласился с мнением одного члена) .

В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание царя с наиболее важными вопросами управления. В его состав входили: министры, председатели департаментов Государственного совета, гос. секретарь и другие, назначенные императором лица. Решения Комитета утверждались императором. В 1802г. вместо коллегий были образованы министерства, возглавлявшиеся единолично министрами. Сначала коллегии входили в министерства, а затем ликвидировались.В 1811г. было 11 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения, полиции, путей сообщения, государственного контроля. Во II четверти ХIХ в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярия императора. созданная в

1812 г. оттесняет на второй план и Государственный совет и Комитет Министров, непосредственно связывая царя с правительственными учреждениями. Она уже рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г.

Первое отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение занималось кодификацией законов.

Третье отделение получило мрачную известность в борьбе с революционным движением в стране.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами.

Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) занималось в подготовке предложений по управлению Кавказом.

Роль Сената после Петра I значительно упала. Александр I предпринял попытку возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и вновь превратился лишь в высший Судебный орган.

Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине ХIХ в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.

1721 – сенат преподнес Петру первому титул императора. С одной стороны апофеоз феодальных отношений, с другой стороны в конце 19 века складывается буржуазные отношения.

Буржуазия.

1. Собственником того что производит, того что производит может стать любой.

2. В основе буржуазных отношений лежит наемный, а не зависимы труд.

В структуре существующих феодальных отношений формируются условия для развития буржуазных отношений. Если мы говорим о общественном строе, то меняется социальная структура и постепенно формируются те общественные слои, которые свойственны буржуазному обществу: буржуазия и наемные работники. Эти новые соцслои формируются за счет разложения структуры феодальных слоев населения. Из купечества и из верхушки крестьянства, разбогатевших различными способами, в т.ч. крепостными. Эти крестьяне в основном были оброчными, богатели, с материальной точки зрения могли себя выкупить, но это было не выгодно помещику, а закон не давал возможность самовыкупа, без согласия. Приносили большую выгоду, чем если бы работали на пашне (Ивановские мануфактуры, большинство – крепостные крестьяне). Часто начинались как рассеянная мануфактура (в разных территориальных местах каждый выполнял свою задачу).

Первая половина 19 века. Наличие крепостного права сдерживало развитие буржуазии. Мануфактура по любому принадлежала помещику, т.к. у крепостного нет право на имущество. Пролетариат складывался из: части ремесленников, городской бедноты, крестьянства, т.к. помещики не из черноземных губерней очень часто отпускали крестьян на оброк, что было выгодней. При этом новые слои образовывались в рамках существовавшей сословной системы. Все население Российской империи, начиная с конца 17 века (с 1690-ых…??) делилось на сословия, что определяло экономическое положение, политические права и т.д.

1. Те, кто платят подати, т.е. налоги государству.

2. Те, кто подати не платят.

Две основные категории привилегированного население: дворянство и духовенство. Формируется с конца 18 века, когда в результате реформ Петра 1, были отменены все предыдущие сословие. Произошло юридическое уравнивание понятий «вотчина» и «поместье». Плюс в качестве обязательной устанавливается несение службы для всех, вводится табель о рангах. В результате реформ 18 века устанавливается 43 типа дворянства.

1. Дворяне титулованное.

2. Дворяне потомственные.

3. Дворяне личные.

Свой титул 1-2 передавали по наследству, но у титулованных был собственный дворянский титул (Герцог и т.д.), а вот личное дворянство давалось императором за заслуги и по наследству не передавалось. Дворяне – это высшее сословие, сосредотачивающее экономическую и политическую власть в стране. Экономика – т.к. они основные землевладельцы и собственники, а полтика, т.к. они занимают в среднем и верхнем эшелоне управления практически все должности. Плюс только из дворян формируется офицерский корпус. Не платили подушную подать. Судились особым судом. Лишить дворянина титула и приговорить к смертной казни мог только император. 2-2,5% от населения.

Духовенство. Структура не меняется, за исключением реформы Петра 1, который отменил в Российской Империи (РИ) патриаршество и устанавливает контроль над делами православной церкви и передает этот контроль Сеноду – коллегии по делам церкви.

Духовенство делится на черное и белое. Церковь остается крупным землевладельцем. Священники судятся особым судом. Запрещено применять телесные наказания (так же как и дворянство). Церковь регистрирует рождение, смерть и брак.

Городское население, крестьянство и казачество.

Казаки – военнослуживое сословие, сформировавшиеся исторически на окраиних землях. Изначально, это были лихие люди, которые бежали от наказания из центральных районов российского государства. Брали на себя пограничные функции, потому что селились на границах. К 19 веку объединены в казачьи войска. Во главе всех казачьих воск стоял наследник российского престола. Во главе казачьего войска стоял наказной атаман, которого выделяли на казачьем круге – съезд представителей казачьих станиц. Ему наказывали возглавлять войско – обязательство. Поступая в казачье войско в возрасте 17 лет, они от государство получали в наследственное пользование 30 десятин земли. За землю они должны были нести службу со своим обмундированием, конем и т.д. Существовало казачье самоуправление, в каждом нас.пункте выбирался станичный атаман, на которого возлагались административные полномочия и мелкие судебные.

Купцы. К 19 веку. Для вступления в сословие нужно внести взнос. Крестьянин для того чтобы торговать должен был стать купцом. Три купеческие гильдии.

Купцы 1 гильдии не имели паспортной прописки. Только они имели право нести иноземную торговлю и их дети, в случае, если продолжали дело родителей освобождались от рекрутовской повинности. Для претендования в гильдию нужно иметь: капитал соответствующего размера и нужно было заручиться рекомендацией двух представителей гильдии, в которую вступали.

Купцы 2 гильдии могли торговать по все стране.

Купцы 3 гильдии могли вести уездную торговлю.

Почетные граждане (очень мало).

1. Потомственные. Статус приравнивался к дворянам. Права и привилегии могли передавать по наследству.

2. Личные. Не могли передавать по наследству. Вручались императором.

Купцы стремились стать почетными гражданами, поэтому занимались благотворительностью и меценатством.

К городскому непривилегированному нас отн: мелкие собственники, цеховые мастеровые, наемные работники. Платили подушную подать. Рекрутская повинность распространялась. Правами не обладали.

Начиная с 1648 года крестьяне делятся.

1. Помещичьи – крепостные.

2. Казенные.

3. Удельные.

4. Государственные.

Все крепостные.

Помещичьи. Не имеют права частной собственности, нет гражданских свобод, прикреплены к месту, а через место к владельцу, а, следовательно, если земли помещика, то крестьяне помещичьи, а если казны, то казенные. Судились особым судом. Телесные наказания. Статус наследственный.

1803 Александр 1 издает указ о вольных хлебопашцев, который разрешал помещикам отпускать крестьян за выкуп без земли, но сами крестьяне попросить не могли.

Во второй половине 18 века в стране устанавливается барщинное помещичье хозяйство, когда дворяне основные доходы получают от земли и с/х приносит основной доход государству. Именно этот факт позволяет Екатерине 2 даровать дворянам право не служить, приравняв управление поместьем к гос.службе, а в связи с этим положение крестьян ухудшается, барщина доходит до 4-5 дней. Павел 1 указ о трехдневной барщины. 3 дн работает на помещика, а 4 на себя. Если 5-6 на барина, а 2-1 на себя, то теряется покупательная способность крестьянина.

Государственный строй.

Абсолютная монархия. Во главе Император. Самодержавная власть. Считается, что апогея абсолютная власть достигает при Николае 1. 1825-1855.

Система гос. устройства. Симбиоз Петра 1 и Александра 1

Высшие органы все носят совещательный характер. К ним относится Сенат, Сенод, министерства

1802 году заменяются коллегии на министерства (8 шт): военных, морских дед, иностранных, внутренних, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

1811 – появляется положение о министерствах.

Отличие от коллегии в том, что коллегия управлялась коллегиально, избранным президентом. В министерствах введен жесткий принцип единоначалия. Министр назначается императором, полностью отвечает за происходящее в его министерстве.

Совет министров. Был коллегиальным, но занимался подготовкой документов.

1812 создается комитет министров – совещательный орган при царе. Задача координировать деятельность нескольких министерств при необходимости.

1826 При Николай 1. Создается собственное его императорское величество канцелярия (с.е.и.в.к.). Надведомственный орган, подчиняющийся непосредственно императору, для решения каких-то вопросов.

1. Отделение Личные поручение, подготовка законодательных проектов.

2. Отделение было создано для разработки свода законов РИ, кодификации и обобщении юридической практики.

3. Отделение. Жандармерия и тайная полиция.

4. 1828 Отделение. Занималось руковобством благотворит и попечит учреждениями и женскими отделениями.

5. 1836 отделение. Подготовка проекта реформ по управлению гос.крестьянами,а, потом и собственно управление крестьянами.

6. Отделение. 1842. Управление материалов по управлению территориями Кавказа.

Просуществует до 1917 года.


В основе Марксисская классификация.

Не немцы. Немцы – те, кто не говорит на русском, просто потом закрепился за Германией

Совместное празднование чего-то важного для общества. Верхушка и простолюдины вместе. Носит почти ритуальный характер.

За 40 гривен можно купить немаленькую деревню со всеми жителями.

На Киев чаще всего нападают кочевники, следовательно, тормозило в развитии, что привело к выравниванию по развитию.

Был там, где было 10 сотен ополчения, в Пскове не было.

Много жертвовал на благотворительность и подавал нищим, отсюда появилось такое прозвание.

Большинство людей топилось по черному (в избе), т.к. трубу проложить было очень дорогое удовольствие.

Приказы – коллегии – министерства – народные комиссариаты – система министерств.



Просмотров