Риски возникновения чрезвычайных ситуаций мчс. Риск чрезвычайной ситуации. Виды возможных техногенных чрезвычайных ситуаций

15.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Общие положения

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник чрезвычайной ситуации, источник ЧС – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Поражающие воздействие источника чрезвычайной ситуации, поражающее воздействие источника техногенной ЧС – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.

Риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС – вероятность или частота возникновения чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

Зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС – территория или акватория , на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Зона вероятной чрезвычайной ситуации; зона ВЧС – территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации.

Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС – объединение органов управления , сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

К затапливаемой относится территория, расположенная в центре города по проспекту Победы.

В отдельные годы с наиболее обильными снегопадами при таянии ледников и снега в горах сток рек Берёзовой и Ольховки увеличивается в 15 раз, а в месте их слияния – в 30 раз.

Река Берёзовая имеет узкое русло на промежутке от впадения в неё р. Ольховки до р. Белая. В результате р. Берёзовая выходит из берегов на этом участке и затапливает прилегающие территории.

Наиболее крупное затопление паводковыми водами и связанное с ним наводнение произошло в июне 2002 г., когда в зоне чрезвычайной ситуации оказался 371 человек.

Материальный ущерб от наводнения составил 721 млн. руб.

Подобные наводнения случаются здесь раз в 10 лет.

Из опасных геологических процессов, представляющих риск возникновения чрезвычайных ситуаций, на территории городского округа возможны землетрясения силой до 8-9 баллов, крупные оползни, грязекаменные потоки, обвалы, эрозия, просадки, подтопление, химическое и физическое выветривание и т. д.

Землетрясения. Город-курорт Кисловодск находится в сейсмоактивной зоне.

Практически вся территория города относится к 8-9 балльной сейсмической зоне . За счет постоянного снижения прочности грунтов, слагающих верхнюю часть геологического разреза, сейсмическая интенсивность постоянно возрастает. При низких значениях прочностных характеристик грунтов оснований сооружений даже небольшие по силе сейсмические толчки могут быть причиной деформаций и разрушений различных сооружений, а также – активизации опасных геологических процессов.

Размеры зоны вероятной чрезвычайной ситуации достигают 72 км2, численность населения, попадающего в эту зону, составляет 134,2 тыс. чел.

Предполагаемые общие потери могут составить 40 тыс. чел. , безвозвратные – 1,2 тыс. чел., санитарные – 20 тыс. чел.

Получат разрушения 4 населенных пункта.

Из строя может быть выведены 6 объектов экономики.

В результате землетрясений могут подвергнуться разрушению мосты через р. Ольховая и Берёзовая, Подкумок, нарушится движение на автодорогах Кисловодск – Пятигорск, прекратится движение железнодорожного транспорта на участках дорог Кисловодск – Минеральные Воды.

Могут получить разрушения подземные и наземные коммунально-энергетические сети. Возрастет опасность комбинированного поражения населения от последствий землетрясения и выброса АХОВ в результате аварий на химически опасных объектах.

Оползни. Оползнями выводятся из хозяйственного оборота многие гектары ценных земель, кроме того, крупные активные оползни могут быть причиной разрушения зданий инженерных сооружений, представлять угрозу жизни и здоровью населения.

Под угрозой разрушений находятся более 420 частных домовладений, зданий и сооружений. Численность населения, попадающего в зону ЧС, может насчитывать 2,87 тыс. чел. Прогнозируемое количество пострадавших при оползнях может составить до 1435 чел.

Размеры зоны вероятных ЧС, связанных с оползнями, достигает 1,2 км2.

Оползни широко распространены на территории г. Кисловодска. Более 20 оползней представляют опасность для жилых домов, памятников архитектуры, санаториев, городских коммуникаций.

Оползни постоянно нарушают нормальную эксплуатацию дороги к Олимпийскому спортивному комплексу, загромождая её оползневыми массами. Для расчистки этих участков к ним специально прикреплена дорожная техника.

Катастрофические оползни-потоки в районе спорткомплекса «Олимпийский» на окраине Кисловодска произошли в гг. В настоящее время оползни не стабилизировались и по-прежнему представляют угрозу этому объекту федерального значения, который служит тренировочной базой для подготовки спортсменов.

В северо-западной части города оползни постоянно являются угрозой для трассы главного магистрального водопровода , подающего воду из р. Эшкакон.

Оползневой опасности подвергаются сейсмическая лаборатория, расположенная на склоне ручья Солнечный, санаторий Эльбрус по
ул. Профинтерна, курортная больница по ул. Хмельницкого.

На площадке строительства санаторно-курортного комплекса «Сосновый бор» после того, как за сутки выпало две месячные нормы осадков, произошло два селевых выноса и активизировалось 13 оползней. В результате вся территория комплекса оказалась заваленной грязекаменным материалом.

Особую опасность представляют оползневые явления для железнодорожной линии Минводы-Кисловодск. Подпорная стенка на участке железной дороги в черте города имеет многочисленные трещины и не обеспечивает безопасности полотна.

В результате пригрузки склона и нарушения поверхностного стока при строительстве 9-этажного дома по улице Шаумяна образовался новый оползень. Для спасения строящегося дома была запроектирована подпорная стенка в комплексе с водозащитными мероприятиями.

Движение оползневых масс привело к разрушению подпорной стенки в центре города, на пересечении ул. Куйбышева и проспекта Победы.

Крупный оползень в течение многих лет осложняет строительство санатория «Каскад».

Оползень на склоне р. Ольховка несколько десятилетий угрожает федеральному памятнику архитектуры – Музею-Усадьбе художника
.

Оползневой опасности подвергаются основное здание усадьбы, а также вспомогательные здания, где появились сквозные зияющие трещины шириной до 50 мм.

Здесь по проекту московского института «Росреставрация» был выполнен большой комплекс противооползневых мероприятий. Однако он не обеспечивает устойчивости оползневого склона.

Грязекаменные и селевые потоки нередкое явление на территории города.

Во время сильных дождей ливневые осадки по улицам формируют бурные потоки, которые выносят обломочный и грунтовый материал к подножью склонов.

После ливня в июне 2002 г. главная площадь города на участке курортного бульвара была покрыта грязекаменным материалом, мощностью до 0,5-0,7 м

Селевые потоки формируются в бассейне реки Белая. Площадь селевых потоков может охватить территорию площадью до 1,0 км², с населением около
2,0 тыс. чел.

При возникновении селей возможны разрушения жилых домов, административных зданий, покрытия автомобильных дорог, железнодорожного полотна, мостов, опор линий электропередач, линий связи.

Обвально-осыпные явления. Осыпи и обвалы в г. Кисловодск развиты на востоке, юго-востоке и южной части городской территории.

Они приурочены к крутопадающим (до 45°) и обрывистым склонам, где обнажаются нижнемеловые породы.

Этими явлениями часто нарушается нормальное функционирование дороги, ведущей к санаторию Эльбрус.

Эрозия. Значительная часть пород, залегающих в верхней части разреза – легкоразмываемые. С этим свойством пород связано интенсивное развитие эрозионных процессов, наносящих огромный вред градостроительному использованию территории.

Также весьма ощутимо отрицательное воздействие эрозионных процессов на существующие и строящиеся объекты промышленного и гражданского назначения, дороги, трубопроводы, мосты и т. д. Особенно этот процесс опасен для сооружений, расположенных на небольшом расстоянии от бровок оврагов и балок.

Помимо прямого разрушающего влияния эрозионных процессов на сооружения, они часто являются причиной активизации оползней, выветривания и других процессов.

На территории города развита овражная и речная эрозия.

Овражной эрозии наиболее подвержена северная и северо-восточная части города, где наиболее распространены мощные (до 15 м) толщи легко размываемых лессовидных суглинков.

Глубина оврагов колеблется от 3,0 до 15,0 м, протяжённость достигает 1,5 км и более. Стенки оврагов почти отвесные.

Овраги, в основном, растущие.

Образование оврагов иногда обусловлено типично техногенными факторами. Например, размыв пород на склоне начинается при сбросе воды из ливневой канализации .

Речная эрозия интенсивно проявляется по рекам Аликоновка, Подкумок, Берёзовая, Белая и проявляется в виде боковой и донной эрозии.

Разрушительная деятельность рек угрожает частным домовладениям, действующему городскому кладбищу, санаториям (санаторий «Колос») и др..

Из-за подмыва берегов р. Подкумок постоянно приходится реконструировать берегоукрепительные сооружения.

Просадки. Неравномерные осадки сооружений могут быть причиной их деформаций и даже – разрушений, а следовательно, - и чрезвычайных ситуаций.

Просадочные явления наиболее развиты в северной части города – районе распространения лессовых грунтов на поверхности надпойменных террас р. Подкумок и конусах выноса рек Белой, Берёзовой и Аликоновки.

Величина просадки в основном не превышает 5-15 см, но иногда достигает 50 см. Просадочные явления являются причиной деформации жилых 5-этажных домов по улицам Пушкина, Железнодорожная и др.

Основной причиной просадок на рассматриваемой территории являются утечки из водонесущих коммуникаций, а также нарушение поверхностного стока при застройке города.

Подтопление. В связи с повышением уровня подземных вод, связанным с природными и техногенными факторами, подтопление стало одним из наиболее опасных для строительства процессов.

К подтопленным относятся территории низких пойм рек и балок Реброва и Васюкова на востоке города, а также многочисленные локально подтопленные объекты: территории санаториев «Эльбрус», «Каскад», «Красные камни», бывшей городской больницы по улице Чкалова, ванного отделения санатория им. Орджоникидзе и т. д.

По сравнению с 1983 г. в настоящее время площадь подтопления увеличилась более, чем в 1,5 раза. С подтоплением могут быть связаны неравномерные осадки сооружений и даже их разрушение.

В ряде случаев подтопление явилось причиной развития оползней, суффозии, просадки, снижения несущей способности грунтов оснований сооружений, повышения расчётного сейсмического балла, что, в свою очередь, также послужило причиной деформации многочисленных зданий и инженерных сооружений.

Карст довольно широко развит на склонах гор, окружающих город Кисловодск. Наибольшая концентрация карстовых полостей отмечается на правобережье р. Подкумок в местах распространения известняков у северных границ города. С карстом могут быть связаны крупные деформации сооружений, их разрушение и, соответственно, чрезвычайные ситуации.

Выветривание – активный геологический процесс, осложняющий возведение инженерных сооружений.

Выветриванию в той или иной степени подвержены все породы, но в наибольшей степени - нижнемеловые песчаники в местах выхода на поверхность или неглубокого залегания в южной части селитебной зоны и практически по всей курортной зоне.

Основным агентом выветривания пород является солнце и вода.

Ухудшения прочностных свойств этих песчаников является причиной деформации памятников истории – санаториев «Красные Камни», «им. Орджоникидзе», «Эльбрус» и др.

Следует учитывать, что изменение свойств пород в основании сооружений за время «нулевого цикла» может привести к серьезному ухудшению условий строительства за счет снижения прочностных свойств грунтов.

Процессы выветривания подготавливают условия для развития других неблагоприятных процессов – оползней, обвалов, осыпей, подтопления, повышения сейсмического балла.

Лесные пожары

Леса в г. Кисловодске, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами , подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей, она включает комплекс организационных, правовых и других мер. Потенциальная (природная) пожарная опасность и фактическая горимость лесов зависят от многих факторов: породного состава и состояния насаждений, типа условий их произрастания, развития транспортной сети, посещаемости лесов населением, противопожарного обустройства территории и многих других.

Лесные пожары оказывают значительное влияние на состояние и динамику лесного фонда . Сведения о количестве и площади лесных пожаров, а также об относительной горимости лесов на территории КМВ в разрезе лесничеств за предыдущие 10 лет приведены в нижеследующей таблице.

Таблица 1

СВЕДЕНИЯ О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ГОРИМОСТИ ЛЕСОВ РЕГИОНА КМВ В РАЗРЕЗЕ ЛЕСНИЧЕСТВ ЗА ПЕРИОД ГГ.

Наименование лесничеств

Количество пожаров

Площадь пожаров, га

Относительная горимость на 1 тыс. га лесной площади

среднегодовое

среднегодовая

Кисловодское

Лесные пожары возможны в районе города-курорта Кисловодска на площади в 0,8 км². В осенне-зимний период пожароопасны все лесные массивы, особенно леса на территории Курортного парка и склоны Боргустанского хребта. Степень пожарной опасности – средняя.

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными факторами:

Метеорологические явления обусловлены природными процессами, происходящими в атмосфере.

Гидрологические явления – затопление и наводнения обусловлены:

· климатическими и гидрологическими особенностями региона;

· отсутствием или неэффективностью работы защитных дамб и берегоукрепительных сооружений.

Опасные геологические процессы обусловлены:

Землетрясения :

высокой сейсмичностью 8-9 (баллов), обусловленной новейшими горообразовательными процессами на Кавказе;

· тектоническим строением.

Оползни :

· нарушением устойчивости склонов при их подрезке, связанной с прокладкой дорог, а также водотоками;

· произвольной нарезкой дорог по кромке склонов;

· утяжелением склона при водонасыщении слагающих его пород и при самовольной застройке;

· нарушением растительного покрова (вырубка лесов, распашка склонов);

· повышением уровня подземных вод за счёт технических утечек (из водопроводов, канализации, производств с «мокрой технологией»);

· сейсмическими толчками.

Грязекаменные потоки:

· горным рельефом окраин города;

· отсутствием ливневой канализации как единой системы;

· плотной застройкой склонов;

· расположением улиц вдоль склонов, концентрирующих ливневые

· воды, ранее равномерно распределённые по поверхности склона

Обвально-осыпные явления:

· высокой крутизной склона;

· трещиноватостью пород, слагающих склон;

· нарушенностью растительного покрова.

Эрозия:

· наличием в верхней части разреза легкоразмываемых пород;

Просадки:

· особенностями гранулометрического состава и структурных связей грунтов;

· замачиванием грунтов, связанным с природными факторами;

· замачиванием грунтов, связанным с техногенными факторами;

· неорганизованным отводом ливневых стоков и утечки из водонесущих коммуникаций.

Подтопление:

· повышением уровня подземных вод за счёт природных факторов (региональное повышение уровня подземных вод, паводки, затопление, выпадение большого количества осадков);

    повышением уровня подземных вод за счёт техногенных факторов (утечки из водонесущих коммуникаций).

Карст:

· известковым составом пород;

· выщелачивающей способностью поверхностных и подземных вод.

Выветривание :

· наличием в верхней части разреза пород, склонных к физическому и химическому выветриванию;

· нарушением растительного покрова.

Природные лесные пожары обусловлены:

· самовозгоранием;

· неосторожным обращением с огнём.

15.3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНОГЕННЫМИ ФАКТОРАМИ

На территории г. Кисловодск существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортом, газопроводом, химически опасными и пожаровзрывоопасными объектами, авариями в электроэнергетической системе, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на водных объектах, при внезапном обрушении зданий и сооружений, при межнациональных конфликтах и террористических актах.

Транспорт

В городе наиболее развиты железнодорожный и автомобильный транспорт.

а. Железнодорожный транспорт

Железнодорожную транспортную сеть города составляют 10 км железнодорожных путей. Основной вид тяги – электрический.

Железнодорожных станций на территории города две – «Кисловодск» и «Минутка». На территории города находится «Вагонный участок». Пропускная способность основных железнодорожных направлений (поездов в сутки) составляет 20 пар:

· Кисловодск – Минеральные Воды;

· Кисловодск – Москва;

· Кисловодск – Санкт-Петербург;

· Кисловодск – Ростов-на-Дону;

· Кисловодск – Самара;

· Кисловодск – Челябинск;

· Кисловодск – Самара и др.

На «Вагонном участке» города скапливается до 50–100 пассажирских вагонов.

Аварии на железнодорожном транспорте, как правило, приводят к разрушению локомотивов, вагонов, железнодорожного полотна, обрыву проводов линий электропередач и связи, нарушению железнодорожного сообщения, человеческим жертвам.

На территории города возможны аварии пассажирских поездов, аварии на мостах, железнодорожных переездах, пожары (взрывы).

Транспортные аварии возможны на участках железной дороги: ст. Подкумок – ст. Кисловодск (пропускная способность до 10 поездов в сутки).

б. Автомобильный транспорт

По состоянию на 2010 год, в городе имелось 250 км дорог (улично-дорожной сети), из которых 76,5 % с усовершенствованным покрытием, и 9,1 км дорог общего пользования местного значения, из которых 100% с усовершенствованным покрытием, 38 мостов (4 более 25м), общей протяженностью 735 м.

Автомобильными дорогами регионального значения являются автодорога Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск, отмыкание от М–29 «Кавказ» – 54,6 км. Автомобильная дорога имеет твердое асфальтовое покрытие.

В средних и крупных автомобильных хозяйствах города насчитывается:

· грузовых автомобилей (всего) 200 шт., общей грузоподъёмностью 800 т;

· легковых автомобилей 14000 шт.;

· пикапов и легковых фургонов 1 500 шт.;

· специальных автомобилей 400 шт.;

· автобусов (всего) 59 шт., общей пассажировместимостью 1770 чел;

· автобусов (пассажировместимостью более 32 мест для сидения) 176 шт., с общей пассажировместимостью 7200 человек;

· легковых индивидуальных автомобилей 18000 шт.

Наиболее уязвимые участки путей сообщения для автомобильного и железнодорожного транспорта.

1. В городе насчитывается 2 железнодорожных переезда: на 61 км и 63 км железнодорожного участка: Минеральные Воды – Кисловодск.

2. Три моста через реку Подкумок: 1 – железнодорожный и 2 – автомобильных.

Всего на автомобильных дорогах города имеется 11 железобетонных мостов. Их общая протяжённость составляет 0,65 км. Грузоподъёмность мостов от 10 до 60 т.

На Кисловодской дистанции пути СКЖД имеется 1 железобетонный мост и 2 железных 0,1 км, 2 ж/д переезда.

Аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах, крупные автомобильные катастрофы возможны в любое время года суток, большей частью в ненастную погоду, при сильном гололёде, в условиях ограниченной видимости, тумана, а также при нарушениях водителями транспортных средств правил дорожного движения.

Наибольшую опасность представляют автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов.

В городе используется следующее количество транспортных средств, необходимых для перевозки:

· взрывчатых веществ – 2;

· сжиженных газов – 10;

· легковоспламеняющихся веществ – 5;

Аварии транспорта на мостах и железнодорожных переездах возможны на всей территории.

Аварии на мостах и переездах могут привести к человеческим жертвам, разрушению локомотивов, вагонов, железнодорожного полотна, нарушению железнодорожного сообщения, вызвать пожары, взрывы перевозимых грузов.

в. Воздушный транспорт

Город располагает одним горным аэродромом с грунтовой взлетно-посадочной полосой, 3 вертолетными площадками.

Над территорией города проходит 1 воздушная трасса:

г. Минеральные Воды – Тбилиси. Авиакатастрофы возможны в аэропортах, населенных пунктах, на трассах авиации. Они характеризуются большими человеческими жертвами, сильными пожарами, разрушениями строений при катастрофах в районах компактного проживания людей.

д. Речной транспорт

АГЗС № 000

45 км а/д Кисловодск-м. Воды, 45+800

Реализация СУГ

г. Кисловодск, посёлок Белореченский, -«А»

Реализация нефтепродуктов

г. Кисловодск, проспект Победы, 151-«А»

Реализация нефтепродуктов

г. Кисловодск, проспект Победы, 8-«В»

Реализация нефтепродуктов

Пассажирские перевозки

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Пожары могут привести к гибели и увечьям людей, потерям материальных ценностей. Последствия пожаров усугубляются вторичными факторами – взрывами, утечками ядовитых и загрязняющих веществ, обрушением зданий и конструкций.

По местоположению источника опасности относительно объекта различают риски внешние и внутренние.
Для фирмы к внешним источникам опасности относятся экономическая конъюнктура, конкуренты, а к внутренним – риски, связанные с принимаемыми решениями, противоречиями в руководстве и др. Внутренним источником риска для жизни и здоровья человека является его организм (болезни). По механизму возникновения различают риски:
связанные с неблагоприятными условиями жизнедеятельности (функционирования организаций); обусловленные опасными явлениями (форс-мажор) в природной, техногенной, социальной и деловой среде;
обусловленные негативными тенденциями развития, приводящими к кризисам – для организации к ухудшению ее финансового состояния и в результате к банкротству (этот вид рисков изучается в теории антикризисного управления). Тенденции могут быть связаны с внешними факторами, формирующими неблагоприятную конъюнктуру для организации, либо с внутренними, связанными, например, с противоречиями внутри самой организации. Негативные тенденции могут привести к кризисам, в том числе в форме опасных явлений (например, рост социальной напряженности может привести к социальному взрыву); связанные с принятием решений в условиях неопределенности, обусловленной, например, нестабильностью условий деятельности организации, что приводит к отклонению фактического результата деятельности от ожидаемого (примеры таких рисков – инвестиционный, инновационный). Причины рисков являются результатом развития процессов как вне организации (в природе, техносфере, обществе, экономике, политике), так и внутри нее. Опасные явления повышают возможность кризиса в организации. В свою очередь опасные явления часто являются результатом заблаговременно нераспознанных негативных тенденций. Первые чаще приводят к кратковременным, а вторые – долговременным последствиям, например, к замедлению в развитии некоторой значимой для функционирования социально-экономической системы сферы. По степени влияния на жизнедеятельность человека, жизнеспособность (финансовое состояние) организации различают следующие виды риска: пренебрежимый (влияние незначимо; меры защиты принимать не требуется); приемлемый (влияние значимо; принимаются меры контроля и защиты на основе принципов обоснования и оптимизации); чрезмерный (влияние катастрофично; деятельность с указанным уровнем риска не допускается). Применительно к предпринимательской деятельности катастрофический риск – это риск банкротства, связанный с полной потерей предпринимателем собственного капитала. По возможности страхования риски подразделяют на две группы (это важно с точки зрения управления рисками):
страхуемые, которые могут быть переданы соответствующим страховым организациям; не страхуемые, по которым отсутствует предложение соответствующих страховых продуктов на страховом рынке. Возможна классификация рисков и по другим признакам: цели (мотивированный и немотивированный); результату (оправданный и неоправданный), соответствию реальности (действительный и мнимый). Рассматривают также риски наступления отдельных негативных событий (например, риск смерти, риск аварии, риск мошенничества, риск банкротства), которые являются мерой возможности наступления этих событий. Различные области деятельности могут формировать свой понятийный аппарат и классификацию рисков. Например, в страховании под риском часто понимают вид опасности, реализация которой приводит к страховому случаю: пожар, наводнение, дорожно-транспортное происшествие, противоправное действие, авария, несчастный случай и пр. Классификация рисков может осуществляться в соответствии с видами страхования (имущественные, ответственности и др.).

Одним из важнейших звеньев в системе управления безопасностью населения и территорий является анализ риска ЧС, выявление основных влияющих факторов и количественная оценка их вклада в интегральный риск.

Суть анализа риска состоит в построении всевозможных (не противоречащих законам природы) сценариев возникновения и развития аварий и обусловленных ими ЧС, а также в оценке частот и масштабов реализации каждого из построенных сценариев на конкретном объекте. Использование метода предполагает построение показателей с помощью математических моделей (компьютерных кодов) и репрезентативных статистических данных.

Фактически любые объекты техногенной сферы (оборудование, автомобили, электростанции, шахты, мосты, здания и т.д.) опасны для населения, потому что их масс-энергетические характеристики превышают подобные данные человека и могут подавлять его жизнедеятельность при отказах, авариях, пожарах или катаклизмах, включая климатические и географические возмущения.

Под обобщенной оценкой риска ЧС понимается выявление и идентификация опасностей различного происхождения, их количественных и качественных характеристик с целью защиты населения от них, сокращения материального ущерба и других социально-экономических потерь до приемлемого уровня.

Наряду с численным, бальным и другими приемами оценки опасностей, наиболее распространенным является риск – частота реализации опасности.

Риск – вероятность нежелательного происшествия с определенными последствиями, происходящего в определенный период или в определенных обстоятельствах. Может быть выражен как частотой (количеством определенных происшествий в единицу времени), так и вероятностью (вероятностью определенного происшествия, следующего за начальным происшествием) в зависимости от обстоятельств.

Для оценки риска используют различные формулы,выбор которых зависит от имеющейся информации. Когда последствия неизвестны, то под риском (R)понимают вероятность (P) наступления определенного сочетания нежелательных событий:

Риск связанный с техникой, обычно оценивают по формуле включающей вероятность чрезвычайного происшествия (Р) и величину риска (ущерба) U

При проведении анализа опасностей и риска необходимо использовать нормативные и методические материалы.

Оценка риска аварии и ЧС включает:

¨ определение возможных последствий аварий и ЧС с учетом их вероятности;

¨ определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий (ЧС);

¨ оценку возможного числа пострадавших с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии (ЧС);


¨ оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицом в случае аварии (ЧС).

Различают индивидуальный и социальный (групповой) риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивида.

Социальный – это риск для группы людей, характеризующий зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей.

Исследование риска для населения и территорий от ЧС основано на использовании различных концепций, методов и методик.

В рамках технической концепции после идентификации опасностей (выявление принципиально возможных рисков) необходимо оценить их уровень и последствия, к которым они могут привести, т.е. вероятность соответствующих событий и связанный с ними потенциальный ущерб. Для этого используют методы оценки риска, которые в общем случае делятся на феноменологический, детерминистский и вероятностный. Рассмотрим области их применения.

Феноменологический метод : базируется на определении возможности протекания аварийных процессов исходя изрезультатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с реализацией тех или иных условий, связанных с реализацией тех или иных законов природы..

Этот метод наиболее прост в применении, но дает надежные результаты, если рабочие состояния и процессы таковы, что можно с достаточным запасом определить состояние компонентов рассматриваемой системы, и ненадежен вблизи границ резкого изменения состояния веществ и систем. Феноменологический метод предпочтителен при сравнении запасов безопасности различных типов потенциально опасных объектов, но малопригоден для анализа разветвленных аварийных процессов, развитие которых зависит от ненадежности тех или иных частей объекта или (и) его средств защиты. Феноменологический метод реализуется на базе фундаментальных закономерностей, которые в последние годы объединяют в рамках новой научной дисциплины – физики, химии и механике катастроф.

Детерминистский метод предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых стадий отказов, деформаций и разрушения компонентов до установившегося конечного состояния системы.

Ход аварийного процесса изучается и предсказывается с помощью математического моделирования, построения имитационных моделей и проведения сложных расчетов. Детерминистский подход обеспечивает наглядность и психологическую приемлемость, так как дает возможность выявить основные факторы, определяющие ход процесса. В ядерной энергетике этот подход долгое время являлся основным при определении степени безопасности реакторов.

Вероятностный метод анализа риска предполагает как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей того или иного пути развития процессов. При этом анализируются разветвленные цепочки событий и отказов оборудования, выбирается подходящий математический аппарат и оценивается полная вероятность аварий. Расчетные математические модели в этом подходе, как правило, можно значительно упростить в сравнении с детерминистскими схемами расчета. Комплексное использование различных видов и методов прогноза позволяет дать обоснованную оценку природного и техногенного риска.

Одной из приоритетных целей обеспечения безопасности населения среди многих, реализующих стратегическую цель, является достижение приемлемого уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и минимального уровня социально-экономического ущерба от них.

В настоящее время в большинстве стран мира концепция абсолютной безопасности (обеспечения нулевого риска) отвергнута, как несоответствующая законам современной техносферы (т.к. в действующих системах невозможно обеспечить нулевую безопасность). Используется же концепция приемлемого (допустимого) риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которой приемлет общество в данный период времени, в зависимости от его социально-экономического уровня развития.

Кроме того, неутешительная статистика людских и материальных потерь от пожаров, взрывов и других опасных ситуаций на промышленно-технических объектах показывает, что при любых усилиях общества и государства добиться нулевой вероятности возникновения этих ситуаций практически невозможно. Поэтому общую безопасность промышленных объектов целесообразно рассматривать как защищенность от чрезмерных угроз, приемлемый уровень которой должен определяться законодательно на основе социальной и экономической приемлемости допустимого уровня риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Так, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере (сокращение выполнения социальных программ).

Пример определения приемлемого риска представлен на рис 1.

Рис. 1. Определение допустимого риска

При увеличении затрат на развитие технического уровня производства технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство учитывается при выборе риска, с которым общество на определенном этапе вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10 -6 в год, а пренебрежительно малым 10 -8 в год.

Уровень безопасности можно повысить, оптимально расходуя средства на совершенствование технических систем и объектов, на обучение персонала, а также экономические мероприятия (страхование, платежи за риск, компенсация ущерба).

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

В различных министерствах и ведомствах самостоятельно устанавливаются уровни риска и приемлемые уровни безопасности. Например, в пожарной системе страны существует система категорирования помещений, зданий, объектов, которая четко и однозначно определяет степень их пожарной и взрывоопасности в зависимости от находящихся там веществ, материалов, оборудования. Требованиями пожарной безопасности предусмотрено, что допустимый уровень пожарной опасности для каждого человека должен быть не более 10 -6 в год, хотя реальные потери людей на два порядка превышают этот уровень.

Исходя из изложенного выше, для каждого уязвимого потенциального и потенциально опасного объекта следует установить конкретные приемлемые уровни безопасности по различным видам угроз и в соответствии с ними создать системы интегральной безопасности объектов, обращая особое внимание на защищенность высокорисковых объектов.

Установление приемлемых уровней безопасности объекта должно осуществляться по результатам оценки степени уязвимости объекта и степени его опасности, которая заключается в определении возможных зон поражения при различных опасных ситуациях, людских и материальных потерь, и может быть проведена в соответствии с действующими в отрасли методиками.

Обеспечение приемлемых уровней безопасности объектов требует проведения целого комплекса мероприятий, в том числе модернизации и замены устаревшего производственного оборудования, улучшения оснащенности объектов средствами безопасности и повышения их качества, повышения ответственности конструкторов, строителей и персонала объектов за соблюдение требований безопасности, улучшения надзорно-профилактической деятельности в области безопасности.

В этом комплексе мероприятий ключевое место занимает автоматизация систем безопасности объектов.

В автоматическом режиме в системах безопасности объектов работают охранная и пожарная сигнализация, система локализации и подавления взрывов, установки пожаротушения, системы противодымной защиты и другие системы и средства.

У любой ЧС есть причины. Причины, приводя­щие к аварии или катастрофе, никогда не возни­кают мгновенно. Многие события, которые мы потом характеризуем как ЧС, "готовятся" годами, десятками, а может быть и сотнями, и тысячами лет. Это тот этап, который сейчас интенсивно изучается с целью построить теорию прогноза таких явлений. В большей части этот этап продолжает оставаться для нас практически не обнаруживаемым.

Второй этап связан с развитием самой ЧС от момента ее возникновения до момента окончания. Этот этап может продолжаться минуты, часы, су­тки и даже долгие годы как, например, Черно­быльская катастрофа.

Наконец, третий этап, это когда уже все случи­лось и надо заниматься ликвидацией последствий ЧС. Соответственно этому построена современная классификация ЧС, принятая в России .

По генезису ЧС можно провести классификацию связанных с ними основных рисков. Один из возможных подходов выглядит следующим образом:

1. Геофизические или геолого-геоморфологические ЧС, среди которых в частности, выделяются землетрясения, извержения вулканов, цунами, сели, оползни, обвалы. С такими явлениями связывают обычно геофизический риск.

2. Гидрологические ЧС, включают в частности, речные наводнения, быстрые затопления

морских побережий, медленные, но масштабные колебания уровня озер, внутренних

морей, перемещения русел рек. С этими ЧС связан гидрологический риск.

3. Биологические ЧС - появление в большом количестве различного рода вредителей

(например, саранчи), эпидемии среди людей и других живых организмов. Сюда же следует

отнести сокращение биоразнообразия на планете Земля. Здесь имеется в виду

биологический риск.

4. Климатические ЧС, в том числе засухи, тропические циклоны (штормы, торнадо), пылевые бури, сильные холода или жара, причем особое внимание привлекают антропогенные воздействия на глобальный климат, а также на слой озона. В этих случаях говорят о климатическом риске.

5. Антропогенные аварии и катастрофы различного масштаба - техногенные ЧС, среди которых доминируют загрязнения природной среды (чаще всего - нефтепродуктами). Сюда же следует отнести обезлесивание местности, опустынивание, эрозию и засоление почв (вследствие гидромелиорации земель), пожары, формирование существенно неблагоприятной опасной обстановки, обусловленной различного рода техногенными сооружениями - плотины, дамбы, каналы, водохранилища и др. В этом случае чаще всего говорят об антропогенном риске, хотя не будет ошибкой назвать его экологическим риском. Впрочем, это не принципиально, хотя важно для систем управления в плане разделения ответственности. Для органов власти необходимо знать, кто за что отвечает.

Очевидно, что четкого разграничения отдельных разновидностей риска иногда провести невозможно, так как возникшие ЧС имеют смешанное происхождение. Например, цунами - это одновременно и геологическое (по происхождению) и гидрологическое (по последствиям) явление. С другой стороны, пожары чаще всего имеют не природное, а антропогенное или смешанное происхождение.

2. Классификация рисков для целей управления и критерии устойчивого (безопасного) функционирования сложной системы

1. Классификация рисков для целей управления.

Для анализа и последующего управления рисками ЧС необходимо определить, по каким видам (ти­пам) риска этот анализ надо проводить. В общем случае разработать такую классификацию весьма непросто по той причине, что природных и техно­генных катастроф (аварий) чрезвычайно много. Поэтому целесообразно предложить более упро­щенные варианты такой классификации. Напри­мер, это может выглядеть так .

.1. Типы рисков по объектам исследования:

Человек;

Общество;

Окружающая среда.

2 . Типы рисков по видам воздействия:

Химические;

Радиационные;

Биологические;

Пожаровзрывоопасные;

Транспортные;

Стихийные бедствия и т. п.

3 . Типы рисков по виду рассматриваемых пара­
метров ущерба
:

Риск материального ущерба;

Риск ущерба окружающей среде;

Интегральный риск.

Что такое риск при чрезвычайных ситуациях

По мере расширения масштабов производственной деятельности человека, усиления степени его взаимодействия с окружающей природной средой все чаще прибегают к таким понятиям, как риск, опасность, авария, катастрофа, страх и др., отражающим реальные ситуации, которые наблюдаются в повседневной жизни. Очевидно, чтобы предвидеть, а затем и предупредить возникновение такого рода нежелательные явления необходимо их всестороннее изучение. Не случайно в последние полтора-два десятилетия серьезное внимание уделяется проблемам рисков вообще, экологического и техногенного рисков, в частности, с целью достижения безопасного развития.


Одним из возможных подходов к количественной оценке антропогенного воздействия на ОС является определение совокупного риска от жизнедеятельности , работы промышленных предприятий и других отраслей производства. Субъектами оценки при этом выступают человек, а точнее - здоровье человека, и состояние экосистем.


Риски рассчитываются, чтобы оценить безопасность мероприятий, способных повлечь за собой изменение компонентов ОС, а также сравнивать между собой различные варианты реализации техногенной деятельности по степени их опасности для человека и природы. Понятие риска многогранно и охватывает все сферы человеческой деятельности.


Несмотря на то, что наукой до сих пор не выработано единого понятия риска, анализ рисков с успехом применяется в технике, экономике, финансах, социальной сфере и многих других отраслях. В соответствии со сферой деятельности дается определение рисков и подбирается методика их расчета. Так, технические риски связаны с отказами оборудования, разрушением конструкций и сооружений. Природные риски определяются экстремально высокими параметрами природной среды вследствие стихийных явлений - ураганов, наводнений, землетрясений и многих других природных катастроф, приводящих к разрушению сооружений, выходу из строя оборудования и гибели людей.


Экологические риски обычно связывают с поступлением в ОС загрязняющих веществ выше определенных пределов и негативным влиянием техногенной деятельности на природные объекты, следствием чего является ухудшение здоровья населения и необратимые изменения в экосистемах. Экономические риски сопряжены с возможностью имущественных и финансовых потерь, уменьшением доходов и упущенной выгодой. Геополитические риски возникают в условиях противоречивого и нестабильного законодательства и изменчивого поведения региональных и федеральных органов власти.


С точки зрения применения понятия риска при его анализе и управления техногенной безопасностью важными категориями являются:

  1. индивидуальный риск - риск, которому подвергается индивидуум в результате воздействия исследуемых факторов опасности;
  2. потенциальный территориальный риск - пространственное распределение частоты реализации негативного воздействия определенного уровня; социальный риск - зависимость частоты событий, в которых пострадало па том, или ином уровне число людей больше определенного, от этого определенного числа людей;
  3. коллективный риск - ожидаемое число смертельно травмированных в результате возможных аварий за определенный период времени.

Количественная оценка риска связывается с размером ущерба (w) от опасного события (например, опасного природного явления - наводнения, землетрясения или аварии - взрыва, пожара) как правило, в натуральном (число пострадавших и погибших, размер зоны действия опасных факторов) или стоимостном выражении. Таким образом, риск сочетает в себе вероятность неблагоприятного события и объем негативных последствий этого события (убытки, потери, ущерб).


Наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год:

Если в течение года может произойти N > 1 опасных событий, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий:

где wi - ущерб от i-гo опасного события; w - средний ущерб при реализации опасного события; a(?t) - математическое ожидание числа событий за год.


Таким образом, наиболее общим показателем риска, применимым для любых N является:

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются промежуток времени?t и ущерб w, а для оценки (прогноза) риска необходимо определять частоты реализации опасных событий и ущерб от них.


Понятие риска является многоплановым, поэтому в научной литературе используются различные производные этого понятия в зависимости от области применения, стадии анализа опасности.


Начальную классификацию рисков можно провести в зависимости от основной причины возникновения рисков:

  1. природные риски - риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясениями, наводнениями, подтоплениями, бурями и др.;
  2. техногенные риски - риски, связанные с опасностями, исходящими от технических объектов;
  3. экологические риски - риски, связанные с загрязнением окружающей среды;
  4. коммерческие риски - риски, связанные с опасностью потерь в результате финансово-хозяйственной деятельности.

В большинстве стран мирового сообщества в настоящее время принята концепция «приемлемого риска» (ALARA - as low as risk acceptable), позволяющая использовать принцип «предвидеть и предупредить». Эта общепринятая концепция отражена в четырех основных принципах, сформулированных Объединенным комитетом по управлению риском в рамках Государственной научно-технической программы.


Первый принцип - оправданность деятельности по управлению риском, которая должна согласовываться со стратегической целью управления риском, формулируемой как стремление к обеспечению материальных и духовных благ при обязательном условии: практическая деятельность не может быть оправданна, если выгода от этой деятельности в целом не превышает вызываемого ею ущерба.


Второй принцип - оптимизация защиты по критерию среднестатистической ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в обществе. Оптимальным считается вариант сбалансированных затрат на продление жизни за счет снижения уровня риска и за счет выгоды, получаемой от хозяйственной деятельности.


Третий принцип - необходимость учета всего спектра существующих опасностей; вся информация о принимаемых решениях по управлению риском должна быть доступна широким слоям населения.


Четвертый принцип - учет требований о непревышении предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.


По существу, он состоит в том, что обеспечение безопасности человека, живущего сегодня, следует достигать путем реализации таких решений, которые не подвергают риску способность природы обеспечить безопасность и потребности человека будущего поколения.


Приемлемый риск - уровень риска, с которым мировое сообщество готово мириться ради получения определенных благ или выгод в процессе своей деятельности. Этот риск становится наиболее актуальным.


Проблема риска для человека и природной среды - проблема учета, сравнения и интегрирования различных техногенных воздействий при оценке экологической и технологической опасностей на отдельном производстве или на отдельной территории региона. В этой связи первоочередной и актуальной является задача построения методов оценки ожидаемой опасности: воздействия химических, радиационных, физических и других факторов техногенного происхождения. При этом такие методы должны оставлять возможность для дальнейшего обобщения.


К решению этой задачи можно подходить, с одной стороны, путем построения унифицированного метода оценки интегрального риска, с другой - путем использования опыта исследований по биоиндикации и биомониторингу (включая исследования медицинских или демографических показателей в качестве биоиндикаторов), позволяющих делать заключение о комплексной техногенной нагрузке на человека и ОС и, таким образом, в относительных единицах измерять степень опасности.


При определении риска необходима его категоризация, определяющая ранжирование последствий и нанесенного ущерба. В табл.8.2 представлены категории степени риска, которые определяются частотой происшествий и экономического ущерба при загрязнении ОС.


На этапе характеристики риска необходимо учитывать, что некоторые существующие предельно допустимые концентрации для загрязняющих веществ получены давно и не отражают современную картину состава производимых и применяемых химикатов, уровней их содержания в различных объектах ОС. Поэтому рекомендуется использовать международные стандарты, например, стандарты Международной организации здравоохранения.



Просмотров