Договорное право темы. Договорное право. Какие изменения приносит законодательная реформа

Научное познание - это объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека. Научное познание возникло на основе обыденного познания. Однако между ними имеются существенные различия. Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изучения объектов науки нужны специальные средства и орудия, которые не применяются в обыденном познании. Наука использует специальную аппаратуру, измерительные инструменты, позволяющие экспериментально изучать новые типы объектов. Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке имеет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспособлен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится как можно более четко сформулировать свои понятия. В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие ранее специальные научные термины, как «электричество», «компьютер» и другие, стали привычными всем словами. Научная аппаратура и язык науки - это результаты уже полученных знаний, но в то же время они используются для дальнейшего исследования. К особенностям научного познания относится и специфика научных знаний. Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука вынуждена приводить доказательства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказана. В связи с этим важными отличиями научного познания от обыденного выступают взаимосвязь и системность научных знаний. В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений приводил к определенным теоретическим выводам. В ходе развития научного познания методика исследования изменилась. Ученые стали сначала создавать идеальные объекты в данной научной области, а затем переносить их на практику. Таким образом, появились гипотезы - научные предположения, истинность которых требует доказательств. Благодаря выдвижению гипотез научное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются"теории - особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории - это уже доказанные научные положения. Их можно назвать доказанными гипотезами. Тем не менее при применении теории в каждом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказательств. Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже существующего объекта. В научном познании нередко необходимо сначала обнаружить сам объект познания, например небесное тело - в астрономии, атом - в физике и т.д. Изучаемый объект выделяется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Методом называется способ решения познавательных зада%Л1 рименение к предмету исследования конкретных приемов и методов научного познания называется методологией. Этим термином также определяется наука, изучающая методы нЗучного познания. Научное познание в отличие от обыденного предъявляет определенные требования и к субъектам познавательной деятельности. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, наличие базовых знаний и навыков, владение специальными средствами исследования. Чтобы заниматься какой-либо наукой, необходимо получить соответствующее образование в высшем учебном заведении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т.е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достижения. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни проводил исследования, служит поиск объективной истины и получение нового знания. Процесс познания может быть плодотворным только тогда, когда он осуществляется на основе объективных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов. , Следует отличать научное познание от различных форм внена- учного познания. К ним относятся: 1) мифология - донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки; 2) лженаучное познание, использующее в познавательной дея тельности домыслы и предрассудки; 3) антинаучное познание, намеренно искажающее действитель ность; 4) обыденное познание, включающее повседневный практичес кий опыт человека. Результаты научтюго познания - научные знания - в большинстве случаев используются на практике. То же можно сказать и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на.покор - ность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов практической деятельности в силу неистинности. Наконец, знания, полученные в результате обыденного познания, находят воплощение в практической деятельности конкретных людей или их групп, в отличие от результатов научного познания, которые имеют огромное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в отличие от результатов обыденного познания или художественного творчества. В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследователя зависит трактовка явлений в исторической, политологической, философской и других гуманитарных науках. Кроме того, оценка явлений зависит от общественного строя, политики государства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по- новому рассматривавшие строение Вселенной, встречали негативную реакцию церкви, так как расходились с ее доктриной. Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время, и результаты научного познания находят применение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса. В структуре научного познания выделяют два уровня - эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень связан с чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувственного познания эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формулируются принципы, законы, создаются теории, в которых заключается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней содержит набор методов познания. Любому виду человеческого познания свойственны такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д. За ними закрепилось название общелогических методов познания. t/Анализ - это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения его составляющих частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения. Синтез - это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета. Анализ и синтез - это наиболее простые и в то же время наиболее универсальные приемы познания. В процессе исследования ученому часто приходится делать выводы об изучаемом объекте на основе сведений об уже известных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут строиться на основе общих принципов и наоборот. Такие умозаключения называются индукцией и дедукцией. Индукция - это такой метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедукция - это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному). Одним из общелогических методов познания служит абстрагирование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. В результате можно сопоставить внешне несопоставимые явления, в связи с чем создается основа для объединения их в единый вид (например, класс животных, породы минералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения, т.е. выделение общих признаков и свойств. В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изучаемого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В результате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогией. Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирования, т.е. создание копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объек - та, которые подлежат изучению. Важное свойство модели - это ее удобство для исследования, особенно в том случае, когда изучение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иногда изучение объекта по его модели диктуется экономическими соображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть материальными и идеальными. Первые - это реальные объекты, а вторые - строятся в сознании исследователя и изображаются в знаковой форме, например в виде математических формул. В настоящее время все большее распространение получает компьютерное моделирование, основанное на использовании специальных программ. К методам эмпирического научного познания относится наблюдение - целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включающая рациональные факторы. Элементами эмпирического познания служат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства наблюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипотезе, предположении. Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (схем, рисунков, графиков и цифр). Описание может быть количественным и качественным. Количественное описание за - крепляет данные измерений, т.е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходимо, чтобы единицы измерения совпадали или могли быть переводимы одна в другую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материалов, теплопроводность и т.д.). С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента. В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, создавая специфические условия с целью получения определенных результатов. Особенность эксперимента состоит в том, что исследователь может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их только выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто возникают новые проблемы, которые становятся стимулом для дальнейшего исследования. К теоретическим научным методам познания относится метод формализации, заключающийся в построении абстрактных моделей, раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д. Следующий метод - аксиоматический. Он состоит в выдвижении исходных положений, не требующих доказательств, на основе которых строится определенная система выводов. Утверждение, доказательства истинности которого не требуется, называется аксиомой. Такой метод чаще всего применяется в математических науках. \ Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно представить как конкретное переплетение самых различных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о природе явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести историю возникновения человека, историю какого-либо народа и т.д. Научные знания о таких объектах получают посредством исторического и логического методов исследования. В основе исторического метода лежат изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе - такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Такой подход возможен потому, что на высших стадиях развития история сжато воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы - реальных исторических фактов. На этой основе выдвигаются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса. Все методы научного познания всегда используются в комплексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности. С развитием компьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, построении виртуальных моделей. В связи с этим задача методологии состоит не только в констатации уже известных методов исследовательской деятельности, но и в выяснении перспектив их развития. Вопросы и задания 1. Чго такое научное познание? Чем оно отличается от обыденного познания? 2. Объясните понятия гипотезы, теории, аксиомы. 3. Что понимается под терминами «метод» и «методология»? 4. Дайте характеристику субъекта научного познания. 5. Чем научное познание отличается от вненаучного познания? 6. Охарактеризуйте уровни научного познания. 7. Какие общелогические методы познания существуют? Дайте им характеристику. 8. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания. 9. Какие бывают методы теоретического научного познания? 10. Ф.Энгельс писал: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». В чем проявляется взаимосвязь индук тивных и дедуктивных методов познания?

Научное познание высший уровень логич.мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Выражением научного познания является научное открытие – обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический .

1) Эмпирич.уровень связан с предметом научного исследования и включает 2 компонента: чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретич.осмысление , первичную понятийную обработку.

Эмпирич.познание использует 2 осн.формы изучений – наблюдение и эксперимент . Осн.единицей эмпирич.знания выступает знание научного факта . Наблюдение и эксперимент – 2 источника этого знания.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть свободным , производиться лишь с помощью человеч.органов чувств, и приборным , осуществляться с помощью приборов.

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).

Источником научного знания являются факты. Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление.

2) Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирич.материала, выведении новых понятий, идей, концепций.

Научное познание имеет 3 основных формы: проблема, гипотеза, теория .

1) Проблема научный вопрос. Вопрос представляет собой вопросит.суждение, возникает только на уровне логич.познания. От обыденных вопросов проблема отличается своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы спец.научные средства познания – научная система понятий, методика исследования, технич.оснащение и т.д.

Проблема имеет свою структуру: предварительное, частичное знание о предмете и опред.наукой незнание , выражающее осн.направление познавательной деятельности. Проблема – противоречивое единство знания и знания о незнании .

2) Гипотеза – предположительное решение проблемы. Ни одна научная проблема не может получить немедленное решение, она требует длит.поиска такого решения, выдвижения гипотез как разл.вариантов решения. Одним из важнейших свойств гипотезы является ее множественность : каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых выбираются наиболее вероятные, пока ни производится окончат.выбор одной из них или их синтез.

3) Теория высшая форма научного познания и система понятий, описывающая и объясняющая отд.область действительности. Теория включает свои теоретич.основания (принципы, постулаты, осн.идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирич.базу . Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части. Описание – характеристика соответствующей области действительности. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть?

Научное познание имеет методы исследования – способы познания, подходы к действительности: наиболее общий метод , разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфич.частные методы отд.наук.

1) Человеч.познание должно учитывать всеобщие свойства, формы, законы действительности, мира и человека, т.е. должно опираться на всеобщий метод познания . В совр.науке это диалектико-материалестический метод.

2) К общенаучным методам относятся: обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция .

Обобщение – процесс выделения общего из единичного. Логич.обобщение опирается на полученное на уровне представления и далее выделяет все более существенные признаки.

Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Все человеч.понятия выступают поэтому как абстракции, отображающие существ.признаки вещей.

Анализ – мысленное расчленение целого на части.

Синтез – мысленное объединение частей в единое целое. Анализ и синтез – противоположные мыслительные процессы. Однако ведущим оказывается анализ, поскольку он направлен на обнаружение различий и противоречий.

Индукция – движение мысли от единичного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к единичному.

3) Каждая наука обладает также своими специфич.методами , которые вытекают из ее осн.теоретич.установок.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный педагогический институт им. М. В. Евсевьева»

Факультет психологии и дефектологии

Кафедра психологии


Контрольная работа по дисциплине

«Общая и экспериментальная психология»

Вариант - 12


Выполнил (а): студент

группы ДЗП-114

Новиченкова Н. А.

Проверила: преподаватель

кафедры психологии

Лежнева Е. А.


Саранск 2015

Введение


Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска, обработки и многого другого.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука. В наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и форм познания.

Цель: Изучить формы и уровни научного знания.

Узнать, что представляет собой научное познание.

Рассмотреть уровни научного познания.

Рассмотреть основные формы научного знания: эмпирические факты, научная проблема, гипотеза, теория, концепция.


1. Научное познание


Научное познание - это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробированное (доказанное) практикой.

Эпистемология - это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

В большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

Наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

Научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

Научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

Научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

Область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.


2. Уровни научного познания


Естественнонаучное познание структурно состоит из эмпирического и теоретического направлений научного исследования. Каждый из них характеризуется особенными формами организации научного знания и его методами.

К эмпирическому уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. На этом уровне происходят накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения опосредованного теоретического знания.

На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания - научный факт и закон. Закон - высшая цель эмпирического уровня познания - является результатом мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фактов, в которой применяются различные приемы мышления (аналитические и синтетические, индуктивные и дедуктивные и пр.).

Если на эмпирическом уровне познания законы объекта выделяются и констатируются, то на теоретическом уровне они объясняются.

К теоретическому уровню относятся все те формы, методы и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории. Сюда относятся теория и ее элементы, составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; научная идея и гипотеза; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий, логические средства организации знания и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.


3. Основные формы развития научного познания


1 Эмпирический научный факт


Фундаментом всего научного знания являются научные факты, с установления которых начинается научное познание.

Научный факт - это исходная форма, в которой фиксируется эмпирическое знание об исследуемом объекте. Научный факт отличается от факта действительности, который представляет собой реальный процесс, событие, предмет или объект познания. Научный факт есть отражение в сознании познающего субъекта факта действительности. При этом научным считается лишь тот факт, который верно отражен субъектом, поддается проверке и перепроверке и описан с помощью языка науки.

Одним из важнейших свойств научного факта является его достоверность, которая обусловливается возможностью его воспроизведения с помощью различных экспериментов. Чтобы факт считался достоверным, требуется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов.

Факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки. По мере накопления фактов, они всё в большей степени начинают зависеть от выбора теории, в рамках которой рассматриваются.

Факты играют большую роль в науке. Без них невозможно было бы развитие научных знаний об окружающем нас мире. "Факты, - писал выдающийся русский ученый И.П.Павлов, - это воздух для ученого". Вместе с тем для научного познания характерно строгое отношение к фактам. "Выхватывание" фактов из системы их взаимодействия с действительностью, поверхностный их анализ, использование непроверенных, случайных или тенденциозно подобранных фактов могут ввести исследователя в заблуждение. Поэтому строгое описание, систематизация и классификация фактов является одной из главных задач эмпирического этапа научного исследования. Изучение фактов приводит к формулированию научной проблемы.


2 Научная проблема


Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изучаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. С постановки научной проблемы начинается теоретический этап научного исследования. Научная проблема может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту и незавершенность того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел.

Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем - основная черта научной деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.

В среде ученых широко распространено мнение: "Правильно сформулировать научную проблему - значит наполовину решить ее". Правильно сформулировать проблему - это значит разделить, "развести" известное и неизвестное, определить факты, которые противоречат имеющейся теории, сформулировать вопросы, требующие научного объяснения, обосновать их важность и актуальность для теории и практики, определить последовательность действий и необходимые средства.

К данной категории близки понятия вопроса и задачи. Вопрос, как правило, элементарнее проблемы, которая обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов. А задача представляет собой проблему, уже подготовленную к решению. В задаче, корректно поставленной, сформулирована проблемная ситуация, в которой оказалось то или иное направление исследований.

Правильная постановка научной проблемы позволяет сформулировать научную гипотезу, а возможно, и несколько гипотез.


3 Гипотеза

научный познание проблема эмпирический

Наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой. Таким образом, гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов.

Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному. Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

Существует несколько видов гипотез. По функциям в познавательном процессе гипотезы делятся на описательные и объяснительные. Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Она обычно отвечает на вопрос: Что представляет собою данный предмет? или Какими свойствами обладает данный предмет?. Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло данное событие? или Каковы причины появления данного предмета?.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.

По объекту исследования различают общие и частные гипотезы. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний. Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами общая и частная гипотеза в науке используется термин рабочая гипотеза. Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Выдвижение гипотез - один из самых сложных моментов в науке. Ведь они не связаны прямо с предшествующим опытом, который лишь дает толчок к размышлениям. Огромную роль играют интуиция и талант, отличающие настоящих ученых.. Интуиция важна так же, как и логика. Ведь рассуждения в науке не являются доказательствами, это только выводы, которые свидетельствуют об истинности рассуждений, если посылки верны, но они ничего не говорят об истинности самих посылок. Выбор посылок связан с практическим опытом и интуицией ученого, который из огромного множества эмпирических фактов и обобщений должен выбрать действительно важные. Затем ученый должен выдвинуть предположение, объясняющее эти факты, а также целый ряд явлений, еще не зафиксированных в наблюдениях, но относящихся к этому же классу событий. При выдвижении гипотезы принимается во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и требования простоты, красоты и экономичности мышления.

В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.

4 Теория и концепция


Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Главными элементами научной теории являются принципы и законы. Принципы - это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. В теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, образующих фундамент теории. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов, которые конкретизируют принципы, объясняют механизм их действия, логику взаимосвязи вытекающих из них следствий. На практике законы выступают в форме теоретических утверждений, отражающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять изучаемые явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать поведение изучаемых объектов в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, т.е. научное предвидение.

В становлении теории большую роль играет выдвижение научной идеи, в которой высказывается предварительное и абстрактное представление о возможном содержании сущности предметной области теории. Затем формулируются гипотезы, в которых это абстрактное представление конкретизируется в ряде четких принципов. Следующий этап становления теории - эмпирическая проверка гипотез и обоснование той из них, которая больше всего соответствует эмпирическим данным. Только после этого можно говорить о перерастании удачной гипотезы в научную теорию. Создание теории - высшая и конечная цель фундаментальной науки, реализация которой требует максимального напряжения и высшего взлета творческих сил ученого.

Теория - это высшая форма познания. Естественнонаучные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым достоинством - возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.

Концепция же - это система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов. В научных дискуссиях концепциям придаются различные значения. В естествознании концепции обобщают универсальные свойства и отношения.

Большинство научных концепций рождается из эксперимента или до некоторой степени связано с экспериментом. Другие области научного мышления - чисто умозрительные. Однако в естествознании они полезны и необходимы в получении нового знания.

Концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольку наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

Заключение


Итак, научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Специфику теоретического научного познания определяет преобладание рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровн0435й в ущерб другому.

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: эмпирические факты, проблема, гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическом уровне), концепция.

Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правила фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.

Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

Таким образом, теоретический уровень познания - своеобразная вершина эвереста науки. Достигнув такой вершины, мысль учёного лучше видит новые цели своего движения.

Терминологический словарь


Абстрагировать - рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных сторон, свойств, связей.

2.Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - научное предположение, выдвигаемое в форме научных понятий с целью восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, фактов и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

3.Задача - цель, к которой стремятся, которую хотят достичь.

Закон - объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием.

Интерпретация (от лат. interpretatio - посредничество, истолкование, объяснение) - истолкование, разъяснение смысла какой-либо знаковой системы (символа, выражения, текста).

Концепция (от лат. conceptio) - 1) система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.; внезапное рождение идеи, основной мысли, научного или творческого мотива.

Наука (греч. episteme, лат. scientia) - в широком смысле слова наука, во-первых, форма общественного сознания, во-вторых, сфера человеческой деятельности, в-третьих, система институтов. Ее основная функция - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; ее результат - сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

8.Познание - процесс усвоения чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

9. Принцип - основное исходное положение какой-либо научной системы, теории, политического устройства и т.п.

Проблема (от греч. problema - задача, задание) - неразрешенная задача или (вопрос) вопросы, подготовленные к разрешению. Возникающая ситуация связана с тем взглядом, с таким познанием предмета, который не познан, но является знанием о незнании.

Теория (от греч. theoria - наблюдение, исследование) - система основных идей той или иной отрасли знания. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности. .

Факт (от лат. factum - сделанное) - 1) событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, достоверность которого доказана; 2) действительность, реальность, то, что объективно существует; 3) сделанное, совершившееся.

Библиографический список


Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2012.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 2012.

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. - М.: Владос, 20013г.

Концепции современного естествознания. / Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко,В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012г.

Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриенко В. Н. и Ратникова В.П. М., 2013.

Петров Ю. А. Теория познания. М., 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Среди множества различных познавательных процессов можно выделить основные виды познания. В их классификации нет единства мнений, но чаще всего говорят об обыденном (житейском), мифологическом, религиозном, художественном, философском и научном познании. Рассмотрим здесь кратко лишь два вида познания – обыденное, которое служит фундаментом человеческой жизни и любого познавательного процесса, и научное, которое оказывает сегодня решающее воздействие на все сферы деятельности человечества.

Обыденное познание – это первичная, наиболее простая форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни, служит приспособлению к реальным условиям житейского бытия и направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы ему каждый день и час. Такие знания обычно довольно поверхностны, далеко не всегда обоснованы и систематизированы, достоверное в них тесно переплетено с заблуждениями и предрассудками. Вместе с тем в них в форме так называемого здравого смысла воплощен реальный житейский опыт, своеобразная мудрость, позволяющая человеку вести себя рационально в самых различных житейских ситуациях. Обыденное знание, кроме того, постоянно открыто для результатов других видов познания – например, научного: здравый смысл способен усваивать сравнительно простые истины науки и становиться все более теоретизированным. К сожалению, подобное влияние науки на обыденное сознание не столь велико, как хотелось бы, например, одно из исследований показало, что половина опрошенного взрослого населения США не знает, что Земля обращается вокруг Солнца за 1 год. В целом же обыденное познание всегда ограничено определенными рамками – ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов повседневного опыта. Для получения же более глубоких и существенных сведений о реальности необходимо обращение к научному познанию.

Научное познание принципиально отличается от обыденного. Во-первых, оно доступно не любому человеку, но лишь тому, кто прошел специализированную подготовку (например, получил высшее образование), которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, научное познание специально ориентировано на изучение явлений (и законов их бытия), неизвестных сегодняшней обычной практике. В-третьих, наука пользуется специальными средствами, методами и инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте. В-четвертых, добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованы и выражаются с помощью особого, научного языка.

Для возникновения и развития научного познания нужны определенные социокультурные условия. Современные исследования показали, что научное познание не могло возникнуть в так называемом традиционном обществе (такими были цивилизации Древнего Востока – Китая, Индии и т. д.), для которого характерны замедленные темпы социальных изменений, авторитарная власть, приоритет традиций в мышлении и деятельности и т. п. Знание здесь ценится не само по себе, а лишь в своем практическом приложении. Понятно, что в этих условиях человек склонен больше следовать устоявшимся образцам и нормам, чем искать нетрадиционные подходы и пути познания.

Научному познанию суждено было сложиться в техногенном обществе, предполагающем высокие темпы изменений во всех сферах жизни, что невозможно без постоянного притока новых знаний. Предпосылки такого общества складываются в культуре Древней Греции. Вспомним, что демократическое устройство общества, свобода гражданина способствовали развитию активной деятельности индивидов, их умению логически обосновывать и отстаивать свою позицию, предлагать новые подходы к решению обсуждаемых проблем. Все это обусловливало поиск новаций во всех видах деятельности -в том числе и в познании (не случайно поэтому именно в Греции зарождается первый образец теоретической науки - геометрия Евклида). Культ человеческого разума, идея его всесилия находят затем свое развитие в культуре европейского Ренессанса, что и способствует становлению профессионального научного познания и возникновению науки Нового времени.

Научное познание осуществляется обычно на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое (от греч. empeiria - опыт) познание дает нам сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их. Оно осуществляется главным образом с помощью методов наблюдения и эксперимента. Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие изучаемых явлений (например, изучение поведения человекообразных обезьян в естественных условиях их жизни). При наблюдении ученый старается не вмешиваться в естественный ход вещей, чтобы не исказить его.

Эксперимент – специально подготовленный опыт. В ходе его изучаемый объект ставится в искусственные условия, которые можно менять и учитывать. Очевидно, что для этого метода характерна высокая активность ученого, пытающегося получить как можно больше знаний о поведении объекта в различных ситуациях и даже более того - искусственно получить новые вещи и явления, не существующие в природе (особенно это характерно для химических исследований).

Разумеется, кроме этих методов познания, в эмпирическом исследовании используются и методы логического мышления - анализ и синтез, индукция и дедукция и др. С помощью совокупности всех названных методов – и практических, и логических – ученый получает новое эмпирическое знание. Оно выражается преимущественно в трех основных формах:

научный факт – фиксация того или иного свойства или события (Фенол плавится при температуре 40,9 °С; В 1986 г. наблюдалось прохождение кометы Галлея) ;

научное описание – фиксация целостной системы свойств и параметров того или иного явления или группы явлений. Такого рода знания приводятся в энциклопедиях, научных справочниках, учебниках и т. п.;

эмпирическая зависимость знание, которое отражает определенные связи, присущие какой-то группе явлений или событий (Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам - один из законов Кеплера; Комета Галлея обращается вокруг Солнца с периодом 75 -76 лет) .

Теоретическое (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) познание раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия. Оно является поэтому знанием более высокого порядка, чем эмпирическое - не случайно, например, Хайдеггер саму науку определяет как "теорию действительного".

В теоретическом познании применяются особые мыслительные операции, позволяющие тем или иным способом прийти к новому знанию, которое объясняет полученные ранее или же развивает уже имеющееся теоретическое знание. Эти мысленные методы всегда связаны с использованием научных понятий и так называемых идеальных объектов (вспомним, например, понятия "материальная точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т. д.). Ученые проводят с ними мысленные эксперименты, применяют гипотетико-дедуктивный метод (рассуждение, позволяющее выдвинуть гипотезу и вывести из нее следствия, которые можно проверить), метод восхождения от абстрактного к конкретному (операция объединения новых научных понятий с уже имеющимися с целью построения более общей теории конкретного объекта - например, атома) и др. Словом, теоретическое познание - это всегда долгая и сложная работа мысли, проходящая с помощью многообразных методов.

Теоретическое знание, полученное при этих интеллектуальных операциях, существует в различных формах. Важнейшими из них являются:

проблема – вопрос, ответа на который пока нет в наличном научном знании, своеобразное знание о незнании (так, физики в принципе знают сегодня, что такое термоядерная реакция, но не могут сказать, как сделать ее управляемой);

гипотеза – научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту или иную проблему (например, различные гипотезы о происхождении жизни на Земле);

теория – достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов (скажем, теория химического строения А. М. Бутлерова). Между этими формами знания существуют довольно сложные отношения, но в целом их динамику можно обозначить следующим образом:

Возникновение проблемы;

Выдвижение гипотезы как попытка решения этой проблемы;

Проверка гипотезы (например, с помощью эксперимента);

Построение новой теории (если гипотеза так или иначе подтвердилась); возникновение новой проблемы (поскольку ни одна теория не дает нам абсолютно полного и достоверного знания) - и далее этот познавательный цикл повторяется.



Просмотров