Общая характеристика уголовно исполнительной политики. Уголовно-исполнительная политика. Уголовно-исполнительная политика и ее реализация

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание и взаимосвязь с одноименной отраслью права

В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности - политика, отражающая принципы, стратегию основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государства. Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан РФ и общества в целом, обеспечивать их защиты от преступных посягательств. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов по профилактике преступлений и ины правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика многопланова - в сфере предупреждения преступности, уголовная политика, уголовно-исполнительная политика. Разделение условно - отдельные направления могут объединяться; все едины с точки зрения целей принципов и стратегии и тесно связаны между собой. Составная часть уголовной политики - уголовно-правовая политика (определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания). Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания. Политика в сфере исполнения наказания влияет на уголовную политику à определение системы наказаний и отдельных его видов, практика назначения наказаний. Цели и принципы политики стабильны, т.к. базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Стратегия стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии (социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук. Субъектами формирования и развития политики являются Президент России и Федеральное Собрание. УИ политика закрепляется в различных формах, и прежде всего - в уголовно-исполнительном законодательства: УИК РФ, иные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Одновременно она реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - центральных и территориальных органов ЦИС Минюста РФ, департамента судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, учреждениями и органами, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Уголовно-исполнительная политика: Понятие, содержание, формы выражения, принципы. Характеристика современной уголовно-исполнительной политики.

Правовая политика – это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права.

В теории уголовного права выделяют понятие уголовной политики в широком смысле этого слова и определяют его как определение и проведение в жизнь целенаправленных мер борьбы с преступностью. Во всех отраслях правовой системы, связанных с реализацией этой задачи (во всех отраслях уголовно-правового цикла). В рамках уголовной политики различные авторы выделяют разные количества ее отраслей или подсистем. П.Н. Панченко считает, что уголовная политика включает такие подсистемы как уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, уголовно-тактическая, уголовно-профилактическая и криминалистическая политика. Э.Ф. Побегайло выделяет в рамках уголовной политики уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную (пенитенциарную), криминологическую (профилактическую), административно-правовую разновидности политики. А.Н. Игнатов делит уголовную политику на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и пенитенциарную. Таким образом, все авторы как минимум выделяют три подотрасли уголовной политики.

В.К. Дуюнов в рамках уголовной политики выделяет два основных направления. Во первых, все виды политик он относит к одному направлению – политика реагирования на преступления и еще есть политика предупреждения преступления. При этом, уголовно-исполнительную политику он относит к политике реагирования на преступления. Что является не вполне логичным по следующим обстоятельствам: Во первых, согласно ч.1 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса, уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. То есть, у законодательства одна из целей – это предупреждение преступления. Во вторых, в рамках уголовно-иполнительного права и уголовно-исполнительной политики выделяется институт мер ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание. Правда некоторые авторы пытаются оспорить это и сказать, что это не уголовно-исполнительное право. Таким образом, уголовно-исполнительная политика является по своей сути не только политикой реагирования на преступления, но и политикой их предупреждения одновременно. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовно-правовой политикой, уголовно-правовой политикой в узком смысле этого слова. Уголовно-правовая политика определяет меры воздействия на преступность только и именно средствами уголовного права. Уголовно-правовая политика может воздействовать на общество путем изменения наказания, путем криминализации и декриминализации деяния. В контексте исполнения уголовных наказаний все то же самое. Можно ухудшать, улучшать положение осужденных. Что получается. Да, это деление уголовной политики на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную обоснованно.

Уголовно-исполнительная политика по сравнению с уголовно-правовой имеет более узкое содержание. Она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности, основные формы и методы исполнения уголовных наказаний. Она выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная политика базируется на международных стандартах обращения с осужденными, достижениями в соответствующей науке и практике.

Уголовно-исполнительная политика в узком смысле – это определение и реализация тактики и стратегии борьбы с преступностью средствами уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительная политика в широком смысле – это специализированная деятельность прежде всего государственных органов, а также иных субъектов, включающая систему целей, мер, способов, обеспечивающих функционирование правового механизма исполнения уголовных наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера.

В рамках единой уголовной политики традиционно выделяют: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную (ранее исправительно-трудовую) политику. Карательные элементы той или иной разновидности политики обычно акцентированно не рассматриваются и связываются, как правило, с наказанием и условиями его отбывания, а на первое место всегда выдвигаются социально-политические, экономические, профилактические и воспитательные аспекты, призванные, прежде всего, объяснить, почему общество и государство использует именно такой, а не иной характер и объем кары (право- ограничений) при защите своих интересов. В этом случае смягчается, камуфлируется неблагоприятный фон карательного воздействия, применения репрессии по отношению к «своим» осужденным лицам, совершающим те или иные правонарушения. Но сущностью, квинтэссенцией любой из указанных выше разновидностей политики является кара или угроза ее применения. Тезис о том, что главное не в наказании, а в неотвратимости ответственности за содеянное, имеет больше нравственный, нежели правовой аспект.

Вид, характер и объем кары, а также ее последствия, являются определяющими факторами в механизме частного и общего предупреждения преступлений (здесь возможны и отклонения, особенно на индивидуальном уровне). Особенно значимыми выступают последствия применения кары, причем не только и не главным образом на личностном уровне (при всей важности конституционного принципа приоритета охраны прав личности). На первое место выходят общезначимые аспекты применения кары: социальные, экономические, общественно- политические. Поэтому уголовно-исполнительная политика направляет законотворческую деятельность и практическую работу соответствующих органов государства и общественности по применению наказания.

Уголовная и уголовно-исполнительная политика (в недавнем прошлом, исправительно-трудовая) имеют общую цель - снижение уровня преступности либо эффективный ее контроль. В то же время у них есть и различия. До недавнего времени специфическими целями уголовной политики признавались: недопустимость осуждения невиновного, выбор справедливой меры наказания виновному с тем, чтобы она карала его и в то же время преследовала цели исправления и перевоспитания осужденного, а также предупреждение совершения нового преступления, как самим осужденным, так и другими лицами. Цели же исправительно-трудовой политики ориентировали соответствующие органы государства и общественные организации на то, чтобы назначенное осужденному наказание было исполнено надлежащим образом. Иными словами, чтобы оно карало преступника, и в то же время само по себе будучи соединенным с исправительно-трудовым воздействием, достигало с наибольшей эффективностью цели исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых преступлений, как самим осужденным, так и другими лицами (Н. А. Стручков).

Под термином «исправительно-трудовая политика» в ранний советский период понималась совокупность мероприятий по осуществлению исправления и перевоспитания осужденных, подвергнутых наказанию в виде лишения свободы, ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами, исправительно-трудовых работ. Сюда же включалось принятие соответствующих правовых норм и их применение. Наряду с указанным понятием в 1920-1930 гг. широко употреблялся термин «карательная политика».

В этот же период встречалось и понятие «пенитенциарная политика». Выражение «пенитенциарный» в переводе на русский язык означает «раскаяние». Термин, появившийся в конце XVIII в., дал название особой тюремной системе в Англии и Америке. Под влиянием религиозного воздействия на осужденных у них должно было наступить раскаяние в содеянном. Отсюда пошли выражения «пенитенциарный режим», «пенитенциарная система», «пенитенциарное заведение». Со временем слово «пенитенциарный» было приравнено по своему значению к слову «исправительный». Последнее понятие более широко стало распространено в Советском государстве. Термин «исправительно-трудовая политика» получил предпочтение как понятие, более точно выражающее сущность воздействия наказания на осужденных.

После принятия Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик был сформулирован вывод о том, что советская исправительно-трудовая политика есть участие в делах государства по исполнению наказаний, она дает направление деятельности органов государства и общественных организаций в области исполнения наказаний, а также определяет формы, задачи и содержание этой деятельности.

Уголовно-исполнительная политика имеет свои цели, которые ориентируют соответствующие органы государства и общественные организации на то, чтобы назначенное осужденному наказание было исполнено надлежащим образом, иными словами, чтобы оно карало (все-таки - примеч. авт.) преступника и в то же время, само по себе, будучи соединенным с исправительным воздействием, достигало с наибольшей эффективностью цели исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами.

Вторая часть определения фактически называет цели наказания: исправление осужденного, а также предупреждение совершения новых преступлений осужденными и иными лицами. Цели наказания едины независимо от вида учреждения и от того, кто в нем отбывает наказание: несовершеннолетний или взрослый преступник, мужчина или женщина, впервые осужденный или рецидивист.

Цель исправления осужденного касается всех категорий осужденных, в том числе, например, несовершеннолетних. В этом случае требуется учесть индивидуальные особенности несовершеннолетних преступников: анатомо-физиологические; психологические и нравственно-этические качества характера; непродолжительный жизненный опыт; продолжающийся процесс их социализации, присутствие у большинства из них прочных антиобщественных установок.

Современной представляется дефиниция понятия уголовно-исполнительной политики, предложенная А. С. Михлиным. Уголовно-исполнительная политика - это деятельность государства по определению целей, принципов, стратегии, основных направлений, форм и методов по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, поскольку базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в актах различного характера. Речь идет о назначении и исполнении наказания, закрепленных в главах УК РФ и УИК РФ. Анализ ряда международных стандартов в сфере обращения с осужденными и организации исполнения уголовных наказаний показывает, что УИК РФ в основном воспринял закрепленные в них принципы. Нормы рекомендательного характера международных организаций реализуются в отечественном уголовноисполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных возможностей, а также соответствия Конституции и решениям Конституционного Суда РФ.

Конституционные основы уголовно-исполнительной политики обеспечивают формирование ее законодательной базы и развитие правоприменения по достижению стоящих перед ней целей и задач.

Главными (центральными) задачами уголовно-исполнительной политики являются:

  • 1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового воздействия и применения средств исправления;
  • 2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;
  • 3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;
  • 4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;
  • 5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;
  • 6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и научному прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве (например, Концепции развития уголовноисполнительной системы до 2020 года, Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2020- 2035 годы)»).

Специфика отбывания наказания различными категориями осужденных позволяет сделать вывод о наличии и особенностях уголовноисполнительной политики в отношении этих преступников, имеющей свои специфические цели, принципы, стратегию, формы и методы деятельности государства и общественных объединений по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов. К основным относятся: социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структура и динамика преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук. В число этих факторов также входит система наказаний.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства в указанной социальной сфере произошло в последние десятилетия. Это обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними; изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы.

Социально-экономическая поляризация населения приводит к усилению настроений социальной безысходности и дезориентированности. Названные угрозы в социальной сфере, безусловно, ведут к росту, прежде всего, преступности молодежи. Вследствие этого усиливается карательная политика и увеличивается количество осужденных. Повышение концентрации преступников в местах лишения свободы, в свою очередь, вновь приводит к обострению проблем уголовно-исполнительной политики.

Современный период России характеризуется противоборством двух мировоззренческих тенденций: демократическим лозунгом французской революции «свобода, равенство, братство» и вновь оформляемой идеей «государственности и соборности». Внешняя привлекательность первого броского лозунга побудила миллионы людей в течение долгих столетий безуспешно воплощать его в жизнь. Однако в природе нет равенства - она бесконечно разнообразна и строго иерархична; нет и абсолютной свободы, не ограниченной взаимозависимостью и закономерной упорядоченностью явлений; нет бессодержательного братства - ибо нравственное чувство человека всегда избирательно.

Заметим, что «раздрай» между далеко не лучшими псевдоценностями Запада, культивирующими насилие, секс, грубый индивидуализм, и государственно-православными идеалами является общепризнанным фактором, определяющим рост преступности, прежде всего, молодежи в России.

Вместе с тем официальная позиция России совпадает с европейской и направлена на безусловное соблюдение международных актов о правах человека и обращении с осужденными.

Реализация международных стандартов, касающихся обращения с осужденными, в России осуществляется по трем направлениям:

а) формирование соответствующей уголовно-исполнительной политики; б) регулирование национального законодательства; в) практическая деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания.

С конца 1980-х гг. Россия активно интегрировалась в мировое сообщество, что сопровождалось принятием соответствующих политических и государственных решений: Венские соглашения 1989 г.; Концепция реорганизации (позднее реформирование) уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 года); Указ Президента РФ от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

Уголовно-исполнительная политика реализуется в различных формах и, прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закрепляется в УК РФ, УИК РФ, Федеральном законе «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ряде более поздних законов. Политика в сфере исполнения наказания реализуется также в подзаконных актах - постановлениях Правительства РФ, нормативных документах Минюста России, ФСИН России, Генеральной прокуратуры РФ и постановлениях Верховного Суда РФ.

Практический интерес представляют, прежде всего, нормативные акты, устанавливающие: минимальные нормы питания и материальнобытового обеспечения осужденных, нормы материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными, примерное Положение о попечительском совете при колонии, порядок оплаты проезда освобожденных из колоний, обеспечение их продуктами питания или деньгами на время проезда, обеспечение необходимой по сезону одеждой или средствами по ее приобретению осужденными, освобожденными из мест лишения свободы, если таковые у них отсутствуют.

Преобразования, направленные на гуманизацию отбывания наказания применительно к правилам обращения с заключенными, принятым в международном сообществе, затронули (и улучшили) порядок и условия исполнения наказания в воспитательных и исправительных колониях.

Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет сделать вывод о гуманизации уголовно-исполнительной политики в отношении большей части осужденных. Последнее подтверждается сопоставлением условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы по ИТК РСФСР 1924, 1970 гг., УИК РФ 1996 г. Вопрос в том: всегда ли соблюдалась мера в этом процессе?

Законодательство РФ предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право оказывать содействие в комплектовании учреждений и органов УИС квалифицированными кадрами, создавать условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду, обеспечивать реализацию гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов его семьи, а также устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты за счет соответствующих бюджетов. Указанное право способствует подготовке персонала новой формации, способного адекватно воспринимать требования международных стандартов в сфере обращения с осужденными несовершеннолетними.

Постепенное внушение персоналу представлений и убежденности в том, что выполняемая им работа имеет большую ценность, является трудной задачей руководителей пенитенциарной системы. Она не может быть решена наскоком или сама собой, случайным образом. Поставленная цель может быть достигнута только в том случае, если разработана последовательная стратегия, базирующаяся на предпосылке о том, что ключевым элементом хорошей пенитенциарной системы является хороший персонал, который ценится государством.

Общеизвестны следующие способы реализации международных стандартов с помощью законодательства: 1) прямое действие международных норм; 2) приведение в соответствие с ними национального законодательства.

Ратифицированные Россией международно-правовые акты, не требующие издания специальных законов для их применения, действуют непосредственно. К их числу относятся такие стандарты ООН в области соблюдения прав и свобод человека, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.

Специализированные международные документы рекомендательного характера (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Пекинские правила, Токийские правила и др.) оцениваются неоднозначно. Тем не менее такие акты могут действовать непосредственно, без включения в национальное законодательство.

Указанные в УИК РФ цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, а также многие его нормы отвечают требованиям международных стандартов. Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т.д.

В части классификации осужденных международные стандарты требуют раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, заключенных под стражу и осужденных; подчеркивают необходимость гибкости классификации, что способствует размещению каждой классификационной группы осужденных в отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения. Классификация осужденных должна преследовать следующие цели: а) исключение отрицательного влияния одной категории осужденных на другую; б) создание условий для облегчения работы с осужденными по их исправлению.

Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе наиболее актуально следующее: 1) предотвращение применения запрещенных способов обращения с осужденными, унижающих их человеческое достоинство; 2) обеспечение осужденных оплачиваемым трудом; 3) обеспечение защиты осужденных от негативного влияния лидеров уголовной среды; 4) обеспечение законности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; 5) оказание социально-реабилитационной помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания; 6) реализация осужденными прав и гуманных возможностей законодательства; 7) решение проблемы переполненности исправительных учреждений.

Для решения в России проблемы социальной адаптации освобожденных от наказания необходимо, в частности, создание во всех регионах центров социальной адаптации освобожденных; введение в практику квотирования на предприятиях рабочих мест для таких лиц; формирование специальной службы социальной реабилитации освобожденных и др.

Продолжает оставаться нерешенной проблема реализации осужденными ряда своих прав и законных интересов, которыми они могут воспользоваться. Причины такого положения заключаются в отсутствии в стране надлежащих экономических возможностей, обусловливающих недофинансирование уголовно-исполнительной системы. На протяжении ряда лет откладывалось применение принудительных работ (вплоть до 1 января 2017 г.). В силу этого не разрешена и проблема переполненности исправительных учреждений. На государственном уровне она частично решается путем проведения амнистии осужденных. Но это только временная разгрузка исправительных учреждений, так как они вновь пополняются контингентом, численность которого увеличивается (несмотря на все возрастающее применение обязательных работ и ограничения свободы) вместе с ростом уровня преступности. В результате страдают принципы правосудия и нивелируется значение института амнистии. В целом переполненность мест предварительного заключения и исправительных учреждений сводит на нет многие принципы и правила, рекомендуемые международными стандартами обращения с заключенными.

В деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, имеются и другие проблемы, связанные с практическим применением международных стандартов. Их разрешение также обусловлено наличием необходимых экономических и социальных условий.

Говоря о вкладе фундаментальных наук в уголовно-исполнительную политику, следует отметить, что он все еще незначителен. Можно лишь назвать временные периоды, когда наблюдались реальные подвижки в исправительно-трудовом (1970-е гг.), а затем уголовно-исправительном праве (начало и середина 1990-х гг.). В настоящее время развивают международное сотрудничество по проблемам уголовно-исполнительной науки и проводят прикладные исследования Академия и НИИ ФСИН России. В то же время многие защищаемые в этой сфере кандидатские и докторские диссертации страдают мелкотемьем, переделыванием одних и тех же положений, большинство из которых не подлежит практическому применению.

Многие эксперименты в области УИС не доводятся до логического конца. В этом случае не используются новые информационные и инновационные технологии.

Наиболее зримо недоработки отраслевых наук в сфере уголовноисполнительной политики проявились и проявляются при построении и применении системы наказаний. Уже многие годы продолжаются споры вокруг, в частности, такого наказания, как арест.

Несмотря на то что в Государственную Думу внесен, например, законопроект об исключении ареста, не понятно, чем руководствовались разработчики этого проекта, поскольку нами уже многие годы после принятия УК РФ и УИК РФ предлагается сохранить этот вид наказания хотя бы в отношении несовершеннолетних (даже с учетом того, что по действующей редакции ст. 54 УК РФ в отношении несовершеннолетних арест уже не применяется. - Примеч. авт.). Для этого местами отбывания ареста (кроме арестных домов, которых нет) можно законодательно предусмотреть, например, камеры дисциплинарных изоляторов воспитательных колоний, а также выделить отдельные камеры в следственных изоляторах (которые имеются в каждом субъекте РФ).

В случае решения ряда вышеуказанных проблем можно было бы говорить о некоторой стабильности и преемственности в стратегии развития уголовно-исправительной политики в недавнем прошлом и современности.

Политика — направление деятельности государства, связанного с реализацией государственной власти, которая осуществляется во вне и внутри страны. Отсюда принято делить политику на внутреннюю и внешнюю.

По содержанию политику можно разделить на финансовую, экономическую, культурную, социальная. Среди всех направлений политик важное место принадлежит социальной политике. В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что РФ демократическое правовое государство, деятельность которого направлена на обеспечение достойных условий жизни граждан. Понятие «достойные условия» охватывает целый комплекс факторов (продолжительность жизни, качество жизни, уровень медицинской помощи, сфер реализации человеческой деятельности, зарплата и т.д.). В числе этих условий, обеспечивающих достойное существование граждан, огромная роль принадлежит борьбе с преступностью. Это важная сфера социальной политики. Потому что защита личности, общества, государства является необходимым условием эффективной реализации других направлений социальной политики.

Некоторые криминологи, считают, что термин «борьба» не подходит к преступности. Якобы — это слово нацеливает на искоренение преступности полностью. Предлагают термин «контроль», «предупреждение». Тем не менее термин «борьба» используется в ряде международных документов («О борьбе с транснациональной преступностью»). Многое зависит от того какое значение вкладывается в терминологию. Когда мы говорим о социальной жизни, термин «борьба» имеет не столь одиозное значение (например, борьба с неграмотностью - борьба с негативным социальным явлением). Борясь против явления — идет борьба за человека как носителя этого явления. Поэтому борьба с преступностью ставит целью исправление человека, возвращение его в общество.

В борьбе с преступностью используются карательные и не карательные меры. Не карательные меры - это меры, направленные на совершенствование социальной жизни (зарплаты, образование, организационно-технические мероприятия). Мы приходим к выводу о том, что общество направлено не только на предупреждение преступности, но используются и карательные меры - метод уголовной репрессии. Это и есть уголовная политика.

1. Уголовно-правовая политика:

а). Криминализация и декриминализация общественно-опасных деяний. От «crimen» - преступление. Криминализация (общепринятое значение) - распространение преступности в обществе. В этом смысле криминализация — это результат деятельности преступников. Юридическое понятие криминализации означает установление в уголовном законе признаков конкретных деяний (преступлений). В этом смысле это результат деятельности законодателя. Декриминализация - это устранение из закона конкретных составов преступлений.

б). Пенализация и депинализация. Пенализация - «pena» - (лат.). отзвуки этого слова нашли и в гражданском праве (пеня). Криминализация - это что наказывается, а пенализация - это установление наказуемости (как наказывается). Депенализация - устранение наказуемости деяния.

в). Назначение наказания и иных мер уголовно-правового характера. Первые два элемента находят отражение в Уголовном кодексе, третий - в деятельности органов уголовно-исполнительной системы.

2. Уголовно-процессуальная политика. Выражается в и в деятельности правоохранительных органов;

3. Уголовно-исполнительная политика. Это деятельность государства в лице его органов по фактическому исполнению назначенных судом наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Это завершающая стадия реализации уголовной ответственности, вещественная составляющая уголовной политики всех в целом. «Исполнение наказания — это реальность уголовного права».

Уголовно-исполнительная политика в конечном итоге является продолжением социальной политики государства.

Стоит сказать - политика государства оказывает оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Стоит заметить, что она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, кᴏᴛᴏᴩые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека.

Поскольку политика пробудет в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области ϲʙᴏего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в ϶ᴛᴏм смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Не стоит забывать, что важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Стоит заметить, что она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, ϲʙᴏевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики.
Стоит отметить, что основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления ϶ᴛᴏй политики едины с позиции целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно – исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового воздействия на преступность. Стоит сказать - политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.

Отметим, что термин "" уголовно – исполнительная политика"" пришел на смену термину ""исправительно-трудовая политика"". Наименование ""исправительно-трудовая политика"" адекватно отражало сущность политики советского государства в сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно исправительно-трудовое законодательство провозглашали главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание осужденных. Основным средством достижения ϶ᴛᴏй цели был признан труд. Стоит сказать, для достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с обязательным привлечением к труду, исправительные работы. При этом термин ""исправительно-трудовая политика"" как и термин ""исправительно-трудовое право"" перестал отвечать ϲʙᴏему содержанию, т.к. в системе уголовных наказаний появилось много таких наказаний, кᴏᴛᴏᴩые не были связаны с привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное порицание, увольнение от должности и др.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уже с 70-х годов появилось основание изменить наименование ""исправительно-трудовая политика"" на ""уголовно-исполнительную политику"".

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим международным актом, достижениям наукам и практикам.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. Соответственно показателям правового государства должна быть приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации ϶ᴛᴏй цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания, демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению ϲʙᴏбоды, существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений, изменении установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов.

Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику будут: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной.
Стоит отметить, что основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их воплощении.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику.

Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Стоит заметить, что они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации будут составной частью ее правовой системы.

В 1989 г. СССР подповествовал Венские соглашения, на базе кᴏᴛᴏᴩых были приняты обязательства, привести ϲʙᴏе законодательство в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с международными соглашениями о защите прав человека, в т.ч. и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя обязательства ""обеспечить, ɥᴛᴏбы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности"".

Россия будет правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, кᴏᴛᴏᴩые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести ϲʙᴏе уголовно-исполнительное законодательство в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Европейскими принципами и стандартами.

Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов.

Принципы и стандарты будут четким ориентиром для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Достижения науки будут важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права.

Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Нужно помнить, такие исследования в России начались в дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными.

Современной задачей российской науки будет определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Не стоит забывать, что важным критерием правильности достижений науки будет практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. В случае если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики будет уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деятельности государственных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания ϶ᴛᴏй деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву .

Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Политика влияет на создание и развитие правовой системы , различных отраслей законодательства, правовых форм.

Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество .

Политика России направлена на построение правового государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью . Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью.

Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.

Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства.

Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений , предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет:

  • цели;
  • принципы;
  • стратегию;
  • направление деятельности государства;
  • основные формы и методы исполнения наказания.

Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику и политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих положениях, международных актах об обращении с осужденными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства, представляет собой часть единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики.



Просмотров