Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительное воздействие на осужденных. Порядок исполнения уголовных наказаний

ТЕМА 1: “ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ

НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С МЕРАМИ

ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ”

1. Наказание - мера государственного принуждения.

2. Порядок исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами воздействия. Виды наказаний.

а) Штраф как вид уголовного наказания.

б) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

в) Лишение осужденного любого воинского или специального звания.

г) Конфискация как дополнительный вид наказания.

д) Постановка осужденного на учет в инспекцию исправительных работ.

3. Задача № 1.

В соответствии со ст.43 (Понятие и цели наказания) УК РФ, наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Оно может быть применено лицу, признанному виновным в совершении преступления, и в предусмотренных Уголовным Кодексом Российской Федерации, заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Оно преследует две цели: 1) исправление осужденного и 2) предупреждение совершения новых преступлений.

Ст.44 УК РФ содержит перчень видов наказаний, применяющихся судами.
Это: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального воинского или почетного зва ния, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Порядок исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия, регламентирует “Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно- трудового воздействия на осужденных”, практически оставшееся без изменений.
Положение устанавливает четкие правилаисполнения таких наказаний, как штраф; лишение права занимать определенные дожности или заниматься определенной деятельностью; конфискация имущества; лишение специального или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Назначенный судом штраф может исполняться добровольно, по предложению суда сумма штрафа вносится осужденным в сбербанк или учреждения
Центрального банка России в месячный срок со дня вынесения приговора.
Согласно ст.361 УПК РСФСР - уплата штрафа может быть отсрочена на срок до 6 месяцев. Также осужденный предупреждается о возможности принудительного взыскания штрафа.

Когда осужденный не в состоянии уплатить штраф, судебный исполнительно составляет акт о невозможности взыскания штрафа и согласно ч.3 ст.11 Положения допускается его замена общественных порицанием, либо возложением обязанности загладить причиненный вред. При неуплате штрафа в установленный срок судья передает исполнительный лист на взыскание штрафа судебному исполнителю. Об этом уведомляется финансовый орган.

Бывают следующие виды принудительного взыскания штрафа:

1) обращение взыскания на имущество, в том числе на долю осужденного в общей собственности;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы осужденного.

Для исполнения мер по взысканию штрафа судебный исполнитель вправе беспрепятственно входить в помещение, где проживает осужденный, осматривать хранилища, делать опись имущества. Зачастую, как видно из практики, такие действия судебные исполнители проводят совместно с работниками органов внутренних дел. Имущество описывается в пределах суммы штрафа. Осужденный сам может определить предметы для взыскания в первую очередь. Такая просьба осужденного, если это не препятствует исполнению приговора, должна быть удовлетворена. В Уголовном Кодексе, Положении указаны предметы, не подлежащие изъятию.

Если у осужденного имущество отсутствует, или его недостаточно, на основании ст.12 Положения взыскание производится на заработную плату, пенсию, стипендию осужденного. Вместе с тем взыскание на имущество осужденного не обращается, если сумма штрафа не превышает 20% месячной заработной платы или иного заработка, пенсии, стипендии, на которые может быть обращено взыскание.

При взыскании штрафа с заработной платы, пенсии, стипендии исполнительный лист передается в бухгалтерию соответствующего предпринятия, организации, учреждения. Если штраф обращается на имущество, оно передается по описи для реализации финансовым органам.

В случаях злостного уклонения от уплаты штрафа он (штраф) заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных Уголовным Кодексом
РФ.

Замена штрафа лишением свободы и лишение свободы штрафом не допускается, однако, при последующем злостном уклонении осужденного от отбывания исправительных работ и неотбытый срок может быть заменен лишением свободы.

Исполнительный лист с отметкой о взыскании штрафа передается в суд, вынесший данный приговор.

В соответствии со ст.47 УК РФ, - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Срок и порядок исполнения этого наказания определяются Положением.
Порядок деятельности органов внутренних дел по контролю за исполнением данного наказания определяются Инструкцией МВД РФ.

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания, либо в качестве дополнительного к наказанию без лишения свободы, а также при условном осуждении и отсрочке приговора копии вступившего в законную силу приговора направляются судом администрации по месту работы осужденного и органу внутренних дел. Срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

При назначении наказания дополнительно к лишению свободы, оно распространяется на все время нахождения осужденного в местах лишения свободы и затем - на срок, указанный в приговоре. По отбытии лишения свободы администрация исправительного учреждения направляет копию приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. В справке об освобождении указывается на наличие у лица дополнительного наказания.
При освобождении срок данного наказания исчисляется с момента освобождения.
Администрация по месту жительства, по месту работы осужденного не позднее следующего дня после получения копии приговора прекращает с ним трудовой договор в соответствии со ст.29 п.7 КЗоТ РФ. В трудовую книжку делается соответствующая запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какой деятельностью не вправе заниматься. Подобная запись делается и в том случае, если должность осужденного не подпадает под запрет.

Об исполнении предписаний приговора немедленно уведомляются суд и инспекция исправительных работ. С согласия осужденного администрация может предоставить ему другую должность или работу.

Если на работу поступает осужденный, в трудовой книжке которого нет соответствующей записи, то независимо от должности, по представлению инспекции исправ.работ, администрация делает такую запись.

Когда осужденный отбыл наказание, либо освобожден от него, то по его просьбе выдается дубликат без внесения в него записи о наказании.

Во время нахождения в исправительном учреждении лиц, осужденных дополнительно к лишению права занимать должности или заниматься определенной деятельностью, они не могут привлекаться к работам, выполнение которых им запрещено приговором.

Если осужденный лишается права управления транспортными средствами, то заверенная выписка из приговора или его копия направляется инспекцией в
ГАИ, либо общественные объединения, осуществляющие контроль за некоторыми видами деятельности, для занесения сведений в банк данных. Эти органы изымают так же у осужденного соответствующие документы.

Контроль за исполнением наказаний возложен на инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. Инспекция в соответствии с копией приговора ставит осужденного на учет, уведомляет об этом суд, постановивший приговор; проверяет наличие записи в трудовой книжке; контролирует фактическое исполнение администрацией предписаний приговора; не реже одного раза в 6 месяцев контролирует выполнение осужденным возложенных на него ограничений.

Если осужденный поступает на запрещенную ему работу, администрация по ст.29 п.7 КЗоТ РФ администрация должна прекратить с ним трудовой договор.
После направления инспекцией представления о прекращении такой деятельности в 3-х дневный срок, инспекция вправе предупредить о возможной уголовной ответственности. Такую ответственность по ст.315 УК РФ могут нести должностные лица за неисполнение приговора суда.

При переезде осужденного в другой город в соответствующий орган внутренних дел направляется сообщение. При подтверждении прибытия осужденный снимается с учета и все документы пересылаются в инспекцию исправительных работ по новому месту жительства.

В соответствии со ст.48 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может назначаться только в качестве дополнительного наказания. По приговору суд может лишить осужденного любого воинского или специального звания, кроме высших, которые согласно ст.89 Конституции РФ присваиваются Президентом РФ. Суд не правомочен также лишать осужденных ученых степеней и ученых званий, он лишь информирует соответствующие органы для принятия решения. Если специальное и воинское звание не относится к высшим (звания до подполковника включительно и соответствующие ему), суд, постановивший приговор, направляет его копию органу, присвоившему звание. При получении копии приговора о лишении воинского или специального звания орган вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания. Принимаются меры к лишению осужденного всех прав и льгот, связанных с этим званием. Об этом сообщается в суд.

Когда суд выносит приговор, которым предусмотрено внести представление о лишении осужденного высших воинских специальных, почетных званий, государственных наград, то в 5-дневный срок со дня вступления приговора в законную силу его копия, награды и документы к ним направляются в соответствующий орган (при этом следует руководствоваться правилами правоприемственности России от СССР).

Вопрос о лишении ранее присвоенных званий и выданных наград необходимо ставить перед органами, которые в настоящее время вправе присуждать аналогичные звания или награды. Данные органы не обязаны следовать представлению суда, они лишь должны сообщить ему о принятом решении.

В соответствии со ст.52 УК РФ конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация является только дополнительным видом наказания.

По вступлении приговора в законную силу суд направляет копию приговора, копию описи имущества и исполнительный лист для исполнения судебному исполнителю. Об этом извещается соответствующий финансовый орган.
Если опись имущества ранее не производилась, то судебному исполнителю направляется справка об этом.

На основании ст.23 Положения исполнение конфискации имущества возлагается на судебных исполнителей судов по месту нахождения имущества.
Если имущество находится на территории разных районов, то одновременно направляются несколько исполнительных листов. Конфискации подлежит лишь то имущество, собственником которого является осужденный; имеется в виду его доля в общей собственности, вклады в банках, имущество, принадлежащее осужденному, а также приобретенное им на момент или после вынесения приговора, на средства, которые подлежали конфискации.

Перечень имущества, не подлежащего конфискации, приведен в Приложении к УК РФ. Это имущество, минимально необходимое для проживания осужденного и его иждивенцев.

При возникновении споров о принадлежности имущества, включенного в опись, заинтересованные лица вправе подать в суд иск об исключении имущества из описи.

При получении исполнительного листа судебный исполнитель проверяет наличие имущества, указанного в описи. Если в приговоре содержится общее указание о конфискации всего имущества или его части (без указания конкретных предметов), судебный исполнитель выявляет и другое, подлежащее конфискации, имущество. На него составляется дополнительная опись и накладывается арест.

В описи указываются конкретные признаки предметов, затем они пломбируются или опечатываются. В описи делается отметка об этом. Доля осужденного в общей собственности определяется судом, при котором состоит судебный исполнитель, по его представлению в порядке гражданского судопроизводства.

При конфискации части имущества, не определенного в натуре, судебный исполнитель выделяет конкретные предметы с учетом их оценки. Если это не препятствует исполнению приговора, то при подборе таких предметов учитываются пожелания осужденного или членов его семьи. Опись утверждается судом.

Судебный исполнитель должен принять необходимые меры к сохранению описанного имущества: поместить его в опечатанное или изолированное помещение, сдать в установленном порядке на хранение должным лицам и гражданам.

На основании ст.27 Положения предприятия, учреждения, организации и граждане, у которых находится подлежащее конфискации имущество, обязаны сообщить об этом в суд или соответствующий финансовый орган. За незаконченные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, а также подлежащего конфискации, лицо несет ответственность по ст.312 УК РФ.

До передачи конфискованного имущества финансовыми органами удовлетворяются предъявленные к осужденному требования. Основаниями для их удовлетворения являются предусмотренные законом исполнительные документы.

В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает лишь в пределах актива. При конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после принятия судом, органами дознания и следственных мер по сохранению имущества и без согласия этих органов. Это правило не распространяется на требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда здоровью, вреда, причиненного смертью кормильца, которые удовлетворяются независимо от момента возникновения оснований для их заявления.

Оставшееся после удовлетворения требований имущество передается в натуре представителю финансового органа вместе с копией описи, после чего судебным исполнителем делается пометка на исполнительном листе.
Исполнительный лист возвращается в суд, постановивший приговор.

Реализация конфискованного имущества выходит за рамки исполнительных действий. Она осуществляется финансовыми органами, после чего они сообщают суду сведения о реализации конфискованного имущества.

Условное осуждение не является уголовным наказанием, оно представляет собой самостоятельную меру уголовной ответственности. Контроль за поведением осужденных осуществляет инспекция исправительных работ.

После вступления приговора в законную силу его копия направляется в инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. Осужденный приглашается в инспекцию, где ставится на учет. О постановке на учет осужденного немедленно извещаются суд, администрация по месту работы или учебы осужденного. Если осужденный призывного возраста, ставится в известность военкомат.

После постановки на учет начальником ОВД осужденному разъясняются правовые последствия испытательного срока, возложенные обязанности и запреты, определяются сроки явки для регистрации.

Общий контроль за поведением осужденных осуществляют сотрудники инспекции исправительных работ. К контролю по месту жительства могут привлекаться участковые инспектора, внештатные сотрудники, члены трудовых коллективов.

По представлению инспекции судья вправе вынести постановление об отмене условного осуждения в случае систематических нарушений осужденным общественного порядка, повлекших применение мер административного или общественного воздействия. Вместе с тем общественная организация вправе ходатайствовать о сокращении испытательного срока при условном осуждении по истечении не менее половины этого срока.

Осужденный снимается с учета в инспекции, если: испытательный срок прошел успешно; осужден к лишению свободы за новое преступление; направляется в места лишения свободы; наступила смерть осужденного или суд признал его недееспособным; произошла перемена места жительства.

Задача № 1:

В исправительной колонии общего режима отбывают срок наказания осужденные Смагина, ранее судимая и отбывавшая наказание в этой же ИК; ранее не судимая Илонова, а также Роева, ранее судимая трижды, но особо опасной рецидивисткой не признанная.

Могут ли указанные лица отбывать наказание в одной колонии?

В соответствии со ст.58 УК РФ (Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения) и ст.18 ИТК РСФСР (Раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях), раздельно содержатся женщины, осужденные впервые к лишению свободы, от женщин, ранее отбывавших лишение свободы, за исключением женщин, содержащихся в исправительных колониях, при которых имеются дома ребенка.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, осужденная Илонова должна содержаться отдельно от Самгиной и Роевой. А так как Роева не является особо опасной рецидивисткой, то Роева и Смагина могут отбывать срок наказания в одной исправительной колонии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция РФ. М. 1994.
2. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ. М., 1997 год
3. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. Под ред. А.И.Бойко. г.Ростов-на-
Дону. Изд-во “Феникс”.

4. Исправительно-трудовой Кодекс РСФСР (с постатейными материалами) с изменениями и дополнениями. М., Юрид.лит-ра. 1986.

5. Федеральный Закон “О внесении изменений и дополнений в Уголовно- процессуальный Кодекс РСФСР и исправительно-трудовой Кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного Кодекса РФ” от 15 декабря 1996 г. “Российская газета”, 25.12.1996.

6. Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.
- Ведомости... 1984. № 28.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Как отмечалось выше, под исполнением уголовного наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок реализации уголовно-правовой кары - комплекса ограничений прав и свобод осужденных, а также порядок применения к нему исправительных и профилактических мер в процессе достижения определенных законом целей исполнения наказаний.

Реализация кары (лишения, ограничения прав и свобод осужденного) играет важную роль в осуществлении процесса исполнения уголовного наказания и выполнения приговора суда в полном объеме и должным образом. Осуществление кары присуще всем видам уголовных наказаний, определенных в обвинительном приговоре суда. При этом следует учитывать, что объем кары находится в полной зависимости от конкретного вида наказания, примененного судом к конкретному осужденному.

Например, при исполнении наказания в виде исправительных работ карательное воздействие выражается, как правило, в ограничении определенного объема трудовых прав и возможностей и удержании заработка (дохода) в размере, установленном приговором суда. Следует отметить, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ ст. 50 УК РФ, закрепляющая этот вид уголовного наказания, изложена в другой редакции.

Исправительные работы - более строгий вид наказания, чем обязательные работы, и назначаются только в качестве основного вида наказания. Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (реализация одного из пенитенциарных принципов - исполнение наказания по месту жительства осужденного). Исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ). Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.



Определяя наличие основного места работы, следует исходить из положений Трудового кодекса РФ о том, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ), и о том, что работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (ст. 66 ТК РФ). Таким образом, наличие основного места работы определяется исходя из наличия трудового договора и места ведения трудовой книжки. Но основным местом работы следует считать и работу лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Исправительные работы не назначаются инвалидам первой группы, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК РФ).

Данный вид уголовного наказания без лишения осужденного свободы имеет богатую историю. Не рассматривая этот вопрос подробно, отметим лишь, что до введения в действие нового Уголовного кодекса РФ с 1 января 1997 г. исправительные работы в законодательстве и на практике были двух видов: исправительные работы по месту работы осужденного и - второй вид - по месту, указанному органом, ведающим исполнением приговора. После введения в действие УК РФ исправительные работы оставались только одного вида и назначались лицам, не имеющим работу.

В настоящее время исправительные работы вновь могут назначаться и тем, кто имеет постоянное место работы, и тем, у кого оно отсутствует. В этой связи в резолютивной части приговора при назначении исправительных работ должен быть указан вид их отбывания (как и вид места отбывания лишения свободы). Этот вопрос определяет сущностное содержание наказания и поэтому специально предусмотрен в ст. 50 УК РФ.

Имея в виду, что исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, суд должен выяснять трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания, в том числе указанные в части пятой ст. 50 УК РФ.

При назначении наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых назначены исправительные работы, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний сложению подлежат только сроки исправительных работ.

При назначении наказания в виде исправительных работ по совокупности преступлений сложение процентов удержаний из заработной платы не допускается.

При назначении наказания в виде исправительных работ по нескольким приговорам могут присоединяться лишь сроки исправительных работ. В этих случаях, назначив за последнее преступление наказание в виде исправительных работ с удержанием из заработной платы определенного процента в доход государства, суд полностью или частично присоединяет к назначенному по последнему приговору наказанию неотбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний.

Содержание исправительных работ заключается в отбывании лицом определенного в приговоре суда срока по месту работы, а также в удержании в доход государства от пяти до двадцати процентов из заработка осужденного (ч. 3 ст. 50 УК РФ), а для лиц, не имеющих основного места работы, и в обязанности трудоустроиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание, но в районе места жительства осужденного. В период отбывания наказания осужденный ограничивается и в ряде прав. Например, в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией и т.д.

Именно в указанных ограничениях и заключается карательное содержание исправительных работ.

Следует иметь в виду, что при производстве удержаний учитывается размер и денежной части заработной платы, и натуральной оплаты труда, если таковая имеется. Однако удержания не производятся из пособий социального страхования и социального обеспечения, за исключением пособий по безработице. Не удерживаются также денежные средства из командировочных расходов и компенсаций за неиспользованный отпуск.

Осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной). Исполняются исправительные работы уголовно-исполнительными инспекциями. Они ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников милиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно. Определенные обязанности закон возлагает и на администрацию учреждений и организаций, где работают осужденные.

Поскольку исправительные работы предполагают обязанность осужденного трудиться, они не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Осужденные к исправительным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок исправительных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Сформулировав в части четвертой ст. 50 УК РФ правило, согласно которому в случае злостного уклонения лица, осужденного к исправительным работам, от отбывания назначенного ему наказания суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы, законодатель не вышел за пределы своих полномочий. Данная норма во взаимосвязи со ст. ст. 3, 4, 5, 6 и 7 УК РФ, закрепляющими принципы законности, равенства граждан перед законом и судом, ответственности лишь за виновные действия, справедливости и гуманизма, не допускает ни назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, ни назначения самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ, - она лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из следующих нарушений:

а) неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные законом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу.

В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

В случае заболевания осужденного тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, он может быть освобожден от отбывания наказания (ч. 2 ст. 81 УК РФ), а в случае признания его инвалидом первой группы - подлежит освобождению от указанного наказания (ч. 5 ст. 50 УК РФ).

Женщина, осужденная к исправительным работам, в случае наступления беременности вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 82 УК РФ, ч. 5 ст. 42 УИК РФ, п. 17 ст. 397 УПК РФ).

В ст. 40 УИК РФ закреплено, что осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову. Кроме того, в период отбывания наказания в виде исправительных работ осужденные ограничиваются в некоторых гражданских и трудовых правах. Им запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Такое разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть надлежащим образом мотивирован. При этом решение об отказе в увольнении может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Он обязан в течение 10 дней сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства. Карательное воздействие выражается и в том, что трудовой отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется организацией, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. При этом другие виды отпусков, предусмотренных законодательством РФ о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

В настоящее время на осужденного к исправительным работам не могут быть возложены дополнительные обязанности или запреты (находиться вне дома в определенное время суток, в определенных местах, покидать место жительства в выходные или праздничные дни и т.д.). Такое положение закона в большей части и в значительной мере ослабляет карательную суть указанного вида уголовного наказания, лишает определенных и существенных рычагов воздействия на осужденных со стороны уголовно-исполнительных инспекций в случаях нарушений установленного порядка исполнения наказания осужденными, в том числе и злостных.

При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) карательное воздействие состоит в освобождении осужденного от должности (ст. 33 УИК РФ). Кроме того, осужденный лишается и права на занятие определенными видами деятельности. Перечень указанных видов запретной деятельности в законе не обозначен, за исключением перечня должностей на государственной службе либо в органах местного самоуправления. В силу этого следует отметить, что рассматриваемое наказание имеет две разновидности:

Запрет занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления;

Запрет заниматься профессиональной или иной деятельностью.

Именно эти ограничения являются наиболее существенными при назначении указанного вида наказания, и их наличие подчеркивает его карательный характер. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. При назначении этого наказания в качестве дополнительного его карательная суть определяется двумя основными факторами, усиливающими воздействие на осужденного:

Само наказание усиливает карательное воздействие основного вида наказания;

Назначение наказания предопределяет совокупную систему правовых ограничений в отношении осужденного, сокращает статусный объем его возможностей и прав на весь период отбытия им уголовного наказания.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Функции государственной службы реализуют государственные служащие, которыми признаются граждане РФ, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Под муниципальной службой (службой в органах местного самоуправления) понимается оплачиваемая профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления. Эту деятельность осуществляют муниципальные служащие.

Запрещение заниматься профессиональной (врачебной, педагогической и т.п.) или иной (торговля, шоу-бизнес и т.п.) деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо деятельности, связанной с государственной или муниципальной службой. Другие виды наказаний также содержат в себе специфические уголовно-правовые лишения или ограничения прав и свобод осужденного. Указанные ограничения закреплены в тех нормах уголовно-исполнительного законодательства, которые определяют порядок регулирования процесса исполнения и отбывания отдельных, кроме рассмотренных, видов наказания. К таким нормам УИК РФ следует отнести:

1) основы правового положения осужденных (ст. 10 УИК РФ);

2) порядок исполнения наказания в виде обязательных работ (ст. 25 УИК РФ);

3) порядок исполнения наказания в виде штрафа (ст. 31 УИК РФ);

4) порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 33 УИК РФ);

5) порядок исполнения наказания в виде исправительных работ (ст. 39 УИК РФ);

6) порядок отбывания ограничения свободы (ст. 50 УИК РФ);

7) исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 61 УИК РФ);

8) порядок и условия отбывания наказания в виде ареста (ст. 69 УИК РФ);

9) исполнение наказания в виде лишения свободы (раздел IV УИК РФ, ст. 73 - 81 УИК РФ).

Кроме того, процесс исполнения наказания регулируется режимом в исправительных учреждениях с помощью основных средств его обеспечения. К средствам режимного порядка законодатель относит:

1) само понятие режима и основные требования, предъявляемые к нему (ст. 82 УИК РФ);

2) технические средства надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ);

3) оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК РФ);

4) режим особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ);

5) меры безопасности и основания их применения (ст. 86 УИК РФ) и ряд других положений УИК РФ, регулирующих процесс исполнения уголовных наказаний и порядок их отбытия.

Процесс исполнения уголовных наказаний самым тесным образом связан с деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по исправлению осужденных. Исходя из этого следует подчеркнуть, что исправление осужденных - основная задача всей совокупности существующих и функционирующих пенитенциарных учреждений. Какова же сущность исправления вообще и исправления преступников в частности? В толковых словарях русского языка это понятие трактуется как улучшение, изменение в положительную сторону, поправка. Исправить - значит устранить неисправность, повреждение, сделать лучше, освободив от различных недостатков, пороков. Именно такое значение понятия исправления, как "освобождение от пороков", нацеливает на поиск сущности исправления во взаимосвязи сфер нравственного и правового сознания.

Говоря об исправлении осужденных, следует отметить, что их исправление - это сложнейшая психолого-педагогическая, морально-нравственная и социально-правовая категория.

Само исправление осужденных осуществляется с помощью основных средств, которые перечислены в ч. 2 ст. 9 УИК РФ. В соответствии с этой нормой основными средствами исправления осужденных являются:

1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

2) воспитательная работа;

3) общественно полезный труд;

4) получение общего образования;

5) профессиональная подготовка;

6) общественное воздействие.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Уголовно-исполнительное законодательство, устанавливая порядок исполнения и отбывания всех видов наказаний, имеет в виду и его условия, которые в своей совокупности определяют объем и характер карательных и иных принудительных элементов в конкретном виде наказания. Хотя характер и объем кары в своей основе определяет уголовное законодательство, но их элементы содержатся и в нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний. Так называемые режимные требования ставят жизнь осужденных под жесткий контроль и надзор, тем самым дисциплинируя поведение данных лиц, что в конечном счете способствует их исправлению.

Средства исправления являются разнородными по своему характеру. При этом следует отметить, что значение отмеченных средств исправления осужденных не подлежит сомнению. Более сложным является вопрос об отнесении к числу мер исправительного воздействия режима, поскольку именно в нем реализуется кара, хотя и содержатся элементы, не выражающие правоограничения.

В полном объеме средства исправления применяются только при исполнении наказания, связанного с лишением свободы на определенный срок. Указанная возможность возникает и при исполнении наказания в виде пожизненного лишения свободы. Такое обстоятельство имеет место в силу того, что осужденный все свое время (постоянно) находится в исправительном учреждении. Кроме того, наказание в виде лишения свободы определяется судом в отношении тех лиц, которые нуждаются в интенсивном воспитательном воздействии. Такая интенсивность, кроме всего прочего, достигается и возможностью использования всего перечня мер индивидуального воспитательного воздействия на осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы.

Проведение комплекса воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он представляет собой набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправительной педагогики и психологии. В Уголовно-исполнительной системе действует психологическая служба.

При достижении цели исправления осужденных следует применять не одно воспитательное средство, а целую систему соответствующих мероприятий, средств их различных комбинаций в зависимости от личностных свойств воспитуемых. Воспитательная работа всегда носила и должна носить творческий характер, воспринимая выработанные рекомендации и предложения, но основываясь на индивидуальных условиях их применения.

Важно также иметь в виду, что исправительное воздействие, предусмотренное УИК, отличается от обычного воспитательного процесса по своему объекту. Объектом воспитательного воздействия в условиях исправительных учреждений выступают осужденные лица, то есть те, которые нередко представляют опасность для общества и запущенные в социально-нравственном отношении. Особенности объекта воспитательной деятельности определяют основную направленность исправительного воздействия. Эта направленность определяется не только задачей формирования личности гражданина, но и его исправления в срок, указанный в приговоре суда.

В целом в качестве вывода следует констатировать, что средства исправления осужденных должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, личности осужденных и их поведения. Прежде всего набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Однако даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы. Так, в тюрьмах и ИК особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, средства исправления существенно отличаются от применяемых в других типах исправительных учреждений.

Поведение осужденного в период отбывания наказания в исправительных учреждениях прямо влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание, а также на объем представляемых ему льгот, возможность досрочного освобождения от наказания или изменения режима содержания на более легкий вид. Таким образом в полной мере раскрывается принцип уголовно-исполнительного законодательства о дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных. Кроме того, достигается цель, связанная с процессом стимулирования законопослушного поведения осужденных в будущем, после отбытия уголовного наказания.

Выводы по первой главе. Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осуществят эту задачу путем достижения таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Сущностью уголовного наказания является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (кара). В связи с этим исполнение уголовного наказания означает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения.

Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

  • Тема 3. История развития уголовно-исполнительного законодательства
  • 3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполни-тельного законодательства
  • 3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе
  • Тема 4. Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
  • 4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства
  • 4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
  • 4.3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения
  • 4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени
  • Тема 5. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания
  • 5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура
  • 5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных
  • Тема 6. Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания, и контроль за их деятельностью
  • 6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих
  • 6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации
  • 6.3. Понятие и виды контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
  • Тема 7. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительное воздействие на осужденных
  • 7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания
  • 7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства
  • Тема 8. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний, не связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного
  • 8.1. Общая характеристика уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (альтернативных наказаний)
  • Тема 9. Порядок и условия исполнения (отбывания) обязательных, исправительных и принудительных работ
  • 9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
  • 9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ
  • 9.3. Правовое регулирование исполнения (отбывания) принудительных работ
  • Тема 10. Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы
  • 10.1. Понятие наказания в виде ограничения свободы и места его отбывания
  • 10.2. Исполнение (отбывание) ограничения свободы
  • Тема 11. Правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовного наказания в виде ареста
  • 11.1. Понятие наказания в виде ареста и его исполнение
  • Тема 12. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих
  • 12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
  • 12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
  • Тема 13. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
  • 13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
  • 13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях
  • 13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
  • Тема 14. Правовое регулирование труда,
  • 14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата
  • 14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
  • Тема 15. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы
  • 15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
  • 15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы
  • Тема 16. Обеспечение жизнедеятельности осужденных и условия отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
  • 16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях
  • 16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
  • Тема 17. Исполнение наказания в виде смертной казни
  • Тема 18. Правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроль за условно осужденными
  • 18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания
  • 18.2. Контроль за поведением условно осужденных
  • Тема 19. Международное сотрудничество в сфере исполнения уголовных наказаний
  • Тема 7. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительное воздействие на осужденных

      Понятие и сущность исполнения уголовного наказания

      Понятие исправления осужденных и его основные средства

    7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания

    Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осуществят эту задачу путем достижения таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Сущностью уголовного наказания является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (кара). В связи с этим исполнение уголовного наказания означает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения.

    Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ). Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

    Применение мер государственного принуждения к осужденным носит комплексный характер и реализуется в правовых ограничениях, установленных для осужденных порядком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. Принуждение присуще всем видам уголовного наказания, но объем правовых ограничений при исполнении каждого из них различен. Наиболее широкий спектр правовых ограничений, в которых заложен карательный потенциал наказания, установлен для осужденных, отбывающих уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества (арест, лишение свободы, содержание в дисциплинарной части). Главными здесь выступают ограничения: свободы передвижения, свободы общения, поддержания связи с родственниками и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. В меньшем объеме правовые ограничения реализуются при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (ст. 39, 40 УИК РФ). Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%. При штрафе карательное воздействие заключается во временном ограничении имущественных прав осужденного, которое продолжается со дня вступления приговора суда в законную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа (ст. 31 УИК РФ).

    Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организацию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, коммунально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), создание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказанием исправительного воздействия на осужденного и образует единый карательно-исправительный процесс.

    В соответствии со ст. 7 УИК РФ основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющее его постановление или определение суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

    Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства.

    После обращения приговора к исполнению возникают и начинают развиваться специфические общественные отношения между государством в лице органов, исполняющих уголовные наказания, и осужденным. Специально уполномоченные органы государства и должностные лица применяют меры по реализации обвинительного приговора в соответствии с сущностью и содержанием назначенного судом уголовного наказания.

    Наказание по уголовному праву выступает как одно из необходимых средств решения задач сокращения преступности в обществе. Назначая наказание, суд тем самым в рамках определенного вида наказания ограничивает осужденного в осуществлении присущих ему общегражданских прав. Иными словами, в процессе исполнения уголовных наказаний лицу создаются определенные «неудобства», выражающиеся в целом ряде правоограничений, обусловленных полной или частичной изоляцией осужденного.

    При исполнении различных видов уголовных наказаний имеет место и спектр различных ограничений.

    Так, при исполнении наказаний в виде обязательных работ ограничения состоят в отсутствии права выбора трудовой деятельности. Осужденные к этому виду наказания в соответствии со ст. 26 УИК РФ обязаны работать на определенных для них объектах. При исполнении наказания в виде ограничения свободы осужденный лишается права выбора: места работы, места жительства, права свободного передвижения.

    В процессе исполнения наказаний, связанных с полной изоляцией осужденного от общества (арест, лишение свободы), спектр правоограничений увеличивается.

    Правоограничения осужденных при исполнении уголовных наказаний определяются режимом, установленным для конкретного вида уголовного наказания.

    Режим является своего рода выражением сущности и содержания наказания. А так как сущность и содержание уголовного наказания как особой формы государственного принуждения является кара, то режим выступает одним из концептуальных способов выражения кары и принуждения. Он обеспечивает карательное воздействие на осужденных и создает условия для более эффективного воздействия на осужденного в рамках осуществления процесса исправления.

    Исходя из режимных требований определяется внутренний распорядок дня в том или ином исправительном учреждении, т.е. исходя из специфики наказания режим наполняется конкретным содержанием. Наиболее полно требования режима реализуются в местах лишения свободы.

    Они определяют весь образ жизни осужденных в период их пребывания в исправительных учреждениях определенного вида режима.

    Действующее уголовно-исполнительное законодательство обеспечивает карательное воздействие на осужденного, с одной стороны, в процессе отбывания ими наказания, а с другой стороны, в процессе исполнения наказания компетентными государственными органами. Термины «отбывание» и «исполнение» характеризуют единый процесс карательного воздействия на осужденного, но обращены к различным субъектам уголовно-исполнительных правоограничений.

    Нормы режима, в свою очередь, обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

    Режимными правилами определяется внутренний распорядок исправительного учреждения, а также обеспечивается соблюдение соответствующих правил на предприятиях исправительных учреждений, производственных объектах других ведомств, где трудоиспользуются осужденные. Нормы режима обращены к иным гражданам, посещающим места лишения свободы (представителям общественных организаций, служителям культа, родственникам лица, оказывающим юридическую помощь, и т.д.). Правила режима распространяются и на прилегающую к исправительному учреждению территорию.

    Исходя из вышесказанного, при отбывании лишения свободы под регламентацию режима подпадают все стороны жизни осужденных, вся

    деятельность администрации исправительных учреждений и поведение лиц, посещающих исправительные учреждения.

    Являясь элементом выражения карательного воздействия на осужденного, режим в то же время содержит ряд элементов, которые по своему характеру не являются проявлением принудительных мер. Так, правила соблюдения личной гигиены, содержания в чистоте жилых и служебных помещений и т.п. не содержат каких-либо ограничений и соответственно не могут рассматриваться как элементы карательного воздействия.

    При исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, законодатель не применяет термин «режим», а использует такие термины, как «порядок» и «условия» отбывания наказания. А режим является не чем иным, как средством, определяющим порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний.

    Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что правовое регулирование исполнения и отбывания наказания обеспечиваются в рамках режима, содержащего в себе не только элементы карательного воздействия на осужденных, но и иные элементы, не содержащие в себе каких-либо правоограничений. Строгое соблюдение режимных требований и детальная регламентация в сфере применения наиболее в острой форме принуждения - исполнение уголовного наказания будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия на осужденных.



    Просмотров