Нормативность права: обобщенные положения. Признаки права и его определение

Нормативность - основополагающая черта права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью.

Подробно понятие права раскрывается через его признаки.

Признаки права. Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т.д.

В числе признаков права можно назвать: нормативность, общеобязательность, волевой характер, формальная определенность, системность, связь с государством, представительно - обязывающий характер.

- Нормативность

Нормативность. Этот признак можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле - это проявление сбалансированной воли общества вовне, в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.

Основная черта нормативности заключается в направленности правана регулирование вида общественных отношений, внесение в них общеобязательности порядка, установленной меры. При этом правовому регулированию подлежат наиболее типичные, устойчивые общественные отношения, характеризующиеся повторяемостью и всеобщностью.

Из этих качеств нормативности вытекает неперсонифицированность права и распространение его действия на неопределенное количество случаев. Нормативность в широком смысле - это реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития.

- Общеобязательность

Общеобязательность – это признак, означающий, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве.

Общеобязательность. В обществе действуют различные социальные регуляторы: профессиональные, этические, политические, религиозные, корпоративные, значение и сфера распространения которых различна. Данные разновидности систем социального регулирования обязательны только определенной части населения, а право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, общеобязательность права вполне ясно выражена в Конституции Российской Федерации: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15).


- Государственно-волевой характер

Государственно-волевой характер – выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т.е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, санкционированных государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.

- Формальная определенность

Формальная определенность - принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.).
Данный признак определяет специфику права.

Формальная определенность. Означает, что правовые предписания всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности их адресатов, которые находят закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т. д.). Формальная определенность предполагает ясность, недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности. К примеру, Конституционный Суд Российской Федерации не раз указывал на то, что в налоговом законодательстве некоторые нормы обозначены столь неопределенно, что за совершение одних и тех же неправомерных действий нарушитель может быть наказан дважды.

- Системность

Системность – характерная особенность права, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм.

Системность указывает на то, что регулятивную роль нормы права выполняют лишь во взаимосвязи друг с другом: нормы объединяются в институты права, институты – в отрасли. Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений.

Системность. Право не предстает в виде хаотичного набора норм. Нормы права строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении и соподчинении, взаимодействуют друг с другом, когда наличие одной нормы обуславливает существование другой нормы, а реализация одной нормы невозможна без реализации другой нормы и т. п., и т. д. К примеру, применение норм, устанавливающих ответственность за налоговые правонарушения невозможно без группы норм, устанавливающих сам порядок их применения.

- Связь с государством

Связь с государством – государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов, то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

Юридические нормы воплощают веду-

щее объективное свойство права – его нормативность. Значение этого свойства прежде всего вытекает из той роли, которую играют нормы права в механизме правового регулирования.

Как уже говорилось (гл. IX), юридические нормы образуют основу ме-

ханизма правового регулирования. По своей роли в механизме они нацелены на то, чтобы обеспечить нормативное регламентирование (нормирование) общественных отношений. При помощи юридических норм программируются (моделируются) те общественные отношения, которые

соответствуют государственной воле народа, и вся та совокупность юридических средств, которая используется для осуществления этой воли.

В чем же конкретно состоит роль правовых норм как средств регламентирования общественных отношений? Юридические нормы определяют: а) круг общественных отношений, на который распространяется действие норм, т.е. виды регулируемых отношений, а отсюда и субъ-

ектов отношений;

в) обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение возможного или должного поведения субъектов; г) юридические средства, обеспечивающие возможное или должное поведение, в том числе построение субъективных прав и юридических обязанностей, а также государственно-принудительные меры, применяемые к лицам при неисполнении или ненадлежащем испол-

нении обязанностей (правовые санкции).

Нормативность является именно тем свойством права, которое и предопределяет основные моменты его социальной ценности.

Дело в том, что социальные нормы позволяют решать коренные вопросы в налаживании и обеспечении организованности общественных отношений. При нормативном регулировании нет необходимости специально урегулировать каждый случай, который нуждается в регламентации со стороны общества, отдельных организаций. Здесь имеется целая система типовых масштабов, т.е. общих правил, распространяющихся на все случаи данного вида. Достигнутая таким путем общность регулирования, конечно, не исключает возможности индивидуальной регламентации общественных отношений (т.е. регламентации, рассчитанной толь-

Глава XII. Норма права

ко на данный конкретный случай). Но последняя применяется на основе норм и носит дополнительный характер. Социальные нормы представляют собой необходимый и целесообразный регулятор общественных отношений, непрерывно действующий механизм типовых масштабов, способный обеспечить на единых началах их организованность в соответствии с «заданной программой» – требованиями экономического базиса, объективных экономических законов.

Причем в праве социально полезные черты социальных норм усиливаются, «возводятся в степень». Праву свойственна высшая нормативность. Это выражается во всеобщности права, а именно в том, что правовым нормированием, во-первых, в принципе охватывается какой угодно объем общественных отношений, которые могут быть предметом права, а во-вторых, закрепляется порядок отношений, действующий как угодно долго и во времени. К тому же всеобщий характер права (и по предмету, и во времени) подкрепляется его общеобязательностью, категоричностью, властностью1.

Нормативность права делает возможным создание единой, экономичной, непрерывно действующей общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование и развитие социального организма в соответствии с объективными потребностями социалистического общества. А это дает значительный выигрыш в организации общественных отношений2.

Указание на нормативность (в том виде, в каком она присуща праву) имеет первостепенное значение для общей характеристики права, его природы и роли в жизни общества. Здесь наглядно видно, что для права характерны единая упорядоченность общественных отношений, строгая гарантированность социальной системы, ее устойчивость и стабильность, обеспечение нормального, правильного функционирования и развития всего общественного организма. Нормативность как ведущее объективное свойство права выражает (отчасти в скрытом виде)

1 Как правильно пишет А.Б. Венгеров, в праве масштаб (мера) поведения «в силу возможности государственного принуждения становится обязательным для лиц и организаций. Нормативность права проявляется в диалектическом единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность» (Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР // Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42).

«Норма права – это установление, направленное не только в настоящее, но и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы – упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в том или ином направлении, внести в них необходимую с точки зрения государства систему» (Общая теория советского права. М.: Юрид. лит., 1966. С. 181).

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

специфические черты его содержания, основные требования социалистической законности. Таким образом, полная и всесторонняя характеристика нормативности права позволяет углубить общие представления о праве, выявить главные моменты его социальной ценности.

Сущностным качеством права как формы организации обще­ства является нормативность.

Всякая норма есть обобщение; этическая норма - правило должного (обращенное в будущее). Нормативный характер права дает возможность выразить типичные для данного общества про­тиворечия и способы решения возможных споров и конфликтов. Как отмечено, право адресовано свободной воле участников обще­ственных отношений и имеет смысл лишь там, где у адресата нор­мы существует выбор вариантов поведения 2 .


1 См.: Четвернин В. А. Демократическое конституционное государ­ство: введение в теорию. С. 36 и след.


1 Речь не идет о воспроизведении отдельных формулировок, статей,
идей "чужих" конституций и законов, при разработке проектов "своих"
нормативно-правовых актов.

2 См.: Александров Н. Г. Сущность права. М., 1950. С. 35-36.


Право состоит из правил общего характера, которые не ис­черпываются исполнением, адресованы кругу лиц, определяемых родовыми признаками (авилум, мушкенум, кшатрии, вайшии, холо­пы, воины, подданные, иностранцы, судьи, родители, дети и т. п.), и подлежат применению при предусмотренных ими обстоятельствах (кража, дарение, договор, наступление срока или возраста и т. д.).

В отличие от распоряжения, адресованного точно обозначен­ным лицам и действующего до его исполнения (например, распо­ряжение о строительстве или сносе здания, о передаче точно оп­ределенного имущества, об уплате налога, о казни или помилова­нии), правовая норма не исчерпывается исполнением. Она обраще­на в будущее в том смысле, что рассчитана не просто на данный, наличный случай (отношение), а на вид, неопределенное число ус­тановленных в общей форме случаев и отношений (заключение до­говора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребен­ка и т. п.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмот­ренные ею обстоятельства и ситуации. Норма рассчитана на регу­лирование не единичного, отдельного отношения, а вида обществен­ных отношений; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

Правовая норма представляет собой абстрактную модель об­щественных отношений и поведения людей. Этим она отличается от распоряжений должностных лиц и решений государственных органов по конкретным делам 1 , индивидуальных распоряжений, до­говоров, регулирующих отношения между точно обозначенными субъектами права.

Всякая норма - результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (сословные, кастовые отношения, родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения, отношения собственности или аренды и т. п.), участников этих отношений (лица, объединения лиц, государственные органы, должностные лица и т. п.), действий и со­бытий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества и т. п.), объектов права (виды имущества и т. п.).

1 Вопреки мнению Кельзена такие решения и распоряжения не яв­ляются "индивидуальными нормами" (см.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена // Сборник переводов. Вып. 1, М., 1987. С. 27 и др.). Не только философия, но и деонтическая логика (логика норм) различают норматив­ное (общее, абстрактное) и конкретное (индивидуальное, единичное), пре­достерегая от их смешения. Решение по конкретному делу может стать нормой только в качестве прецедента, когда оно становится обязатель­ным образцом для решения в последующем аналогичных дел, для регу­лирования других отношений.

Критику идеи "индивидуальной (конкретной) нормы" см. в гл. 5.


Нормативность права осознана еще в Древнем мире. Римские юристы писали: "Следует устанавливать права... для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают нео­жиданно" (Помпоний). "Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае". "Ибо право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко" (Цельс). "Законодатели обходят... то, что про­исходит лишь в одном или двух случаях" (Павел). "Права уста­навливаются не для отдельных лиц, а общим образом" (Ульпиан) 1 .

Нормативность права отличается от нормативности морали и других социальных норм тем, что большая часть правовых норм носит предоставительно-обязывающий характер. В период станов­ления права его источниками были договоры, определяющие вза­имные права и обязанности их участников, совершающих обмен, куплю-продажу, взаимные услуги, уплачивающих выкуп и т. п.

Результатом обобщения разнообразных договоров стали нор­мы права, определяющие содержание соответствующих правоот­ношений. Такие нормы права именуются предоставителъно-обя-зывающшпи, они реализуются через взаимосвязанные права и обя­занности участников общественных отношений.

Индивидуальные правоотношения были формой права в наи­более ранние и примитивные эпохи становления классового обще­ства. Норма права и правоотношение - основные категории об­щей теории права, в границах которых располагается практиче­ски весь ее понятийный аппарат, все содержание общей теории. Право и система правоотношений нередко отождествлялись в со­ветской теории права 20-х годов; почти все участники современ­ной дискуссии о понятии права, какого бы из пониманий они ни держались, неизменно подчеркивают связь права и правоотноше­ний.

Предоставительно-обязывающий характер составляет специ­фику именно правовых норм. Не случайно аппарат абсолютной де­онтической логики (относящейся к деятельности одного и только одного субъекта) оказался недостаточным для раскрытия содер­жания норм права, так как по законам абсолютной логики содер­жание норм сводится к повелениям и запретам. Без достаточно­го объяснения остались "разрешение" или "дозволение" и тем бо­лее "управомочивание", составляющие существенное качество пра­вового регулирования. Последнее полнее раскрывается относитель­ными логиками (логическими теориями взаимодействий, различ­ных условий приложения норм), при разработке которых вни­мание философов закономерно привлекла правовая концепция

1 Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 32. "Права" здесь означают "нор­мы права".


Сущность права. Проблемы теории и философии права

Л. И. Петражицкого 1 с лежащим в ее основе представлением об "императивно-атрибутивном" характере правовых явлений.

Правовая норма, как и право в целом, рассчитана на регули­рование поведения людей посредством отношений, связь участни­ков которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государ­ством возможность определенного поведения) и обязанностях (не­обходимость определенного поведения, нарушение которой влечет применение мер государственного принуждения). Когда в разви­тии общественных отношений создаются или возникают предус­мотренные нормой условия ее реализации, у участников этих от­ношений возникают конкретные права и обязанности, образующие правоотношение. Норма как модель правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отно­шения и юридическую обязательность каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого отношения.

Особое место в правовой системе занимают запретительные нормы, т. е. нормы, определяющие составы правонарушений и санк­ции за их совершение. Прообразом таких норм до возникновения права были "табу" первобытного общества. С помощью запрети­тельных норм осуществляются охрана правопорядка, предупреж­дение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества. Ими предусмотрены действия, которые право стремится не урегу­лировать, а предупредить и пресечь. Некоторые запреты относят­ся к точно определенному кругу лиц и обстоятельств, но многие запреты адресованы всем вменяемым лицам в любой ситуации (зап­реты убийства, насилия, клеветы, кражи и т. п.).

По логической структуре запреты родственны нормам мора­ли и исследуются с позиций абсолютной деонтологии. Запрет дей­ствует всегда, безотносительно к конкретной ситуации; поэтому правом определяются не условия его действия, а редкие изъятия из него (крайняя необходимость, необходимая оборона). В право­вом статусе гражданина запрету соответствует не праводееспособ-ность, а деликтоспособность (признанная законом способность не­сти ответственность за правонарушения, вменяемость). При нару­шении запретов охраняющие их санкции реализуются только че­рез правоотношения, но сам запрет действует вне правоотноше­ний; из него проистекает не обязанность, а "запрещенность".

В теории права и в ряде отраслевых наук давно идет спор о том, означает ли установление правового запрета возложение на всех граждан юридической обязанности не совершать деяний того самого рода и вида, который описан соответствующей нормой. Сво­еобразная попытка связать действие запретов с возникновением конкретных прав и обязанностей была предпринята Н. Г. Алексан-

1 См.: Ивин А. А. Логика норм. М., 1973. С. 53-54, 96 и след.



Глава 3. Сущностные качества права

дровым, разработавшим концепцию "эвентуальных правоотноше­ний", согласно которой обязанность воздержаться от совершения запрещенных действий (и соответствующее право компетентных органов пресечь такие действия) устанавливается лишь на случай возникновения той ситуации, при которой может быть нарушен запрет 1 . Эта концепция не нашла широкой поддержки; ее критики утверждали, что уголовный закон и другие запретительные нор­мы прямо возлагают на граждан и должностных лиц соответству­ющие обязанности 2 . Между тем именно представления о регули­рующей (через обязанность) роли уголовно-правовых запретов под­вергались справедливой критике. Еще в начале прошлого века со­циолог Эмиль Дюркгейм отмечал, что если гражданское право пред­писывает определенные обязанности и только затем указывает санкции, то "уголовное право, наоборот, указывает только санк­ции, но ничего не говорит об обязанностях, к которым они относят­ся. Оно, - писал Дюркгейм, - не повелевает уважать жизнь дру­гого, но обязывает наказать смертью убийцу" 3 . Известный совет­ский правовед М. С. Строгович возражал против предположения, что из статей Особенной части Уголовного кодекса проистекают конкретные обязанности граждан: "Иначе получилось бы, что люди, строжайшим образом соблюдающие законы, всю свою жизнь толь­ко и делают, что исполняют свои обязанности не совершать того, что запрещено уголовным законом, и что каждый их шаг есть вы­полнение ими обязанностей, возложенных на них нормами уголов­ного права" 4 .

Существенно важно и то, что для соблюдения (ненарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких спе­циальных волевых усилий (заставить себя не украсть, не убить, не оклеветать, не создать банду, шайку, преступную организацию, не вымогать взятку и т. п.). Большая часть членов общества вооб­ще соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые склонны к совершению про­тивоправных действий. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть наказанию или взыска­нию в пределах санкции нарушенной нормы.

1 См.: Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском
обществе. М., 1955. С. 89-90.

2 См.: Кечекъян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе.
М., 1958. С. 62 и след., 129 и след.

3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло­
гии. М., 1991. С. 76.

4 Строгович М. С. Вопросы теории правоотношения // Сов. государ­
ство и право. 1964. № 6. С. 56-57.

Сущность права. Проблемы теории и философии права



Глава 3. Сущностные качества права

С этим связаны особенности изложения запретов в памятни­ках права и в современном законодательстве.

Запрет обычно формулируется не как предписание ("запре­щено такое-то деяние"), а как описание запрещенного деяния и предписание применить за него определенное наказание. Особен­ности формулировок запретительных норм породили мнение, что эти нормы, особенно нормы уголовного права, адресованы не граж­данам или подданным, а суду и другим государственным органам, которые применяют эти нормы 1 .

Теоретики и философы права неоднократно отмечали нераз­рывную связь запретов (описание противоправного деяния) и со­ответствующих им санкций. В тексте законов и других источников права эта связь может быть выражена по-разному; но и запреты, и санкции адресованы всему обществу: судьям - как описание состава (уже совершенного) правонарушения, за которое предпи­сано назначить (определенное в законе) наказание, деликтоспособ-ным лицам - как предписание не нарушать запрет и предупреж­дение о грозящем наказании 2 .

Отмечая разнообразие форм выражения запретов в тексте за­конов, И. Бентам приводил следующие формулировки: "Ты не дол­жен воровать". "Пусть человек не ворует". "Кто ворует, тот будет наказан так и так". "Если кто-нибудь будет воровать, тот будет наказан так и так". "Воровство есть то, когда человек делает так и так; наказание за воровство бывает такое и такое". "Ведение та­ких-то и таких-то преступлений", именно "воровства", "принадле­жит судьям", так и так называемым, так и так назначаемым, и пр. "Это, - заключает Бентам, - только часть из того множества форм,

1 Гоббс, а за ним Бентам различали законы распределительные (ди­
стрибутивные) и карательные. Распределительные законы устанавливают
права подданных и адресованы всем подданным; карательные - судьям
и исполнителям приговоров (см.: Гоббс Томас. Сочинения в двух томах.
Т. 1. М, 1989. С. 416-417, 426-427; Т. 2. М., 1991. С. 221; Избранные со­
чинения Иеремии Бентама. Том первый. Введение в основания нравствен­
ности и законодательства. Основные начала Гражданского кодекса. Основ­
ные начала Уголовного кодекса. СПб., 1867. С. 307-310).

Мнение о том, что нормы уголовного права адресованы не гражда­нам или подданным, а суду, получило широкое распространение в юри­дической литературе (См.: Коркунов Н. М. Лекции по общей теории пра­ва. СПб., 1914. С. 65, 122 и др.; Тара-невский Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 64-69).

2 Непонимание этих связей и отношений порождало рассуждения,
что "уголовно-правовые нормы вообще не нарушаются и не могут быть
нарушены теми, к кому они применяются, так как нарушение этих норм
практически возможно только со стороны суда, который обязан их при­
менять" (см.: Томашевский Н. П. О структуре правовой нормы и класси­
фикации ее элементов // Вопросы общей теории советского права. М.,
1960. С. 218).


которыми может одинаково быть выражено повеление, запрещаю­щее воровство; и ясно, до какой степени в некоторых из них им­перативное качество затуманено и скрыто от обыкновенного пони­мания" 1 .

Способы изложения запретов в текстах нормативных актов зависят от национальных традиций и состояния общественного пра­восознания.

Давно замечено, что в текстах статей Особенной части Уго­ловного кодекса, описывающих составы преступлений, запреты не формулируются 2 . Для отечественного уголовного права традици-онны условные, как бы неправильные формулировки: "Преступ­ление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо лож­ный донос и т. д.) наказывается...", хотя на самом деле наказыва­ется не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, ху­лиган, мошенник, клеветник и т. п.). Резонно замечалось, что эти формулировки нуждаются в логическом преобразовании при при­менении уголовно-правовых норм 3 . Однако перефразировка таких норм ("преступление наказывается", "проступок влечет ответствен­ность") в запреты породила бы формулировки: "Запрещается раз­бой...", "Запрещается распространять заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления...", "Запрещается дача (получение) взя­ток...", "Запрещается умышленная потрава посевов..." и т. п.

Не лучше звучали бы и формулировки о преступлении и на­казании как о чем-то близком, ожидаемом от всякого и каждого, потенциально готового к совершению преступления 4 . Такие фор­мулировки пришли бы в противоречие с общественным правосоз­нанием, на всех уровнях которого к преступным деяниям утверди­лось отчужденное отношение 0 . Именно этим прежде всего обуслов-

1 Избранные сочинения Иеремии Бентама. Том первый. С. 310.

2 В Уголовном кодексе Российской Федерации о запрете обществен­
но опасных деяний говорится в Общей части при определении понятия пре­
ступления: "Преступлением признается виновно совершенное общественно
опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказа­
ния" (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

3 См.: Черданцев А. Ф. Вопросы толкования советского права. Сверд­
ловск, 1972. С. 35, 97-98 и др.

4 "Следует, наконец, решить вопрос о том, что наказывается нашим
законом: деяние или преступник. Предлагается... начинать диспозицию
словами: "наказывается всякий, кто совершит убийство, ...кражу, ...и
т. д." (Ковалев М. И. Новый УК РФ и проблемы законодательной техни­
ки // Современные тенденции развития уголовной политики и уголовно­
го законодательства. М., 1994. С. 26).

5 Словесные формулировки запретов в тексте нормативных актов
нужны там, где существует специальная необходимость ориентировать
общественное правосознание на недопустимость каких-либо деяний, еще
не изжитых на всех уровнях общественного сознания (запрещается: вы-

Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 3. Сущностные качества права

лена отчужденность формулировок уголовных и ряда других за­конов, по форме изложения ничего не запрещающих и говорящих о "наказании преступления", а не преступника, к которому долж­на быть применена санкция.

Запретительные нормы по существу сформулированы так, что адресованы не всем и не каждому, а только лицам, которые Либо совершают преступления, либо воздерживаются от этого именно вследствие страха перед уголовным наказанием. Закон как бы пре­достерегает именно этих лиц: оставьте помыслы о преступлении, оно наказывается!

С формальной точки зрения право представляет собой не что иное, как упорядоченную систему норм, исходящих от государства, то есть, из правовых норм. Поэтому справедливым будет утверждение о том, что юридические нормы являются первичной единицей права.

Однако из этого не следует, что понятия “ право “ и “ норма права “ равнозначны. Они соотносятся между собой как целое и часть.

Правовая норма является образцом, моделью типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы во внутренних взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

Во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения (внутренняя свобода);

Во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Права человека являются составной частью свободы, которая, по общему мнению - один из наиболее необходимых факторов человеческого бытия. Однако, например, право одного индивида на жизнь или собственность другого индивида означает нарушение свободы последнего. Следовательно нормы права выражают объективно обусловленную меру свободы. Они выступают в качестве равного масштаба, формы, измерителя свободы всех участников общественных отношений. Правовые нормы таким образом сочетают в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Таким образом предоставительно-обязывающий характер является одной из характерных черт юридических норм. Он означает, что в определенных случаях права одного индивида могут охраняться посредством некоторого ограничения прав другого индивида (например, прав на жизнь или собственность первого). По мнению Л.И. Спиридонова, ” право закрепляет условия, при которых индивид в состоянии удовлетворить свои потребности, лишь удовлетворив потребность другого “. Данная точка зрения выглядит, однако, несколько категорично. Более предпочтительным представляется тезис о том, что индивид не может удовлетворить свои потребности, лишив , тем самым, другого возможности удовлетворять свои. В целом же, массовое несоблюдение подобных условий может привести к разрушению баланса обменных связей - той основы, на которой держится современная социальная система, и потому нормы, их закрепляющие, общеобязательны, что является одним из наиболее характерных свойств юридических норм.

Несмотря на то, что правовые нормы устанавливаются и охраняются государством, последнее не всегда является единственным их источником. Нормы человеческого поведения во многом зависят от национальных традиций, естественноисторического пути развития каждой конкретной страны и приобретают качество юридических вследствие того, что объективно способствуют функционированию социального целого. Определяя одинаковый для всех масштаб поведения участников общественной жизни, они обеспечивают взаимодействие их как элементов единой социальной системы и закрепляют связи множества отдельных индивидов в коллектив - общество.

Юридическая норма - это такое правило поведения, которое выражает общественное требование, императив. В случае восприятия права только как функции нормотворческой деятельности государственных органов весьма возможно ошибочное представление о любой правовой норме лишь как о велении государства. Данная точка зрения, разумеется, ошибочна в связи с тем, что (по определению Л.И. Спиридонова) государство и политический режим - это не только совокупность конкретных административных институтов, но и “ отношения между людьми по поводу государственной власти и их взаимодействие с этой властью... ” Глубинные социально-экономические и культурные основы общества обусловливают характер государства, запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.

Правовые нормы представляют собой общие правила поведения; их общий характер проявляется во многих отношениях. Прежде всего правовая норма опосредствует не отдельный поведенческий акт, а типичные общественные отношения, выражающиеся в повторяющихся связях между людьми и имеющие своим содержанием их повторяющиеся поступки, и лишь формальная определенность нормы придает ей способность быть масштабом поведения, мерой свободы человека и правомерности его требований к другим субъектам.

Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она и отличается от актов применения права (решений государственных органов по конкретным делам), договоров, индивидуальных распоряжений. В решении по делу, представляющему собой вывод из правовой нормы применительно к индивидуальному случаю и отношению, всегда обозначено конкретное лицо, содержание его прав и обязанностей. В целом, правила поведения, содержащиеся в юридических нормах, выражены в общей форме; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям норм.

Уникальное, неповторимое, индивидуальное, случайное правом не охватывается и выпадает из поля его действия.

Мера ограничения свободы какого-либо субъекта общественных отношений задана прежде всего тем, что в равной мере свободны и все остальные индивиды, а следовательно, необходимость сообразовывать взаимное поведение становится всеобщей необходимостью, отчего к контролю за соблюдением соответствующих правил призывается государство. Юридическая норма и есть тот способ, при помощи которого удовлетворяется потребность в обеспечении условий коллективного существования людей, а следовательно, и самого общества.

Феномен юридических норм обладает значительным (по масштабам и силе действия) регулятивным и демократическим потенциалом, потенциалом гуманизма. С их помощью в общественную жизнь вносятся существенные элементы единства, равенства, принципиальной одинаковости: вводимый и поддерживаемый юридическими нормами порядок распространяется (основываясь на принципе равенства) на всех участников общественных отношений. Отсюда и проистекает значительный не только регулятивный, но и демократический, гуманистический потенциал законности; реальное, на практике, осуществление действующих юридических норм в соответствии с требованием равенства всех перед законом уже есть утверждение гуманизма, демократических принципов в общественной жизни.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал общество и само право предстают в виде целостной нормативной регулирующей системы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах и общих положениях. В соответствии с ними ключевым моментом правового регулирования является общедозволительная его направленность, а в самой юридической материи - юридические дозволения, субъективные права.

В свете вышеизложенного следует еще раз подробнее остановиться на понятии нормативности права. Значение ее не исчерпывается заложенным в ней регулятивным и демократическим потенциалом, характерным для права как институционного образования, его свойств. Нормативность применительно к праву подразумевает нечто более юридически глубокое и более социально значимое, непосредственно связанное с собственной ценностью права. Это означает, что право при помощи общих правил реализует потребность общества в утверждении нормативных начал и поэтому охватывает все сферы социальной жизни, нуждающиеся в юридическом регулировании.

Нормативность права - это не просто общеобязательная нормативность. Она неотделима от социально-политического, нравственного, гуманистического содержания права. Следовательно, это такая нормативность, которая в своем действии имеет четкую социально-политическую и нравственную направленность.

Таким образом, юридические нормы представляют собой один из наиболее жизненно необходимых элементов общественного регулирования. Нормы права - центральное, организующее ядро всей системы правовых средств. Однако, сами по себе нормы - вовсе не единственный компонент содержания права. Наряду с нормами, на их основе материю права образуют индивидуальные предписания, санкции, меры защиты, юридические факты и некоторые другие явления правовой действительности. Содержание права при более детальном анализе оказывается объемным, многомерным, включающим в себя многие правовые феномены, из которых складывается целостный юридический механизм.

Однако все это ни в коей мере не должно принижать конститутивное значение юридических норм. По словам С.С. Алексеева “ ...без норм, без свойства нормативности права нет. “ С.С. Алексеев. “ Теория права “ М. 1995. С их помощью разнообразные средства воздействия, защиты и. т. д. приобретают правовой характер. Нормы, выраженные в формально-определенных писаных правилах, т.е. в нормативных юридических документах, представляют собой инструмент институциализации всей системы правовых средств, возведения их на уровень целостной регулятивной системы.

Итак, очевидно, что юридические нормы - это основная составляющая права. Однако не стоит полагать, что для существования последнего достаточно наличия определенного количества этих норм. В развитых правовых системах на общественную жизнь воздействуют не отдельно взятые, изолированно существующие правовые нормы (или иные правовые средства, хотя бы и возведенные в устойчивые, институционализированные правовые формы), а их системы, комплексы, порой довольно сложные. Именно через систему правовых средств оказывается возможным обеспечить многостороннее правовое воздействие на общественные отношения, учесть интересы различных субъектов, в полной мере реализовать в юридическом и социальном бытии глубокие правовые начала, надежно юридически гарантировать правовые позиции участников общественных отношений.

Комплексы правовых средств, образующие типизированные модели (построения), соответствующие своеобразной разновидности общественных отношений, закрепляясь в кодифицированных нормативных документах, превращаются в правовые конструкции. Определенное построение юридического материала выливается в такую конструкцию тогда, когда оно в виде комплекса нормативных положений высокого уровня воплощается в соответствующем кодифицированном акте или строится в органической связи с таким актом с учетом содержащихся в нем нормативных обобщений. При этом принимаются во внимание достижения правовой культуры, в том числе и мировой.

Итак, при помощи юридических норм, в особенности содержащихся в кодифицированных правовых актах, осуществляется оптимальное системное действие правовых средств, объединение их в такие эффективные комплексы, которые дают возможность всесторонне, в сочетании различных компонентов воздействовать на общественную жизнь. В рассматриваемом отношении юридические нормы, прежде всего нормы кодифицированных актов, представляют собой своего рода “ инструментальный цех “, который обеспечивает правовую систему четкими и отработанными юридическими механизмами.

Следовательно, становится очевидным, что нормативность, как бы широко ни трактовалось это определяющее свойство права, не может выражаться ни в чем ином, кроме как в нормах - общих формализованных писаных правилах поведения.

К признакам права можно отнести следующие:

1. Право — это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.

2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:

а) людей;
б) отношения между людьми (общественные отношения);
в) поведение субъектов общественных отношений.

Нормативность права

4. Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.

Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности.

6. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.

7. Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

9. С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.

11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.

13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).

15. Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

Определений права существует множество. И это вполне закономерно, поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия, как «право», к характеристике которого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций, под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное, объемное представление.

С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

А вообще более плодотворным в этом направлении является не формулирование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.

Право – система норм (правил поведения общего характера), которые:

· выражают волю государства, соответствующую определенным экономическим, политическим и социальным условиям;

· устанавливаются или санкционируются государством;

· поддерживаются в случаях несоблюдения принудительно силой государства;

· воздействуют на общественные отношения в целях закрепления правопорядка (системы отношений), выгодных всему обществу, либо политическим силам, осуществляющим государственную власть.

Сущностные признаки права:

1) Государственно-волевой характер права – означает, что право выражает волю граждан. Правовые акты гос-ва имеют государственно-волевой характер, т.к. в них выражена государственная воля. Нормы права являются результатом волевой деятельности лиц, которым принадлежит нормотворческие функции, следовательно право – продукт воли людей. Правовой акт после вступления в силу оказывает существенное влияние на волю людей. Право исходит непосредственно от гос-ва.

2) Нормативный характер права. Право состоит из норм – общих правил поведения, направленных на регулирование и охрану общественных отношений. Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии.

§ 3.2. Нормативность юридической ответственности

Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица. Право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы.

3) Наличие у права специфической формы выражения. Наиболее распространенной формой закрепления государственной воли в качестве право является законодательство. Закон – важнейшая форма права, но лишь одна имз форм его существования.

4) Системность права. Право должно представлять согласованную, непротиворечивую, взаимообусловливаемую систему. Между уже действующими правовыми нормами и новыми нормативными актами должна быть необходимая согласованность, преемственность, иначе право будет не регулировать отношения в обществе, а порождать противоречия и конфликты.

5) Формальная определенность права – этот признак придает четкость, ясность и однозначность устанавливаемым правовым предписаниям, а следовательно и самому праву. В правовых установлениях определены границы поведения каждого субъекта права (гос-ва, организации, должностного лица, гражданина, иностранца, лица без определенного гражданства), закреплены их права и обязанности, т.е. вид и мера возможного и должного поведения.

6) Общеобязательность. Все субъекты права без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для гос-ва. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

7) Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Право в субъективном смысле – принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве. Право в объективном смысле – система выражающих государственную волю общеобязательных норм, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.

⇐ Предыдущая19202122232425262728Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 399 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

2. Понятие права и его признаки

Право есть многоаспектное сложное явление и общепринятого определения права до сих пор наукой не выработано. Сложилось несколько правовых школ, каждая из которых по-разному подходит к термину «право». Зачастую в юридической литературе понятие права раскрывается через парные категории: право естественное и позитивное, объективное и субъективное и ряд других.

Естественное право (jus naturale ) – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, присущих ему от рождения: право человека на свободу, на общение с другими людьми, на жизнь и некоторые др.

П. Нормативность права 89

Права и свободы человека первичны по отношению к законодательству, имеют неотчуждаемый характер. Возникли естественно-правовые взгляды еще в Древней Греции и Древнем Риме. Данная теория утверждает систему естественных, неотъемлемых прав человека; благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право.

Позитивное право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. В.М. Шафиров отмечает, что в настоящее время можно говорить о том, что сложилось право естественно-позитивное , поскольку в современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное. Права человека, будучи закрепленными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов.

Объективное право представляет собой систему юридических норм (правил поведения), независящих от воли и сознания конкретных индивидов, адресованные персонально неопределенному числу субъектов. Потенциально каждый человек может воспользоваться объективным правом.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Иначе говоря, это право, принадлежащее конкретному человеку (право на получение высшего образования, на свободу, труд и т.п.). Конкретные права и свободы личности субъективны в том смысле, что они связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Таким образом, можно дать следующее определение права это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Из данного определения вытекают следующие признаки права:

1. Сознательно-волевой характер права.

Право – проявление воли и сознания людей: отдельных лиц, социальных групп, общества в целом. Эти цели могут быть противоречивы, а иногда и прямо противоположны. Право выражает, с одной стороны, интересы правящей элиты, с другой – направлено на достижение социального компромисса.

2. Нормативность .

Права, которыми обладает каждый человек или юридическое лицо не произвольны, а отмеряны и определены в соответствии с действующими нормами. Право возведено в ранг официальных правил. Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы права выражены в чистом виде. Право посредством юридических норм несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.

Право при помощи регулятивных средств охватывает широкий круг отношений, обстоятельств и ситуаций, действует на соответствующей территории непрерывно, вплоть до отмены или изменения, а также оказывает на субъектов, подпадающих под его действие, общее направляющее воздействие. Официальной нормативность является из-за связанности права с государственными и муниципальными (местными) органами власти.



Просмотров