Закупка у единственного поставщика сопровождение системы кодекс. Закупки работ и услуг для строительства объектов по утилизации и обезвреживанию отходов. Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Закупки у единственного поставщика - это второй по популярности способ определения поставщика. Больше четверти всех госконтрактов в 2017 году были заключены с единственным исполнителем. Из статьи вы узнаете, как поменяется порядок заключения контракта, к чему готовиться как госзаказчикам, так и участникам.

Министерство финансов подготовило проект закона, который изменит правила . Когда корректировки вступят в силу, госзаказчик будет совершать меньше действий перед подписанием госконтракта с единственным поставщиком. Таким образом, откроется больше возможностей определять победителя неконкурентным способом.

Извещение о закупках уходит в прошлое

Законопроектом установлено, что заказчик перестанет размещать извещение о проведении госзакупок у единственного поставщика в силу избыточного характера этой процедуры. Новые правила будут распространяться на закупки на основании пунктов 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика не предусматривает конкуренции. Этот вид торгов, проводимых на основании закона № 44-ФЗ или закона № 223-ФЗ, удобен как для поставщиков, так и для заказчиков, поэтому такие закупки весьма популярны. Но проводить их можно не всегда, а при определенных обстоятельствах. При каких именно — читайте в нашей статье.

1. Стоимость контракта не превышает 100 000 рублей

Если заказчику нужно провести закупку на сумму не более 100 000 рублей, он может заключить контракт с единственным поставщиком. Правда, годовой объем таких закупок в общем случае не может превышать двух миллионов рублей. Существует альтернативное ограничение: годовой объем таких закупок не может превышать 5% совокупного годового объема закупок данного заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Организации, чей бюджет менее 40 000 000 рублей, вправе делать закупки у единственного поставщика на сумму не более 2 000 000 рублей.

Для театров, музеев, планетариев, зоопарков и других учреждений, перечисленных в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, предусмотрены особые условия. Они могут заключить контракт с единственным поставщиком на сумму не более 400 000 рублей. При этом годовой объем закупок у единственного поставщика не может составлять более 50% совокупного годового объема и 20 000 000 рублей.

Практика показывает, что в качестве единственного поставщика для недорогих закупок заказчики чаще всего выбирают компанию или ИП, с которыми они уже работали прежде. Следовательно, потенциальным поставщикам и подрядчикам важно приобрести хорошую репутацию. Ее может обеспечить опыт контрактов, выигранных в конкурентных видах торгов, например, в электронных аукционах или открытых конкурсах.

2. Закупка включена в специальный перечень или проводится на специальных условиях

В части 1 статья Закона № 44-ФЗ перечислены группы закупок, которые можно осуществлять у единственного поставщика. Расскажем о тех, что проводятся чаще всего.

Закупки при форс-мажорных обстоятельствах

Иногда сделать закупки необходимо как можно быстрее, и на проведение конкурсной процедуры попросту нет времени. Так происходит при форс-мажорных обстоятельствах, к которым, в числе прочего, относится:

  • ликвидация последствий аварий и природных катаклизмов;
  • обеспечение бесперебойных производственных процессов;
  • мобилизация;
  • подготовка визитов глав иностранных государств и делегаций;
  • служебная командировка работника;
  • проведение фестиваля, концерта и подобных культурных мероприятий.

Закупка незаменимого или уникального товара (работы, услуги)

Отличительная черта таких закупок в том, что необходимый товар есть только у конкретного поставщика, либо поставщик обладает исключительными правами на продукцию или услуги. К таким закупкам, в том числе, относятся:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение;
  • услуги преподавателей, закупка книг, произведений искусства определенных авторов и т.д.;
  • закупка программного обеспечения для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности;
  • контракты на посещение театров, концертов, цирков, зоопарков, кинотеатров, выставок, музеев или спортивных мероприятий.

Приобретение медикаментов или оплата лечения

Заказчик может закупить лекарства у единственного поставщика, если на то есть определенные медицинские показания, и сумма закупки не превышает 200 000 рублей.

3. В закупке принимала участие всего одна заявка

В случае, когда заказчик проводил торги конкурентным способом, но торги не состоялись, можно осуществить закупку у единственного поставщика. Но не всегда, а при условии, что торги были признаны несостоявшимися по одной из трех причин: - подана всего одна заявка на участие; - подано несколько заявок, но только одна соответствует требованиям; - на электронный аукцион подано несколько заявок, но в аукционе принял участие всего один поставщик, который соответствует требованиям.

Чтобы стать единственным поставщиком, участнику несостоявшихся торгов вместе с заказчиком нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Если закупка будет согласована, то подписание контракта становится обязательным для поставщика.

Чтобы не пропустить размещение информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки ». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.

Доля закупок у единственного поставщика неизменно занимает второе место и составляет четверть от всех форм закупок. Средняя цена контракта в 2017 году составила 1,57 млн руб , что на 22,85% больше аналогичного показателя 2016 г.

Количество размещенных извещений о проведении закупки у единственного поcтавщика соcтавило 416 522 шт , что практически равно показателю предыдущего года.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от заказчика:

    Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;

    Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;

    Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

    заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;

    заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

    Деятельность субъектов естественных монополий

    Указ или распоряжение Президента или Правительства

    Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся

    Мобилизация

    Закупка до 100 тыс. руб.

    Закупки государственного или муниципального учреждения культуры

    Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита

    Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты

    Организация мероприятия

    Поставка культурных ценностей

    Народные художественные промыслы

    Преподавательские или экскурсоводческие услуги

    Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти

    Вооружение и военная техника

    В случае аварии, ЧС

    Товары и услуги от предприятия УИС

    Обеспечение визитов глав иностранных государств

    Обеспечение деятельности объектов государственной охраны

    Управление многоквартирным домом

    Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение

    Ремонт нежилых помещений

    Направление работника в командировку

    Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии

    Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком

    Закупки ЦИК

    Оборудование для инновационных площадок

    Банковская гарантия для бюджетного учреждения

    Средства разведывательной деятельности для внешней разведки

    Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ

    Сбор и обработка первичных статистических данных

    Информация баз данных

    Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью

    Воинские перевозки

    Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

    Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ

    Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах

    Орган исполнительной власти лечится за границей

    Осуществление государственной охраны

    Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Дробление и закупка у единственного поставщика

Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.

Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.

Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.

Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС .

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

,
старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. , старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " ". Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( ; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки ().

Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

Слинкина Л.В.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

Ирина Быкова

Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании . Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные ().

Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена .

Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

Государственное бюджетное учреждение "Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)"

Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку ().

Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. ().

Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

Фатюшин Александр Анатольевич

Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с , в совокупный годовой объем закупок?

читатель под ником "topaz-tn"

Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом , путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей ().

Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

Морозова Наталия

Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на ?

Татьяна Тверитина

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " " (далее – закон об образовании) разделяет понятия "образовательная организация" и "организация, осуществляющая обучение". Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности ().

Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. ().

Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании .

Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Осуществление закупки у единственного поставщика (ЕП) — особенный случай. Такая процедура не предполагает наличия нескольких претендентов. Но имеет ли она преимущества для заказчика, и в чём они состоят? И только ли с преимуществами он будет иметь дело, если примет решение заключить контракт неконкурентным способом? И в каких случаях можно прибегнуть к такому методу определения победителя? На эти вопросы отвечаем в статье.

Понятие закупки у единственного поставщика

Помимо нескольких конкурентных способов госзакупок (когда в процедуре участвует два и более претендента) законодательством предусмотрен особый неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). По временным критериям и по критериям трудозатрат этот способ определения исполнителя очень удобен для всех участников. Перечень заказов в п. 1 ст. 93 44-ФЗ довольно обширен (предусмотрено 49 оснований), и в нем можно найти достаточно вариантов, когда заказ осуществляется у единственного поставщика. В их числе:

  • заказ товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • оказание услуг водо-, тепло- и газоснабжения, а также водоотведения;
  • купля-продажа электроэнергии;
  • поставка культурных ценностей, например, музейных коллекций;
  • заказ услуг для нужд обороны страны.

Преимущества и недостатки закупки у ЕП

Такой способ имеет очевидные преимущества. К примеру, определение исполнителя займет у заказчика меньше времени и не потребует серьезных организаторских усилий. Он точно получит исполнителя, а заключение контракта с единственным поставщиком точно произойдёт. Причём, скорее всего, он будет заключён с известным или желаемым исполнителем, что косвенно гарантирует качественное исполнение заказа. Плюс такая схема заключения контракта подвержена меньшему риску хотя бы потому, что снижается вероятность технических сбоев при длительном процессе подписания соглашения обеими сторонами.

Но то, что заказ у ЕП имеет ряд преимуществ, не означает, что он лишен недостатков. Среди них следует выделить то, что заказчик вряд ли может ожидать существенного снижения цены соглашения или лучших условий его исполнения. Кроме того, делая выбор в пользу этого способа, он принимает повышенный риск привлечения внимания контролирующих органов: процедура у ЕП оставляет возможность заранее договориться о каких-то условиях с исполнителем, что в прошлом приводило к злоупотреблениям при расходовании бюджетных средств.

Необходимо отметить, что в имеются случаи, когда закон обязывает обосновать в отчете невозможность или нецелесообразность выбора иных способов определения исполнителя, а также цену и существенные условия соглашения (ч. 3 ст. 93 44-ФЗ). При этом необходимо произвести расчёт и обоснование цены (ч. 4 ст. 93 44-ФЗ).

Схема проведения закупки у ЕП

Обязательные действия, которые необходимо совершить при такой процедуре, составляют небольшой перечень. Для этого потребуется:

  1. Разместить в ЕИС извещение о процедуре не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44).
  2. В срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения уведомить контрольный орган о проведении закупки (в случаях, предусмотренных пп. 6, 9, 34 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44).
  3. Приложить копию заключённого контракта с обоснованием заключения (на основании ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44).

Условия извещения установлены пп. 1, 2, 4 ст. 42 и п. 8 ст. 93 Закона о контрактной системе. Обратите внимание, что, если сведения о заказе составляют государственную тайну, публиковать извещение не нужно. Таким образом, если контракт заключается с единственным поставщиком, заказчик может заключить его уже спустя пять дней после обнародования условий извещения.



Просмотров