Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. Задачи мониторинга земель

Для эффективного управления земельными ресурсами, регулирования отношений в области использования земель и вовлечения их в хозяйственный оборот необходимо выполнение комплекс мероприятий по землеустройству и мониторингу земель.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования.

Основанием для проведения государственного мониторинга земель служит Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года за № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

В соответствии с Положением «Об осуществлении государственного мониторинга земель» мониторинг включает в себя:

    сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

    непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

    анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

При проведении мониторинга земель решаются следующие задачи:

    своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

    информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

    обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В 2003 году Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Бурятия подготовлены:

    Проект Приказа «о программе действий Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Бурятия по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»;

    Заявка в План аэрокосмических съемок на 2004 год;

    Перечень полигонов подлежащих созданию на территории Республики Бурятия для организации и ведения постоянных наблюдений за особо опасными явлениями и процессами;

    Программа действий Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Бурятия по реализации постановления Правительства РФ;

    Проект республиканской программы «Государственный мониторинг земель в Республике Бурятия на 2005-2010 г.г.».

Материалы были направлены в Федеральное Агентство кадастра объектов недвижимости. До настоящего момента официального согласования нашей программы не было произведено. В связи с этим, за отчетный период работы связанные с выявление и предотвращением негативных процессов в рамках государственного мониторинга земель не производились.

В 2007 году работы по развитию опорной межевой сети на межселенной территории проведены в 9 районах республики на общей площади 2069 тыс. га. в результате чего было заложено 1040 пунктов опорной межевой сети. На начало 2008 года в 14 районах Республики Бурятия имеется опорная межевая сеть на межселенной территории.

В 2007 году выполнена 3-я очередь работ по созданию цифровых топографических планов и цифровых топографических планов повышенной информативности масштаба 1:2000 и масштаба 1:5000 земель на территорию города Улан-Удэ на основании договора заключенного в 2005 году. Данные материалы охватывают площадь 38,7 тыс.га.

Кроме этого в 2007 году проведены работы за счет республиканского бюджета по созданию следующего картографического материала:

    цифровые топографические планы в масштабе 1:2000 на 19 населенных пунктов Закаменского района и на 8 населенных пунктов Кижингинского района общей площадью 3,8 тыс.га;

    цифровая топографическая карта на территорию Республики Бурятия в масштабе М 1:100 000 общей площадью 35,13 тыс.га;

    цифровые топографические планы на территорию Прибайкальского района Республики Бурятия (участки Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа) общей площадью 16,6 тыс.га.

Землеустройство.

Федеральным законом дано определение землеустройству, как мероприятию по изучению состояния земель, планированию организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. В результате земельных преобразований, проведенных в республике, в последнее десятилетие, произошли значительные изменения в земельных отношениях, организационно-правовых и организационно-территориальных формах землепользовании и формах собственности на землю.

Реальным механизмом наведения порядка в землепользовании, использовании и охране земель, в переустройстве территории и предоставлении достоверных данных в государственный земельный кадастр может быть только землеустройство.

Основанием для проведения работ в области управления земельными ресурсами служит целевая республиканская программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Бурятия (2002-2007 годы)», утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.12.2002 года №343.

В данной программе предусмотрено решение следующих задач:

    установление существующих землепользователей,

    экономическая оценка и учет стоимости земель,

    обоснование размеров платы за землю,

    формирование списков налогоплательщиков земельного налога и арендной платы за землю,

    установление неиспользуемых и нерационально используемых земель и подготовка соответствующих предложений органам государственной власти Республики Бурятия и органам местного самоуправления в Республике Бурятия для принятия решений;

    создание автоматизированной базы данных по государственному кадастровому учету земельных участков всех форм собственности и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества;

    разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Республики Бурятия, собственность муниципальных образований и другие.

В рамках реализации данной программы проведены землеустроительные работы по межеванию земельных участков, на которые возникает право собственности Российской Федерации. В 2007 году для выполнения выше указанного мероприятия было выделено из федерального бюджета 1926,35 тыс.рублей по линии Территориального Управления Росимущества РБ на межевание 81 земельного участка общей площадью 16,09 тыс.га.

По результатам согласования и утверждения землеустроительной документации и в части реализации статьи 24 Федерального Закона №78-ФЗ от 18.06.2001 года «О землеустройстве» в 2007 году поступило в государственный фонд данных 7323 единицы. Данные материалы представлены следующим составом:

    технические отчеты по созданию опорной межевой сети;

    технические проекты по развитию опорной межевой сети в межселенной территории;

    землеустроительные дела по межеванию объектов землеустройства;

    проекты территориального землеустройства.

Введение

Элементом рынка, который обладает наибольшей важностью, по праву, является недвижимость. Она не только выступает как предмет производства, но также является и его средством. Все страны мира и вся мировая экономика пользуется недвижимым фондом города или страны, без нее невозможна деятельность любого предприятия или фирмы.

Выступая личной основой деятельности всех людей мира, она является показателем не только экономического достатка гражданина, но и также объектом деятельности людей. В нашей стране происходит организация и образование нового сегмента рынка, где недвижимость играет первостепенную роль и выступает активом данного рынка. Предметом для активных обсуждений по приватизации жилого и нежилого фонда города, при муниципальной приватизации, при купле-продаже недвижимости, при аренде, является недвижимость.

Появился новый пласт собственников недвижимости, как в сфере некоммерческого потребления, так и во многих сферах коммерческой деятельности. Образовались предпринимательские структуры, действующие на рынке. Разворачивается деятельность российских и иностранных девелоперов, для которых большое значение имеет приобретение титульного права, права собственности и пользовательских прав на эксплуатацию земли или недвижимости.

Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр

Земельный кадастр как подсистема государственного кадастра недвижимости

Земельный участок как объекта кадастрового учета. Природное хозяйственное и правовое положение земель. Земельный участок как объект недвижимого имущества. Типология земельных участков. Целевое назначение, разрешенные виды использования земельных участков. Хозяйственное использование земельных участков. Земельные угодья, виды и подвиды угодий. Технические и правовые операции с земельными участками, образованиеие и реорганизациия земельных участков. Предоставление и изъятие земельных участков.

Типология и характеристика территориальных зон:

Территориальные зоны как объект кадастрового учета. Типология территориальных зон. Правила формирования территориальных зон. Категории земель. Ограничения и обременения. Правовой режим использования земель разных категории. Зоны с особыми условиями использования земель в характерной и на характерных категориях. Кадастовая деятельность Регулирование деятельности кадастровых инженеров. Требования к физическому лицу для осуществления кадастровой деятельности. Порядок получения и условия аннулирования квалификационного аттеста кадастрового инженера. Формирование и ведение государственного реестра кадастровых инженеров. Организация кадастровой деятельности. Саморегулирование организации в сфере кадастровой деятельности.

Формиривание и функционирование государственного кадастра недвижимости (сведения о земельных участках и территориальных зонах) Цели, задачи и принципы ведения государственного кадастра недвижимости Сведения об объекте недвижимости, вносимые в ГКН. Сведения о государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, вносимых в ГКН. Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории, вносимые в ГКН. Состав сведений ГКН о кадастровом и геодезических основах кадастра. Реестр объектов недвижимости, кадастровые дела и кадастровые карты как разделы ГКН. Порядок предоставления сведений ГКН. Информационное взаимодействие при ведении ГКН

2. Категории земель как территориальные зоны. Понятие, состав и использование земель с.-х. назначения. Понятие и состав земель населённых пунктов. Состав и использование земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда и земель запаса.

3. Кадастровое деление территорий. Порядок кадастрового деления территории. Единицы кадастрового деления. Структура кадастрового номера земельного участка.

4. Государственный кадастровый учет земель. Понятие и порядок государственного кадастрового учета земельных участков. Состав необходимых для кадастрового учета документов. Содержание межевого плана.

5. Порядок сбора земельно-кадастровой информации. Земельно-кадастровая информация на уровне сельского или городского поселения, муниципального района, субъекта федерации, на федеральном уровне.

6. Оценка земель. Оценки земли, её назначение, цели, задачи и методы Земля как средство производства и объект оценки, аспекты и стадии оценки. Порядок составления и проверки бонитировочных шкал. Технологические свойства земли и их содержание. Оценка местоположения земель.К омплексная оценка земель по затратам на возделывание культур. Понятие, содержание и образование земельной ренты. Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Государственная кадастровая оценка земель с.-х. назначения. Государственная кадастровая оценка земель с.-х. угодий. Общие положения оценки, этапы оценки с.-х. угодий.

7. Мониторинг земель. Определение мониторинга земель. Связь мониторинга земель с другими науками и дисциплинами. Основные задачи мониторинга земель. Функционально-технологическая схема процесса ведения мониторинга земель. Мониторинг земель федеральный, региональный, локальный, их цели. Мониторинг земель в системе мониторинга природных ресурсов. Мониторинг земель как проблемно - ориентированная подсистема по актуализации ГЗК и как объектно- ориентированная подсистема экологического мониторинга. Макро- методы ведения мониторинга земель. Специальные методы ведения мониторинга земель. Базовые, оперативные, периодические, ретроспективные наблюдения в мониторинге земель. Реинвентаризационные, режимные и специальные наблюдения в мониторинге земель. Схемы пробоотбора при реинвентаризационных наблюдениях. Земельный участок. Физическая и геодезическая площадь земельного участка. Земельный участок: внешняя и внутренняя граница. Мутация и другие изменения площадных характеристик земельных участков. Составление части почвенно-экологического мониторинга. Задачи почвенно-экологического мониторинга. Начальный этап почвенно-экологического мониторинга: значение, содержание. Стационарная форма почвенно-экологического мониторинга. Маршрутная схема почвенно-экологического мониторинга. Сплошное обследование территории почвенно-экологического мониторинга. Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определяемые несколько раз в год.

Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определение 1 раз в 2 - 5 лет.

Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определение 1 раз 1 -50 лет.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.

1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы содержат описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;

2. Текст документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью;

3. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;

4. План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ;

5. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возмещен правообладателю.

Одним из пунктов проведения государственной регистрации является внесение записей в Единый государственный реестр прав. Единый государственный реестр содержит информацию о существующих и прекращенных прав на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения правообладателях.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

Книга учета документов содержит данные о:

Принятых на регистрацию документов об объектах недвижимого имущества, правообладателях, регистрационном праве и заявителях;

Выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;

Выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровом номером объекта недвижимого имущества.

В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта субъекта РФ.

Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов являются вечными. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускаются.

Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Разделы Единого государственного реестра прав располагается в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества.

Каждый раздел состоит из трех подразделов.

В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадастровому плану или по документам), назначение и иная необходимая документация.

В подраздел II вносятся записи собственности и об иных вещных правах не каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные уточнения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименование и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.

В подраздел Ш вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитут, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества и других) дата внесения записи, имя регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.

При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости в графу “ Особые отметки” Единого государственного реестра прав вносится в запись о данном заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта.

Каждая запись о праве, его ограничений (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации. Такой номер возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.

В случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В системе государственного землеустройства, мониторинга и учета земель государственный кадастр недвижимости (ГКН) в настоящее время играет особую роль.

Система государственного землеустройства включает в себя государственный кадастр недвижимости как основу технического учета земель, государственный мониторинг земель как основу актуализации сведений о состоянии земель и непосредственно землеустройство как основной механизм рационального управления земельным фондом.

К сожалению, на сегодняшний день из всей связанной системы государственного землеустройства финансируется только ГКН, хотя в развитых европейских странах в полной мере финансируется вся система землеустройства в целом.

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс - земельный. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным.

Постоянно нарастает потребность и в землях для несельскохозяйственных целей. Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования земельных ресурсов является организация мониторинга земель, как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов.

1. Понятие и современная система кадастра недвижимости

Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, прошедших государственный кадастровый учет, а также сведений об административно-территориальном и кадастровом делении.

Государственный кадастр недвижимости -- систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений.

На сегодняшний день основными задачами ведения государственного кадастра недвижимости являются: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о недвижимом имуществе.

Государственный кадастр недвижимости является основным информационным ресурсом, обеспечивающим защиту прав на недвижимое имущество и управление земельным фондом. Документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, находятся в собственности РФ и подлежат постоянному хранению.

Государственный кадастр недвижимости содержит кадастровые карты, кадастровые дела и книги учета документов. Кадастровое дело открывается на каждый объект кадастрового учета, включает в себя все принятые на государственный кадастровый учет документы и идентифицируется тем же кадастровым номером, что и объект кадастрового учета. Книги учета документов содержат сведения:

1) о документах, представляемых для проведения государственного кадастрового учета, а также для получения сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

2) об извещениях о принятии к рассмотрению заявлений о проведении государственного кадастрового учета, об отказе в принятии к рассмотрению указанных заявлений, о решениях о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении;

3) о выданных кадастровых паспортах объектов кадастрового учета, выписках из государственного кадастра недвижимости, служебных каталогах, справочных и аналитических материалах.

В первом томе государственного кадастра недвижимости содержатся: сведения о государственной границе РФ; записи о правовых зонах, установленных решениями органов государственной власти РФ; кадастровая карта, которая содержит сведения о местоположении и границах кадастровых округов, границах субъектов РФ и границах правовых зон, установленных решениями органов государственной власти РФ.

Во втором томе государственного кадастра недвижимости содержатся сведения и идентификаторы кадастрового округа и субъектов РФ.

В третьем томе государственного кадастра недвижимости содержатся сведения и идентификаторы кадастрового района и муниципальных образований.

1. Геодезическая и картографическая основы ГКОН.

2. Объекты недвижимости.

3. Государственная граница Российской Федерации, границы субъектов РФ, муниципальных образований и населённых пунктов.

4. Кадастровое деление территории РФ.

5. Территориальное зонирование РФ.

В базе данных о геодезической и картографической основе ГКОН должны содержаться собственно топографические и кадастровые карты и планы, каталоги координат пунктов опорных межевых сетей, местоположение этих пунктов и типы знаков, закрепляющих их на местности. В этой базе данных также должны содержаться сведения о принятой системе координат.

В базе данных об объектах недвижимости должны содержаться сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение и т.д.), о его местоположении, площади, вещных правах и правообладателях, обременениях вещных прав, о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для земельных участков дополнительно должны содержаться сведения о категории земель и о разрешённом виде использования земельного участка. Для зданий, сооружений и отдельных помещений дополнительно должна содержаться информация о назначении здания, сооружения или помещения, а также его технические характеристики.

В базе данных о границах должны содержаться картографическое описание государственной границы РФ, описание границ между субъектами РФ, описание границ муниципальных образований, описание границ отдельных населённых пунктов. Здесь же должны содержаться правовые документы, устанавливающие эти границы.

В базе данных о кадастровом делении территории России должны содержаться сведения о наименовании кадастровых округов и кадастровых районов, о местоположении границ этих единиц кадастрового деления.

Что касается базы данных о территориальном зонировании РФ, то здесь должны храниться, как правило, сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории и условия ограничений использования объектов недвижимости в пределах этих зон.

Таким образом, государственный кадастр объектов недвижимости является очень ограниченной по содержанию информационной системой и не может в полной мере решать задачи управления территориями, а необходим исключительно в фискальных целях.

2. Государственный мониторинг земель: понятие, объекты, иерархическая структура

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ.

Мониторинг земель включает в себя:

· сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

· непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

· анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846, в перечень задач государственного мониторинга земель входят:

· своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

· информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля над использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

· обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Получение информации при осуществлении мониторинга может проводиться с использованием:

· дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

· сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

· наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

· соответствующих фондов данных.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни:

1. Мониторинг земель Российской Федерации;

2. Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации;

3. Мониторинг автономных областей и автономных округов, краев и областей;

4. Мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно - территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

2. Мониторинг земель населенных пунктов;

3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5. Мониторинг земель лесного фонда;

6. Мониторинг земель водного фонда;

7. Мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель. Глобальный мониторинг ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках. Региональный мониторинг - это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.). Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг. Фоновый мониторинг - это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг - это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на:

1. базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);

2. периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами);

3. оперативные (проводимые непрерывно);

4. ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы:

1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения;

2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель;

3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель;

4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

В результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Мониторинг городских земель.

Объектом мониторинга городских земель являются все городские земли (с учетом надземных и подземных территорий), независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера их использования. Предметом мониторинга городских земель является характеристика покомпонентных и комплексных изменений состояния городских земель и процедура их измерения. Эта информация включает инженерно-строительную, экологическую, санитарно-гигиеническую, архитектурно-градостроительную и имущественно - правовую составляющие. Основным содержанием мониторинга городских земель является осуществление регулярных, программных наблюдений, включающих реинвентаризационные, режимные и специальные наблюдения. В процессе наблюдений выявляются: изменения городской черты - границы города, границ административно-территориальных образований, отдельных земельных участков (землепользований), зон с различными режимами землепользования; изменения площадей городских земель различных классификационных единиц; особенности процессов на городских землях; состояние отдельных земельных участков и территории города в целом; изменения правового статуса и цели использования земельных участков.

Ключевой научной проблемой системы мониторинга городских земель является анализ негативных процессов в городской среде, проецирующихся на состояние земель.

Мониторинг земель с.-х. назначения.

Земельно-ресурсный потенциал России - это 1709 млн. гектаров земли (12,5% мировой территории) и 420 млн. гектаров континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55% черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород.

Вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения, их рационального использования являются наиболее актуальными, представляют стратегическую цель государственной политики. Она реализуется с помощью государственного мониторинга с.-х. земель.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель - система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель с.-х. назначения.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя систематические наблюдения: за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации; за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях.

При проведении государственного мониторинга с.-х. земель решаются следующие задачи:

§ своевременное выявление изменений состояния с.-х. земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

§ получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием с.-х. земель как основного ресурса с.-х. деятельности;

§ мониторинг состояния растительности с.-х. угодий;

§ ведение реестра плодородия почв с.-х. земель и учет их состояния;

§ формирование государственных информационных ресурсов о с.-х. землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;

§ обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии с.-х. земель;

§ участие в международных программах (обеспечение выполнения международных обязательств).

Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель с.-х. назначения, поскольку показатели их качественного состояния низки (деградация почв, ухудшение плодородия, низкое содержание органического вещества и т.д.). Большое значение имеют вопросы охраны земель и их рационального использования, систематические наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Очень важным критерием мониторинга является получение и улучшение методов сбора информации о землях с.-х. назначения для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

Заключение

кадастровый земельный государственный

Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция по ухудшению состояния земель. Среди опасных негативных процессов на территории РФ интенсивно развиваются эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание с.-х. угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия и выводу их из хозяйственного оборота.

Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории) и многообразия способов их использования весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.

Литература

1. Антоненко, И.В. Мониторинг и охрана городских земель / И.В. Антоненко. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 96 с.

2. Варламов, А.А. Мониторинг земель: учебное пособие/ А.А. Варламов, С.Н.Захарова - М.: МСХ РФ, ГУЗ, 2000. - 158 с.

3. Григорьев, С.А. Учеб. пособие к лекциям по курсу "Основы кадастра недвижимости" / С. А. Григорьев - М.: Изд-во МИИГАиК, 2008. - 120 с.

4. Земельный кодекс Российской Федерации: По состоянию на 15 октября 2003г. - М.: Проф. юрид. системы "Кодекс"; ТК Велби; Изд-во Проспект, 2003. - 79с.

5. Козаченко, А.П. Научные основы мониторинга, охраны и рекультивации земель / А.П. Козаченко, О.Р. Камеристова, И.П. Добровольский, А.Ю. Даванков. - Челябинск, 2000. - 247 с.

6. Король, Е. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.

7. Мельников, А.В. О мониторинге земель в Российской Федерации / А.В. Мельников, А.Е. Басманов, А.А. Жиров // Земел. вестн. России. - 2002. - № 1. - С. 40-44.

8. Мясоутова, Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. - 2008. - №8. - С.8-14.

9. Сладкопевцев, С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2006.-№3. - С.77-82 .

10. Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости: Закон от 24 июля 2007г. № 221-фз // Экономика и учет в строительстве. - 2008. - №7. - С. 19-60.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений. Рассмотрение особенностей подготовки межевого плана. Анализ принципов ведения государственного кадастра недвижимости. Способы подготовки кадастрового паспорта земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Понятие, принципы и содержание государственного кадастра недвижимости. Порядок и особенности осуществления кадастрового учета земель. Ошибки в государственном кадастре недвижимости. Обеспечение контроля в сфере формирования объектов кадастрового учета.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2012

    Земельный кадастр как подсистема государственного кадастра недвижимости. Основания и условия для перехода жилого помещения в нежилой фонд. Предоставление документов на государственную регистрацию прав. Организация работ по технической эксплуатации зданий.

    реферат , добавлен 03.03.2015

    Правовое и информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости. Понятие и классификация земель с обременениями в использовании. Земельно-кадастровое деление территорий. Порядок установления границ. Организация процесса учета земель.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

    Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков. Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости. Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    реферат , добавлен 21.05.2013

    Анализ действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кадастрового учета земельных участков. Понятие и принципы государственного кадастрового учета, процесс его проведения. Состав и виды документов государственного земельного кадастра.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Роль государственного кадастра недвижимости в системе гражданско-правовых отношений. Создание единой системы государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним. Нормативно-правовое регулирование системы ГКН.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2015

    Ведение государственного кадастра недвижимости в административном районе. Порядок предоставления внесенных сведений в государственный кадастр недвижимости. Понятие и этапы межевания объекта недвижимости. Порядок государственной регистрации сделок.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Рассмотрение современного государственного кадастра недвижимости, его функции: учетная, фискальная и информационная. Принципы и основы проведения мониторинга земель в Российской Федерации. Анализ действующего законодательства по мониторингу земель.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Государственный учет объектов недвижимости. Государственный земельный кадастр. Кадастровая оценка городской, сельскохозяйственной земель и земель лесного фонда. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. Порядок установления границ участков.

Кадастр- систем-ный свод сведений, получаемый период-ки или путем непре-ых наблюд-й над соотв-щим объ-м. ГКН -систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим ФЗ недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений. Земля -важ.часть ОПС, хар-ся почв-м покровом, релье-м, недрами, растител-ю, поверх. и грунт. водами, явл-ся гл.сред-ом произ-ва в сел. и лес-м хоз-ве и матер-м базисом для чел-й деят-ти. Первые сведения о кад.работах, проводимых с целью учёта земель в Др.Египте с указанием границ ЗУ и их площадей, отн-ся к 3-гыс. до н.э.(ДР Китай, ДР Египет, ДР Рим, Месопотамия) Осн.его назначение закл-сь в сборе дани с покорен.земель. Уже тогда были эл-ты графич.отобр-ния кад.данных, о чём свид-ет содержание глиняных табличек. Термин "кадастр" впервые был введён во Фр. во времена НаполеонаI при проведении зем.реформы. Возникновение кад-ра в Рос. связывают с правлением ИванаIV, в связи с поместной раздачей земель за службу. Со времен ИванаIV начали составлять планы землевладений, земли подразделять по качеству. В 1680 г. был издан Писцовый наказ по проведению единовременного повсеместного межевания, а в 1684 г. нов. писцовый наказ о всеобщем валовом межевании всех земель гос-ва. В Рос. была введена единообразная и более крупная единица обложения "БОЛЬШАЯ МОСКОВСКАЯ СОХА". Размер ЗУ, принимаемый в качестве СОХИ, был установлен неодинаковым и различался в зав-ти от кач-ва земель и от того, в чьем владении он нах-ся. Для учета земель были введены ВОТЧИННЫЕ книги, в кот. записывались этапы купли-продажи земель, обмен, передача др. владельцу. Все эти работы м. считать средневековым зем. кад-ром. Нов. этап начался с межевания земель при ПетреI, переросшим при ЕкатеринеII в генеральное межевание земель Рос. Империи. Все работы проводились с помощью геодез.приборов, с достаточно высокой степенью точ-ти. После реформы 1861 г. возникла необх-ть в земельно-оценочных работах и опр-нии доходности земель. Так возник земской зем.кадастр, работы по кот. проводились до 1917 г. Начиная с 1919 г. учет земель проводился для нужд социалистич. землеус-ва. Наркомземом РСФСР были утверждены Инструкция по учету земель для надобностей социалистич. землеуст-ва и Инструкция о формах и порядке производства гос.записи землепользователей. Содержание, порядок учета земель и регистрация землепользователей определялись ЗК РСФСР и Инструкцией гос.записи землепользований, утвержденной в 1923г. В 1954 г. был установлен единый регистационный док-т на первичные землепользования (кроме колхозного) – Акт на право пользования землей. Основы земельного законодательства СССР и Союзных республик (1968 г.) содержали специальный раздел, определявший цели, назначение и составные части ГЗК; тем самым впервые законодательно вводился зем.кадастр в полном его объеме. 10.07.77 г. Принято Положение о ведении ГЗК, кот. утвердило содержание кадастровой документации. С конца 80-х годов начался нов. этап в ведении зем.кадастра: было принято бол. кол-во нормативно- правовых док-тов. 1990г (нояб)- земел. Реформа.

Статья 67.

Государственный мониторинг земель

1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 68.

Землеустройство

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Статья 69.

Организация и порядок проведения землеустройства

1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

4. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

5. В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся порядка проведения землеустройства, см. также Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве».

Статья 70.

Государственный земельный кадастр

1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

КонсультантПлюс: примечание.



Просмотров