Государственный экологический надзор осуществляется в виде. Государственный экологический контроль. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

  • 1. Народовластие - оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной.
  • 2. Приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
  • 3. Верховенство закона;
  • 4. Федерализм - он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.
  • 5. Государственный суверенитет - он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России.
  • 6. Социальный характер РФ - т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 7. Светский характер российского государства - т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви.
  • 8. Республиканская форма правления - особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской.
  • 9. Разделение властей;
  • 10. Политический плюрализм - в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан.
  • 11. Многообразие форм собственности и свобода экономических отношений - территория РФ является едины экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Общество свободных людей обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

  • 10. Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г.
  • 11. Конституционный процесс в России на примере развития советских конституций 1918, 1925, 1937, 1978.
  • 12. Конституционные реформы 1989-1993 гг. Необходимость принятия новой
  • 13. Порядок принятия Конституции Российской Федерации
  • 14. Порядок пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции рф.
  • 15.Порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции рф.
  • 16. Порядок внесения изменений в ст.65 Конституции рф.
  • 19. Понятие конституционализма
  • 20.Соотношение конституции рф и норм международного права
  • 21. Конституционный строй рф: понятие, принципы.
  • 22. Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве
  • 23. Верховенство права и механизм его реализации
  • 25.Теория разделения властей: понятие, значение (ст. 10 Конституции рф). Система сдержек и противовесов в системе государственной власти рф.
  • 26. Правовое государство как принцип конституционного строя рф.
  • 28. Федеративная природа Российской Федерации
  • 29. Изменение численного состава субъектов рф: способы, правовая основа.
  • 30. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности
  • 31. Политическая партия: понятие, правовое регулирование деятельности в рф.
  • 32. Основания отказа в регистрации или роспуска общественного объединения
  • 33. Российская Федерация как светское государство
  • 34. Конституционные основы социальной системы в Российской Федерации.
  • 36. Избирательная система: понятие, виды.
  • 37.Активное избирательное право: понятие, основания для включения в списки избирателей.
  • 38. Пассивное избирательное право в рф.
  • 39. Организация и проведение выборов Президента рф (стадии избирательного процесса).
  • 40.Требования предъявляемые к кандидату на должность президента рф
  • 41. Общественная Палата, Государственный Совет: цели создания, порядок формирования.
  • 42. Полномочия Президента рф в области внешней политики и международных отношений.
  • 43. Полномочия Президента рф в военной сфере.
  • 44. Режим военного положения: правовая регламентация, основания и порядок установления в рф.
  • 46. Режим чрезвычайного положения в рф: понятие, основания, правовая регламентация. Соотношение понятий «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация».
  • 47. Полномочия Президента рф в вопросах гражданства.
  • 48. Основания и порядок отрешения Президента рф от должности.
  • 49. Государственные символы рф: понятие, правовая регламентация.
  • 50. Общая характеристика Парламента рф.
  • 51. Вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации Федерального Собрания рф по Конституции 1993 года.
  • 52. Депутатский иммунитет: доводы «за» и «против».
  • 53. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания рф.
  • 55. Законодательный процесс: понятие, стадии.
  • 56. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
  • 57. Организация и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф (избирательные округа, предвыборная агитация, финансирование, подведение итогов).
  • 58. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания.
  • 59. Вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы Федерального Собрания рф по Конституции рф 1993 года.
  • 60. Основания и порядок роспуска Гос. Думы Федерального Собрания рф.
  • 61. Органы, формируемые Федеральным Собранием рф - Уполномоченный по правам человека в рф: порядок назначения на должность, цели и практическая деятельность.
  • 62. Органы, формируемые Федеральным Собранием рф – Счетная палата: порядок назначения на должность, цели и практическая деятельность.
  • 63. Формы работы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф.
  • 65. Основания признания результатов выборов недействительными и несостоявшимися.
  • 21. Конституционный строй рф: понятие, принципы.

    К.с. - это система правоотношений, в которых реализуются суверенитет народа, права и свободы личности, прерогативы органов государственной власти. В более узком значении К.с. понимается как способ организации государства, базирующийся на Конституции и защищаемых ею ценностях.

    Выделяются следующие основные принципы конституционного строя:

    1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

    2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

    3) верховенство закона;

    4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

    5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

    6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

    7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

    8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

    9) разделение властей;

    10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

    11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

    22. Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве

    Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью -фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества.

    Нормы Конституции РФ, посвященные основным правам и свободам человека и

    гражданина, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его

    прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения,

    противоречащие этому принципу.

    Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать

    определяющее влияние на всю деятельность демократического государства.

    Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности

    выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

    Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства

    является задачей демократически конституированного общества, то защита человека,

    его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим

    влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и

    свободы, - обязанность государства.

    Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных

    действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений

    прав и свобод человека в повседневной жизни.

    Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью

    разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление

    гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и

    свобод человека требуют существенных усилий государства

    также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам

    прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования

    и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью

    касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют

    социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми,

    обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания

    человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов

    общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях

    свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности,

    правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей

    ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности

    личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях

    которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу

    Важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека,

    его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание - важное условие, способствующее

    превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

    Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

    Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

    Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

    Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

    Основы конституционного строя

    Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

    • человек, его права и свободы как высшая ценность;
    • народовластие;
    • полнота суверенитета Российской Федерации;
    • равноправие субъектов РФ;
    • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
    • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
    • разделение властей;
    • гарантии местного самоуправления;
    • идеологическое многообразие;
    • политический плюрализм (принцип многопартийности);
    • приоритет закона;
    • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
    • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

    Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

    В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

    Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

    Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

    Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

    Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

    Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

    Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

    Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

    Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

    • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
    • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
    Конституционное право РФ. Конспект лекций Некрасов Сергей Иванович

    Тема 6 Основы конституционного строя России

    Основы конституционного строя России

    6.1. Понятие конституционного строя и его основ

    Конституционный строй - понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще - это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй - это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы - базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

    Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

    Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

    Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

    Схема 5. Система основ конституционного строя России.

    Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Достаточно подробное освещение этой проблематики содержится в темах 7–9. Характеристики же остальных групп основ конституционного строя приводятся ниже.

    Из книги Конституция РФ автора Законы РФ

    Из книги Конституция РФ автора РФ Законы

    Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2. Наименования Российская Федерация и Россия

    автора Коллектив авторов

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СТАТЬЯ 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность

    Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

    Тема З Источники конституционного права России

    Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

    6.3. Экономические и политические основы конституционного строя В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества.

    Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

    Тема 16 Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 1. Государственная измена Объект преступления - внешняя безопасность государства, то есть защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на

    Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Преобразования конституционного строя В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Но это была в принципе другая государственная организация, в основании которой лежали совершенно иные, чем

    Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

    15. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Конституционный строй – организация государственной и общественной жизни, при которой власть государства имеет демократический, правовой характер, а права, свободы, честь и достоинство человека признаются высшей ценностью, их

    Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

    Тема 2. Основы конституционного права 2.1 Понятие конституционного права Конституционное право РФ закрепляет и регулирует, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного

    Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

    2.2 Основы конституционного строя Конституционный строй представляет собой определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Глава 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2. Наименования Российская Федерация и Россия

    Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

    Тема IV Основы конституционного права План изучения § 1. Понятие и предмет конституционного права. Общая характеристика основ конституционного строя РФ § 2. Местное самоуправление. Основы избирательного права § 3. Конституционный статус личности, основные права и

    Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

    Из книги автора

    15. Основы конституционного строя Российской Федерации Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в первой главе Конституции РФ. Поэтому никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Конституция РФ

    Из книги автора

    § 19. Основы конституционного строя Конституция РФ начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Эта торжественная преамбула имеет огромное юридическое значение. В ней выражены важнейшие государственно-правовые идеи Конституции, говорится о

    Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами Конституции.

    Иными словами – это общественный порядок установленный нормами реально действующей конституции государства. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, политической, социальной), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и т.д. Источником основ конституционного строя является 1 глава Конституции РФ.

    Конституционные принципы, с учетом их характера, можно разделить на три основные группы:

    • Универсальные;
    • Особенные;
    • Единичные.

    К универсальным относятся принципы, имеющие общечеловеческую ценность, выработанные мировой цивилизацией к концу ХХ века и присущие большинству современных конституций: принцип народного суверенитета, правового государства, основ народовластия, социального государства, гарантированности прав и свобод человека, принципа разделения властей, принцип плюрализма и т.д.

    К особенным принципам относят те основы, которые закреплены только в конституциях отдельных типов государств. Так, например, для социалистической конституционной модели характерны свои принципы: руководящая роль одной партии, господство общественной собственности, единство государственной власти, демократический централизм и т.д. Особенные принципы присуще также конституциям развивающихся стран, например, принцип национализма (для стран юго-восточной Азии) или принцип африканского единства, провозглашенный в конституции ряда стран Африки.

    Но есть принципы, характерные лишь для отдельных конституций и отражающие национальную специфику данной страны, такие принципы и принято считать единичными . Так, например, в конституции Пакистана провозглашен принцип «исламского образа жизни», а в конституциях Японии и Италии провозглашается принцип «отказа от войны».

    Но при классификации основ конституционного строя наиболее распространенным является деление по сферам жизни общества. Так, выделяют конституционные принципы:

    · Экономического строя,

    · Социальных отношений,

    · Политической системы,

    · Основ духовной жизни общества.

    Экономическая система – это единство экономических структур и отношений между ними: отношений собственности, производства и распределения, обмена и потребления материальных и духовны благ.

    Конституционные принципы экономической системы зависят от того, какая модель экономики используются в стране: государственная или рыночная. Так в Конституции РФ в ст.8 и ч.2., ст.9 закреплен принцип экономического многообразия и свободы экономической деятельности. Данный принцип включает в себя многообразие форм собственности (частной, государственной, муниципальной и т.д.) и их равная охрана и защита. Допускается переход собственности из одной формы в другую (национализация, приватизация). В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется свобода единого экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция. Провозглашается свобода предпринимательства, гражданин РФ может свободно заниматься любой не запрещенной государством деятельностью.

    Социальная система – это единство социальных общностей и отношений между ними: отношений различных социальных групп, труда и капитала, города и деревни, производителей и потребителей, национальных отношений и др. Они могут быть дружественными и конфликтными. При всей неизбежности социальных конфликтов, порождаемых неодинаковыми интересами различных социальных слоев и достигающих различной силы, одна из задач государства и права, в том числе конституционного строя, состоит в том, чтобы не дать этим конфликтам разрастись до такой степени, чтобы возникла угроза гражданской войны, анархии и распада общества. К данной группе принципов относят: принцип социального государства, закрепленный в ст.7 Конституции РФ. В частности под данным принципом понимается то, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, охраняется установленный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и т.д.

    Термин «политическая система» был введен в обиход конституционным правом Болгарии в 1971 г., в законодательстве РФ не содержится определения политической системы, а в современной политологии имеются различные взгляды. В отечественной литературе политическая система характеризуется как универсальная управляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой связанны между собой различными отношениями. Для разных политических систем (демократической, авторитарной, тоталитарной) конституционные принципы не будут одинаковыми. Так, для демократической системы будут характерны такие признаки как:

    • Принцип партиципации – участие народа в решении вопросов общественной жизни сверху донизу (принцип народовластия ст.1. и ч.1 ст.3 Конституции РФ – народ признается единственным источником власти (принцип народного суверенитета), а также свою власть народ осуществляет либо непосредственно (прямая демократия), либо через избранные органы государственной власти, либо через органы местного самоуправления (представительная демократия)).
    • Принцип политического плюрализма , который говорит о том, что ни одна партия не может быть государственной или общеобязательной (ч.3-5 ст.13 Конституции РФ). Но, несмотря на создание различных общественных объединений, государство вводит четкий запрет на деятельность таких общественных организаций, деятельность которых направлена на насильственное свержение конституционного строя, нарушение прав и свобод граждан, разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды. Кроме того, принцип политического плюрализма означает свободу собраний, печати, участие всех групп общества в выборе лидеров и в определении политики государства. Все партии существуют в стране только на условиях состязательности и конкуренции.
    • Принцип правового государства – что означает верховенство закона над государством (ч.1ст.1). Все органы государственной власти формируются и действуют только на основании законов. Кроме того, необходимо отметить, что в нашем государстве существует иерархия нормативных актов, где верховное положение принадлежит Конституции РФ.
    • Принцип разделения властей – который означает, что единая государственная власть разделена на три ветви (ст.10 Конституции РФ) – законодательную, исполнительную и судебную. (Надеюсь это расписывать не надо, и так сотни, раз об этом говорили).
    • Принцип приоритета прав и свобод человека – данный принцип означает, что человек, его права и свободы признаются наивысшей ценностью государства (глава.2 Конституции РФ).
    • Принцип федерализма – обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ, в составе РФ созданы различные формы государственности народов (ч.1 ст.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, федерализм означает и единство территории РФ и децентрализацию государственной власти (разграничение полномочий между федерацией и субъектами).

    Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней – это отношения между людьми, а также их объединениями с государством и обществом по поводу культуры и духовных благ.

    Среди конституционных основ общественного строя духовной жизни общества уделяется наименьшее внимание. Демократические конституции почти не регулируют эту сферу, поскольку в основной части она относится к внутреннему миру личности. В демократическом обществе, к числу различных сторон духовной жизни, можно отнести: идеологический и культурный плюрализм; свобода выражения мнений; свобода образования, научной, художественной и иной творческой деятельности; свобода религий и атеизма. Многие из данных положений неразрывно связаны с правами и свободами человека. Среди конституционных положений в духовной сфере жизни общества России выделяют:

    · Принцип идеологического плюрализма – в РФ признается принцип идеологического многообразия, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или общеобязательной (ч.1-2. ст.13 Конституции РФ).

    · Светский характер государства – церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена в качестве государственной. Все религии равны между собой.



    Просмотров