Государственный экологический надзор осуществляется в форме. Федеральный или региональный: об особенностях отнесения объектов хозяйственной деятельности к уровню госэконадзора. Требования к порядку исполнения государственной функции

Российское, а до него советское, государство не может обойтись без участия в постоянных войнах. Сложно отыскать хотя бы одно десятилетие в истории нашей страны, когда Россия так или иначе не воевала бы в той или иной части мира. Соответственно, немало в современном российском обществе и ветеранов боевых действий, которым положена определенная поддержка в виде льгот и небольших денежных выплат. Узнаем сумму выплаты для ветеранов боевых действий в 2018 году, последние новости о повышении выплаты и возможном коренном пересмотре ее суммы.

С 1 февраля 2018 года денежные выплаты ветеранам повышены на 2,5%

Именно такой процент повышения — 2,5% — ожидал в феврале получателей множества социальных выплат. Февраль — традиционное время для индексации, поскольку к концу января становится ясна статистика потребительской инфляции по итогам предыдущего года, а значит, можно назвать и процент индексации выплат, пособий и пенсий в стране. Процент этот обычно является равным или даже более высоким в сравнении с инфляцией, и реальный их размер тем самым сохраняется стабильным.

В 2018 году индексация пенсий по старости, правда, прошла на месяц раньше — уже с января. Правительство, которое ориентировалось в бюджетных планах на инфляцию по итогам 2017 года в 4% или чуть ниже, заложило для пенсионеров индексацию на 3,7%. Когда стало понятно, что реальная инфляция окажется ниже, процент решили оставить тем, что был запланирован, а саму индексацию провели уже в январе.

Разумеется, есть в этом и некоторое заигрывание власти с пенсионерами накануне президентских выборов в стране.

Что же касается прочих социальных выплат, включая те, что получают ветераны боевых действий, то они были повышены в феврале 2018 года. Процент повышения оказался равен 2,5% — инфляции в России по итогам 2017 года.

Если говорить о конкретной сумме выплаты, то до 1 февраля 2018 года она составляла 2.780,74 рублей, а после этой даты равна 2.850,26 рублей .

Почему ветераны боевых действий получают такую мизерную выплату и может ли она стать качественно выше

Изначально никакие выплаты для ветеранов боевых действий в России не предполагались. Эта категория людей пользовалась и продолжает пользоваться множеством натуральных льгот в виде освобождения от некоторых налогов, льготы на квартплату и т.д.

Однако в 2000-х годах в России прошла так называемая монетизация льгот, запомнившаяся многим после протестов пенсионеров. Принципы монетизации несколько пересмотрели, и часть льгот льготным категориям вернули, но часть все-таки заменили денежными выплатами.

Выплата для ветеранов боевых действий и стала компенсацией за некоторые льготы, которые существовали прежде и не были востребованы.

Понятно, что история появления выплаты со временем забылась, и сейчас пособие, которое не дотягивает и до трех тысяч рублей, выглядит оскорбительно малым и издевательским. На это в том числе обращают внимание и законодатели.

Так, один из депутатов Госдумы А. Шерин предложил недавно приравнять выплату для ветеранов хотя бы к величине прожиточного минимума. Напомним, что с 1 января 2018 года это 9.489 рублей, а с мая размер ПМ превысит 11 тысяч рублей. Это тоже не бог весть какие деньги, но для ветеранов рост выплаты стал бы трех, а то и четырехкратным.

Пока никакой конкретики по дальнейшему ходу предложения депутата нет, и не факт, что бюджет России потянет увеличение выплаты. Поэтому на данный момент ветераны боевых действий в нашей стране имеют то, что имеют.

Период военных действий в Чечне был достаточно сложным для Российской Федерации и граждан. Именно поэтому военнослужащие, которые проходили службу в горячей” точке, получили статус ветеранов или участников боевых действий.

Согласно этому статусу гражданам положен ряд льгот и выплат, которые реализуются с момента вступления в силу Федерального Закона О ветеранах” от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Удостоверение является основным документом, подтверждающим статус ветерана боевых действий Чечни. Именно поэтому перед тем, как подавать заявления на льготы или выплаты, необходимо получить этот документ.

Получить его могут:

  • те, кто участвовал в операциях на границе с Чеченской Республикой;
  • те, кто проходил срочную или контрактную службу в ЧР;
  • те, кто был направлен в воинские части в разгар боевых операций.

Этот список дополняется еще и теми гражданами, которые были командированы на территорию горячей” точки в 1994-1996 году.

Нахождение на территории Чеченской Республики в период ведения боевых действий еще не означает, что гражданин может получить звание ветерана.

Для получения удостоверения и звания необходимо обратиться в военкомат по месту жительства. Через военкомат отправляются документы в комиссию военного округа, которая и выносит решение о присвоение статуса и выдаче удостоверения. При обращении требуется предоставить только паспорт, все остальные документы, свидетельствующие о прохождении военной службы на территории Чеченской Республики, есть в военкомате по месту жительства.

Существует четко установленный список льгот, которые положены гражданам, проходившим службу в 1994-1996 году на территории ЧР.

Условно все они подразделяются на категории:

  • жилищные;
  • налоговые;
  • выплаты и пособия;
  • пенсионные;
  • медицинские.

Весь перечень льгот представлен в Федеральном Законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ, а также в региональных нормативно-правовых актах, которые регулируют меры социальной поддержки особых категорий граждан. Скачать и распечатать бесплатно

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Льготы ветеранам боевых действий в Чечне подразумевают обслуживание в медицинской организации после выхода на пенсию по тому адресу, к которому ранее были прикреплены. То есть отказать в праве на получение медицинской помощи не может ни одна поликлиника или больница.

Кроме того, ВБД Чечни имеет право на обслуживание вне очереди. Для реализации этого права можно обратиться в медицинскую организацию с удостоверением без записи.

При возникновении проблем при обращении в медучреждение можно обратиться с жалобой непосредственно к руководству учреждения, в Администрацию по месту жительства или в Министерство здравоохранения.

Законодательство предусматривает оказание помощи ВБД Чечни при протезировании. Исключение составляют зубные протезы, которые не входят в список льгот.

Если гражданин самостоятельно приобрел себе протез или протезно-ортопедическое изделие, то он может рассчитывать на компенсацию со стороны государства. Из федерального бюджета возмещаются средства на расчетный счет ветерана.

Для получения компенсации необходимо обратиться в Администрацию по месту жительства в отдел, занимающийся социальной поддержкой граждан, с заявлением, документами, подтверждающими приобретение протеза или изделия.

Льготы участникам боевых действий в Чечне подразумевают ряд налоговых поощрений.

Так, в случае если в собственности гражданина есть земельный участок, то при формировании земельного налога предоставляется скидка в 10 тысяч рублей от кадастровой стоимости. То есть 10 тысяч рублей налогом не облагаются.

В ряде регионов предусмотрены налоговые льготы на подоходный налог и имущественный. Подробности всегда можно узнать в отделении налоговой службы по месту жительства.

Для получения налогового поощрения необходимо обратиться в УФНС по месту жительства для написания заявления с удостоверением и паспортом.

Компенсация на услуги жилищно-коммунального хозяйства предоставляется в размере 50% от ежемесячно выплачиваемой суммы.

Например, если гражданин платит за коммунальные слуги 1000 рублей, то компенсация составит 500 рублей. Компенсация возвращается на расчетный счет ветерана в том случае, если он подал соответствующее заявление в органах социальной защиты населения.

При обращении в УСЗН необходимо при себе иметь удостоверение ветерана, паспорт, квитанции об оплате услуг за последний месяц. Заявление пишется непосредственно в ведомстве. Срок рассмотрения документов 14-30 дней.

Получение жилого помещения в собственность или средств на его приобретение осуществляется в порядке, установленном на федеральном уровне.

При этом гражданин должен быть признан нуждающимся .

Установленная норма площади 18 квадратных метров. Приобрести жилье можно большего размера, но оплачено из федерального бюджета будет только столько, сколько положено по норме Министерства строительства.

Для получения жилья необходимо обращаться в Администрацию по месту жительства с пакетом документов. В случае если ветеран Чечни не признан нуждающимся, то постановка в очередь не будет проведена, а жилье или средства на него не будут выделены.

Законодательство предусматривает получение земельного участка под строительство из земельного фонда региона. Выделение участка происходит в порядке очереди, замены на денежные средства быть не может. Для получения земли необходимо обращаться в Администрацию по месту жительства.

Участок предоставляется под строительство, поэтому в течение определенного регионом срока на нем необходимо хотя бы начать строительные работы. В противном случае участок из собственности может быть отозван.

В ряде регионов предоставляются кредиты на выгодных и льготных условиях, согласно которым ветеран Чечни может получить средства на строительство или приобретение жилья.

Такая программа действует в Нижегородской области, Саратовской области, Самарской области.

Согласно установленным нормам, пенсионные льготы ветеранам боевых действий в Чечне подразумевают повышенную социальную пенсию. Так, повышение составляет ровно 32%.

В 2018 году социальная пенсия составляет 8500 рублей для нельготных категорий граждан, для ВБД Чеченской Республики 11220 рублей.

Перечисление пенсии возложено на Пенсионный Фонд РФ, поэтому для получения повышенной пенсии гражданину необходимо обратиться в территориальное управление по месту жительства для написания заявления.

Основным документом для получения льготы является удостоверение ветерана боевых действий. Без него Пенсионный фонд не вправе предоставить выплаты пенсионных средств по повышенной ставке.

Тем, кто служил в Чечне в период боевых действий, положены ежемесячные выплаты. Размер выплаты на 2018 год составляет 1699 рублей. В эту сумму не входят меры социальной поддержки.

Под социальной поддержкой понимается выделение средств из федерального бюджета на оплату проезда в городском транспорте, медикаменты и медицинское обслуживание, путевки в санатории.

Сумма льготного пособия составляет 990,32 рубля. От получения в натуре можно отказаться в Пенсионном фонде, после чего средства прибавляются к ежемесячному пособию.

Ежемесячные денежные выплаты оформляются в территориальном отделении Пенсионного фонда по месту жительства. В случае отказа от социального пакета размер выплаты в 2018 году составляет 2780,74 рубля.

При обращении в Пенсионный фонд при себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС, удостоверение ветерана, номер счета, куда будут поступать средства.

Помимо всего прочего федеральное законодательство гарантирует гражданам, которые относятся к ветеранам боевых действий Чечни, еще ряд льгот и прав:

  • получение отпуска в любое время года, если речь идет об оплачиваемом ежегодном отпуске;
  • дополнительный отдых за свой счет по требованию, общим объемом 35 суток в год;
  • вступление в объединения граждан на некоммерческой основе в преимущественном порядке.

Например, ветеран БД Чечни решил вступить в дачный кооператив, у которого свой устав и свои правила. В этом случае вступление осуществляется вне существующей очереди при предъявлении удостоверения.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

В 2018 году значительных изменений в законодательстве не предусмотрено.

Перечень льгот остается открытым. Государство оставляет за собой право устанавливать новые льготы, а также дополнительные денежные выплаты для данной категории льготников.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Ветераны боевых действий всегда на особом счету у Правительства, поскольку они пережили войну и внести весомый вклад в развитие страны. Помимо прочих преференций, предлагаемых властями, им также полагается ежемесячная материальная поддержка (ЕДВ) и льготы в отношении уплаты налогов. Давайте выясним, кого относят к указанной категории граждан, и сколько составляет ЕДВ ветеранам боевых действий в 20189 году.

Кто относится к ветеранам боевых действий

Прежде чем переходить к рассмотрению пенсионных выплат, пособий и надбавок, предназначенных ветеранам боевых действий, следует разобраться, кто относится в глазах закона к данной категории граждан:

  • исполнители специальных поручений на территории Сирии с конца сентября 2015 г.;
  • труженики Афганистана в период с 1979 по 1989 гг.;
  • члены команды ГА, специализировавшиеся на обслуживании воинских частей, находившихся на территории иностранных государств, получившие ранения при исполнении поручений и награждённые государственными наградами за помощь в проведении боевых операций;
  • лётчики и военнослужащие ВВС в Афганистане;
  • водители военных транспортных средств, на которых привозились грузы на территорию Афганистана во время боёв;
  • военные МГБ, МВТ времён СССР, принимавшие участие в операциях по разминированию некоторых объектов на Родине и в иностранных государствах в 1945-1951 гг. (включая моряков, выполнявших боевое травление в 1945-1957 гг.);
  • офицеры и рядовые ВС РФ, УФСИН, МФД, учреждений государственной безопасности, осуществлявших трудовую деятельность или участвовавших в боях в РФ или других странах.

Пенсионные выплаты ветеранам боевых действий: порядок назначения

Пенсия ветеранам боёв может быть оформлена при соблюдении перечисленных ниже условий:

  • достижение как минимум 20-летней выслуги лет;
  • достижение минимального возраста (45 лет), из которых 25 лет приходится на смешанный трудовой стаж (при этом как минимум 12 с половиной лет должны быть причислены к выслуге на специальной или военной службе).

Помимо военных ежемесячных пособий, ветерану могут быть выплачена и страховая пенсия по старости, если:

  • пенсионер достиг установленного по России пенсионного возраста (55 и 60 лет для женщин и мужчин одновременно);
  • было набрано минимальное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (“пенсионных баллов”), составляющее в настоящий момент 11,4 – к 2025 году необходимо будет набирать 30 баллов;
  • наличие страхового стажа, достаточного для назначения пенсии – в данный момент это 8 лет, но к 2024 году длительность стажа будет составлять 15 лет.

Пенсия ветеранам боёв в 2019 году рассчитывается, исходя из величины пенсионных начислений, определённых для льготных категорий пенсионеров, с учётом персональных надбавок, размер которых устанавливается в индивидуальном порядке.

Пенсионные выплаты за выслугу лет назначаются пенсионерам по следующим правилам:

  1. При выслуге лет продолжительностью в 20 лет пенсия будет иметь фиксированный размер в 50% от расчётного размера плюс 3% за каждый дополнительный год сверх указанного срока. Общий размер выплат не может превысить 85%.
  2. Если речь идёт о трудовом стаже выше 25 лет, ежемесячное пенсионного пособие будет составлять 50% от расчётной суммы и 1% за каждый год свыше 25 лет.

Специалисты Пенсионного Фонда самостоятельно вычисляют размер положенной пенсионеру выплаты, но проверить величину будущих выплат можно и самостоятельно, воспользовавшись следующей формулой:

РСП = (ФВ * ПК) + (ИПК * С1Б * ПК) ,

где РСП – размер страховой пенсии;

ФВ – фиксированная величина;

ПК – повышающий коэффициент;

ИПК – количество набранных “пенсионных баллов”;

С1Б – стоимость одного балла;

ПК – повышающий коэффициент.

Надбавка к пенсионным выплатам ветеранов

Получать надбавку по нескольким основаниям одновременно не представляется возможным – пенсионер сам выбирает, на каком основании ему будет начисляться доплата.

Ведомственным пенсионным обеспечением не ограничивается материальная поддержка ветеранов боёв. К пенсии полагается надбавка в размере 32%, на которую могут рассчитывать также:

  • инвалиды детства, получившие инвалидную группу ввиду контузии, травмы или полученного в период Великой Отечественной Войны ранения (или же из-за осложнений от перечисленных моментов);
  • обладатели знака “Жителя блокадного Ленинграда”;
  • узники концлагерей;
  • ветераны Великой Отечественной Войны.

Что представляет собой ЕДВ ветеранам боевых действий в 2019 году

ЕДВ (пенсия, ежемесячная выплата) подлежит перерасчёту ежегодно в зависимости от роста уровня инфляции, повышения стоимости продуктов питания и непродовольственных товаров первой необходимости и возможностей государственного бюджета. Выплата начисляется с целью поддержать материально военнослужащих и иных представителей льготных категорий граждан на региональном и федеральном уровнях.

В 2017 году индексация пенсий не проводилась в связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране, и очередной перерасчёт был запланирован лишь на зиму 2018 года. Повысить пенсию возможно, только отказавшись в пользу дополнительной выплаты от ненужных видов социальной помощи, перечисленных выше. Но сумма прибавки будет невелика – чуть более 700 рублей.

Могут ли ветераны боевых действий претендовать на ЕДВ в 5000 рублей в 2019 году

В качестве компенсации пенсионерам отсутствия индексации выплат, которая должна проводиться дважды в год, власти предложили получить разовую выплату в размере 5 тысяч рублей. На данное пособие могли рассчитывать все пенсионеры, включая ветеранов боевых действий. Но для этого последние должны удовлетворять следующему условию – пенсия должна быть оформлена до 31 декабря 2016 года, иначе выплаты они лишаются.

Как оформить пенсию ветерану боевых действий

Для того, чтобы оформить ведомственную пенсию, ветераны боёв должны лично посетить любое ближайшее отделение Пенсионного Фонда, написать заявление об оформлении пенсии и предоставить все необходимые документы. Их полный перечень можно найти на официальном сайте ПФР , или же можно получить консультацию от специалиста Пенсионного Фонда по телефону или лично.

Какие документы нужны для оформления пенсии

В первую очередь, для назначения пенсии сотрудники Пенсионного Фонда попросят заполнить заявление, в нём необходимо будет сообщить:

  1. Личные данные заявителя (Фамилия, данная при рождении, имя, отчество).
  2. Сведения из паспорта.
  3. Гражданскую принадлежность.
  4. Почтовый адрес, по которому зарегистрирован пенсионер.
  5. Место нахождения пенсионного дела.
  6. Информация об имеющихся для назначения пенсии основаниях.
  7. Сведения о законном представителе пенсионера, не способного самостоятельно явиться в ПФР (должна быть нотариально заверенная доверенность).
  8. Дату заполнения заявления.
  9. Перечень предоставленных специалисту ПФР бумаг.
  10. Личная подпись.

Основной комплект документов включает в себя следующие бумаги (могут потребоваться и дополнительные документальные подтверждения каких-либо сведений – об этом скажет сотрудник Пенсионного Фонда):

  • паспорт;
  • выписки из личного дела, сделанные специалистами отдела кадров;
  • денежный аттестат, выданный сотрудником бухгалтерии;
  • удостоверение ветерана боёв.

Льготы ветеранам боевых действий

Ветераны боевых действий вправе рассчитывать на следующие льготы, утверждённые на федеральном уровне:

  1. Обслуживание без очередей в кассах и регистратурах поликлиник при предъявлении соответствующего удостоверения.
  2. Оплачиваемое работодателем повышение квалификации на рабочем месте.
  3. Дополнительный отпуск без сохранения среднего заработка по просьбе самого ветерана.
  4. Уход в оплачиваемый ежегодный отпуск в любое время, вне зависимости от графика отпусков.
  5. Бесплатная медицинская помощь в стационарах и районных поликлиниках.
  6. Бесплатное зубное протезирование в муниципальных стоматологических кабинетах.
  7. Предоставление бесплатного жилья по договору социального найма из государственного и муниципального фондов.
  8. Скидки на оплату услуг коммунальных служб.

В отдельных регионах ветераны также могут претендовать на следующие льготы:

  • освобождение от уплаты транспортного налога (на одно транспортное средство установленной законом мощности);
  • освобождение от имущественного налога в отношении одной жилой недвижимости;
  • освобождение от земельного налога.

В зависимости от решения региональных властей и возможностей бюджета субъекта РФ, ветеранам могут полагаться и иные социальные льготы – об этом можно узнать, обратившись в отделение социальной защиты населения.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Ветеран боевых действий, оформивший пенсионные выплаты в январе 2016 года, претендует на получение единовременного пособия в размере 5000 рублей за отсутствие индексации пенсий в текущем году.


Впервые законопроект, регламентирующий правовые основы социальной поддержки ветеранов боевых действий, приняли депутаты Госдумы в 1994 г. Действовать он начал со следующего года. Представители власти решили создать особые условия для этой категории граждан, считая несправедливым предоставление льгот только ветеранам Великой Отечественной войны.

Ежегодно в законопроект вносили изменения. Они касались того, кто имеет право на получение государственных дотаций. Менялся и перечень предоставляемых льгот, а также сумма выплат.

В 2018 г. поправки касаются налогового законодательства. Ветераны боевых действий получили право не платить налог, если площадь земельного участка, находящегося в их собственности, не превышает 600 кв. метров. Если территория больше, пошлина будет рассчитываться, исходя из оставшейся площади.

Также была проиндексирована ежемесячная выплата. Пенсионную надбавку увеличили на 2.5%.

Кто относится к данной категории лиц

В список лиц, которые могут претендовать на получение звания ветерана боевых действий, включают разные категории военнослужащих:

  • на льготы имеют право служащие вооруженных сил РФ, МВД, УФСИН и других органов внутренней безопасности, если они находились за границей (сюда входит Чечня, Южная Осетия, Северный Кавказ) в момент проведения там боевых конфликтов, либо если принимали участие в боевых действиях на территории России;
  • другая категория – военнослужащие, ставшие участниками программы разминирования объектов в послевоенный период, который длился с 1945 по 1951 г. Сюда же относят служащих флота, занимавшихся уничтожением неразорвавшихся мин с 1945 по 1957 г.;
  • лица, служившие в Афганистане (выполнявшие доставку грузов военные, летчики) во время вооруженных конфликтов, тоже относятся к ветеранам боевых действий;
  • с 2015 г. право на льготу имеют военнослужащие, выполняющие боевые задачи на территории Сирийской Республики.

Порядок получения удостоверения ветерана боевых действий

Новый закон о ветеранах боевых действий устанавливает правила получения документа, подтверждающего статус обратившегося военнослужащего. Оформить удостоверение можно в нескольких государственных структурах:

  • Министерство внутренних дел;
  • Пенсионный фонд;
  • Многофункциональный центр;
  • на портале Госуслуг.

Сегодня чаще всего обращаются в МФЦ, поскольку там процедура оформления проходит чуть быстрее. Для регистрации удостоверения необходимо собрать пакет документов, подтверждающих право получения льготы. Его предоставляют в любой из перечисленных государственных органов вместе с заполненным заявлением.

Получить дополнительную консультацию по оформлению удостоверения ветерана боевых действий через МФЦ в 2018 году можно , после уточнения всех деталей можно для подачи документов.

Далее комиссия военного округа рассматривает заявку. Процедура занимает в среднем 1 месяц. В случае одобрения заявки военнослужащему выдают удостоверение, которое дает право претендовать на определенные льготы.

Какие документы нужны

Для оформления удостоверения понадобится пакет документов, который зависит от того, на территории какого государства военнослужащий проходил боевые действия. Регламентированы также общие для всех категорий документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • вам обязательно понадобится личное дело, которое вы можете получить в военкомате, и военный билет (оригинал и копия);
  • в список также входит выписка из приказа о зачислении в военную часть и летные книги;
  • если у вас есть ранения, необходимо предоставить справки о них;
  • приобщите к заявке награды и грамоты (при их наличии);
  • посетите архив, чтобы собрать все возможные справки и выписки, подтверждающие факт вашего пребывания в месте боевых действий.

Если вы находились на территории Северного Кавказа, понадобятся выписки из приказов командования воинской части. В документах должен быть указан срок проведения контртеррористических операций.

Скачать бланк заявление на получения ветерана боевых действий

К пакету документов обязательно прилагается заявление от обратившегося военнослужащего. В нем указывают паспортные данные (в том числе ФИО и адрес), номер телефона и адрес электронной почты.

Никаких сложностей в заполнении заявки возникнуть не должно, процедура стандартна. Если вы хотите сэкономить время, можете и заполнить его самостоятельно. Также это можно сделать по месту обращения. К заявке прилагаются две фотографии размером 3×4 см.

Льготы ветеранам боевых действий в 2018 году

Законом предусмотрены разные категории льгот. Ветераны боевых действий получают не обычную пенсию, а военную. Она рассчитывается, как и для прочих военнослужащих. Еще один бонус – первоочередное право на получение жилья. Прочие льготы касаются налоговых послаблений и оплаты коммунальных услуг:

  • ветераны боевых действий получают 50% скидку на оплату ;
  • предусмотрены бонусы при оплате земельного и транспортного налога;
  • военнослужащие этой категории получают лечение вне очереди;
  • бесплатно приобретаются протезно-ортопедические изделия;
  • медицинские препараты также включены в список льгот, как и получение санаторно-курортного отдыха вне очереди;
  • для ветеранов боевых действий действует бесплатный проезд в общественном транспорте.

Некоторые льготы (получение лекарств, санаторных путевок, бесплатный проезд в общественном транспорте) можно изменить на получение наличных средств.

ЕДВ ветеранам боевых действий в 2018 году

В феврале 2018 года, государство увеличило ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий, сейчас сумма составляет 2 тысячи 869 рублей 72 копейки.

Распространенные причины отказа в выдаче удостоверения и пути решения

В большинстве случаев обращения заявителей одобряют, но иногда военнослужащие сталкиваются с отказом в выдаче удостоверения.

Наиболее распространено отклонение заявки с формулировкой о том, что нахождение в зоне боевых действий не приравнивается к участию в них. В этом случае обращаться в суд, поскольку отказ считается неправомерным.

Иногда комиссия отказывает в оформлении из-за несоответствия документов. Как показывает юридическая практика, такие действия также не всегда правомерны. В ряде случаев неточности связаны с тем, что в разные периоды заметки об участии в боевых действиях ставили не все военные части. Такие отказы также рекомендуется обжаловать в судебном порядке.

В 2018 году в федеральном законе о ветеранах боевых действий практически ничего не изменилось. Была проиндексирована военная пенсия, которую получают военнослужащие этой категории.

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

2. Государственный экологический контроль

3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор . Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан. При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

2. Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный – органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный (надведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

Министерство природных ресурсов РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству (ст. 80 ВК РФ).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды».

Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Должностные лица органов государственного экологического контроляимеют право в установленном порядке :

посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необ­ходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Важным видом государственного экологического контроля является экологический мониторинг. Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

Сущностьведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных органах. Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды.

Сферой производственного экологического контроляслужит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.

С учетом высокой общественной опасности некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям. Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля – важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.

В формируемом правовом механизме взаимодействия общества и природы имеется существенный сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих интересы населения. Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологический контроль в России проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
  2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.
  3. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
  4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004


Просмотров