Для президентских, парламентских и региональных выборов могут вернуть минимальный порог явки избирателей

Наконец-то выборы состоялись! Скорее всего и результаты уже подсчитаны. Скоро официально станет известно, кто победил в президентской гонке и еще ближайшие 6 лет будет править страной.

По данным ЦИК РФ стала известна явка в областях Российской Федерации. Так, общая явка на выборах президента России 18 марта 2018 года составила 59,9%.

В Москве явка избирателей составила 52,7%, в Санкт-Петербурге 55.5%, в Севастополе 65,7%.

Явка избирателей в республике Алтай составила 59,4%, республика Тыва отличилась 83,4%, республика Хакасия — 59,8%, Алтайский край — 60,4%. В Омской области явка избирателей на выборах президента России — 55,6%, что стало не самым высоким показателем среди других областей.В республике Башкоростан — 64,8%, Пермский край — 57,1%, Курганская область 57,0%, Оренбургская область — 60,6%.

В Астраханской области 53 процентов избирателей посетили участки, а в Самарской области 60,1%. Также в Саратовской области явка составила 57,2,а в Ульяновской области на 0,2% выше.Кабардино-Балкарская республика отличилась явкой в рекордные 83,3 процента, республика Дагестан не отстает с 72%. В республиках Адыгеи, с 63,3%, и Ингушетии, с 70,9%, явка немного меньше.

Карачаево-Черкесская республика смогла привлечь 73,3% избирателей, а Калмыкия и Коми только 61,9 и 55.3 процентов, соответственно. Явка в Карелии же составила лишь 51,3% оказавшись одной из самых низких. В Крыму на голосовании пришли 63,9% избирателей, В республиках Марий Эл, с 60,2 процентами, и Мордовии, с 70,1 процентами, прошло голосование на выборах президента.

В Ивановской(53.3%), Кировской (57,5%) и Костромской(56%) областях показатели явки оказались довольно низкими. Зато в Калужской области они оказались немного выше и составили 62,5%. В Чеченской республике избиратели тоже очень активно проявили активную гражданскую позицию, и там на выборы пришли 81,1 процент избирателей. В республике Северная Осетия — Алания же, явка составила 75,4%, что неплохой результат, а республика Татарстан оказалась поблизости, с 69,2%.

В Краснодарском и Ставропольском крае на выборы явилось 64,2 и 63 процента избирателей, соответственно. В Архангельской же области процент составил 53,9. В Белгородской области — 65,5%, а в Брянской — 72,5 процента. В Пензенской (65,7), Волгоградской (59,9%), Вологодской (58,9%) и Воронежской(56,2%) областях процент избирателей, которые поучаствовали в выборах президента оказался достаточно близок.

В Курской, Ленинградской и Московской области явка составила 57,5, 56,8 и 56,5 процентов, соответственно.

В Липецкой области явка избирателей составила 64 процента, а в Мурманской и Нижегородских областях 60,2 и 52,4 процента. Нижегородская и Орловская области же набрали 59 и 65,2%. В Владимирской (59,5%), Псковской(59,Cool, Ростовской(57,3) и Рязанской(59,5) областях процент явки избирателей не превысил 60 процентов.

В Смоленской и Тверской областях явка составила 55,9 и 51,7 процент, соответственно. В Тамбовской и Тульской областях же процент избирателей, которые проголосовали на выборах был немного выше.

В последней области, которая последняя закончила голосовать в России процент явки избирателей оказался 55,5%.

В Петербурге в 2012 году к 20 часам явка составила 50,19 процентов, а к 20 часам 2018 года — 55,47 процентов. В Ленобласти в 2012 году явка на момента закрытия участков составила 54,75 процентов, а в в 2018 году — 56,75 процентов.

Путин призвал отодвинуть групповые и партийные интересы на второй план

В приоритете должны быть долгосрочные национальные интересы страны, заявил президент и призвал соперников на выборах к диалогу.

«Конечно, предвыборная кампания - это всегда период особый, всегда она связана с особыми эмоциями, часто они перехлестывают, конечно, но так бывает практически везде, мы здесь не исключение никакое. Главное, чтобы мы имели возможность объединять усилия в будущем для конструктивной работы на благо страны», - сказал Путин.

Центризбирком уточнил явку на выборах президента России

По предварительным данным она составляет 67,98%, - сообщается в официальном Телеграм-канале ЦИКа. По словам главы комиссии Эллы Памфиловой, серьезных нарушений не зафиксировано. В то же время результаты выборов отменены на пяти участках в трех регионах – Дагестане, Кемеровской и Тюменской областях.

Первое место на выборах занял Владимир Путин, набрав 76,6% голосов. Сегодня Путин встретится со своими соперниками на выборах, - сказал кремлевский секретарь Дмитирй Песков. При этом он не ответил на вопрос, как в Кремле оценивают потенциал кандидатов и будет ли он использован в дальнейшем.

Мурманская область заняла второе место по явке на выборы в СЗФО

Мурманская область заняла второе место по явке в Северо-Западном федеральном округе, уступив лишь Ленинградской области.

На данный момент обработано 100% всех бюллетеней. 76,37% всех избирателей Мурманской проголосовали за действующего президента России Владимира Путина. На втором месте у расположился Павел Грудинин (8,86%), третья строчка за Владимиром Жириновским (7,9%).

Явка на выборах президента РФ с 2000 года. Досье

В ходе кампаний по выборам главы государства самая высокая явка была зафиксирована 2 марта 2008 года. Она составила 69,81% (всего проголосовали 74 млн 849 тыс. 264 человек). Однако в абсолютных цифрах больше всего граждан РФ проголосовали на досрочных президентских выборах 26 марта 2000 года — 75 млн 181 тыс. 73 человека (68,70%). Меньше всего избирателей и по доле, и в абсолютных цифрах приняли участие в голосовании 14 марта 2004 года — 64,38% (69 млн 572 тыс. 177). На выборах 4 марта 2012 года проголосовали 65,34% граждан, внесенных в списки избирателей (71 млн 780 тыс. 800).

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории законодательства о выборах президента РФ.

Первый закон о выборах российского президента

Пост президента РСФСР (с 25 декабря 1991 г. - президента Российской Федерации) был учрежден по итогам общероссийского референдума 17 марта 1991 г.

24 апреля 1991 г. председатель Верховного совета (ВС) РСФСР Борис Ельцин подписал первый закон, установивший правила выборов президента России. Согласно документу, на высший должностной пост в стране мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок его полномочий составлял пять лет. Голосование проводилось одновременно по кандидатам в президенты и вице-президенты (последний пост был упразднен с принятием новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). В нем могли участвовать граждане, достигшие 18 лет (эта норма позднее не менялась).

Право на выдвижение кандидатов в президенты по закону имели зарегистрированные политические партии, профсоюзы, массовые общественно-политические движения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания граждан и военнослужащих. Для участия в выборах претендентам необходимо было собрать подписи 100 тыс. граждан или получить поддержку не менее 20% от общего числа народных депутатов РСФСР. При голосовании избиратели должны были оставить в бюллетене фамилию только одного кандидата, которого поддерживают, остальные - вычеркнуть. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей.

Изменения в законодательстве в 1990-е годы

17 мая 1995 г. был принят новый закон "О выборах Президента Российской Федерации". В нем появился ценз оседлости: президентом мог быть избран только гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. При этом верхнее ограничение по возрасту - 65 лет - было снято.

В законе впервые был определен механизм назначения даты выборов. Днем голосования стало первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства.

Выдвигать кандидатов получили право инициативные группы граждан, избирательные объединения (общественные организации в уставе которых прописана возможность участия в выборах) и избирательные блоки, в которые входили два и более объединений. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо было провести собрание инициативной группы численностью не менее 100 человек. Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был предоставить в Центризбирком 1 млн подписей избирателей в свою поддержку (при досрочных и повторных выборах - в два раза меньше).

Впервые в законодательстве были предусмотрены досрочное голосование (на судах, находящихся в день выборов в плавании, полярных станциях, в отдаленных районах РФ), а также голосование по открепительным удостоверениям. Были установлены современные правила заполнения избирательного бюллетеня: гражданин должен был поставить любой знак в пустом квадрате напротив фамилии выбранного им кандидата.

Избранным считался претендент, получивший более половины голосов граждан, принявших участие в голосовании. Был введен минимальный порог явки избирателей: выборы признавались несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей.

30 марта 1999 г. в законодательство были внесены поправки, требовавшие от кандидатов сообщать сведения о своей судимости и иностранном гражданстве, а также о доходах и имуществе. Предоставление недостоверных сведений в ЦИК стало основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены. Законом установлена возможность регистрации претендентов на высший государственный пост на основании денежного залога.

31 декабря 1999 г. был принят новый федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации". В документе был изменен принцип назначения даты выборов: днем голосования было определено первое воскресенье месяца, в котором состоялись предыдущие выборы главы государства.

Также был введен дополнительный критерий признания выборов несостоявшимися. Центризбирком принимал такое решение в случае, если против всех кандидатов проголосовали больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наибольшее число голосов.

Изменения в законодательстве в 2000-е годы

10 июля 2001 г. в избирательное законодательство были внесены поправки, запрещавшие главе государства, досрочно покинувшему свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

10 января 2003 г. был принят ныне действующий закон "О выборах Президента Российской Федерации", усложнивший регистрацию кандидатов-самовыдвиженцев. Численность группы граждан, которую необходимо было создать в поддержку самовыдвиженца, была увеличена до 500 человек. Вместо 1 млн подписей избирателей для регистрации нужно было собрать 2 млн. Была введена норма об отказе в регистрации кандидатов, суммарное количество недостоверных и недействительных подписей в поддержку которых составляет 25% от общего количества.

Согласно поправке в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 21 июля 2005 г., право выдвигать кандидатов получили политические партии, а избирательные блоки были запрещены. Сокращен допустимый процент брака в подписных листах (до 5%).

Отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории "А" (президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и др.).

В 2006 г. рядом поправок в избирательное законодательство были отменены порог явки и графа "Против всех". Тогда же политическим партиям было запрещено выдвигать в качестве кандидатов членов иных партий.

В том же году (25 июля и 5 декабря) права быть избранными на пост президента РФ были лишены несколько категорий граждан РФ:

Имеющие иностранное гражданство или вид на жительство;

Осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость;

Осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности;

Подвергнутые административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование "нацистской атрибутики или символики";

24 июля 2007 г. права баллотироваться на высший пост в стране были лишены граждане, которые подвергались административному наказанию за производство и распространение экстремистских материалов.

30 декабря 2008 г. в Конституцию РФ были внесены изменения, согласно которым срок полномочий президента, начиная с выборов 2012 г., был увеличен до шести лет. 19 июля 2009 г. соответствующие поправки были включены в избирательное законодательство.

В марте 2009 г. вступили в силу поправки, отменившие денежный залог для регистрации кандидатов.

Изменения в законодательстве в 2010-е годы

2 мая 2012 г., согласно очередным поправкам в федеральным закон "О выборах Президента Российской Федерации", количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тыс. Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. подписей.

7 мая 2013 г. были приняты законодательные нормы, запрещавшие кандидатам в президенты иметь счета и хранить ценности в иностранных банках за пределами РФ. Также претендентов на высший пост в стране обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера.

В 2014 г., в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 г., было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права (т. е. права быть избранными на пост президента) лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости (для совершивших тяжкие преступления) или через 15 лет (для совершивших особо тяжкие преступления).

1 июня 2017 г. было отменено голосование по открепительным удостоверениям. Кроме того, в закон была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 г. на 18 марта - день, когда в 2014 г. в Крыму прошел референдум о воссоединении с Россией.

После закрытия избирательных участков по данным экзит-полов стало известно, что кандидат и действующий президент Владимир Путин набирает 71,97%.

"Согласно данным опросов граждан при выходе с избирательных участков, которые приводит Всероссийский центр изучения общественного мнения, действующий президент РФ Владимир Путин побеждает в первом туре на выборах главы государства, набирая 73,9% голосов",- пишут СМИ. Они добавляют, что "на выборах 2012 года Путин получил 63,60%".

Экзит-полы ФОМ:

Грудинин 11,8%

Жириновский 5,9%

Собчак 1,8%

ВЦИОМ:Путин 73,9%

Грудинин 11,2%

Жириновский 6,7%

Собчак 2,5%

Первая и самая главная особенность итогов нынешней избирательной кампании - это высочайшая явка. Кажется, самая высокая в новейшей истории России. Или, как минимум, с начала нулевых.

О высокой явке говорили не только российские наблюдатели и ЦИК, не только блогеры и ведущие телеграм-каналов, которые постили фотографии натуральных очередей на участках, но и иностранные наблюдатели. Уже на 15-00 количество проголосовавших по стране избирателей составляло 46,9%.

Так об огромном количестве избирателей (с по-настоящему расстроенным видом - посмотрите видео!) заявил корреспондент CNN Мэтью Чанс. И несмотря на риторику о «выборах без выбора» западный журналист публично признал , что явка крайне высока.

В издании The Telegraph признали , что «путинское поколение гораздо активнее своих родителей и в большинстве за ВВП». Однако, ряд иностранных государств не признали итоги выборов в Крыму. Первой была Фпранция, официальные представители которой заявили, что «насильственное изменение границ противоречит международному законодательству, в том числе и обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией» .

Правда, стоит сказать, что международные наблюдатели на полуострове присутствуют, в том числе и из Франции. А также из Италии, Финляндии и других стран Европы. С другой стороны, учитывая наши нынешние отношения со странами Запада, такая реакция от них неудивительна, и прямоо скажем, мало кого волнует. Поскольку даже без Крыма, по всей остальной стране выборы по явке плавно превратились во всенародный референдум.

Что, кстати, вызвало откровенный шок у оппозиционеров, которые пытались нынешние выборы бойкотировать. Как отметил автор телеграм-канал «СМИ ли», «Активисты бойкота столкнулись с реальностью.

Завтра «плач Ярославны» будет стоять до небес».

"Пора уже подводить предварительные итоги. Пока краткие, дождёмся всё же окончательных результатов, особенно - по городам-миллионникам",- пишут аналитики в телеграм-канале "Красный сион".

Явка выше прогнозируемой и выше, чем на прошлых президентских выборах (без городов-миллионников и вообще крупных городов; т.е. глубинка). Одна из причин - внешнеполитическая мобилизация после "случая со Скрипалём" (российское сплочение против сплочения западных элит).

Бойкот выборов не сработал, так как изначально была ошибочна ставка вождя на молодёжь. Уже сколько раз писал - молодёжи в России мало, и с каждым годом будет всё меньше. Среднему россиянину уже около 40 лет, и он будет только стареть (к 2030 году будет - 45 лет). Для политиков сейчас самая важная категория - 35-50 лет".

"Предварительно высокая явка на выборах президента РФ. Составляющие успеха", - оценивают выборы эксперты Минченко в телеграм-канале Politburo 2.0, называя слагаемые успеха.

"1.Чистка списков избирателей;

2. Корпоративная мобилизация;

3. Информационная кампания;

4. Присутствие среди кандидатов фигур с радикально прозападной риторикой и высоким антирейтингом, а также кампания бойкота выборов Алексея Навального, которые вместе создали столь необходимый для кампании образ врага;

5. Внешнеполитическая мобилизация на фоне конфликта с Западом;

6. Включение в ряде регионов муниципальной и региональной повестки через систему местных референдумов;

7. Возможность прикрепления к участкам по месту пребывания".

Второй важной особенностью этих выборов стали нарушения. А точнее, массовые вбросы про «фэйковые нарушения» на участках. Об этом мы писали - подробно и с многочисленными примерами. При этом серьезных нарушений по стране практически не было. А те, что имели место, оперативно и жестко пресекались. Вообще же, не было ни одного крупного нарушения в порядке агитации.

То есть, в глобальном смысле можно говорить о том, что в России выросла политическая культура и окончательно сформировалось ответственное гражданское общество. Которое понимает свои права и обязанности, и, самое главное, умеет проявлять политическую волю.

"Говорить о том, что явка выше 45% нелегитимна могут только те, кто верил или сам делал вбросы про чуть ли не 40% голосов у Грудинина",- заявил сайт профессор Международного независимого эколого-политологического университета Сергей Черняховский.

Он также добавил, что от конечной явки (как и от прогнозируемых итогов выборов) будет зависить и отношение к России на Западе и в Европе. "Если они увидят консолидацию при реально высокой явке, таким образом при поддержке народом курса - значит, это будет другой разговор, понимание, что все эти санкции и давление беспредентное не помогли. Была бы явка низкой - отношение было бы другим".

Еще одна важная особенность в том, что нынешняя избирательная кампания была, пожалуй, самой «чистой» за всю новейшую российскую историю. Не было «черных пиар-кампаний», по крайней мере, крупных и всеобъемлющих. Фактически, отсутствовала война «компроматов».

При этом, кандидатам давалось равное представительство в СМИ, и в рамках дебатов. Дебаты, кстати, действительно стали весьма яркими, хоть и не всегда в политическом смысле. Но тем не менее, каждый из кандидатов имел равные возможности для публичного высказывания.

Вообще, данная кампания и её итог показали, что выборы стали попросту референдумом о доверии государственной власти и Путину. Пока подведены только первые итоги и идут самые первые проценты голосов. Но уже сейчас видно, кому народ нашей страны выразил свое максимальное политическое доверие.

Характерно и то, что даже оппозиционные наблюдатели и сторонники «забастовки избирателей» с самого утра писали о том, что нет «подвозов», и нет «каруселей». Народ шел сам. И шел выражать свою политическую волю. И, кажется, выразил её вполне однозначно.

Кстати, завершится день голосования в Москве праздничным митингом-концертом, который начнется в 21-00 на манежной площади, и будет посвящен воссоединению Крыма с Россией. Как уже предполагают политологи, оно также станет "триумфальным" для главного кандидата - действующего президента, получившего полный карт-бланш на, фактически, референдуме о поддержке и доверии.

Что, в целом, тоже символично. Это воссоединение тогда, в 2014 году наглядно продемонстрировало единство российской нации. Равно как и в этом году народ со всей страны показал и свое единство, и свою сплоченность вполне политическими методами: голосованием на выборах президента России.

В наступившем 2018 году в России ожидается событие, которое определит судьбу страны в ближайшие шесть лет – выборы президента Российской Федерации. Официальная дата выборов назначена на 18 марта 2018 года. Однако, уже сейчас политологи и эксперты пытаются прогнозировать результаты выборов, которые отразятся на экономике и политической ситуации в стране. Независимые исследования помогут спрогнозировать не только исход голосования, но и явку на выборах 2018 года в регионах России.

Последние десять лет показатель явки имеет тенденцию снижения. Поэтому спрогнозировать ситуацию экспертам несложно. Такие показатели позволяют предвидеть динамику, которая, как предполагается, двигается в том же направлении. На присутствие граждан на избирательных участках в день единого голосования могут влиять много факторов. Некоторые из этих факторов уже хорошо известны. Тем не менее, правительство пытается сделать всё возможное для того, что увеличить явку населения.

Общий процент явки избирателей по России

Сегодня социально-политическая устойчивость в РФ неоднородна, потому средняя явка граждан России в избирательные участки не отражает действительную активность народа в разных регионах государства. Но эти параметры напрямую влияют на исход выборов главы Российской Федерации.

Порог явки отменили ещё в 2006 году. Низкие показатели явки избирателей увеличивают вероятность спекуляций и различного рода провокаций.

По предварительным прогнозам, относительно явки электората в день единого голосования, составленным такими крупными и известными аналитическими компаниями, как «Левада-Центр» и «Петербургская политика» удалось составить усреднённые показатели явки избирателей на предстоящих выборах президента РФ. По результатам проведенных опросов среди населения в разных регионах страны, получилось выяснить, что в день голосования 58% населения планируют прийти на избирательный участок. В соответствии с показателями, которые аналитики смогли получить, намерения граждан в отношении грядущих выборов, распределились так:

30% – возможно, придут на избирательный участок в день голосования,

20% – пока сомневаются, что будут голосовать,

19% – вообще не планируют идти в избирательный участок в день голосования.

Именно те граждане, которые точно придут голосовать и те граждане, которые, возможно, будут голосовать, составили ту часть избирателей, которая уже определилась со своей гражданской позицией. Это первые две категории граждан в представленном выше списке. На другие две категории можно пытаться воздействовать с помощью различных механизмов, которые могут повлиять на их окончательное решение.

Из практики предыдущих лет аналитики сделали выводы, что фактическая явка избирателей обычно оказывается ниже, чем прогнозируемая явка избирателей. Так происходит потому, что в последний момент люди, планировавшие голосовать, по тем или иным причинам меняют своё решение, отказываются от своего права голоса и своего волеизъявления.

В то же время Всероссийский Центр исследования общественного мнения дал более оптимистичные показатели. В результате их исследований выяснилось, что за выбранного кандидата будут голосовать примерно 70% населения, обладающего избирательным правом.

Процент явки избирателей по регионам России

По результатам опросов и исследований тех же аналитических компаний стала известна явка избирателей в 2018 году в регионах страны:

Тюмень и Тува – почти 100% населения,

Республика Дагестан – 99,20% населения,

Кемеровская область – 99,18% населения,

Чеченская Республика – 95,9% населения.

Таким образом, выяснилось, что максимальное количество избирателей ожидается в Тюмени и Туве. Также высока активность проявляется в Ямало-Ненецком округе, Карачаево-Черкесской Республике, Ингушетии, Северной Осетии и Татарстане.

Низкой будет явка населения в Новосибирске, Иркутске, Томске, Новгородске, Костромской области, Забайкальском крае, где голосовать на выборах президента в 2018 году будет очень маленький процент избирателей.

Также к регионам с низким процентом явки относятся Астраханская область, где всего 37,3% граждан пойдут в избирательный участок и Санкт-Петербург, где отправятся голосовать 37% граждан. Столица России занимает самую последнюю позицию в данном рейтинге. В Москве голосовать будут всего 33,15% населения, что является самым минимальным показателем явки на выборах президента России в 2018 году среди всех регионов страны.

Спрогнозировать данные по Крыму аналитики не смогли, так как слишком мало информации. В этом регионе была лишь одна федеральная избирательная кампания – думская, которая проходила осенью 2016 года. Этот регион тогда также не показал рекордов. В Крыму явка составила всего 49%.

Конечно, нет сомнений, что данная статистика может поменяться. Чем ближе к дате выборов, тем больше ожидается изменений в приведенных показателях. На мнение населения, несомненно, будет воздействовать предвыборная кампания кандидатов, которая только недавно стартовала. Кандидаты будут использовать разные политические технологии. Соответственно, граждане, ранее не желавшие голосовать на выборах президента России, ближе к выборам, скорее всего, поменяют своё решение и пополнят число избирателей.

Самые высокие показатели явки избирателей были зафиксированы в России в 1991 году. Тогда на выборах явка составила 77% российских граждан, обладающих правом голоса. Наименьшие показатели были в 2004 году – 64,4% граждан приняли участие в выборах. В 2008 году явка составила 70%, в 2012 – 65,3%.

Прогнозируемый на 2018 год процент явки избирателей составляет меньшее число, чем на президентских выборах в других странах. Например, во время выборов во Франции (голосование в 2 этапа) явка составила 77,8 и 74,5%. В Иране явка составила 73%. В Южной Кореи – 77%. Тем не менее, существуют и более низкие показатели, например, во время выборов президента Сербии явка составила 54,5%, в Чили – 46,7%, в Словении – 44%.

По мнению эксперта Дмитрия Орешкина, по результатам опросов из 110 миллионов граждан придут голосовать только 64 миллиона, четверть из них – это люди, которые уже дали положительный ответ в отношении голосования, но на выборы они идти не хотят. Соответственно, их нужно вычесть из 64 миллионов, но добавить к этому числу 12 миллионов человек, которые окажутся в числе проголосовавших, как «нарисованные». Таким образом, по расчетам эксперта, на выборах будут присутствовать 60 миллионов россиян (55-60%) и оснований для превышения данного порога эксперт не видит. Ведь основная причина столь низких параметров – это отсутствие интриги, как считают многие политтехнологи: «Крымский синдром уже заканчивается, возрастает чувство неопределенности, уменьшается материальный уровень. Все это снижает готовность граждан идти на выборы».

Как считает эксперт Дмитрий Бадовский, более реальные показатели можно будет замерить не ранее февраля, ведь именно к этому времени категория граждан, которая точно будет голосовать, превысит 40%: «Общая прогнозируемая явка поднимется до 57-60%, но нужно понимать, что до конца кампании ещё остаётся время».

В Кремле сегодня обеспокоены из-за столь низких показателей в ряде регионов, выявленных в результате проведенных опросов аналитическими компаниями. Поэтому власти серьёзно задумались над тем, какие выбрать технологии и какой должен быть подход к населению, чтобы увеличить количество желающих принять участие в дальнейшей судьбе страны.

Мнения политиков и экспертов о низкой явке

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал результаты опросов аналитических компаний. Он сообщил о том, что в Кремле не собираются оценивать работу глав регионов по уровню явки на выборы президента: «Это было бы неправомерно и неправильно. Информированием граждан в регионах о важности каждого голоса занимается ЦИК РФ».

Заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко, курирующий вопросы внутренней политики, дал главам регионов жёсткую установку – избежать «накрутки» голосов и связанных с этим ссор и скандалов.

Повышение явки должно происходить без использования административных ресурсов. В конце осени 2017 года все вице-губернаторы, отвечающие за внутреннюю политику в регионах, были собраны на семинаре в Москве. Там перед ними была поставлена задача – 18 марта 2018 года они должны создать максимально праздничное настроение. Народ должен быть привлечен за счет различного рода мероприятий: спортивных, культурных и так далее. Во время мероприятий обязательно должны быть проведены опросы жителей о судьбе их регионов.

По мнению руководителя экспертной группы Константина Калачева, явка должна быть максимальной. Этого добиться можно по-разному. Есть регионы, где все мероприятия проходят как праздник и народное гуляние, где выборы – это форма досуга для народа, а участие в культурных мероприятиях – это обязательная традиция.

Некоторые главы регионов восприняли эти установки буквально. Таким образом, в Республике Коми хотели провести 18 марта местный референдум о переносе столицы из Сыктывкара в Ухту. В Севастополе планировали провести референдум о выборе флага и герба города. Однако, в процессе сбора подписей эти варианты были отклонены. Одобрен только один референдум в Волгоградской области, где жители будут решать вопрос о переводе местного времени на 1 час вперёд (Волгоградская область расположена в том же часовом поясе, что и Москва).

Что касается интриги, то сегодня ЦИК уведомили о желании принять участие 33 кандидата, из которых 15 самовыдвиженцев. Из них 11 человек отклонили по тем или иным причинам. А пока зарегистрированным оказался только Владимир Жириновский, успевший подать документы в ЦИК первым. Он сдал документы ещё 22 декабря. В его фонд уже переведено партией 200 миллионов рублей. Максимальная сумма составляет 400 миллионов рублей, из них лишь 10% кандидат может перевести самостоятельно. Партия, выдвинувшая кандидата, может внести максимум 50% предельной суммы. Добровольные переводы россиян максимально могут составить только 1,5%, а добровольные пожертвования юридических лиц – 7%.

Как власти будут поднимать показатели явки избирателей

Не исключено, что власти областей и регионов, в которых на сегодня выявлены низкие показатели, будут предпринимать соответствующие меры для обеспечения высокой явки избирателей. Например, могут быть внедрены различные технологии. Сюда относится и проведение разъяснительной деятельности, целью которой является донесение до граждан важности предстоящего мероприятия и социальной активности каждого гражданина. На избирательных участках обязательно должна быть обеспечена дружелюбная, праздничная обстановка. Будут проведены подготовительные мероприятия, чтобы поднять число явки граждан. Например, часть не проголосовавших людей технически будет устранена детальной проработкой списков на избирательных участках. То есть будут исключены уехавшие заграницу, сменившие в недавнем времени гражданство, погибшие и иные граждане, не зарегистрированные по данным адресам. Другими словами, будут вычищены списки «мертвых душ». В некоторых регионах страны их число достигает 10% избирателей.

Увеличенная продолжительность работы участковой комиссии на двадцать дней также может поспособствовать более активному голосованию. В 2018 году участковые комиссии будут работать в течение 30 дней, что позволит полноценно провести адресное распространение пригласительных, а также занести в предварительные списки все уточнения.

Призывы к протесту и бойкотированию, созданные оппозиционерами, также могут повлиять на процент явки избирателей. Из-за сильного давления и навязывания чужой политической воли, граждане России могут прислушаться и отказаться высказать своё волеизъявление в день голосования. Данные призывы могут привести к тому, что некоторая часть граждан откажется от собственного права голоса, и сама того не понимая, доверит своё будущее людям, лишённым доверия электората.

Но как бы там ни было, чем больше явка и процент проголосовавших в день единого голосования, тем большее число граждан проявит свою социальную активность. Потому предварительные данные весьма красноречивы, в плане общественной сознательности и политической заинтересованности граждан в будущем их страны.

Меры для увеличения явки избирателей

В 2017 году в правительстве были приняты некоторые меры, направленные на увеличение явки граждан в избирательные участки в день голосования 18 марта 2018 года.

Сюда относится поправка в законе «О выборах президента РФ». Главным изменением является отсутствие открепительных талонов. Это означает, что человек может проголосовать в любом избирательном участке, независимо от того, зарегистрирован он по данному адресу или просто проживает. Система «мобильный избиратель» направлена на увеличение явки, за счёт удобства для граждан. Теперь для того, чтобы проголосовать в ближайшем избирательном участке, гражданин должен просто подать заявление через «Госуслуги».

Для поднятия процента явки граждан также приняты меры в отношении людей, отдыхающих или проживающих заграницей. Сегодня за пределами Российской Федерации проживают миллионы граждан России, которые также имеют право голоса. Центральная избирательная комиссия России увеличит явку граждан заграницей за счёт приезда избирательной комиссии в места повышенной активности россиян. Например, ЦИК отправит представителей участвующих кандидатов на пост главы государства на избирательные участки в другие страны. Но и тут есть свои нюансы. Многие россияне, пребывающие за пределами России, находятся в мелких населенных пунктах и не у каждого есть возможность приехать в крупный город для того, чтобы проголосовать. Для решения этой проблемы, ЦИК отправит сотрудников в районы, заселенные русскими гражданами, чтобы те смогли проголосовать. Таким образом, можно собрать больше голосов, что существенно повлияет на результат голосования.

В 2018 году Центральная избирательная комиссия планирует привлечь к участию в выборах президента несколько миллионов россиян, постоянно или временно пребывающих за пределами России. Всего планируется открыть 360 избирательных участков заграницей. В этом случае голосование возможно также без открепительных талонов.

Как полагают эксперты, из-за отмены открепительных удостоверений, явка избирателей будет увеличена на пять миллионов. На последних выборах главы государства в 2012 году по открепительным талонам проголосовало 1 600 046 россиян. Это маленький показатель, однако, много россиян хотели бы проголосовать, но находились в этот день не по месту постоянной регистрации. Многие граждане вообще не желают связываться с открепительными талонами, ведь для того, чтобы их получить, нужно затратить немало времени. Упрощение в «бумажных» вопросах напрямую повлияет на увеличение явки избирателей в 2018 году.

Также приняты меры для проведения честных выборов. Избирательные участки будут снабжены видеокамерами, а за процессами, происходящими на избирательных участках, можно наблюдать в режиме онлайн.

Стали продуктом активных дебатов между депутатами-единороссами, предложившими их, и Центральной избирательной комиссии. В последний день весенней сессии Государственной Думы депутаты в первом чтении рассматривали законопроект, вносящий изменения в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс. Документ предполагал полное восстановление досрочного голосования на выборах и введение новых оснований для отказа в регистрации кандидатам и снятия с регистрации.

Усилиями Центризбиркома инициатива депутатов ко второму чтению, прошедшему только осенью, серьезно изменилась. В итоге досрочное голосование на выборах было окончательно отменено, но главное - из избирательного законодательства всех уровней исчезло понятие минимального порога явки.

Со вступлением в силу поправок любые выборы в Российской Федерации будут признаны действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. Даже если в день голосования на избирательный участок придет только один человек. До сих пор по российским законам выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20 процентов на региональных выборах, не менее 25 процентов - на федеральных парламентских и не менее 50 процентов - на президентских.

Сторонники отмены порога свою позицию объясняли просто. В большинстве стран, в том числе демократических, минимальной явки вообще не существует. Что касается России, то у нас, подчеркивает председатель ЦИК Александр Вешняков, особой проблемы с явкой нет.

По крайней мере на федеральных выборах. Избрание президента никогда не проходило с явкой ниже 60 процентов. А интерес населения к думским выборам всегда позволял преодолеть планку в 50 процентов.

Что до региональных выборов, то здесь граждан будут привлекать другими методами. В частности, выборами только по партийным спискам, с последующим выдвижением кандидатуры губернатора победившей партией. К тому же, уверены в ЦИК, с отменой явки на региональных выборах исчезнет и дамоклов меч признания их недействительными из-за недостаточного количества проголосовавших. Как известно, в последние годы к региональным выборам интерес населения становился все меньше и меньше. Это нередко приводило к тому, что граждан целыми предприятиями принуждали идти на выборы или централизованно голосовать по открепительным удостоверениям. Теперь такое административное принуждение тоже должно уйти в прошлое.

Одновременно усиливается ответственность кандидатов и избирательных объединений за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Так, уже весной партии может быть отказано в регистрации списка кандидатов, если до начала или во время избирательной кампании кто-то из ее представителей, входящих в список, допускал в публичных выступлениях призывы и высказывания, разжигающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь. Демонстрация нацистской символики СС тоже станет причиной для отказа в регистрации.

Кандидатом на федеральных и региональных выборах не сможет стать гражданин с неснятой или непогашенной на день выборов судимостью за преступления экстремистской направленности, а также совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления.

Снимать с регистрации будут и за использование административного ресурса, и при обнаружении факта подкупа избирателей избирательным объединением или его доверенным лицом.

Определенные запреты вступают и на период ведения избирательной кампании. Они касаются ведения контрагитации против оппонентов. Зарегистрированным кандидатам и партиям запрещается использовать эфирное время на радио и телевидении с целью агитации против других кандидатов и партий, описывать возможные негативные последствия в случае избрания гражданами политического соперника и в целом распространять информацию, создающую негативный образ конкурента у избирателей.

"Агитационные" запреты при этом не распространяются на такой вид теле- и радиоэфира, как предвыборные дебаты. То есть в очном словесном противостоянии с оппонентами оспаривать их позиции можно. Даже если кандидат или партия отказываются от участия в дебатах, это не означает, что остальные должны в этих дебатах молчать о конкуренте.



Просмотров