Формы реализации конституции рф механизм действия. Понятие и основные формы (способы) реализации Конституции. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

Обладание высшей юридической силой.

Особый порядок принятия.

Закрепленность основополагающих для государства норм права.

Обладание повышенным механизмом охраны.

Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды функций Конституции РФ:

Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

Духовно-мировоззренческая.

Идеологическая.

Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

Информационная.

Воспитательная.

Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

Другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

Соблюдение.

Исполнение.

Использование.

Применение.

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

Организация деятельности субъектов реализации.

Контроль над деятельностью субъектов реализации.

Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

Обязывание.

Дозволение.

Запрещение.

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

Президент Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания.

Государственная дума РФ.

Правительство РФ.

Законодательные органы субъектов РФ.

Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

Неприкосновенность личности.

Свобода совести.

Свобода собраний.

Свобода слова.

Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

Государственного Совета

Государственной Думы

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) - является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза . Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 - О предметах ведения верховных органов власти Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 - О суверенных правах союзных республик и о союзном

гражданстве

Глава 3 - О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 - О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 5 - О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 - О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 7 - О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 - О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 - Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

Республик

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 - общественное устройство

Глава 2 - государственное устройство

Глава 3 - высшие органы государственной власти союза советских

социалистических республик

Глава 4 - высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы государственного управления союза советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие органы государственной власти автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие органы государственной власти и управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Под действием конституции понимается ее способность оказывать идейно-мотивационное и регулятивное влияние на организацию и деятельность структур власти, поведение граждан. Действие конституции имеет опосредованный характер (когда положения конституции требуют конкретизации, развития в действующем законодательстве) и непосредственный, когда норма конституции реализуется в поведении, деятельности ее адресатов, не требуя предварительного принятия по этому поводу нормативно-правового акта. Непосредственное действие конституционных норм охватывается понятиями «осуществление конституции» и «реализация конституции». Проявлением действия конституции является ее официальное толкование. В конституционном праве реализация конституции трактуется в двух значениях: 1) в широком смысле все формы действия конституции, включая конкретизацию норм, положений конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др.; 2) в узком значении под реализацией понимают правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований конституции. В этом значении нормы, положения конституции могут быть реализованы в следующих формах: а) использование, т.е. реализация субъектами конституционного права (органы государственной власти, граждане, партии, общественные объединения граждан, органы местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий; б) исполнение - обязанность должностных лиц выполнять предписанные конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, должен им в течение 5 дней быть направлен на подписание Президенту; в) соблюдение - это обязанность субъектов конституционного права воздерживаться от действий, запрещенных конституцией. Например, Президенту запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Еще по теме § 5. Действие и реализация конституции:

  1. § 2. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Модель действующей Конституции РФ
  2. § 4. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Модель действующей Конституции РФ
  3. § 1. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок) действующей Конституции Российской Федерации
  4. Создание и деятельность Совета по окончательному рассмотрению Конституции согласно регламенту от у1 мурдада 1у58 г./ тп августа 1979 г. и принятие Конституции

Является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было.

Прямое действие Конституции

Действие конституции означает сохранение юридической силы ее установлений до их изменения и отмены. Конституция действует непосредственно, постоянно, равно как непосредственно и постоянно действуют провозглашенные конституционные цели и задачи, установленные формы правления и формы государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина и другие конституционные ценности.

Однако прямое действие Конституции РФ не означает, что все ее положения автоматически воплощаются в реальную действительность. Для этого необходима многообразная активная правомерная деятельность компетентных органов и должностных лиц по их реализации. Реализация конституционных установлений есть обязательное условие деятельности компетентных органов и должностных лиц в законодательной, судебной, правоприменительной, надзорно-контрольной сферах.

В литературе предлагается отличать действие Конституции РФ как ее разнообразное воздействие на общественную и государственно-правовую реальность от реализации конституционных положений в различных формах (использование, исполнение, соблюдение, применение), в активных действиях субъектов конституционного права, к которым обращены конституционные требования. «Реализация, — как верно отмечает В. О. Лучин, — всегда предполагает социально и юридически значимые поведение субъектов, их позитивную деятельность для достижения определенных социальных результатов, реализация представляет собой удовлетворение конституционных интересов и потребностей в правомерной деятельности субъектов права».

Обычно реализация конституции рассматривается главным образом и преимущественно в аспекте осуществления конституционных норм, выступающих в качестве правил поведения, в рамках конституционных правоотношений. Такой подход явно недостаточен, ибо конституционные установления не исчерпываются конституционными нормами.

По содержанию и назначению конституционные установления разнообразны. Они могут быть классифицированы на общерегулятивные и конкретно-регулятивные. Общерегулятивные установления охватывают закрепленные в конституции цели и задачи, легальные дефиниции, принципы, статус субъектов конституционных отношений, а конкретно-регулятивные включают конституционные нормы: право-обязанность, презумпции, фикции, символы, регулирующие общественные отношения. Многообразие форм реализации зависит от особенностей содержания видов конституционных установлений.

Реализация конституции

Реализация конституций (уставов субъектов РФ) в России осуществляется путем использования, соблюдения, исполнения, применения. Конституция (основной закон) используется, в частности, физическими и юридическими лицами для осуществления их прав. Ее соблюдение означает, что поведение участников конституционно-правовых отношений должно соответствовать нормам основного закона и не выходить за эти пределы. Исполнение конституции осуществляется путем выполнения ее предписаний (например, парламент РФ издает федеральные конституционные законы по вопросам, указанным в Конституции РФ, в соответствии с Уставом Нижегородской области ее губернатор назначает членов правительства области и т. д.). Применение конституции достигается прежде всего в результате деятельности органов публичной власти (осуществление ими своих полномочий, создание структур, предусмотренных конституцией, применение конституции судами, установление государственных пенсий и т. д.).

Реализация конституции (основного закона) может иметь опосредованный характер (через издание иных актов в соответствии с ее нормами), но она может иметь и прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Последнее означает, что нормы конституции должны применяться, в частности, органами государства без издания каких-либо дополнительных правовых актов, если по смыслу таких норм в этом нет необходимости. Условия непосредственного применения Конституции РФ судами при осуществлении правосудия (эти условия с соответствующими изменениями относятся и к основным законам субъектов РФ) определены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. Конституция применяется судами непосредственно: если положения Конституции РФ не требуют дополнительной регламентации; если суд приходит к выводу, что закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; если суд приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; если акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон по данному вопросу отсутствует.

Конституционный Суд РФ, однако, считает, что, если в суде, в том числе Верховном, возникает вопрос о конституционности правовой нормы, суды должны обязательно обращаться в Конституционный Суд РФ, ибо устранение неконституционного закона (нормы) из правовой системы не может быть достигнуто путем разъяснения (в том числе Пленумом Верховного Суда РФ).

Непосредственное применение конституций (уставов субъектов РФ) органами государства, должностными лицами, однако, возможно не всегда. В ряде случаев нормы основного закона требуют дополнительной регламентации. Это относится, например, к положениям о всеобщих, прямых, равных выборах, о формировании Совета Федерации, о земле, о пенсиях, об обязанности платить налоги, о воинской обязанности и т. д. Без издания соответствующих законов, других правовых актов такие конституционные нормы трудно осуществить на практике непосредственно. Пример тому — длительные споры некоторых судов с органами Министерства обороны РФ о применении ч. 3 ст. 59 Конституции РФ об альтернативной гражданской службе, заменяющей воинскую обязанность, до принятия соответствующего закона в 2002 г.

Обеспечение и социальный механизм действия и реализации конституции

В правовом государстве не только провозглашается верховенство, высшая юридическая сила и прямое действие конституции, но и реально обеспечиваются и гарантируются ее действие и реализация. В целях последовательной реализации Конституции РФ должна быть эффективной система ее обеспечения (гарантирования).

Система обеспечения (гарантирования) Конституции РФ в деятельности органов публичной власти и должностных лиц состоит из двух блоков, включающих в себя меры, направленные на профилактику конституционных нарушений и на упрочение конституционности. Такое деление обусловлено двойственным характером влияющих на функционирование должностных лиц условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными.

Профилактика конституционных нарушений означает выявление и устранение причин и условий нарушения Конституции РФ, противодействие негативным факторам, которые ведут к нарушениям Конституции РФ. К такого рода факторам относятся экономическая и политическая нестабильность, коррумпированность властей, правовой нигилизм, низкая правовая культура и деформация профессионального правосознания должностных лиц, их установка на приоритет целесообразности перед правомерностью, непрофессионализм и т. д.

Упрочение конституционности предполагает формирование, совершенствование и развитие гарантий действия и реализации Конституции РФ, т. е. условий, факторов и средств, положительно воздействующих на реализацию конституционных положений. Следует различать общие и специальные гарантии действия и реализации Конституции РФ.

Общие гарантии действия и реализации Конституции по сферам общественных отношений делят на экономические, политические, социальные и духовно-культурные гарантии, прежде всего обеспечивают реализацию конституционных установлений.

Общие гарантии действуют в неразрывном единстве и переплетении не только между собой, но и с правовыми гарантиями.

Правовые гарантии действия и реализации конституции включают:

  • во-первых, законодательно закрепленные меры профилактики конституционных нарушений, включая меры по повышению правосознания и правовой культуры общества, должностных лиц, меры надзора и контроля по выявлению правонарушений и их пресечению;
  • во-вторых, установленный юридический механизм действия и реализации конституционных положений (прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений, юридических фактов, процедур осуществления конституционных положений, мер стимулирования и поощрения и др.);
  • в-третьих, закрепленные меры защиты и меры ответственности за совершенные конституционные нарушения.

Разумеется, даже при наличии общих и правовых гарантий реализации конституционных установлений практически не будет, если она не подкрепляется конкретной организационно- управленческой деятельностью компетентных органов и лиц. Организационно-управленческая деятельность является условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий реализации конституции. Здесь имеется в виду прежде всего многогранная деятельность государства, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, других субъектов реализации конституционных установлений во всех сферах общественной и государственной жизнедеятельности.

Организация обеспечения действия и реализации конституции

С управленческих позиций организация действия и реализации конституционных установлений означает, во-первых, определение состояния соблюдения конституционных предписаний в том или ином звене публичной власти; во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику конституционных нарушений и иных мер обеспечения осуществления конституционных положений; в-третьих, создание механизма охраны и защиты конституционных положений. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и о контроле за их выполнением.

Большое теоретическое и практическое значение имеет разработка единых критериев оценки состояния действия и реализации конституционных установлений, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности органов публичной власти, отдельных звеньев, подразделений и служб. Следует пользоваться разнообразными источниками информации о нарушениях конституции в деятельности органов публичной власти, выявлять их, если они не были учтены официально, к примеру в статистической отчетности. Для анализа динамики структуры нарушений конституции в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, надзорных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.

Организация системы обеспечения действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти включает также: анализ допущенных нарушений конституции, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование мер зашиты действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти, разработку мер по укреплению режима соблюдения конституции; совершенствование управленческой деятельности; включение в планы комплексных мер по обеспечению конституционности законодательной и исполнительной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения действия и реализации конституции в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей должностных лиц.

Правильно организовать систему обеспечения действия и реализации конституционных установлений возможно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы органов публичной власти, се внутренних и внешних связей.

Всякая отраслевая система управления, как известно, работает на свое упрочение, гомеостазис. Поэтому если быть реалистичным, то надо признать, что система управления в целом, как и составляющие ее звенья и подразделения, не всегда заинтересована в раскрытии объективной картины состояния конституционности, тем более в выявлении ее нарушений, т. е. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочении конституционности имеют, к примеру, прокурорский надзор и судебный контроль.

Социальный механизм действия и реализации конституции

В гражданском обществе юридический механизм действия и реализации конституции выступает одновременно и как социальный механизм, основанный на прямых и обратных связях в системе «конституция — общественные отношения».

Социальный механизм действия и реализации конституционных установлений можно представить как замкнутую систему взаимосвязей условий общественной жизни, установлений конституции и социальных результатов их действия и реализации, т. е. как сложную динамическую систему.

Исходной точкой в данной системе будут положения конституции. Юридический механизм реализации установлений конституции имеет и социальные аспекты, а именно мотивы и решения субъектов реализации конституционных установлений, реальное их поведение и, наконец, социальные результаты такого поведения. Этот этап осуществления конституции основан на прямых связях в системе «конституция — общественные отношения» («конституционное право и общественная практика»).

В системе «конституция — общественные отношения» существуют и обратные связи , которые позволяют учитывать результаты реализации конституционных установлений, в особенности в судебной и иной правоприменительной практике субъектов конституционных правоотношений.

Самостоятельной стадией обратных связей в системе «конституция — общественные отношения» является восприятие информации, накопленной в результате реализации положений конституции заинтересованными субъектами (законодательными, исполнительными, судебными и иными органами). Передача и оценка информации осуществляется СМИ, проведением конкретно-социологических исследований, внесением законодательных инициатив и т. д. О восприятии результатов реализации установлений конституции свидетельствует правоприменительная практика в виде решений, обобщений, посланий, докладов органов конституционного контроля, высших судебных инстанций, предложений об изменении, дополнении конституции, проектов новых законов и других правовых нормативных актов и т. д. Этот процесс идет непрерывно.

Роль социальной среды в действии и реализации конституции

Разработка юридических средств реализации конституционных установлений и их закрепление в законе имеют большое значения для их осуществления. Юридический механизм их использования определен, а степень реализации, активность субъектов при их осуществлении в решающей степени зависят от комплекса социальных условий и факторов.

В отечественной юридической науке активно обсуждаются вопросы социальной детерминации как провомерного, так и (в значительно большей степени) неправомерного поведения личности, социального механизма действия права. Решение этих вопросов имеет непосредственное отношение к пониманию социальных аспектов действия и реализации конституции. Однако социальные аспекты проблем осуществления конституции, ее установлений еще не привлекли к себе должного внимания.

Для определения содержания и структуры социальной среды в реализации конституционных установлений методологическое значение имеет категория социальной среды , природа которой может быть раскрыта только через деятельную сущность человека, проявляющуюся в реальных связях и отношениях. Под социальной средой понимаются общественные условия, оказывающие на субъект права активное (прямое и косвенное) воздействие. Сознание, деятельность, активность субъекта права есть результат его непрерывного взаимодействия с социальной средой. Социальная среда включает сферу такого непосредственного и опосредованного относительно устойчивого взаимодействия субъекта права с окружающими его социальными условиями, в процессе которого формируется определенный образ жизнедеятельности со специфическими ценностными ориентациями, традициями и нормами поведения. Социальная среда, таким образом, раскрывает многообразие, специфичность, в известной степени индивидуальность жизнедеятельности субъекта права в единых условиях общественного развития.

Действие социальной среды в реализации конституционных установлений не является автоматическим, гак как она «усваивается» субъектом права, преломляясь через его сознание. Степень «усвоения» социальной среды в большой мере зависит от качеств субъекта права, их активности.

Система общих гарантий — экономических, политических, духовных и иных — служит определяющим условием, фактически обеспечивающим осуществление конституционных установлений.

Понятие социальной среды ориентирует в общем плане на учет не только положительных факторов общественной системы, но и тех негативных явлений, с которыми приходится сталкиваться при реализации конституционных установлений. Выявление негативных факторов, их последовательное преодоление — практическая задача в деятельности органов публичной власти, всех звеньев гражданского общества и его политической системы, важнейшая задача юридической науки.

Социальная среда помимо общесоциальных условий и факторов, о которых шла речь выше, включает микросреду, т. е. непосредственное (ближайшее) социальное окружение субъектов права, имеющее исключительное значение для реализации конституционных установлений.

Непосредственное социальное окружение личности, как и социальная среда в целом, охватывает разнообразные сферы взаимоотношений субъектов права — материально-производственные, экономические, социальные, политические, духовно- культурные, управленческие, психологически и др.

Условия и факторы, которыми характеризуется ближайшее социальное окружение субъектов права, могут играть не только положительную роль в осуществлении требований конституционных установлений, но и отрицательную. Действующие отрицательные обстоятельства могут быть настолько сильными, что субъект права способен отказаться от реализации конкретных конституционных установлений в определенных условиях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Известно, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные основные права и свободы, хотя, казалось бы, должны были это сделать (например, не жалуются на нарушения их прав или свобод, не обращаются в суды за защитой и т. д.). Недостаточность и неэффективность юридических средств зашиты и мер ответственности может привести к приспособляемости, адаптации субъекта права к среде, некритическому ее восприятию и оценке. На совершенствование такого рода юридических гарантий следует обратить особое внимание при разработке новых законодательных актов. В связи со сказанным важно учитывать не только чисто юридические моменты, например преимущества судебной формы защиты, но и то, что рассмотрение в суде любого дела, связанного с незаконной деятельностью должностных лиц, есть придание широкой гласности фактов бюрократизма, коррупции, нарушения конституционных прав и свобод и законных интересов граждан и т. д. Это тем более необходимо, что должностные лица в ряде случаев негативно относятся к критике в свой адрес.

Эффективность действия и реализации конституции

Эффективность действия конституции есть результативность в достижении тех целей, которые преследуются конституцией, и в осуществлении правовых и социальных функций конституции.

С точки зрения системного (управленческого) подхода можно выделить две основные группы целей действия и реализации конституции — гомеостатические и инструментарные.

Гомеостатические цели связаны с учреждением и поддержанием определенного конституционного строя в стране, с его стабильностью. Инструментарные цели направлены на развитие общественных отношений в русле установленных конституционных основ общественного и государственного строя, на реальное обеспечение конституционных ценностей (основных прав и свобод человека и гражданина, институтов демократии и др.).

Анализ эффективности конституционных установлений требует не только выявления их роли в получении определенного результата, но и определения соотношения между этим результатом и целью, ради достижения которой данные установления создавались.

Понятие целесообразности в этом случае будет означать соответствие результата действия и реализации конституционных установлений их целям, достигнутое наилучшим путем, с наименьшими социальными издержками, в оптимальном варианте. Таким образом, целесообразность и эффективность — однопорядковые, но не тождественные явления.

Действие и реализация конституционных установлений может иметь любые последствия — изменение (увеличение, уменьшение), возникновение новых и исчезновение определенных явлений либо их неизменность, «консервация», причем как в поведении субъектов, так и в их сознании.

При определении эффективности конституционных установлений необходимо сравнивать все последствия, наступившие в результате их действия и реализации в поведении субъектов права с момента вступления в силу конституции. Неисполнение конституционных установлений, к примеру конституционного права лицом, тоже является определенным социальным результатом.

Реализация конституционных установлений может дать побочные результаты, которые не охватывались их целями. Это могут быть последствия как положительные, так и отрицательные по своему социальному значению.

Возникает задача их «взвешивания», т. е. сравнения положительного (запланированного) результата с отрицательными непредвиденными последствиями. Одновременно, по всей вероятности, необходимо «взвешивать» побочные результаты, положительные и отрицательные, с тем чтобы полнее выяснить эффективность конституционных установлений. Степень эффективности действия и реализации конституционных установлений тем выше, чем больше положительных последствий, как предусмотренных целями конституции, так и не охватываемых ими, и чем меньше отрицательных последствий.

Измерение эффективности действия и реализации конституционных установлений

Объективно об эффективности действия и реализации конституционных установлений можно судить лишь при условии их измерения. К сожалению, проблема измерения эффективности действия и реализации конституционных установлений чрезвычайно трудная. Эффективность конституции складывается из результативности действия ее институтов, конкретных установлений. В то же время эффективность действия и реализации отдельных установлений, институтов конституции можно установить в конечном счете лишь в системе их действия и реализации.

В настоящее время об эффективности действия и реализации конституции судят на основе изучения конституционной практики (по числу конституционных нарушений, возникающих конституционных коллизий, по степени реализации основных прав и свобод граждан и т. п.). В России важное значение для определения эффективности действия конституционных установлений имеет практика Конституционного Суда РФ, судов общей и арбитражной юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Счетной палаты РФ, прокуратуры РФ, Минюста России и других правоохранительных органов. Существенную роль в механизме оценки эффективности действия и реализации конституции играют юридическая наука, конкретно-социологические правовые исследования, общественное мнение, СМИ.

Под реализацией Конституции понимается деятель-ность соответствующих субъектов по воплощению в ре-альную жизнь (практику) конституционных предписаний. Главный смысл этого сложного и не одномоментного про-цесса состоит в осуществлении целей Конституции, обеспе-чении особого правового порядка в политически значимых сферах социальных отношений и связей.

Реализация Конституции РФ носит комплексный и универсальный характер, ибо охватывает различные и ка-чественно неоднородные сферы общественных отношений. Областью (зоной) реализации конституционных норм яв-ляются важнейшие стороны жизнедеятельности общества, в этом процессе участвуют многие субъекты права. Его особенность заключается в том, что активными участни-ками данной деятельности являются народ, государство, субъекты РФ.

Осуществление конституционных норм протекает в раз-личныхформах : соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъ-екта: он не совершает действий, запрещенных основными нормами). Государственные институты, гражданское обще-ство, политические партии заинтересованы в этой форме реализации права, так как от нее во многом зависит ста-бильность конституционного строя и характер политиче-ского режима. Значимость соблюдения конституционных предписаний специально отмечена в Конституции РФ. Среди фундаментальных обязанностей, возлагаемых на ор-ганы государственной власти, органы местного самоуправ-ления, должностных лиц, граждан и их объединений, закре-плена и обязанность соблюдения Конституции и законов (ч. 2 ст. 15). Многие основные права и свободы человека и гражданина реализуются, если они не нарушаются кем- либо. В демократическом государстве действует требование (запрет) на недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Исполнение конституционных предписаний (в отли-чие от соблюдения) предполагает активную деятельность, предусмотренную основной нормой и направленную на достижение выдвинутых Конституцией целей. Эта форма осуществляется соответствующими субъектами в рамках конституционных и законодательных норм и имеет перво-степенное значение для государственных органов и долж-ностных лиц, так как связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами. Особая роль при этом при-надлежит Президенту РФ (ст. 80, 82 Конституции РФ).

В Конституции РФ установлены три способа исполне-ния:

Все субъекты права обязаны точно и единообразно ис-полнять Конституцию и законы РФ;

Государство обязано исполнять международные догово-ры Российской Федерации;

Граждане обязаны выполнять конституционные обязан-ности. Также соответствующие обязанности несут прожи-вающие на российской территории иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных фе-деральным законом или международным договором РФ.

Использование связано преимущественно с процессом реализации конституционных прав и свобод в ходе и в результате правомерных действий и поступков на осно-ве дозволений. Эта форма характерна для осуществления управомоченных норм. Здесь участники общественных отношений своими прямыми или опосредованными дей-ствиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них имеется большая свобода в выборе вариантов по-ведения. Например, это касается основных прав и свобод, предусмотренных ст. 31—34, 45 Конституции РФ.

Применение конституционных норм предполагает слож-ную и ответственную государственно-властную деятель-ность компетентных органов государства и должностных лиц, направленную на установление юридически значимых фактов. Нормы конституционного права применяются тог-да, когда необходима защита прав и законных интересов граждан, должностных лиц, общественных объединений или существует спор о праве. Нередко для восстановления нарушенного права приходится привлекать аппарат госу-дарственного принуждения. Эффективным правоприме-нительным и юрисдикционным органом выступают суды, в особенности Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Выделяют четыре способа применения конституцион-ных норм:

Обособленное, самостоятельное осуществление субъ-ектами норм Конституции РФ;

Применение базовых предписаний совместно с иными нормами права;

Привлечение конституционных норм для обоснования судебного решения, придания ему большей убедительно-сти;

Использование данных норм для толкования сложных правовых предписаний, в том числе текста Конституции.

Реализация (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.

Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.

Реализация Конституции - процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Рассмотрим формы реализации конституции.

Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.

Проблемы реализации

Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.

Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.

При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.

Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.

Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.

Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.

Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.

Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.

Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений.

Наличие жалоб свидетельствует о том, что конкретные права граждан, гарантированные им Конституцией Российской Федерации, в должной мере не реализуются.

Рассмотрим некоторые из них.

Имело место нарушение фундаментального права граждан на жизнь, предусмотренное статьей 20 Конституции РФ. Обращает на себя внимание число граждан, погибших насильственной смертью.

Не все благополучно обстояло в области с реализацией гражданами права на охрану здоровья, на медицинскую помощь, закрепленного в статье 41 Конституции РФ. Имели место жалобы на недоступность бесплатных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, высокую стоимость лекарственных средств, дефицит необходимой современной медицинской техники и другое.

Далеко не всегда, граждане в соответствии со ст. 12 Конституции РФ могли получить достоверную и своевременную информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, других факторах.

Не на должном уровне в области реализовывалось конституционное право граждан на государственную защиту материнства, детства, семьи.

Юридическое закрепление прав детей в России Конституцией Российской Федерации в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка не всегда ведет к их фактическому соблюдению и реализации.

Анализируя проблемы реализации и защиты прав детей, приходится констатировать, что Россия пока не выполнила одной из главных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка - не создала работающие механизмы рассмотрения жалоб детей на жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение. До сих пор в России не решен вопрос о создании ювенальной юстиции, как подсистемы общего правосудия, функционирование которой могло бы дать положительный результат в деле проведения государственной политики по охране прав детства.

Имели место случаи затруднения реализации права жителей на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

Большое количество жалоб поступило в связи с нарушением предусмотренного статьей 40 Конституции РФ права на жилище.

Исходя из обращений граждан, особо актуальной продолжает оставаться проблема реализации права на жилище малоимущими гражданами. Уполномоченный констатирует, что ст. 40 Конституции РФ, закрепляющая положение о том, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из негосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, практически не реализуется.

Также поступали жалобы граждан по проблемам, связанным с реализацией права на судебную защиту, предусмотренную статьей 46 Конституции РФ. конституция норма судебный решение

Одной из таких проблем продолжала оставаться проблема неисполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Количество неисполненных исполнительных документов на 01.01.01 г. составило: о взыскании заработной платы - 5536; о взыскании детских пособий - 13248; по предоставлению жилья - 103; о возмещении вреда здоровью - 113; о взыскании алиментов - 11411. На конец 2000 года не было взыскано заработной платы на сумму 23233257 рублей, детских пособий - 20977292 рубля.

В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В области существуют серьезные проблемы с реализацией этого гарантированного права. Высокая плата за оказание юридических услуг привела к тому, что не только малоимущим слоям населения становится недоступным получение квалифицированной юридической помощи, но и большинству населения с более или менее устойчивыми доходами.

Исходя из анализа жалоб граждан, можно констатировать, что имело место ограничение права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ. В основном, это ограничение было связано с отсутствием паспорта гражданина Российской Федерации и отсутствием регистрации по месту пребывания и жительства.

Ограничение свободы передвижения граждан наблюдалось в связи с отсутствием у них в паспорте штампа о регистрации по месту пребывания или жительства. Многие граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, попадают в нетерпимое положение. Государство как бы вычеркивает их из жизни - они лишены не только социальных прав (на жилище, медицинскую помощь и т.п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь. Отсутствие регистрации по месту жительства ведет к отсутствию нормальной работы. Многие работодатели даже не хотят разговаривать с гражданином, если он не зарегистрирован по месту жительства. Поэтому вышеуказанные граждане держатся за самую тяжелую, низкооплачиваемую работу и боятся куда-то переехать, попытаться улучшить условия своей жизни на новом месте, опять же из-за отсутствия регистрации.

Недостаточно активно реализовывалось право граждан на осуществление ими властных полномочий через референдумы, сходы, собрания граждан, всенародные обсуждения, предусмотренное статьей 3 Конституции РФ, что могло бы снять многие спорные вопросы между гражданами и государственными структурами при принятии различных решений органов власти и местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наиболее значимыми для граждан и остро переживаемыми являются нарушения социально-экономических прав жителей, признанных гарантировать достойный для человека уровень жизни, невозможность их реализации, что ведет к недоверию населения к власти, порождает инертность у многих граждан к защите своих прав, неверие в возможность их реализации.

На нынешнем этапе развития общества необходимо стремиться, в полном объеме реализовать заложенный в Конституции потенциал, а не пытаться вносить поправки в конкретные ее статьи. В условиях, когда на первый план выдвигаются задачи не изменения текста Конституции, а обеспечения ее стабильности и реализации внутреннего потенциала, важным инструментом развития заложенных в Конституции 1993г. нормативных положений, принципов является официальное их толкование.

Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России. Важно, обеспечивая стабильность действующей Конституции, привести в действие все ее нормы и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РФ. Последний отражается в самом тексте Основного Закона понятием «прямое действие Конституции». Обеспечение прямого действия Конституции (прежде всего в практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц) способно существенно повлиять на состояние и развитие конституционного правосознания российских граждан. Прямое действие Конституции должно пронизывать все сферы юридической практики, охватывать все формы правореализации, выступая при этом в качестве основополагающего принципа деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, должностных лиц и граждан. Причем особое влияние на сознание граждан оказывает практика применения Конституции РФ правоохранительными органами, с которыми граждане сталкиваются чаще всего и в наиболее острых критических ситуациях. Поэтому, сложившаяся практика, когда правоохранительные органы, как правило, применяют Конституцию опосредованным образом (через конкретизирующие ее отраслевые нормы), нуждается в существенной корректировке.



Просмотров