Экологическое право и его принципы. Основные принципы экологического права

Страница 5 из 5

2.5. Принципы экологического права

Под принципами права в теории права понимают руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
А.В. Малько считает, что принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Правовые принципы подразделяются на общеправовые (свойственные всем отраслям права, включая экологическое), отраслевые (свойственные отдельным отраслям права, в нашем случае - экологическому) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей, например, экологическому и земельному). Отраслевые принципы экологического права, в свою очередь, подразделяются на принципы Общей части и принципы Особенной части.
Общеправовыми принципами, в частности, являются: законность, справедливость, юридическое равенство, социальная свобода, гражданский долг, ответственность за вину и др.
К межотраслевым принципам можно отнести такие принципы, как принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве, принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека в экологическом и земельном праве и др.
Принципы Общей части экологического права (принципы охраны окружающей среды) изложены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
К ним, в частности, относятся:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и др.
К принципам Особенной части экологического права относятся, в частности, такие принципы, как:
- приоритет земель сельскохозяйственного назначения;
- приоритет вод питьевого и бытового назначения;
- приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых;
- приоритет лесов защитного назначения;
- приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы.
Указанные выше принципы не являются чем-то раз и навсегда установленным и с изменением социально-экономических, экологических, исторических и иных условий могут изменяться и дополняться новыми принципами.
Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Контрольные вопросы

1. Дайте правовое определение понятий «окружающая среда» и «природная среда».
2. Что является предметом экологического права?.
3. Назовите особенности экологических правоотношений.
4. Дайте определение методу экологического права.
5. Как подразделяются принципы экологического права?

Основная литература

1. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. - М.: Дело, 2001. - 768 с.
2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
3. Экологическое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 367 с.

Дополнительная литература

4. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа «НОРМА - ИНФРА - М», 2001. - 433 с.
5. Экологическое право. Курс лекций и практикум /Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2003. - 528 с.
6. Экологическое право: Вопросы теории и методологии анализа.- СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2000. - 92 с.
7. Конституция Российской Федерации: Комментарий. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: БЕК, 1996. - 664 с.
8. Проблемы теории аграрного, природоресурсового и экологического права: Материалы семинара // Государство и право. 1999. № 7. С. 14-47.
9. Экологическое право России на рубеже XXI века: Сборник научных статей. / Составители: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. - М.: Зерцало, 2000. - 432 с.
10. Проблемы экологического, земельного права и законодательства. Обзор выступлений участников научно-практической конференции / / Государство и право. 2000. № 7. С. 103-115.
11. Приоритеты национальной экологической политики России / Под ред. В.М. Захарова. - М.: Наука, 1999. - 100 с.
12. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.
13. Экологическое право России. Сборник научно-практических конференций 1995-1998 гг. / Составители: канд. юрид. наук, старший научный сотрудник И.А. Игнатьева, д-р юрид. наук, проф. А.К. Голиченков; под ред. проф. А.К. Голиченкова. - М.: Зерцало, 1999. - 416 с.
14. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2003. - 584 с.
15. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. А.П. Анисимова. - М.: Приор-издат, 2003. - 272 с.
16. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: ООО «Профобразование», 2003. - 656 с.

Нормативные правовые акты

17. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 128.
18. Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации « // Российская газета. - 1997. - 26 ноября.
19. Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //Российская газета. - 1996. - 9 апреля.
20. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р //Российская газета. - 2002. - 18 сентября.

Принципы экологического права как отрасли права должны соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы. В силу этого им присущи следующие черты:

  • - объективная обусловленность. Правовой принцип является верным, если он соответствует природе, истории и обществу;
  • - историческая обусловленность. Принципы правового регулирования меняются с изменением государственной политики и государственного строя;
  • - системность. Все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Рассмотрим каждую группу принципов подробнее.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права.

В основном эти принципы закреплены в Конституции РФ, поэтому они представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся следующие.

Принцип народовластия . Многонациональный российский народ является единственным источником власти в России и носителем суверенитета (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ) и имеет возможность осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъятии земель под строительство каких-либо объектов обязаны информировать население о предстоящем предоставлении земель и выявлять мнение общественности на местных референдумах, собраниях, сходах граждан и т.д.

Общественный экологический контроль является одной из форм экологического контроля, действует наряду с государственным экологическим надзором и производственным экологическим контролем.

Принцип гуманизма. Отношения экологопользования строятся с учетом интересов не только современных людей, но и будущих поколений. Этот принцип имеет две стороны:

  • а) недопустим такой порядок использования объектов природы, который бы наносил вред здоровью людей. Запрещается превышение предприятиями нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу, уровней шума, вибрации, магнитных полей и т.п.;
  • б) каждый субъект экологических правоотношений обязан осуществлять свою деятельность экологически безопасным способом. Так, принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.

Принцип социальной справедливости. Все граждане равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), государство гарантирует судебную защиту прав и свобод любого гражданина России (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т.п.

Данный принцип обеспечивает каждому субъекту экологических правоотношений равноправное положение в экологопользовании.

Принцип законности. Субъекты экологических правоотношений должны точно и безусловно выполнять все нормативные предписания. Составными элементами этого принципа являются:

  • а) принцип всеобщности, состоящий в распространении нормативных предписаний на всех без исключения субъектов экологических правоотношений. Каждый проживающий на территории России обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т.д.;
  • б) принцип безусловности, не допускающий отступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, не предусмотренных законом;
  • в) принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений на территории РФ.

Принцип интернационализма. Данный принцип имеет международную и национальную стороны. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 81 Закона об охране окружающей среды). Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными. Так, если международным договором России в области охраны окружающей природной среды, заключенным с иным государством (государствами), установлены иные правила, чем это предусмотрено национальным законодательством, то применяются правила международного договора (ст. 82 Закона об охране окружающей среды).

Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Он обеспечивается:

Принцип стимулирования надлежагцего исполнения экологополъзо- вателями своих прав и обязанностей . Законом об охране окружающей среды предусмотрен экологический механизм охраны окружающей среды, установлена платность за использование природных ресурсов, введены налоговые и иные льготы при внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий и т.д. В экологическом законодательстве применяется позитивное и негативное стимулирование. Первое выражается в стимулировании экологонользователей к надлежащему исполнению ими своих обязанностей, второе - в наличии и применении юридической и иной ответственности за нарушения. Как правило, виды стимулирования используются в комплексе.

Принцип субъективного вменения . Эколого-правовая ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды).

Исключение составляет ответственность, применяемая к владельцам источников повышенной опасности, если данным источником причинен вред окружающей среде (ст. 1079 ГК РФ). Ответственность таких владельцев за причиненный ими ущерб при отсутствии их вины в этом введена в качестве меры, обеспечивающей соблюдение ими повышенной осторожности. Она не имеет характера административного, уголовного или другого вида наказания, а носит компенсационный характер.

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т.д.

Принцип сочетания убеждения и принуждения. Меры дисциплинарной ответственности применяются к отдельным лицам и в необходимых случаях. При малозначительности административного проступка, совершенного в сфере экологонользования, нарушитель может быть освобожден от ответственности, получив устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ); при совершении преступления в сфере экологических отношений, не представляющего общественной опасности, в определенных законом случаях виновный может быть освобожден от уголовной ответственности. Вместе с тем ни один виновный в совершении тяжкого экологического преступления (преступного посягательства и др.) не может уйти от ответственности.

Принцип гласности . Каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ); должностные лица, виновные в искажении этой информации, несут административную и иную ответственность. Привлечение физических и юридических лиц к ответственности за экологические правонарушения должно предаваться гласности, поскольку это имеет важнейшее профилактическое значение.

Принципы Общей части экологического права. Эти принципы обусловлены спецификой регулируемого объекта - экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. В силу этого выделяются следующие принципы.

Принцип приоритета интересов народов, проживающих на соот- ветствуюгцей территории, и защиты прав отдельного человека.

  • а) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ);
  • б) природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу другого государства, за исключением случаев, определенных законом;
  • в) управление в сфере использования и охраны природных объектов контролируется органами управления общей компетенции (надведом- ственными органами);
  • г) государство вправе вмешиваться в отношения по использованию природных объектов, в том числе изымать и принудительно выкупать их для государственных и муниципальных нужд.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Это право обеспечивается охраной окружающей среды; созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи.

Тесно примыкает к первому принципу и является его обеспечительным правилом принцип примата общегосударственного управления эколого- пользованием и охраной окружающей среды, устраняющий возобладание ведомственных интересов над общегосударственными.

Принцип строгого целевого использования природных объектов обязывает использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. Так, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность. Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком при его использовании не в соответствии с целевым назначением может быть принудительно прекращено.

Принцип рационального и эффективного использования природных объектов состоит в получении наибольшего эффекта от хозяйственной эксплуатации природных объектов с минимальными затратами и без нанесения экономического и экологического вреда. Нерациональное использование природных объектов считается нарушением: наряду с наказанием для виновных оно может повлечь за собой прекращение права эколого- пользования (например, за бесхозяйственное использование земель для виновных должностных лиц установлен штраф, сам же факт такого землепользования является основанием для возможного изъятия участка).

Этот принцип имеет экономическую и экологическую стороны. С экономической стороны он предполагает максимальное достижение положительного эффекта в использовании объектов природы при оптимальных затратах; с экологической - обеспечение максимальной экологической безопасности в ходе экологопользовапия и охрану окружающей природной среды.

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов направлен на защиту природных объектов от отрицательных последствий хозяйственной эксплуатации. Всякое действие по хозяйственной эксплуатации того или иного природного объекта должно сопровождаться разработкой и осуществлением мероприятий по его охране: использование пахотных земель предполагает мероприятия по повышению плодородия почв, вырубка лесов - лесовосстановительные работы и работы по лесоразведению и т.д.

В случае конфликта экономических и экологических интересов в эко- логопользовании, т.е. в ситуации, когда выгодный способ экологопользо- вания оказывается вредным для эксплуатируемого природного объекта, приоритет отдается экологическому интересу: способ экологопользования изменяется либо прекращается.

Принцип комплексного подхода в экологопользовании выражается в необходимости учитывать все экологические связи используемого природного объекта с другими объектами и окружающей средой в целом. В силу этого каждый конкретный вид экологопользования обычно характеризуется основной целью его осуществления и попутными целями, которые вытекают из основной. Например, землепользователь наряду с обязанностями и правами по поводу целевого, рационального и эффективного использования земельного участка неизбежно получает обязанности и права эксплуатировать его способами, обеспечивающими сохранность водных объектов, находящихся па его земле; не нарушать права и законные интересы соседних экологопользователей (лесопользователей, недропользователей) и т.д.

Принцип устойчивости экологопользования обусловлен потребностью в том, чтобы каждый экологонользователь был уверен в стабильности своего положения и мог производить все необходимые работы при эксплуатации природного объекта (так, например, аренда земли должна, как правило, носить долгосрочный характер, ибо в противном случае она будет использована «на износ»).

Принцип устойчивости экологопользования обеспечивается различными положениями законодательства:

  • а) в законе содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым может осуществляться изъятие природных объектов у лиц, их использующих;
  • б) в законе предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность лиц, использующих природные объекты;
  • в) законом определяется процедура защиты на случай незаконного вмешательства в деятельность экологопользователей.

Принцип платного использования природных ресурсов и природ- пых объектов. В 1991 г. Законом РФ № 1738-1 «О плате за землю» была введена плата за использование земли. Законом об охране окружающей среды предусмотрена платность природопользования, плата за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 и 16). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 установлены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Наряду с этим НК РФ установлены следующие федеральные налоги и сборы: водный налог; налог на добычу полезных ископаемых ; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ст. 13). Земельный налог отнесен к местным налогам и сборам (ст. 15).

Принцип плановости экологопользования основан на том, что экологические отношения представляют собой одну из разновидностей исторически обусловленных производственных отношений, осуществляемых в сфере экономики. В связи с переходом к рыночной экономике указанный принцип стал играть менее важную роль, однако он остается весьма значимым. Для организации правильной хозяйственной эксплуатации и охраны всех природных объектов, входящих в экологическую систему РФ, необходимо:

  • - учитывать природные и социально-экономические особенности территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • - запрещать хозяйственную и иную деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;
  • - помнить о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также об ответственности органов государственной власти всех уровней за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности соответствующих территорий.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды и эколого- пользованию осуществляется в рамках программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды. Финансирование этих программ и мероприятий производится за счет различных источников.

Принципы Особенной части экологического права. Эти принципы составляют определенные приоритеты в использовании тех или иных природных объектов.

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Земли, пригодные по своим свойствам для использования в сельском хозяйстве, в первую очередь должны предоставляться для сельскохозяйственных целей. Для несельскохозяйственных же целей должны предоставляться худшие земли, не пригодные для сельского хозяйства.

Использование любых земель должно сопровождаться работой по повышению плодородия почв. При выполнении работ, связанных с повреждением плодородного слоя земли, последний должен сниматься, храниться и направляться на осуществление мероприятий по повышению почвенного плодородия.

Приоритет вод питьевого и бытового назначения. Водные объекты предоставляются в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.

Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. В частности, запрещается застройка площадей залегания полезных ископаемых, за исключением случаев проведения мероприятий, обеспечивающих возможность извлечения полезных ископаемых.

Приоритет лесов защитного назначения. Леса, имеющие водоохранное, защитное, климаторегулирующее значение, относятся к лесам защитным, т.е. имеют правовой статус повышенной охраны. Незаконная порубка деревьев в этих лесах влечет за собой повышенную ответственность.

Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы. Не допускается пользование животным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природной среды или наносит вред среде обитания, а также использование животного мира с изъятием из среды обитания или нарушением этой среды.

Перечисленные принципы представляют собой «микросхему» экологического права. Они не являются чем-то раз и навсегда установленным: с изменением исторических условий и политических задач совокупность принципов может изменяться, дополняться новыми принципами.

3. Система и принципы экологического права

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

автора Сазыкин Артем Васильевич

3. Система и принципы экологического права Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.Институтом экологического права является совокупность

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами,

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

5. Специфические черты экологического права Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. Источники экологического права Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

50. Источники международного экологического права Источником международных эколого-правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

2. Система и принципы аграрного права Система аграрного правасостоит из Общей и Особенной части.К Общей части относятся институты, характеризующие:1) государственное регулирование сельского хозяйства;2) правовое регулирование социальных отношений на селе;3) правовые

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

Из книги автора

52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Источник экологического права – нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования). Виды источников экологического права:1) по юридической

Из книги автора

Тема XI Основы экологического права План изучения § 1. Предмет и метод экологического права. Экология человека § 2. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права и обязанности граждан РФ § 3. Ответственность за экологические

Из книги автора

§ 1. Социальная обусловленность экологического права (кризисное состояние окружающей среды; что такое экология; наши возможности)О состоянии окружающей природной среды говорится и пишется достаточно много - эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц печати.

Из книги автора

§ 2. Предмет экологического права (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть

Из книги автора

§ 3. Метод экологического права (экологизация; административно-правовой и гражданско-правовой способы; историко-правовой и прогностический методы)Каждой отрасли права должны быть присущи свой предмет, метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным

Из книги автора

Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. - Закон - высшая форма правового акта. - Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. - Значение общих принципов, договоров и обычаев. - Правотворчество субъектов

Из книги автора

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги автора

Тема V. Механизм действия экологического права Правовое регулирование экономического механизма охраны среды. - Роль местного самоуправления. - Природоохранные органы. - Экологическая экспертиза. - Экологический контроль. - Чрезвычайные экологические

Из книги автора

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Всем принципам экологического права присущи следую-щие черты:

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только тогда можно признать верным, если он соответствует природе, истории и обще-ству. 2. Историческая обусловленность. С изменением государственной по-литики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования. Так, если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности госу-дарства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен. 3. Системность. Все принципы экологического права можно класси-фицировать на общеправовые, на принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы. Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России. 1. Принцип народовластия , предоставляющий возможность российско-му народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непос-редственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). 2. Принцип гуманизма , выражающийся в том, что отношения эколого-пользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей. 3. Принцип социальной справедливости , заключающийся в равноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции); в гарантии су-дебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции) и т. п. 4. Принцип законности , выражающийся в точном и безусловном вы-полнении всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений. 5. Принцип интернационализма , имеющий международную и нацио-нальную стороны. (международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона об охране окружающей природной среды) и внутригосударственное сотрудниче-ство Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (пп. “в”, “д” ст. 72 Конституции РФ). 6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических пра-воотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ), выражающийся в том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. 11. Принцип гласности, предполагающий право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружаю-щей среды (ст. 42 Конституции РФ) 7. Принцип строго целевого использования природных объектов , обязыва-ющий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. В частности, не допуска-ется использование земель сельскохозяйственного назначения для несель-скохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом. 8. Принцип рационального и эффективного использования природных объ-ектов отражает экономическую сторону экологополь-зования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Основные принципы экологического права.

Источники экологического законодательства.

Глава 3. Правовые методы регулирования природопользованием

В корне системы экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Социалистической республики, принятая 12 июня 1990 года, Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природноресурсного и природоохранительного законодательств. Основу природоохранительного законодательства составляет Закон ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ(2002 год), заменивший Закон Российской Федерации ʼʼОб охране окружающей природной средыʼʼ(1991 год), сменивший Закон ʼʼОб охране природы в РСФСРʼʼ(1960 год).

Основу природноресурсного законодательства составляют: Земельный кодекс, закон РФ ʼʼО недрахʼʼ, Водный кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

Конституция Российской Федерации;

Законы и кодексы в области охраны природы;

Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования;

Правительственные природоохранные акты министерств и ведомств;

Нормативные решения органов местного самоуправления

Сегодня экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих документов, в т.ч. 45 законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений правительства, Указы Президента и комплекс ведомственных нормативных актов. Большое количество нормативных документов принимается законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Все вместе они образуют сложную правовую систему экологического законодательства.

Принципы права (правовые принципы) - ϶ᴛᴏ выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закреплённые в нём закономерности общественной жизни. Правовые принципы выявляют содержание и идеи экологического права. Οʜᴎ делятся на общеправовые, характерные для права того или иного государства в целом, межотраслевые, к примеру уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и отраслевые.

Основные принципы экологического права заключаются в следующем:

Природные ресурсы – основа жизни и деятельности народа;

Рациональное использование природных ресурсов;

Учёт природных ресурсов;

Экоцентрическое развитие общества;

Контроль за использованием природных ресурсов;

Приоритетность экологических принципов во взаимоотношениях ʼʼобщество – природаʼʼ;

Экономическое стимулирование рационального природопользования;

Экологическое воспитание населœения;

Международное экологическое сотрудничество.

Некоторые перечисленные принципы одновременно являются экологическими функциями государства (экологическое воспитание, международное экологическое сотрудничество), функциями управления экологией (учёт, контроль), а также принципами права природопользования (рациональное и комплексное использование природных ресурсов).

Природные ресурсы – основа жизни и деятельности народа. Это означает, что водные, лесные, минœеральные и другие ресурсы, в чьём бы пользовании они не находились или чьей бы собственностью они не были, являются основой материального благополучия и условием жизни народа, проживающего на данной территории. Принцип рационального использования природных ресурсов – главный принцип экологического права. Он аккумулирует всœе другие принципы. В частности из него вытекают принципы учёта природных ресурсов, их состояния, использования и охраны, а также комплексности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Контроль за состоянием природных ресурсов позволяет осуществлять эффективную управленческую деятельность при их использовании на предприятиях. При этом возможно экономическое стимулирование регионального природопользования путём предоставления льготных кредитов, снижения налогов, выделœения средств из экологических фондов, поощрения предприятий.

Основные принципы экологического права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные принципы экологического права." 2017, 2018.



Просмотров