Договор фрахтования. Правовое регулирование договора фрахтования

  • Понятие и предмет транспортного права
    • Понятие, предмет и метод транспортного права
    • Источники транспортного права
    • Понятие системы транспортных договоров
  • Виды транспорта. Управление транспортом
  • Договор перевозки грузов
    • Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов
    • Субъекты обязательств по перевозке грузов
    • Оформление договора перевозки груза
    • Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
    • Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
    • Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
    • Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
    • Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
    • Прекращение договора перевозки груза
    • Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
    • Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
    • Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
  • Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
    • Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
    • Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
    • Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку
  • Договор об организации перевозок
    • Понятие и предмет договоров об организации перевозок
    • Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
    • Виды договора об организации перевозок
    • Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
    • Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
  • Договоры о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации подъездных железнодорожных путей
    • Понятие договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путей
    • Соотношение договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путем с договорами об организации перевозок
    • Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Соглашения между транспортными организациями
    • Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
  • Договоры фрахтования
    • Понятие и сфера применения договора фрахтования
    • Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
  • Договор перевозки пассажира
    • Понятие договора перевозки пассажира
    • Порядок заключения договора перевозки пассажира
    • Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
    • Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
    • Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
  • Договор буксировки
    • Понятие и сфера применения договора буксировки
    • Права и обязанности сторон по договору буксировки
    • Ответственность сторон по договору буксировки
  • Договор транспортной экспедиции
    • Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
    • Виды договора транспортной экспедиции
    • Предмет договора транспортной экспедиции
    • Форма и содержание договора транспортной экспедиции
    • Ответственность экспедитора и клиента
    • Претензии и иски экспедитора и клиента

Понятие и сфера применения договора фрахтования

Практика фрахтования судов существует уже более полутора тысяч лет. В настоящее время ежегодный объем по рейсовому чартеру достигает около 500 млн. тонн, а количество сделок составляет несколько десятков тысяч в год.

Положения о договоре фрахтования закреплены в ст. 787 ГК РФ, согласно которой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на одни или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Аналогичные определения чартера содержатся в ст. 104 ВК РФ и ст. 115 КТМ РФ. Нормы, регулирующие отношения по морскому чартеру, предусматривают, что договор морской перевозки груза может быть заключен либо с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных адовых помещений (чартер), либо без такого условия. В первом случае заключается договор перевозки груза по чартеру , а во втором - по коносаменту . В ст. 117 КТМ РФ особо оговаривается, что наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. В большинстве случаев чартер опосредствует отношения по перевозке массовых однородных грузов (лес, руда, хлеб, нефть и т.п.), для перевозки которых, как правило, используются трамповые суда, т.е. суда, работающие вне расписания. В отличие от чартера договор перевозки груза по коносаменту в большей степени предназначен для регулирования отношении по перевозке в линейном сообщении штучных (единичных или партионных) грузов. Поскольку в трамповом судоходстве налицо одновременно два перевозочных документа - чартер как форма договора перевозки и коносамент как товарораспорядительный документ, то необходимо выяснить соотношение между ними. Как уже отмечалось при рассмотрении темы о договоре перевозки груза, коносамент, помимо того, что является ценной бумагой и формой договора морской перевозки, выполняет функцию расписки в приеме груза к перевозке. Это касается и случаев перевозки по договору фрахтования. Следует констатировать, что согласно действующему законодательству возможна перевозка груза по коносаменту без выдачи чартера, но невозможна перевозка по чартеру без выдачи коносамента . Отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них (ст. 119 КТМ РФ).

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера. Фрахтователь обязан обеспечить погрузку груза в течение сталийного времени. Для того чтобы отсчет сталии начался, капитан обязан подать в порт погрузки по адресам, указанным в чартере, предварительные нотисы об ожидаемой дате прибытия судна (например, за 15, 10 и 5 суток) в порт. Чартером может быть предусмотрена премия за досрочное исполнение этой обязанности, т.е. за так называемое «спасенное время» - диспач . При задержке судна под погрузкой по истечении сталийного времени начинает течь контрсталийное (штрафное) время, за которое фрахтователь уплачивает судовладельцу доплату к согласованному фрахту за задержку судна - демередж .

Чартер отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтовщик) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить пассажиру определенное место в транспортом средстве согласно приобретенному последним проездному билету. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

Как видно из легального определения, договор фрахтования отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем (тайм-чартера) и договора фрахтования транспортного средства без экипажа. Следует отметить, что в научной литературе на этот счет встречаются противоположные мнения. Например. В.А. Косовская утверждает, что рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает ей основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна 1 См.: Косовская В.А. К вопросу определения понятий договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. №3. С 16. . Такого же мнения, но уже в отношении воздушного чартера придерживаются А.Ю. Пиджаков и О.И. Аксаментов, которые полагают, что в тех случаях, когда ст. 104 ВК РФ говорит об обязанности фрахтовщика предоставить одно или несколько воздушных судов, то имеет место договор аренды воздушного судна 2 См.: Пиджаков А.Ю. Аксаментов О.И. Договор фрахтовании вместимости воздушного судна (воздушный чартер) // Транспортное право. 2004. №2. С 19. . Однако договор чартера является договором перевозки и не может рассматриваться в качестве договора аренды. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Фрахтователь же никоим образом не приобретает право владения или пользования судном.

Это, в частности, убедительно показал А.Г. Калпин, указав при этом следующее:

  1. капитан судна и все остальные члены экипажа как в отношении навигационно-технической, так и коммерческой эксплуатации судна подчиняются только распоряжениям фрахтовщика. Через подчиненных членов он осуществляет владение судном, не разделяя этого правомочия с фрахтователем;
  2. в отведенных для перевозки помещениях груз размешается по усмотрению капитана. Фрахтовщик должен поддерживать их в состоянии, обеспечивающем сохранность груза, следить за температурным и вентиляционным режимом этих помещений и т.п. Добиться всего этого он сможет лишь при условии, если будет владеть помещениями судна;
  3. убедительным подтверждением того, что фрахтовщику временно принадлежит правомочие владения грузом, может служить факт выдачи фрахтовщиком коносамента в подтверждение приема груза от отправителя. Одна из особенностей коносамента как товарораспорядительного документа заключается в том, что он может быть выдан лицом, получившим товары (грузы) в свое владение на определенном договорно-правовом основании. Вполне понятно, что владеть грузом фрахтовщик может, лишь владея соответствующими помещениями судна, в которых он перевозит груз;
  4. размеры доходов от перевозки (фрахт) не меняются в зависимости от того, какими оказались расходы фрахтовщика по перевозке. Коммерческая эксплуатация судна есть не что иное, как реализация фрахтовщиком правомочия пользования имуществом. Для судовладельца перевозка чужого груза, переходящего на время в его владение, выступает в качестве одном из возможных форм использования судна;
  5. провозная плата (фрахт) взимается за пройденное расстояние, в то время как арендная плата зависит от ценности и свойств сдаваемого в имущественный найм судна 3 См.: Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: Дис. д-ра юрид. наук. М- 1989. .

Таким образом, обязанность фрахтовщика предоставить вместимость всего или части транспортного средства сводится лишь к надлежащему размещению груза в транспортном средстве. Отмеченные черты позволяют отграничить договор фрахтования от бербоут-чартера и тайм-чартера, являющихся разновидностью аренды транспортных средств. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру или димайз-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ). По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ).

Различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа.

Рейсовый чартер (voyage charter) - наиболее распространенный вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс. Чартер обычно предусматривает полную загрузку судна.

Фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико, и судно может перевезти его только за несколько рейсов. В этом случае весь груз должен быть перевезен на одном судне, которое после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза), и так до тех пор, пока груз не будет перевезен.

Контрактное фрахтование морского тоннажа (contract of affreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.

Кроме того, существуют краткие формы чартера. К таким формам относится берс-нот (berth-note) - договор на перевозку попутных массовых грузов, содержащий ряд статей, характерных для чартерных перевозок: порядок расчета сталийного времени, распределение расходов по грузовым операциям, ставку фрахта. В части остальных условий дается ссылка на одну из типовых проформ чартера.

Форма договора фрахтования. Чартер - это письменный документ, подписанный сторонами договора. Необходимыми его реквизитами являются: наименование сторон, обозначите судна и груза, обозначение места погрузки, места назначения или направления судна. Для оформления чартера в судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров, которые одобрены такими организациями, как Британская палата судоходства и Балтийский международный морской совет (БИМКО). В стандартный чартер можно вносить изменения, вычеркивая или добавляя некоторые формулировки. Существуют стандартные чартеры на перевозку отдельных грузов: нефти, удобрений, угля, сахара, зерна, руды, леса. Одним из наиболее популярных стандартных чартеров является разработанный БИМКО рейсовый чартер для сухогрузных перевозок «Дженкон» (Gencon). Для контрактного фрахтования выпущены две стандартные формы: «Волкоа» (Volcoa) для сухогрузных перевозок и «Интеркоа 80», разработанная Международной ассоциацией независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО) и одобренная БИМКО.

Третьей разновидностью договора перевозки служит договор фрахтования. Согласно ч. 1 ст. 787 ГК по договору фрахтования (чартер) одна сторона - фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне - фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В этом определении акцент сделан на обязанности фрахтовщика предоставить фрахтователю определенное имущество - всю или часть вместимости транспортного средства. Чисто внешне этот момент сближает фрахтование с арендой (имущественным наймом), при котором имущество предоставляется арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК).

Однако использованная в определении договора формулировка не должна вводить в заблуждение. Само предоставление вместимости транспортного средства нельзя отрывать от цели такого предоставления - перевозка грузов, пассажиров и багажа. Именно отношения по перевозке превалируют над всеми иными. Поэтому законодатель, исходя из основной цели, которая определяет юридическую природу договора, относит договор фрахтования к группе договоров перевозки и помещает правило, дающее определение этому договору (ст. 787 ГК), в гл. 40 "Перевозка". Поскольку перевозка груза, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК), ясно, что договор фрахтования квалифицирован в ГК как договор перевозки.

Особенно ярко "перевозочная" природа фрахтования выражена в транспортных уставах и кодексах, имея при этом в виду, что договор фрахтования довольно широко применяется на водном (особенно морском) и на воздушном транспортах. Так, общее определение договора морской перевозки груза, данное в п. 1 ст. 115 КТМ, распространяется на обе разновидности этого договора - как на чартер, так и на договор морской перевозки груза по коносаменту.

Более того, в п. 2 ст. 115 КТМ указывается, что "договор морской перевозки груза может быть заключен:

1) с условием предоставления для морской перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);

2) без такого условия".

В ст. 115 КТМ подчеркивается, таким образом, что чартер направлен на транспортировку груза, его доставку и вручение получателю. Следовательно, именно перевозка груза, а не само по себе предоставление транспортного средства составляет существо рейсового чартера.

Достаточно четкое закрепление нашло это положение в п. 4 ст. 67 КВВТ: договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования).

В торговом мореплавании чартер служит целям перевозки груза в специфических условиях нерегулярного (трампового) сообщения. На зафрахтованном на основании рейсового чартера судне, как правило, перевозятся сравнительно дешевые, так называемые массовые грузы - нефть, каменный уголь, руда, лес и т.д. Эти грузы перевозятся большими партиями в количествах, достаточных для загрузки всего судна, части его или определенного судового помещения. Размещая в помещениях своего судна этот груз, фрахтовщик не передает фрахтователю ни владения, ни пользования судном. Через подчиненных ему членов экипажа фрахтовщик осуществляет владение судном, не разделяя этого правомочия с фрахтователем. С другой стороны, полезные свойства судна эксплуатируются фрахтовщиком для получения доходов от грузовой перевозки. Ему принадлежит прибыль, полученная в результате морского предприятия. На него же падают убытки, которые могут быть следствием перевозки. Если коммерческая эксплуатация судна осуществляется фрахтовщиком, то вполне понятно, что ему принадлежит и правомочие пользования судном.

Следовательно, реальное содержание обязанности фрахтовщика по предоставлению грузовых помещений судна (по терминологии ГК, "вместимости одного или нескольких транспортных средств") сводится только к тому, чтобы согласно условиям чартера разместить груз во всех грузовых помещениях судна либо в какой-то части или отвести их для размещения груза. Такой взгляд на правовую природу договора фрахтования судна на рейс (рейсового чартера) нужно признать господствующим в науке морского права не только России, но и Польши, Болгарии, Англии, США и ряда других морских держав.

Итак, чартер на морском или внутреннем водном транспорте нужно определить как договор перевозки груза, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется подать судно в порт погрузки, принять и перевезти груз водным путем в порт назначения в отведенных для этой цели всех грузовых помещениях судна или в их определенной части и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а другая сторона (фрахтователь) обязуется обеспечить предъявление предназначенного к перевозке груза и уплатить за его перевозку установленную плату (фрахт).

Чартер на водном транспорте представляет собой только договор перевозки груза. В целях перевозки пассажиров и багажа на этих видах транспорта используется либо договор пассажирской перевозки, либо договор фрахтования транспортного средства на время (тайм-чартер). Основываясь на этом договоре, фрахтователь по тайм-чартеру, будучи арендатором по отношению к фрахтовщику, вступает в договоры пассажирской перевозки с каждым из физических лиц, пассажиров. По отношению к ним он выступает в качестве перевозчика. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) - одна из двух разновидностей договора аренды транспортного средства, используемая на водном транспорте.

Особого внимания заслуживает вопрос о правовой природе договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Согласно ст. 104 ВК по такому договору фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК.

Отношения по воздушным перевозкам грузов или почты на указанных условиях полностью охватываются договорами грузовой воздушной перевозки или воздушной перевозки почты. Их отличие от иных разновидностей перевозки груза или почты заключается только в условиях перевозки - предоставление для размещения груза или почты вместимости одного или нескольких воздушных судов либо части такой вместимости. Владение воздушным судном и пользование им для извлечения прибыли осуществляются при таком предоставлении фрахтовщиком и к фрахтователю не переходит. Следовательно, новых элементов, принципиально изменяющих их природу, эти договоры в силу предоставления вместимости воздушного судна для размещения груза или почты не приобретают. Поэтому все сказанное ранее о правовой природе чартера, используемого для перевозки груза на морском или речном транспорте, относится и к этим договорам.

Сложнее выяснить правовую природу воздушного чартера, используемого для перевозки пассажира и багажа. Если перед нами договор, по которому перевозчик берет на себя обязанность перевезти с условием предоставления вместимости судна или ее части для перевозки в пункт назначения физического лица, гражданина, а в случае сдачи им багажа также и доставить в данный пункт багаж - это договор перевозки пассажира и багажа.

Его отличие от договора линейной пассажирской перевозки заключается только в предоставлении пассажиру более комфортных условий для полета и размещения багажа, в предоставлении соответствующей вместимости воздушного судна или его части, отделенной от остальных помещений судна, что должно быть отражено в пассажирском билете. Следовательно, договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) в этом случае представляет собой лишь одну из двух разновидностей договора воздушной перевозки пассажиров.

Но на воздушном транспорте довольно часто, и чем далее, тем чаще перевозятся значительные группы людей - туристические, студенческие, школьные, спортивные и т.п. Технически договор с авиатранспортным предприятием обычно заключается туристической, студенческой или иной соответствующей организацией.

Здесь возможны две ситуации - когда организация выступает от имени и за счет обратившегося к ней лица, входящего в группу. Между этой организацией и таким лицом возникают отношения по договору поручения.

Что же касается отношений между авиапредприятием и физическим лицом, входящим в группу, то их отношения подпадают под действие договора пассажирской перевозки в одной из двух его разновидностей - либо это договор линейной пассажирской перевозки, либо, если пассажиру предоставляется вся или часть вместимости судна, это договор пассажирской перевозки в форме чартера.

Но организация, фрахтующая вместимость (ее часть) воздушного судна для перевозки группы лиц, может заключить чартер и от собственного имени. Тогда такая организация как фрахтователь вступает в договорные отношения с фрахтовщиком - авиационным предприятием.

Заключаемый между ними чартер не может быть квалифицирован как договор воздушной перевозки пассажира и его багажа. Ему несвойственны неотъемлемые характерные особенности пассажирской перевозки. Так, в качестве его субъекта не может быть признано физическое лицо - пассажир. Формой договора не могут рассматриваться пассажирский билет и багажная квитанция, так как в чартере указываются только соответствующая вместимость (ее часть) воздушного судна и общее число пассажиров.

Такой договор приобретает существенные элементы договора аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. Это согласуется и с положением п. 2 ст. 638 ГК, в соответствии с которым арендатор в рамках коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договор перевозки (по договору фрахтования - чартеру такое право за фрахтователем не признается).

Он вправе заключать договоры пассажирской перевозки с каждым из лиц, входящих в его группу. В зависимости от условий перевозки это может быть договор, по которому пассажиру предоставляется вместимость или часть вместимости судна (чартер), и тогда арендатор выступает по отношению к пассажиру как фрахтовщик, или договор пассажирской перевозки без такого условия. В последнем случае перевозчик, в качестве которого выступает арендатор, обязан предоставить пассажиру обычное место в соответствии с выданным ему билетом, а в случае необходимости от него также должен быть принят багаж по багажной квитанции.

Единство правовой природы договоров грузовой перевозки по коносаменту (как правило, в линейном сообщении) и перевозки груза по чартеру (вне регулярного сообщения) не исключает определенных видовых различий между ними.

Прежде всего, их разграничение может быть проведено по эксплуатационному признаку. Чартер предусматривает перевозку с условием предоставления для размещения груза всего морского или речного судна, части его или определенных судовых помещений, а на воздушном транспорте - вместимость одного или нескольких воздушных судов или часть вместимости. Предоставляемая на основании чартера для размещения груза или пассажиров и их багажа вместимость транспортного средства должна быть отделена от иной его вместимости - от служебных или грузовых помещений, предоставленных иным фрахтователям, и т.п. Фрахтователь вправе потребовать удаления постороннего груза из предоставленной вместимости или части вместимости судна. Такого права нет у отправителя груза при линейных перевозках. Грузы - как правило, это грузы многих отправителей - размещаются на морских, речных или воздушных судах при подобной системе перевозок по усмотрению перевозчика.

В отличие от договора перевозки груза по коносаменту или накладной чартер относится к категории консенсуальных договоров. Для возникновения прав и обязанностей сторон чартера достаточно совпадения их волеизъявлений. Не требуется, чтобы соглашение было подкреплено передачей груза перевозчику. Если после заключения чартера груз не был предъявлен или транспортное средство не было подано, в отношении неисправной стороны - фрахтователя или фрахтовщика - могли бы быть применены меры имущественной ответственности.

В чартере как консенсуальном договоре предусматриваются обязанности сторон, исполнение которых предшествует самой передаче груза перевозчику, и обязанности, касающиеся самой перевозки и вручения груза получателю. Это снимает проблему согласования обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортного средства, которые при отсутствии чартера приходится решать с помощью заявки (заказа) отправителя или договора об организации перевозок.

Как отмечалось ранее, на основании чартера осуществляются перевозки в основном массовых грузов, а на воздушных судах - пассажиров. Морские и речные суда, а также воздушные суда эксплуатируются при посредстве чартера вне расписания, в направлениях, устанавливаемых в каждом конкретном случае. Такая система эксплуатации транспортных средств требует детальной правовой регламентации условий выполнения рейса. Так, фрахтователь и фрахтовщик вправе по соглашению между собой избрать для погрузки или выгрузки либо принятия и доставки пассажиров любые порты. Место погрузки или выгрузки определяется в соответствии с указаниями фрахтователя. При линейных перевозках порты отправления и назначения определены линейным предприятием заранее. Отправитель или получатель груза либо пассажир не пользуются правом односторонне определять причал, место якорной стоянки или терминал, к которому должно быть подано транспортное средство.

Срок подачи транспортного средства в место погрузки устанавливается соглашением сторон. Сроки прихода и отхода (вылета) линейных транспортных средств предусмотрены расписанием рейсов, которое в одностороннем порядке установлено перевозчиком.

О времени предполагаемого прибытия судна в порт погрузки отправителю по условиям обычно направляется специальное уведомление (в торговом мореплавании оно называется "нотис"). Подача нотисов о предполагаемом прибытии линейных судов не практикуется.

Капитан зафрахтованного судна в письменной форме уведомляет фрахтователя (получателя) о готовности судна к погрузке или разгрузке ("нотис о готовности"). Уведомление грузовладельца о готовности к погрузке-разгрузке линейных судов не всегда обязательно.

Условия чартеров относительно распределения между сторонами расходов (а, следовательно, и обязанностей) по погрузке и выгрузке транспортного средства отличаются большим разнообразием. При всем их разнообразии грузовые операции гораздо чаще лежат на обязанности фрахтователя по чартеру, чем на обязанности перевозчика при линейных перевозках.

Время, полагающееся на грузовые операции (сталия), всегда устанавливается в чартере. В нем может быть также определен размер платы (демереджа) за задержку судна свыше сталийного времени (контрсталии). Стороны вправе условиться и о том, что отправителю или получателю положено вознаграждение (диспач) за окончание погрузки-выгрузки до истечения сталийного времени. Положения о сталии и контрсталии не рассчитаны на применение при линейных перевозках. Время стоянки линейного транспортного средства в морском, речном порту или аэропорту определяется транспортной компанией и фиксируется в расписании. Условие о сроках доставки груза в чартеры, как правило, не включается. В этом случае обычно принятый срок считается необходимым и достаточным для доставки груза.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа на основании чартера устанавливается соглашением сторон за изъятиями, установленными для транспорта общего пользования, где действуют обязательные тарифы на перевозки. Воздушный кодекс особо подчеркивает, что для воздушных перевозок в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушным чартером) могут устанавливаться договорные цены. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может устанавливать минимальные цены на такие перевозки на определенных авиационных линиях в целях защиты регулярных воздушных перевозок, выполняемых на тех же авиационных линиях (п. 2 ст. 64 ВК).

Проведенные сопоставления хотя бы некоторых условий чартеров и договоров перевозки по коносаменту (в регулярном линейном сообщении) показывают, что отличительные особенности каждой из этих разновидностей договоров не настолько значительны, чтобы говорить о двух самостоятельных договорных типах, но и не настолько несущественны, чтобы их объединить.

Договор фрахтования (чартер), как и иной договор перевозки, должен быть заключен в письменной форме. При его заключении, как правило, используются стандартные, отпечатанные типографским способом проформы (стандартные формы) этого договора. В каждой из них изложены общие, в большинстве случаев не подвергающиеся пересмотру условия перевозки.

Использование проформ обеспечивает достижение целей двоякого рода. С одной стороны, это ускоряет и облегчает процесс выработки и согласования содержания договора, так как дает возможность ограничиться согласованием лишь тех условий, которые индивидуализируют данный договор. Стороны могут дополнить содержащиеся в проформе условия путем составления специального приложения - аддендума, пункты которого имеют нумерацию, продолжающую нумерацию статей чартера. В процессе переговоров стороны вправе те или иные условия проформ исключить, изменить, заменить другими. Но даже при этом условии применение проформ выполняет вторую задачу - в известной степени способствует унифицированному регулированию отношений, возникающих на основании чартера. Таким образом, проформы чартера играют роль некоего международного регулятора отношений контрагентов.

Проформы разрабатываются как национальными, так и международными организациями - торговыми палатами, федерациями грузовладельцев, национальными палатами судоходства, международными объединениями судовладельцев и грузовладельцев. Особенно значительный вклад в разработку проформ чартеров внесли Совет по судоходству Великобритании (бывшая Британская палата судоходства) и Совет по документации Балтийского и Международного морского совета (БИМКО).

Несоблюдение требуемой письменной формы договора фрахтования (чартера) не влечет за собой недействительность договора. Чартер как обязательство существует безотносительно к тому, составлен или нет письменный документ, в котором должен быть воплощен факт совершения сделки. Но при отсутствии такого документа доказывание наличия договора и его содержания с помощью свидетельских показаний становится невозможным.

Быстрый рост экономических и культурных связей между регионами внутри одной и той же страны и, в особенности между разными странами мира привел к повышению удельного веса грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых не одним, а несколькими видами транспорта. Такого рода перевозки с участием нескольких (не менее двух) видов транспорта получили название смешанных, или многовидовых. Первоначально каждый отдельный этап смешанной перевозки, выполняемой соответствующим видом транспорта, рассматривался как вполне законченный и оформлялся самостоятельными документами. Это создавало затруднения в оформлении перевозок, и тогда им на смену пришли прямые смешанные перевозки. Их отличали уже две особенности: участие в перевозке не менее двух разных видов транспорта (например, морского и железнодорожного, речного и автомобильного и т.п.) и распространение на весь путь следования груза или пассажира, сколько бы видов транспорта в перевозке ни участвовало, одного и того же транспортного документа.

При составлении на разные отрезки пути разных транспортных документов, например коносамента на морской участок пути и накладной - на железнодорожный, осуществляется смешанная, но отнюдь не прямая смешанная перевозка.

При прямой смешанной перевозке грузовладелец вступает в договорные отношения с каждым из соперевозчиков. При этом каждый из них отвечает за несохранность груза в тот период, когда груз находился в его ведении. Иными словами, каждый из соперевозчиков несет ответственность за исполнение перевозки лишь на своем участке ("сегменте") пути. Ответственность соперевозчиков, построенная по указанным правилам, получила название ответственности по принципу "сегментации".

Отношения по прямым смешанным перевозкам урегулированы транспортными уставами и кодексами (ст. 65 - 79 УЖТ, ст. 107 - 114 КВВТ, п. 105 - 123 УАТ). При этом в соответствующем уставе или кодексе выражен принцип ответственности соперевозчика за несохранность груза в период, когда груз находился в его ведении (ст. 79 УЖТ, ст. 114 КВВТ, п. 122 УАТ).

В ГК в общей форме указывается лишь на то, что взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа по единому транспортному документу и порядок организации этих перевозок определяются соглашениями организаций соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных перевозках (ст. 788).

Хотя внедрение прямых смешанных перевозок и упростило правовое оформление перевозок, тем не менее, эта система не решила для грузовладельцев проблему возмещения причиненного грузу ущерба. При этой системе трудности для грузовладельцев в основном возникали в связи с необходимостью определить место причинения ущерба грузу. Грузовладельцы были заинтересованы в том, чтобы иметь дело с одним лицом, принявшим на себя ответственность за груз за весь период его транспортировки, каким бы видом транспорта она ни выполнялась в момент нанесения ущерба. Этими мотивами был "обусловлен постепенный переход в транспортных процессах, происходящих в мире, к системе комбинированных перевозок, которая предполагает появление новой правовой фигуры - оператора комбинированных перевозок (ОКП), принимающего на себя ответственность за груз на всех этапах транспортировки "от двери до двери".

При такой системе грузовладелец имеет в качестве своего контрагента только одного перевозчика, хотя отдельные этапы перевозки выполняются разными видами транспорта. После возмещения ущерба грузовладельцу ОКП имеет право регресса к владельцу транспортных средств, допустившему несохранность груза.

В мае 1980г. в Женеве была принята Конвенция ООН о международной смешанной перевозке грузов. Однако Конвенция не была ратифицирована необходимым числом государств и не вступила в силу. Поэтому отношения по комбинированным перевозкам подпадают под действие норм национального права.

Хотя она и названа Конвенцией о международной смешанной перевозке, по существу, речь идет о международной комбинированной перевозке.

В упоминавшейся ранее ст. 788 ГК прямые смешанные перевозки и комбинированные перевозки понимаются как синонимы, что нельзя признать правильным. Очевидно, в будущем гражданское законодательство РФ, не отождествляя эти понятия, должно регулировать отношения, возникающие из применения как той, так и другой и системы перевозок разными видами транспорта.

Страницы в журнале: 71-76

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственного университета управления dina _str @list .ru

Анализируется правовое регулирование договора фрахтования (чартера) по российскому праву, приводится определение договора фрахтования, рассматриваются стороны договора, его содержание, источники правового регулирования, соотношение с договором аренды транспортного средства и договором в пользу третьего лица.

Ключевые слова: перевозка, договор фрахтования (чартер), фрахтовщик, перевозчик, фрахтователь, вместимость транспортного средства, пассажир, груз.

The legal regulation of the contract of freight charter

Strigunova D.

The aim of the article is to describe the legal regulation of the contract of freight charter accordingly to the Russian law. In the article the definition of the contract of freight charter, parties of the contract, its contents, sources of law, its correlation with the contract of lease of means of transport and the contract for the benefit of a third person are revised.

Keywords: carriage, contract of freight (charter), charter-granter, carrier, charterer, capacity of means of transport, passenger, freight.

Исторически договор фрахтования сформировался в торговом праве Средневековья и предшествовал договору перевозки груза. Со временем договор фрахтования транспортного средства приобрел две разновидности: одна из них сохранила связь с арендой, другая практически полностью слилась с обычной перевозкой груза.

В действующем российском законодательстве определение договора фрахтования содержится в ст. 787 Гражданского кодекса РФ, согласно которой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования получил распространение на воздушном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте. Не применяется фрахтование на железнодорожном транспорте.

Как видно из приведенного определения, рассматриваемый договор используется для осуществления как грузовых, так и пассажирских перевозок.

Например, в соответствии с п. 4 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или его части (договор фрахтования). Согласно п. 6 ст. 95 КВВТ РФ перевозки пассажиров и багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна. Пунктом 3 ст. 97 КВВТ РФ установлено, что по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или несколько рейсов определенные помещения судна.

В морском праве договор фрахтования предусмотрен для осуществления грузовых перевозок. Согласно п. 2 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия.

«Как правило, с помощью чартера регулируются отношения, связанные с перевозкой массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т. п.), когда количество грузов является достаточным для загрузки всего судна или его части. В этих целях, как правило, используются так называемые трамповые суда (суда, работающие без расписания)».

Несмотря на то что КТМ РФ не содержит специальных положений относительно пассажирского договора фрахтования и с учетом положений ст. 787 ГК РФ, на наш взгляд, ничто не мешает использовать указанную модель договора на морском транспорте, например, для перевозок групп туристов, где фрахтователем выступает туроператор, заключивший договоры по туристскому обслуживанию с туристами.

С недавнего времени договор фрахтования получил закрепление в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее - УАТ). Согласно ч. 1 ст. 18 УАТ перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. Помимо грузовых перевозок на автомобильном транспорте договор фрахтования используется для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу (ст. 27 УАТ) и перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. 31 УАТ).

На воздушном транспорте определение договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) содержится в ст. 104 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ). По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

Заметим, что содержащееся в ВК РФ определение договора фрахтования несколько отличается от определения, закрепленного в ст. 787 ГК РФ. Прежде всего, в ст. 787 ГК РФ отсутствует указание на то, что договор фрахтования предназначен для перевозки почты. Однако более важным является то, что, в отличие от ст. 787 ГК РФ, в ст. 104 ВК РФ говорится не только о вместимости или части вместимости транспортного средства, но и об одном или нескольких воздушных судах. Как справедливо отмечает по этому поводу В.В. Витрянский, «редакция ст. 104 ВК объединяет в одном договоре фрахтования воздушного судна по сути два различных договора, относящихся к различным типам гражданско-правовых договоров. Когда говорится о том, что по договору фрахтования воздушного судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, то речь может идти о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (ст. 632 ГК). Когда же утверждается, что по тому же договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, то речь может идти только о договоре фрахтования (чартере) как отдельном виде договора перевозки (ст. 787 ГК)».

Вместе с тем относительно правовой природы воздушного чартера в юридической литературе высказываются и иные мнения. В частности, Н.Н. Остроумов полагает, что квалификация договора воздушного чартера в качестве договора арендного типа «в наибольшей степени отвечает как его содержанию, экономическому смыслу, так и действительному положению, сложившемуся в области его правового регулирования. К отношениям, возникающим между фрахтовщиком и фрахтователем, могут быть применимы лишь положения ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 632-641 § 3 гл. 34 ГК РФ) и общие положения ГК РФ о договоре аренды. Этими же нормами регулируется и договор, по которому авиатранспортное предприятие предоставляет арендатору воздушное судно и услуги экипажа не на один или несколько рейсов, а на определенное время - определенный срок».

По мнению П.В. Крашенинникова, «договор фрахтования всей вместимости водного или воздушного судна - это договор аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа», а «договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза - это консенсуальный договор перевозки груза».

Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки. В пользу этого свидетельствует тот факт, что он помещен в главу 40 «Перевозка» ГК РФ. Предметом договора фрахтования является услуга по перевозке с предоставлением для ее осуществления всей или части вместимости транспортного средства. На правовую природу договора фрахтования, отличающего его от договора имущественного найма, указывается в работах А.Г. Калпина, В.В. Витрянского, С.Ю. Морозова и др. К.М. Арсланов, например, считает, что «в качестве квалифицирующего признака договора фрахтования, помогающего отграничить его от договора аренды, выступает указание в ст. 787 ГК на цель договора - совершение одного или нескольких рейсов». Аналогичную точку зрения высказывает А.В. Майфат.

Договор фрахтования (чартер) имеет отличия от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства. По мнению В.В. Витрянского, «указанные договоры в системе гражданско-правовых договоров имеют разную родовую принадлежность и представляют собой отдельные виды различных типов гражданско-правовых договоров: соответственно договора аренды и договора перевозки, - которые, в свою очередь, различаются по предмету договора».

Действительно, договор фрахтования и договор перевозки пассажиров, багажа или грузов имеют единый предмет - услуги по перемещению. Предметом договора перевозки (в том числе договора фрахтования) является перевозка грузов, пассажиров, багажа в место назначения, в то же время предметом договора аренды (в том числе аренды транспортного средства) является предоставление имущества во временное владение и пользование либо только пользование арендатора.

Заключая договор фрахтования, «фрахтователь не получает хозяйственного господства над соответствующей частью транспортного средства. Возможность разместить груз в транспортном средстве не лишает фрахтовщика владения соответствующими помещениями. Предъявляя груз к перевозке, фрахтователь передает его во владение фрахтовщика, который может обеспечить его сохранность только в том случае, если владеет соответствующими помещениями».

По договору фрахтования фрахтователю предоставляется вместимость либо часть вместимости транспортного средства (но не само транспортное средство). «Тем самым за фрахтователем резервируется место для пассажиров, грузов, багажа при сохранении в неизменном виде обязательства по их перевозке в пункт назначения. Договор фрахтования не предусматривает передачу вместимости транспортного средства в пользование фрахтователя, напротив, соответствующее место на борту судна предоставляется последнему на один или несколько рейсов только для перевозки грузов, пассажиров или багажа. По договору фрахтования (чартера), в отличие от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства, фрахтовщик не оказывает фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Управление транспортным средством, равно как и его техническая эксплуатация, составляют элементы существа обязательства перевозчика по доставке пассажиров, грузов, багажа в пункт назначения».

Различия между договором аренды транспортного средства и договором фрахтования (чартера) содержатся и в судебной практике. В постановлении ФАС Поволжского округа от 10.02.2006 № А55-559/05-43 дается следующее разъяснение: по ГК РФ существенным отличием договора фрахтования (чартера) от договоров аренды (бербоут-чартера и тайм-чартера) является то, что по договору фрахтования фрахтовщик на возмездной основе обязуется предоставить фрахтователю всю или часть вместимости транспортных средств (одного или нескольких) для выполнения одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов. Поэтому в случае, когда в договоре говорится об обязанности фрахтовщика предоставить фрахтователю одно или несколько транспортных средств, имеет место не договор фрахтования, а договор аренды транспортных средств.

Договор фрахтования является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. Поскольку договор фрахтования консенсуальный, то «им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон, связанные с подачей судна под погрузку и предъявлением груза к перевозке».

Сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь.

Согласно п. 22 ст. 2 УАТ фрахтовщик - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа, грузов.

Фрахтовщик может иметь транспортное средство на праве собственности или ином законном основании (например, праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующем от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика (ч. 2 ст. 31 УАТ).

В соответствии с п. 21 ст. 2 УАТ фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа, грузов.

В области грузовых перевозок «фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но может им и не быть, например, когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара».

По мнению С.Ю. Морозова, грузоотправитель и грузополучатель также могут участвовать в осуществлении перевозок на основании договора фрахтования. «Если фрахтователь и отправитель не совпадают в одном лице, то у отправителя и фрахтовщика возникают взаимные права и обязанности по отправлению груза. При выдаче груза юридическая связь возникает между грузополучателем и фрахтовщиком».

В литературе ставится вопрос, связанный с возможностью квалификации договора фрахтования в качестве договора в пользу третьего лица. С.Ю. Морозов в отношении пассажирского договора фрахтования считает, что, «исходя из определения договора фрахтования, фрахтовщик должен произвести исполнение фрахтователю, а не пассажиру, поэтому договор фрахтования нельзя признать договором в пользу третьего лица. По договору в пользу третьего лица у выгодоприобретателя возникает секундарное право (право на вступление в договор в качестве кредитора) с момента заключения такого договора первоначальными кредитором и должником. Данное правило не выполняется в договоре фрахтования, поскольку пассажир, например, может заключить с туроператором (фрахтователем) договор позже, чем заключен договор фрахтования. В промежутке между этими двумя событиями у пассажира никакого права (ни субъективного, ни секундарного) не существует».

По договору в пользу третьего лица стороны устанавливают, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК РФ). Основной смысл конструкции договора в пользу третьего лица состоит в предоставлении третьему лицу права самостоятельного требования к стороне по договору, в заключении которого указанное третье лицо не принимало участия. Как отмечает Н.С. Ковалевская, условие о предоставлении права третьему лицу требовать исполнения договора от должника является центральным среди всех существенных условий договора в пользу третьего лица, ибо без предоставления данного права не может быть и договора в пользу третьего лица.

Полагаем, что договор фрахтования, по которому перевозятся пассажиры (например, туристы), строится не по модели договора в пользу третьего лица, а по модели договора об исполнении третьему лицу, которая пока не нашла законодательного закрепления. «В отличие от договора в пользу третьего лица, договор об исполнении третьему лицу не предоставляет третьему лицу никаких субъективных прав. Поэтому требовать исполнения таких договоров третье лицо не может». Применительно к рассматриваемым отношениям с участием туристов заявлять требования, связанные с перевозкой, указанные лица вправе не фрахтовщику (перевозчику), а фрахтователю (туроператору).

К сожалению, ГК РФ не содержит норм, с помощью которых могли бы регулироваться договорные отношения по фрахтованию применительно к любому виду транспорта. Помимо собственно определения рассматриваемого договора, в ст. 787 ГК РФ содержится отсылочная норма, в соответствии с которой порядок заключения договора фрахтования, а также его форма устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Однако, например, ВК РФ подобных норм не содержит. Согласно ч. 1 ст. 18 УАТ договор фрахтования в целях перевозки груза заключается в письменной форме. При этом ч. 4 ст. 18 УАТ содержит диспозитивную норму, согласно которой указанный договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. В соответствии с ч. 1 ст. 27 УАТ договор фрахтования в целях перевозки пассажиров и багажа по заказу заключается в письменной форме. При этом если перевозки носят несистематический характер, указанный договор может быть заключен в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (ч. 4 ст. 27 УАТ). В то же время согласно ч. 1 ст. 31 УАТ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. На морском транспорте договор фрахтования заключается в письменной форме. При этом обычным в данной сфере является использование отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров. Указанные проформы разрабатываются с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и применительно к направлениям перевозки.

В ГК РФ нет специальных норм относительно содержания договора фрахтования, что, на наш взгляд, явилось бы предпочтительным, так как в этом случае можно унифицировать многие вопросы, касающиеся договора фрахтования, вне зависимости от вида транспорта, на котором он используется.

На морском транспорте требования к содержанию чартера установлены ст. 120 КТМ РФ, согласно которой чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки судна, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

На автомобильном транспорте требования к содержанию договора фрахтования для осуществления грузовых перевозок установлены в ч. 2 ст. 18 УАТ, согласно которой указанный договор должен содержать сведения о фрахтовщике и фрахтователе, наименование груза, тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств), маршрут и место подачи транспортного средства, сроки выполнения перевозки, размер платы за пользование транспортным средством.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 УАТ договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу должен включать: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Основные условия договора воздушного чартера формируются в типовых проформах грузовых и пассажирских чартеров.

Права и обязанности сторон договора фрахтования, а также и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора определяются в транспортных уставах и кодексах, а также в соглашении сторон.

Указанные вопросы получили отражение применительно к отдельным видам транспорта в работах С.Ю. Морозова, В.Н. Гречухи. В рамках настоящей статьи остановимся лишь на некоторых из них.

Прежде всего, вне зависимости от вида транспорта фрахтовщик обязан подать под погрузку или посадку исправное транспортное средство. Фрахтовщик должен предоставить всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств для осуществления перевозки. Транспортное средство должно быть подано в установленный договором фрахтования срок. На морском транспорте фрахтовщик обязан привести судно в мореходное состояние, которое включает и его укомплектованность квалифицированным экипажем. В обязанности фрахтовщика может входить погрузка на транспортное средство. На воздушном транспорте к обязанностям фрахтовщика может относиться выполнение всех предполетных формальностей. Обязанностью фрахтовщика является своевременная доставка грузов или пассажиров и багажа в место назначения, а также обеспечение их сохранности и безопасности в пути следования. Существуют и другие обязанности фрахтовщика в зависимости от вида транспорта и разновидности перевозки.

Главной обязанностью фрахтователя является внесение платы за осуществление фрахтовщиком перевозки грузов либо пассажиров и багажа. Законом предусмотрены и другие обязанности фрахтователя, а также его права. В частности, фрахтователь имеет право отказаться от договора фрахтования в случае непредставления фрахтовщиком транспортного средства в оговоренный договором срок.

Основания и размер ответственности сторон по договору фрахтования предусматриваются законом, а также договором фрахтования. В частности, фрахтовщик несет ответственность за порчу, недостачу либо утрату груза, багажа, за просрочку доставки груза, багажа либо пассажира, за непредставление транспортных средств для перевозки, за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. При этом ответственность фрахтователя за причинение вреда жизни или здоровью пассажира носит внедоговорный характер, т. е. является деликтной.

Библиография

1 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. Т. 2 / под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2011. С. 180-181.

2 Там же. С. 180.

3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М., 2004. С. 419.

4 СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555.

5 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. - М., 2005. С. 518-519.

6 Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. - М., 2009. С. 43.

7 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. Т. 2. С. 182.

8 См.: Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: дис. … д-ра юрид. наук. - М., 1989. С. 30.

9 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева. - М., 2009. С. 516.

10 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. С.А. Степанова. - М., 2011. С. 384-385.

11 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. С. 508.

12 Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. - М., 2010. С. 272.

13 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. С. 508-509.

14 СПС «КонсультантПлюс».

15 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. - М., 2012. С. 524.

16 Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 2 т. Т. 1. Части I , II ГК РФ / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 7-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. С. 641.

17 Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 274.

18 Там же. С. 275.

19 См.: Ковалевская Н.С. Договор в пользу третьих лиц-граждан: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Л., 1988. С. 13.

20 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1 / отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. С. 597.

21 Подробнее об этом см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. С. 419-420.

22 См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 282-285.

23 См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. - М., 2012. С. 154 и сл.

Комментарий к статье 787 1.

Договор фрахтования (чартер) - особая разновидность договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный. Он может применяться при перевозке грузов, а также пассажиров и багажа.

Одна из особенностей фрахтования - возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства. При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя. Кроме того, в отличие от линейных перевозок, график осуществления которых определяется перевозчиком, а контрагент может лишь принять предлагаемые условия, при фрахтовании возможно согласование места погрузки, сроков и маршрута перевозки применительно к потребностям фрахтователя.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте. 2.

Как говорилось, договор фрахтования предусматривает предоставление под перевозку грузов или пассажиров и багажа всей или части вместимости транспортного средства. Это означает, что на транспортном средстве (или в соответствующей его части) не могут перевозиться другие грузы или пассажиры без согласия фрахтователя. Фрахтователь вправе требовать удаления с транспортного средства или соответствующей его части постороннего груза или пассажиров. Поскольку предоставление всего или части транспортного средства относится к существенным условиям договора фрахтования, неисполнение данной обязанности дает основания фрахтователю в случае неустранения допущенных нарушений требовать расторжения договора (ст. 450 ГК). Для перевозки на морском транспорте неисполнение перевозчиком обязанности освободить транспортное средство (его часть) от постороннего груза дает право фрахтователю потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения убытков (ст. 137 КТМ).

Обязанность предоставления фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства делает договор фрахтования внешне схожим с арендой транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК). Однако эти договоры различны, так как предоставление всей или части вместимости транспортного средства не означает передачи фрахтователю правомочий по владению и пользованию транспортным средством. При договоре фрахтования техническая и коммерческая эксплуатация транспортного средства осуществляется его владельцем-перевозчиком. 3.

Стороны договора фрахтования - перевозчик и фрахтователь. При фрахтовании транспортного средства для перевозки грузов права и обязанности фрахтователя в целом схожи с правами и обязанностями грузоотправителя в договоре перевозки груза.

Договор фрахтования для перевозки груза может быть заключен в пользу третьего лица - грузополучателя.

При фрахтовании транспортного средства для перевозки пассажиров фрахтователь является лицом, которое организует перевозку определенной группы людей (к примеру, такие договоры часто заключаются туристическими организациями для перевозки групп туристов). При этом пассажиры стороной договора фрахтования не становятся, однако на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам ГК и транспортным законодательством. Перевозчик будет нести перед ними ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и перевозимому ими имуществу. Кроме того, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей пассажиры вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим осуществлением перевозки, непосредственно перевозчику. 4.

Договор фрахтования заключается в письменной форме. Особенностью оформления договоров фрахтования на морском транспорте является то, что при перевозке грузов помимо заключения в письменной форме самого договора (чартера) выдается коносамент (ст. 117 КТМ). Условия договора, изложенные в чартере, регулируют отношения фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузоотправителя). Для получателя груза условия чартера обязательны, если к ним имеется отсылка в коносаменте. Когда такой отсылки нет, отношения перевозчика и получателя регулируются только коносаментом. Еще одна особенность - наличие на морском транспорте стандартных форм (проформ), в соответствии с которыми оформляется договор. Существует более 200 таких форм, разработанных в отношении перевозок определенных видов грузов: угольные, зерновые и т. д. 5.

Гражданский кодекс не устанавливает требований к содержанию договора фрахтования. Отсутствуют такие требования в ВК и КВВТ. Поскольку договор фрахтования - разновидность договора перевозки, его существенные условия при отсутствии специальных требований определяются положениями о договоре перевозки с учетом того, что в договоре фрахтования необходимо указание на предоставление фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства. Кроме того, поскольку договор фрахтования - консенсуальный, в нем должны определяться условия о времени и месте подачи судна под погрузку и, соответственно, о предъявлении груза.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Доклад

Наумов Виктор, 352 группа.

Руководствовался статьей Ольги Федоровны Фаст.

Часть первая комментарий к ГК

Рассмотрим более подробно договор фрахтования. Договор фрахтования, помещенный в гл. 40 ГК РФ «Перевозка» характеризуется как соглашение, заключаемое для перемещения грузов. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Заметим, что в юридической литературе не раз отмечалась схожесть целей заключения договоров фрахтования и перевозки (Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна) - транспортировка груза, пассажиров, багажа. Некоторые авторы указывают на общую экономическую цель договора фрахтования и перевозки - изменение территориального положения объекта обязательств.

Предмет – перевозка – услуги по доставке из пункта в пункт

Предмет – фрахтование – транспортное средство (выделение всей вместимости транспортного средства либо ее части для перевозки груза)

1. Договор фрахтования помещен в Кодексе в главе о перевозках и, следовательно, должен рассматриваться в качестве соглашения, заключаемого для перемещения грузов, пассажиров и багажа. Как разновидность договора морской перевозки чартер (договор фрахтования судна, его части или отдельных помещений) предусмотрен в КТМ. Нормы о чартере имеются и в ВК. По КВВТ договор фрахтования заключается для перевозки пассажиров.

2. Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий груза или групп пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который, как правило, не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки. Фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но может им и не быть. Например, когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи товара его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара. В этом случае фрахтователь и отправитель не совпадут в одном лице.

3.Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно, другое транспортное средство (часть его вместимости) для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика - получить за предоставленное транспортное средство (часть его вместимости) установленную соглашением сторон плату (именуемую в морском праве фрахтом).

В Советском Союзе морской чартер широко применялся в международном (зарубежном) сообщении для перевозки экспортных и импортных грузов. На воздушном транспорте чартер использовался и на внутренних линиях. С переходом России к рыночным отношениям морские и речные суда фрахтуются для перевозок грузов, пассажиров, багажа также во внутреннем сообщении. Что касается других видов транспорта, то трудно себе представить использование чартера в отношениях с железнодорожным перевозчиком. Здесь более вероятно применение норм об аренде транспортных средств.

4. Кодекс относит установление порядка заключения договора фрахтования, а также формы указанного договора к ведению транспортных уставов и кодексов. В соответствии со ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки, а также места назначения или направления судна.

В связи с широким применением чартера в мировой практике торгового мореплавания для облегчения его заключения и согласования условий фрахтования судна (его части или определенных судовых помещений) разработаны проформы (примерные договоры) рейсовых чартеров. Такие проформы чартеров часто разрабатываются объединениями судовладельцев и согласовываются с объединениями грузовладельцев, страховщиков, брокеров и др. Проформа чартера обычно имеет кодовое наименование. Так, в СССР были разработаны проформы чартеров под кодовым наименованием Совкол (договор фрахтования судов для перевозки угля), Совьетвуд (для перевозки леса) и др. Широко известна и применяется в практике торгового мореплавания разработанная в Англии проформа чартера под кодовым наименованием Дженкон.



Просмотров