Чем грозит нарушение авторских прав. Права на товарный знак Sex and the City. Элитное шампанское Cristal

Ежегодно 26 апреля во всем мире отмечает День защиты интеллектуальной собственности. На примере десятки самых громких дел о нарушении авторских прав РИА Новости рассказывает, как определяется право пользования товарным знаком в России.

1. Шоколад "Алёнка"

Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь", выпускающая шоколад под брендом "Аленка", требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики "Славянка" (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак.

"Славянка" выпускала шоколад под названием "Алина" в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, "в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка".

Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: "Славянка" обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, "Красный Октябрь" отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом.

2. Книги писателя-фантаста Беляева

Спор привлек внимание рекордной для подобных дел суммой иска: издательство "Терра" требовало с издательства "Астрель" более 7,5 миллиарда рублей за издание и распространение произведений советского писателя-фантаста Александра Беляева, права на которые принадлежали истцу.

Суд первой инстанции полностью удовлетворил иск, взыскав указанную сумму и запретив распространение контрафактных изданий "Астрели". Апелляционный суд оставил запрет, но отменил денежное взыскание, а кассационный - полностью отклонил иск.

Высший арбитражный суд отменил все судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в арбитраж Москвы. ВАС предложил суду пересчитать сумму взыскания, исходя из двойной стоимости контрафактных изданий (а не легальных, как это сделал истец), в таком случае она уменьшится примерно в 700 раз.

Разбирательство, начавшееся в августе 2009 года,

3. Бренд "Спартак"

Общественная организация "Международное физкультурно-спортивное общество (МФСО) "Спартак" имени Н.П.Старостина" требовала запретить футбольному клубу "Спартак" использование словесного обозначения "Спартак" в отношении класса товаров "вымпелы, спортивная одежда, значки". В случае удовлетворения иска один из самых популярных российских клубов был бы лишен возможности выпускать атрибутику и спортивную форму со своим названием.

Однако арбитражи всех четырех инстанций требования отклонили. Суды установили, что МФСО "Спартак" принадлежат права на товарный знак "Спартак", однако неисключительное право использования бренда было передано им по лицензионному договору региональной общественной организации "Футбольный клуб "Спартак-Москва", которая в свою очередь заключила непосредственно с ФК "Спартак" сублицензионный договор, действующий до 2017 года. Соответственно, суды не обнаружили незаконного использования бренда футбольным клубом.

Одновременно МФСО "Спартак" требует от Роспатента отменить регистрацию на ФК "Спартак" товарного знака "Спартак" для большого количества товаров и услуг, в том числе таких, как проведение спортивных соревнований. Это разбирательство в настоящее время продолжается - идет второй круг, дело находится в апелляционной инстанции.

4. Элитное шампанское Cristal

Роспатент в 2008 году по заявлению федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" прекратил правовую охрану в России товарного знака Cristal, принадлежащего французской компании Champagne Louis Roederer. Под этим брендом выпускается и до 2010 года ввозилось в Россию элитное шампанское, созданное по заказу российского императора Николая II.

Роспатент согласился с доводами "Союзплодоимпорта" о том, что бренд Cristal схож до степени смешения с товарным знаком заявителя Kristal, под которым выпускается водка.

Champagne Louis Roederer оспорила выводы Роспатента, и суды трех инстанций поддержали французскую компанию, указав, что "Союзплодоимпорт", оспаривая регистрацию бренда Cristal в Роспатенте, пропустил срок исковой давности. Однако Высший арбитражный суд в марте 2011 года отменил все решения в пользу французов и направил дело на новое рассмотрение. По мнению ВАС, нижестоящие суды неправильно определили дату начала течения срока исковой давности.

Арбитраж Москвы в марте 2012 года разрешил спор между Champagne Louis Roederer и Роспатентом в пользу ведомства. Это последнее решение пока не обжаловано. Компания поставки шампанского в Россию прекратила.

5. Водка "Володя и медведи"

Роспатент отказал подмосковному ООО "Роялти" в регистрации товарного знака "Володя и медведи" для класса алкогольных напитков, в том числе водки.

По мнению ведомства, регистрация "наносит ущерб имиджу и интересам государства, а также противоречит общественным интересам", поскольку может вызвать у потребителя ассоциации с экс-президентом РФ Владимиром Путиным, действующим президентом Дмитрием Медведевым и партией "Единая Россия", символом которой является медведь.

Компания обжаловала решение Роспатента в арбитраже, и суды трех инстанций признали действия патентного ведомства незаконными. Постановление кассационного суда по делу было вынесено в марте. Выводы судов могут быть обжалованы еще в Высший арбитражный суд. Но пока во исполнение вступившего в силу решения суда Роспатент зарегистрировал бренд "Володя и медведи" на имя ООО "Роялти".

6. Товарные знаки "Газеты.ру"

Электронное издание "Газета.ру" не смогло добиться в Роспатенте регистрации на свое имя товарных знаков "gazeta.ru", "газета.ру" и "газета.ru", несмотря на то, что много лет использует это название.

Роспатент мотивировал отказ регистрировать бренды тем, что данные обозначения состоят из неохраняемых элементов и не обладают различительной способностью. ЗАО "Газета.ру", учредитель электронного СМИ, обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлениями об отмене решений патентного ведомства.

Суды трех инстанций отклонили исковые требования, указав, что товарные знаки, которые хочет зарегистрировать "Газета.ру", сходны до степени смешения с товарным знаком "Газета", зарегистрированным ранее на имя АНО "Редакция Ежедневной газеты".

В Высший арбитражный суд компания-заявитель пока не обращалась.

7. Коньячный бренд "Московский"/Moskovskiy

Французская компания Sсi des Broix, которая в 2005 году зарегистрировала во Франции бренды "Московский" и Moskovskiy для класса товаров "алкогольные напитки", обратилась в Роспатент с заявлением о досрочном прекращении прав ФКП "Союзплодоимпорт" на эти товарные знаки в России в связи с их неиспользованием в течение более трех лет.

Роспатент согласился с доводами заявителя, после чего решение патентного ведомства было обжаловано "Союзплодоимпортом" в суде. Однако суды трех инстанций отклонили иск.

Суды установили, что сам "Союзплодоимпорт" алкогольную продукцию не выпускает, а Московский винно-коньячный завод "КиН", выпускающий коньяк "Московский" по лицензионному договору, фактически использует другой товарный знак (этикетку) для маркировки своей продукции, выплачивая "Союзполодоимпорту" роялти лишь за использование охраняемого словесного элемента "Московский"/Moskovskiy.

Высший арбитражный суд, куда обратился "Союзплодоимпорт" за пересмотром решений по делу, согласился с выводами нижестоящих судов.

Интересно, что сам МВКЗ "КиН" также добивался досрочного прекращения правовой охраны товарного знака "Московский"/Moskovskiy, но и в Роспатенте, и в судах ему отказали.

8. Конфеты Raffaello и Ferrero Rocher

Итальянская группа Ferrero активно борется с появлением в России контрафактной продукции, сходной до степени смешения с принадлежащими компании брендами.

Наибольшую известность приобрел спор по защите прав на внешний вид конфет Raffaello. Компания Soremartek S.A. (входит в Ferrero) зарегистрировала на свое имя товарный знак, представляющий собой реалистичное изображение (фотографию) конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью - в обсыпке из кокосовой стружки.

В 2007 году Soremartek подала в арбитраж Москвы иск о нарушении исключительного права на этот товарный знак. Ответчиками выступили петербургская компания "Ландрин", производившая одноименные конфеты круглой формы, сходные с Raffaello, и московская торговая фирма "Чакуба". В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы и обязали ответчиков прекратить производство и продажу своих конфет.

В 2010 году аналогичное разбирательство группа Ferrero вела с московской кондитерской фабрикой "Победа" из-за конфет, похожих на Ferrero Rocher. Спор закончился мировым соглашением, по условиям которого фабрика обязалась изменить дизайн упаковки конфет "Победа вкуса. Трюфели кофе Мокка с марципаном".

9. Права на товарный знак Sex and the City

Бренд Sex and the City получил широкую популярность благодаря сериалу, созданному по мотивам одноименной книги. В России он выходил под названием "Секс в большом городе".

С 2007 года журнал под названием Sex and the City в России выпускала издательская группа "Парлан" (журналы "Мезонин" и русский Top Gear). В 2010 году "Парлан" попытался зарегистрировать права на бренд Sex and the City в семи классах Международной классификации товаров и услуг, в том числе "печатная продукция", но Роспатент отказался удовлетворить заявку, сославшись на то, что правами на бренд обладает американский кабельный канал Home Box Office Inc - производитель телесериала.

В декабре 2010 года решение Роспатента подтвердил Арбитражный суд Москвы, а затем и апелляционная инстанция. В мае 2011 года издательская группа "Парлан" продала ARTCOM Media права на издание Sex and the City. С октября 2011 года журнал издается под брендом SnC.

Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) осенью 2008 года направила в арбитражные суды несколько исков к социальной сети "ВКонтакте" с требованием прекратить размещение на ресурсе ряда популярных российских фильмов, права на которые принадлежат телекомпании.

После полуторагодичного разбирательства суд первой инстанции отказал в удовлетворении Суд посчитал, что на момент вынесения решения отсутствуют доказательства нарушения прав ВГРТК на этот фильм, поскольку его нет по указанному истцом адресу. Также, по мнению суда, истцом не доказано, что фильм "Остров" был размещен на сайте самим ответчиком либо ему было известно о размещении фильма на сайте до момента получения иска.

Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который отказал в его пересмотре, указав, однако, на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам. Новым обстоятельством в данном случае является правовая позиция ВАС, сформированная при рассмотрении спора правообладателя "Топ 7" с владельцем файлообменника "Агавой-софт".

Согласно этой позиции провайдеры, владельцы файлообменников и соцсетей не несут ответственности за передаваемую информацию, если они не инициирует передачу информации, не выбирают ее получателя, не влияют на ее целостность, а также принимают превентивные меры по предотвращению нарушения исключительных прав.

К числу таких мер ВАС отнес установление ограничения объема размещаемой информации и ее доступности для неопределенного круга пользователей, наличие в пользовательском соглашении обязанности пользователя по соблюдению законодательства при размещении контента и безусловного права провайдера удалить незаконно размещенный контент.

ВГТРК подала в суд заявление о пересмотре этого дела по новым обстоятельствам. Производство по делу пока не возобновлено.

Термин «пиратство»

Использование термина «пиратство » (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон , где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection » (в русском переводе - «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной» ). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства .

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается , однако он употребляется в локальных нормативных актах , документах судов и специальной юридической литературе .

Некоторые источники [уточнить ] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана , термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством , включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства , взятие заложников , потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество» .

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии », одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте .

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом , такого как программное обеспечение , музыкальные композиции , фильмы , книги , компьютерные игры . Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России , на Украине , в Китае , Казахстане , Бразилии , Мексике и Индонезии .

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами , могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата - обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной [уточнить ] у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него - в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений типов несанкционированных [уточнить ] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P -технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит . Для этого существует специальный класс программного обеспечения - так называемые «кряки » (от англ. to crack - взламывать), специальные патчи , готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов , которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома - отладчики , дизассемблеры , редакторы -заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс , а в 2007 году Джеф Райкс (англ. ) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы - ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in) .

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров -производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения , применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное , с приобретением лицензий на него). По данным BSA и IDC , уровень «пиратства» в США в 2008 году был самым низким в мире и составлял 20 % от всего используемого программного обеспечения, в странах ЕС - 35 %, в РФ - 68 % (в 2004 году - 87 %), в ряде стран бывшего СССР - 90-95 % .

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику - обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю ( или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной - это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет .

Литературные произведения

Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат ». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы .

В связи с появлением сетевых электронных библиотек , бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.

Политические движения

После попытки в 2006 году организовать пиратскую партию в России, политическое движение по этому вопросу зарождается заново в виде wiki -сайта anticopyright.ru .

Пиратские партии

Демонстрация в защиту пиратства

Типичная программа пиратской партии содержит такие положения и требования:

  • Снижение сроков авторского права . Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
  • Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
  • Недопущение цензуры в Интернете . Пока её ещё нет, однако, по заверениям Пиратской партии США, её появление в США - дело времени.

См. также

Примечания

  1. Контрафакция , Большой юридический словарь
  2. Гришаев С. П. Глава 2, § 9. Защита авторских прав // Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М ., 2004.
  3. T. Dekker. Wonderfull Yeare 1603
  4. См.: Darrell Panethiere. The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development // UNESCO
  5. Даррелл Пейнетьер. Живучесть пиратства и его последствия для творчества, культуры и устойчивого развития = The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development // UNESCO. Межправительственный комитет по авторскому праву. Тринадцатая сессия Всемирной конвенции, пересмотренной в 1971 году. Документ IGC(1971)/XIII/6). - Париж: UNESCO, 2005.
  6. По результатам полнотекстового поиска в базе «Консультант Плюс».
  7. См., например: Постановление Правительства Москвы «О городской целевой программе „Электронная Москва“» от 13.05.2003 № 367-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 35.
  8. См.: Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
  9. См., например, статьи: Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3; Исаенко В. Н., Завидов Б. Д., Лапин С. Ю. Правовые проблемы борьбы с пиратством в России // Право и экономика. 2000. № 4; Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство? // Российская юстиция. 1996. № 10.
  10. Richard Stallman. Free Software in Ethics and Practice речь в МГУ , 3 марта 2008
  11. Шведская Партия пиратов пробилась в Европарламент
  12. Обозначения типов нелегальных релизов видео и типичных дефектов (только в первом сообщении; следующие описывают форматы файлов мультимедиа)
  13. Gates, Buffett a bit bearish (англ.) . CNet (2 июля 1998). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 25 сентября 2008.
  14. Microsoft рекомендует красть Windows (рус.) . Лента.ру (14 марта 2007). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 12 января 2012.
  15. Sixth Annual BSA and IDC Global Software Piracy Study (англ.) . Исследования BSA . BSA (май 2009). - Шестое глобальное исследование BSA и IDC использования контрафактного ПО. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 27 февраля 2010.
  16. Richard Stallman. Copyright and globalization in the age of computer networks
  17. Anticopyright
  18. US Pirate Party Endorses Barack Obama (англ.) . ??? (03.01.2008). Архивировано
  19. About the Pirate Party (англ.) . US Pirate Party. - Homepage. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено???.

Оно интерпретируется как несанкционированное правообладателем копирование или распространение материала, который защищен авторским правом: музыкальные композиции, книги, программное обеспечение, фильмы и др. Право на обладание интеллектуальной собственностью защищено законом в большинстве стран.

Что такое «пиратство» и контрафакция?

Нарушение авторского права может быть выражено сопряженными понятиями: контрафакция (подделка) и «пиратство» (подделка, но в отношении имущественных авторских прав). Это, безусловно, правонарушение, в основе которого лежит использование произведений искусства, науки и литературы, находящихся под охраной авторского права, без соответствующего разрешения автора либо правообладателя, а также сюда относится и нарушение зафиксированных в договоре об использовании конкретных произведений ряда условий.

Основные виды нарушений авторского права

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  • копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  • распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  • публичную демонстрацию;
  • публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  • трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  • перевод произведения на другие языки;
  • переработку произведения (плагиат).

На практике производные от них виды нарушений авторского права, так сказать, «идут в ногу со временем». Мошенники, преследуя цели собственного материального обогащения, занимаются изобретением не оригинальной идеи, а уникального способа присвоения авторских прав на нее.

В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.

Исторические факты, касающиеся термина «пиратство»

Первое его упоминание принято относить к 1603 г. Немного позднее термин «пиратство» встречается в предисловии поэмы Альфреда Теннисона «The Lover’s Tale»: «…недавно подверглись безжалостному пиратству».

Часто его можно встретить в текстах правовых актов, к примеру, в англоязычной 1886 г.: «… контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной».

Термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не встречается, но он употребляется достаточно часто в судебной документации, юридической литературе и локальных нормативных актах.

По данным некоторых источников, его употребление отождествлялось с журналистским штампом.

По мнению основателя движения свободного ПО рассматриваемый термин стал широко использоваться в отношении игнорирования традиционных методов относительно лицензирования ПО, создавая ложное убеждение о его исключительно негативной окраске. По его словам, он подсознательно ассоциируется с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда было сопряжено с грабежами, разбоем, убийством, взятием заложников, потоплением судов и с прочими жестокими преступлениями.

Причины пиратства

Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.

Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.

В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.

На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли - первопричина пиратства.

Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).

Отличие «пиратства» от плагиата

Оно заключается в целеполагании. Что касается «пиратства», то здесь нарушитель стремится получить как можно большую материальную выгоду, не обращая внимания на этический и легальный аспект данного правонарушения.

В случае же с плагиатом он имеет другую цель - признание целевой аудиторией его произведения (несанкционированно заимствованного у настоящего автора). Наряду с данным стремлением, как правило, присутствует и коммерческая выгода.

Чем чревато нарушение авторского права?

Это явление довольно распространено в настоящее время. В случае если субъект не получил официального разрешения применять чужой материал, то можно говорить о том, что имеет место классическое нарушение авторских прав. В рамках российского законодательства за это предусмотрено гражданская и публичная ответственность.

Она может быть:

  • уголовной;
  • административной.

Нарушитель привлекается только к одной из вышеперечисленных. Согласно закону, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица (без ограничений), так и гражданские (если нарушение не попадает под разряд преступлений: ущерб менее 50 тыс. руб.). В противном случае они привлекаются уже непосредственно к уголовной.

Основанием для административной ответственности является а для уголовной - ст. 146 УК РФ: «Нарушение авторских прав».

Итак, последняя выступает следствием более серьезного нарушения: коммерческих действий, совершенных в крупном размере, результатом которых стало несанкционированное использование объекта авторского права либо смежных прав, вследствие которого был получен доход в размере более 50 тыс. руб. или 250 тыс. руб. (в случае особо крупного размера).

Юридический аспект защиты авторских прав

В нашей стране она обеспечивается законом от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», точнее, его пятым разделом - «Защита авторских и смежных прав», который включает три статьи данной тематики (48, 49, 50).

Так, в статье 48 прописан закон о нарушении авторских прав, в котором указаны следующие сведения:


Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?

Для этого в нашей стране существует соответствующая статья (146) в Уголовном Кодексе - «Нарушение авторских и смежных прав».

В ней прописано, что наказание за нарушение авторских прав - это одна из санкций, наложенных на осужденного (в зависимости от рода его действий).

  1. Обязательные работы, которые могут длиться от 180 до 240 часов.
  2. Штраф за нарушение авторских прав в размере 200 тысяч руб.
  3. Арест на срок от трех до шести месяцев.

При условии незаконного использования (хранения, приобретения, перевозки) контрафактных экземпляров налагаются следующие санкции:


  • лишением свободы (до 6-ти лет);
  • штрафом (до 500 тыс. руб. или иной доход, в том числе и заработная плата за три года).

Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?

Возмещение причиненного ущерба. Компенсация за нарушение авторских прав - альтернативный способ защиты в сравнении с взысканием убытков. Иначе говоря, правообладатель имеет право потребовать либо выплаты компенсации, либо взыскания убытков.

Однако стоит учитывать тот момент, что достоверность рассчитанного размера убытка по делу в отношении нарушения авторских прав из-за ряда причин сложно подтвердить.

Что касается взыскания компенсации, то здесь его размер доказывать не нужно, вследствие чего осуществить защиту прав автора значительно легче и проще.

Виды возмещений

  • 10 тыс. - 5 млн руб. (при учете характера нарушения, его срока, последствий, степени вины правонарушителя и других важных обстоятельств);
  • удвоенной стоимости права на использование произведения (лицензии) при учете альтернативной выгоды;
  • удвоенной стоимости контрафактных копий произведения.

При установлении того или иного размера компенсации судья руководствуется принципами справедливости и разумности (п. 3 ст. 1252 ГКРФ).

Содержание иска о нарушении авторских прав

Оно зависит от их вида. Как правило, иски принято разделять на имущественные и неимущественные, однако, исходя из специфики авторского права, интересы конкретного автора трудно разграничить по данному принципу, поэтому они часто группируются в рамках одного процесса.

К неимущественному виду относятся следующие права:

  • на имя;
  • авторство;
  • на отзыв и обнародование произведения;
  • на защиту существующей репутации.

Иск неимущественного характера может включать следующие требования:


  • о взыскании гонорара (авторского вознаграждения);
  • о возмещении причиненных убытков, вызванных фактом нарушения авторских прав;
  • о признании безосновательности обогащения (предъявляется к соавтору, который безосновательно присвоил чужой гонорар).

Видеопиратство как наглядный пример нарушения авторского права

Данным термином принято обозначать нелегальное распространение копированного материала (телепередач, фильмов и др.) посредством дисков, кассет, а также Интернета. Видеопиратство может быть нацелено как на получение прибыли (продажа контрафакта в магазинах, ларьках и т. д.), так и на некоммерческие результаты (обмен видеопродукцией с друзьями и др.).

В первом случае пиратская версия фильма может появиться задолго до выхода официальной (к примеру, были случаи, когда рабочая версия фильма, украденная у съемочной группы, уже находилась в продаже).

Качество записи в этом случае может существенно отличаться от такового у лицензированной копии, но это вовсе не обязательно.

В нашей стране видео- и аудиопиратство - это самые распространение примеры нарушения авторского права, но далеко не единственные.

Существуют специально разработанные условные обозначения в виде аббревиатур, добавленных к основным именам файлов, которые указывают на тип сделанной копии.

Они имеют вид:

  1. «Экранка» (CAMRip - CAM). Как правило, такой материал отснят в кинотеатре обычным зрителем, он имеет достаточно низкое качество.
  2. Telesync (TS). Более качественная копия, отснятая чаще всего работником кинотеатра с применением профессиональной камеры, установленной на штативе.
  3. «Рулон» (telecine - TC). Качество отснятого материала, как правило, выше среднего. Данная съемка производится также работником кинотеатра, но уже посредством телекинодатчика.
  4. Утечка рабочей версии (workprint - WP). Характеризуется средним качеством материала, отснятого в киностудии.
  5. Утечка промо-копии (DVD screener - DVDSCR и Screener - SCR), которая раздается кинокритикам, кинопрессе и т. д. Качество также среднее.
  6. DVDRip характеризуется высоким качеством копии, полученной из видеопроката или магазинов розничной торговли.
  7. R5 DVDRip - копия, предназначенная для стран второго и третьего мира.
  8. HDTVRip, CATVRip, TVRip, SATRip - скопированный материал получен из телетрансляции.
  9. BDRip (Blu-ray Disc Rip) - данный контрафакт очень высокого качества, он получен копированием BD диска из видеопроката.
  10. VHS Rip - копия очень низкого качества, полученная с видеокассет.

Помимо видеопиратства, еще можно выделить такие примеры нарушения авторского права, как аудиопиратство, контрафакт программного обеспечения, компьютерных игр и видеоигр.

Наиболее распространенные правонарушения в рассматриваемом аспекте

Можно выделить следующие случаи нарушения авторских прав:

  • невыплата либо частичная выплата гонорара;
  • издание произведения без соответствующего согласия автора;
  • нарушение авторских прав относительно неприкосновенности его произведения;
  • отсутствие указания имени настоящего автора.

И это далеко не полный список данного рода правонарушений. Однако именно эти случаи нарушения авторских прав, особенно нежелание указывать истинного автора, так процветают в современном обществе.

Важные процессуальные особенности относительно возбуждения и рассмотрения в судебном порядке дел о нарушении авторских прав

Во-первых, они считаются делами частного обвинения (возбуждаются по желанию потерпевшего).

Во-вторых, для их возбуждения потерпевшему необходимо подать жалобу непосредственно в суд, в которой должно быть указано следующее: период времени правонарушения, кем оно было осуществлено, в каком месте, что явилось результатом данного противоправного действия и чем конкретно подкрепляются доводы потерпевшего относительно привлечения правонарушителя к ответственности.

В-третьих, суд не имеет права оставить без разбирательства полученную жалобу ни по причине ее малозначительности, ни ввиду отсутствия существенных доказательств, ни по любой другой причине.

Если последует то он должен быть процессуально оформлен постановлением судьи, в нем должны быть также изложены причины такого решения.

В-пятых, если нарушение авторских прав фиксируется впервые, а сведения о личности правонарушителя и характере его деяния свидетельствуют о большой доле вероятности его исправления без применения уголовных мер, то суд может принять решение о прекращении данного уголовного дела с дальнейшей передачей всех материалов по нему на рассмотрение уже товарищеского суда.

По данным статистики, меры именно относительно рассматриваемого правонарушения реализуются достаточно редко.

Масштабные и удобные интернет-сервисы с музыкой без авторских прав

Большое количество музыкальных треков, а также сопровождений обладают авторскими правами, и их публичное размещение на сторонних сайтах запрещено.

В нашей стране был принят законопроект в отношении защиты авторских ресурсов от таких противоправных действий, как копирование и распространение. В связи с этим хостинг-провайдеры осуществляют блокировку сайтов, на которых был выявлен факт нарушения авторских прав.

На сегодняшний день можно выделить такие масштабные и удобные сервисы с музыкой без ограничений, как:

  • Youtube.ru;
  • Freemusicarchive.org;
  • сайты под руководством Creative Commons, включая danosongs.com, audionautix.com и sweetsoundeffects.com;
  • Rutube.ru;
  • Jamendo.com.

В каких странах распространено данное правонарушение?

По данным статистики, такого рода нарушение интересов рассматриваемой категории правообладателей часто встречается в таких странах, как Россия, Китай, Мексика, Украина, Бразилия и Индонезия.

Основной причиной данного явления выступают экономические интересы, в частности:

  1. Правообладатели-монополисты реализуют произведения интеллектуальной собственности по весьма завышенным ценам, которые в большинстве случаев не соотносимы с потребительскими возможностями целевого сегмента рынка.
  2. Присутствует дифференцированность уровня жизни в указанных странах, в которые импортируется произведения интеллектуальной собственности (цена не соответствует среднему уровню заработной платы, не учитывается уровень обязательных налогов и др.), хотя внутри страны-производителя цены на лицензированную продукцию считаются весьма приемлемыми.

Плагиатом считается умышленное присвоение авторских трудов. Однозначный плагиат - это публикация целого произведения от своего имени, либо использование его частей, без указания авторства. В остальных случаях, плагиат может быть под вопросом. Если для произведения используются не уникальные идеи, оно, скорее всего, не попадет в разряд плагиата. Также как рерайт, процент уникальности которого выше 90% не относится к нарушению, если он не содержит абсолютно новые идеи без указания авторства.

В таком случае решение о присвоении произведению статуса «плагиат» постановляет суд, после проведенного им анализа авторской работы и работы-«дубликата». Однако, отсутствие вины не исключает возможности приостановки распространения продукта, нарушающего интеллектуальное право, а также от выплаты штрафа.

Меры наказания за нарушение авторских прав

Существуют разные меры ответственности за нарушение авторских прав. Нарушитель может понести наказание в рамках Гражданского, Административного или Уголовного кодексов.

Виды наказаний, в соответствии с ГК РФ, можно найти в статьях 1250, 1252, 1253, 1301 и 1311. В кодексе об административных правонарушениях меры прописаны в статье 7.12. В УК РФ этому посвящена статья 146.

Гражданско-правовая ответственность включает как минимальные меры – признание авторского права или пресечение действий по распространению плагиата, так и более строгие – возмещение убытков или выплаты компенсации, и изъятие с последующим уничтожением аппаратуры, задействованной для его распространения.

Компенсация может быть в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, в зависимости от решения суда, либо составлять двукратную стоимость распространенных экземпляров, нарушающих авторские или смежные права.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает возможности привлечения к гражданско-правовой ответственности.

Административная ответственность предусматривает штраф в размере от 1500 до 2000 рублей и конфискацию контрафактных экземпляров за нарушение авторских или смежных прав с целью получения с них дохода.

К уголовной ответственности привлекают за незаконное использование произведений авторского и смежного права совершенное в особо крупных размерах.

Виды ответственности, согласно УК РФ, могут быть следующие:

Штраф в размере до 200 тысяч рублей;
- штраф в размере дохода подсудимого максимум за 18 месяцев;
- обязательные работы сроком до 480 часов;
- принудительные или исправительные работы сроком до двух лет;
- лишение свободы сроком до двух лет.

Состав преступного деяния, предусмотренного статьей 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), является актуальным в современном обществе, равно как и . Это связано с тем, что создатели объектов интеллектуальной собственности (далее — ИС) часто сталкиваются с таким понятием как плагиат. Конституционной нормой предусмотрено и гарантировано право граждан на выражение творческих способностей, а их результаты находятся под охраной со стороны государства.

Законодательством предусмотрено несколько видов ответственности за нарушение прав авторов. За наиболее серьезные покушения на права создателей объектов ИС предусмотрена наибольшая мера ответственности, в частности уголовное наказание.

Особенности злодеяния

Начнем рассмотрение вопроса с понятия и состава преступления нарушения авторских и смежных прав. Понятие авторского права и связанных с ним других прав раскрываются в соответствующем ФЗ, в котором также закреплен перечень объектов, которые относятся к результатам ИС. Данный список не является исчерпывающим. Право авторства распространяется на следующие созданные человеком объекты:

  • литературные произведения;
  • научные открытия;
  • результаты различных направлений искусства (живопись, кинематография, дизайн, музыкальные произведения) и другие.

Все указанные результаты ИС нераздельно связаны с автором, с его интеллектуальным трудом. По поводу этих объектов автор вступает в отношения по их созданию, распространению и использованию. Отношения, в которые вступает создатель, урегулированы нормами гражданского законодательства. За нарушение данных прав законодатель установил несколько видов ответственности. Уголовное преследование возможно только лишь в тех случаях, которые предусмотрены ст. 146 УК. Об особенностях злодеяния речь пойдет ниже.

Состав преступления

Состав преступного деяния включает 4 основные элемента:

  • Объект – определен как отношения по поводу возникновения авторства и других смежных прав, которые являются неотъемлемыми правами человека, гарантированными основным законом государства. Потерпевшей стороной от злодеяния является создатель объекта ИС или другой правообладатель (гражданин или организация, который владеет авторством на законных основаниях – по договору, в порядке получения наследства).
    • Для квалификации состава злодеяния не имеет значения факт обнародования того или иного объекта ИС, право авторства будет распространяться на любые творения, которые представляют собой результат творчества.
    • Для квалификации также не имеет значения форма существования объекта (в письменном виде, устном, видео- или звукозапись, в виде изображения или в объемно-пространственной форме).
    • Также к объектам ИС не предъявляется требование о регистрации и соблюдении иных формальных процедур для осуществления защиты авторства. Однако права, связанные с авторством, не распространяются на задумки, принципы, представления, тезисы, факты и т.п.
  • Объективная сторона – это активные противоправные поступки виновного лица, которые выражаются в следующих действиях:
    • Плагиат, т.е. процесс по присвоению (заимствованию) чужого авторства над объектом ИС. Виновное лицо выдает любое произведение, созданное в процессе творческой деятельности, от своего имени. Присвоением чужого авторства также признается выпуск всего произведения в целом, а также его части. Помимо этого действия будут квалифицироваться как заимствование, если при выпуске произведения автор не укажет имя своего соавтора. Только если между соавторами нет другой договоренности. При этом соавторство – это совместное создание объекта ИС, независимо от формы произведения и его составных частей. Ответственность за плагиат наступает по ч. 1 только при наступлении последствий в виде крупного вреда. Размер ущерба зафиксирован в примечании нормы, который составляет более 100 тысяч рублей. Расчет ущерба происходит путем подсчета стоимости реализации предметов ИС, либо стоимости прав на их использование.
    • Неправомерное использование (ч. 2), под которым понимается распространение либо создание копий без санкции создателя или другого правообладателя. Под незаконными действиями понимается использование объектов с нарушением норм законодательных актов, регулирующих отношения по поводу образования и использования объектов ИС. К данным действиям также приравниваются:
    • Нелегальное приобретение, т.е. завладение лицом контрафактными предметами различных объектов ИС или фонограмм путем совершения различных операций (заключение сделок по отчуждению и принятию во владение или получение в качестве оплаты за работу или услугу). Контрафактная продукция – изготовленная или распространенная нелегальным способом, влекущим нарушение прав создателя и сопутствующих прав (ввоз без разрешения правообладателя из страны, где объекты не находятся под охраной).
    • Нелегальное хранение, т.е. фактическое владение контрафактными предметами, для которого могут использоваться различные места – складское, жилое, торговое помещение или специальный тайник.
    • Нелегальная перевозка, т.е. перемещение предметов с использованием любого транспорта (даже в пределах одного населенного пункта).
    • Нелегальный сбыт, т.е. совершение действий по передаче предметов на платной или бесплатной основе другим лицам, независимо от способов сбыта (купля-продажа, аренда, распространение в целях ознакомления, публикация на Интернет-сайтах). Цель реализации может также выражаться в нахождении предметов в местах осуществления торговли, проката и в складских помещениях.

Ответственность по ч. 2 за нелегальное использование и совершение указанных действий наступает в случае, если стоимость предметов авторского права выше 100 тысяч рублей, т.е. в законе обозначен как крупный размер. Таким образом, все составы являются материальными, т.е. ответственность наступает с возникновения опасных последствий, которые выражаются в виде крупного ущерба или крупного размера.

  • Субъективная сторона комментируемой статьи выражается в прямом намерении причинить ущерб, совершая нелегальные действия с предметами ИС. Цель злодеяния выражается в получении выгоды путем сбыта предметов.
  • Субъект () – гражданин, .

Квалифицирующие виды

В соответствии с ч. 3 наступает более серьезная ответственность за нелегальное использование объектов авторского права. Для квалификации необходимо наличие следующих признаков:

  1. Группа лиц, которая предварительно сговорилась о совершении злодеяния, либо организованная группа.
  2. Особо крупный размер, который зафиксирован в примечании к норме, и составляет 1 млн. рублей.
  3. Специальный субъект – лицо, которое использовало свой должностной статус для совершения преступного деяния.

Правовое регулирование

Правовое регулирование – совокупность норм права, которые устанавливают отношения в области ИС, защищают авторские и смежные права, а также предусматривают ответственность за их нарушение. Кроме норм УК, существует также гражданско-правовая ответственность за несоблюдение и противоправное воздействие на права авторства (ст. 1252 ГК). Защита может осуществляться указанными в статье способами, когда правообладатель или автор предъявляет соответствующие требования (претензии) к нарушителю его прав в соответствующем порядке:

  • Признать право авторства – претензия к лицу, отрицающая или не признающая авторства.
  • Пресечь действия, которые нарушают или создают опасность нарушения прав авторства.
  • Возместить причиненные убытки – претензии к лицу, которое нелегально использовало продукт ИС на бездоговорной основе или другим способом, нарушившим право и повлекшим причинение убытков.
  • Изыскать материальный носитель и вернуть к законному правообладателю – претензия к любому недобросовестному лицу, осуществляющему действия по хранению, изготовлению, перевозке, реализации и распространению.
  • Опубликовать судебное постановление о допущенном нарушении, в котором должен быть указан истинный правообладатель – претензия к лицу, которое нарушило права авторства.

Способом защиты выступает гражданско-правовой иск, в котором создатель или иной обладатель прав требует компенсировать нарушенное право. Также за нарушение прав авторства и сопутствующих прав установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 7.12 КоАП) за совершение следующих действий:

  • импорт;
  • реализация;
  • сдача в аренду;
  • любые нелегальные действия по использованию предметов ИС.

Цель – получение прибыли. Для квалификации действий по КоАП (нарушение авторских и смежных прав) причиненный ущерб создателю или иному обладателю прав не должен превышать крупного размера.

Возмещение ущерба

При нарушении прав создателя и иных обладателей помимо возмещения убытков указанные лица вправе претендовать на компенсацию за нарушение авторского права от нарушителя. Взыскатель вправе на получение выплат только в случае установления факта нарушения, т.е. его доказанности. Сумма компенсационных выплат устанавливается судом в тех границах, которые предусмотрены ГК, с учетом особенностей нарушения и других положений дела.

Правообладатель имеет право требования компенсационного возмещения:

Меры наказания

Административные санкции

Административные санкции за нарушение прав авторства в соответствии с КоАП:

  • Применение штрафных санкций к гражданам с изъятием контрафактных объектов ИС и материальных носителей, если:
    • предметы являются поддельными;
    • на предметах указаны подложные сведения о компании-изготовителе, месте производства, а также об авторе.

Размер штрафных санкций установлен в переделах от 1,5 до 2 тыс. рублей.

  • Штрафные взыскания с должностных лиц – от 10 до 20 тыс. рублей с изъятием контрафакта, а также орудий совершения правонарушения.
  • Штраф с ЮЛ – от 30 до 40 тыс. рублей также с изъятием.

Уголовная ответственность за нарушение авторского права и смежных прав

Назначение санкций в соответствии с УК:

  1. : до 200 тыс. рублей либо в сумме заработка виновного за период до полутора лет.
  2. Применение : до 480 часов.
  3. : до 1 года.
  4. : до полугода.
  5. до 2 лет.

За квалифицирующие составы установлены более строгие альтернативные меры:

  1. : до 5 лет.
  2. Лишение свободы: до 6 лет с взысканием штрафных санкций в размере до 500 тыс. рублей либо в сумме заработка за трехлетний период.

Разграничение по применению ответственности к нарушителю происходит в зависимости от наличия цели сбыта.

  • Если таковая цель отсутствовала, то к виновному лицу применяется административное наказание.
  • Если таковая цель присутствовала, то далее разграничение идет в зависимости от суммы причиненного ущерба.

Еще больше полезной информации по вопросу ответственности за нарушение авторского и смежных прав содержится в видеосюжете ниже:

Составление иска

Для защиты нарушенного авторского права перед обращением в суд можно попробовать урегулировать конфликт мирным способом путем направления претензионного письма об устранении нарушении. Однако наиболее эффективным остается способ судебной защиты с помощью предъявления иска.

  • в общую судебную инстанцию;
  • в арбитражную судебную инстанцию.

В заявлении необходимо указать:

  • обстоятельства нарушений (виновное лицо, способ нарушения права);
  • требования (финансового и неимущественного характера);
  • ссылки на законодательные акты.

В зависимости от предъявляемых требований могут подаваться различные иски:

  • признать авторство или соавторство;
  • восстановление нарушенного права;
  • взыскание морального ущерба;
  • о взыскании гонорара;
  • о возмещении убытков или компенсационных выплат;
  • об опровержении неосновательного обогащения (требования предъявляются к соавтору, который без оснований получил вознаграждение за другого автора) и т.д.

Скачать образец документа можно .

Некоторые случаи из судебной практики нарушение авторских и смежных прав рассмотрены далее, но число таких исков сегодня колоссальное.

Судебная практика

В отношении гражданина Деревянко возбуждено уголовное дело по факту нелегального использования объектов авторского права. В ходе проведения следственных мероприятий были выявлены следующие обстоятельства. В начале 2016 года обвиняемый приобрел контрафактную продукцию у неопределенного субъекта, а именно 40 носителей, на которых было записано ПО «Консультант Плюс». Обладателем прав данного программного продукта является одноименная компания.

Обвиняемому было заранее известно о поддельности указанного товара, законных прав на использования от компании и другого лица не получал. Гражданин Д. с целью реализации контрафакта перевез диски в торговый павильон, где и организовал место хранения. После чего распродал 20 дисков с программой, получив за каждый экземпляр по 1000 рублей.

В процессе проведения оперативной работы были конфискованы остальные экземпляры поддельной продукции. Представитель правообладателя оценил причиненный ущерб в общей сумме 2 млн. рублей. В ходе разбирательства суд квалифицировал действия обвиняемого по ч. 3 п. «в» ст. 146 УК (нелегальное хранение с целью реализации поддельной продукции в особо крупном размере). С учетом материалов по расследованию преступных действий гражданина Д., а также степени опасности суд пришел к выводу об избрании меры наказания в виде лишения свобода сроком на два года условно без применения штрафных санкций.

К сожалению, вроде описанных в этой статье нарушения авторских прав, а также, например, или , караются сурово, ведь относятся к злодеяниям против конституционных прав человека. именно потому не стоит молчать, заметив преступление.



Просмотров