Что такое эмансипация определение по истории. Проблемы и последствия эмансипации женщин. Основания для объявления несовершеннолетнего гражданина эмансипированным

Понятие эмансипации в гражданском законодательстве

Эмансипация - понятие, суть которого сводится к отказу, освобождению от зависимости различного рода. Проблема эмансипации рассматривается социологами, юристами, психологами во всем мире и является серьезным вопросом построения современного общества. В узком смысле слово, от которого произошло современное понятие «эмансипация», значит освобождение от отцовского покровительства, в широком - отказ от права собственности, полномочий, которые не уничтожаются, а передаются другому лицу.

Понятие «эмансипация» не ограничивается правами женщин на равные права с мужчинами - это распространенное заблуждение.

Институт эмансипации касается несовершеннолетних, сексуальных и национальных меньшинств, мужчин и женщин.

Понятие является для России новым и появилось в рамках гражданского законодательства только в 1994 году с выходом части первой Гражданского кодекса. Правовые последствия эмансипации, описанные в кодексе, изначально касались несовершеннолетних.

Причина появления данного понятия в Гражданском кодексе Российской Федерации - изменение типа и строя экономики. Цель - предоставление несовершеннолетним законных прав и возможностей заниматься предпринимательством, распоряжаться материальными средствами - результатами заработка, совершать крупные сделки. Согласно закону, подростки с 14 до 18 лет могут осуществлять крупные сделки только после письменного согласия официальных законных представителей (например, родителей). Если несовершеннолетний подросток получает эмансипацию, то для совершения сделок не требуется письменное согласие родителей, попечителей, усыновителей.

С понятием эмансипации связаны такие понятия:

  • Правоспособность - это способность нести обязательства, которые являются неотъемлемой частью прав гражданина.
  • Дееспособность - способность совершать действия, благодаря которым гражданин может приобретать права, осуществлять их, исполнять гражданские обязанности.

Проблема эмансипации продолжает решаться на современном этапе, благодаря правовым основаниям в виде законом и нормативно-правовых актов. Главный вопрос, который еще не решен в полной мере - объем обязанностей и прав эмансипированного подростка.

Статус эмансипированного гражданина дает право полной дееспособности, что закреплено в правовых актах.

Основания для объявления несовершеннолетнего гражданина эмансипированным

Правоспособность граждан, согласно закону, есть у всех, независимо от возраста. Разница состоит в объеме правоспособности. Закон определяет правоспособность граждан, которая наступает в момент рождения, заканчивается - смертью.
Главная характеристика правоспособности - объем, который определяет возможности граждан распоряжаться имуществом, получать доходы от предпринимательской деятельности или осуществлять другие виды работ.

Виды деятельности, которые определяют объем правоспособности:

  • Наследование и завещание имущества.
  • Право собственности.
  • Предпринимательство.
  • Создание юридического лица.
  • Совершение сделок.
  • Выбор место проживания.
  • Авторские права на произведения литературы и искусства, интеллектуальную собственность.

Все имущественные и неимущественные права гражданина не должны выходить за рамки закона. С наступлением совершеннолетия человек получает полную дееспособность, это распространяется на трудовые, имущественные, семейные права, возможность самостоятельно осуществлять сделки. До 18-летия подросток действует через законных представителей (родители, опекуны). В некоторых случаях, возможно установление полной дееспособности в более раннем возрасте - например, в 16 лет. Нормы Гражданского кодекса гласят, что несовершеннолетний может получить полную дееспособность, если работает по трудовому договору. Получив эмансипацию, он может распоряжаться доходами на свое усмотрение, совершать сделки, иметь права и обязанности в предпринимательстве.

Правовые последствия эмансипации - возможность совершать различные сделки без необходимости каждый раз получать разрешение родителей или опекунов. Это расширяет права несовершеннолетнего и экономит его время. Для получения эмансипации несовершеннолетний должен иметь разрешение:

  • Родителей или попечителей, опекунов;
  • Органов опеки.

Если разрешение отсутствует, эмансипацию можно получить по решению суда.

На что обращают внимание органы опеки и суд, предоставляя эмансипацию подростку?

  • Особенности работы или предпринимательства, которое он ведет.
  • Стабильность трудовой деятельности.
  • Состояние здоровья подростка.
  • Уровень доходов.
  • Наличие имущества.
  • Другие условия, которые могут повлиять на нормальную жизнь несовершеннолетнего.

Поскольку подростки, вместе с широкими правами, получают определенные обязанности, принятие решения по поводу предоставления эмансипации должно быть взвешенным и продуманным. Подросток получает все обязанности взрослого, но не всегда бывает готов к ним. Не каждый подросток является достаточно зрелым и развитым, чтобы пользоваться полной дееспособностью.

Процедура эмансипации несовершеннолетнего

Процедура эмансипации осуществляется двумя путями:

  • По согласию родителей и органов опеки добровольно.
  • Через суд.

Выбор варианта процедуры может зависеть и от наличия законных представителей - например, родителей, опекунов.

Порядок получения эмансипации требует подачи ходатайства:

  • Законными представителями подростка, который достиг 16 лет;
  • Самим несовершеннолетним, который достиг 16 лет. Обычно, это происходит, если родители или опекуны не дают своего согласия на эмансипацию.

При рассмотрении дела суд и органы опеки серьезно рассматривают все факторы, которые могут помешать или способствовать положительному ответу относительно предоставления эмансипации. Поскольку подросток, в результате получения эмансипации, получает полные права и обязанности, наравне с взрослыми - полную дееспособность - необходимо проанализировать его психологическую и материальную готовность принять и выполнять их, исходя из своего статуса. Для получения полной дееспособности подростку, который достиг 16 лет, необходимо заниматься предпринимательской деятельностью или иметь официальное место работы по трудовому договору.

Порядок принятия решения органами опеки требует рассмотрения:

  • Уровень доходов несовершеннолетнего.
  • Мотивы, которые подтолкнули к принятию решения о необходимости эмансипации.
  • Стабильность и особенности его работы или предпринимательства.
  • Состояние здоровья подростка.
  • Наличие движимого и недвижимого имущества.
  • Длительность занятия определенным видом деятельности, работой, регулярность работы.
  • Прочие обстоятельства, которые могут повлиять на способность несовершеннолетнего выполнять обязанности и пользоваться правами, которые полагаются при полной дееспособности.

Ходатайство подается в уполномоченный орган для рассмотрения - орган опеки. К документу необходимо приложить письменное согласие родителей или опекунов на предоставление эмансипации. Ходатайство является официальным заявлением о том, что несовершеннолетний является способным иметь все права и обязанности, характерные для полной дееспособности. Также необходимо указать, что имеются все условия для того, чтобы несовершеннолетнему была предоставлена эмансипация. Важно, что необходимо согласие обоих родителей. Исключение составляют только те случаи, когда один из родителей:

  • Лишен родительских прав;
  • Недееспособен;
  • Умер;
  • Нет возможности установить его нахождение;
  • Уклоняется от исполнения родительских обязанностей по отношению к данному ребенку.

Рассмотрение заявления о предоставлении эмансипации осуществляется в присутствии самого несовершеннолетнего и его законных представителей. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что все они понимают последствия, преимущества и недостатки, которые влечет эмансипация несовершеннолетних. Органы опеки или суда должны убедиться, что лицо, которому предоставляется эмансипация, не имеет психических отклонений, понимает последствия получения полной дееспособности, осуществляет данный выбор, полностью осознавая его последствия. Также необходимо убедиться, что жизненный опыт и знания несовершеннолетнего дают ему возможность участвовать в правоотношениях и выполнять все обязанности, не прибегая к помощи родителей или опекунов. Принимается во внимание способность осознанно выражать свою волю, принимать решение, формулировать мотивы, которые движут им в принятии решений.

После полноценного рассмотрения дела, уполномоченные органы выносят решение о том, что несовершеннолетний получает или не получает эмансипацию. Постановление - официальный документ, который дает право полной дееспособности подростку. Причины отказа от предоставления эмансипации органами опеки: нарушение условия необходимости согласия родителей или опекунов или одного из них, имеется ограничение на использование доходов.

Если дело рассматривается в суде, помимо самого заявления, необходимо обязательно указать:

  • Основания, которые дают возможность предоставить эмансипацию. Поскольку обращение в суд подразумевает отсутствие согласия родителей, необходимым условием является предоставление трудового договора, документ о том, что несовершеннолетний является предпринимателем. В документе указывается факт того, что лицо, как индивидуальный предприниматель, выплачивает налоги.
  • Прилагается отказ законных представителей подростка дать разрешение на эмансипацию.

В суд также подается заявление, если до этого документы подавались в органы опеки, но там был получен отказ. При наличии веских оснований, дело может быть пересмотрено в судебной инстанции.

Заявление в суд может подать один из родителей или других законных представителей при несогласии другого, поскольку в такой ситуации органы опеки согласия на эмансипацию не дадут.

Правовые последствия эмансипации

Получение эмансипации является предоставлением подростку всех прав и обязанностей, которыми пользуются лица с полной дееспособностью:

  • Полная ответственность - материальная, имущественная;
  • Акт эмансипации необратимый;
  • Родители и законные представители не несут ответственность за действия несовершеннолетнего, который получил эмансипацию.

Полная дееспособность предоставляется только после детального рассмотрения особенностей дела органами опеки или судом, когда уполномоченные лица убедятся, что несовершеннолетний осознает последствия получения полной дееспособности.

: Электровозбудительная сила - Эрготинъ . Источник: т. XLa (1904): Электровозбудительная сила - Эрготин, с. 704-708 ()


Эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее от мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Э. является, таким образом, актом освобождения, восстановлением естественного состояния и торжеством права над узурпацией. О судьбах женщины до XIX в. см. XI, 873 и сл. Э. женщин - явление новое, начатки которого относятся к великой французской революции. Вслед за декларацией прав человека Олимпией де Гуж (см. IX, 869) формулирована была «декларация прав женщины». Главные требования её заключались в активном и пассивном избирательных правах и в допущении ко всем должностям. Во времена конвента женщины принимали участие в клубах, вмешивались в прения, основывали особые женские клубы («Amies de la constitution », «Femmes républicaines» и др.) и защищали свои права в особых печатных органах. Когда вожди женского движения стали предлагать представительницам своего пола одеть мужские костюмы, чтобы уничтожить внешние различия полов, конвент постановил лишить женщин права иметь свои собрания и закрыть женские клубы (30 октября 1793 г.). Э. женщин вновь выступила на сцену в эпоху июльской революции 1830 г.; к этому времени относится и появление самого термина («émancipation de la femme »). Возрождение женского вопроса находилось в тесной связи с французским социализмом и достигло кульминационной точки в сенсимонизме, с его учением о «паре» (couple, см. XXIX, 570). Более реальные цели стали преследоваться сторонниками Э. со времени февральской революции 1848 г., когда за это движение стал Консидеран (XVI, 43) , предложивший в парламенте даровать избирательные права женщинам. Несколько позже то же предложение и столь же неуспешно внесено было Пьером Леру. С половины XIX в. феминистическое движение во Франции все развивалось, но больших политических приобретений им не сделано. В 1892 г. женщинам-рабочим было предоставлено право голоса в добровольных третейских разбирательствах с работодателями. - В Англии Мэри Вольстонкрафт в книге: «Vindication of the rights of woman» (Лондон, 1792), написанной под влиянием Кондорсе, старалась доказать, что недостатки и слабости женского пола - исключительно последствия неправильного воспитания и ложного общественного положения женщин. Она указывала на необходимость экономической независимости женщин и признания за ними тех же общественных и политических прав, какими пользуются мужчины. Во имя нравственной чистоты она предлагала воспитывать мальчиков и девочек совместно в общественных школах. В половине XIX в. Э. женщин в Англии много обязана литературной деятельности Бентама, Герберта Спенсера, в особенности, Дж. Стюарта Милля (см. XIX, 306) . О росте гражданских прав женщины в Англии во второй половине XIX в. см. Женщина в праве (XI, 882) . По почину социологического общества, в Англии появился первый союз для поощрения женского промышленного труда, за которым последовали другие общества подобного же характера. С 1865 г. началась агитация за избирательные права женщин при парламентских выборах. Право активного участия в муниципальных выборах было предоставлено в 1869 г. самостоятельным (незамужним), платящим налоги женщинам. Акт о местном управлении 1894 г. дал женщинам в Англии активное и пассивное право при выборах в общинный и окружной советы; они могут даже председательствовать в этих советах, но не имеют права быть мировыми судьями. Стремление к дарованию женщинам права участия в парламентских выборах до сих пор оставалось безуспешным, но предложение, сделанное по этому предмету в 1897 г., получило большинство в палате общин; только несогласие палаты лордов не дало законопроекту войти в силу. Из британских колоний дальше всего на пути Э. женщин пошла Новая Зеландия, где с 1893 г. все местные жительницы, не моложе 21 года, имеют избирательные права. Такие же права женщинам в 1894 г. даны и Южной Австралией. Во всей Австралии в отношении общинных выборов не признается различия прав обоих полов. В Канаде женщинам принадлежит активное право участия в общинных выборах. - В Германии еще в 1792 г. Т. фон-Гиппель издал книгу: «Ueber die bürgerliche Verbesserung der Weiber», в которой во имя государственного блага требовал освобождения женщины. Он стоял за совместное воспитание мальчиков и девочек и за допущение женщин ко всем профессиям. Для облегчения физического воспитания он предлагал одинаковую одежду до 12-летнего возраста. Предложения Гиппеля не встретили поддержки в германской литературе, и до последнего времени в Германии практически не существовало политического женского движения. Избирательные права принадлежат женщинам только на местных общинных выборах, но и то не везде и большей частью только незамужним. С 1860-х годов стали появляться многочисленные общества и союзы, чаще всего устроенные одними женщинами; стали возникать учебные заведения, сильно подвинувшие вперед женское образование (см. XXI, 869) - В Северной Америке с самого начала положение женщины было более выгодное, чем в Европе. То обстоятельство, что женское население в большинстве местностей в Штатах долго было в меньшинстве, привело к тому, что как замужние, так и незамужние женщины искони пользовались здесь большей свободой и самостоятельностью, чем у народов более древней культуры. Эбигайль Смит Адамс, жена президента Адамса, еще в 1776 г. требовала допущения женщин к общественным школам и политической их равноправности. Первое из этих требований было удовлетворено, но требование политической равноправности для всей совокупности Соединенных Штатов осталось невыполненным: только Нью-Джерси и Виргиния на первых порах предоставили женщинам избирательное право. В настоящее время число должностей и занятий, открытых для женщин в Штатах, весьма значительно, и во многих либеральных профессиях женщины главенствуют: например, в учительском персонале женщины составляюсь в Штатах ⅔. Существование гражданской равноправности вызывает в Штатах усиленное движение к политической равноправности, так как до сих пор в федеральных выборах женщины в Америке не принимают участия, несмотря на предоставленное им в нескольких штатах право голоса. Главным аргументом американских женщин в пользу дарования им избирательных прав являются избирательные права негров: они находят несправедливым отказ образованным женщинам в праве, данном представителям низшей расы. - В Норвегии 23 мая 1901 г. женщинам, достигшим 25 лет и лично или сообща с мужем платящим 300-400 крон подоходного налога, предоставлено право голоса в коммунальных общинных выборах. Тогда же в Христиании Рагною Нильсен основан был «Союз женщин-избирательниц», поставивший себе целью вести самостоятельную политику. Количество избранных коммунальными представительницами женщин оказалось весьма незначительным, менее 1% числа мужчин, причем меньше всего женщин было избрано в деревнях. Между тем, женщины-избирательницы представляли собой ⅓ всех голосов в стране. Те немногие женщины, которые были избраны, оказались, однако, весьма энергичными и, во всяком случае, не принесли вреда своей деятельностью. - В настоящее время почти во всех государствах Европы и Америки насчитываются союзы женщин, преследующих цели Э., или феминистические союзы . Феминистки (то есть сторонницы женской Э.) имеют свои периодические органы и создали уже целую литературу по своему предмету. Для международного общения феминисток устраиваются международные съезды или конгрессы. Союзы для развития женской Э. на первых порах исключительно преследовали цели образования и приискания заработка. Первое общество подобного рода - лондонское общество для поощрения женских работ, - основано было лордом Шэфтсбюри и National Association for social science. По его примеру в 1865-66 гг. появился германский Lette-Verein, прототип позднейших германских женских экономических и образовательных союзов, которые в 1869 г. соединились в один «Verband der deutschen Frauenbildungs und Erwerbvereine». Больше внимания на развитие женских прав обращена было в лейпцигском женском союзе, основанном Луизой Отто-Петерс и Августой Шмидт. Созванная в 1865 г. первая женская конференция привела к основанию «всеобщего германского женского союза», органом которого служил журнал «Neue Bahnen» (Лпц., 1875 и след.). По примеру Германии, и в Австрии многочисленные женские союзы составили «всеобщий австрийский женский союз». В конце 1880-х годов в Германии стало развиваться более радикальное течение, приведшее к основанию обществ под общим названием «Frauenwohl». Здесь уже прямо ставится вопрос о равноправности, а также о защите женщин-работниц. В 1899 г. сформировался союз прогрессивных женских обществ, избравший для своих занятий пять областей: 1) вопрос о работницах, понимая под этим и заботу о детях рабочих и т. п., 2) призрение сирот и бедных, 3) заботу об арестованных женщинах, 4) вопрос о совместном обучении обоих полов и 5) вопрос о надзоре за нравственностью. На конгрессе 1901 г. был еще прибавлен вопрос о женской прислуге. Для целей исключительно образовательных учреждено общество «Frauenbildung-Frauenstudium», распространенное по всей Германии. Женские профессиональные союзы появились с 1890-х годов почти повсеместно в Германии. В 1891 г. в Америке создался национальный союз женщин (National council of women), по образцу которого в 1894 г. в Берлине устроен союз германских женских обществ (Bund deutscher Frauenvereine). Подобные союзы появились и в других государствах. Среди работниц на фабриках стали появляться особые общества с 1870-х годов. Многие из них возникли в австралийской колонии Виктории в 1880-х годах. После того как союзы мужчин-рабочих высказались в 1889 г. за организацию представительниц женского труда, подобные общества стали в большом числе появляться в Англии. Решение мужчин-рабочих вызвано было тем соображением, что улучшение платы за женскую работу сделает женскую конкуренцию менее опасной мужчинам. Особенно трудилась над устройством женских рабочих союзов леди Дильк, а еще раньше неё - г-жа Мод Станлей явилась горячей поборницей устройства клубов для лондонских работниц. В Соединенных Штатах конгрессы женщин стали собираться с 1848 г. В 1850 г. состоялся первый женский конгресс, исключительно касавшийся вопросов избирательного права (National Woman Suffrage Convention). В 1869 г. создались два больших общества: ежегодно собирающееся в Вашингтоне National Woman Suffrage Association, с газетой «The Revolution», и передвижное общество American Suffrage Association, с журналом «Woman’s Journal». В 1890 г. они слились в «National American Woman Sufrage Association». По типу этих обществ основано в Англии в 1867 г. National Society of Women, первым президентом которого был Дж. Ст. Милль. Первым международным учреждением в области Э. женщин явилась основанная в Женеве в 1868 г. Ligue internationale des femmes. В 1888 г. в Чикаго был основан «международный совет женщин» (International council of women), к которому примкнули 11 обществ, в том числе германский Bund deutscher Frauenvereine. Ростом движения в пользу Э. следует объяснить и появление большого количества женских благотворительных обществ, имеющих целью то взаимную поддержку, то заботу о бедных, больных, рожающих, безработных. Своеобразным явлением в области феминизма является американское женское общество трезвости - Woman’s Christian Temperance Union, основанное в 1873 г. в Бостоне, насчитывающее теперь более 200000 членов и обладающее капиталом в 150000 фн. стерл.

Избыток во всех культурных государствах женского населения над мужским привел, помимо всяких законодательных распоряжений, к частичному занятию женщинами под давлением нужды некоторых профессий, ранее находившихся в сфере исключительно мужского труда. По данным конца XIX в. % женского рабочего населения сравнительно с общим количеством женщин был: в Австрии - 47%; в Германии - 20%; в Италии - 40,8%; во Франции - 21,6%; в Англии - 17,3%. В Германии наибольшее количество женщин занято сельскохозяйственными работами, приготовлением одежды, ткачеством и продажей в магазинах. Участие женщин в кустарной промышленности значительнее, чем участие в ней мужчин. На местах руководителей предприятий и на самостоятельных работах женщины встречаются реже мужчин. В либеральных и высших профессиях количество их все усиливается, особенно в учебном и врачебном деле. Учительницы составляют следующий % преподавательского персонала: в Австрии - 20%, во Франции, в Италии, в Англии - 50-60%, в Германии - 17%.

Весьма значительно число женщин на службе путей сообщения, почт и телеграфов. Низшие должности среди чиновничества часто занимаются женщинами в Америке (около 8% всех должностей). Весьма невелико число женщин-адвокатов и женщин-пасторов (в Америке последних - около 165). Немало женщин-художниц, архитекторов, бухгалтеров и писательниц. В области труда женская Э. от мужского покровительства достигнута еще далеко не вполне. Женский труд оплачивается ниже (на ½ - ⅔) мужского, что объясняется, с одной стороны, сравнительной новизной этого труда, с другой, - меньшей требовательностью и большей беззащитностью женщин. Ср. Лили Браун, «Женский вопрос. Его историческое развитие и экономическое значение» (2 изд. на русск. яз.); Магу Wollstonecraft, «Vindication of the rights of woman» (Лонд., 1792); Th. v. Hippel, «Ueber die bürgerliche Verbesserung d. Weiber» (B., 1762); Laboulaye, «Recherches sur la condition civile et politique des femmes depuis les Romains » (П., 1843); J. St. Mill, «On the subjection of woman» (Л., 1869; 5 изд., 1883); Th. Stanton, «The woman question in Europe» (Л., 1884); Behel, «Die Frau und der Socialismus» (Штуттгарт, 1900, 31 изд.); Helene Lange und Gertrud Bäumer, «Handbuch der Frauenbewegung» (I-II, Б., 1901). нем. журнал «Die Frau» (издат. Helene Lange, В., с 1893 г.); Станлей Мод, «Клубы для работниц в Англии» (1902).

Если в Западной Европе женское движение направлялось по двум, правда, переплетающимся руслам, из коих одно конечным своим пунктом имеет уравнение женщин с мужчинами в гражданских и политических правах, а другое, - обеспечение экономической самостоятельности женщин, главным образом, путем расширения их образования,- то в России для женского движения первое русло было и остается совершенно закрытым. Действительно, в сфере гражданских прав (за исключением области наследования) русское законодательство издавна признавало за женщинами то, чего на Западе им приходилось добиваться путем настойчивой борьбы (см. Женщина в гражданском праве, XI, 879-885). Крупным шагом вперед является состоявшийся недавно сенатский указ, открывший женщинам крестьянского сословия возможность получать, при наличности известных условий, вид на жительство и без согласия мужа. В области публичного права женское движение не может найти у нас почву уже в силу общих условий нашего правового строя. Тем не менее и здесь кое-что может быть отмечено. Женщинам предоставляется участвовать, по имущественному цензу, в выборах дворянских, земских и городских, но не иначе как через уполномоченных ими на то лиц мужского пола, причем круг лиц, коим может быть дано такое полномочие, ограничен по закону ближайшими родственниками и мужем. В последнее время многие земства высказались за расширение избирательных прав женщин в области земского самоуправления, в смысле отмены ограничений по выдаче полномочий на участие в выборах (Тихвинское, Гжатское), или в смысле предоставления женщинам права непосредственного участия в выборах (Звенигородское, Тамбовское, Бирское, Казанское, Елецкое), или даже в смысле предоставления женщинам права быть избираемыми в земские гласные. В Казани дворянское собрание высказалось за то, чтобы лица женского пола, приглашаемые уездными предводителями дворянства в помощь по наблюдению за начальной школой, могли быть избираемы в члены училищных советов. В 1898 г. состоялся закон о даровании прав государственной службы женщинам-врачам. Движение в пользу бытового уравнения женщин и мужчин проявилось у нас первоначально на почве теории о «свободе чувства», проникшей в русское общество под влиянием идей Жорж Санд. Освобождение крестьян, поставившее значительную часть дворянства в необходимость изыскивать средства к существованию трудом, присоединило к этому экономический фактор, а общее движение 1860-х годов, производившее переоценку всех устоев русской жизни, придало стремлениям женщин отчасти и угловатые формы, дававшие обильный материал для беллетристов всех направлений (ср. образ Кукшиной в «Отцах и детях» Тургенева). Скоро, однако, крайности стерлись, и в результате получилось здоровое движение в пользу распространения и расширения женского образования (XI, 866-872) , приводящего к расширению сфер применения женского труда и служащего, следовательно, главнейшим залогом экономической самостоятельности женщины. В этой области замечается за последнее 10-летие значительное оживление. К восстановленным в 1889 г. высшим женским курсам в Петербурге присоединились: женский медицинский институт, положение о коем Высочайше утверждено 1 июня 1895 г.; женский педагогический институт, преобразованный в 1903 г. из педагогических курсов, существовавших при петербургской Александровской гимназии с 1863 г., в высшее учебное заведение с двумя отделениями (математическое и словесное) и четырехгодичным курсом; высшие женские курсы, восстановленные в 1900 г. в Москве и в 1903 г. в Одессе. Число слушательниц, которые могут найти место в этих высших учебных заведениях, далеко, однако, недостаточно, что вызывает к жизни частные учреждения подобного рода, напр., в С.-Петербурге «курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования», руководимые П. Ф. Лесгафтом, «естественнонаучные курсы», руководимые В. М. Шимкевичем, «общеобразовательные вечерние курсы при гимназии М. Н. Стоюниной» и др., а равно отдельные курсы лекций, открываемые преимущественно в университетских городах, но не имеющие постоянной организации. Постепенно расширяются и права воспитанниц высших женских учебных заведений. В 1901 г. министру народного просвещения предоставлено разрешать назначение окончивших высшие женские курсы преподавательницами всех классов женских гимназий; такое же право предоставлено в 1903 г. главноуправляющему канцелярией по учреждениям Императрицы Марии по отношению ко всем институтам. Высочайшим повелением 6 мая 1903 г. начальству вновь образованного женского педагогического института, с открытием 4-го курса института, дано право ходатайствовать о предоставлении окончившим институт прав преподавания по предметам их специальности во всех классах женских гимназий, институтов и равных с ними заведений. Женщины допускаются преподавательницами музыки и иностранных языков в младших классах мужских средних учебных заведений. Жизнь выяснила, что даже чисто теоретическое образование женщин может получить прикладное значение и помимо сфер преподавания и литературного труда. Так, широкая постановка преподавания химии на с.-петерб. высших женских курсах привела к тому, что слушательницы этих курсов, специально изучавшие химию, получали места в лабораториях как правительственных, так и при частных заводах и фабриках. Иногда бывшие слушательницы курсов не только служат лаборантками, но и занимают вполне самостоятельное и ответственное положение. В пору «промышленного оживления» 1890-х годов спрос на специалисток по химии превышал даже число желавших занять такие места. К женщинам-врачам, женщинам-дантисткам и женщинам-фельдшерицам присоединились за последнее время женщины-фармацевты. Изучающие фармацию женщины, окончившие полный курс женской гимназии и выдержавшие экзамены по латинскому языку в объеме первых четырех классов мужских гимназий, могут после двухлетней практики, держать экзамен на звание помощника провизора, а после трехлетней помощнической практики женщины-фармацевты будут допускаться к слушанию лекций на особых курсах при военно-медицинской академии, по окончании которых будут получать звание провизора. Широкое развитие получило применение женского труда и в правительственных учреждениях (особенно в почтово-телеграфном ведомстве) после того, как они разновременными распоряжениями стали допускаться к занятиям в этих учреждениях по вольному найму, причем, однако, женщины получают оклады значительно меньшие, нежели мужчины, при одинаковой количественной и качественной работе. В государственном банке существует отдел (по резке купонов при отделении вкладов на хранение), в котором к занятиям допускаются только женщины и начальником которого состоит также женщина. Широкое применение получил женский труд на железных дорогах. По отчету пенсионной кассы служащих на железных дорогах (в которой участвуют не все служащие) число служащих женщин простиралось к 1 января 1900 г. до 24601 (9½% всего числа служащих) из коих значительная часть (15176) - замужние, имеющие детей. Стремясь к поднятию образовательного уровня агентов службы движения, министерство путей сообщения признало желательным, чтобы на всех железных дорогах были предприняты опыты замещения женщинами, окончившими средние учебные заведения, должностей начальников станций, их помощников и кассиров. Первый такой опыт был сделан и оказался вполне удачным на Рязанско-уральской железной дороге. В открытые в 1903 г. в С.-Петербург при Импер. русском технич. обществе «железнодорожные курсы» принимаются и женщины. Многообещающим началом является разрешение, данное в 1903 г. инженер-генерал-майору Труханову открыть в Москве технические женские курсы по специальностям строительной, механической и электротехнической. В периоде зарождения находится у нас сельскохозяйственное образование женщин, хотя начало ему было положено еще в 1883 г. г-жею Мариуца-Гриневой, открывшей первую женскую сельскохозяйственную школу в Киевской губ., в Бердичевском у. В настоящее время сельскохозяйственных женских школ, преимущественно средних, насчитывается свыше 15. С 1899 г. существует в С.-Петербурге «Общество для содействия сел.-хозяйственному образованию женщин», председателем которого состоит И. А. Стебут, горячий поборник этого дела. Обществом представлен министерству земледелия проект учреждения высшего женского сельскохозяйственного института, который мог бы служить как для образования сведущих хозяек, так и для подготовки учительниц в средних и низших сельскохозяйственных училищах. Наконец, экономической самостоятельности женщин служат курсы коммерческие, счетоводные, бухгалтерские, стенографические, частью специально женские, частью допускающие к занятиям женщин наряду с мужчинами, в С.-Петербурге, Москве, Саратове и некоторых других городах.

Наиболее характерными для женского движения в России учреждениями, помимо обществ содействия отдельным отраслям женского образования, являются: «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Общество охранения здоровья женщин», «Российское общество защиты женщин», а также «Общество попечения о молодых девицах» - все четыре в С.-Петербурге. При «Русском женском взаимно-благотворительном обществе», являющемся в то же время клубом, куда допускаются исключительно женщины, и насчитывающем 835 членов, существуют: общежитие для членов общества; временное общежитие для нуждающихся женщин до приискания ими занятий; очаг для детей интеллигентных тружениц; библиотека имени Н. В. Стасовой; литературно-музыкальный кружок; бюро для приискания занятий; касса взаимопомощи; кружок «на помощь детям». «Общество, охранения здоровья женщин», существующее с 1899 г. и насчитывающее около 350 членов, имеет целью развитие среди русских женщин любви в физическим упражнениям, реформу современного женского костюма, популяризацию гигиены во всех слоях общества, выработку условий более нормального женского воспитания и т. п. «Российское общество защиты женщин» поставило себе между прочим целью борьбу с торговлей «живым товаром»; «юридический отдел» общества оказывает юридическую помощь женщинам. Отделы общества устраивают для женщин ремесленниц и фабричных работниц воскресные чтения и развлечения. При обществе действует попечительство о еврейских девушках-ремесленницах, устраивающее такого же рода чтения и развлечения по субботам. Отделения общества существуют в Нижнем Новгороде, Баку, Томске. «Общество попечения о молодых девицах», состоящее из нескольких отделов, в разных частях города устраивает для молодых девушек (преим. женская прислуга и фабричные работницы) воскресные чтения и развлечения.

Понятие эмансипации традиционно связывается со слабым полом, который в стремлении достичь равенства в наборе прав и обязанностей уже на протяжении нескольких столетий ведет упорную борьбу на всех уровнях. Термин этот возник в качестве противовеса манципации, которой древние римляне именовали обряд наложения обременения на вещи в случае смены собственника или совершения иных актов. Эмансипация же означала освобождение ребенка от родительской воли "патерфамилиас" и предоставление ему свобод, присущих взрослому члену общества.

Эмансипация женщин, как политическое и социальное движение, зародилась на гребне демократической волны конца XVIII века, когда разбушевавшаяся Великая Французская революция в числе многочисленных смелых веяний дала жизнь и институту феминизма. Течение объединило самых активных представительниц высшего и среднего слоев общества: это были интеллигентные и образованные женщины, открывшие миру очевидную несправедливость гендерной асимметрии.

Основная победа, которую сумела одержать на своем пути эмансипация женщин - наделение представительниц прекрасного пола политическими правами: сначала речь шла лишь об голоса на выборах), на следующей ступени было признано равное право мужчин и женщин быть избранными в качестве членов парламента, у дам появилась возможность занятия государственных должностей.

Не менее важными свободами, что подарила слабому полу эмансипация женщин, являются такие: признание за дамами права иметь собственность, право трудиться и зарабатывать равную с мужчинами зарплату.

Недавно появились мнения о том, что, помимо таких отрицательных последствий, как снижение продолжительности жизни, и рост числа разводов, эмансипация женщин приводит к постепенному ухудшению генотипа человечества и сокращению числа населения. Сторонники этого течения утверждают: независимые и самодостаточные, наиболее образованные, высокоинтеллектуальные и успешные девушки не спешат создавать семью и рожать детей, стремясь достичь высот в карьере. В итоге многие из них и вовсе отказываются от материнства - по своей воле или ввиду появляющихся с возрастом проблем со здоровьем. Как следствие, генофонд утрачивает высший интеллектуальный потенциал, а популяция уменьшается.

Иное значение получает эмансипация в имея много общего с древнеримским прочтением. Этим понятием именуется обретение недостигшим совершеннолетия подростком полного набора прав гражданина.

В России юридический акт эмансипации возможен в отношении лиц от 16 лет, которые занимаются индивидуальной предпринимательской (с родительского согласия) или иной трудовой деятельностью, что оформляется решением органов опеки. При отсутствии согласия кого-то из родителей обязателен судебный порядок. Также полную дееспособность на основании решения суда приобретают граждане старше 16 лет, вступившие в брак и родившие ребенка. Это тоже эмансипация. Гражданское право России получило этот институт "в подарок" от процессов капитализации общества.

emancipatio ) - отказ от различного рода зависимостей, в том числе и родителей, прекращение действия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.

Само это слово происходит от латинского глагола emancipare - освобождать ребёнка от отцовской власти, в более широком смысле - отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и эмансипированный таким образом обретал не свободу, а нового властителя. Подобное действие - отказ от своих полномочий и передача их другому лицу - было юридическим актом, зафиксированным ещё в Законах двенадцати таблиц , и называлось emancipatio .

Позднее об эмансипации стали говорить не только применительно к римскому праву , называя так аналогичные действия в других правовых системах, например в германском праве . В конце XIX - начале XX веков под детской эмансипацией стали понимать освобождение детей бедноты от непосильного (наравне со взрослыми) труда.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Структурная социология (10): Социология гендера

    Российские женщины и эмансипация: культурная традиция или разрыв с традицией?

    ✪ Александр Дугин: индивид - это случайный набор комбинаторных нарративов

    Субтитры

Полная дееспособность несовершеннолетних

Эмансипация несовершеннолетнего - объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста.

В российском гражданском праве несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя, или занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным имеет место также при вступлении несовершеннолетнего в брак, при этом при расторжении брака полная дееспособность сохраняется. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Вступление в брак не является основанием для того, чтобы считать лицо эмансипированным.

Эмансипация женщин

Эмансипация женщин представляет собой предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Равноправие предполагает право женщин на образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и равную зарплату. См. также Суфражистки , Женское избирательное право .

В литературе: Эмансипированные женщины . предполагает процесс декриминализации и депатологизации гомо- и бисексуальности, а также предоставления им семейных прав и защиты от дискриминации в обществе.

Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным. Указанные действия служат достаточным доказательством того, что несовершеннолетний в состоянии самостоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т. е. достиг уровня зрелости, обычно наступаемого по достижении совершеннолетия. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей, либо суда, если родители или один из них на то не согласны. Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса. Следует иметь в виду, что отдельные права и обязанности возникают исключительно по достижении определенного возраста, как, например, право на приобретение огнестрельного оружия.

Закон предусматривает определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетнему предоставляются более широкие элементы дееспособности. Проявляется это в двух главных областях дееспособности: возможности совершения сделок и самостоятельной имущественной ответственности.

Несовершеннолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возраста (малолетние), по общему правилу недееспособны, все сделки от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако четырнадцать лет - достаточно большой промежуток для становления психики несовершеннолетнего, его интеллектуальной зрелости. Едва ли можно сравнивать уровень осознания совершаемых действий годовалым ребенком и тринадцатилетним подростком. Поэтому закон предусмотрел возможность совершения малолетними определенных сделок. От 6 и до 14 лет - первый возрастной промежуток, с которым закон связывает определенный этап взросления. В этом возрасте малолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Мелкие бытовые сделки - сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме. Из названных двух критериев, вероятно, меньше вопросов вызывает потребительский характер мелкой бытовой сделки. Так, покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практически постоянно, тетрадей, других предметов, необходимых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеют обычный для любого ребенка потребительский характер. Более сложен второй критерий - незначительность суммы сделки. Не говоря уже о таких явлениях, как инфляция, и в условиях устойчивой экономики всегда возникает проблема оценки.


Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, малолетние вправе совершать, поскольку такие сделки, как правило, не налагают на них обязанностей. Так, договор дарения предполагает выражение воли одаряемого на принятие дара, значит, малолетний должен иметь возможность выразить свою волю, принимая какой-либо, пусть даже незначительный подарок. Исключение составляют сделки, для которых предусмотрена нотариальная форма или государственная регистрация, поскольку эти действия предполагают сделки со значительными объектами, например, жилым домом.

Еще большие возможности предоставляет закон малолетним, наделяя их правом совершать сделки по распоряжению предоставленными им средствами. Указанные сделки совершаются под косвенным контролем законных представителей малолетнего, поскольку средства предоставляются либо ими, либо с их согласия третьими лицами. Следовательно, законные представители вполне могут контролировать сумму, предоставляемую ребенку, целевое использование средств и т. д. Реализуя предоставленные возможности, ребенок демонстрирует законным представителям свою зрелость, взвешенность и обоснованность заключаемых им гражданско-правовых сделок, что позволяет корректировать его поведение еще задолго до достижения дееспособности в полном объеме.

Малолетние, несмотря на обладание возможностью совершения определенных сделок, не несут самостоятельной ответственности, являясь недееспособными. Ответственность за их действия, включая сделки, которые они вправе совершать самостоятельно, несут их родители, усыновители или опекуны в полном объеме, они же отвечают и за вред, причиненный малолетними. В целом, хотя статья Гражданского кодекса и названа “дееспособность малолетних”, граждане, не достигшие 14 лет, являются недееспособными. Предоставленные им законом возможности совершения отдельных сделок носят строго исчерпывающий характер и являются исключением из общего правила. Кроме того, нельзя говорить о дееспособности лица, если оно не несет самостоятельной ответственности за свои действия.

С достижением 14-летнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законных представителей. Согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, стипендией или иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также по достижении 16 лет быть членами кооперативов. Право совершения названных сделок означает наделение несовершеннолетних определенным объемом дееспособности, что позволяет говорить об их частичной дееспособности. Подтверждается это и возложением на несовершеннолетних самостоятельной имущественной ответственности по заключенным ими сделкам, а также за причинение вреда. Частичная дееспособность несовершеннолетних позволяет более детально оценивать их уровень зрелости, готовности к самостоятельному участию в гражданском обороте. Наиболее существенным элементом частичной дееспособности несовершеннолетнего является право распоряжения собственным заработком, стипендией и иными доходами. В данном случае несовершеннолетний действует исключительно по своему усмотрению и расходует средства, приобретенные им самостоятельно. А это максимально сближает положение несовершеннолетнего и полностью дееспособного лица. Сложившаяся практика исходит из буквального толкования нормы закона, предоставляющей несовершеннолетнему такое право, и устанавливает, что речь идет только об уже заработанных и полученных средствах. Закон в данном случае не распространяется на распоряжение еще не полученным или будущим заработком, поскольку исключение из общего правила не подлежит расширительному толкованию. Вместе с тем, возможна ситуация, когда несовершеннолетний неразумно расходует заработанные средства. В этом случае законные представители либо орган опеки и попечительства вправе вмешаться и ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. Например, всю зарплату несовершеннолетний тратит на приобретение компакт-дисков с записями любимых им песен, ничего не оставляя на другие цели. Напротив, разумное расходование средств, обоснованные их вложения позволяют родителям ставить перед органами опеки и попечительства вопрос о досрочном наделении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных в законе условий, дееспособностью в полном объеме - эмансипации.



Просмотров