Почему у службы дознания полиции женское лицо. Права и обязанности дознавателя в полиции

1. Отдел возглавляет начальник, который по должности является начальником специализированного подразделения дознания и государственным инспектором Московской области по пожарному надзору. Назначается на должность и освобождается от должности начальником Центрального регионального центра МЧС России.

2. Заместитель начальника отдела назначается на должность и освобождаются от должности начальником Главного управления МЧС России по Московской области по представлению начальника УНД, согласованному с начальником отдела дознания.

3. В отсутствие начальника отдела его полномочия исполняются заместителем начальника отдела.

4. Начальник отдела несет персональную ответственность за организацию работы отдела, выполнение возложенных на него задач, подбор, расстановку, обучение и воспитание личного состава, осуществляет контроль служебной деятельности сотрудников отдела.

5. По поручению руководства представляет УНД во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, ДНД МЧС России, прокуратурой, следственного комитета, ГУ МВД России по Московской области и другими ведомствами, учреждениями, организациями и населением.

6. Является прямым начальником личного состава подразделения. Руководит деятельностью отдела и обеспечивает выполнение возложенных на него задач.

7. Определяет должностные обязанности сотрудников, организует планирование и учёт работы.

8. Представляет начальнику УНД предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности сотрудников отдела. Согласовывает при назначении на должность, перемещении и освобождении от должностей старших дознавателей и дознавателей территориальных подразделений надзорной деятельности.

9. Вносит предложения руководству УНД о дисциплинарном наказании сотрудников отдела, а также сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности, совершивших нарушения законности при производстве проверок и дознания по делам о пожарах, рассмотрении заявлений и сообщений о пожарах.

10. Рассматривает и разрешает жалобы на действия сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иных происшествиях, поступившие в УНД.

11. Вызывает сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности УНД по служебным вопросам, отнесённым к компетенции отдела.

12. Истребует из территориальных подразделений надзорной деятельности УНД необходимую информацию и материалы, связанные с решением возложенных на отдел задач.

13. Организует обобщение и анализ работы по уголовно-процессуальной деятельности, передового опыта и его распространение.

14. Организует и руководит стажировкой дознавателей в отделе.

15. Выезжает в составе следственно-оперативной группы ГУ ВМД России по МО на крупные и наиболее сложные пожары, организует на месте необходимые оперативно-следственные мероприятия.

16. По отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

17. Вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном действующим законодательством, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

18. Осуществляет взаимодействие с ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ по Московской области».

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

По вопросу, касающемуся государственной защиты потерпевших, см. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ.

Комментарий к статье 41

1. Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5 УПК).

2. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели органов внутренних дел, службы судебных приставов, госнаркоконтроля, таможенных органов и органов Государственной противопожарной службы (см. коммент. к ст. ст. 38 и 151 УПК).

Кроме того, дознание вправе производить следователи прокуратуры, МВД России и ФСКН России (ч. 3 ст. 151 УПК).

По решению прокурора дознание по уголовному делу может производиться следователем любого ведомства.

3. Только по решению начальника органа дознания или его заместителя на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40, по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (ч. 1 коммент. статьи).

Аналогичным образом начальником органа дознания или его заместителем должен решаться вопрос о возложении полномочий дознавателя на то или иное должностное лицо для проведения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно (п.

3 ст. 149, ст. 157 УПК).

4. Отвод дознавателя возможен по основаниям, предусмотренным ст. 61 УПК, в порядке, который указан в ст. 67 УПК.

5. Запрет на возложение полномочий дознавателя на то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по делу, обусловлен рядом причин и прежде всего тем, что результаты ОРД подлежат проверке в ходе предварительного расследования в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом. Орган предварительного расследования должен подойти к проверке оперативных материалов беспристрастно и объективно, что исключает совмещение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальных функций одним должностным лицом.

Второй причиной запрета, установленного ч. 2 ст. 41 УПК, является то, что прокурором на дознавателя может быть возложена обязанность поддержания государственного обвинения в суде. В таком случае недопустимость совмещения у одного лица рассматриваемых полномочий еще более очевидна: позиция обвинителя в суде будет крайне уязвимой для нападок относительно его заинтересованности в исходе дела (ч. 2 ст. 61 УПК).

Кроме того, может возникнуть необходимость в допросе лица, проводившего оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу, в качестве свидетеля.

5.1. Данный запрет не носит абсолютного характера. Сотрудники оперативно-розыскных служб могут осуществлять дознание в случае возложения на них полномочий органа дознания начальником органа дознания, но не по тому делу, по которому ими осуществлялась ОРД.

6. О функции уголовного преследования, которую выполняет дознаватель в ходе дознания, см. коммент. к ст. ст. 20, 21, 37, 38.

7. Правовое положение дознавателя во многом сходно с правовым статусом следователя — УПК во многом их сблизил. Особенно это касается повышения процессуальной самостоятельности дознавателя. Поэтому комментарий, данный к ст. 38, во многом распространяется и на ст. 41.

7.1. На дознавателя не распространяются положения ч. 3 ст. 38 УПК.

8. Дознаватель обладает всей полнотой процессуальных полномочий, необходимых ему для производства дознания по уголовному делу, по которым предварительное следствие необязательно. Эти полномочия возлагаются на него начальником органа дознания (см. коммент. к ст. 40 УПК).

9. Согласия начальника органа дознания в соответствии с УПК дознавателю для производства тех или иных процессуальных действий, как и принятия решений, не требуется.

Исключение составляют обвинительный акт, утверждаемый начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК), а также постановление о передаче уголовного дела прокурору после проведения неотложных следственных действий (п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157, а также коммент. к ст. 40 УПК).

9.1. Согласно ч. 3 ст. 144 прокурор, начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК.

10. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела (ст. 146), прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24, 25, 28, 427 УПК, возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственных действий, указанных в п. п. 4 — 8, 11 ч. 2 ст. 29 УПК, в порядке ст. 165 УПК (см. коммент. к ст. 37).

11. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, предусмотренном ст. ст. 97 — 101, 108, 224 УПК. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому меры пресечения в виде домашнего ареста в порядке, предусмотренном ст. ст. 97 — 101 и 107 УПК (см. коммент. к ст. 37).

Аналогично согласие прокурора требуется и при возбуждении дознавателем ходатайства перед судом об отмене (изменении) меры пресечения, избранной по судебному решению (см. ст. 110 УПК, а также коммент. к ст. 37).

Требуется согласие прокурора на отмену или изменение меры пресечения, избранной дознавателем по указанию прокурора (см.

ст. 110 УПК, а также коммент. к ст. 37).

Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому иных процессуальных мер, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся процессуальные действия, указанные в п. п. 9, 10 ч. 2 ст. 29 УПК. Только суд правомочен принимать решения о производстве дознавателем следственных и иных процессуальных действий, указанных в ч. 2 ст. 29 УПК.

О круге иных процессуальных действий и решений, которые дознаватель вправе совершить с согласия прокурора, см. коммент. к ст. 37.

12. Решение прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, может быть обжаловано следователем вышестоящему прокурору (ч.

4 коммент. статьи).

13. Дознаватель не вправе выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

14. Дознаватель не вправе приостанавливать производство дознания. В случае установления обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 208 УПК, он должен передать дело прокурору для принятия решения о приостановлении производства по делу и передаче дела следователю для производства предварительного следствия.

15. По смыслу норм, содержащихся в ч. 1 ст. 145 и ч. 1 ст. 146 УПК, дознаватель полномочен принимать решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора. Какого-либо предварительного согласования с начальником органа дознания для принятия этого решения дознавателю не требуется.

В то же время дознаватель не может приступить к проверке сообщения о преступлении без того, чтобы начальник органа дознания дал ему соответствующее указание и не уполномочил его на проведение процессуальных действий.

15.1. Решение о направлении уголовного дела в другой орган предварительного расследования, а также о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК принимается только начальником органа дознания, а не самим дознавателем (см. коммент. к ст. ст. 145, 157).

16. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которому предварительное расследование проводилось в форме дознания.

16.1. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение у мирового судьи. О круге уголовных дел и полномочиях дознавателя по поддержанию государственного обвинения у мирового судьи см.

коммент. к ст. ст. 320 и 321.

16.2. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение в районном суде по делам, подсудным районному суду, о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым проводилось дознание.

17. В законе не говорится, какого рода указания может давать начальник органа дознания дознавателю. Очевидно, можно говорить об аналогии с полномочиями начальника следственного отдела (см. коммент. к ст. ст. 39, 40).

18. Порядок обжалования дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора предусмотрен ст. 124 УПК.

Согласно ч. 1 ст. 124 надзирающий прокурор рассматривает жалобу дознавателя в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Согласно ч. 2 ст. 124 по результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Дознаватель, подавший жалобу, должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (ч. 3 ст. 124 УПК).

18.1. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору.

18.2. Следует отметить, что, в отличие от следователя, дознаватель не вправе обжаловать решения прокурора по делу, по которому проводится дознание (о полномочиях следователя см. ч. 2 и ч. 3 ст. 38 УПК). Он вправе обжаловать только указания прокурора. Начальник органа дознания, судя по ст. 40 и ст. 124 УПК, не вправе обжаловать решения и указания прокурора по делу вышестоящему прокурору.

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей. А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс. В общем случае, дознаватель – это должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ. По всем остальным делам, а также при наличии указания прокурора, производится предварительное следствие.

Дознаватель – это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция).

К дознавателям также относятся работники: пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, командиры ВЧ и т.д. Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следователь – это сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу. У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий – значительно шире, чем у дознавателя. Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Сравнение

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки». Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке.

К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу. Специализированная служба дознания расследует дела по 68 составам преступления.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции. Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд. Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий.

Выводы TheDifference.ru

  1. Подследственность. Дознаватели и следователи расследуют разные уголовные дела, что закреплено в ст.150 и 151 УПК РФ. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе.
  2. Процессуальная самостоятельность. Многие действия дознавателя требуют фактического разрешения начальника органа дознания (возбуждение уголовного дела). Следователь же выносит обвинительное заключение самостоятельно, и оно приобретает должную правовую силу в момент его вынесения. Кроме того, следователь может остановить или возобновить предварительное расследование, обжаловать различные решения прокуратуры (например, об отмене решения о возбуждении уголовного дела), а дознаватель – нет.
  3. Представительство в различных структурах. Дознаватели не представлены в Следственном комитете России, в то время как в ФССП нет следователей.

Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя

Согласно ст.

5 п. 7 УПК дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен:

  1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

В настоящее время наиболее представительными в количественном отношении являются органы дознания внутренних дел, поскольку они выполняют основной объем работы по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О милиции», в соответствии с которым она подразделена на криминальную и местную милицию (МОБ). В МОБ функции по расследованию преступлений в форме дознания преимущественно выполняют сотрудники специализированных подразделений дознания - дознаватели. Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» определил, что дознаватели органов внутренних дел осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства:

  • дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий;
  • принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, и своевременному направлению материалов для организации их розыска.

Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

Дознаватели ОВД уполномочены :

  • проверять сообщения и заявления о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии с УПК:
  • возбуждать уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК;
  • производить по уголовному делу все необходимые процессуальные и следственные действия;
  • прекращать уголовное дело (уголовное преследование) при наличии оснований, предусмотренных УПК;
  • принимать решения о приостановлении дознания по уголовному делу;
  • направлять уголовное дело по подследственности прокурору для передачи в органы предварительного следствия;
  • направлять уголовное дело прокурору с утвержденным начальником органа дознания обвинительным актом по окончании дознания;
  • составлять и представлять ежемесячный отчет о проделанной работе.

Профилактическая работа дознавателей . Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» закрепил полномочия дознавателя ОВД по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятию мер для их устранения.

Так, дознаватели ОВД обязаны :

  • выявлять при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер к их устранению;
  • направлять информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций или учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • в трехдневный срок информировать соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;
  • осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Кроме того, в ходе расследования уголовных дел дознаватели ОВД проводят лекции, беседы, делают доклады на правовые темы в трудовых коллективах и перед населением, а также выступают на радио и телевидении в целях предупреждения преступлений.

Дознаватель ОВД несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Полномочия дознавателя ОВД находят отражение в должностных инструкциях. Они должны быть составлены для каждого конкретного руководителя и сотрудника. Должностные инструкции дознавателя ОВД составляются в виде таблицы с указанием формы реализации обязанностей и периодичности их исполнения. Инструкция должна содержать общие положения, где разъясняются основные задачи сотрудника и то, кому он подчиняется. Общие положения отражают роль руководителя и сотрудника в подразделении, указывают направления, которые он обеспечивает или за которые отвечает. Кроме того, должностные инструкции состоят из должностных обязанностей, прав и взаимоотношений и связей по должности. В должностных обязанностях отражается, какие непосредственно мероприятия организует или обеспечивает сотрудник.

Права по должности регламентирует Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 1 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. от 25 декабря 2008 г.) //СПС Консультант плюс. .

Взаимоотношения и связи определяются конкретным объемом работы и указывают, с какими государственными, правоохранительными, судебными и иными органами, организациями и учреждениями в интересах решения задач, возложенных на подразделения дознания, руководитель или сотрудник должны строить взаимодействие.

Должностные инструкции составляются в 3 экземплярах. Первый экземпляр хранится вместе с положением об отделе (отделении) дознания в контрольно-наблюдательном (накопительном) деле, второй - у непосредственного начальника подразделения дознания, третий - у сотрудника. Должностные инструкции должны быть внимательно изучены и подписаны каждым сотрудником. Во всех инструкциях должна быть учтена взаимозаменяемость сотрудников. В гор(рай)органах внутренних дел, где в штате работает один дознаватель, его обязанности в случае отсутствия должны быть возложены на наиболее подготовленного сотрудника другой службы МОБ. Инструкции должны быть утверждены начальником ОВД, согласованы с начальником МОБ.

Отвод дознавателя . Глава 9 УПК РФ устанавливает перечень обстоятельств, которые являются препятствием для участия в конкретном деле судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, а также представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. В этих случаях данные лица обязаны сами устраниться от участия в процессе, заявив самоотвод, или же им может быть заявлен отвод другими участниками, в первую очередь подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Разрешение вопросов, связанных с заявленными отводами или самоотводами, осуществляется по правилам и в порядке, установленными законом. В этом случае дознаватель выносит постановление о самоотводе, докладывает о своем решении начальнику органа или подразделения дознания, после чего представляет постановление с материалами уголовного дела прокурору.

Решение об отводе дознавателя в форме постановления принимает прокурор.

Статья 61 УПК определяет общий для большинства отводимых участников процесса перечень обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве конкретных лиц. В других статьях эти обстоятельства конкретизируются применительно к каждому из участников с учетом особенностей их процессуального положения.

Так, если лицо уже является по какому-либо уголовному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем, то приоритет отдается именно этому процессуальному статусу, и данное лицо не может участвовать в производстве по делу в качестве дознавателя. Аналогично решается вопрос в случаях, когда кто-либо из этих должностных лиц является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу, а также если лицо уже участвовало ранее в производстве по делу в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Уголовно-процессуальный закон запрещает участвовать в производстве по уголовному делу дознавателю, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Предыдущее участие в производстве по уголовному делу дознавателя не является основанием для его отвода и не препятствует повторному участию в данном деле в том же качестве.

Вопрос об отводе эксперта, специалиста и переводчика в ходе производства дознания по уголовному делу решается самим дознавателем.

Решение об отводе защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика также принимает дознаватель.

Административно-правовой статус военнослужащих

§ 1. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные…

Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики

1.3 Учредительные документы и документы, регламентирующие внутреннюю деятельность (положения, инструкции, должностные обязанности, нормативы)

Систему муниципальных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики образуют: 1) Устав города Новочебоксарска Чувашской Республики; 2) правовые акты…

2.3 Должностные обязанности юрисконсульта

Юрисконсульт — это должностное лицо, юрист, ведающий разрешением правовых вопросов в учреждении и выступающий как защитник его интересов…

Деятельность юрисконсульта ООО «Триоль»

Должностные обязанности юрисконсульта:

— разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера; — осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии…

Дознаватель как должностное лицо органа дознания: уголовно-процессуальный статус и проблема его реализации

2.3 Проблемы принципа самостоятельности дознавателя

Процессуальная самостоятельность дознавателя, является одним из важнейших элементов процессуального статуса дознавателя, как самостоятельного субъекта уголовного процесса. Процессуальная самостоятельность дознавателя…

1. Понятие дознавателя. Соотношение понятий органа дознания и дознавателя

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия…

Дознание как сокращенная форма предварительного расследования

2.

Развитие правового статуса. Права, обязанности, самостоятельность дознавателя

Морева О.С. в своем диссертационном исследование отмечает, возможность деления становления дознания как формы предварительного расследования на следующие этапы: 1) с древних времен по 1864 г; 2) 1864 по 1905 г.; 3) с 1905 по 1960 г.; 4) 1960 по 1992 г.; 5) 1992 по 2002 г…

Дознание как форма предварительного расследования

2.2. Правовой статус дознавателя

Дознание, как форма предварительного расследования

2.4 Правовой статус дознавателя

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст…

Институт дознания в уголовном процессе

2.2 Правовой статус (права и обязанности) дознавателя

Дознаватель наделен следующими основными правами: Уголовный процесс России: Учебное пособие / Под ред. З.Ф. Ковриги, Н.П. Кузнецова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — С. 193…

Компетенция начальника отделения дознания, руководителя группы дознания и дознавателя

1.3 Компетенция дознавателя (старшего дознавателя)

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации рассматривает и проверяет заявления и сообщения о преступлениях…

Обязанности юрисконсульта в ООО «Автотрейдинг». Подача иска

1. Структура организации и должностные обязанности

Структура компании ООО «Автотрейдинг» — корпоративная. Компания имеет руководство в лице генерального директора…

Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам

2.1 Должностные обязанности во время практики

К должностным обязанностям при прохождении практике относилось: 1. Прием и консультирование граждан. 2. Работа с клиентами на предмет заключения договора. 3. Работа с клиентами- гражданами. Составление доверенности и проекта завещания 4…

Роль юрисконсультов в экономике

2.4 Должностные обязанности и требования к юрисконсульту

Характеристика деятельности Администрации Паньковского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области

3. Должностные обязанности специалиста 1 категории по вопросам земельных отношений

Специалист 1 категории по вопросам земельных отношений является муниципальным служащим. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы…

Словарь юридических терминов: Дознаватель

Термины из раздела "Уголовно-процессуальное право"

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Дознавателю необходимо получать судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).

В законе прямо указано на недопустимость совмещения участником уголовного судопроизводства оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Так, согласно ч.

2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

В пользу утверждения о том, что органы дознания не осуществляют оперативно-розыскную деятельность, свидетельствует и сравнительный анализ положений п. 24, 36.1 ст. 5, ст. 40, 41, 89 УПК РФ. Так, согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД представляют собой сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, а не УПК РФ. Статья 89 УПК РФ устанавливает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Конституционный Суд РФ в своем решении прямо указал, что результаты ОРД сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, а лишь сведениями об источниках процессуальных доказательств.

Таким образом, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности органы внутренних дел не являются субъектом доказывания, что не позволяет рассматривать их в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения (органа дознания).

Курсовые и дипломные работы по уголовному процессу

В настоящее время закон называет дознавателем должностное лицо, проходящее службу в органе дознания и правомочное вести предварительное расследование дел в форме дознания. В этой роли выступает сотрудник, который ведет деятельность по сообщениям о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 Уголовно-процессуального кодекса. Все прочие подобные составы преступлений относятся к компетенции следователя. Таково общее правило, хотя в отдельных случаях дознание может проводить иное лицо по указанию прокурора. Дознавателем также выступает служащий, которого начальник органа уполномочил провести предварительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств конкретного преступления. Полномочия дознавателя устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Не может выполнять обязанности дознавателя то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по означенному делу.

Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории. Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику. Главное требование - чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Функции дознавателя

Сотрудник, выполняющий функции дознавателя, рассматривает сообщения и заявления о совершенных преступлениях и ведет по ним проверку. По результатам этих действий он принимает одно из двух решений: возбудить производство или отказать в его возбуждении. Начиная служебные мероприятия, сотрудник органа дознания направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, прокурор соглашается с решением или выносит постановление об отказе. Прокурор вправе вернуть материалы дознавателю для дополнительной проверки. Если по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Основные функции дознавателя:

  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение дознания по делу;
  • производство неотложных следственных действий в рамках ведения дела;
  • направление дела руководителю органа для производства предварительного следствия;
  • составление обвинительного акта.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости - возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания - прокурору.

Права дознавателя

Дознаватель имеет право выполнять неотложные действия, находящиеся в компетенции следователя. Речь здесь может идти о тех мероприятиях, которые в случае промедления неизбежно приведут к потере улик, информации, следов, свидетельствующих о совершении преступления.

Дознаватель может вести полное расследование в виде дознания в границах своих полномочий. Проводя мероприятия, дознаватель имеет право принимать ответственные процессуальные решения самостоятельно. К исключениям здесь относятся те случаи, когда по закону для принятия решений требуется согласование с начальником органа дознания, санкция прокурора либо решение суда.

Полномочия дознавателя дают ему право вызывать граждан для допроса, приглашать компетентных специалистов, проводить осмотр, освидетельствование, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Дознаватель имеет право производить выемку документации и предметов. Если есть необходимость, дознаватель может назначить экспертизу по делу.

Среди иных полномочий, которыми обладает дознаватель, - обеспечение возмещения материального вреда, если он нанесен преступлением. Дознаватель имеет право признать гражданина потерпевшим, истцом либо гражданским ответчиком.

Лица, участвующие в производстве по конкретному делу, имеют право заявить отвод дознавателю, а также обжаловать его действия или принятые им решения. Это, впрочем, не ведет автоматически к прекращению выполнения им своих обязанностей в рамках производства. Дознаватель руководствуется в своей деятельности указаниями прокурора, которые обязательны для выполнения. Если сотрудник органа дознания не согласен с такими указаниями, он может их оспорить, направив прокурору обоснованные возражения в письменном виде. В отдельных случаях дознаватель имеет право добровольно отказаться от ведения конкретного дела.

Чем дознаватель отличается от следователя?

Дознаватель, как и следователь, является сотрудником правоохранительных органов. Но перечень полномочий следователя гораздо шире. Следователь может давать письменные указания дознавателю, поручая ему выполнять ряд следственных действий. Он может возбудить производство по более широкому кругу составов, принять дело к исполнению, а также направить его по территориальности.

Следователи рассматривают дела о более серьезных и сложных преступлениях. В ведении дознавателя находятся дела по преимуществу небольшой и средней тяжести. В конечном итоге дознаватели освобождают следователя в его работе от массы самых разных мелочей. В компетенцию сотрудников, проводящих дознание, входят составы преступлений, имеющих сравнительно небольшую общественную опасность. Требования к уровню подготовки следователя более серьезные. Его функции в полном объеме не могут выполнять участковый или оперуполномоченный.

Особенности деятельности дознавателя

Предусмотренные законодательством обязанности дознаватель выполняет в полном объеме и без ограничений. Некоторые действия в рамках проводимых мероприятий он проводит самостоятельно, основываясь на своих убеждениях. Но нередко при выполнении каких-либо действий ему приходится опираться на ведомственные положения, на прямые указания своего начальника или прокурора.

Проверяя уголовные дела и находящиеся в его производстве предварительные материалы, дознаватель руководствуется только указаниями тех должностных лиц, которые уполномочены на то законом.

Закон запрещает дознавателю рассматривать уголовное дело, если он прямым либо косвенным образом заинтересован в его исходе.

Профилактическая работа в деятельности дознавателя

Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.

Производя дознание, сотрудник обращает внимание на условия, которые способствовали совершению преступных деяний. По результатам проверки дознаватель может вносить обобщенные представления в органы, учреждения, организации, которые могут и должны принимать меры к устранению условий, способствующих совершению преступлений. Если руководители организаций не выполняют такие предписания, дознаватель вправе направить информацию в прокуратуру.

Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.

Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:

  • проводит обзорные лекции;
  • выступает с сообщениями перед населением;
  • делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.

Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.

Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления, уголовное преследование лиц, совершивших преступление, обвинение их перед судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания - все эти задачи реализуются в уголовном процессе.

Расследование уголовных дел расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК РФ. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то далее, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Права и обязанности органов дознания

На органы дознания возлагаются:

  • - дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (в порядке, установленном главой 32 УПК РФ).
  • - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Согласно ст. 5 УПК РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание - проведение органом дознания (дознавателем) следственных действий и принятие связанных с ними процессуальных решений в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Дознаватель уполномочен:

  • - проводить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • - проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
  • - самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
  • - осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указание начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данные указаний не приостанавливает их исполнения.

Следует упомянуть об участии защитника при проведении дознания. Защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления удостоверения адвоката и ордера юридической консультации, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Виды дознания, их особенности.

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в пятнадцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, но не более чем на 10 суток, передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 15-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направляется следователю. После такой передачи орган дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю. дознание дознаватель уголовный инструкция

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности, сроки дознания, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещают об окончании дознания.

Заключение

В ходе прохождения мною учебной практики в отделе дознания Отдела полиции № 1 УМВД России по г.Белгороду, мне довелось присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых дознавателем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, осмотр места преступления.

Показания обвиняемого - это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке.

Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.

Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу.

Также в ходе практики я ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение, к примеру, правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.

Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание).

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются:

  • 1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
  • 2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • 3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой ст. 186, ст. 193 и 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.

Также от руководителя практики получала задание по оформлению различных постановлений.

Постановление - любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично, решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта.

В целом моя учебная практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы, а главное - почерпнула знания о применении российского законодательства на практике. Однако я считаю, что для более продуктивного прохождения практики студенты должны изучить или, по меньшей мере, быть знакомы с гражданским и уголовным процессуальным законодательством.

Следователи в полиции занимаются расследованием преступлений по разнообразным уголовным делам. Помимо следователей, заниматься расследованием уголовных преступлений могут и дознаватели, которые считаются должностными лицами. Дознаватели имеют законное право осуществлять разнообразные следственные действия. Но, при этом основные полномочия, которыми наделены дознаватели отличаются от полномочий имеющихся у следователей. Помимо определенных законных прав дознаватели, которые работают в полиции имеют и обязанности. При проведении разнообразных действий по форме дознания, различные процедуры по привлечению к ответственности подозреваемого не выполняются. После того, когда расследование по определенному уголовному делу завершено, тогда оформляется обвинительный акт. В нашей стране, дознаватели, которые работают в полиции имеют полностью законное право на то, чтобы осуществлять проверки и пересмотр разнообразных сообщений о различных происшествиях. А также, принимать определенное решение после завершения просмотра места преступления.

Обязанности дознавателей

Дознаватели обязаны уважать достоинство личности присуще всем без исключения людям и считается неотъемлемым правом. На этом праве базируются основные принципы справедливости в нашем обществе. При этом, имея такое право не значит, что оно будет реализовано само собой. Основным условием для обеспечения такого права на человеческое достоинство считается уважение к достоинству других людей.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

63 юристов готовы Вам помочь.

Сейчас в нашем обществе нет определенных стандартов для того, чтобы осуществить это право на уровне уголовного законодательства. Даже, несмотря на тот факт, что в определенной степени закреплен принцип уважения достоинства абсолютно любого человека, это прописано в Конституции и многих других законах в нашей стране, реализация на деле подобного принципа бывает проблематична. Это право может означать тот факт, что любой гражданин имеет законное право потребовать верной и справедливой оценки собственной личности, а также совершаемых поступков. Также, гражданин может потребовать уважение его, как личность. Вопросы дискриминации по разнообразным признакам необходимо, чтобы были расценены, как определенного рода нарушения данного принципа права. На уровне уголовного закона уважение должно осуществляться ко всем органам власти и лиц, которые занимают определенную должность в государственных структурах.

Основной принцип реализации чести и достоинства представляет собой достаточно сложную систему, которая в некоторой степени предполагает признание за человеком социальных, политических, личных и прочих свобод и их обеспечение на деле. После того, когда расследование по определенному уголовному делу завершено, тогда оформляется обвинительный акт. В действующем постановлении судебных органов РФ от 29.06.2004 г. выделяется такой важный момент, что реализуя от имени государственных органов преследование граждан по делам, касающихся обвинений публичного характера, следователь, так же как и прокурор и прочие должностные лица, которые действуют на стороне обвинителей, должны всеми способами гарантировать охрану законных прав и свобод гражданина. Помимо этого в своей работе они должны исходить из действующего принципа невиновности человека.

Принципы справедливости

Также, они должны принимать свои решения исходя из действующего в нашей стране законодательства. При этом, регламентировать определенное поведение в рассматриваемом деле достаточно сложно, а порой даже невозможно. При осуществлении разнообразных действий, которые предпринимаются в процессе расследования различных преступлений следователю необходимо учитывать все существующие нормы и правила действующего в нашей стране законодательства. При этом, определенное решение, которое принимается следователем, очень часто может зависеть от собственных предубеждений и его непосредственному отношению к имеющимся доказательствам собранным в ходе разбирательства по определенному делу.

При осуществлении работы со всеми имеющимися участниками определенного дела, следователю необходимо быть тактичным и исключить возможное пренебрежение ко всем участникам процесса. Определенное пренебрежение законных прав человека иногда выражается в различных по своей сути формах. Это лишение определенного гражданина полностью распоряжаться собственным телом, как тяжелая пытка, которая сочетает причинение ему боли, как в физическом плане, также и в психологическом. При этом определенный человек может чувствовать некоторое превосходство над другим гражданином. Когда происходит отказ в законных правах в систематическом плане, тогда может быть утрачено определенным человеком чувство самоуважения.

Такого рода унижение может состоять в таком моменте, что некоторые формы жизнедеятельности определенных людей (другая раса, другая культура и прочие) на постоянной основе недооцениваются. Поэтому честь и достоинство имеют непосредственную связь с определенной личностью гражданина. При этом, общество считается одной из действующих систем, которые формируют значимость и определенный смысл.

Важно! По всем вопросам правоохранительных органов и их деятельности, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по работе с правоохранительными органами и их деятельности, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.



Просмотров