Административное право предусматривает. Основные понятия административного права

Администрати́вное пра́во - это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Методы административного права:

1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс

2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне :

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

Конституция РФ

Постановления Конституционного Суда РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

Нормативные указы Президента РФ

Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

Нормативные постановления Правительства РФ

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

Конституции (уставы) субъектов РФ

Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Законы субъектов РФ

Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

Уставы муниципальных образований

Нормативные акты представительных органов муниципального образования

Нормативные акты главы муниципального образования

Нормативные акты местной администрации

Соотношение с другими отраслями права:

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

права , которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio - управление, руководство). Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Признаки

  1. наличие управленческого аппарата;
  2. исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;
  3. используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

Предмет административного права составляют отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права , как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы в Российской Федерации" определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение , выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь , стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон - участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданского правового методов позволяет выявить особенности каждого из них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив, исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права , но прежде всего с конституционным правом. Административное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

Источники административного права

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Задачами законодательства об административных правонарушениях, согласно законодательству об административных правонарушениях, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В основе административной ответственности всегда лежит административное правонарушение. Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, за нарушение которых законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Характеристика административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения определяются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип "власть - подчинения" не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

Неравенство сторон. Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая властными полномочиями по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное право отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Административное и частное право различаются исходными положениями, социальным назначением, принципами и . Частное право допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц); в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанных на добровольности их создания, изменения и прекращения, а также установление порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными липами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Предмет публичного права (как минимум его важнейших частей — государственного и административного права) — государство как носитель верховной и суверенной власти, а также государственная власть в ее различных проявлениях. Административное право как отрасль публичного права является выражением публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.

В административном праве сложился ряд теорий, в которых разграничивается частное и административное (публичное) право. Остановимся на трех из них.

Теория интересов определяет виды интересов, которые обеспечиваются отдельными правовыми нормами, и направления правового регулирования конкретных общественных интересов или действий. Публичное право служит государственным (публичным) интересам, частное право — частным интересам. Публичное право — это система правовых норм, которые регламентируют общественные отношения в целях установления основ социально-государственной жизни, принципов функционирования государства, его органов и служащих. Деятельность государственных органов и организаций, подчиненная строгому правовому стандарту, направлена на создание общего нормального благосостояния населения, обеспечение прав и свобод личности, общественного порядка и безопасности. Частное право, фиксируя правовой статус субъектов, дает возможность в первую очередь реализовать частную инициативу и тем самым воздействовать на интересы ограниченного (часто весьма четко определенного) круга лиц или организаций.

Теория субординации (соподчинения), используемая для разграничения публичного и частного права, раскрывает характер отношений между участниками (субъектами) правовых отношений. Эта теория видит сущность публичного права в образуемом в рамках осуществления публичной власти отношении подчиненности (соподчинения). В публичном праве нижестоящие и вышестоящие субъекты права связаны между собой отношениями подчиненности или соподчинения. В частном праве субъекты права, вступающие в правоотношения, обладают равным правовым статусом (имеется в виду их равноправие при использовании установленных законом возможностей, правил поведения и действий, а также одинаковая степень подчинения определенным правом процедурам и правилам). Для публичного права характерно одностороннее регулирование отношений с помощью закона, административного акта (правового акта управления). Для частного права типичным является договор, заключаемый по доброй воле субъектами права. Эта теория отражает превосходство государства (властной управленческой деятельности) с его арсеналом средств ограничения, организации и принуждения. Однако отношения подчиненности действуют и в сфере частного права, а договорные отношения и правовое равенство субъектов можно обнаружить в области публичного права (например, заключение соглашений, публичных или административных договоров).

Рассмотрим теорию относительности и допустимости правовых норм при регулировании отношений. Административное право содержит правовые нормы, которые имеют адресатом государство или другие субъекты суверенной государственной власти и применяются для регулирования отношений государства или других государствен но-правовых институтов и образований, а также физических лиц (например, граждан), имеющих соответствующий правовой статус (например, использование гражданином права на обжалование действий государственного служащего). Административное право — это особое право государства и его органов. Частное право — это право для каждого индивида и каждого субъекта права.

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иным федеральным законам. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается по некоторым институтам, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-пра- вовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм.

Административное право конкретизирует своими нормами и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, путем организации единой системы органов исполнительной власти, государственной службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административного судопроизводства, защиты прав и свобод человека и гражданина). Конституционное право определяет структуру административно-правового регулирования и устанавливает «стандарты» правового государства в установлении режима функционирования исполнительной власти.

Очень интересные и глубокие взаимосвязи можно обнаружить между административным правом и муниципальным правом. Предметом муниципального права являются отношения в сфере местного самоуправления. Однозначное отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти невозможно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Можно привести несколько, на наш взгляд, существенных аргументов в защиту тезиса об известной относительности разделения исполнительной власти на государственную и муниципальную:

  • местное самоуправление (муниципальное управление) представляет собой одну из форм демократии, т. е. способ формирования власти в государстве путем народного волеизъявления;
  • местное самоуправление — один из главных способов взаимодействия общества и власти на местном (муниципальном) уровне;
  • понятие «местное самоуправление» объединяет понятия «местное» и «управление», указывая на его главным образом управленческую сущность;
  • важнейшие функции местного самоуправления реализуются через специальные муниципальные органы, при этом местное самоуправление имеет те же практические цели, что и государственное управление;
  • муниципальное право регулирует отношения в сфере публичного управления, т. е. управления, осуществляемого органами управления, должностными лицами и служащими муниципального образования. Субъекты муниципального управления используют традиционные для административного права формы, механизмы, методы и средства управления;
  • органы местного самоуправления обладают административной правосубъектностью, т. е. установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцией. Для должностных лиц и муниципальных служащих установлен их правовой статус: традиционный набор полномочий, прав, обязанностей, запретов, ограничений и ответственности;
  • правовая защита физических и юридических лиц от незаконных действий органов местного самоуправления обеспечивается административным правом;
  • в сфере местного самоуправления доминируют традиционно понимаемые управленческие отношения;
  • органы местного самоуправления и государственного управления практически в каждой отрасли и сфере публичного управления тесно взаимосвязаны;
  • органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Таким образом, наука административного права, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своего исследования и такой вид социального управления, как местное самоуправление. Изучение местного самоуправления — это логическое продолжение анализа более обширной темы управления в Российской Федерации, организации и сущности государственной власти, построения исполнительной власти и осуществления ее функций, а также децентрализации управления.

Как система правовых норм, регламентирующих финансовую деятельность государства, основывается в определенных сферах и пределах на методах, используемых в системе административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы устанавливают порядок осуществления финансовой деятельности государства, правовой режим деятельности налоговых органов, систему государственного финансового контроля, административную ответственность за совершение нарушений в финансово-правовой, бюджетной или налоговой сферах. Современная концепция методов правового регулирования финансовых отношений включает в себя применение дозволительного, обязывающего, запрещающего, рекомендательного, поощрительного, договорного, согласительного правовых методов при юридической регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Метод финансового права является самостоятельным, оригинальным инструментом правового регулирования, специфика которого проявляется в его властно-имущественном характере, обусловленном особенностями предмета данной отрасли права, а также непосредственной связью с финансовой политикой государства.

Таможенное право , которое регулирует отношения в области таможенного дела, использует методы административно-правового регулирования и административные процедуры (хотя они и называются таможенными). Основной сферой правового регулирования в области таможенного дела являются отношения, возникающие в процессе: установления порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; таможенного оформления; таможенного контроля; обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц; установления и применения таможенных режимов; установления, введения и взимания таможенных платежей.

Административное право включает в себя, а порой и обеспечивает действие норм экологического и земельного права. Нормы законодательства об охране окружающей среды, санитарного законодательства используют многие административно-правовые институты для управления в соответствующих сферах государственной деятельности (например, экологический контроль, санитарно-эпидемиологический надзор). При этом для применения норм экологического или земельного права часто требуется административно-процессуальное обеспечение, т. е. нормы административного права позволяют на практике реализовывать потенциал норм указанных отраслей права (например, применение административной ответственности за нарушения экологического законодательства, при совершении нарушений санитарного законодательства).

Сравнивают с административным, как правило, на примере институтов государственной службы и административного принуждения. В системе государственной службы в определенных пределах действуют нормы трудового законодательства. Такое положение устанавливается федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся рекомендации судам по применению трудового законодательства к отношениям, регулируемым нормами публичного служебного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства РФ.

Административное право, уголовное , а также уголовно-исполнительное право используют одинаковый метод правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве установлена ответственность за преступления против интересов государственной и муниципальной службы, а также за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции в сфере действия как уголовного, так и административно-деликтного права. Управление в области исполнения уголовных наказаний основывается на традиционных характеристиках государственного управления, обеспечивающего выполнение конкретных задач уголовно-исполнительного права.

Административное право взаимодействует со многими другими отраслями как материального, так и процессуального права. Проводимые сравнительно-правовые исследования показывают наличие у многих отраслей права сходных с административным правом черт: порядка реализации правовых норм, отдельных правовых институтов, методов правового регулирования.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.07.2010 266 Кбайт 716

1. Исполнительная власть: понятие, признаки, содержание .1. Исп власть – это деят-ть по управлению гос-вом и общ-ом, подчиненная контролю со стороны др ветвей власти (зак и суд) и состоящая в в осущ спец созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.Признаки исполнительной власти: 1. Самост-ть и взаимосвязь с зак и суд ветвями гос вл. 2. Подконтрольность зак-ой и суд-ой ветвям гос вл. 3. Осущ-ся спец гос органами и органами мест самоупр, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конст РФ, фед закона и иных нпа.5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий. 6. Применение норм админ принуждения. 7. Подготовка и издание правовых актов управления. 8. Правоприменительная и охранительная деят спец. органов и должностных лиц (гос и мун служащих). Содержание исп вл составляет исполнительно-распорядительная деят-ть по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни гос-ва. Эта деят-ть является подзаконной : она должна осущ-ся только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исп вл имеет возможность осуществлять определенные действия по собств инициативе, т.е. распоряжаться . Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять админ-ое принуждение. Отсюда исп вл - это власть, кот не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предостав-х ей законом полномочий. Осн формами этой исп-расп деят явл-ся: издание прав-х актов управления; использ распоряд-х и контрольных полномочий; закл-е адм-х договоров; проведение организационных мероприятий.

2. Государственное управление: понятие, виды, соотношение с исполнительной властью. Гос упр (ГУ)- это практич-ое, организующее и регул-щее воздействие гос-ва на общест жизнедеят-ть людей в целях ее упорядочения, сохран или преобразования, опирающееся на властную силу. Виды: 1) внутреннее (ГУ), осуществляемое испол органами гос власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, 2) внешнее (ГУ) осущ органами исп власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физ и юр лицам), не входящим в структуру гос администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лиценз-ю); 3) внутриорганизационное (ГУ)- осущ-ие исполнит-распорядит-х функций органами законод власти, судами, прокур-й и иными гос органами, традиционно не относящимися к исп органам гос власти. Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее упр и особенное упр. Общ упр предназнач для любого вида управленч деят-ти и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленч деят-ти. Особ упр распр-ся на конкретные сферы и области - финансы, строительство, с/х и т. д. Исп власть (ИВ) – категория политико – правовая, в то время как ГУ – категория организационно – правовая. Право на сущ-ние имеют обе эти гос-но – правовые категории. Т.О ГУ – реальность, без кот государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назнач оно не что иное, как гос деят-ть, в рамках кот практически реализуется ИВ. ГУ практически осущ-ся и в рамках системы гос власти, базирующейся на началах разделения властей. Свой реальный хар-р ИВ приобретает в деятельности особых звеньев гос аппарата, именуемых исп органами, а по существу являющимися органами ГУ. Т.О. ГУ, понимаемое как исп-но – распор-ная деят-ть, не противопоставляется ИВ, понимаемой как деят субъектов этой власти.

3.Административное право как отрасль российского права: понятие, предмет, метод. АП – отрасль права, нормы кот регулируют обществ отнош, возник в процессе организации и реализации испол власти. Предмет АП – совокупность обществ отнош, складывающихся в процессе организации и деятельности исп. власти. Метод правового регул-я – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Для АП характерны след. методы прав. регул-ния: метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках АП строятся на подчинении одного участника др). метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления). метод согласования (субъекты, находящ. на одном уровне гос. механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора). Метод административного права. Метод адм права – это совокуп предписывающих, запрещ-х и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения. Харак-ка адм-прав метода: 1) представляет собой определенное соотнош средства предписания, запрета и дозволения; 2)наиболее присущи правовые средства распорядительного типа; 3)чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;4)не исключает использ диспозитивных средств; 5)отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отно. Предписание – метод прав урегул (МПР), предполаг возложение на субъекта управленческой деят-ти обязанностей совершения опред действий в условиях, предписанных адм-пр нормой. Запрет – МПР, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отнош воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой прим мер гос принуждения. Дозволение – МПР, предоставляющий участникам управленческих отнош возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, кот определены нормами адм права.

4. Источники административного права: понятие, виды, особенности. Источники адм права (АП) - юр акты различных гос органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Источники АП можно классифицировать по различным основаниям: По юр силе: междунар, общие (общероссийские), межотраслевые, отраслевые, региональные, местные и корпоративные. По гос устройству: федер, субъектов фед, региональные и МСУ. По форме и виду: конвенция, соглашение договор конституции, законы, указы, инструкции, ГОСТ, СНиП идр. По субъектному составу: коллегиальные и единоначальные. Осн ист АП - нпа органов управления, в кот получают свое внешнее выражение и закрепление нормы АП. В зависимости от юр силы нпа можно разделить на: Акты федер органов подразделяются на Законы РФ и подзак федер акты. Акты субъектов РФ подразд на Законы и подзак акты субъектов. Акты органов мест сам . Союзные акты (акты органов бывшего СССР). Междунар акты. Ограниченным по сфере действия ист АП явл нормативные акты руководителей гос предприятий, учреждений. АП относится к числу самых несистематиз-х, а тем более - некодифиц-х отраслей прав системы России. Это объясняется его многопрофильностью. АП по сравнению с др отраслями отличается подвижностью, постоянными изменениями. Это требует обновления адм-правовых актов, устранение пробелов в адм-правовом регулировании - инкорпорации АП (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п. Сейчас кодифицирован лишь один институт АП. Кодекс об адм правонаруш, объединивший нормы материального и процессуального АП.

5.Функции и принципы административного права: понятие, виды. Функция, т.е. назначение, роль, направление деятельности Осн фукц АП: Правоисполнительная ф, предопределяемая тем, что АП есть юр форма реализации ИВ; Правотворческая, являющаяся выражением наделения субъектов ИВ полномочиями по административному нормотворчеству; Организационная, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами АП; Координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой АП сферы ГУ; Правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере ГУ правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отнош; Воспитательная, направленная на формирование позитивного правосознания у граждан. Принципы АП -- это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе АП и выражающие его сущность. Осн. П: демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; федерализм (АП отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов); гуманизм; законность (точное и неукоснит соблюд и испол всеми субъектами нпа); гласности (применяются только офиц опублик нпа); отвественности (реальное наступ адм-прав ответ-ти, а также дисциплинар ответ-ть должн лиц за неправомерное прим норм АП и за недобросов испол своих функций)

6.Система административного права: понятие, виды. Система АП – это его внутр строение, кот выраж в единстве и согласованности адм-х норм, но вместе с тем разделением АП на отдельные правовые институты. Сис АП делят на 2 части: общая и особенная. Общ вкл нормы, охват-щие управление в целом, а особ сост из норм, действующих в пределах отдельных сфер деят-ти ИВ. Система АП как отрасли права: Общая часть: предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс Особенная часть: экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера Общ часть вкл в себя институты:= устанавливающие административно-правовой статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций;= регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);= обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;= регламентирующие принуждение по административному праву. Особ часть вкл институты, регулирующие:- обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;- организационно-хозяйственную деятельность;- социально-культурную деятельность;- деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

7. Наука административного права. Наука АП – это отрасль правоведения, изучающая обществ. отношения, возникающие при формировании и развитии гос. админ. и систему регулирующих их норм. Наука изучает нормы и соответств. им обществ. отношения их качества и особенности реализации и влияния на соц. процессы. Изучает динамику развития админ-но-правовых явлений. Разрабатывает рекомендации по совершенствованию системы. Вырабатывает обществ. понятия, которых нет в законодательстве. Ф-ии науки АП: теоретическая, прикладная, воспитательная. Развитие науки АП в России: 1.имперический (дореволюционный). 2.советский (пост революционный). 3.российский (современный). Называлось полицейским правом. После 1917 эта наука была дважды под запретом. Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее з адачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности. Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений. Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного права относится научно-теоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

8. Понятие, особенности, структура, виды Административно-правовой нормы . Нормы административного права - есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения, правила поведения участников государственного управления. Административно правовые нормы - представляют собой определенные правила поведения, которые устанавливаются государством в лице компетентных органов для урегулирования общественных отношений в сфере государственных отношений. Особенности АП норм : Применяются в сфере государственного управления. Содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления. Отсутствие конкретных санкций в подавляющем большинстве норм, нормы носят рекомендательный характер. Виды АП норм. В зависимости от юридического содержания: Обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий. Запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий. Уполномочивающие - предусматривают возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий. Поощрительные. В зависимости от субъекта: регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и общественного аппарата. закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства. По предмету: Материальные - определяют содержание прав и обязанностей у конкретных сторон в общественных отношениях. Процессуальные - определяют порядок реализации этих обязанностей и прав. По юридической силе: Основные - устанавливаются Конституцией или конституционными актами. Производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами.По сфере применения: Общие. Специальные - носят более конкретный характер, регулируют более узкий круг общественных отношений (напр., положение о санитарном надзоре). Исключительные - предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация. По времени действия : Срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных). Бессрочные. По действию в пространстве: Действующие только в РФ (федеральные и локальные нормы). Действующие за её пределами. Структура АП нормы . Большинство административно-правовых норм носят рекомендательный характер. Структура: гипотеза - диспозиция - санкция. Гипотеза - это обстоятельства. Диспозиция - это права и обязанности. Реализация административно-правовых норм происходит стандартно.

9. Понятие, виды и особенности Адм.-прав-го отношения. АПО – Общ-ные Отнош-я, регулируемые нормами АП, кот. складываются в сфере гос. упр-ния. Особенности АПО: а) в кач. одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исп. власти или его должно. лицо, наделенное упр-ч. полномочиями; б) одна из сторон АПО принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими гос.-властными полномочиями; в) многие органы исп. власти и их должн. лица обладают пр-м издания нормативных актов, действуя по поручению гос-ва; г) АПО могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не явл-ся обязательным; д) споры, возникающие м/у участниками АПО, разрешаются в большинстве случаев в А-м (несудебном) порядке – путем непосредственно юрид. властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исп. власти; е) в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет отв-ть перед гос-вом в лице его органов. Виды АПО: В завис-сти от особенностей участников отношений сущ-ют: а) м/у соподчиненными субектами исп. власти, находящимися на различном организационно-пр-вом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы); б) м/у несоподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на одинаковом организационно-пр-вом уровне (два министерства, администрации двух областей); в) м/у субъектами исп. власти и не находящимися в их организационном подчинении гос. объединениями, предприятиями и учрежд. (финансовый контроль, административный надзор); г) м/у субъектами исп. власти и исп. органами системы МСУ; д) м/у субъектами исп. власти и общ. объединениями; е) м/у субъектами исп. власти и гражданами и др. В завис-сти от гос. устройства различают отн, возникающие: а) м/у центральными органами фед. исп. власти и исп. органами субъектов РФ (м/у правительством РФ и правительствами республик); б) м/у органами исп. власти субъектов РФ, находящимися на одном уровне (м/у правительствами двух республик); в) м/у органами исп. власти субъектов РФ, стоящими на разных уровнях (м/у администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского АО). В завис-сти от конкретных целей возникновения общ. отношений, выделяют: внутренние – отнош., связанные с формированием упр-ческих структур, опред. основ взаимодействия м/у ними и их подразделениями, с распределением прав и обяз., прав и ответственности м/у работниками аппарата органа упр-ия. Стороны в этих отнх – соподчиненные исп. органы, их структурные подразд., должн. лица. внешние – отнош., связ. с непосредств. воздействием на объекты, не входящие в сист. исп. власти (напр., граждан, общ. объед., коммерч. структуры). По характеру юрид. фактов АПО делятся на: а) порожденные пр-мерными действиями; б) порожденные непр-мерными действиями. По содержанию различают следующие виды АПО: материальные – Общ.Отнош. в сфере упр-ия, кот. регулируются материальными нормами АП; процессуальные – отнош., складывающиеся в сфере упр-ия в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, кот. регулируются адм.-процессуальными нормами.

10. Понятие и виды субъекта ( S ) АП. Субъект адм-ного правоотношения. S АП - обладатель прав и обязанностей, кот. он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него АП. Sы АП могут стать Sами адм. пр-отношений, если имеют место: а) адм.-пр-вые нормы, предусматривающие права и обяз-сти Sа; б) адм. пр-способность и дееспособность S; в) основание возникновения, изменения и прекращения пр-отнош-я. S адм.-правотношения – лицо или организация, кот. в соотв. с действующим зак-вом являются участниками упр-ческих отношений, регулируемых нормами АП, наделены опред. правами и обязанностями в сфере гос. упр-ия и способны их осуществлять. Адм. пр-способность – установленная и охраняемая гос. возможность S вступать в АПО. Адм. дееспособность – способность S своими действиями приобретать права и создавать для себя юрид. обязанности, реализовывать их в рамках конкретных АПО. В кач. S АП можно рассматривать РФ, Sы РФ, гос. и негос. организации. В этой роли они обладают адм. пр-способностью. Однако в конкретных АПО они не участвуют. Адм. дееспособностью обладают их органы исп. власти или упр-ия. Виды S АП: Индивидуальные S: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства. Коллективные Sы: а) гос. организации: органы исп. власти (гос. упр-ия); гос. предприятия, учреждения и их объединения; структурные подразд. органов исп. власти, наделенные собственной компетенцией. б) негос. организации: общ. объед. (партии, союзы, общ. движения и т.п.); трудовые колл., различные коммерч. структуры; органы МСУ.

11.Административно-правовой статус гражданина РФ: понятие и структура. Адм.-пр-й статус гражд. РФ – часть общего правового статуса, установленного К РФ, законом «О гражданстве РФ» и др. актами. Адм.-правовой статус гражд. – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами АП, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами гос. и МСУ). Правовое положение граждан определ-ся объемом и характером адм. правосубъектности. Элементы правосубъектности: адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права, предусм. нормами АП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос. управления. адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП, и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами. Виды адм. дееспособности: а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет. На адм. дееспособность влияет наличие у граждан опред. заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм. ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий (бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло осознавать фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич. расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. А-п статус гражданина состоит из пр. статуса личности человека, (жизнь, свобода, честь и достоинство, неприкосновенность частн. собств.), статус гражданина (полит. пр., право на управ. гос., равный доступ к гос.службе, обяз служить в ВС), соц. статус (рабочий, служащий, учайщегося, военнослужащего, пенсионера)- соц. положение, особый а-п статус, кот. гр. приобретает по своему желанию для удовлет. своих индивид. потребностей (любители-охотники, автолюбители, туристы, коллекционеры, они получ. опред документ и спец. пр. и обяз.).

12. Административно-правовой статус юридических лиц: понятие, структура, проблемы Адм-правовой статус Юр лиц – совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юр лиц в сфере гос управления и административной ответственности. Административная правосубъектность юр лиц возникает с момента его гос регистрации. Право заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, возникает с момента получения лицензии. Целевой блок элементов АПС юр лиц: предусмотрена общая правосубъектность для большинства коммерческих организаций; для некоммерческих и некоторых коммерческих – специальная. В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений, преследующих незаконные цели, и нравственность населения, прав и законные интересы граждан. Организационый блок элементов АПС юр лиц. Юр лица осуществляют права и обязанности через свои органы управления: 1. высший орган юр лиц (общее собрание, съезд); 2. совет директоров (наблюдательный совет); 3. коллегиальные (правление, дирекция) или единоличные (генеральный директор) исполнительные органы; 4. орган контроля за финансовой и хоз деятельностью. Компетенция юр лиц (предусмотрена в законодательных актах и учредительных документах) – совокупность прав и обязанностей, в рамках которых осуществляется их деятельность. Права юр лиц подразделяются: 1.на общие, которые реализуются во всех сферах гос управления (право на получение необходимой информации; на обращение в форме жалобы, заявления, ходатайства, уведомления и др; право на защиту в адм-ом и судебном порядке); 2. на специальные, которые реализуются лишь в конкретных сферах (напр., право на получение информациии о порядке исчисления и уплаты налогов). Обязанности: 1. общие (необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязанность гос регистрации создания, реорганизации, ликвидации юр лиц, внесения изменений в уставные документы); 2. специальные (регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выпуск ценных бумаг, обязанность постановки на учет в налоговый орган и для ведения статистических данных, получение лицензии на осуществление определенных видов деятельности и др.)

13. Административно-правовой статус общественных объединений . Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. ОО создаются в нескольких формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и не устранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то ОО может быть приостановлено или ликвидировано. Статус ОО - вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ОО, равно как и вмешательство ОО в деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается. Государство : обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых видов договоров). Государственная регистрация общероссийского и международного объединений производится Минюстом РФ, а межрегиональных, региональных и местных ОО производится соответствующими органами юстиции. Для регистрации подается ряд документов: заявление в регистрирующий орган; Устав; выписка из протокола съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора; документ о предоставлении юридического адреса; для отдельных видов ОО существуют дополнения. Документы подаются на регистрацию в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда. Изменения и дополнения к уставу подлежат регистрации в том же порядке, что и само ОО. Орган, регистрирующий ОО в месячный срок обязан рассмотреть заявление ОО и принять одно из следующих решений: зарегистрировать ОО и выдать свидетельство о государственной регистрации; отказать в государственной регистрации (выдается письменный мотивированный отказ). Отказ может быть обжалован в судебном порядке, зарегистрированные ОО включают их в реестр юридических лиц. Основания для отказа : Устав ОО противоречит КРФ, Конституциям или уставам субъектов РФ и законодательству; не представлен полный перечень документов или они не оформлены в надлежащем порядке; ранее было зарегистрировано ОО с тем же названием, на территории в пределах которой данное ОО осуществляет свою деятельность; регистрирующим органом установлено, что в представленных документах содержится недостоверная информация; название ОО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Религиозные объединения имеют сходную конструкцию АП статуса. Статус определяется КРФ и Законом от 25.10.90 г. «О свободе вероисповедания».



Просмотров