27.05 1998 76 фз о статусе военнослужащих. Комментарий к федеральному закону"о статусе военнослужащих"

Настоящий закон приняла Дума и одобрил Совет Федерации, март 1998 года.
Федеральный закон о статусе военнослужащих с изменениями на 2016 год. Изменения Федерального закона внесены в феврале 2016 г. Издательство последней редакции представляет:

  • 1. Обеспечение жильем членов семей военнослужащих, на каждого не менее 12 метров кв.
  • 2. Пользование служебным жильем, решение жилищной проблемы человека в погонах.
  • 3. Жилплощадь не положена офицерам в запасе.
  • 4. Запрещена коммерческая деятельность, применение в личных целей казенного имущества.
  • 5. Гражданин не может принимать подарки, деньги, оплачивать служебные командировки за счет других лиц.

Бесплатное медицинское обследование. Ежегодно контрактник (не имеющий диплом), его жены, дети, близкие родственники могут пройти санаторно-курортное лечение (курорты Министерства Обороны). Отменяется земельный, имущественный налоги. Пользуются бесплатным проездом.

Закон о статусе военнослужащих последняя редакция

Дополнение

В последние годы российская армия начала стремительно развиваться, вырос престиж военной службы, как контрактной, так и срочной, в том числе благодаря принятию множества мер для того, чтобы сделать срочную службу более безопасной для призывников. В результате этого проблема большого числа уклонистов преобразовалась в проблему, связанную с тем, как попасть в армию, что до недавнего времени казалось фантастикой.

Также, безусловно, сказались изменения, внесенные в профильные законы, модернизация вооружения, повышение денежного довольствия, улучшение бытовых условий жизни солдат и другие факторы. Государство в процессе создания и внедрения реформ также не обошло вниманием ФЗ о статусе военнослужащих.

Общие положения закона

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

  • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
  • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
  • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.

Последние изменения в ФЗ о занятости населения

Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.

О последних изменениях в ФЗ №294 в последней редакции можно узнать

Разъясним несколько важных аспектов закона о статусе военнослужащих, касающихся денежного довольствия и дополнительных денежных выплат.

ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год читайте

На военных возложены обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней. При этом от состава требуется беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером возлагаемых обязанностей, государство предоставляет им многочисленные льготы, гарантии и компенсации. Прописаны в настоящем законе о статусе военнослужащих.

Вам будет интересно:25 ФЗ о муниципальной службе с изменениями на 2018 года. Подробности

Статья 12 закона о статусе военнослужащих прописывает обязанность Правительства Российской Федерации повышать оклад денежного содержания в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ).

ФЗ о полиции. Статья 23 в новой редакции

Закон о статусе военнослужащих закрепляет возможность получения дополнительных денежных выплат и надбавок в виде:

  • Премий за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания;
  • Материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания;
  • Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 50 процентов оклада по воинской должности;
  • Процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания (колеблется в пределах от 5 до 40 процентов);
  • Подъемного пособия на супруга военного, выплачиваемого при переезде семьи на новое место жительства в размере одного оклада;
  • Ежемесячная доплата в случае, когда во время прохождения контрактной службы лицо, помимо собственных обязанностей, выполняет обязанности по должностям, неукомплектованным личным составом, в размере 50 процентов от оклада и др.

Читайте также ФЗ об особо охраняемых территориях РФ

Какие были внесены изменения?

В текущем году в закон о статусе военнослужащих также был введен ряд поправок. Последняя редакция датируется июлем 2017 года. Некоторые изменения также были внесены в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ, основанным на заявлении о несоответствии абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 закона о статусе военнослужащих Конституции Российской Федерации. Рассмотрим подробнее.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ №15

В апреле текущего года в связи с выходом , статья 9 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» о праве на участие в управлении делами государства и общественными объединениями была дополнена пунктом 3: военнослужащие могут принимать участие на безвозмездной основе в управлении общественными государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Министерства обороны России (или другого органа исполнительной власти, в котором настоящим законом была предусмотрена военная служба).

В июле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 148-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 11 о служебном времени и праве на отдых федерального закона о статусе военнослужащих была дополнена пунктом 1.1: для отдельных категорий служащих, которые проходят контрактную военную службу в органах государственной охраны, может предусматриваться иная общая продолжительность служебного времени (ненормированный график). Таким военнослужащим ежегодно должен предоставляться дополнительный отпуск сроком до 10 дней. Порядок и условия его предоставления определяет руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны (ФСО).

Постановлением Конституционного суда РФ от 16 ноября 2017 года по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 федерального закона о статусе военнослужащих в связи с жалобой гражданина, названный пункт был признан частично несоответствующим положениям Конституции Российской Федерации.

Рассмотрим суть некоторых наиболее важных статей закона о статусе военнослужащих.

Статья 2 ФЗ-76 о гражданах, имеющих статус военнослужащих , гласит, что данные граждане проходят военную службу по контракту или призыву в соответствии с и определяет круг лиц, относящихся к данной категории и имеющих данный статус.

Статья 11 ФЗ-76 о служебном времени и праве на отдых описывает порядок определения общей продолжительности еженедельного служебного времени, затрагивает вопрос длительности боевых дежурств, учений, походов кораблей и т.д, за участие в которых военнослужащим после предоставляются дополнительные компенсирующие сутки отдыха или может быть выплачена по их просьбе денежная компенсация (данное положение не относится в военным, проходящим службу в соединениях и частях постоянной готовности).

Лицам, проходящим службу по призыву, а также контрактную службу в военных образовательных организациях, учебных частях, а также в войсках постоянной готовности, предоставляется не менее одних суток отдыха каждую неделю.

В 11 статье закона о статусе военнослужащих также прописывается продолжительность ежегодного основного отпуска. В зависимости от общего стажа военной службы он составляет в основном от 30 до 45 суток.

Служащим по контракту в местностях с неблагоприятным климатом или экологическими условиями, а также занимающим должности, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, отпуск продлевается еще на 15 суток. Общая продолжительность основного отпуска не может превышать 60 дней, не считая времени на дорогу.

Для наиболее подробного ознакомления с остальными аспектами 11 статьи закона ФЗ-76, предлагаем скачать закон о статусе военнослужащих на нашем сайте (ссылка на скачивание дана в последнем разделе статьи).

Статья 15 ФЗ-76 о праве на жилище гласит о том, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жильем. Согласно закону о статусе военнослужащих, этот процесс производится двумя способами: путем выплаты денежных средств на покупку или строительство или предоставлением непосредственно объектов недвижимости. Однако на практике второй вариант в настоящее время практически прекратил свое существование. Во-первых, из-за того, что был дискредитирован многолетними очередями на получение жилья. Во-вторых, потому что варианты получения единовременной выплаты или участия в военной ипотеке для многих являются более удобными.

Площадь объекта недвижимости или эквивалентная денежная сумма по закону о статусе военнослужащих определяются выслугой лет и составом семьи.

Статья 16 ФЗ-76 о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь описывает данную сферу как совокупность благоприятных условий службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов. Забота о сохранении и укреплении здоровья состава по закону ложится на плечи командиров. Военнослужащие и граждане, участвующие в военных сборах, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и обеспечение лекарственными средствами. Также прописаны порядок проведения медико-психологической реабилитации, возможность получения дополнительного дня отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов, право на санитарно-курортное лечение в санаториях и пансионатах, в том числе вне очереди в связи с получением увечья и многое другое.

Статья 19 закона ФЗ-76 о статусе военнослужащих регулирует права на получение образования по военному профилю, а также права и свободы в области культуры.

Статья 23 76-ФЗ определяет порядок увольнения граждан с военной службы: в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, выходом на пенсию, досрочным увольнением и т.д.

Также в 23 статье настоящего закона о статусе военнослужащих указывается, что лицам, уволенным со службы, а также членам их семей при обращении в службу занятости населения предоставляется приоритет при трудоустройстве в различные государственные организации с учетом их специальностей. Прописан порядок исчисления общего стажа работы при последовавшем за увольнением трудоустройством, приоритетное право на получение места для несовершеннолетних детей в школах и детских садах и множество иных аспектов.

Статья 27 закона ФЗ №76 определяет в общем виде должностные и специальные обязанности военнослужащих. Эти обязанности и порядок их исполнения напрямую прописывают федеральные законы, военные уставы и другие нормативно-правовые акты. К специальным обязанностям отнесены несение боевого дежурства, суточные и гарнизонные наряды, а также участие в ликвидации последствий природных катаклизмов.

Скачать действующую редакцию 76 ФЗ

Осуществление социальной и правовой защиты граждан, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации – первостепенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и важнейший фактор воспитания состава.

За свою почти 20-летнюю историю, закон о статусе военнослужащих претерпел множество изменений и дополнений, и все это — в целях его актуализации.

Для подробного ознакомления предлагаем скачать с изменениями на 2017 год. Знание данного закона позволит действующим служащим, а также гражданам, уже уволенным со службы, ознакомиться с предоставляемыми ему по статусу военнослужащего правами и свободами и не допускать их нарушения другими лицами в какой-либо сфере.

Такая часть российских граждан, как военнослужащие, обладают рядом особенных прав и обязанностей. Все это складывается в отдельный статус, которым в установленном законом порядке наделяется каждое лицо, имеющее военные функции. "О статусе военнослужащих" будет подробно рассмотрен в этой статье.

Характеристика статуса

Согласно статье 1 Закона "О военнослужащих", статусом называют совокупность гарантий, прав, свобод и элементов ответственности военнообязанных лиц. Статус должен закрепляться основным законом страны, а также федеральными и прочими нормативными актами. Как известно, военнослужащие должны реализовывать обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации. При этом особый характер обязательных для исполнения функций предполагает наделение военных рядом компенсаций и гарантий.

Статус военнообязанного лица подтверждается специальным удостоверением, которое необходимо бережно хранить. Согласно имеющемуся документу военнослужащие обладают возможностью носить, хранить и применять оружие.

Какие граждане обладают статусом военнослужащего?

В статье 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляются основные положения, в соответствии с которыми определяются лица, которые могут обладать рассматриваемым статусом. Вот кто относится к категории военных:

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" контракт - это специальный документ, который должен соответствовать положениям закона. В контракте закрепляются даты, в течение которых то или иное лицо будет исполнять военную службу.

Статусом военнослужащего могут обладать как российские граждане, так и иностранные. В случае с последней категорией лиц будет заключаться специализированный договор. При этом как россиянам, так и иностранцам положены одни и те же гарантии и компенсации, о которых будет рассказано далее.

Правовая и социальная защита военных

В статье 3 Закона № 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" юридически закрепляются основные гарантии защиты военнообязанных лиц, а также членов их семей. Стоит отметить, что в Российской Федерации действует единая система гарантий, которая, однако, учитывает занимаемую должность, звание, а также общую продолжительность службы. Правовая защита военных - важнейшая функция государства.

Из чего складывается социальная Вот на что здесь стоит обратить внимание:

  • охрана жизни и здоровья военнообязанных;
  • совершенствование институтов и механизмов социальной защиты;
  • реализация прав, гарантий и компенсаций военных органами государственной власти.

Законом ФЗ "О статусе военнослужащих" запрещается ограничивать рассматриваемую категорию лиц в их свободах и правах. А какими именно правами обладают военные?

Права и свободы военнослужащих

Согласно главе 2 рассматриваемого нормативного акта, граждане, реализующие военную службу, имеют право на защиту собственной чести и достоинства. Каждый военный имеет возможность свободно передвигаться и выбирать любое место жительства. Причем касается это как служащих военных, так и уже уволенных.

Свобода слова также является важнейшим правом военных, но в несколько особом виде. Так, военнообязанные граждане не должны критиковать и обсуждать приказы своего командира. В свободное от службы время военные имеют право принимать участие в шествиях, митингах, пикетированиях и демонстрациях.

За военными, как и за любыми другими российскими гражданами, остается право на свободу вероисповедания и совести. При этом рассматриваемая категория лиц не может отказаться от исполнения законных приказов по религиозным соображениям. Еще одно право военнослужащих - это возможность участвовать в делах государства и общества. Военные имеют право свободно голосовать, принимать участие в референдуме, создавать профсоюзы и т. д.

В главе 2 Закона "О статусе военнослужащих" говорится также о праве на труд, отдых, жилище, охрану здоровья, образование, увольнение, реализацию почтовых отправлений, культурное просвещение и многое другое.

Обязанности военных

В статье 26 рассматриваемого закона приведены наиболее общие обязанности военнообязанных лиц:


Стоит отметить, что для каждого лица с тем или иным званием обязанности будут несколько отличаться. Чем выше по военной иерархии стоит человек, тем больше у него будет полномочий и профессиональных обязанностей. Свидетельствует об этом статья 27 Закона № 76 "О статусе военнослужащих".

Ответственность военных

Военнослужащий - это особый гражданин. Наличие у него специального статуса предполагает как ряд запретов, ограничений и обязанностей, так и обширную ответственность. Стоит отметить, что ответственность на военных возлагается особым образом - не через обычные суды, а путем специального, военного судопроизводства. Высшей же судебной инстанцией для военных послужит военная коллегия, входящая в систему Верховного Российского суда.

Военнообязанное лицо может привлекаться к административной, материальной, гражданско-правовой или даже уголовной ответственности. Однако самым частым видом санкции является дисциплинарная ответственность. Во всех случаях гражданин, реализующий военные обязанности, имеет право на адвоката, представление доказательств, привлечение свидетелей и т. д.

Основания привлечения военнослужащего к ответственности довольно просты. Как и в случае с любыми другими гражданами, это наличие вины и свидетельств, указывающих на причастность лица к нарушению права.

Об увольнении со службы

В статье 23 Федерального закона № 76 "О статусе военнослужащих" закрепляется право военнообязанных лиц на увольнение. Основные причины ухода со службы - достижение пенсионного возраста за выслугу лет, ненадлежащее состояние здоровья (например, получение инвалидности), совершение тяжелого проступка или правонарушения. Необоснованно уволенные военные имеют право на обжалование решений своего руководства в судебном порядке.

Уволенные со службы граждане имеют право на получение следующие элементов социальной защиты:

  • помощь в трудоустройстве;
  • зачет продолжительности военной деятельности в общий рабочий стаж;
  • преимущественная возможность остаться на работе при сокращении штаба;
  • льготы для детей военного (связанные с образованием, поездками в лагеря и т. д.).

Уволенные по состоянию здоровья военные имеют право и на получение денежных компенсаций в размере уплачиваемого земельного налога и налога на собственность.

Настоящий ФЗ-76 был создан на основании Конституции РФ. Он регламентирует свободу, права, обязанности и лиц, которые проходят/проходили военную службу. Рассматриваются также вопросы государственной политики в сфере социальной и правовой безопасности военных, а также уволенных с военной службы граждан Российской Федерации.

Закон был принят 6 марта 1998 года Государственной думой, а одобрен Советом федерации спустя 6 дней. Последние изменения были внесены 1 июля 2017 года.

Статус военнослужащего — это слияние свобод и прав, которые гарантируются государством. В Федеральный и конституционный законы также входят понятия ответственности и обязанности.

Военнослужащий имеет точно такие же права и принципы свободы, как и гражданин. Но на основании статуса применяются некоторые ограничения, которые регламентируются Федеральным законом и конституционными нормами.

Военнослужащие обязаны выполнять поставленные задачи, подготавливать армию к вооруженной защите РФ и быть наготове, рискуя собственной жизнью. Статус регулируется федеральными конституционными законами и другими правовыми актами РФ.

Скачать

Статус военнослужащего получают люди, которые проходят службу по призыву или по контракту, начиная с 28 марта 1998 года. Получить статус по закону могут:

  • Мичманы;
  • Прапорщики;
  • Офицеры;
  • Курсанты образовательных учреждений;
  • Матросы и солдаты;
  • Старшины и сержанты и другие лица, которые проходят службу по контракту.

Более подробно о том, кто может получить статус военнослужащего, можно прочесть в действующем законодательстве. Скачать текущую редакцию закона в последней редакции можно по .

Последние изменения, внесенные в закон о статусе военнослужащих

В 2016 году законодатель вносил изменения в ФЗ-76 три раза: в апреле, июле и декабре. Поправки коснулись методов увольнения лиц, которые проходят военную службу по призыву или контракту. После увольнения им больше не предоставляется жилье, ежегодный медицинский осмотр, право на бесплатное передвижение на общественном транспорте, если они несут службу в районах Крайнего Севера. В последней редакции изменения коснулись и порядка предоставления каникулярных отпусков. Ниже будут рассмотрены статьи из последней редакции закона:

В пункте 1.1 текущей статьи изменено время, в течение которого военнослужащий и отдельные группы могут находиться в отпуске. Военные и указанные в статье категории лиц претендуют на ежегодный дополнительный отпуск размером до 10 календарных дней. Но только в том случае, если на протяжении последнего года он трудился по ненормированному рабочему графику. Условия и порядок предоставления дополнительного отпуска предусматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны.

Ст 2 ФЗ-6 о статусе военнослужащих

Рассказывает о статусе военнослужащих и какими социальными гарантиями они имеют право пользоваться. Допустим, если он был уволен или самостоятельно увольняется, он имеет право на получение ежемесячной компенсации. Если компенсация может быть начислена из нескольких источников, военнослужащему по статусу предоставляется право выбрать то начисление пенсии, которое он пожелает.

Ст 15 ФЗ-76

Государство предоставляет каждому военнослужащему по статусу жилое помещение на условиях, которые устанавливаются в действующем Федеральном законе или иными нормативными правовыми актами РФ. Также государство может предоставить начальный капитал для строительства собственного жилого помещения. В последнюю редакцию изменения не вносились.

В этой статье закона описываются права военнослужащего на создание благоприятных условий при несении службы. Командирами воинской части исключаются опасные меры.

Также командиры должны оказывать заботу об укреплении здоровья солдата. С этой целью проводятся учения и иные мероприятия по боевой подготовке: во время пользования оружием и другой военной техники, а также осуществления обязанностей и других работ. В последнюю редакцию изменения не вносились.

Описывается право на обучение в профессиональных учреждениях. Военнослужащие по статусу и по закону имеют право на обучение в профессиональных организациях высшего образования. Также они могут участвовать в дополнительных программах по профессиональному обучению. Изменения в последнюю редакция закона не вносились.

Статья 23

Описывает ситуацию, в которой он может быть уволен с последующим правом на трудоустройство.

Военнослужащие по статусу — лица, которые проходят военную подготовку по контракту. Если они не достигли предельного возраста, они не могут быть уволены. Должно быть их согласие. Военнослужащего можно уволить досрочно по основаниям, которые установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В последней редакции изменения в статью не вносились.

Описывает специальные и должностные обязанности. Они определяются федеральным законом и иными нормативно правовыми актами РФ. В последней редакции не было внесено изменений.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.1999 № 229-ФЗ, от 19.06.2000 № 82-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 26.07.2001 № 105-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 07.05.2002 № 49-ФЗ, от 21.05.2002 № 56-ФЗ, от 28.06.2002 № 75-ФЗ, от 27.11.2002 № 155-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 26.04.2004 № 29-ФЗ, от 20.07.2004 № 71-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.04.2005 № 37-ФЗ, от 27.12.2005 № 190-ФЗ, от 27.12.2005 № 191-ФЗ, от 02.02.2006 № 20-ФЗ, от 04.05.2006 № 61-ФЗ, от 08.05.2006 № 66-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 17.10.2006 № 163-ФЗ, от 04.12.2006 № 203-ФЗ, от 30.12.2006 № 278-ФЗ, от 06.01.2007 № 1-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 16.03.2007 № 36-ФЗ, от 22.06.2007 № 113-ФЗ, от 22.06.2007 № 114-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 04.11.2007 № 254-ФЗ, от 01.12.2007 № 311-ФЗ, от 04.12.2007 № 324-ФЗ, от 11.06.2008 № 86-ФЗ, от 14.07.2008 № 111-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.10.2008 № 177-ФЗ, от 08.11.2008 № 203-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 14.03.2009 № 34-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее – граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее – военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее – военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств – участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств – участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.



Просмотров