Обязанности офицеров охраны портовых средств. Личный состав кораблей

Обязанности должностных лиц подразделения

1. Обязанности солдата (матроса)

160. Солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение при этом требований безопасности военной службы, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества. Он подчиняется командиру отделения.

161. Солдат (матрос) обязан:
- глубоко сознавать свой долг воина Вооруженных Сил, образцово исполнять обязанности военной службы и соблюдать правила внутреннего порядка, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);
- знать должности, воинские звания и фамилии своих прямых начальников до командира дивизии включительно;
- оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости, поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия;
- заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- в совершенстве знать и иметь всегда исправные, обслуженные, готовые к бою оружие и военную технику;
- соблюдать требования безопасности военной службы на занятиях, стрельбах, учениях, при обращении с оружием и техникой, несении службы в суточном наряде и в других случаях;
- знать нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного гуманитарного права в пределах установленного для солдат (матросов) правового минимума, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил - участника боевых действий, а также соответствующие международно-признанным средствам опознавания знаки различия и сигналы;
- аккуратно носить обмундирование, своевременно производить его текущий ремонт, ежедневно чистить и хранить в определенном для этого месте;
- при необходимости отлучиться спросить на это разрешение у командира отделения, а после возвращения доложить ему о прибытии;
- при нахождении вне расположения полка вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению.

162. За образцовое исполнение обязанностей военной службы, успехи в боевой подготовке и примерную воинскую дисциплину солдату может быть присвоено воинское звание ефрейтора, а матросу - старшего матроса.

Ефрейтор (старший матрос) обязан помогать командиру отделения в обучении и воспитании солдат (матросов).

2. Обязанности командира отделения

158. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и безопасность военной службы, строевую выправку и внешний вид подчиненных, исполнение ими обязанностей военной службы; за правильное использование и сбережение вооружения и военной техники, снаряжения и обмундирования и содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю (старшине команды) и является непосредственным начальником личного состава отделения.

159. Командир отделения обязан:
- обучать и воспитывать солдат (матросов) отделения, а при выполнении боевых задач умело командовать отделением;

- следить за выполнением распорядка дня (регламента служебного времени), чистотой и внутренним порядком в отделении, требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;
- знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества отделения, следить за их наличием, ежедневно осматривать и содержать в порядке и исправности, а также обеспечивать выполнение требований безопасности военной службы при их эксплуатации;
- прививать солдатам (матросам) отделения уважение к службе, а также бережное отношение к своему оружию и военной технике;
- вырабатывать у солдат (матросов) отделения строевую выправку и развивать у них физическую выносливость;
- заботиться о подчиненных и вникать в их нужды; следить за опрятностью, исправностью обмундирования подчиненных, правильной подгонкой снаряжения, соблюдением ими правил личной и общественной гигиены, ношения военной формы одежды;
- ежедневно следить за чистотой обмундирования и просушкой портянок, носков, а также за своевременным текущим ремонтом обмундирования;
- следить, чтобы после занятий и стрельб у подчиненных не оставалось боевых и холостых патронов, гранат, запалов и взрывчатых веществ;
- докладывать заместителю командира взвода (старшине команды) обо всех заболевших, о просьбах и жалобах подчиненных, об их проступках, нарушениях требований безопасности военной службы и принятых мерах по их предупреждению, о поощрениях солдат (матросов) и наложенных на них дисциплинарных взысканиях, а также о случаях утери или неисправности вооружения, военной техники и другого военного имущества;
- постоянно знать, где находятся подчиненные.

3. Обязанности заместителя командира взвода

156. Заместитель командира взвода в мирное и военное время отвечает: за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и безопасность военной службы личного состава взвода; за внутренний порядок во взводе; за исполнение обязанностей военной службы личным составом; за внешний вид каждого солдата и сержанта взвода. Он подчиняется командиру взвода, а по вопросам поддержания внутреннего порядка и старшине роты и является прямым начальником солдат и сержантов взвода.

157. Заместитель командира взвода обязан:
- обучать, воспитывать солдат и сержантов взвода и лично проводить занятия по указанию командира взвода;
- знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой подготовке каждого подчиненного;
- следить за соблюдением воинской дисциплины, исполнением обязанностей военной службы и выполнением требований безопасности военной службы командирами отделений и всем личным составом взвода;
- следить за содержанием в исправности вооружения, военной техники и другого военного имущества взвода, контролировать их наличие;
- заботиться о чистоте помещения, устанавливать очередность его уборки между отделениями; требовать от подчиненных содержать в исправном и опрятном состоянии постельные принадлежности и обмундирование; следить за своевременным производством текущего ремонта вещевого имущества личным составом взвода;
- проводить утренний осмотр личного состава взвода;
- заботиться о подчиненных и вникать в их нужды;
- назначать солдат в наряды на службу, вести листы нарядов взвода (приложение № 10), учет личного состава, вооружения и другого военного имущества взвода;
- постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные;
- докладывать командиру взвода обо всех просьбах подчиненных, об их поощрениях, проступках, нарушениях ими требований безопасности военной службы и наложенных на них дисциплинарных взысканиях;
- оставаясь за командира взвода или старшину роты, исполнять их обязанности.

Устав Внутренней службы ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

  • 2. Назначение, устройство и боевые свойства пистолета Макарова (пм).
  • 2. Тактико-специальная подготовка
  • 2.1 История Военно – Морского Флота
  • 1. Русское военно-морское искусство в Гангутском сражении (1714 г.).
  • 2. Причины, характер и периодизация 2-й мировой войны и Великой отечественной войны
  • 2.2 Военная топография
  • 1.Классификация и назначение топографических карт.
  • 2. Рельеф местности и его изображение на картах.
  • 3. Определение координат объектов на земной поверхности
  • 2.3 Радиационная, химическая и биологическая защита
  • 1. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
  • 3.Индивидуальные средства защиты и правила пользования.
  • 2.4 Тактика Военно-Морского Флота
  • 1. Предназначение и задачи Военно – Морского Флота Российской Федерации.
  • 2. Основные тактико-технические элементы и тактические свойства подводных лодок и надводных кораблей.
  • 2.5 Корабельный устав Военно-Морского Флота
  • 1.Общие положения Корабельного устава фмф
  • 2. Повседневная организация корабля.
  • 2.6 Основы кораблевождения
  • 2.7 Устройство корабля
  • 1. Теоретический чертеж, главные размерения и посадка корабля.
  • 2.8 Вооружение и оружие Военно-Морского Флота
  • 1. Назначение, классификация и тактические свойства ракетного оружия
  • 2. Классификация и тактические свойства артиллерийского вооружения.
  • 2.9 Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил):
  • 1. Цели и задачи мпо в современных условиях.
  • 4. Методика морально-психологического обеспечения поэтапной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство.
  • 5. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения выполнения задач караульной службы.
  • 6. Основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.
  • 7. Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе при организации морально-психологического обеспечения наступательного боя.
  • 8. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения марша и встречного боя.
  • 3. Военно-специальная подготовка
  • 3.1 Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации
  • 2. Основные опасности и угрозы безопасности Российской Федерации.
  • 3.Назначение и состав вс рф, их применение.
  • 4. Руководство и управление вс рф.(вопрос 3)
  • 5. Дни воинской славы России..
  • 8. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности.
  • 9. Уголовная ответственность физических лиц.
  • 10.Военная служба как особый вид государственной службы. Правовые основы военной службы.
  • 11. Порядок прохождения военной службы по призыву.
  • 12. Пребывание в запасе. Военные сборы и порядок их прохождения.
  • 13. Отпуска военнослужащих.
  • 14. Определение статуса военнослужащего.
  • 15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.
  • 16. Дисциплинарная ответственность офицеров.
  • 17. Понятие и общая характеристика денежного довольствия военнослужащих. Оклад денежного содержания.
  • 18. Виды пенсий. Исчисление, назначение и выплата пенсий. Повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров.
  • 3.2 Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • 1. Основные историко-педагогические этапы развития теории и практики воспитания военных кадров в России.
  • 2. Заместитель командира подразделения по работе с личным составом - организатор и руководитель воспитания военнослужащих.
  • 3. Педагогические основы проведения мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
  • 4. Педагогические функции заместителя командира подразделения по воспитательной работе и особенности их реализации в подразделении.
  • 5. Педагогическая культура офицера - важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в подразделении.
  • 18 .Методика индивидуальной воспитательной работы с личным составом подразделения.
  • 3.3 Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении).
  • 1.Военно-социальная работа как наука.
  • 2.Объект и предмет военно-социальной работы.
  • 3. Основные принципы военно-социальной работы.
  • 5. Основные задачи военно-социальной работы.
  • 8. Классификация методов военно-социальной работы
  • 9. Роль органов военного управления в системе военно-социальной работы.
  • 13. Сферы деятельности военно-социального работника, его функциональное предназначение.
  • 14. Задачи и обязанности военно-социального работника.
  • 15. Современные требования к уровню профессиональной подготовки и деловым качествам военно-социального работника. Моральный облик и этические стандарты социального работника.
  • 18. Сущность, причины, виды и последствия употребления военнослужащими наркосодержащих веществ.
  • 19. Последствия употребления наркотиков.
  • 20. Профилактика наркомании как важнейшая задача практической деятельности социального работника.
  • 21. Физические, психологические и социальные последствия пьянства военнослужащих.
  • 22. Пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма в воинских коллективах.
  • 23. Причины и динамика суицидального поведения военнослужащих.
  • 24. Пути и способы профилактики самоубийств среди военнослужащих.
  • 25. Характеристика современных социальных проблем семей военнослужащих.
  • 26. Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.
  • 14. Определение статуса военнослужащего.

    Статус военнослужащих

    1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

    Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

    Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.

    15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.

    В соответствии с нормативными актами к офицерскому составу относятся граждане страны, которым присвоены воинские звания от младшего лейтенанта и выше. законодательством установлены предельные возрасты пребывания офицеров наслужбе:

    Для Маршалов Российской Федерации, генералов армии, генерал-

    полковников – до 60 лет;

    Для генерал-лейтенантов и генерал-майоров – до 55 лет;

    Для полковников – до 50 лет;

    Для остальных – до 45 лет.

    С военнослужащими, достигшими предельного возраста, но владеющими редкими военно-учетными специальностями, может быть заключено до 5-ти годичных контрактов о прохождении военной службы.

    Присвоение офицерам воинских званий, лишение воинских званий, снижение, восстановление в воинских званиях: В соответствии с законодательством каждому военнослужащему, в том числе и офицеру, присваивается персональное воинское звание. Согласно ныне действующего законодательства очередное звание присваивается офицеру в день истечения срока пребывания в предыдущем воинском звании. Воинское звание может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного его должностным положением. За особо личные заслуги офицеру может быть присвоено звание на одну ступень выше занимаемой им должности, но не выше звания майор (капитан 3 ранга). Офицер может быть лишен звания только по приговору суда за умышленное совершение преступление.

    После снятие судимости ему может быть присвоено воинское звание, которого он был лишен. В качестве дисциплинарного взыскания офицеры (кроме высших офицеров) могут быть снижены в воинском звании на одну ступень решением замминистра обороны или министром обороны РФ. При объявлении такого взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещается срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личность военнослужащего. Офицеры, сниженные в воинском звании, независимо от занимаемой ими должности восстанавливаются в прежнем воинском звании одновременно со снятием дисциплинарного взыскания. Назначение на должность, перемещение и продвижение по службе. На офицеров не может быть возложено постоянное исполнение обязанностей по

    должности, которую он занимает. По каждой воинской должности министерством обороны устанавливаются квалификационные требования, которым должен соответствовать военнослужащий,

    занимающий эту должность. При назначении офицеров на должность соблюдаются условия:

    Должно обеспечиваться использование их по основной специальности или родственной, а если иной, то в соответствии с имеющимся опытом;

    Использование офицеров на должностях по новым специальностям должна предшествовать переподготовка на курсах или сборах;

    Лицам офицерского состава, состоящими между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одной воинской части, учреждения, организации, соединении, объединении до

    округа, фронта, группы войск, флота включительно, если прохождение ими военной службы связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    Назначение лиц офицерского состава в порядке служебного совместительства в воинских частях, учреждениях, организациях разрешается только в тех случаях, если это вызвано служебной необходимостью, с разрешения министра обороны или его первого заместителя;

    - ²совместительство² офицерам разрешено лишь тогда, когда оно связано с научной, преподавательской и творческой деятельностью;

    Офицерам запрещено помогать физическим и юридическим лицам в осуществлении их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение, льготы. Назначение офицеров на должности производиться в соответствии с воинскими званиями, предусмотренными штатами должностей. Оно осуществляется теми же лицами и для тех же должностных категорий, что и в случае с присвоениями

    офицерских званий, не считая лишь того, что на должности до старшего лейтенанта включительно офицеров могут назначать командиры воинских частей (полков, кораблей 1 ранга и им равных). Офицеры, служащие по контракту в конкретной воинской части, не могут назначаться на воинскую должность, замещаемую полковниками или высшими офицерами.

    Каждый военнослужащий имеет определенные должностные и специальные обязанности. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.). Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного

    ареста. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

    За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

    За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

    Назначение и состав корабельной вахты

    Вахта - особый вид дежурства на кораблях Военно-Морского Флота, требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту.

    В состав корабельной вахты входят: вахтенный офицер, помощник вахтенного офицера, командир вахтенного поста, вооруженный вахтенный у трапа (сходни), командир спасательной шлюпки, вахтенный на шлюпке, вахтенные на концах, рассыльный.

    Руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера, а на стоянке на дежурного по кораблю, если вахтенный офицер не назначен.

    Кроме того, на него возлагается, руководство специальной вахтой на командных пунктах и боевых постах, которые обеспечивают управление кораблем, наблюдение и применение оружия. Специальной вахтой, которая несутся в боевых частях и службах, руководят командиры боевых частей и начальники служб.

    При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) личный состав назначается на вахту на сутки и несет ее в три смены, на ходу корабля в две или три смены в зависимости от длительности плавания и решаемых кораблем задач. При пребывании корабля в немедленной готовности к походу, а также в готовности до 1 часа дежурная и вахтенная службы несутся по-походному. Сменившийся личный состав является подвахтенным. В случае необходимости он привлекается для временного усиления вахты или подсмены отдельных вахтенных.

    Продолжительность вахты 4 часа. Однако, в зависимости от обстановки приказанием командира корабля ее продолжительность на отдельных постах может быть установлена от 1 до 6 часов. На рулях и наблюдательных постах продолжительность вахты, как правило, 2 часа.

    Для охраны кораблей и военного имущества выставляются вооруженные вахтенные. Посты вооруженных вахтенных устанавливаются у трапа (сходни), на причальном сооружении, на батопорте (при стоянке в доке), на льду у корабля и в других случаях, когда в этом возникает необходимость. Число постов и время вахты устанавливает командир корабля.

    Перед заступлением очередной смены на вахту вахтенный офицер (дежурный по кораблю) проводит ее развод в установленном месте. После развода заступающая смена принимает вахту от сменяющейся и командиры вахтенных постов, а также вахтенный инженер-механик (дежурный по электромеханической боевой части) докладывают о заступлении очередной смены вахтенному офицеру. По его команде сменившийся личный состав уходит со своих постов и к исполнению обязанностей вахтенных приступает новая смена.

    Вахтенный офицер назначается из офицеров, сдавших зачеты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты. Вахтенный офицер на ходу корабля подчиняется командиру корабля или старшему помощнику, когда последний, замещая командира корабля, находится на ГКП (ходовом мостике). При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.



    Никто, кроме указанных выше лиц и их прямых начальников, не имеет права вмешиваться в распоряжения вахтенного офицера.

    Вахтенному офицеру подчинены:

    а) личный состав командных пунктов и боевых постов, находящихся в боевой готовности по обеспечению управления кораблем, наблюдения и применения оружия корабля на самооборону;

    б) наряд корабельной вахты и корабельного дежурства, если дежурный по кораблю не назначен.

    Вахтенный офицер отвечает за поддержание установленной боевой готовности корабля, внешнюю безопасность корабля, исправное несение корабельной вахтенной службы личным составом. Личный состав корабля, кроме лиц, которым вахтенный офицер подчинен, обязан исполнять все требования вахтенного офицера.

    Вахтенный офицер обязан:

    а) при исполнении своих служебных обязанностей руководствоваться корабельными расписаниями и другими документами, определяющими боевую и повседневную деятельность корабля;

    б) поддерживать установленную боевую готовность корабля;

    в) в управлении корабельной вахтенной службой особое внимание обращать на бдительное несение службы вахтенными постов зрительного и технического наблюдения;

    г) знать район плавания и уметь использовать технические средства кораблевождения для определения места и путеисчисления;

    д) следить за внешней безопасностью корабля и принимать меры, предупреждающие аварий и предпосылки к ним;

    е) знать состояние зрительных и технических средств связи и наблюдения корабля, уметь их использовать; правильно применять опознавательные сигналы;

    ж) объявлять тревоги по приказанию командира корабля или лица, его замещающего, а в их отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства - самостоятельно;

    з) знать состояние главной энергетической установки корабля;

    и) следить за исправным действием механизмов и устройств, находящихся на верхней палубе;

    к) знать запасы корабля по продовольствию, горючему и смазочным материалам, пресной воде и др.;

    л) знать меры, применяемые при усилении ветра и волнения моря, ухудшении видимости, опускающемся тумане, тропическом циклоне (тайфуне, урагане);

    м) следить за постоянной готовностью дежурных спасательных средств к использованию;

    н) подавать команды и сигналы в соответствии с распорядком дня и контролировать их выполнение;

    о) организовать выполнение воинского приветствия прибывающим на корабль должностным лицам, а также встречным и проходящим кораблям;

    п) вести вахтенный журнал, подписывая в конце вахты сделанные в нем записи.

    Вахтенный офицер должен быть подготовлен к руководству к борьбе за живучесть корабля. Он немедленно объявляет аварийную тревогу в случае взрыва, пожара, затопления отсека (помещения), большого поступления пара, разрыва трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики, заклинивания кормовых (больших кормовых) горизонтальных рулей и появления опасной концентрации газов (вредных веществ). В случае ухудшения радиационной обстановки, вахтенный офицер подает сигнал «Радиационная опасность» и осуществляет руководство борьбой за живучесть корабля до прибытия на ГКП командира корабля или лица, его замещающего.

    При всяком неожиданном случае или обстоятельстве, когда у вахтенного офицера возникнут сомнения в безопасности плавания корабля, а также в других случаях, если появится необходимость в помощи или присутствии командира корабля (помощников командира корабля), он обязан как днем, так и ночью немедленно вызвать его. В крайних случаях, не терпящих отлагательства вахтенный офицер должен действовать самостоятельно, известив о происшествии или предпосылке к нему командира корабля и других лиц, смотря по обстоятельствам.

    По тревогам вахтенный офицер передает свои обязанности старшему помощнику командира корабля или специально назначенному лицу и занимает место согласно расписанию.

    Вахтенный офицер на ходу корабля обязан:

    а) следить за точным удержанием назначенных курса и скорости, режима и рода движения, глубины погружения подводной лодки; удерживать корабль на назначенном месте в строю (ордере);

    б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;

    в) руководить работой БИП по обеспечению безопасности плавания;

    г) следить за изменением пеленга на встречные корабли (суда), плавающие предметы и др. и определять условия расхождения и опасность столкновения с ними;

    д) включать (выключать) ходовые огни и следить за их исправным действием, а при плавании без огней - за полным затемнением корабля;

    е) принимать меры к прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления, а также меры по затемнению в ночное время;

    ж) следить за положением подъемно-опускаемых устройств и возможностью их использования в зависимости от глубины места, волнения и скорости хода корабля;

    з) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, скорости хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

    и) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания. В случае непринятия ими никаких действий на сделанные доклады и рекомендации по уклонению от опасности производить запись об этом в вахтенный журнал корабля и продолжать выполнять свои уставные обязанности по обеспечению безопасности плавания корабля;

    к) информировать вахтенного штурмана (БИП, стартовый командный пункт авиации) о начале и окончании поворота на новый курс, изменении режима управления рулями, скорости хода, начале и окончании изменения глубины погружения подводной лодки, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;

    л) получать от вахтенного штурмана справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; информацию о времени поворота на новый курс за 5 минут, за 1 минуту и в расчетный момент начала поворота; продолжительность лежания на новом курсе и его безопасность;

    м) контролировать исправную работу и переключение размагничивающего устройства;

    н) предупреждать командира электромеханической боевой части за 30 минут до прихода корабля к назначенному месту (плавбазе, якорной стоянке, узкости и т.д.), а также в других случаях, когда он сочтет необходимым;

    о) производить расчеты маневрирования при совместном плавании в строях (ордерах), а также для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов.

    Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля (на подводной лодке - и глубину погружения) только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении близкой опасности, для уклонения от примененного противником оружия, идущего на корабль), а также для спасения упавшего за борт человека; при этом он обязан немедленно доложить командиру корабля о причинах изменения курса, скорости хода, и о других принятых мерах.

    На подводной лодке при нахождении ее в подводном положении вахтенный офицер обязан:

    а) вести круговое наблюдение в перископ за морем и воздухом при движении подводной лодки на перископной глубине;

    б) следить за дифферентом, плавучестью и глубиной погружения подводной лодки и при необходимости поддифферентовывать ее; периодически с разрешения командира подводной лодки измерять эхолотом глубину под килем, сверяя ее с глубиной на карте;

    в) контролировать режим работы главной энергетической установки, радиационную обстановку, плотность электролита и напряжение аккумуляторной батареи, процентное содержание водорода в отсеках и аккумуляторных ямах, о чем докладывать командиру подводной лодки;

    г) следить за изменением гидрологических условий в районе плавания;

    д) следить за использованием средств регенерации и составом газовоздушной среды;

    е) контролировать подъем и опускание выдвижных устройств и состояние забортной арматуры в зависимости от глубины погружения;

    ж) регулировать передвижение личного состава из отсека в отсек, следить за тишиной и порядком в них.

    Вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке, швартовах) обязан:

    а) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю о всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях и судах, а, также обо всем, что может повлиять на безопасность стоянки корабля;

    б) следить за правильным использованием корабельных катеров и шлюпок, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

    в) проверять выполнение рейдовых и портовых правил личным составом корабля и проходящих катеров и шлюпок;

    г) принимать меры к обеспечению безопасной стоянки и движения катеров и шлюпок у борта корабля;

    д) принимать меры к оказанию помощи шлюпкам, терпящим бедствие, а также к спасению утопающих;

    е) требовать от личного состава соблюдения корабельных правил, установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и бортов корабля;

    ж) руководить подъемом и спуском Военно-морского флага, а также включением (выключением) якорных огней, подъемом и подачей сигналов в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72);

    з) представлять за 30 минут до подъема флага старшему помощнику командира корабля письменно утренний доклад по установленной форме;

    н) контролировать своевременность отбития склянок.

    Вахтенный офицер при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) ведет наблюдение: за якорной цепью и вытравленным количеством ее, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды, за швартовами, за готовностью к отдаче второго якоря.

    При усилении ветра требует от вахтенного рулевого докладывать ему замеры направления и силы ветра через каждый час или каждые З0 минут, сообразуясь с обстановкой, принимает меры к подъему на борт катеров и шлюпок или отсылает их в укрытое место с разрешения командира корабля (старшего помощника командира). Вахтенный офицер обязан следить за дрейфом корабля, лично определяя место корабля по контрольным пеленгам и замерам на навигационной РЛС дистанции до береговых ориентиров, прокладывая их на специальном планшете, а также используя брошенную за борт балластину. В случае обнаружения дрейфа он должен немедленно доложить командиру корабля.

    Вахтенный офицер контролирует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, своз различных грузов, оборудования и доставку их на корабль.

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

    ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ……………………………………6

    Общие положения КУ ВМФ-2001…………………………………. 6

    Повседневная и боевая организация корабля………………….8

    Повседневная организация………………………………….8

    Боевая организация………………………………………….10

    Корабельные расписания…………………………………………..14

    Объявление тревог на корабле……………………………………18

    БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА НА КОРАБЛЕ…………………………………..19

    Общие положения……………………………………………………19

    Виды и формы боевой подготовки………………………………...20

    Подготовка матросов, старшин и мичманов……………………..25

    Подготовка офицеров………………………………………………..26

    Подготовка корабля…………………………………………………. 28

    Планирование и учет боевой подготовки……………………….. 28

    ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА КОРАБЛЯ…………………………………..29

    Корабельный распорядок и содержание корабля………………30

    Корабельный распорядок…………………………………… 30

    Повседневная жизнь корабля……………………………………….34

    Размещение личного состава на корабле…………………34

    Кадетские роты (сотни) формируются по строевому расчету. Рота состоит из взводов по 20 воспитанников в каждом взводе. Взвод состоит из отделений по 10 воспитанников в каждом отделении. Руководство ротой осуществляется командиром роты (сотни), руководство взводами, его помощниками – офицерами-воспитателями.

    В истории становления кадетских корпусов для успешного выполнения всех постановлений относительно воспитания огромное внимание было уделено строгому отбору именно воспитателей. "Только люди истинно достойные, с чистою нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию, были допускаемы к важной должности воспитателей".

    К началу 20 века, как правило, офицеры-воспитатели оканчивали специальные педагогические курсы. "Кузница" военно-педагогических кадров для Кадетских корпусов размещалась в Санкт-Петербурге в зданиях "Соляного городка" на базе существовавшего там Педагогического музея. Интенсивное обучение 30 слушателей в течение года с привлечением лучших преподавателей значительно повышало квалификацию воспитателей. Князь Константин Константинович уделял этим курсам особое внимание, т.к. считал, что главная задача – "развивать у кадет сознание их человеческого достоинства и бережно устранять всего, что может унизить и оскорбить его...".

    И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего потому, что крут лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

    Воспитатель, профессионал, педагог - духовный посредник между обществом и подростком в освоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой личности.

    Назначение воспитателя - максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.

    Цели воспитателя:

    Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.

    Создание благоприятных условий для формирования его личности.

    Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокого психологического климата в отделении. Основные задачи воспитателя:

    Создание коллектива в отделении как воспитывающей среды.

    Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

    Коррекция индивидуального развития кадет.

    Права и обязанности воспитателя обязательно отражены и закреплены в Уставе Кадетского корпуса.

    Преподавательский состав кадетского корпуса имеет право:

    На необходимое материально-техническое обеспечение своей деятельности;

    Участие в управлении учреждением;

    Защиту своей личной и профессиональной чести и достоинства;

    Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, форм и методов оценки знаний воспитанников;

    Повышение квалификации;

    Аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;

    Нормированный рабочий день, сокращённую рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста;

    Обжалование приказов и распоряжений администрации кадетского корпуса в установленном законом порядке.

    Преподавательский состав кадетского корпуса обязан:

    Служить достойным примером воспитанникам в соблюдении моральных и нравственных норм, в укреплении традиций своего учебного заведения и почитания российских законов;

    Подчиняться Уставу кадетского корпуса;

    Не допускать антипедагогических методов воспитания;

    Обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, развивать у воспитанников уверенность в себе, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

    Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и общий культурный уровень;

    Не допускать употребления на работе алкоголя, наркотических и токсических веществ;

    Соблюдать правила ношения формы одежды, быть всегда аккуратно, чисто и со вкусом одетым;

    Не опаздывать на работу и вовремя уведомлять о возможной задержке;

    Вежливо относиться ко всем служащим и воспитанникам кадетского корпуса и не допускать ведения споров между работниками кадетского корпуса в присутствии воспитанников;

    Беречь имущество кадетского корпуса, охранять его от возможной порчи и всеми законными путями стремиться к его умножению.

    Также существует свод правил поведения воспитателя, то есть "Кодекс чести офицера-воспитателя", включающий такие положения, как:

    Первая и главная обязанность - это верность Отечеству.

    Бойся нарушить свой долг - этим навсегда потеряешь доброе имя.

    Никогда не критикуй действий и поступков начальства вообще и при ком-либо особенно, тем более при подчинённых.

    Всякое распоряжение начальника по службе, в какой бы форме оно ни было выражено (предложение, просьба, совет), есть приказание.

    Если ты старше чином, а по распределению должностей будешь подчинён младшему - обязан исполнять все его приказания.

    Береги свою честь, честь корпуса.

    Одевайся строго по форме и всегда чисто.

    Строго относись к своим служебным обязанностям.

    Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

    Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

    Каждый решительный шаг обдумай. Исправить ошибку нельзя, а загладить трудно.

    Помни всегда, что ты офицер.

    Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

    Честь - святыня офицера.

    Офицер-воспитатель должен уважать человеческие права своих воспитанников - кадет.

    Офицер-воспитатель, не щадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.

    Не выдавай за неопровержимую истину все, во что ты или совсем не веришь или хотя бы сомневаешься. Поступать так - преступление.

    Не переступай черту условностей, выработанных традициями.

    Руководствуйся в жизни чувством справедливости и долгом порядочности.

    Умей не только соображать и рассуждать, но и вовремя молчать и всё слышать.

    Всё знать никто не может, а стыдно и вредно офицеру притворяться всезнающим.

    Старайся, чтобы слова были мягкими, а аргументы твердыми.

    Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос. Щади самолюбие кадет: у них оно развито не меньше, чем у вас, и вследствие их подчинённости чувствительнее.

    На занятиях будь бодрым, всегда ровным и спокойным, требовательным и справедливым.

    Будь всегда правдив, и особенно с воспитанником. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.

    Основные функции и содержание работы воспитателя в кадетском корпусе это:

    1. Аналитическая:

    а) изучение индивидуальности кадета;

    б) анализ развивающегося коллектива и личности;

    в) анализ семейного воспитания каждого кадета;

    г) анализ уровня воспитанности личности.

    2. Организационно-координирующая:

    а) организация и стимулирование разнообразной деятельности кадет;

    б) установление связи кадетского корпуса с семьёй;

    в) индивидуальное воздействие на каждого кадета;

    г) обеспечение материально-бытовых условий.

    3. Коммуникативная:

    а) регуляция межличностных отношений между кадетами;

    б) установление взаимоотношений "ученик - учитель";

    в) содействие благоприятному климату в коллективе;

    г) оказание помощи кадету в установлении отношений с товарищами.

    Воспитатель отвечает:

    За подготовку кадет отделения к завтрашнему учебному дню;

    Воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние кадет отделения;

    За поддержание внутреннего порядка в отделении;

    За сохранность закреплённого за отделением имущества и помещений.

    Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава отделения.

    Воспитатель несет ответственность:

    За жизнь и здоровье кадет вверенного ему отделения, а также других кадет, подчинённых ему хотя бы временно, а также за нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка корпуса, законных распоряжений директора кадетского корпуса и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

    За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель учебного отделения может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

    За нарушение мер пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм в организации учебно-воспитательного процесса воспитатель может быть привлечён к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    3.2. Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

    Одним из условий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитанника, как холодность, отчуждение воспитателя.

    В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

    Существуют следующие группы педагогических приемов.

    Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

    Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

    Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

    1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога.

    2. Доверие.

    3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

    4. Вовлеченность в интересную деятельность.

    5. Пробуждение гуманных чувств.

    6. Нравственное упражнение.

    В создании нравственной атмосферы в Кадетском корпусе важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

    Авторитет воспитателя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются, прежде всего, в повседневной деятельности, общении с окружающими. Деятельность воспитателей Кадетского корпуса ориентирована на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств. В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению.

    В конкретной деятельности воспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания подростков. Для воспитателя очень важно четко осознавать, что он предстает перед воспитанниками не только как конкретная личность, но и как представитель общества, государства в целом.

    Выполняя эту задачу, каждый воспитатель должен суметь подняться до уровня осознания государственной важности своего личного предназначения и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности.

    Особое значение для воспитателей имеют качества, отражающие их отношение к другим людям, к коллективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный подход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству воспитанников, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью.

    Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе, пользоваться их симпатией.

    Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния. Воспитателей должны отличать и развитые интеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.

    Воспитателям Кадетского корпуса необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован.

    Воспитатель должен осторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлять воспитанников, а способствовать их росту и развитию личности.

    Особенности воспитанников требуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выполнения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудностям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов.

    Сила воли должна найти выражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданного педагогического риска и личного поведения в минуты опасности.

    Настойчивость воспитателя, это, конечно же, не приверженность старой, отжившей точке зрения, а готовность к смелым, принимаемым на основе правильной оценки событий шагам, к борьбе за каждого оступившегося подростка.

    Воспитатель кадетов должен проявлять себя как человек, обладающий сильным характером, способный преодолевать сопротивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах.

    Воспитатели будущих офицеров не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими в их деятельности, их не должны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способствовать достижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвой деловитостью, организованностью и личной дисциплинированностью.

    Индивидуальных особенностей личности воспитателей существует бесконечное множество, при этом каждое из них находится в определенном отношении, связи со всеми остальными, и в зависимости от других приобретает свое значение, существует на фоне личности в целом.

    Перечислять все из особенностей личности воспитателей нецелесообразно и неосуществимо. Мы отметили лишь основные, наиболее важные на наш взгляд.

    Большое значение в деле воспитания имеет умение воспитателя действовать на эмоциональную сферу воспитанников. Каждое проводимое мероприятие должно вызывать определенные эмоциональные переживания, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы каждое из них отмечалось насыщенностью, не было бесцветным.

    В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неудачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требования до конца.

    В организации учебно-воспитательного процесса в Кадетском корпусе нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

    Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

    Заключение

    Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности педагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

    Кадетский корпус – специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, формирование, сплочение и развитие коллектива, а также на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.

    Система учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 6 класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком, а кадетский коллектив – сплоченным, дружным и крепким на долгие годы. В такой коллектив живет под девизом: « Один за всех и все за одного!» Кадет отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 6 лет обучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском корпусе.

    Воспитательно-образовательный процесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику, отмеченную нами в этой работе, накладывающую отпечаток и на процесс становления личности воспитанника и коллектива в целом, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

    Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

    И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего, потому, что круг лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

    Педагогическая, воспитательная деятельность в Кадетском корпусе - совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении.

    В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.

    В создании нравственной атмосферы в коллективе (учебной группе) Кадетского корпуса важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

    Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

    Только при наличии определенных профессиональны и высоких морально-нравственных качеств у офицера–воспитателя Кадетского корпуса возможно его положительно влияние на становление и развитие личности подростка-кадета.

    Библиография

    1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили - Минск, 1980,с.237

    2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой./Н. П.Аникеева - М., 1987,с.104

    3. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.

    4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.

    5. Воспитание как педагогическое явление // В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15,с.96

    6. Волков И.П. Цель одна - дорог много. / И. П. Волков. - М,1988

    7. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

    8. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.- №3, 2001

    9. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917. – М. 2003.

    10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

    11. Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2001

    12. Е.В. Голощапова. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX – начале XX века. Канд. диссертация. - Ульяновск, 2007 г.

    13. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. - 2004. - N 4.

    14. Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте // Кронштадт, 2005.

    15. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

    16. Казакова Е. Общеобразовательные учреждения нового вида// Образование. - № 1, 2001

    17. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

    18. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. - 2003. - № 6.

    19. Кривов Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2.

    20. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.

    21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

    22. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995.

    23. О возможностях альтернативной подготовки офицеров-специалистов для ВС России в гражданских вузах // Военная мысль - 1997 - № 1.

    24. Проект федерального закона "О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе" //www. Ruscadet.ru/

    25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

    26. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир – 1995, №3.

    27. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

    28. Устав Кадетского корпуса // www.ruscadet.ru

    29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994


    Похожая информация.


  • III. Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Ус­тавом, не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю ком­петенцию другого государства (принцип невмешательства).
  • IV. Отграничение гражданского права от других отраслей права.
  • Демократические процессы, происходящие ныне в РФ, затронули все слои общества, включая и Вооруженные Сила РФ. В условиях резкого обострения общественных противоречий, когда развитие Российского общества подчас приобретает непредсказуемый характер, роль правового регулирования, строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает. При этом невозможно решить военные проблемы, не учитывая проблем экономических, правовых и гуманитарных.

    В настоящее время, когда создание Вооруженных Сил России подкрепляется принятием целого пакета законов - "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах ВД и их семей" и других, можно утверждать, что формируется Российское военное право.

    Оно складывается как совокупность юридических норм, закрепляющих принципы и формы устройства ВС РФ, регулирующих вопросы военного управления, жизни, быта и деятельности войск, определяющих систему комплектования и порядок прохождения воинской службы личным составом, права, обязанности и ответственность военнослужащих и других участников воинских отношений.

    В РФ принят целый ряд законов, направленных на обеспечение и реализацию прав военнослужащих. Права человека, совершенствование внутриармейских отношений, правовая и социальная защищенность военнослужащих - это те вопросы, которые не сходят со страниц военной печати, обсуждаются в воинских коллективах, отражаются в проектах военно-законодательных актов. Тема нашей лекции как раз и отвечает на все эти вопросы, мы подробно остановимся на изучении закона "О статусе военнослу­жащего".

    Настоящий Закон усиливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    В разделе 1 закона, статья 1 "Военнослужащие и их статус" даются основные положения и определения, знать и руководствоваться этими понятиями должен и каждый будущий офицер запаса.

    1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а так же обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.



    Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

    2. Военнослужащим выдаются установленные для граждан РФ документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

    3. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством РФ и общевоинскими уставами ВС РФ.

    4. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

    5. Особенности статуса военнослужащих в военное время и в условиях чрезвычайного положения устанавливаются законами РФ о военном положении, о мобилизации и чрезвычайном положении. В разделе III закона определены общие обязанности военнослужащих. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:



    Быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество; строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов ВС; беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

    Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

    Быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

    Соблюдать нормы международного права в военной области, принятые Российской Федерацией.

    Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе",

    Должностные и специальные обязанности

    1. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяется законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами.

    2. Командиры (начальники) являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и имущества, материальное, техническое, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение.

    3. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности.

    Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

    Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявлять требования, обязательные к исполнению, подчинение строго определенным лицам и другими), которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами ВС РФ.

    Должностные обязанности военнослужащего

    Эти обязанности определяются уставом, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям настоящего Устава.

    Все военнослужащие, независимо от воинского звания и должности, равна перед законом и несут ответственность, установленную для граждан РФ, с учетом особенностей своего правового положения:

    а) дисциплинарную ответственность несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести на основании и в порядке, установленном дисциплинарным уставом ВС РФ;

    б) административную ответственность военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административной ответственности

    в) гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам и, в других случаях, предусмотренных законодательством;

    г) материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих;

    д) уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством РФ. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность по закону "Об уголовной ответственности за воинские преступления".

    За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

    Основные права военнослужащих

    Права военнослужащих и прядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются законодательством РФ.

    Никто не вправе ограничивать военнослужащего в правах, гарантированных Конституцией РФ и законодательством.

    Использование военнослужащими своих прав не должно наносить ущерба правам и законным интересам общества, государства, военной службе, правам других военнослужащих и иных граждан.

    Государство гарантирует социальную и правовую защиту военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшению условий службы и быта.

    Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

    Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применения. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении.



    Просмотров