Что не предусматривает обязательная подготовка. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Периоды обязательной подготовки

14.10.2013 12692 0

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

1. Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

1. Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

2. Что она включает в себя?

3. Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

4. Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

5. Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

6. Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. В дополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

- обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

2. Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

3. Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

4. Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

5. Какова цель создания Военно-музыкального училища?

6. Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

7. Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

8. Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

9. Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

- участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­ тической операции на Северном Кавказе;

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.

Что представляет собой обязательная подготовка граждан к военной службе? ОБЖ (11 класс) предполагает детальное знакомство с теорией, касающейся воинской службы. Практические навыки российские старшеклассники приобретают во время проведения учебных военных сборов.

Варианты подготовки

Всю подготовку россиян к военной службе подразделяют на две группы: добровольную и обязательную.

Для второго случая предполагается получение определенной информации в сфере обороны, проведение медицинского освидетельствования и обследования, а также осуществление лечебных и оздоровительных мероприятий.

ОБЖ

Для полноценной и своевременной подготовки современных школьников в рамках образовательных учреждений ведется курс ОБЖ. В его содержании есть обязательная подготовка граждан к военной службе, организуются военные сборы. Организуются медицинские осмотры школьников врачами: невропатологом, терапевтом, хирургом, стоматологом, отоларингологом. Если подобные мероприятия невозможны по месту жительства, старшеклассники направляются на осмотры в областные центры. Специальные комиссии, создаваемые для постановки граждан на воинский учет, представляют информацию о годности (негодности) граждан призывного возраста к выполнению своего гражданского долга.

Особенности обязательной подготовки

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает ряд мероприятий:

  • приобретение первоначальных сведений в сфере обороны;
  • подготовку по основным вопросам военной службы в муниципальном, государственном либо негосударственном образовательном учреждение общего образования, профессиональных училищах;
  • осуществление военно-патриотического воспитания;
  • проведение медицинского обследования и освидетельствования;
  • лечебно-оздоровительные мероприятия;
  • подготовку по направлению сержантов, матросов, солдат.

Данная деятельность осуществляется в рамках реализации Федерального закона РФ, касающегося воинской обязанности.

Периоды обязательной подготовки

Обязательная подготовка граждан к военной службе делится на два периода.

Сначала осуществляется работа с гражданами допризывного возраста, которому соответствуют лица до времени постановки на начальный учет.

Второй период это обязательная подготовка граждан к военной службе лиц призывного возраста, которые состоят на учете, но еще не отправлены к месту последующей военной службы.

Особенности работы

На первом этапе обязательная подготовка граждан к военной службе не предусматривает выработку психологических качеств, которые необходимы для жизни в небольших группах, выявление индивидуальных возможностей и наклонностей, совершенствование физического здоровья.

Более целенаправленный характер приобретает деятельность во второй период подготовки.

Призывников знакомят с теоретическими аспектами службы по призыву, психологическими качествами, которыми должны обладать военнослужащие. Получив теоретическую базу о предстоящей службе, призывник планирует мероприятия по проведению индивидуальной подготовки, направленной на успешное выполнение определенной воинской специальности.

Существует подразделение должностей и специальностей, комплектуемых из старшин, сержантов, матросов на классы: водительские, наблюдения и связи, операторские, технологические, специального назначения.

Добровольность подготовки

Если обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает воспитание качеств, которые потребуются для службы, в обязательном порядке, то на добровольной основе граждане могут заниматься прикладными видами спорта, усваивать военно-учетные специальности. В качестве добровольной подготовки к прохождению военной службы также возможно и обучение курсантов (студентов) на военных кафедрах техникумов, колледжей, университетов.

Отметим, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает комплекс мероприятий, утвержденный на законодательном уровне, а для добровольной подготовки такой необходимости нет.

Для сирот мужского пола в нашей стране предусматривается вариант льготного зачисления в кадетские корпуса. Зачисление осуществляется только по результатам медицинского освидетельствования, от вступительных экзаменов такие несовершеннолетние граждане освобождаются.

Различные виды спорта

С какой целью в образовательные учреждения был введен курс ОБЖ? Обязательная подготовка граждан к военной службе, формирование у старшеклассников позитивного отношения к армии, стали основными причинами появления в школах данной учебной дисциплины.

Помимо учебного процесса, гражданин может заниматься одним либо несколькими прикладными видами спорта, чтобы добиться максимальной подготовки к выполнению своей воинской обязанности.

Например, изготавливать вертолеты, самолеты, ракеты, управлять ими, участвуя в разнообразных соревнованиях по авиамодельному спорту.

К данным видам спорта также относят туризм на моторных судах, греблю, соревнования на спортивных, гоночных, серийных транспортных средствах.

Некоторые мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе в настоящее время проводятся совместно с соревнованиями по морскому многоборью, дельтапланерному и мотоциклетному спорту.

Получение военно-учетных специальностей

Содержание обязательной подготовки граждан к военной службе включает теоретические вопросы, а для совершенствования полученных навыков важна практика. Именно для этого гражданам, которые будут призваны на военную службу, предлагаются разнообразные дополнительные образовательные программы, по которым они могут получить специальность военного характера. После завершения курса, граждане получают специальный документ, дающий им право на выбор рода войск (службы) согласно приобретенной специальности.

Помимо специальных образовательных центров, с подобной задачей успешно справляются военно-музыкальные, суворовские училища, кадетские корпуса.

В них проводится обязательная подготовка граждан к военной службе. ОБЖ (11 класс) средних школ, имеющих профильные также включает ряд вопросов, позволяющих вести психологическую подготовку старшеклассников к службе в рядах ВС нашей страны.

Особое внимание при обучении уделяется формированию в воспитанниках любви к военной службе, моральных и психологических качеств, дисциплинированности, патриотизма.

Студенты РФ, у которых обучение осуществляется по очным образовательным программам в государственных ВУЗах, имеют право проходить подготовку к армии на военных кафедрах, функционирующих на базе учебного заведения. Условием обучения является наличие положительного заключения медицинской комиссии о состоянии здоровья студента.

Оно предполагает включение военного обучения в качестве отдельного учебного курса в базовый план образовательного учреждения. Он состоит из теоретического материала, практического курса, учебных сборов, осуществляемых на базе военных полигонов, специальных учебных центров.

Военные сборы

Программы, направленные для подготовки офицеров запаса, именую военными сборами. Во время их проведения студентов называют курсантами. Срок проведения таких мероприятий по всем видам военным специальностей, помимо авиации, составляет 30 суток. В процессе обучения студенты периодически сдают зачеты, а после завершения полноценной теоретической подготовки, сдают экзамены. Принимают их специальные экзаменационные комиссии, которые создаются при учебных центрах, в воинских частях, либо в учебном заведении. Это и есть обязательная подготовка граждан к военной службе. Кратко о том, что именно должны уметь курсанты, преподаватели рассказывают им во время проведения лекционных и практических занятий.

В качестве начала прохождения военной службы для призывников считается день убытия к тому месту, которое указано в предписании военного комиссариата.

Особенности проведения медицинских комиссий

Согласно российскому законодательству, до первоначальной постановки на воинский учет все граждане страны мужского пола подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию. Министерствами обороны и здравоохранения разработаны определенные требования, согласно которым призывные комиссии принимают решение о годности (негодности) призывника к прохождению службы в воинских частях.

Помимо обследования врачами, осуществляется флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализов мочи и крови. Во время обследования гражданина осуществляется также измерение массы тела и роста.

Оценка физического и психического состояния гражданина осуществляется по определенной категории. Группа «А» предполагает годность, «Б» означает годность с некоторыми ограничениями, «В» предполагает временную негодность к прохождению службы, а «Д» означает негодность.

Заключение

Для формирования положительного отношения у дееспособных граждан мужского пола в нашей стране сформирована специальная система мероприятий. Координатором всех программ и учебных сборов, проводимых средними и высшими учебными заведениями, выступают военные ведомства.

В последнее время существенно активизирована деятельность по формированию чувства патриотизма в подрастающем поколении России. Для этого на базах обычных общеобразовательных школ формируются профильные кадетские классы, в системе дополнительного образования создаются военно-патриотические клубы. Эти продуманные действия дают положительные результаты, повышают у молодежи престижность прохождения воинской службы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает как обязательную, так и добровольную подготовку граждан к военной службе.

Обязательная подготовка к военной службе Получение начальных знаний в области обороны Подготовка по основам военной службы Военно-патриотическое воспитание Подготовка по военно-учетным специальностям Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий Медицинское освидетельствование и обследование

Обязательная подготовка к военной службе Подготовка к военной службе граждан допризывного возраста Подготовка к военной службе граждан призывного возраста Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учёт (в период с 1 января по 31 марта в год достижения возраста 17 лет) Призывник - гражданин Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий на воинском учёте, до момента отправки его со сборочного пункта к месту прохождения службы.

Занятия по основам военной службы Знакомство с организацией системы защиты населения от последствий ЧС Изучение практических основ здорового образа жизни Проведение учебных сборов Получение знаний об обороне государства и воинской обязанности Приобретение практических навыков по ГО

Нормативы по физической подготовке для молодого пополнения Уровень физической подготовленности включает обычно проверку таких показателей, как бег на 100 м и 3000 м, подтягивание на перекладине, плавание. Для тех, кто не умеет плавать, плавание может быть заменено другим видом. Бег на 100 м 13,6 - 14,8 секунд Кросс на 3000 м 12,00 - 13,30 минут Подтягивание 11 - 7 раз Плавание 50 - 100 метров

Профессиональный психологический отбор Задачи профессионального психологического отбора решаются с целью оптимального использования людских ресурсов в Вооруженных Силах.

Психологическая классификация воинских должностей Существует психологическая классификация воинских должностей, которой руководствуются специалисты профотбора. В ней указанные воинские должности по сходству профессионально необходимых качеств разделены на семь классов: Командные воинские должности. Операторские воинские должности. Воинские должности связи и наблюдения. Водительские воинские должности. Воинские должности специального назначения. Технические воинские должности. Прочие воинские должности.

Командные воинские должности Командиры отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Командир отделения отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования.

Операторские воинские должности Оператор – специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией. В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи (например, операторы-наводчики), операторы-диспетчеры (например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок), операторы-исследователи (например, операторы-наблюдатели, операторы ввода информации) и др.

Воинские должности связи и наблюдения Связь – основное средство управления войсками и оружием. В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную связь, тропосферную, космическую, оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Водительские воинские должности В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Это объясняет многообразие водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

Воинские должности специального назначения Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими перегрузками.

Технические воинские должности Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические военные должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Прочие воинские должности Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.


В настоящее время существенным этапом подготовки к военной службе является военно-патриотическое воспитание детей и подростков, которое позволяет сформировать первичные навыки еще в детском возрасте и в последующем развивать их. В зависимости от целей проведения подготовительных мероприятий их можно разделить на 2 основные категории: добровольная и обязательная подготовки.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

1) получение начальных знаний в области обороны. Как правило, получение начальных знаний в области обороны производится в рамках Образовательного учреждения, в рамках основ безопасности жизнедеятельности. Основной задачей такого обучения является получение знаний о том, как себя вести в экстренной ситуации и обезопасить при возникновении угрозы. Содержание подобной подготовки может существенно различаться, что зависит от персонального подхода педагога к поставленным перед ним задачам. Так, в одном случае начальная подготовка может быть ограничена исключительно теоретическими знаниями об армии, в других расширяться за счет изучения средств защиты и принципов их использования, оказания медицинской помощи, приобретения навыков обращения с оружием и т.п.;

2) подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Особенностью данного вида подготовки является специфика преподавательского состава, для которого приоритетным является не столько наличие педагогического образования, сколько прохождение военной службы. Таким образом, реализация данного вида подготовки осуществляется военнослужащими в запасе или в отставке, причем подготовка и ее содержание разграничивается по половому признаку. Для лиц мужского пола акцент делается на тактике и стратегии ведения боя и навыках обращения с оружием, для лиц женского пола основным является приобретение навыков оказания медицинской помощи. Занятия для лиц женского пола проводятся профессиональными медицинскими работниками. По окончаний обучения основам военной службы гражданам вручаются соответствующие справки о прохождении подготовки. Списки граждан, прошедших подготовку в учебных пунктах, с результатами сдачи зачетов по основам военной службы направляются в военные комиссариаты по месту воинского учета граждан. Сотрудники военных комиссариатов делают соответствующие записи в учетных картах призывников и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу;

3) военно-патриотическое воспитание. Организуется вне общеобразовательных учебных заведений, в большинстве случаев осуществляется гражданами в специальных заведениях;

4) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин проводится в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Подготовка предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста, подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню. При отборе граждан учитывается их гражданская специальность. Морские, технические и радиотехнические образовательные учреждения общественных объединений комплектуются в первую очередь;

5) медицинское освидетельствование.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

1) занятие военно-прикладными видами спорта. Реализуется гражданами самостоятельно, посредством определения для себя наиболее приемлемого вида спорта и выбора учреждения, в котором он будет заниматься данным видом спорта. Спортивная подготовка граждан учитывается призывными комиссиями и командованием воинских формирований, в которых они будут проходить военную службу. Причем наличие спортивного разряда является существенным преимуществом гражданина, поскольку предоставляет ему льготы при поступлении в военные образовательные учреждения. Военно-прикладные виды спорта (упражнения), собирательное название упражнений, их сочетаний, взятых из отдельных видов спорта (легкой атлетики, плавания, лыжного и др.) и имеющих военно-прикладное значение, способствуют развитию качеств и навыков, необходимых для различных воинских специальностей. К военно-прикладным видам спорта относятся военно-спортивные многоборья, преодоление полос препятствий, марши-броски, кроссы с ориентированием на местности, лыжные гонки патрулей со стрельбой, плавание в обмундировании и с оружием, наведение шестовой и кабельной линии связи, фигурное вождение автомобиля и др. Выполняются они в военной форме одежды, со снаряжением и оружием на местности, на специальных полосах препятствий, на специальных снарядах индивидуально или в составе подразделений (команд). Занятия граждан военно-прикладными видами спорта организуются в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, например приказом Минобороны России от 30 октября 2004 г. №352 "Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации";

2) обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах, создаваемых Правительством РФ, а также в иных создаваемых Правительством РФ образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в которых используются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Несовершеннолетние граждане мужского пола, являющиеся сиротами либо оставшиеся без попечения родителей, поступающие в указанные образовательные учреждения, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования. Обучение граждан по дополнительным образовательным программам осуществляется в соответствии с Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах (постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. № 328 "Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах");

3) обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны РФ конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны РФ договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством РФ. Обучение граждан по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанная программа может предусматривать обучение граждан женского пола. Министерство обороны РФ по согласованию с федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования осуществляет подбор и направление военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, для Назначения не на воинские должности преподавательского состава военной кафедры при этом образовательном учреждении. Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам;

4) обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны РФ договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством РФ. Прием граждан для обучения в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решение о проведении добровольной подготовки принимается самостоятельно самим гражданином, причем в большинстве случаев первоначально такая подготовка предполагается лишь для общего развития личности, самозащиты и т.п. Однако впоследствии подобные навыки имеют существенное значение при прохождении военной службы. Например, наличие спортивного разряда кандидата или мастера спорта, а также иных отличительных признаков можно рассматривать в качестве дополнительных преимуществ отдельного военнослужащего. Более того, наличие навыков восточных единоборств, иных видов борьбы указывает на наличие специальной подготовки и возможность гражданина реализовать их в случае возникновения угрозы со стороны потенциального противника при прохождении военной службы.

Прохождение как обязательной, так и добровольной военной подготовки является необходимым условием современной действительности, поскольку направлено на обеспечение защищенности личности от любых потенциальных угроз. Практическая реализация полученных навыков возможна не только при прохождении военной службы, но зачастую требует их и в мирной жизни. При этом следует помнить, что важное место занимает и медицинская часть подготовки, т.е. проведение лечебно-профилактических мероприятий и медицинское освидетельствование, которые позволяют объективно оценить состояние здоровья гражданина.

Воинская обязанность предусматривает перед прохождением гражданами военной службы, службы в резерве проведение большой подготовительной работы. Эта работа включает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе, приписку к призывным участкам и призыв на военную службу, службу в резерве. Важной составляющей в системе подготовки граждан к военной службе является допризывная подготовка в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» устанавливает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Обязательная подготовка предусматривает:

  • получение начальных военных знаний в сфере вооружённой защиты государства;
  • допризывную и физическую подготовку в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования;
  • патриотическое воспитание;
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Получение начальных знаний в сфере вооружённой защиты государства - первый этап в системе подготовки вооружённого защитника Отечества в Республике Беларусь. Он осуществляется путём интегрирования вопросов вооружённой защиты государства в ряд учебных предметов, входящих в основном в образовательную область «Обществоведение». Вопросы защиты Отечества приоритетны при внешкольном обучении и воспитании, воспитании в дошкольных учреждениях и в семье.

Допризывная и физическая подготовка . Юноши проходят допризывную и физическую подготовку во всех учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования в соответствии с учебными планами. Допризывная и физическая подготовка учащихся осуществляется на занятиях по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка» и «Физическая культура и здоровье» учителями (преподавателями, руководителями) допризывной подготовки и физической культуры. В ходе допризывной подготовки юноши проходят учебно-полевые сборы.

Цель допризывной подготовки - формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

В процессе допризывной подготовки юноши должны:

  • углубить знания о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;
  • осмыслить личную ответственность за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;
  • ознакомиться с оборонительным характером военной политики Республики Беларусь, историей и современным состоянием национальных Вооружённых Сил, порядком прохождения военной службы;
  • освоить права, обязанности и ответственность призывника, основы военного дела;
  • научиться стрелять, выполнять строевые приёмы, действовать в экстремальных условиях, выполнять установленные упражнения и нормативы.

Физическая подготовка допризывников и призывников проводится с целью подготовки физически крепких, выносливых юношей, способных успешно адаптироваться к высоким физическим и психологическим нагрузкам военной службы. Основу физической готовности призывников к предстоящей военной службе составляют занятия по физическойкультуре, проводимые во всех учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. В ходе допризывной подготовки учащиеся знакомятся с элементами военно-прикладной физической подготовки. Занятия по физической подготовке проводятся в соответствии с действующими учебными программами и нормативами по физическому воспитанию.

Юноши совершенствуют свою допризывную и физическую подготовку в процессе внеурочной и внешкольной работы в военно-прикладных кружках и секциях, на соревнованиях, состязаниях и спартакиадах, в походах, при полевых выходах, во время спортивно-патриотических игр.

Важную роль в развитии технических, авиационных, военно-прикладных видов спорта и технического творчества молодёжи играет Добровольное общество содействия армии, авиации, флоту Республики Беларусь (ДОСААФ). Общество располагает хорошо оснащённой спортивно-технической базой и широко развитой сетью учебных центров, школ, тиров, спортивных сооружений, оно активно содействует физическому развитию допризывников и призывников.

Патриотическое воспитание . Для привития любви к своей Родине и формирования морально-психологической готовности к выполнению конституционного долга по защите Республики Беларусь с допризывниками и призывниками проводится патриотическое воспитание. Воспитательный процесс организуется и ведётся органами местного управления и самоуправления совместно с министерствами обороны и образования Республики Беларусь, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, с общественными организациями и объединениями, в первую очередь молодёжными.

В ходе патриотического воспитания юноши глубже познают Беларусь, её героическое и историческое прошлое, настоящее, перспективы развития; углубляют знания Конституции, законодательства о защите Республики Беларусь, вопросов внутренней и внешней политики нашего государства. Весьма важными формами военно-патриотического воспитания являются уроки мужества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, музейная и поисковая работа, проведение воинских праздников, шефские связи с воинскими частями. Патриотическое воспитание допризывников и призывников проводится как в ходе плановых занятий по допризывной подготовке, так и при проведении внеурочных и внешкольных мероприятий с участием всего педагогического коллектива учреждения образования, представителей воинских частей, военкоматов, ДОСААФ, общественных организаций.

Проведение лечебно-профилактических мероприятий . Лечебно-профилактические мероприятия организуются и проводятся по месту жительства, учёбы или работы граждан призывного возраста медицинскими организациями Министерства здравоохранения Республики Беларусь с созданием в них подростковых кабинетов. До приписки юношей к призывным участкам ежегодно проводятся (начиная с 14-летнего возраста) их медицинское обследование, динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием, а при необходимости - другие профилактические и реабилитационные мероприятия. В процессе приписки юношей к призывным участкам проводится медицинское освидетельствование допризывников. Комиссии по приписке, в состав которых входят врачи-специалисты, прикрепляют к лечебнопрофилактическим организациям граждан, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении.

Добровольная подготовка граждан к военной службе . Добровольная подготовка включает:

  • занятие военно-прикладными видами спорта;
  • подготовку по военно-техническим специальностям;
  • обучение по учебным программам, предусматривающим военную подготовку несовершеннолетних граждан (Минское суворовское военное училище, военные оркестры);
  • обучение по программам подготовки младших командиров на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений;
  • обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, могут заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, учреждениях образования, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Наличие у граждан первого спортивного разряда или спортивного звания по военно-прикладному виду спорта учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооружённых Сил, других воинских формирований, в которых они будут проходить срочную военную службу.

Подготовка граждан по военно-техническим специальностям и специальностям, родственным военно-учётным, осуществляется в организациях Белорусского ДОСААФ и учреждениях образования. На обучение по военно-техническим специальностям направляются граждане мужского пола, достигшие 17-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе, подлежащие призыву на срочную военную службу после окончания обучения на основании Указов Президента Республики Беларусь.

  1. Что включает обязательная подготовка граждан Республики Беларусь к военной службе?
  2. Каковы цели и задачи допризывной подготовки юношей?
  3. В чём заключается физическая подготовка допризывников и призывников?
  4. Расскажите о патриотическом воспитании учащихся.


Просмотров