Виды экспертиз при расследовании краж с проникновением. Расследование краж. Обстановка совершения квартирных краж

Обсуждая ситуацию развития ребенка, некоторые специалисты сбрасывают со счетов характер супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Тем не менее, дети и их родители не живут, разделенными непроницаемой перегородкой. Поведение отца и матери по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и отношение родителей к ребенку.

Основные типы нарушений

семейных взаимоотношений.

Обсуждая ситуацию развития ребенка, некоторые специалисты сбрасывают со счетов характер супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Тем не менее, дети и их родители не живут, разделенными непроницаемой перегородкой. Поведение отца и матери по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и отношение родителей к ребенку.

Осмысляя происходящее вокруг него, ребенок вглядывается и вдумчиво вслушивается не только в то, что родители ему демонстрируют, но и в то, что те наверняка хотели бы скрыть от чуткой детской души. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой, приветливой и безопасной атмосферы или, что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, что их требования непостоянны, необоснованны и случайны, но и в своеобразии восприятия ребенком человеческих взаимоотношений.

Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем, они — двигатель прогресса семьи. Однако нередки случаи, когда нерешенные проблемы укореняются, потому что на них закрывают глаза, их игнорируют, маскируют и от себя, и от других. Возникает иллюзия, что, если делать вид, что все хорошо, проблемы сами собой исчезнут. Скрываемое трение в семейных отношениях со временем все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям — проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия.

Говоря о нарушений взаимоотношений в семье, можно выделить несколько основных типов, правда, обязательно необходимо учитывать, что любые границы в таком сложном вопросе всегда будут оставаться весьма условными, и вряд ли кто-нибудь решится сказать, что вот эта семья, безусловно, относится к пятому пункту представленной ниже классификации.

  1. Соперничество. Каждый из нас встречал такие семьи. Основной вопрос в них: кто главный? Напрямую этот вопрос может никогда не ставиться и не задаваться. Его «реализация» протекает в различных и чрезвычайно изменчивых формах, начиная от фельетонного: «Кто будет мыть посуду?» до трагичного: «Кто виноват в его (или ее) смерти?»

Жизнь такой семьи — это постоянная конкуренция. Муж стремится заработать деньги не столько для того, чтобы поднять благосостояние семьи, сколько для того, чтобы доказать, что он «главный кормилец», и поэтому имеет право на ряд материальных и моральных привилегий. Жена может «самоутверждаться» в ущерб семейным интересам, болезненно ревновать или заводить романы на стороне (опять же не для собственного удовольствия, а чтобы показать, что и она тоже не лыком шита). Довольно быстро в конкурентную борьбу включаются и дети. Они отвоевывают свое место под солнцем всеми доступными им путями. Именно в таких семьях очень часто растут «болезненные» и «нервные» дети, которые вследствие своей болезненности выигрывают в борьбе за внимание матери. Если детей несколько, то именно в таких семьях нормальный уровень конкуренции между братьями и сестрами возрастает до небес, и само соперничество приобретает гипертрофированные, патологические черты. Именно здесь старший ребенок начинает снова какать в штанишки при рождении младшего, а в более старшем возрасте говорит, таинственно понизив голос: «Хочу, чтоб его не было!»

  1. Псевдосотрудничество. В таких семьях все хорошо, пока все хорошо. Если все члены семьи имеют хорошую работу, уровень благосостояния достаточно высок и все более-менее здоровы, то жизнь такой семьи протекает вполне стабильно и благополучно. Все довольны друг другом, демонстрируют достаточно высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества в решении различных текущих проблем и ситуаций. В этой семье практически нет внутренних конфликтов и напряжений, и она годами может существовать без единой серьезной ссоры или скандала.

Но если из-за каких-то событий извне семейная лодка вдруг зашаталась и накренилась, члены такой семьи, вместо того чтобы сплотиться между собой и вместе отразить наступающую опасность, вдруг начинают ссориться, обвинять друг друга и этим, естественно, усугубляют возникшую ситуацию. Именно в таких семьях тяжелая болезнь ребенка или кого-либо из членов семьи часто приводит к разводу. Именно здесь стресс от потери работы или иного снижения социального статуса усугубляется насмешками и отвержением со стороны близких людей. Именно здесь главным защитным сооружением является крепостная стена, отгораживающая стабильность такой семьи от внешнего мира. Внутренних укреплений и бастионов у такой семьи нет. Если внешняя стена рухнула, надеяться не на что. Дети в таких семьях подвергаются огромному риску нервно-психических расстройств. Пока все хорошо, семья кажется им образцом любви, спокойствия и стабильности. Когда вдруг все в одночасье рушится, они ничего не могут понять, механизмы психологической защиты у них сформированы плохо, и в результате они либо заболевают, либо проникаются уверенностью в том, что мир бессмысленно жесток и верить в нем нельзя никому.

  1. Изоляция. Жизнь такой семьи — это вопрос границ. Все проблемы решены тем, что каждый член семьи соорудил свой индивидуальный психологический кокон и теперь ревниво оберегает его целостность. Мифы такой семьи — это рассказы о ценности индивидуальности, о недопустимости вмешательства в личную жизнь человека, об уважении к правам личности. Во время конфликтов в таких семьях часто звучат фразы:

— Не лезь в мою жизнь! Какое тебе до меня дело! Я имею право на… !

Конфликты, естественно, и происходят при случайном или сознательном нарушении этих самых границ. Очень трудным испытанием для таких семей бывает подростковый возраст детей. С ранних лет приученные к замкнутости, неискренности отношений, а то и попросту лживые дети во время своей подростковости как бы «мстят» своим родителям, демонстрируя им утрированный вариант их собственного поведения, еще не смягченный интеллектуальной и социальной зрелостью.

  1. Эмоциональное отчуждение. Такая семья для посторонних часто выглядит совершенно благополучной. Члены семьи вполне удовлетворительно сотрудничают между собой, сплачиваются и объединяют усилия перед лицом общей опасности, конструктивны и последовательны в воспитании детей. У них почти не бывает супружеских скандалов или острых конфликтов со старшим поколением. Но все это происходит на фоне как бы постоянной сниженности эмоционального фона. Жена в такой семье на вопрос: «Любите ли вы своего мужа?» — обычно отвечает: «Я его уважаю» или «Он хороший человек». Муж обычно имеет постоянную любовницу, причем, как правило, это не столько партнер для сексуальных игр или объект повышения престижа, сколько подруга, человек, с которым можно поговорить о том, что творится в душе. Жена для этих же целей обычно использует подружек-одноклассниц или соседей.

Дети в таких семьях, как правило, вырастают без серьезных социальных отклонений, уважая закон и внешнюю благопристойность, и не имея при этом никаких четких моральных принципов. В дальнейшем они создают свои семьи по той же схеме, которую наблюдали в родительской семье. Убедить их в том, что возможно что-то еще, чрезвычайно трудно. Обычно такие дети не верят в «верную дружбу» и «вечную любовь», считают все это сказками, придуманными для развлечения.

  1. Симбиотические семьи. В этих семьях на первый план выступают отношения тесного психологического слияния, симбиоза. Кто-то без кого-то совершенно не может жить, жертвуя (обычно, совершенно добровольно) частью своей личности для создания этого «единства». Очень часто такая картина наблюдается в неполных семьях, где мать, отказавшись от личной жизни, совершенно растворяется в своих детях (ребенке). Маленький ребенок при этом буквально купается в любви и принятии, но, подрастая, начинает тяготиться зависимостью от матери. Далее события могут развиваться по-разному. Ребенок может «рвануться», освободившись сам, но при этом, оставив кровоточащую рану в душе матери, которая в буквальном смысле отдала ему всю свою жизнь, и сосущее чувство вины в собственной душе. А может отказаться от мысли быть «таким жестоким», одновременно с этим отказавшись и от собственной дальнейшей индивидуализации. Такой сын, уже имея собственную семью, будет доводить жену, откладывая решение важнейших вопросов до выяснения «что скажет мама». Такая дочь будет с удивлением наблюдать напряженнейшие взаимоотношения мужа и его тещи, не отдавая себе отчета в том, что на большинство окружающих ее вещей и людей (в том числе и на собственного мужа!) она смотрит глазами матери.

Иногда (гораздо реже) симбиотические отношения наблюдаются и в супружеских парах. Если они удовлетворяют только одного из супругов, то, как правило, заканчиваются разводом. Если же симбиоз двухсторонний, то сторонние наблюдатели с изумлением видят ту самую «идеальную любовь», о которой любят писать в романах. Общаться с такой парой обычно невыносимо скучно, так как они эмоционально однообразны и замкнуты друг на друга. Дети в таких семьях часто чувствуют себя эмоционально обделенными.

Однако потом, повзрослев, эти самые дети долго (и часто безуспешно) ждут или ищут своих «принцев» и «принцесс», упрямо веря во всевозможные «алые паруса» и искренне наслаждаясь любовными коллизиями мыльных опер.

  1. Гиперпротективные семьи. В таком типе семей кто-то из членов семьи (как правило, ребенок, но встречаются и иные варианты) пользуется совершенно неограниченными правами и претендует на львиную долю благ и внимания. У этой позиции могут существовать рациональные объяснения: «Он еще маленький», «Он тяжело болен», «Он много работает», а может и не быть вообще никаких объяснений. Кроме того, ситуация может сохраняться, а объяснения меняться.

Показателен следующий пример . Когда в одной семье родился ребенок, все силы и возможности были брошены на удовлетворение его потребностей. Четверо взрослых людей буквально выходили из себя, чтобы не упустить какое-нибудь желание малыша. В ответ на упреки окружающих: «Вы же так его избалуете!» — родители мудро улыбались и отвечали: «Маленьких детей нужно любить!» В возрасте пяти лет до того здоровый ребенок перенес тяжелый мононуклеоз. После этого все силы семьи были брошены на программу реабилитации. Объяснение теперь звучало так: «У нас же больной ребенок!» Потом ребенок учился в школе, где ему было трудно (еще бы!), потом в училище («там такая напряженная программа!»), потом ему помогли избавиться от армии, но он так перенервничал, что должен был год «отдохнуть»… Теперь здоровый двадцатипятилетний парень время от времени где-то работает, но нигде не задерживается, потому что ему «не подходят условия». Основную часть времени он находится на иждивении у родителей, смотрит телевизор и гуляет с приятелями по барам. Постаревшие родители называют это «поисками себя».

Что же делать, если в одном из вышеизложенных описаниях Вы узнали себя? Прекрасно, первый шаг к избавлению от проблемы Вы уже сделали! Вы осознали, ЧТО в Вашей семье идет не так, а значит, сознательно можете увести Вашу семейную лодку подальше от скал. Любая проблема имеет два пути решения – направить отрицательную энергию в благое русло или скомпенсировать ее положительной.

Если Вы нашли в Вашей семье черты соперничества , то можете Ваш соревновательный дух направить на спортивные состязания, командные игры. Летом можно играть в бадминтон, волейбол, хорошо помогает выбросу отрицательной энергии обид игра в пейнтбол. Можно устроить турнир по футболу между семьями, эту в свою очередь поможет сплотить Вашу семью. Кроме этого можно устраивать различные семейные творческие вечера, где каждый член семьи должен подготовить какой-то номер. Или отметить праздник какой-нибудь национальной культуры, где каждому отведена своя роль, например, мама готовит ужин в рамках кухни выбранной страны, ребенок оформляет дом или костюмы, а папа рассказывает интересные факты о традициях этой культуры. Последний вариант также поможет формированию теплого климата и единства между Вами. Второй путь избавления от проблемы подразумевает поиск согласия и единства между членами семьи. Этому помогут различные общие мероприятия, поездки, походы в кино, театр, гости, но более мирного характера, чтобы не культивировать соперничество, а показать, как хорошо жить в мире и согласии.

Если Вам оказалась более близка модель псевдосотрудничества , то Вам необходимо укрепить связи между членами, тогда Вашей лодке не будут страшны никакие бури. Попробуйте больше общаться по душам, делиться мечтами, планами и главное во всем поддерживать друг друга. Можно вместе смотреть фильмы, читать книги, а потом их обсуждать. Сделайте вместе ремонт, совместно разработав перед этим дизайн. Нарисуйте вместе картину и повесьте ее на стену, чтобы она всегда напоминала о единстве Вашей семьи.

Если Вы заметили в Вашей семье признаки изоляции, тогда Вам нужно как можно больше времени проводить вместе, советоваться друг с другом по разным поводам и прислушиваться к этим советам, не бояться впустить другого человека в свой внутренний мир. Так же Вам будут полезны рекомендации для семей с моделью псевдосотрудничества.

Для семей, живущих по принципу эмоционального отчуждения , можно посоветовать устроить экстремальное приключение: отправиться в поход в горы, путешествие на байдарках, прокатиться внутри большого зорба, покататься на лошадях, повеселиться в аквапарке, т.е. совместно заняться тем, что вызовет всплеск эмоций, потому, что это именно то, что не хватает Вашим отношениям. Новые ощущения помогут растопить лед между Вами и приведут к сплочению. Ну, а после этого необходимо будет стать друзьями. Возможно, Вы считаете, что эмоциональная сдержанность, отношения, построенные на принципе делового общения, более стабильны и надежны, а лишние эмоции ведут лишь к скандалам. Но на самом деле Вы попросту лишаете своих самых близких людей тепла Вашей души, а себя – их тепла. Попробуйте начать новую, полную любви и привязанности семейную жизнь, а Ваши дипломатические качества и сдержанность используйте при разрешение разногласий.

Если Ваша семья имеет характер симбиотических отношений, то Вам нужно научиться независимой жизни. Найдите себе хобби, то что бы приносило Вам радость, занятие, время за которым пролетало бы незаметно, заставляя забыть обо всех заботах. Если Вы не знаете, что могло бы приносить Вам такую радость, вспомните свое детство, чем Вам нравилось заниматься тогда. И начните экспериментировать! Рисуйте, лепите, выжигайте, вырезайте, пишите, танцуйте, займитесь спортом! Найдите себя, реализуйтесь, как личность, и тогда Вы сможете отпустить близкого человека, дать ему вздохнуть свободно, реализовать свои потенциалы.

Если Ваша семья имеет гиперпротективный вариант, то Вам просто необходимо вспомнить о… себе! То, что Вы у себя единственный(-ая) и больше такого человека не было, нет и никогда не будет во всей вселенной! А потому нужно себя любить и заботиться о себе. Побалуйте себя тем, чего давно лишали, устройте выходной, сходите с друзьями в кино, просто отдохните дома за любимым фильмом или книгой. Не нужно, конечно, забывать и о близких, любите их с не меньшей силой и заботой, но не забывайте и себя. Это важно. Если хотите, чтобы Ваша семья любила Вас, подайте им пример – полюбите себя сами.

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).

Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

· желанию бездумно следовать указаниям взрослого;

· действовать только по образцам и шаблонам;

· боязни проявить инициативу;

· формальному усвоению знаний и способов действий;

· боязнь идти к чему-то новому;

· браться за новое дело;

· ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными" . Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

3. «Уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».

Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути .

Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.

6. Наказание:

а) действует также, как отрицательное подкреп­

б) способствует развитию других форм поведения;

в) препятствует определенным формам поведения;

г) все ответы неверны.

I I. Супружеские конфликты, их причины и врофилактика

Заполнить пробелы

1. Типовой причиной нарушения супружеских от­

ношений является жены.

Умение понимать свои эмоции связана с развити­

ем способности к

Верно или нет

3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего,

когда субъект располагает недостаточной информацией.

4. Чувство неполноценности делает человека не­

способным преодолевать жизненные трудности.

Выбрать правильный ответ

5. Формирование семейного договора (распреде­

ление ролей) должно учитывать:

а) состояние здоровья;

б) степень занятости на производстве;

в) интересы, склонности и умения каждого парт­

г) все ответы верны.

6. Основные причины деструктивного характера

разрешения противоречий:

а) эгоцентризм;

б) блокировка удовлетворения базовых потребно­

стей партнера;

снижение возможностей самоактуализации и

уровня самоуважения партнера;

г) все ответы верны.

11. ПОЛОВОЙ диморфизм

Заполнить пробелы

1. В России самый большой в мире разрыв между

продолжительностью жизни мужчин и женщин, кото­

рый составляет

2. По-видимому, у женщин творческие потенции

у мужчин.

Верно или нет

3. Многие женщины должны быть готовы к конф­

ликту между большой потребностью в самоуважении

и боязнью успеха.

4. Процент никогда не состоявших в браке в Рос­

сии выше среди мужчин.

Выбрать правильный ответ

5. Мужчины, если сравнивать их с женщинами:

а) не проходят те же фазы при половом акте;

б) тоже способны неоднократно испытывать до

эякуляции оргазм;

в) становятся сексуально неактивными после 50 лет;

г) все ответы верны.

6. Только женщина (в отличие от самок животных)

а) знакома с оргазмом;

б) сексуальна активна на протяжении всего года;

в) может оставаться сексуально активной после

прекращения менструации;

г) все ответы верны.

■ Часть 2. Семейное консультирование

Тема 1. Современная семья и тины нарушений в ее

развитии

Заполнить пробелы

1. Семейная терапия - особый вид, на­

правленный на межличностных отношений и

имеющий целью эмоциональных расстройств

2. Под семейным диагнозом понимается типизация

с учетом индивидуально-личностных

свойств семьи.

Верно или нет

3. Коэффициент разводимости в России увеличил­

ся за последние 20 лет.

4. У большинства брачных пар удовлетворенность

браком растет вместе с увеличением его «стажа»: от

первого года через время, когда рождаются дети и

когда они растут, к периоду «пустого гнезда» и выходу

на пенсию.

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru

Выбрать правильный ответ

5. Базисные для семьи психологические составля­

ющие: самооценка, коммуникации, семейная система,

социальные связи выделены

а) К. Роджерсом;

б) В. Сатир;

в) 3. Фрейдом;

г) все ответы верны.

6. Ведущая роль семьи в возникновении патоген­

ных ситуаций и психотравмирующих переживаний

обусловливается рядом обстоятельств:

а) ведущей ролью семейных отношений в систе­

ме взаимоотношений личности;

б) многосторонностью семейных отношений и их

тесной взаимосвязью;

в) особой открытостью и, следовательно, уязви­

мостью члена семьи по отношению к различ­

ным внутрисемейным влияниям, в том числе и

травматизирующим;

г) все ответы верны.

Тема 2. Работа с семейными проблемами в семейном

консультировании и терапии

Заполнить пробелы

1. Нарушения, связанные с тревогой, включают

И расстройства.

2. Эффективное использование молчания, умение

слушать, обучение с помощью вопросов, повторение

(резюмирование), уточнение и отражение аффекта,

конфронтация, проигрывание ролей, создание «живых

скульптур», анализ видеомагнитофонных записей от­

носятся к наиболее часто применя­

емым в семейной психотерапии.

Определить тип защиты

3. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребен­

ке, о котором во время беременности она даже думать

не хотела.

4. Агрессивность одной женщины по отношению к

мужу выражается в том, что она непроизвольно пря­

чет принадлежащие ему вещи.

Выбрать правильный ответ

5. Мысль, что «все, с кем ты контактируешь, не­

пременно должны тебя любить»:

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru

а) иррациональна;

б) лежит в основе многих неадекватных форм

поведения;

в) базируется на фундаментальной потребности

человека;

г) все ответы верны.

6. Часто в семейной терапии выделяются следую­

щие этапы:

а) диагностический;

б) ликвидация семейного конфликта;

в) реконструктивный;

г) поддерживающий;

д) все ответы верны.

Тема 3. Виды семье,

Психотерапевтическаи модель

Заполнить пробелы

1. Исторически первым в семейной психотерапии

было направление, выросшее из анализа

случая «маленького Ганса».

2. Представители направления соеди­

няют в психотерапевтической работе с семьями раз­

личные методы: гипноз, аутогенную тренировку, меди­

тацию, домашние задания по модификации поведения,

анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые

дискуссии.

Верно или нет

3. Семейное консультирование ставит своей целью

совместное с консультантом изучение запроса члена

семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и

обеспечения возможностей личностного роста.

4. Предметом динамического подхода является

открытое общение.

Выбрать правильный ответ

5. Эмпатичность, доброжелательное внимание, не

нанесение вреда, ориентация на нормы и ценности

клиента, конфиденциальность - это:

а) приемы консультирования;

б) техники консультирования;

в) принципы консультирования;

г) все ответы верны.

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru

6. Если исходят из того, что природа страданий

На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами. Болезнь одного из ее членов, жилищно-бытовые трудности, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т. п.)- далеко не полный их перечень. В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.

Не удивительно, что как трудности, с которыми сталкивается семья, так и последствия их для нее вызывают значительный интерес социологов, психологов, психиатров. Исследования в этой области отчетливо сосредотачиваются на двух направлениях. Первое - исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного действия широких социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т. п.. Эти вопросы наиболее широко представлены в предвоенных и послевоенных работах американских исследователей. Второе - изучение «нормативных стрессов», т. е. трудностей, встречающихся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности, связанные с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также проблемы, возникающие в случае, если что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание и др..

Все эти обстоятельства приводят к сложным и многочисленным последствиям и проявлениям нарушений в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; с другой - нарастание усилий семьи, направленных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям. Определены сложно опосредованные связи между истинными источниками трудностей и их осмыслением членами семьи; выявилось относительно самостоятельное воздействие на жизнь семьи как объективных трудностей и связанных с ними нарушений, так и субъективного представления о них. Среди видов субъективного осознания нарушений в жизнедеятельности семьи ее членами наиболее изучены в настоящее время мотивы семейных конфликтов и разводов, проблемы и поводы обращения в семейную консультацию.

В целом семейные нарушения представляют собой сложное образование, включающее факторы, его обусловливающие (трудность, с которой столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи, ее реакция на трудность, в частности осмысление нарушения членами семьи.

Рассмотрим основные моменты, участвующие в возникновении и проявлении семейного нарушения.

Факторы, обусловливающие семейное нарушение. В литературе встречаются также иные обозначения: «проблема», «семейная трудность», «события и обстоятельства, обусловливающие стресс».

Речь идет о весьма широком круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условиях жизни семьи, изменениях в личности ее членов, которые затрудняют функционирование семьи или ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.

Все многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, можно подразделить прежде всего по силе и длительности их действия. Особое значение имеют при этом две группы семейных трудностей: сверхсильные и длительные (хронические) раздражители. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе, например арест в связи с преступлением одного из членов семьи, внезапное и сильное заболевание.

К хроническим трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, трудности в связи с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т. п.

Среди трудностей, с которыми сталкивается семья, можно выделить также два следующих их типа: связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первого типа - психические трудности, возникающие при переходе от этапа к этапу жизненного цикла. Такие переходы в семье, как правило, сопровождаются довольно резким изменением образа жизни (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности).

Пример трудностей второго типа - необходимость практически одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка), а именно - завершения образования и освоения профессии, решения жилищной проблемы, первичного обзаведения имуществом, ухода за ребенком.

По источнику возникновения семейные трудности можно подразделить иа: связанные с этапами жизненного цикла семьи; обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла; ситуационные воздействия иа семью.

Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры», т. е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства - на втором.

Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.

Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса -- нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое значение и способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла,- это те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем разнообразии этих вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых,- так называемая функциональная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, не выполняется. С уходом, например, из семьи отца определенная часть его «доли» в воспитании уже не восполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к факту, событию, породившему, неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.)- В случае развода противоречивость и «миогослойность» возникающих в связи с этим процессов хорошо показаны на материале социологических исследований восприятия разведенными послеразводной ситуации.

К ситуационным нарушениям относятся трудности, относительно краткие по длительности, создающие значительную угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.. п.). Значительную роль в психологическом эффекте данных трудностей играет фактор внезапности (неподготовленность семьи к событию), исключительности (более легко переживается трудность, затрагивающая многие семьи), ощущение беспомощности (уверенность членов семьи, что они ничего не могут сделать, чтобы обезопасить себя в будущем).

Неблагоприятные последствия трудности. Семейное нарушение. Значимость той или иной трудности для семьи зависит прежде всего от того, сколь далеко идущие неблагоприятные последствия для жизни семьи она имеет. Так, утрата определенной суммы денег для одной семьи - тяжелое нарушение ее жизнедеятельности, для другой - нет, в зависимости от того, какими средствами эти семьи располагают.

Разнообразные последствия воздействия трудностей на семью можно подразделить по тому, на какие сферы жизни семьи они прежде всего оказывают неблагоприятное влияние: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отношений и т. п. При рассмотрении нарушений семьи учитывается также, как они действуют на ее членов. Как правило, нарушение жизнедеятельности семьи ведет к неудовлетворению потребностей, в том или ином отношении тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состояний неудовлетворенности, нервнопсихического напряжения, тревоги. Одно из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений - это их неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивида (психотравмирующее действие).

Усилия семьи по противодействию нарушениям. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить неблагопрятные последствия. Исследования показывают довольно значительные различия в том, как семьи реагируют на трудности. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию ее противоречий. Эта особенность реагирования различных семей особенно отчетливо прослеживается в случае «нормативного стресса», т. е. столкновения семьи с обычными для определенного этапа трудностями.

Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Ссылаются на определенный механизм, обеспечивающий успешное противодействие нарушению. Чаще всего говорится о механизме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные группы особенностей семьи, в силу которых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гибкость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая») степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире.

И тот, и другой подходы имеют определенные недостатки. Действительно, способность семьи противостоять трудностям и нарушениям в немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проблемы, которые обусловлены этой трудностью. Психологические исследования и психотерапевтический опыт подтвердили, что повышение способности семьи к решению проблем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессоустойчивость семьи. В то же время при таком подходе недостаточно учитывается то обстоятельство, что проблемы, с которыми сталкивается семья, имеют особый характер. Решение их определяется не только интеллектуальным принятием какого-то варианта действий. Нередко решение семейной проблемы - это определенное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребления, взятие на себя большей нагрузки, большее напряжение воли, улучшение взаимопонимания и т. д.

Эти процессы относятся уже не к одному семейному механизму решения проблемы, а охватывают самые различные стороны ее жизнедеятельности. Семья реагирует на трудность как целое, как единая система.

Что касается второго подхода, то его отличает определенная тавтолгичность. В«рно, что гибкость, «открытость» и другие перечисленные выше характеристики содействуют приспособлению семьи к новым трудным условиям, преодолению их. Беда лишь в том, что само наличие у семьи этих качеств нередко устанавливается путем выяснения того, сколь гибко, «открыто» и т. д. ведет себя семья, столкнувшись с разными трудностями. Получается замкнутый круг: почему семья хорошо справляется с неблагоприятными условиями? Потому, что ей присущи гибкость, «открытость». Откуда мы знаем, что ей присущи эти черты? Из наблюдений над тем, как она приспосабливается к трудным условиям.

В центре подхода, предлагаемого нами, понятие латентного нарушения функционирования семьи. Под латентным нарушением мы будем понимать такое, которое в обычных, нормальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на ее жизнь. Однако при попадании семьи в трудные условия именно оно играет значительную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных, так и необычных условиях члены семьи общаются, испытывая друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т. д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказываются вполне допустимыми определенные нарушения во всех этих сферах. Не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в этих условиях могут не оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело - условия трудные. Той степени взаимопонимания, взаимной привязанности, которая существовала в семье в благоприятных условиях, теперь уже оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей па трудности. В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция разных семей на трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их - хуже.

Представление о латентных нарушениях, по нашему мнению, дает возможность более точно и многосторонне понять взаимодействие между семьей и самыми различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семья. Они прежде всего выявляют латентные нарушения ее жизнедеятельности, «обнажают» ее «слабые места», а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности.

Наиболее распространенными из корыстных преступлений являются кражи. По своему характеру они весьма разнообразны: кражи из квартир, из государственных объектов (магазинов, складов, офисов различных учреждений), карманные кражи, похищение транспортных средств (велосипедов, автомобилей, моторных лодок, катеров) и др.

Сообщения о совершенной краже обычно поступают от граждан или должностных лиц (владельцев магазинов, заведующих складами, руководителей учреждений, работников домоуправления и т.д.). Нередко о совершенной краже органам дознания становится известно из оперативных источников.

Расследование краж начинается, как правило, с осмотра места происшествия. Наиболее эффективным осмотр бывает в том случае, когда он проводится следственно-оперативной группой, включающей следователя, оперативных работников уголовного розыска, специалиста-криминалиста, кинолога со служебно-розыскной собакой, участкового инспектора. При краже из торгового предприятия и в некоторых других случаях целесообразно пригласить для участия в осмотре сотрудника службы по борьбе с экономическими преступлениями.

По прибытии на место происшествия опрашиваются очевидцы, которые могут сообщить, кто первый обнаружил кражу, какие изменения производились в обстановке и не видел ли кто-нибудь преступников или подозрительных лиц. В необходимых случаях силами оперативных работников организуется розыск по «горячим следам».

Получив общее представление об обстановке места происшествия и наметив последовательность осмотра, следователь выясняет такие вопросы: каким образом преступник проник в помещение; каких предметов он касался; в каком направлении скрылся и мог ли уйти незамеченным; какие следы оставленына месте происшествия, что преступник унес с собой или на своей одежде (похищенные предметы, частицы масляной или клеевой краски, комочки грязи); имеются ли признаки, указывающие на профессию виновного, его внешность, личность; нет ли признаков, дающих основание предполагать, что кража совершена рецидивистом (такой вывод может быть сделан при отсутствии следов пальцев на шкатулках, полированных дверцах шкафа и других предметах, которых касался преступник, а также при наличии на этих предметах следов протирания или перчаток); сколько было преступников и были ли они осведомлены о месте хранения похищенных ценностей.

При осмотре места происшествия с особой тщательностью изучаются места проникновения в помещение (двери, окна) или хранилище (шкафы, сейфы), где локализуются следы рук, орудий взлома, обуви, волокна одежды преступника, оброненные им предметы (сверла, стеклорез, стамеска, отвертка, ломик, «фомка»), использовавшиеся при отжиме двери, и др.

Если кража произошла из продовольственных магазинов, дачных домиков, следует обращать внимание на обнаружение следов зубов на таких предметах, как шоколадные конфеты, сыр, масло, яблоки, которые могли есть преступники при совершении кражи. Преодолевая преграды, воры могут по неосторожности повредить себе руки, в связи с чем возможно обнаружение пятен крови, позволяющих в дальнейшем установить ее групповую принадлежность, отождествить виновных посредством генотипоскопического анализа .

В ходе осмотра рекомендуется изымать этикетки, ярлыки, паспорта на похищенные товары , их упаковку, аналогичные образцы ткани, фотографировать их на цветную пленку. Все это значительно облегчает затем розыскную работу. В задачу осмотра также входит обследование прилегающей к осматриваемому объекту местности, где нужно искать следы протектора транспортных средств, обуви, окурки, оброненные похищенные или личные вещи преступников.

Допрос потерпевших и материально-ответственных лиц

Допрос потерпевших и материально-ответственных лиц. Допрос потерпевшего и материально-ответственного лица по делам о кражах обычно начинается с выяснения того, как и при каких обстоятельствах им стало известно о краже. Устанавливается, когда допрашиваемый в последний раз видел пропавшие вещи или ценности и когда обнаружил их исчезновение. Уточняется стоимость похищенного и его индивидуализирующие признаки. Об этом целесообразно допрашивать также членов семьи или сослуживцев потерпевших и материально-ответственных лиц, а также рекомендовать им представить оставшиеся у них части похищенных предметов (например, пояс или лоскуты ткани, из которой сшиты похищенные вещи). Допрашиваемым всегда следует задавать вопросы, подозревают ли они кого-нибудь в краже и не видели ли они накануне произошедшего подозрительных лиц.

По делам о кражах из квартир выясняется также, не проживает ли по соседству лицо, которое могло знать о наличии у потерпевшего ценностей, не проявлял ли кто-либо к ним интереса, кто из посторонних последним побывал в квартире. Если допрашиваемый называет конкретных лиц, которые, по его мнению, могли совершить кражу, то следует выяснить, на чем основано такое подозрение.

Допрос материально-ответственных лиц дает возможность узнать, каков режим работы организации, кто имеет доступ в хранилище, порядок его охраны, не работает ли в данной организации кто-то из подозрительных лиц, не увольнялись ли такие лица в последнее время.

При расследовании краж к числу неотложных следственных действий относится также допрос свидетелей . По делам о кражах частной собственности – это члены семьи, у которых выясняются приметы похищенного. Важные данные можно получить при допросе соседей и пенсионеров, коротающих время возле подъездов домов. По делам о кражах государственного и общественного имущества допрашиваются сотрудники охраны для установления их местонахождения в момент кражи и выяснения, не видели ли они вблизи охраняемого объекта подозрительных субъектов.

Как показывает практика, при расследовании краж подчас удается задержать преступников непосредственно при совершении преступления (в случае срабатывания охранной сигнализации, установленной в квартире, магазине, аптеке, на складе, в другом помещении с материальными ценностями), во время розыска по «горячим следам», после опроса потерпевших, свидетелей-очевидцев или соседей, прямо называющих лиц, которые могли совершить кражу.

В подобных ситуациях к первоначальным следственным действиям относятся личный обыск и освидетельствование подозреваемого, осмотр его одежды и обыск по месту жительства. При проведении этих действий отыскиваются не только сами похищенные вещи, но и обращается внимание на обнаружение их упаковок, товарных ярлыков, орудий взлома, планов помещений, изготовленных преступниками при подготовке к краже, их личной одежды, к которой на месте происшествия могли прилипнуть частицы грунта, краски, побелки, другие микрообъекты. При проведении обыска всегда необходимо принимать во внимание, что, готовясь к краже, преступник обычно тщательно продумывает способы сокрытия похищенного. Поэтому нужно обыскивать не только жилое, но и все подсобные помещения (чердаки, подвалы, гаражи и т.д.).

Поскольку в некоторых случаях воры к моменту их установления успевают совершить серию краж, то при обыске данное обстоятельство должно обязательно учитываться. Из этого следует, что изымаются вещественные доказательства не только по расследуемой краже, но и по ранее совершенным преступлениям. Обыск нужно производить с использованием поисковых приборов, что облегчает обнаружение тайников.

При освидетельствовании подозреваемого и осмотре его одежды могут быть обнаружены пыль от строительного мусора (при кражах со взломом пола, стен или потолка), ворсинки на обуви от ковровых изделий, покрывающих пол в обворованной квартире потерпевшего или служебном помещении. Если человек подозревается в краже из магазина, склада, аптеки, то при проведении названных следственных действий обязательно нужно предпринять меры к обнаружению красящих веществ, используемых в ловушках для блокировки объектов с материальными ценностями. В необходимых случаях обувь и одежда изымаются, упаковываются и вместе с образцами направляются на экспертизу для сравнительного исследования.

При допросе подозреваемого (обвиняемого) по делам о кражах, как правило, главным становится вопрос о его местонахождении в момент совершения кражи. Если допрашиваемый не признает себя виновным и выдвигает алиби, то с целью проверки его показаний уточняются мельчайшие подробности, связанные с этим событием. Для изобличения подозреваемого (обвиняемого) используются обнаруженные на месте происшествия, изъятые при обыске и освидетельствовании вещественные доказательства, показания свидетелей-очевидцев и иных свидетелей, допрошенных в целях проверки алиби.

Если подозреваемый признает себя виновным в совершенной краже, то у него выясняются все обстоятельства подготовки к ее совершению, место нахождения похищенного и орудий преступления, а также соучастники. В подобных ситуациях допрашиваемому всегда целесообразно задавать вопрос, не совершал ли он других преступлений, а при положительном ответе выяснять их обстоятельства для последующей проверки.

Важное значение при расследовании краж имеют судебные экспертизы. Наиболее типичными являются: дактилоскопические; трасологические – по следам орудий взлома, обуви, протекторов транспортных средств; химические – по исследованию микрообъектов. Иногда по делам о кражах назначается почерковедческая экспертиза (например, в случае обнаружения на месте происшествия записки или когда при обыске удается найти составленный преступником план расположения помещений, откуда была совершена кража).



Просмотров