Решение проблем или принятие решений? Понятия «проблема», «проблемная ситуация». Классификация проблем

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.

Введение

Познание не ограничено сферой науки, познание в той либо другой собственной форме существует и за пределами науки. Необходимо подчеркнуть то, что возникновение, как заведено, научного познания не отменило, не упразднило, не сделало бесполезными остальные формы познания.

Каждой форме публичного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специальные формы познания. И действительно, различают также формы познания, имеющие, как многие думают, понятийную, символическую либо художественно-образную базу. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, настоящего познания. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что научное познание как бы имеет троякую задачу, связанную с описанием, разъяснением и предсказанием действий и явлений реальности. Все знают то, что в развитии научного познания чередуются как бы революционные периоды, так именуемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды как бы обычного развития науки, в протяжении которых познания углубляются и детализируются. Само - собой разумеется, научные познания характеризуются объективность, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Научное познание синтезировано не только лишь с расширением, да и с углублением познаний о внешнем мире, т.е. переходом с уровней явлений на уровни сущностей, с движением от познаний абстрактных к познаниям определенным, от истин относительных к истинам, как всем известно, абсолютным. И даже не надо и говорить о том, что способности формальной логики при описании этих действий очень ограничены, хотя без ее средств не может обойтись ни одна дисциплина науки. Мало кто знает то, что тут, наконец, начинается сфера внедрения диалектической логики.

Важную роль в науках также играют учение логики о формах развития познания, как проблема, гипотеза и теория. Необходимо подчеркнуть то, что недостающее знакомство с формами развития познания затрудняет ведение, как многие думают, научно-исследовательской, практической и, преподавательской работы.

логика познание проблема

Понятие «проблема»

В глобальном смысле проблема -- это любой вопрос.

В особом значении проблемой называют относительно непростой исследовательский вопрос, как правило, поддающийся разложению на несколько подчиненных ему (вытекающих из него) вопросов.

Проблемой становится всякая ситуация, практическая либо теоретическая, в какой как раз нет соответственного обстоятельствам решения либо методы решения известны, лишь отчасти; это некое затруднение, колебание, неопределенность.

Сконструировать дилемму нередко важнее и труднее, чем решить ее.

Подчас, как только проблема выяснена и сформулирована, творческая часть работы исчерпывается.

2 фактора влияют на способ постановки проблем:

1. Общий характер мышления эпохи, в которую формируются проблемы;

2. Имеющийся уровень знания о тех объектах, которых касается возникающая проблема.

2. Виды и типы проблем

Проблемами называются как бы принципиальные в практическом либо теоретическом отношении задачи, методы, решения которых неопознаны либо известны не на сто процентов. Мало кто знает то, что есть 2 вида проблем: неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы иногда как раз именуют предпроблемами, чтоб выделить их незавершенный нрав.

Неразвитая проблема -- это задача, которая характеризующаяся следующими чертами:

Неразвитая проблема - это задача, которая характеризующаяся последующими чертами:

1. И действительно, необычная задача, т.е. задача, для решения которой нет метода (метод неизвестен либо даже невозможен). Очень хочется подчеркнуть то, что подчас - труднейшая задача.

2. Необходимо подчеркнуть то, что задача, возникающая на базе, какого - то познания (теории, концепции и т.д.) либо задача, появившаяся как закономерный итог процесса познания.

3. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что задача, решение коей нацелено на устранение противоречия, появившегося в познании (противоречия между, как всем известно, отдельными положениями теории, либо концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более базовыми теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может разъяснить), также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их ублажения.

4. Все знают то, что задача без видимых путей решения. Несомненно, стоит упомянуть то, что чтобы выделить незавершенный нрав неразвитых проблем, их иногда называют предпроблемами.

Задача, которая характеризуется 3-мя, как многие думают, первыми из указанных выше черт, также, в конце концов, содержит более или менее, как принято, определенные указания на пути решения, называется развитой, как все знают, проблемой или практически проблемой. И даже не надо и говорить о том, что вроде бы это было не удивительно, но практически трудности также делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их решения.

Таким образом, развитая неувязка - это «познание о некотором незнании», дополненное более или менее, как мы привыкли говорить, определенным указанием путей устранения этого незнания.

Формулировка трудности, стало быть, имеет, обычно, 3 части:

систему утверждений (описание начального познания - того, что дано);

вопрос либо побуждение (как установить то-то и то-то? как отыскать то-то и то-то?);

систему указание на вероятные пути решения.

В формулировке неразвитой проблемы крайняя часть отсутствует.

Проблемой называется не только лишь познание приведенных видов, да и процесс познания, заключающийся в формировании неразвитой проблемы, метаморфозе крайней в развитую, а дальше, как многие думают, развитой трудности 1 - ой степени в, как все знают, развитую проблему 2 - ой степени и т.п. вплоть до решения трудности.

Проблема как процесс развития познания делится на несколько ступеней:

· формирования, как принято, неразвитой проблемы (предпроблемы);

· развития проблемы - формирования развитой проблемы первой степени, потом 2-ой и т.п. методом пошаговой конкретизации путей ее разрешения;

· разрешения (либо установления неразрешимости) проблемы.

Различие явных и неявных проблем проводится по тому, сформулирована ли неувязка с самого начала, определена ли она в подходящей мере. Все знают то, что явными называют проблемные ситуации, когда формулировка проблемы задана вначале. Мало кто знает то, что в неявных проблемных ситуациях дилемму необходимо, наконец, найти и наконец-то сформулировать.

И, как все знают, явные, и неявные проблемы бывают - развитыми и неразвитыми.

Для классификации, явных проблем, в конце концов, вводятся дополнительно 2 признака:

а) наличие (либо отсутствие) способа решения проблемы;

б) степень отчетливости представления о том, что конкретно считать решением проблемы.

В связи с этими признаками как бы различаются:

показательные,

логические,

риторические

исследовательские.

В показательных дилеммах (задачах) популярен способ решения и понятно, что, в общем, то, считать решением. Как бы это было не странно, но данные трудности применимы при обучении. Все знают то, что всем известны задачники по арифметике с ответами в конце учебника.

В логических дилеммах (задачках) также все распространен способ, не оглашен лишь итог решения. Всем известно о том, что указанные трудности тренируют разум, тренируют сообразительность, умение так сказать рассуждать логически и ясно. Всем известно о том, что упражнения по логике также обширно известны.

Риторические трудности, наконец, ассоциируются с вопросами, ответы на которые само собою, стало быть, разумеются. И даже не надо и говорить о том, что понятно, что будет, наконец, считаться применимым решением. Вообразите себе один факт о том, что все сводится к отысканию способа, при помощи которого как раз быть может получен уже узнаваемый в общих чертах ответ. И действительно, при этом, круг поиска решения ограничен, а главные полосы поиска достаточно ясны еще до исследования. Все зависит от изобретательности ума и настойчивости, а не от глубины мысли или оригинальности. Пример -- головоломки.

Исследовательские проблемы и есть подлинно творческие, требующие не только лишь определения общих границ решения, да и отыскания того способа, при помощи которого решение как раз быть может найдено. Ни для кого не секрет то, что этот вид проблем вплотную примыкает к неявным проблемам, потому что содержит минимум информации о способе и решениях.

Неявные проблемы также разделяются по названным выше характеристикам.

К неявным относятся:

1) трудности отыскания (формулирования) проблемы,

2) трудности применимости известного способа,

3) трудности применимости имеющихся решений и

4) парадоксы.

К проблемам, 1-ой группы, в конце концов, относятся такие, в каких есть способ, есть и решение, но не найдено затруднение, которое можно было бы разрешить с помощью данного способа. Все знают то, что примером так сказать могут быть изобретения, которые не имеют применений.

Если имеется способ, но нет, ни затруднения, к разрешению которого его можно было бы применить, ни того, что можно было считать решением, то это проблемы 2-ой группы. Очень хочется подчеркнуть то, что часто способ, разработанный в связи с как бы одной проблемой, оказывается, как мы выражаемся, применимым и к другим, не предусмотренным заблаговременно. И даже не надо и говорить о том, что множественность интерпретаций является принципиальным показателем познавательной и практической ценности проблемы.

К третьей группе наконец-то относятся трудности, содержащие только некие решения, относительно которых, но, не понятно ни то, какое затруднение они способны устранить, ни то, каковой способ его разрешения. И даже не надо и говорить о том, что обычно, это смоделированные без определенной цели ситуации, только формально вероятные состояния (к примеру, чисто логически выдвинутые, как многие думают, следственные версии).

Попытка как бы решить необмысленную и до конца не раскрытую дилему может, стало быть, оказаться пустой тратой времени.

В логике больший энтузиазм постоянно вызывали парадоксы. Мало кто знает то, что в их отсутствуют все, как многие выражаются, вышеперечисленные признаки. Само - собой разумеется, строго говоря, они не столько проблемы, ожидающие решения, сколько материал для раздумий, затрагивающих, как большинство из нас привыкло говорить, фундаментальные вопросы познания. Обратите внимание на то, что к их разновидностям, в общем то, относятся софизмы и антиномии, потому что в их постоянно присутствует момент рассогласования и даже прямого противоречия, как заведено, общепринятым и, как многие выражаются, естественным утверждениям. Вообразите себе один факт о том, что в фактически логическом смысле феномен представляет собой два противоположных утверждения, для каждого из которых как раз имеются убедительные аргументы. Как бы это было не странно, но нередки ситуации, когда, стало быть, формулируется одна проблема, а по сути дискуссируется совершенно иная. И даже не надо и говорить о том, что время от времени проблемы удваиваются в самом начале.

Словарь Ушакова

Проблема

пробле ма , проблемы, жен. (греч. problema - задача) (книж. ). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. Проблема личности в истории. Проблемы использования отходов. Проблемы ирригации степей. Проблемы морали. Разрешить проблему.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Проблема

(от греч. problema - задача, задание) - неразрешенная задача или (вопрос) вопросы, подготовленные к разрешению. Возникающая ситуация связана с тем взглядом, с таким познанием предмета, который не познан, но является знанием о незнании.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Проблема

Проблема

♦ Problème

Трудность, требующая решения. Значит, проблема это вопрос? Обычно она действительно принимает для нас форму вопроса, вернее, мы сами задаем ей эту форму. Вот как об этом говорится в знаменитом фрагменте из работы Башляра: «Прежде всего нужно научиться ставить проблемы. Что бы там ни говорили, сами собой проблемы в науке не ставятся. Именно чувство проблемы и служит признаком подлинно научного ума. Для научного ума всякое знание есть ответ на вопрос. Если бы не было вопросов, не было бы и научного знания. Само собой ничего не происходит. Ничто не дано заранее. Все должно быть выстроено» («Формирование научного ума», I). Это справедливо и по отношению к философии, и вообще ко всякой мыслительной деятельности, достойной этого имени. Но далеко не всякий вопрос является проблемой. Если, например, некто спрашивает у вас, который теперь час, – это не проблема, а вопрос. Но если вы в свою очередь спросите: «Почему вы хотите знать, который теперь час?», вы тем самым превратите, в данном случае, правда, совершенно безосновательно, вопрос в проблему. И ваш собеседник вполне может поинтересоваться: «С какой стати вы раздуваете из моего вопроса проблему?» В философии все обстоит несколько иначе. Здесь значение имеют только проблемы, но, прежде чем приступать к их решению, их необходимо поставить. Но что это значит – поставить проблему? Это значит дать объяснение, почему возник данный вопрос, почему он должен быть задан не тому или иному индивидууму, но всякому конечному рациональному уму, наделенному культурой хотя бы в минимальной степени. Именно такую цель преследует введение диссертации по философии: от случайности вопроса оно переходит к необходимости проблемы, а затем, по возможности, к разработке проблематики.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Проблема

Ы, ж.

1. Сложный вопрос, требующий особого изучения и решения.

Проблемы экологии.

2. перен. , разг. То, что трудно разрешить, осуществить.

|| прил. (к I знач.) проблемный , -ая, -ое.

Проблемная статья.

Это не проблема . То, что может быть легко выполнено.

Тезаурус русской деловой лексики

Проблема

Syn: вопрос, дело, задача

Энциклопедический словарь

Проблема

(от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Словарь Ожегова

ПРОБЛЕ МА, ы, ж.

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания.

2. перен. О чёмн. трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений).

знание о незнании; осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (ибо представляет теоретический и практический интерес), включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОБЛЕМА

атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, "главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все, но в первую очередь - философия. Поэтому у философии всегда есть своя особая проблема". Проблемность человеческого бытия проявляется в его противоречивости, неопределенности, непредсказуемости, рискованности; она есть онтологическое основание любой формы его постижения и осмысления: художественного, религиозного, научного, философского, которые фиксируются в многообразных видах антиномий, вопросов, задач, парадоксов и т. д.

С т. зр. системного анализа, П. - это целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид и в котором он испытывает сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние на удовлетворительное (Р. Акофф, Ф. Эмери). В гносеологическом аспекте П. - это идеальное отображение реальной проблемной ситуации (практической и/или познавательной). Проблемная ситуация возникает как несоответствие между: а) целью и средствами ее достижения; б) целью и результатами деятельности; в) необходимостью и возможностью некоторого действия (индивидуального или социального); г) сущим и должным. Это несоответствие может обостряться до противоречия (в т. ч. антагонистического). С т. зр. психологии, возникновение проблемной ситуации и ее последующее преобразование в исходную П. характеризуют начальные стадии процесса мышления. Для философской традиции (Сократ, Августин, Н. Кузанский и др.) характерно понимание П. как знания о незнании. Философы Древней Греции выразили это понимание в форме следующего парадокса мышления: каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то что же нам еще искать? Современная когнитивная психология разрешает данный парадокс, указывая, что здесь неприменим закон "все или ничего".

Вся жизнедеятельность общества (наций, классов, организаций и т. д.), а также индивидов в определенном отношении представляет собой диалектический процесс формирования и разрешения П. "Возникновение и решение проблем, словно систола и диастола - две фазы сердечного цикла, обусловливают характер биения пульса жизни всего социального организма" (В. И. Куценко). Социальная П. - это форма существования и выражения необходимости для общества осуществить определенную деятельность. В более узком смысле социальная П. - это форма существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными еще условиями ее реализации. Внутренние основы социальной П. - общественные необходимость, потребность интерес, противоречие - "передают" ей такой фундаментальный а/грибут, как объективный характер. Независимость социальной П. от воли и сознания людей подчеркивается в современной марксистской философской литературе (См.: Куценко В. И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев, 1984). Исходя из других оснований, Ж. Делез также подчеркивает объективный характер П.: "Проблематическое является одновременно и объективной категорией познания, и совершенно объективным видом бытия". Он призывает "покончить с застарелой привычкой мысли рассматривать проблематическое как субъективную категорию нашего знания" (Делез Ж. Логика смысла. М., 1995, с. 76). Поиски онтологических оснований проблемности человеческой жизнедеятельности весьма актуальны. Э. Фромм писал: "Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее не спрятаться". Согласно Э. Фромму, основание проблемности - утрата гармонического единства человека и природы. В поисках указанных оснований весьма перспективны, на наш взгляд, онтология И. Гартмана и идеи синергетики. В современной философскометодологической литературе обсуждается и частично реализуется проект создания проблемологии - специальной дисциплины в рамках общенаучной методологии, призванной системно описать и объяснить закономерности возникновения, функционирования и развития многообразных видов П.: научных и философских, социальных и экзистенциально-личностных, глобальных, региональных и уникальных и т. д. Общепринятая типология П. пока еще не разработана.

Научная П. - форма организации и развития научного знания. Исторически первой работой по проблемологии следует считать "Гопику" Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Согласно Стагириту, тезис и П. есть предметы спора: "...тезис есть проблема, но не каждая проблема есть тезис..." (Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 2 с. 361). В диалектической П. должны быть явно сформулированы обе альтернативы. Он различал практические и познавательные П.: "Диалектическая проблема есть задача, поставленная или ради выбора и избегания, или ради (достижения) истины и ради познания..." (там же, с. 360), а также самостоятельные и вспомогательные П. Аристотель разработал классификацию П. и формы их опровержения.

Этимологию термина "проблема" (как синонима "задачи") принято вести от греческого глагола "баллейн" - бросать, т. е. П. - это "объект, брошенный вперед" (пред-мет). Неоплатоник Прокл (V в.), комментируя "Начала" Евклида, противопоставлял теоремы и П., для него П. - это практическая (в рамках геометрии) задача, которая выполняется определенным способом, и необходимо найти эти способы, изобрести их и выполнить требуемое построение (отнюдь не единственно возможное). Предыстория проблемологии во многом совпадает с историей становления логики вопросов и ответов. Основополагающие идеи были выдвинуты Р. Декартом, Г. В. Лейбницем и И. Кантом (антиномии чистого разума).

В философии и науке XX в. интерес к исследованию научной П. возникает вследствие преодоления кризиса оснований математики (работы А. Пуанкаре и Д. Гильберта), под влиянием достижений математической логики (в частности, исчисления задач, построенного А. Н. Колмогоровым в 1932 г., и разработки теории алгоритмов - труды К. Геделя, А. А Маркова, П. С. Новикова и др.), кибернетики ("искусственный интеллект"), когнитивной психологии, системного анализа, истории и методологии пауки. Значительный вклад в становление проблемологии внесли работы Д. Пойа, К. Поппера, И. Лакатоса, Л. Лаудана, 3. Цацковского и др., в отечественной литературе - работы В. Ф. Беркова, В. М. Глушкова, В. Н Карповича, П. В Копнина, М. С Бургина и В. И. Кузнецова, Е. С. Жарикова, В Е. Никифорова, Л. М. Фридмана и др.

Структура научной?. включает следующие элементы: а) предпосылочное знание всех уровней (специально-научное, методологическое, мировоззренческое, неявное); б) центральный вопрос научной П.; в) императив - требование разрешить этот вопрос; г) предварительный образ искомого решения. Очевидно, что научная П. не может быть сведена к вопросу Научная П. - это система знания, отображающая проблемную ситуацию и ее социокультурный фон, имеющая личностный смысл для исследователя и принятая (или отвергнутая) научным сообществом. Это развивающаяся, открытая, упорядоченная система исследовательских задач, характеризующаяся неопределенностью методов и результатов решения. С этой т. зр., исследовательская задача - прафеномен научного познания, его "живая клетка", а научная П. - многоклеточный "организм" во внешней среде.

Функционирование научной П. определяется тем, что она является "вечным двигателем" научного познания, источником его самоорганизации и саморазвития. В процессе исследования научная П. выполняет следующие функции: а) детерминирующую - она определяет направление исследования и побуждает к нему; б) интегративную - выступает как форма интеграции научного знания; в) систематизирующую. Кроме того, возможна функциональная типология научных П., в которой выделяются П. описания, объяснения, предвидения и праксеологические П. ("Как это сделать?"). Последний тип П. в современном естествознании, по-видимому, доминирует (П. управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, "искусственного интеллекта" и т. д.).

Развитие научных П. описывается как совокупность состояний и процессов, образующих движение к новому знанию. Эта совокупность может быть упорядочена по разным основаниям: по стадиям проблематизации знания, по функциональным типам П., по стадиям исследования и т. д. Согласно К. Попперу, рост научного знания описывается следующей схемой: Р, - ТТ - ЕЕ - Ру где Р, - исходная научная П., ТТ - "пробные теории", ЕЕ - этап "устранения ошибок", Р, - новая научная П. Эта схема релятивизирует развитие науки. Для указанных выше технологически ориентированных П. более адекватной является другая схема: научная П. порождает исследовательскую программу, которая реализуется в познавательных и практических результатах.

Понятие исследовательской программы вошло в методологию науки после работ И. Лакатоса 1968 - 70 гг., однако в рефлексии ученых оно функционирует очень давно и воплощается в форме программных работ. Эффективность исследовательской программы может служить показателем потенциальной истинности породившей ее научной П. Указанные понятия используют в методологическом анализе научного прогресса. Так, например, в модели Л. Лаудана критерием прогресса является максимизация объема решенных эмпирических П. при минимизации объема аномалий и концептуальных П. Это направление проблемологии находится в процессе становления.

Философская П. - форма организации и функционирования исторически изменяющегося философского знания. Принципиально неустранимое многообразие философских направлений, систем, школ и т. д., отсутствие однолинейного прогресса в истории философии приводят к неоднозначным трактовкам природы философских П. Тем не менее возможно выделить некоторые относительно инвариантные характеристики философской П. 1. Бытийная укорененность. А. Шопенгауэр провозглашал: "Мир, мир, ослы! - вот проблема философии, мир и больше ничего!" У древних греков символом философии была богиня - вестница Ирида (дочь Тавманта - "Удивляющегося"), т. к. она вопрошала о сущем. Дезонтологизация философской системы завершается ее крахом. 2. Экзистенциально-личностная значимость философской П. для ее постановщика и исследователя. "Философия такова, каков сам философ", - отмечал Фихте. Понимание философской П. невозможно без выявления ее жизненных корней, в т. ч. тех, которые находятся в образе жизни мыслителя, складе его души, особенностях биографии и т. д. "Решение встающей перед тобой жизненной проблемы - в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает", - писал Л. Витгенштейн. 3. Фундаментальность. Она присуща философской П., поскольку философская рефлексия есть поиск оснований. "В каждый метафизический вопрос... всякий раз включается также и вопрошающее человеческое бытие" (М. Хайдеггер). 4. Системное единство предметного, операционного и ценностного аспектов философской П. Система базовых интеллектуальных операций обусловлена не только свойствами предмета, но и стремлениями субъекта. По мнению Д. В. Пивоварова, в основном вопросе философии кристаллизованы базовые умственные операции, из которых произрастают различные философские доктрины и которые придают этим доктринам специфические операционные значения. 5. Синтез вечного и преходящего, инвариантного и вариативного. Подобно "вечным образам" в искусстве, существуют "вечные" П. в философии (например, П. истины, свободы, блага и др.), что не отрицает их конкретно-исторического своеобразия. П., поставленные мыслителями древности, не только понятны современным философам, но и продолжают их волновать: они вечны, поскольку всегда сохраняют свою значимость для человечества. "Не хочу ли я сказать: живущий лишь сиюминутным просто слеп, как крот; сумев прозреть, он увидел бы и проблему?" (Л. Витгенштейн). 6. Голографическая связность философских П. ДРУ!" с другом (по принципу "все со всем"). "Никто, как кажется, и не догадывается о том, как тесно многие отвлеченные вопросы связаны не только с важными интересами человеческой жизни, но и с самим существованием этой жизни. ...А между тем это так" (В. В. Розанов). М. Хайдеггер писал: "Чем ближе мы подходим к опасности, тем ярче начинают светиться пути к спасительному, тем более вопрошающими мы становимся. Ибо вопрошание есть благочестие мысли". Проблемность философского разума всегда будет привлекать мыслящих людей. (См. "Вопрос и Ответ".)

Отличное определение

Неполное определение ↓

греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. - не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П.

К важнейшим критериям формального характера относится соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.



Просмотров