Связь между гражданским обществом и государством. Гражданское общество и правовое государство: определение, особенности и интересные факты. Эта тема принадлежит разделу

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое осмысление принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере гражданских прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной политической и идеологической конфронтации.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), правовое государство вносит определенный порядок в общество, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности, создает тесную взаимосвязь с гражданским обществом в процессе социального, экономического, духовного и политико–правового развития.

Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

1)Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

2)Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей власти является защита и соблюдение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:



– свободные периодические выборы;

– представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям;

– обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;

– четкое разделение между государством и политическими партиями;

– деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом;

– вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им;

– права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др.

1)Личность , кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.

2)Элементом механизма гос. власти является человек - субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты. Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.



Социальное государство.

Социальное государство , по мнению теоретиков, призвано обеспечивать все более высокий уровень социально-экономического благосостояния каждого гражданина, гарантируя ему неуклонно растущий «прожиточный минимум», а еще лучше - «минимальный потребительский бюджет». Социальное государство стремится:

Сгладить все виды социального неравенства;

Помочь слабым и обездоленным путем перераспределения социального дохода в пользу беднейших;

Обеспечить занятость и достойную оплату труда;

Развивать систему социального страхования;

Сделать образование, здравоохранение и культуру доступными для каждого.

Понятие «гражданское общество» появилось в нашем лексиконе недавно и еще слабо распространено в общественном сознании.

гражданское общество - это совокупность внегосударственных организаций, объединений, ассоциаций, союзов граждан, взаимо действующих между собой по горизонтали, не обращаясь к органам государства. Это сфера самоуправления свободных индивидов на основе добровольно сформированных ассоциаций, которые защищены необходимыми законами от прямого вмешательства государства.

Каковы же основные признаки гражданского общества?

В истории почти всех современных стран есть примеры вмеша тельства государства, политической власти в дела гражданского общества. Хотя нередко это происходило под предлогом упорядоче ния отношений. Но основная тенденция общественного прогресса - развитие социума без вражды и конфронтации. С учетом этого можно выделить следующие признаки гражданского общества.

Во-первых, наличие в обществе свободных владельцев средств производства. Свободный собственник должен быть свободен от диктата, от вмешательства в производственные дела государствен ных органов, политической власти. Идеальным состоянием может быть равновеликое воздействие экономики и политики друг на друга. Опыт XX века показывает, что чрезмерное освобождение владельцев средств производства от влияния политических структур усиливает анархию и произвол в экономике, приводит к кризисам. Но преобладание политики приводит к еще большим потерям, еще более глубоким кризисам.

Другим признаком гражданского общества является развитость и разветвленность демократии. Причем, термин «демократия» здесь трактуется несколько по-иному, чем принято. Общепринято считать демократию атрибутом политической сферы, области властных отношений (форма государства, политический строй, режим). Разрешение общественных проблем связывается с политическими властными методами. Но есть понимание демократии как основной способ организации, упорядочения и регулирования отношений между всеми элементами социальной структуры общества, главным образом, по поводу их экономических и социальных интересов.

Демократия любого уровня предполагает наличие управляющих и управляемых. В качестве управляющих выступают профессиональ ные политики; управляемые - представители неполитической сферы - собственники, занятые в сфере производства. Степень зрелости гражданского общества зависит от соотношения этих эле ментов демократии. Гражданское общество можно считать сформи рованным, если достигнуто хотя бы равенство этих сторон. В идеале же - доминирование (не абсолютное) управляемых над профессио нально подготовленными управляющими.

Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государственной власти. Но вместе с тем госу дарство не может развиваться нормально без свободного развития гражданского общества. Высокоразвитое гражданское общество - основа стабильности демократического режима. Оно должно иметь возможность свободно выражать свои интересы, формировать политическую волю, контролировать действия властей.

Гражданское общество гармонично связано с государством при демократическом режиме, находится в оппозиции к нему при тота литаризме и в конструктивном противоборстве при авторитарном режиме.

Правовое государство - то государство, в котором господствует право.

В основу правового государства заложены равенство перед законом власти, гражданина, общества и права. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказы ваются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы, а элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, привычка к дисциплине, подлинная гражданствен ность. Член правового государства пользуется свободой, обществен ным доверием и уважением, в нем не совместимы коррупция, подкуп, взятка, кумовство и другие негативные

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
  • Правовые системы современности

Соотношение гражданского общества и правового государства

Гражданское общество является совокупностью социально-экономических, национальных, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп.

Структура гражданского общества включает в себя: негосударственные социально-экономические отношения и институты (социальное партнерство, предпринимательство и др.), общественные объединения, церковь, семью, политические партии и движения и др. Гражданское общество - это «свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства».

Гражданское общество связано прежде всего с периодом, когда на смену отношениям подданства приходят отношения гражданства и одновременно, когда ликвидируется общественное неравенство, все граждане объявляются формально-юридически равными. При этом происходит отделение государства от социальных структур, сужается сфера государственной регламентации, расширяется охраняемая сфера свободы личности. Формирование гражданского общества занимает несколько столетий, этот процесс продолжается и на современном этапе.

Гражданское общество предполагает определенную правовую культуру общества, основанную на уважении прав человека и гражданина и правовой характер отношений, охватываемых правовым регулированием. Гражданское общество предполагает и определенную децентрализацию государственной власти, и развитие самоуправления. Большое развитие получает парламентаризм, развитие всех форм непосредственной и представительной демократии. Юридической основой гражданского общества является всеобщее равенство перед законом и судом.

К числу основных признаков гражданского общества можно отнести:

  • наличие обществ и ассоциаций свободных индивидов;
  • самоуправленческий характер всей системы организаций;
  • открытый характер гражданского общества как системы связей и отношений;
  • связи и отношения координационного типа;
  • плюралистическую систему;
  • правовое и демократическое сообщество.

Если государство организовано как вертикальная система органов, отношений, должностных лиц и др., то гражданское общество является горизонтальной системой отношений граждан и их объединений. Эти отношения характеризуются равноправием и партнерством и строятся на основе договоров. Вся деятельность всех субъектов гражданского общества подчиняется правовым началам. Большое место в деятельности гражданского общества на современном этапе занимают религиозные и другие некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Возрастает значение общепризнанных норм и принципов международного права в регулировании отношений гражданского общества внутри отдельных государств.

Государство является основным элементом политической системы общества. Таким образом, взаимоотношения государства и гражданского общества строятся на принципах, аналогичных построению отношений между государством и другими составными элементами политической системы. Но политическая система, помимо гражданских объединений (партий, организаций, движений), включает в себя и государство.

В правовом государстве отношения между ним и гражданским обществом основываются на принципе невмешательства, когда осуществляется процесс позитивного правового регулирования . В случаях нарушения регулятивного взаимодействия внутри гражданского общества государство обязано вмешаться в эти отношения и детально урегулировать их. Другими словами, свобода гражданского общества реализуется лишь в сфере дозволенного, в противном случае государство обязано обеспечить защиту свободы от нарушений на основе закона.

Само понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» (1813). Идеи правового государства особое распространение приобрели в Новое и Новейшее время в трудах Ш.-Л. Монтескьё, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Т Гобса, Г. Гегеля, И. Канта, К.Т. Велькера.

В России идеи правового государства были сформулированы в трудах В.М. Гессена, С. А. Муромцева, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского и др.

Модель правового государства прежде всего нашла закрепление в конституциях, принятых после Второй мировой войны. В Конституции Российской Федерации также закрепляется положение, что Россия является «демократическим, правовым государством с республиканской формой правления». Аналогичные положения закреплены в большинстве современных конституций различных государств. Но одною провозглашения государства правовым недостаточно, необходимы надлежащее и полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Отношения между государством и личностью строятся на основе взаимной ответственности . Это выражается в установлении ограничений в деятельности государственных органов, их должностных лиц, а также участников иных отношений. Ответственность государства перед гражданским обществом выражается в ответственности исполнительной ветви власти перед представительными органами власти, которые формируются на основе выборов из среды самого гражданского общества. Существуют такие формы ответственности должностных лиц, как выборы, референдумы, отзывы депутатов, отставка членов правительства, судей и др., импичмент, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность и др.

Правовое государство является политической организацией общества, которое основано на верховенстве закона и создает условия для обеспечения основных прав человека и гражданина . Правовое государство само себя ограничивает правом, для чего создается необходимый баланс властей, законодательно определяются формы и методы контроля гражданского общества за государственными структурами. Концепция правового государства основывается на принципе верховенства закона, различении закона и права (правового закона), особой роли суда как арбитра при разрешении споров. Среди других принципов правового государства выделяют следующие принципы:

  • принцип приоритета права (господства права);
  • принцип правовой защищенности человека и гражданина;
  • принцип единства права и закона;
  • принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Принято выделять три основных компонента правового государства:

  • правовой;
  • индивидуально-правовой;
  • организационно-правовой.

Правовой компонент обеспечивает реализацию принципа формально-юридического равенства, выражается в создании правовых законов. Индивидуально-правовой компонент связан с реализацией правовых форм в отношениях между государством и личностью. Организационно-правовой компонент предполагает наличие нормативных предписаний, формы их реализации, механизм исполнения решений и формы контроля за их исполнением и др.

Если государство является родовым понятием, то правовое государство - видовым. При построении правовой государственности недопустимо разрушать основы государственности вообще, так как вид не может терять признаков рода. Обычными признаками государства являются: публичная власть, наличие специального аппарата управления, наличие системы налогов, правовой и судебной системы, монополия на правотворчество, наличие территориальных делений и др. Отличительными признаками правового государства в основном являются: наличие гражданского общества, разделение властей, верховенство закона, реальность прав и свобод граждан, наличие взаимной ответственности государства и личности.

В принципе, модель правового государства в настоящем смысле слова не реализована ни в одной стране. В Конституции Российской Федерации норма о правовом государстве является прежде всего нормой-целью, нормой-задачей. Можно говорить лишь о степени развития тех или иных его элементов, о становлении эффективного механизма контроля и ответственности, реализации правовых предписаний.

В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство правового закона, а власть должна быть четко юридически определенна (состав, компетенция, порядок формирования) и ограниченна. Законы обладают высшей юридической силой, т.е. исключается ситуация, когда доминирует подзаконное нормотворчество исполнительных органов власти. Существует реальная система судебного контроля и надзора за законностью, режим демократического конституционного правления. Правовому государству присущ вид демократического политического режима, народ объявляется источником власти. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ объявляются высшей ценностью, т.е. определяющими общими началами действующего законодательства.

Типичными признаками правового государства являются:

  • верховенство правового закона;
  • реальное осуществление режима законности;
  • наличие механизма юридических гарантий прав и свобод;
  • осуществление режима разделения и координации (согласования и единства) властей;
  • реальное осуществление режима демократии и народного суверенитета;
  • обеспечение принципа формально-юридического равенства;
  • наличие системы социальной защиты и социальных гарантий;
  • эффективное действие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение режима конституционализма, государственного и народного суверенитета;
  • правовое государство является моделью самоуправления: реальное развитие всех избирательных процессов, наличие системы самоуправления;
  • наличие системы качественного, непротиворечивого законодательства;
  • реальное обеспечение правопорядка как предпосылки эффективной реализации прав личности;
  • равенство прав, свобод и обязанностей;
  • доступность и эффективность правосудия;
  • создание институциональных гарантий прав человека;
  • легитимность и демократический характер государственной власти.

Важнейшей формой реализации гражданами права на управление государством являются свободные выборы, основанные на равноправии и демократических принципах и нормах, периодичности, установленной в законодательстве. Демократическое правовое государство основано на реализации принципа законности, т.е. создании гарантий законности. В числе этих гарантий можно рассматривать правоприменительный и правозащитный механизмы государства и гражданского общества, особенно необходимо наличие независимой и действенной судебной власти. Но необходимы и четкие механизмы контроля над судебными органами для преодоления признаков автаркии судебной власти.

Наряду с различиями между гражданским обществом и государством необходимо отметить их единство в достижении общих задач, направленных на формирование действенного механизма защиты прав и свобод граждан, гражданских объединений и инициатив. Независимость и автономность гражданского общества обеспечиваются государством, тогда государство становится правовым, т.е. составной частью гражданского общества. Правовое государство строится на принципах гражданского общества, на принципах самоуправления. Оно является организацией, органично сочетающей управление и самоуправление. Фактически правовое государство становится формой организации гражданского общества. Правовое государство должно быть государством социальным, иначе нормативные положения, фиксирующие компоненты и механизм такой государственной модели, становятся простыми декларациями. Правовое государство является типом государства с точки зрения цивилизационного подхода, так как оно обеспечивает не просто господство закона, а верховенство правового закона.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично -- с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.

Таким образом, правовое государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

Первое. Понятие «гражданское общество» и « правовое государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни -- с другой.

Третье. Гражданское общество -- первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт -- эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество -- сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же -- сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.

Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации -- это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Гражданское общество и государство взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В гражданском обществе доминируют механизмы самоорганизации, в государстве – управления. Совокупность этих механизмов выполняет функции адаптера общественной системы. Государство координирует действия участников гражданского обществ. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества заключается в том, что государство подчиняется обществу, выполняет лишь те функции, которые выплывают из природы самого общества и служат его потребностям. Государство не должно при этом мешать реализации частных интересов, которые конкурируют в сфере гражданского общества.

В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы, признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет относительно общих или государственных интересов. Вместе с тем, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики института государства. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что именно формирует для себя управляющую систему, задает пределы государственного вмешательства, определяет функции государства и контролирует их осуществление.

Государство также оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Однако особенность двусторонней взаимосвязи правового государства и гражданского общества заключается в том, что определяющим является влияние общества. Именно оно формирует государство, его институты, направляет и контролирует ее деятельность. Граждане страны, осознавая пренебрежительность своих прав над полномочиями государства, принуждают государственную власть в ее действиях ориентироваться на потребности общества, служить правам человека. Обеспечить такую сущностную предпосылку демократической государственности гражданское общество может с помощью определенных средств, самыми главными среди которых являются средства юридические – нормативно определены гражданские права.

Взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развитое гражданское общество, тем менее заметной является роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества предопределяет избыточное усиление государства, которое поглощает общество . Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем более демократическим является государство.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Электронный курс лекций: Политология

Электронный курс лекций.. Политология для студентов специалитета..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

По темам и видам занятий
Наименование темы Количество учебных часов Всего Лекции Семинары Самостоятельная работа

Политология как наука и учебная дисциплина
Исторически изучение политики изменялось от восточной и античной философской и социально-политической мысли к формиро­ванию в конце XIX веке самостоя­тельных политологических научных направлений и

Методы политологии
Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии по

Теоретические методы
Теоретические методы представляют собой сложные абстракт­ные конструкции политической реальности и политического пове­дения. Они предназначены для извлечения такого знания о поли­тике, котор

Эмпирические методы
Эмпирические методы (от греч. emperia- опыт), в отличие от теоретических методов, ориентированы на получение конкретного знания о политической жизни. Эти методы представляют собой

Общенаучные, логические методы
В ходе развития общего науч­ного знания и, прежде всего, в рамках философской традиции сло­жились единые для всех наук методы познания и объяснения объек­тивной реальности. Логические ме

История политических учений
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности- II-I тысячелетию до нашей эры. Эти представления были не политическими идеями, а скорее, мечтами об идеальном го

Древнего Востока
Политические идеи в древнейших государствах мира, а это были государства Востока (Аккад, Ассирия, Вавилония, Египет, Индия и Китай, Персия, Урарту и др.) сохранили фрагментарные суждения об устройс

Древний Китай
Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства - наследственный монарх - одновременно являлся первым жрецом и единственным земле

Древняя Индия
Исходным положением политической мысли в Древней Индиибыло утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). На воп

Политическая мысль античности
Для политической мысли античности был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому. Древ­негреческие мыслители стремились понять сущность государства, его место и роль в

Политическая мысль Средневековья
Средневековое мировоззрение - это мировоззрение религиозное, основанное на утверждении верховенства церкви над светской властью что, естественно, откладывает отпечаток и на политические взгл

Политические теории Нового времени (ХVI -ХIХ вв.)
Эти учения отлича­лись от учений Средневековья, прежде всего, светским характером. Мыслителей этого времени волновали проблемы происхождения государства, взаимоотношения правителей и народа, гражда

Российская политическая традиция
Развитие политических учений в России имеет ряд особенностей, связанных с историей становления в нашей стране государственности- Наши праотцы создавали свою государственность вдали от западной циви

Современная политическая мысль
Становление любой науки связано с процессом ее институали­зации, т. е. с появлением специальных научных организаций и объе­динений, с созданием системы подготовки кадров. Только в этом случа

Структура и функции политики
В структуре политики выделяются форма,содержание и процесс (отношения). Форма политики - это ее организационная структу

Политика и другие сферы общественной жизни
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но между тем, у политики есть свои границы. Не все явления включают в себя политический компонент. В социоло

Функции идеологии
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная р

Место идеологии в политической жизни общества
Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии при­обре

Консерватизм
Консерватизм- это учение, идейно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной жизни и государства, ценностей, воплощенных; в

Основные компоненты либерализма
- Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей. -Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).

Основные принципы социал-демократической политики
1. Вопрос о государстве. Демократы считают, что государство может выражать интересы не одного класса, а всех слоев общества, и того кто стоит у власти. Расширение регулирующей роли

Политическая власть
План: 1.Сущность власти: теоретические аспекты и подходы. 2. Структура и функции власти. 3. Специфика политической и государственной власти. 4. Легитимность и

Теоретические аспекты власти
1. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ. Она возникла из потребности организации жизни общества, необходимости поддержания общественного порядка, понимаемого в самом шир

Структура власти
Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, источники (ресурсы). Субъект власти

Специфика политической власти
Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций реализовать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления

Специфика государственной власти
Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает. Государст

Легитимность и легальность власти
Легитимность –это обязательный признак признания обществом ее правомерности. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим г

Политическая система общества
1. Политическая система: сущность, структура. 2. Функции политической системы. 3. Типология современных политических систем: общие черты и особенности, тенденции развития.

Сущность политической системы
Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы. Американский социолог Толкотт Парсонс (1902 - 1979) представил общество как взаим

Институциональная подсистема
Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют п

Функции политической системы
Политическая система характеризуется функциями. Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом). Одна из обще

Политическая система советского типа
После Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков1. Во-п

Политическая система постсоветского типа
Современную политическую систему в России можно охарактеризовать как транзитивную или переходную. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились

Понятие государства. Теории происхождения государства
В политологии тема государства является одной из важнейших как по содержанию, так и в структуре учебного курса. Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом

Структура государства
Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей, составляющих обще

Признаки государства
Государство имеет свои специфические черты (признаки), отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.). Основные признаки госуда

Функции государства
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезнач

Особенности административно-территориальной организации современных государств1
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных госуда

Монархия
Монархия (греч. monarchia - единовластие) представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и перехо

Абсолютная монархия
Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо предс

Тоталитарный режим
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлен

Признаки правового государства
Понятие правовое государство воплощают следующие политико-правовые признаки: 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Верховенство права (закона) в общ

Социальное государство
Социальное государство - (термин введен в середине XIX в. немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815-1890) - форма государства, одной из важнейших функций которого является активное

Понятие политического режима
Политический режим (от лат. Regimen- «управление») характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и своб

Тоталитарный режим
Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный контроль и

Сущность демократического политического режима
«Демократия» (demos - «народ» и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает «власть народа». Основные признаки, характеризующ

Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют: прямую, плебисцитарную, представительную демократию. 1. В прямой демократиимежду волей

Партийные системы
Партийная система- это совокупность партий, принимающих участие в политической жизни, борьбе за власть и ее использование, отношений друг с другом, между ними и государством

Общественно-политические движения
Общественно-политические движения (ОПД) представляют собой различные добровольные самодеятельные организации граждан, создаваемые для достижения конкретных целей путем оказа

Структура политической элиты
Политическая элита современного общества неоднородна. В основе этой неоднородности лежат ряд факторов: - дифференциация политических институтов, ведущая к появлению

Типы элиты
Элита разделяется на группы, которые различаются между собой: 1. по объему своих полномочий и уровню компетенции: высшая элита - президент, глава правительства, парламен

Политическая элита в России в современный период
Облик нынешней российской политической элиты достаточно пестр. Как полагают эксперты, по крайней мере, половина всех лидеров политических партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов Федерального

Стили и типы лидерства
Политика характеризуется многообразием стилей лидерства. Стили политических лидеров можно классифицировать по различным основаниям: а) по социальной природе лиде

Политическое сознание
Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни человека и общества, а также важнейшей составной частью политических отношений. Являясь относительно целостным образованием, п

Уровни и компоненты политического сознания
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Под политическим сознанием понимается совокупность распро

Сущность и функции политической культуры
Политическая культура это: 1. Совокупность исторически сложившихся политических знаний, ценностей, норм, образцов и форм политической деятельности, политических традици

Типы политической культуры1
Существуют и другие типологии политических культур. 1. По режиму власти и характеру управленияговорят о

Особенности российской политической культуры
Политическая культура постсоветской России представляет собой культуру переходного типа. Она состоит из разнородных политических ценностей, установок и стандартов полити

По ценностям доминирующей культуры
Политический процесс в России относится к незападному типу. Для него характерна нерасчлененность политики и эконо­мики, социальных и личных отношений. В силу незрелос

Политическое поведение и участие
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы1. По

Систематизация политического поведения
В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения: 1. По субъектам поведения - индивид, социальная группа, клас

Специфика политического поведения в России в период 90-х годов XX века
Наиболее хорошо изучено такое политическое поведение различных социальных групп в современной России, которое выражается в голосовании на выборах. Это связано с наличием такого источника информации

Международные отношения
Международные отношения -это совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между с

Международные организации как субъекты международных отношений
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них.

Современные тенденции международных отношений
Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась стар

Политические проблемы
Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, - появление, быстроенакопление и совершенствование оружия мас­сового

Экологические проблемы
К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае­мой группе экологических проблем следует отнестипроблемы со­хранения окружающей среды. Опасность нарушения экологиче

Социальные проблемы
Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятиле­тия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызван­ной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных п

Россия в системе современных международных отношений
Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только «д

Социальная стратификация
Термин "социальная стратификация" ввел в научный оборот русско-американский социолог, выдающийся ученый ХХ века Питирим Александрович Сорокин (1889-1988) виднейший российско-америк

Основные системы социальной стратификации
Английский социолог Энтони Гидденс (род. 1938) выделяет четыре исторически сложившиеся системы стратификации:рабство, касты, сословия, классы.

Стратификационная модель современного западного общества
Стратификационная модель современного западного общества представляет собой деление общества на следующие социальные группы: -высший класс (те, кто владеет производственными ресурса

Стратификация современного российского общества
В настоящее время социальная стратификация российского общества претерпела значительные изменения: 1. изменился сам характер стратификационной системы. Раньше (в с

Типология политических конфликтов
Политические конфликты бывают нескольких типов: 1. Внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические конфликты бывают - институциональные и внеинст

Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов
Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является: - высокий уровень социально-экономического развития; - высокий уровень политической культуры общества,

Понятие избирательной системы и избирательного права
Избирательная система - это порядок формирования выборных, прежде всего, представительных органов власти и распределения мест в них после определения результатов голосования. Избират

Выборы. Принципы избирательного права
Выборы – это процедура непосредственного избрания тех или иных лиц открытым или тайным голосованием для выполнения каких-либо государственных или общественных функций.

Стадии избирательного процесса
Избирательные технологии - совокупность приемов, способов, методов воздействия на избирателей, нацеленная на оказание влияния, на их электоральное поведение в пользу определ

Фактор в политике
План: Исторические формы этнических общностей. Нации как субъект суверенитета и государственности. 3.Межнациональные конфликты

Нации как субъект суверенитета и государственности
Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной науке. Существует два различных подхода к его толкованию. Согласно первого подхода нация – это

Причины обострения межнациональных конфликтов в России
В настоящее время межнациональные конфликты превратились в одну из самых мощных доминант социальной напряженности в России, где еще в 1992 г. насчитывалось приблизительно 70 зон потенциальных межна

Политические причины
К ним можно отнести следующие: - в первую очередь это кризис, а затем распад СССР – крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку

Экономические причины
Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой – регионы традиц

Причины социально-культурные и социально-психологические
За семь послереволюционных десятилетий в стране сложилась новая метаэтническая общность – так называемый советский народ. Собственно, иначе и быть не могло. К данному факту можно относиться по-разн

Национализм, его типы
Национализм (от французского nationalisme) –идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальной идеологии и сознания, облекающее требования этниче

Роль религии в политической жизни общества
Вопрос влияния религиозного фактора на политическую стабильность государства заслуживает внимательного рассмотрения, потому что каждое общество, государ­ство по-своему понимают, поясняют и осуще



Просмотров