Статья социальное государство эталон. Социальная государственность: понятийно-правовое осмысление. Российская Федерация – светское государство

Согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе справедливости в целях обеспечения каждому достойного существования.
Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный государства прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на труд. Такое право закреплено в ст.37 Конституции, дополняемое право граждан на защиту от безработицы.
Основные задачи социально-экономического развития общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации. К ним относятся: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление г а рантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение гос у дарственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление г о сударственных пенсий; 4) пособий и иных гарантий социальной защиты .

Российская Федерация – светское государство

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.
Различают два основных вида республики президентскую и парл а ментскую . Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.
В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

Российская Федерация как светское государство
Основу экономической системы российского государства составляет социально ориентированная рыночная экономика.
В соответствии со ст.8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частное, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций:

  1. законодательного определения правил, по которым осуществляется экономическая деятельность;
  2. поощрения, защиты и охраны социально и экономически целесообразных форм этой деятельности посредством экономических и административных методов регулирования;
  3. обеспечение равноправия участников экономического оборота.
Цель социальной политики государства по Конституции России – обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (ч.1 ст.7).
Статья 7 Конституции провозглашает, что «в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Право человека на достойную жизнь и свободное развитие в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах означает на достаточное питание, одежду и жилище как для человека, так и для его семьи, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Свободное развитие человека требует непрерывного улучшения жизни – право на повышение образовательного уровня, получение более высокого вознаграждения за труд в соответствии с его результатами, на улучшение состояния окружающей среды.
Согласно ст.14 Конституции Российской Федерации является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства означает, что государство:
  • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетам права ребенка на свободу совести свободу вероисповедания;
  • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону;
  • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Еще по теме Россия – социальное государство:

  1. Конституционные и международно-правовые стандарты социальной политики государства (Россия и зарубежные страны)
  • 8. Понятие формы государства
  • 9. Монархия как форма правления: понятие и виды
  • 10. Республика как форма правления: понятие и виды
  • 11. Советская республика как форма правления
  • 12. Унитарное государство
  • 13. Федеративное государство
  • 14. Конфедерация
  • 15. Государственно-политический режим: понятие и виды
  • 16. Прямая и представительная демократия
  • 17. Функции государства: понятие, классификация
  • 18. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
  • 19. Механизм государства: понятие, структура, функции
  • 20. Механизм разделения властей как принцип функционирования механизма государства. Система сдержек и противовесов.
  • 21. Политическая система общества: понятие, структура, функции
  • 22. Политическая система современной России
  • 23. Форма правления современной России
  • 24. Федеративное устройство современной России
  • 25. Проблемы формирования гражданского общества в России
  • 26. Соотношение государства и права
  • 27. Правовое государство
  • 28. Социальное государство
  • 29. Право и иные социальные регуляторы
  • 30. Принципы права.
  • 31. Правовые системы традиционного типа (обычно-правовые и религиозные)
  • 32. Основные правовые системы современности
  • 33. Классификация отраслей права
  • 34. Права человека: понятие и классификации. Поколения прав человека.
  • 35. Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека
  • 36. Правовая культура: понятие и структура
  • 37. Правосознание: понятие, структура, виды
  • 39. Правовой обычай
  • 41. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 43. Закон: понятие, признаки, виды
  • 45. Правотворчество: понятие, виды, стадии
  • 46. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 47. Систематизация нормативно-правовых актов. Учет. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация.
  • 48. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
  • 49. Норма права: понятие и виды
  • 50. Структура нормы права
  • 51. Способы изложения нормы права в нормативном правовом акте
  • 53. Отраслевая структура права в Российской Федерации
  • 54. Реализация права: понятие и формы
  • 55. Предмет и метод правового регулирования
  • 56. Правоотношение: понятие, признаки
  • 57. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности
  • 58. Юридические факты и их виды
  • 59. Объект правоотношения. Субъекты правоотношения, их виды
  • 60. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность, деликтоспособность.
  • 61. Правовой статус человека и гражданина
  • 62. Применение права: понятие, признаки
  • 63. Основные стадии правоприменения
  • 64. Нормативный правовой акт и акт применения права, их соотношение
  • 65. Пробелы в праве: способы восполнения и устранения
  • 66. Толкование права: понятие и способы
  • 67. Виды толкования права
  • 68. Юридическая техника
  • 69. Правомерное поведение: понятие и виды
  • 70. Правонарушение: понятие и виды
  • 71. Состав правонарушения
  • 72. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания
  • 73. Понятие законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка.
  • 28. Социальное государство

    Социа́льное госуда́рство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

    Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

    Признаки социального государства

    Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

    Социально ориентированная структура экономики;

    Формирование гражданского общества;

    Разработка государством разнообразных социальных программ;

    Развитое социальное законодательство;

    Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

    Социальная ответственность перед гражданами.

    Функции социального государства

    Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

    Охрана труда и здоровья людей;

    Поддержка семьи, материнства, детства;

    Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

    Поощрение благотворительной деятельности;

    Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

    Борьба с безработицей.

    С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7).

    Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

    Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

    Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

    Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

    29. Право и иные социальные регуляторы

    Право отличается от иных социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это – два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни. С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана юридическая наука. Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.

    Соотношение права и обычаев. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

    Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка – вторая натура.

    Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

    Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающсго общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают...

    Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

    В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) инеправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

    Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

    Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов – калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т.д.). Есть обычаи, которое связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

    Но, например, ношение холодного оружия (кинжала) как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относится право и к умыканию невесты (чаще всего – с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцировано – старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это – наслоение ушедших времен.

    В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

    Право и религия . Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

    Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

    Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания – важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов – несомненное духовное достижение новой России.

    О тесной взаимосвязи права и религии говорит то г факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат – это исламское (мусульманское) право, а адат – система обычаев и традиций.

    Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образованиянегосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т. д.).

    Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур. Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, которые определяют порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Специфика корпоративных форм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие форм – от разнообразия норм общественной самодеятельности граждан.

    Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется» (ст. 30). «Общественные объединения равны перед законом» (ст. 13).

    Однако существуют и определенные ограничения. Так, в упомянутой статье 13 (п. 5) говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых или действия которых направлены па насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

    При этом признается политическое многообразие, многопартийность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Хотя само собой разумеется, что у Российского государства есть определенные жизненные идеалы и ориентиры.

    Корпоративные нормы – один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

    Правовые и политические нормы . Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной, и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собойполитико-юридический документ.

    В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них – это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.

    Социальное государство является высшим достижением эволюции государственной системы, но его традиционный механизм не способен адаптироваться к новым вызовам, адекватно справляться с проблемами, что порождает ряд социальных проблем. Это, прежде всего, относится к принципу социальной солидарности, который отлично содействовал решению социального вопроса в условиях существенной имущественной дифференциации, но мало дееспособен и вызывает все большее отторжение у значительной части общества в условиях высокой степени социальной однородности и доминирования среднего класса.

    Времена меняются, меняются и потребности общества, а значит, социальное государство должно трансформироваться вместе с ними. В настоящее время по многим показателям модели социального государства, считавшиеся ранее образцовыми, приходят в негодность.

    Идеи и понятия «социального государства» начинают формироваться во второй половине XIX в. Нужно отметить, что идее «социального государства» предшествовали идеи «правового государства», введенные в научный оборот немецким ученым Р. фон Молем (1832 г.). Появление идей и практики правового государства было реакцией общества на всесилие авторитарной власти правителя, произвол и жестокость государственных чиновников, бесправное положение населения. Законодательное закрепление гражданских и политических прав послужило юридическим и фактическим ограничением власти государства. Поскольку государство отстранилось от регулирования общественно-экономических отношений, в обществе сформировалось резкое социальное расслоение: с одной стороны сосредоточение социальных и экономических ресурсов в руках власть имущих и с другой стороны – нищета большинства. Недостатки индивидуалистической концепции правового государства вызвали необходимость их компенсации посредством новой теории – «социального государства». В этих условиях и зародилась концепция социального государства, как государства, сочетающего в себе идеи гуманности и социальной справедливости и торжества социального равенства и государственно-гарантированной защиты социально-экономических прав.

    Впервые понятие «социальное государство» ввел в конце XIX в. немецкий ученый Л. фон Штайн. Он писал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано … способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан».

    Широкое распространение и закрепление во многих конституциях западных стран термин «социальное государство» получил после второй мировой войны. Однако «пальма первенства» принадлежит Германии. В 1949 г. в Основной закон Федеративной Республики Германия был включен термин, который дословно переводится с немецкого как «социальное правовое государство».

    Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Появление термина “социальное государство” фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от “полицейского” государства, “государства общественного договора”, “государства как высшей формы власти” к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

    Однако социальное государство не является абсолютным благом. Одной из опасностей, таящихся в социальном государстве, является чрезмерно активный и всеобъемлющий государственный патернализм, который резко снижает склонность к риску и принятию самостоятельных решений, требующих собственных инвестиций. Одним из ярких примеров такой ситуации является Германия конца ХХ века. Немцы не желают менять работу и место жительства (чтобы получить лучшую работу) и даже в безвыходной ситуации не соглашаются на плохо оплачиваемые рабочие места, предпочитая не работать вообще.

    Среди безработных Германии особенно велика доля лиц с низким уровнем образования (14,2%) или вообще без образования (около 20%), тогда как среди закончивших университеты безработных всего 2,6%. Но это происходит не потому, что для лиц с низким уровнем образованием вообще нет работы, а потому, что они не согласны получать адекватную этой работе низкую зарплату и предпочитают жить лишь за счет пособия по безработице. Стремясь помочь безработным и создать для них достойные условия жизни, социальное государство отбило желание искать работу. Программы обучения и повышения квалификации, повышение эффективности служб занятости и т. п. ничего не дадут, если пособие по безработице составляет две трети прежней зарплаты и выплачивается до трех лет.

    Таким образом, всё более актуальным становится вопрос о том, является ли современная социально-экономическая система Германии – социальное рыночное хозяйство – образцом для подражания или же она загоняет страну в ненужные рамки, мешающие ее дальнейшему развитию, что можно назвать кризисом социального государства в Германии. Учитывая, что Германия первой стала реализовывать принципы социального государства и долгое время считалась одним из его эталонов, можно смело говорить о кризисе социального государства в странах Западной Европы в целом.

    Еще одним проявлением кризиса социального государства в Западной Европе стали студенческие волнения во Франции весной 2006 года, вызванные принятием с подачи Доминика де Вильпена правительственного закона «о молодежном контракте». Он позволяет предпринимателю без объяснения причин увольнять молодых людей в возрасте до 26 лет, если они проработали в компании менее двух лет. Премьер де Вильпен своим законом хотел заставить работодателей нанимать молодёжь. Но студенты заявляют, что хозяева предприятий будут их нанимать, чтобы тут же уволить. Отметим, что безработица среди молодёжи, во Франции, по некоторым данным, достигает сорока процентов. Результатом принятия такого закона стал митинг, в котором участвовало до 120 тысяч человек. При этом большинство французов понимают, что молодежь протестовала не столько против принятого закона, сколько против обстоятельств, которые в ближайшее время приведут к краху социального государства во Франции.

    Таким образом, в странах Западной Европы подорваны основы функционирования социального государства, поскольку сложившаяся социально-экономическая ситуация противоречит основным принципам социального государства которое, в общем смысле, выделяет в качестве главных приоритетов социальную защиту граждан, нейтрализацию конфликтов, которые могут возникнуть на социально-экономической почве и создание достойных условий для жизни и развития посредством справедливого распределения ВВП в обществе.

    Сложившуюся в Западной Европе ситуацию можно описать с точки зрения концепции А. Тойнби «Вызов-ответ». «Вызовом» Тойнби называл резкое изменение условий жизни цивилизации. Автор считал, что если цивилизация будет развиваться статично, ориентируясь на устойчивость отношений, делая упор на опыт предшествующих поколений, то при резко изменившихся обстоятельствах, такое общество не сможет изменить образ жизни и адаптироваться в новых условиях. Продолжая жить и действовать так, будто «вызова» нет, ничего не изменилось, общество движется к пропасти и гибнет. Важно отметить, что идея социального государства возникла и начала успешно реализовываться в странах Западной Европы, когда экономическое развитие этих стран достигло максимальных темпов развития. Это было связано с преодолением последствий Второй мировой войны, усилением международного экономического сотрудничества и государственным регулированием экономики. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: в мировой экономике на первые роли выдвигаются страны Азии и “третьего мира”, демографическая ситуация в Европе может быть названа неблагоприятной – увеличивается возраст выхода европейцев на пенсию, число пенсионеров приближается к числу работающих, что ставит социальную систему государства под большие сомнения, поэтому проверенные временем модели социального государства становятся недееспособными и требуют немедленной модернизации. Итак, перед современным обществом стоит определенный «вызов», требующий адекватного «ответа».

    Пути выхода из кризиса для каждой страны индивидуальны, но в целом можно отметить, что государство должно поощрять у своих граждан инициативность и способность к автономному существованию, а не создавать посредством пособий и компенсаций «тепличные условия», функционирование в которых в конечном итоге приводит к неспособности страны выживать в сложные периоды. Социальная помощь необходима, но поощряющая активность и поиск работы (особенно у молодежи), а не прозябание за счет пособий. Помощь должна не заменять заработок, а дополнять его, если он слишком низкий. При любой зарплате работать должно быть существенно выгоднее, чем просто получать социальные пособия. В противном случае социальное государство будет и далее разрушительным образом воздействовать на экономику и предпринимательскую среду.

    ТЕОРИЯ ПРАВА

    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

    Д.А. Керимов, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор

    В теории и практике термину «социальное» придаются два смысла: во-первых, широкий - общественное/ социальное, гражданское общество, социальное государство, социальная структура общества и т. п; во-вторых, узкий - наличие соответствующих благ, предоставляемых человеку, закрепление, охрана и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, система социальных услуг и т. п. Оба смысла этого термина, естественно, взаимосвязаны, второй предполагает первый, первый дополняет и конкретизируется вторым. Иначе говоря, они взаимопроникают друг в друга.

    Из сказанного следует, что государственная власть по природе своей социальна и в силу этого ее целями и задачами является не только устроение жизни социума, но и удовлетворение материальных и духовных потребностей и интересов людей.

    В данной статье мы уделим основное внимание рассмотрению вопроса о том, как государство реализует миссию по обеспечению свобод, равнопра-

    вия граждан, их социальной и правовой защищенности, как оно воплощает социальную справедливость в общественную практику.

    В конституциях многих стран фиксируется социальность политики, проводимой их государствами. В частности, в ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. провозглашается: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Соответственно главными задачами этого государства объявляются:

    Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

    Охрана труда и здоровья людей;

    Назначение пенсий и пособий нетрудоспособным;

    Установление гарантированного минимального размера заработной платы;

    Достижение достойного жизненного уровня каждым гражданином.

    К числу социальных прав граждан Конституция Российской Федерации

    относит также право на труд и свободный выбор профессий; на жилище; на социальное обеспечение; на защиту от безработицы; на отдых и досуг; на образование; на участие в политической, экономической и культурной жизни страны; на медицинскую помощь; на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской, творческой и иной деятельности, не запрещенной законом; на охрану частной собственности и многие другие социальные права.

    Конституция Российской Федерации, как и конституции других цивилизованных стран, признает, что основные социальные права и свободы человека неотчуждаемы и присущи ему от рождения.

    Создание в России основ рыночной экономики, проведение приватизации и денационализации обусловили появление предложений о возложении на частный сектор обязанности обеспечения социальных (и экономических) прав граждан. Иногда высказываются соображения об отстранении государства от регулирования социальных отношений вообще, от освобождения его от ответственности за охрану и обеспечение этих прав. Однако подобные предложения не могут быть приняты хотя бы по той простой причине, что международное право предписывает всем государствам гарантировать реальное осуществление социальных прав и свобод граждан.

    Другое дело, что выполнение этой миссии российским государством (как, впрочем, и многими другими государствами) осуществляется нерегулярно, является недостаточно эффективным.

    Основная причина подобных отступлений в том, что государство пе-

    реживает переходный период. Оно не свободно от кризисных явлений. Ему свойственны поиски и внедрение в практику адекватных новому времени подлинно демократических форм отношений со своими гражданами.

    Из изложенного очевидно, что понятие социальной государственности непосредственно и органически связано с представлениями о социальной свободе и справедливости, равенстве и равноправии граждан, наконец, о правосознании, законности и правопорядке, о правовом государстве и гражданском обществе.

    Говоря о свободе, мы сталкиваемся с неимоверным богатством содержания этого понятия. В научной литературе при выделении познавательного аспекта подчеркивается зависимость от осознания и знания необходимости, т. е. мира, общества и самого человека. Чем полнее и глубже наши представления о них, тем мы свободнее в своих суждениях и размышлениях о происходящем. Однако же одних знаний недостаточно для того, чтобы быть свободным. Необходимы еще действия, которые соответствовали бы познанной необходимости. Дополнение познавательного аспекта практически действенным приближает нас к пониманию свободы, но не исключает учета и других ее граней.

    Всем хорошо известно изречение «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». На самом деле индивид не может не сообразовывать свои поступки и действия с поведением и деятельностью членов семьи, к которой принадлежит, не подчиняться коллективу, в котором работает, государству, представителем которого является. Всякое анархическое своеволие, прояв-

    ление эгоизма, идущего вразрез с общественным благом, не имеет ничего общего со свободой, нуждается в пресечении, ибо приводит к ограничению свободы других членов общества.

    Следовательно, свобода предполагает или включает в себя определенные ограничения. Именно поэтому государство является той общественной организацией, которая не только предоставляет своим гражданам права и свободы, не только гарантирует их реализацию, но и возлагает на них обязанность следовать конституционным установлениям, в которых фиксируется их ответственность перед обществом и его членами.

    Представление о свободе и ответственности как взаимодополняющих друг друга характеристиках статуса человека в обществе открывает возможность выработки адекватного представления о социальной роли государства.

    Такой подход тем более необходим, что в отечественной марксистской литературе длительное время первостепенное значение придавалось насильственно-принудительной функции, а не социальной. При этом не учитывалось, что сами основатели марксизма к числу причин, обусловивших возникновение государства, относили достижения определенной согласованности между людьми различных сословий и классов. Для того чтобы классы не пожрали друг друга в бесплодной борьбе, появляется государство - так формулирует свою мысль Ф. Энгельс. Иначе говоря, государство изначально было призвано обеспечить жизненность организуемого им сообщества, что предопределяло необходимость выполнения им

    социальных функций. При этом важно отметить, что по мере усложнения общественных процессов, углубления их противоречивости значение социальной политики неуклонно возрастает, наблюдается усиление ее регулирующего воздействия на материальную и духовную сферы жизнедеятельности людей. Заметим к тому же, что государство оказывается орудием, которое в состоянии сдерживать мощный натиск механизма рыночной конкуренции, который наряду с позитивным эффектом обладает и негативным, ведет к расколу населения на группы приобщенных к благам цивилизации и отстраненных от ее достижений, увеличивает пропасть между богатыми и бедными.

    Понятие социальности государства сопряжено не только с понятием свободы, но и с такими феноменами, как справедливость и равенство.

    Будучи организацией, представляющей и защищающей интересы своих граждан, государство должно в своей политике исходить из принципа справедливости, предполагающего равноправное к ним отношение, не отдавая предпочтение тем или иным слоям, сословиям, группам населения.

    Как известно, равенства между людьми в действительности не существует. Государство просто не в состоянии учесть различия их склонностей, способностей и пристрастий к тому или иному роду деятельности. Оно вынуждено отвлекаться, не принимать во внимание особенности характеров, темперамента и всех других характеристик их индивидуального своеобразия.

    «Люди равны между собой единственно в отношении метафизической

    своей сущности: во всем остальном они не равны, - писал Б. Н. Чичерин. - Все естественные определения ведут к неравенству, а так как эти определения дают содержание человеческой деятельности, то право рядом с формальным равенством признает материальное неравенство» .

    Уравнивание различных людей, осуществляемое государством в целях распределения общественных благ в соответствии с универсальным законодательным стандартом, игнорирует их индивидуальные способности и тем самым утверждает неравенство. Не без основания Н.А. Бердяев замечал: «Существует трагическая диалектика свободы и равенства» .

    В том же ключе рассуждает С.Л. Франк: «По существу начала свободы и равенства, как известно, скорее антагонистичны, что не раз и обнаруживалось на историческом опыте; начало свободы личности предполагает, правда, всеобщность самодеятельности и в этом смысле формальное равноправие всех, но, с другой стороны, стоит в резком антагонизме к началу реального равенства: в силу фактического неравенства способностей, условий жизни, удачи между людьми свобода должна вести к неравенству социальных положений, и, наоборот, реальное равенство осуществимо только через принуждение, через государственное регулирование и ограничение самодеятельности личности, свободного выбора жизненных возможностей» .

    Однако «реальное равенство» (точнее, равноправие) осуществимо отнюдь не только через государственное принуждение и «ограничение свободной самодеятельности личности». Социальное

    государство обеспечивает это равноправие, предоставляя личности в соответствии со справедливостью максимальные возможности для самореализации.

    Итак, все имеют (или должны иметь) равные субъективные права (назовем их первичным равноправием) и равные отправные, стартовые начала для их реализации (назовем их равноправием возможностей). Однако реальная государственная практика свидетельствует об отступлениях от равенства прав и возможностей. Уравнивание людей в распределении социальных благ несправедливо и, следовательно, отрицает равноправие. Когда, к примеру, работа человека, формально выполняющего свои функции без особого рвения и напряжения ума, оценивается законом (или указом, постановлением) значител

    ЖИНКИН С.А. - 2008 г.

  • РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    ДАРКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - 2009 г.

  • Развитие факторов правотворчества в современных условиях трансформации общественных отношений

    Попова Лариса Евгеньевна,кандидат филологических наук, доценткафедры уголовного права, процесса и криминалистикифилиалаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк [email protected]

    Россия как социальное государство

    Аннотация.В статье на основе анализа положений Конституции РФ раскрываются принципы, приоритеты и проблемы построения социального государства в России. Автор делает вывод, что построение социального государства в России–это цель, задача, и мы находимся только на первой ступени его становления и развития. Ключевые слова:политика, социальное государство,гарантированный минимальный размер оплаты труда,государственная поддержка,трудная жизненная ситуация,трудоспособность,система социальных служб,государственные пенсии, пособия, гарантии социальной защиты.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

    Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепляет один из важных конституционных принципов: «1. РФ–социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».Данное положение определяет политику и назначение социального государства, его цели и задачи, направленные на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это означает, что государство обязано обеспечить своим гражданам следующие условия:возможность каждого трудоспособного человека зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, потерявшим трудоспособность (больные, инвалиды, безработные, дети, пенсионеры, беженцы и вынужденные переселенцы) оказывать поддержку за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны для создания благоприятных жизненных условий и обеспечения обычного жизненного стандарта;гарантированный минимальный размер оплаты труда и достойный для каждого человека прожиточный минимум;иные гарантии социальной защиты.Российское государство, проводя социальноэкономическую политику, опирается на такие важнейшие принципы, как: свобода экономической деятельности, право человека на свободный выбор в сфере наемного труда и предпринимательства; развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства; социальная справедливость и социальная солидарность общества; развитие системы социального партнерства; участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами; ответственность государства за состояние и развитие эффективной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.На сегодняшний день некоторые из этих принципов в той или иной мере утверждаются в нашей действительности. На основе принципов формируется государственная социальная политика, направленная на создание нормальных условий жизни для всех слоев населения, а именно: обеспечение необходимого уровня и качества жизни за счет собственных усилий для трудоспособной части населения; созданиесистемы государственной социальной защиты и обеспечения жизненных потребностейнетрудоспособным. Несомненно,основными приоритетами социального государства являются:1)реализация государственной демографической политики; снижение смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличение продолжительности жизни населения ; 2)сохранение и приумножение жилья для граждан, повышение его комфортабельности; 3)развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов ;4)обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе –рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы; разработка и реализация системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.);

    5)осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; 6)защита трудовых прав и интересов работников; обеспечение экологической безопасности страны; повышение роли и качества общего и профессионального образования и т.д.Однако современные реалии позволяют сделать вывод, что деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ. Уже привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, многие другие. Несмотря на то, что органами местного самоуправленияв последние годы уделяется все больше внимания социальной сфере, множество принимаемых мер, кардинальных изменений в области социальной политики не принесли. В последние годы социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере, но такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не ориентирован на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.На наш взгляд,без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий динамичное развитие экономики и высокий уровень жизни невозможны.Это подтверждается опытом социальноэкономических развитых стран.

    Провозгласив себя социальным государством, Россия, официально зафиксировала это в ст.7 Конституции. Социальные права, гарантируемые гражданам, прописаны также в следующих статьях Основного закона: 1)на труд и его оплату (п. 1–4 ст. 37);2)на отдых (п. 5 ст. 37);3)на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); 4)на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); 5)на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безопасность (ст. 42); на образование (ст. 43); 6)на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).

    Но ведь провозглашенные статьи основного закона о социальномгосударстве не делают его таковым. Для его построения и развития требуется формирование эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.Только при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе можно говорить о социальном государстве. Согласимся с мнениемзаместителя руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидатом экономических наукВ.М.Анисимовым, чтодля реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко работал, необходимо принять федеральный закон «Об основах социальной политики», который определил бы права и обязанности всех ее субъектов–государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений.

    Сегодня достаточно четко сформулированы задачи социальной модернизации. Речь идет о повышении доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Провозглашена первоочередная задача модернизации отечественного здравоохранения–повышение его эффективности и, что, несомненно, приведет к улучшению показателей здоровья нации.Перед обществом и государством стоит задача не допустить утраты российским образованием своих преимуществ, усилить его инновационность, повышать и модернизировать требования к образованию. Стратегический характер приобрели задачи в жилищной сфере. Государству необходимо направить усилия длясоздания условий, обеспечивающих гражданам приобретение отвечающих современным требованиям квартир, за счет собственных средств и с помощью жилищных кредитов. Решение поставленных задач во многом зависит от темпов российской экономики на долгие годы.Нужно отметить конкретные шаги в реализации социальных программ делаются постоянно. За последние годы в первую очередь решаются наиболее острые проблемы в сфере образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Решаются задачи по повышению доступности и качества первичной медикосанитарной помощи, обеспеченности населения высокотехнологичной медициной.Установление основ государственной социальной политики требует качественного правового регулирования отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.На уровне субъектов РФ разрабатываются основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций; устанавливаются региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; проявляется забота о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуются подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивается соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.Не остаются в стороне и органы местного самоуправления. Их задачей является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.Современное состояние социальной политики в России остается под пристальным вниманием главы государства, Правительства РФ. В статье Президента РФ Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечается: «Ключевая проблема социальной политики России–даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики –главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» .Ксожалению, непродуманные поспешные действия по политическому и экономическому реформированию общества в сочетании с общим социальнополитическим кризисом порождают острый дефицит ресурсов. В связи с этим обостряются социальные проблемы.На наш взгляд,только при условии государственного регулирования рыночных отношений возможно сравнительно быстрое преодоление всех негативных последствий реформ. Стоит обратить внимание на такой негативный фактор современной России, как продолжающаяся поляризация групп населения по уровню доходов и материальной обеспеченности. Нельзя забывать, что социальное неравенство всегда отражает политическую, экономическую и правовую стороны жизни общества. Социальные признаки (принадлежность к определенной социальной группе) у нас все еще в большой степени влияют на доступность образования, лечения и т.д., что порождает острые социальные коллизии уже в детском возрасте. Недостаточные меры по преодолению массовой безработицы привели к росту числа нищих, бродяжничеству, преступности, проституции. В трудном положении оказались инвалиды и престарелые.

    В стремлении к созданию в России социального правового государства нельзя забывать о международных стандартах важнейших прав и свобод человека, а в их числе равенство перед законом, равенство мужчины и женщины, право выбора профессии и образовательной системы, являются приоритетными для нашего российского законодательства.Социальное государство, должно обеспечить их в полном объеме, включая и совершенствование системы социальной защиты.Провозглашение Российской Федерации социальным государством –это принцип, задача, цель, достижение которой потребует огромных усилий. Пока мы находимся на первой ступени построения социального государства.

    Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ). –Доступ из справ.правовой системы «КонсультaнтПлюс».2.Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Утвержденапостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 294.–Доступ из справ.правовой системы «КонсультaнтПлюс».3.Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». –Доступ из информационноправовогопортала«Гарант».4.Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012г. №2620р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».–Доступ из информационноправового портала «Гарант».5.Конституция Российской Федерации.6.АнисимовВ.М. Социальное государство в России –выбор времени.Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.–2004.–№ 15 (235). 7.Попова Л.Е.Политика России на современном этапе построения социального государства//Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы межвуз.науч.практ.конф. /под общ.ред. Е.В. Королюк. –Ставрополь: Атрус, 2013.8.Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда.–2012. –13 февр.9.Попова Л. Е. Указ. соч.

    LarisaPopova,Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Department of Criminal Law, Procedure and Criminalistics, branch FGBOU VPO "Kuban State University" in Tikhoretsk (Tikhoretsk)[email protected] as a social State Abstract.In the article on the basis of analysis of the articles of the basic law are the principles, priorities and the challenges of building the welfare State in Russia. The author concludes that the construction of the welfare State in Russia is the goal, objective, and we are only at the first stage of its formation and development. Key words: politics, social State, the guaranteed minimum wage, Government support, a difficult life situation, ability to work, social services, public pensions, benefits and social security guarantees.

    Сирик М. С., кaндидaтом юридических нaук, доцентом, зaв. кaфедрой уголовного прaвa, процессaи криминaлистики филиaла ФГБОУ ВПО «Кубaнский госудaрственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк



  • Просмотров