Способы, методы, типы правового регулирования. Методы правого регулирования. Смотреть что такое "метод правового регулирования" в других словарях

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) - построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования - базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение - состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание - заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом - пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

  • - поощрение - выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
  • - рекомендации - состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип - выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля - продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип - выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод есть по сути дела техника обращения с законодательными предписаниями и требованиями, с источниками правил правового назначения в широком смысле. Позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы. Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде -- его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. Один из основателей «чистой» теории права (нормативистской школы права) австрийский ученый Г. Кельзен, с 1948 г. работавший и живший в США, писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле» 3.

На практике он предстает совокупностью приемов исследования юридических фактов (событий, документов, вещественных и иных доказательств) с их оценкой и истолкованием по определенной схеме, в определенной логической последовательности и с использованием специальных терминов и конструкций -- юридических правил и принципов, юридических фикций ("юридическое лицо") и аксиом.

Среди аксиом можно назвать следующие: воздавать каждому должное (причитающееся ему по праву); договоры должны соблюдаться; один свидетель не свидетель. Аксиомы всегда четко и недвусмысленно сформулированы во избежание возможных недоразумений. Причиной недоразумений может стать даже несоблюдение правил грамматики, как это имело место в легендарной резолюции древнекитайского императора из трех слов "казнить нельзя помиловать", где не проставлен знак препинания.

Характерной особенностью формально-юридического метода является совокупность приемов, нацеленных на изучение обязательных требований, которые включены в правовые обычаи и законы. Этот метод помогает выработать умение отличать юридические факты и события от всех иных, а также навык законно (законопослушно) использовать правовые дозволения и запреты на практике. Этот же метод помогает отличать юридические законы от других законов и правил (природных, моральных, технических, спортивных, ритуальных и т.д.).

Для него характерно употребление специальных терминов и особой логики рассуждений, мышление дефинициями (определениями) и юридическими конструкциями (физические лица, юридические лица, наследование по закону или по завещанию).

Этот метод весьма практичен и употребляется не только юристами-профессионалами, но и всеми заинтересованными в правильном понимании юридических текстов людьми.

Таким образом, формально-юридический метод помогает уяснить, как тем или иным правом пользовались при разрешении внезапных споров и затяжных конфликтов, какие принципы (исходные начала) имели при этом наивысший авторитет и получали свое применение в ходе изучения и толкования требований, установленных законами государства, или требований неписаных законов (требований обычая, обычного права).

Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится главным образом микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Сравнительно-правовой метод -- это не только определенная система мышления -- сумма критериев, которая должна обеспечить достижение правильного результата, -- но и рабочий метод. На практике, чтобы подступиться к сравнительно-правовому исследованию, необходимо следовать определенным ранее установившимся правилам проведения такого исследования. Любому сравнительно-правовому исследованию предшествует постановка вопроса или рабочая гипотеза, идея, без которой невозможно творческое развитие. Часто критический подход к недостаткам национального правопорядка побуждает к поискам более оптимальных решений собственных юридических проблем в иностранном правопорядке. Но и объективный и непредвзятый взгляд на иностранный правопорядок может обострить юридический взгляд на собственное законодательство и, как следствие, сформулировать рабочую гипотезу. 4

При этом важна роль собственной точки зрения на доктрину и в целом на правовую политику при формулировании рабочей гипотезы и ее методической функции с точки зрения сравнительного права. С другой стороны, вопрос о необходимости выбора приоритетности между документом или гипотезой не совсем уж важен, так как между и тем и другим существует прямая взаимозависимость, что делает вопрос о приоритетности излишним. В действительности рождение первоначальной идеи происходит не в результате дедуктивного заключения, а, по правильному замечанию Макса Вебера, «как правило, упорным трудом». Для компаративиста «упорным трудом» в этом смысле являются критическое исследование собственного права и постоянное изучение иностранного. Основным методическим принципом сравнительного правоведения, на котором зиждутся остальные элементы учения о методе -- выбор права для сравнительного исследования, объем исследовательских работ, система понятий и т.д., -- является функциональность, поскольку «сравнимо» в праве лишь то, что выполняет одну и ту же задачу, одну и ту же функцию. 5

С точки зрения сравнительного права смысл этих слов заключается в том, что правопорядок каждой страны решает одну и ту же юридическую проблему по своему, даже если конечный результат будет одинаков, так что постановка вопросов для сравнительно-правового исследования с самого начала должна носить функциональный характер, а проблема для изучения сформулирована без привязки к системе понятий собственного правопорядка. Поэтому некорректна будет постановка вопроса: «Какие нормы в иностранном праве определяют форму договора купли-продажи?» если выясняется, что один из участников не имел при ее заключении серьезных намерений?» Нельзя задать вопрос: «Как регулирует иностранное право часть наследства немецкого гражданина, подлежащую переходу последующим наследникам, или наследство немецкого гражданина, переходящее по закону ко второму наследнику?» Прежде всего, следует изучить, как иностранное право решает проблему, связанную с удовлетворением желания наследодателя сохранять свои наследственные права в течение продолжительного времени после своей смерти.

В теории фундаментальной юридической науки для разделения на отрасли используются такие категории, как предмет и метод правового регулирования. С их определения начинается знакомство с любой сферой общественных отношений. Какое место в этой системе занимает императивный метод? Что позволяет определить? Как и для чего используются императивные и диспозитивные методы регулирования? Об этом подробнее ниже.

Теоретические основания

Для получения более полной информации о том, что собой представляет какая-либо категория права, следует обратиться к фундаментальной дисциплине, содержащей ответы на подобного рода вопросы. Юриспруденция, раскрывая суть основополагающих понятий, характеризующих регулирование любой сферы социальных отношений, опирается на предмет и метод. Оба этих понятия призваны отделять одну отрасль права от другой.

Для понимания того, что собой представляет императивный метод регулирования, следует рассмотреть различные способы и средства, позволяющие реализовать его предписания.

Предмет правового регулирования

Его можно обобщенно представить как некую сумму практически однородных отношений в социуме, которые координирует какая-либо из норм права. Он охватывает те отношения, которые формируются в одной сфере. Если отобразить при помощи структуры нормы права, то это диспозиции, которые устанавливают соотвествующие права и обязанности.

Предмет отвечает на вопрос о том, что регулируется. И здесь можно в качестве примера привести гражданское право. Предметом регулирования этой отрасли являются вещественные и невещественные отношения.

Следует отметить, что предмет являет собой условное выделение некоторого ограниченного круга социальных отношений, которые имеют общие качественные характеристики. Именно на этой основе их обобщают и объединяют в такую нормативную общность, как отрасль. Каждая имеет свою относительно обобщённую сферу регулирования.

Метод правового регулирования

Как известно, метод являет собой некую совокупность приёмов, способов и средств влияния права на отношения субъектов. Его основной нагрузкой является динамическая, то есть демонстрация эффекта права в действии.

Кроме обозначенного, метод может стать основанием для выделения в отрасли институтов, обозначения границ правового вмешательства, разделения прав и обязанностей субъектов в соответствии с принципом координации и субординации. И это далеко не все его возможности.

Предмет регулирования всегда объективен, а метод может формироваться как под влиянием объективных факторов, созданных определёнными общественными отношениями, так и субъективно - на основе выбора законодателя. Исходя из совокупности юридических инструментов, которые есть в арсенале метода, государство получает возможность корректировать и направлять развитие общественных отношений.

Система методов

Из курса теории известно, что есть императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Каждый характеризует отдельную отрасль или институт при помощи своих средств и способов влияния на правоотношения. Первый отличается присутствием таких рычагов воздействия, как запрет и обязывание.

Второй обеспечивает воздействие на основе дозволений, которые создаются на фундаменте координации, равенства. Такие правоотношения предоставляют субъекту самому выбирать модель своего правового поведения в рамках определенных законом норм.

Императивный метод

Он представляется как совокупность, содержащая приёмы и способы, объединенные на основе соподчинения их участников. Особенность этого метода состоит в том, что субъекты, выступающие как стороны правоотношений, не имеют возможности выбирать: подчиняться властному субъекту или нет. Императивный метод «принуждает» выполнять предписание. Последнее в этом случае может быть или обязывающим, или запрещающим что-либо. Но в любом случае субъект не имеет права выбора: делать или не делать.

В научной литературе императивный метод правового регулирования получил ещё несколько названий: директивный, централизованный и административный. Последнее название обусловлено той отраслью права, которой он обязан своим применением.

Диспозитивный метод

В этом случае у субъекта есть прекрасная возможность выбирать модель поведения. Такая характеристика, как диспозитивность, даёт сторонам право самим решать: вступать в отношения или нет. То есть императивный и диспозитивный метод отличаются между собой тем, что в первом случае субъект не имеет права выбора и обязан выполнять предписание в виде запрета или обязательства. А во втором стороны могут самостоятельно принимать решение.

Закон может устанавливать запрет на принуждение к вступлению в диспозитивные отношения. Например, в трудовом праве принудительный труд недопустим. Невозможным с точки зрения правовой природы диспозитивности является принуждение к заключению договора или к вступлению в брак.

Инструментарий, который используют императивный и диспозитивный методы

Позволяет глубже исследовать их юридическую природу. Из определения, которым оперирует юриспруденция, известно, что метод являет собой совокупность различных форм влияния на субъекты правоотношений. Сюда включают приёмы, способы и средства, применяемые государством для реализации надлежащего влияния.

Запрет и обязывание

Императивный метод правового регулирования имеет в своём инструментарии такие способы влияния, как запрет и обязывание. Оба они не оставляют субъекту выбора.

Что собой представляет запрет? Это обязанность, которая возлагается на субъекта. Следуя ей, он должен воздержаться от действий, обозначенных в предписании. То есть для реализации запрета субъект права бездействует.

Здесь отсутствует возможность иного поведения, и единственная его модель - бездействие. Как этот способ выражается в законе? При помощи таких слов, как “запрещено”, “недопустимо” и т. д. Иногда они не входят в нормы, в этом случае структура нормативного документа позволяет получить представление о запрещенной форме поведения.

Суть обязывания состоит в требовании к субъекту, который должен совершить определённое правовой нормой действие. В таких правоотношениях всегда присутствует сторона, которая обладает правом требовать выполнения указанной обязанности. Например, в трудовом праве такой стороной выступает работодатель, предписывающий начинать работу в определённое время. Невыполнение обязанности влечёт за собой привлечение к ответственности. И запрет, и обязывание связывает то, что они могут возникнуть без волевой составляющей субъекта, который может не желать их появления. Последние возникают на основе нормы закона и не зависят от интересов обязанного лица.

Диспозитивный метод использует другие способы, которые носят рекомендательный характер и могут выполняться или нет. Они могут сообщать субъекту права о том, как он может поступить, чтобы это поведение было правомерным.

Как здесь государство может влиять на граждан? Для этого используются такие способы влияния, как рекомендация и поощрение. При использовании первого способа государство пытается мотивировать граждан, стимулируя их правовую активность. Второй аналогичный, но здесь не предусмотрена награда. Государство стремится рекомендовать те или иные действия и указывает на это в правовых нормах: рекомендуется, желательно и другие. Успех такого воздействия определяется авторитетом власти.

Если сравнивать императивный и диспозитивный методы правового регулирования, становится ясно, что способы их реализации формируют две противоположности. На первый приходятся запрет и обязывание одной из сторон, на второй - рекомендация и поощрение. В первом случае у стороны нет возможности выбирать, как ей поступить. Исполнение нормы, каким видит его императивный метод права, является неукоснительным. Диспозитивный метод отличается от предыдущего своей свободой и рекомендательным характером. Здесь основными способами являются поощрение правомерного поведения и рекомендации.

Правовое регулирование - сложный комплекс мероприятий, имеющий в своем составе множество важных аспектов. Они взаимодействуют между собой, образуя механизмы влияния. регулирования классифицируются в зависимости от этих аспектов. Суть регуляционных действий заключается в четкой расстановке прав и обязанностей каждого члена общества и описании критериев, согласно которым она происходит.

Правовое воздействие

Правовое воздействие означает влияние правовой деятельности на жизнь, сознание и поступки общества в целом и также отдельных его единиц. Оно происходит с использованием как юридических, так и других социальных средств.

Правовое воздействие на общество совершается с помощью информационного и ценностно-ориентационнного канала. Первый доводит сведения о том, какие действия являются разрешенными, а какие - запрещенными с точки зрения государства. По ценностно-ориентационному каналу с помощью правовых норм происходит усвоение ценностей и наследия предыдущих поколений.

Правовое регулирование: понятие, способы, типы

Процесс влияния на общественные отношения с целью их стабилизации и регламентирования называется правовым регулированием. Данный процесс является целенаправленным. То есть каждая правовая норма, которая издается законодателем, имеет определенный смысл, достигаемый применением различных типов правового регулирования. Основной смысл данного воздействия - упорядочивание.

Правовое регулирование - понятие более специфическое, чем правовое воздействие, и является одним из его направлений. Основной отличительной чертой является то, что используются при правовом регулировании методы, способы и типы влияния только правоведческого характера. При воздействии применяются и прочие социальные аспекты.

Это не единственное отличие. Еще одной важной особенностью является то, что государственный орган участвует во всех типах механизма правового регулирования. Он создает правила поведения, доводит их до общества, контролирует их соблюдение. Для более четкого понимания процесса классифицируют несколько и типов правового регулирования.

Общественные отношения

Социальные связи, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности, называются общественными отношениями. Они могут образоваться между двумя людьми, между человеком и группой, между коллективами. Существует несколько видов социальных отношений. Применимо к правовому взаимодействию следует рассматривать правовые отношения.

В них участвуют люди, являющиеся в данном случае субъектами права. Такие отношения складываются из трех элементов:

  1. Субъект, который принимает участие в отношениях. Он может являться физическим, юридическим лицом и государством.
  2. Объектом считается предмет правовых отношений. Это явления действительности, на которые накладываются субъективные права и юридические обязанности (основные элементы системы правовых связей).
  3. Содержание правовых отношений - действия субъекта в отношении объекта. Другими словами, это проявление или непроявление элементов правоотношений.

В любом виде социальных отношений субъективные права как юридически обеспеченные возможности и юридические обязанности как юридически закрепленная необходимость неразделимо связаны между собой. Как правило, каждый субъект-участник правоотношений обладает и тем, и другим.

Ключевой элемент

Направлены типы и способы правового регулирования на предметы. Ими в данном случае выступают те отношения в обществе, которые поддаются регламентации при помощи закона. Иными словами, регуляционная функция права направлена именно на него.

Предмет регуляционного воздействия включает в себя несколько взаимодействующих элементов:

  1. Субъект - индивидуальный или коллективный участник общественных отношений.
  2. Объект регулирования - причина, по которой возникли отношения.
  3. Действия субъектов, направленные на объект регулирования.
  4. Причины, по которым образуются и прекращаются отношения.

Следует отметить, что не все социальные связи возможно урегулировать с точки зрения закона. Соответственно, не все отношения можно считать предметами правового регулирования. Закон регламентирует только те отношения, которые содержат сознательный и волевой аспект.

Метод регулирования

Методы регуляционной деятельности со стороны права являются инструментами влияния на отношения в социуме. Каждый метод регулирования имеет сложную структуру, включающую несколько элементов: способы, средства и приемы. Предметы и методы различных типов правового регулирования - важнейшие системообразующие факторы. В первую очередь они обуславливают систематизированное разделение права на отрасли.

Методы определяют специфику урегулирования правовых отношений. Его задача - обеспечение эффективности и целенаправленности воздействия закона на отношения в обществе. Метод регулирования не рассматривается как самостоятельное понятие и напрямую зависит от предмета, по причине которого возникают социальные отношения. Выбор метода воздействия обусловлен непосредственно предметом воздействия.

На что направлен регуляционный метод? Во-первых, он устанавливает границы правоотношений в зависимости от особенностей предмета. Во-вторых, он играет законодательную роль, издавая нормативные акты, оговаривающие юридические возможности и необходимость. В-третьих, наделяет субъектов отношений право- и дееспособностью, обеспечивающими им вступление в те или иные отношения. И, в-четвертых, метод регулирования определяет степень ответственности участников отношений за ущемление чужого интереса и неисполнение своих обязанностей.

Отрасли права

Их возникновение связано с многообразием предметов и методов урегулирования. В каждой отрасли имеет место их эффективное сочетание. Под отраслью следует понимать комплекс институтов права, которые регламентируют ту или иную область социальных отношений. Отрасль права как самостоятельный институт состоит из средств и способов воздействия на отношения между субъектами в определенной сфере их жизнедеятельности и обеспечивает урегулирование отношений в социуме.

Отрасли права можно классифицировать на несколько групп. Профилирующие считаются основными отраслями, например административная и гражданская. К специальным относятся трудовое, семейное право. Комплексными называются отрасли, в которые включены основные и специальные системы права. Для каждой отрасли права предусмотрены определенные методы и типы правового регулирования.

Классификация юридических приемов

Каждый метод регулирования направлен на определенную отрасль права. Основными являются императивный и диапозитивный методы. Суть первого заключается в неравноправии субъектов отношений, так как одним из них является государство. Императивные положения закрепляют правовые предписания, дозволения и запреты, обеспечивая государственное принуждение к исполнению. Соответственно применение императивного метода заключается в принуждении субъекта государственным органом.

Важной характеристикой является то, что управляющему субъекту (государству) не требуется согласие на исполнение от субъекта, в адрес которого направлено обязательство. Однако адресат имеет право участвовать в обсуждении той или иной нормы права и контролировать рамки полномочий управляющего субъекта.

Диспозитивный метод характеризуется равенством субъектов отношений. В данном случае участники правоотношений самостоятельно и по согласованию распределяют возможности и необходимость в рамках права. Таким образом, стороны отношений сами совершают регулирование, определяя конкретные для данного случая нормы, заранее оговоренные в правовых актах.

Вышеуказанные методы являются основными, но не единственными. Существует поощрительный метод, часто используемый в трудовой отрасли права. Рекомендательный метод применим, когда в отношения с государством вступают негосударственные организации. В таком случае применить невозможно, и регулирование имеет рекомендательный характер.

Средства

Они представляют собой инструменты правового регулирования, использование которых обеспечивает права. В качестве средств регулирования выступают в первую очередь правовые нормы. К ним также можно отнести юридические возможности и необходимость, ограничения и поощрения, правовые акты, меры наказания и другое.

Взаимодействуя и сочетаясь между собой, средства регулирования лежат в основе механизма правового воздействия. С его помощью регламентируется решение проблем в социальных отношениях. Правовых средств огромное количество, но следует отметить, что все они согласованы с нормами права. В противном случае средства нельзя считать правовыми.

Способы и типы правового регулирования

Существует три варианта нормативной регламентации отношений. обязывание и запрещение. К дополнительным способам относятся меры принуждения, предупредительные меры, стимулирование и прочее.

Дозволение (управомочивание) дает право субъекту правоотношений совершить определенные действия в рамках правовых норм. Обязывание диктует субъекту необходимость совершать какие-либо действия в целях удовлетворения интересов управомочного субъекта. Запрещение - необходимость воздержаться от определенных действий. Запрещение можно также рассматривать как форму обязывания, то есть запрет на совершение действия равнозначен обязательству его не совершать.

Типы правового регулирования определяются совокупностью способов. В зависимости от преобладания в регулировании того или иного способа, выделяют два типа воздействия.

Общедозволительный тип

Общедозволительный тип правового регулирования основан на принципе: разрешено все, кроме того, что запрещено. Согласно этому типу воздействия четко обозначаются запреты, а дозволения Общедозволительный тип направлен на проявление самостоятельности субъектов отношений в принятии решений. Он дает субъектам возможность выбора средств и способов в рамках правовых норм.

Общедозволительный тип не применим к правомочному субъекту, так как это может привести к злоупотреблению правами. Регулирование государственной деятельности осуществляется с помощью дозволительно-обязывающего типа. Он предполагает, что правомочия предоставляются в ограниченном количестве, требуемом для осуществления обязанностей. Таким образом, этот тип регулирования разрешает все, предписанное законом.

Разрешительный тип

Принцип разрешительного типа правового регулирования звучит в противоположность общедозволительному: запрещается все, что не разрешено. То есть субъект правоотношений может совершать только те действия, которые допускают правовые нормы. Данный тип строго ограничивает правомочия субъекта, запрещая инициативность и самостоятельное принятие решений.

Достаточно часто приходится слышать истории, когда обладание собственным жильем в многоквартирном доме, будь оно собственное или наемное, новое или старое, омрачается неблагополучным соседством. Вряд ли кому-то понравится грязь на лестничной клетке перед квартирой, наличие шприцов от соседей-наркоманов и их «друзей», пьяных дебошей посреди ночи соседей-алкоголиков. Не говоря уже о возможных оскорблениях, нападках со стороны соседей. Бывает, что и детей-то страшно отпускать из квартиры из-за подобного соседства.

Практика показывает, что ведение разъяснительных бесед, увещевания и просьбы не действуют. Причем не действуют совершенно. Никак. От этого порой опускаются руки. Некоторые встают на «тропу войны» и начинают пакостить надоевшим соседям своими силами. Да, возможно, какое-то моральное удовлетворение от этого и наступает, но вот разрешение ситуации и изменение ее к лучшему – нет. В особо запущенных случаях, когда в ход идут угрозы, рукоприкладство, могут пострадать и сами добропорядочные собственники. Замкнутый круг?

Первое, что приходит сразу на ум в качестве меры законной борьбы – вызвать полицию. Но если Вы относитесь к тем, кто это уже делал, вряд ли Вы подтвердите, что это «работает». Сотрудник полиции, возможно, даже и приедет, даже составит соответствующий протокол, даже посочувствует Вам по-человечески. Максимум, что грозит неблагополучным соседям – мизерный штраф. Вряд ли они его оплатят. Как правило, у наркоманов и алкоголиков деньги уходят далеко не на штрафы.

Может ли действующее законодательство предложить нам что-то в качестве орудия возмездия и для защиты прав своих граждан? Оказывается, может. Это две статьи Кодекса об административных правонарушениях:

– Статья 6.4. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта». Ею можно воспользоваться, когда соседи разводят антисанитарию, влияющую на нормальный ход жизни жильцов многоквартирного дома. Наказание – штраф.

Статья 7.21. «Нарушение правил пользования жилыми помещениями». В части первой этой статьи речь идет о порче жилых помещений. Когда неблагополучные соседи будут своими действиями разрушать квартиру и, тем самым, причинять Вам беспокойство или даже ущерб, данная статья окажет Вам помощь. Наказание – также штраф. Всего до 1500 рублей.

Понятно, что наложение штрафов вряд ли сыграет решающую роль для изменения ситуации. Но есть и крайние меры – и лишение права собственности. Принудительное выселение предусмотрено ст. 91 Жилищного кодекса РФ. Прекращение права собственности регулируется статьей 293 ГК РФ. И выселение, и лишение права собственности на квартире применить можно исключительно в . Т.е. должно быть решение суда по конкретным собственникам или нанимателям жилья, обоснованное и вступившее в законную силу. Оснований для лишения права на квартиру только три:

1) систематическое нарушение прав и законных интересов других жильцов

2) использование жилого помещения не по назначению

3) жильцы (собственники) допускают порчу и разрушение квартиры.

Таким образом, положения закона предусматривают, что неблагополучного жильца, независимо от того, является ли он нанимателем квартиры или ее собственником, можно выселить. Как же обстоит дело в реальности? Суды применяют эти статьи и выселяют. Но для этого нужно запастись терпением, временем и нервами. советуют действовать не в одиночку, а группами соседей, потому что для обращения в суд необходимо собрать базу доказательств. Придется доказывать факты нарушения прав и интересов других жильцов, порчи квартиры или использования ее не по назначению путем сбора письменных показаний жильцов, путем сбора протоколов об административном правонарушении, доказывать факты неоднократных вызовов полиции и применения к жильцам мер административного воздействия. Доказанные факты наличия задолженности по оплате за квартиру и коммунальные услуги, факты антисанитарии, подтвержденные также соответствующими органами надзора, увеличат шансы на благоприятный исход дела о выселении.

Важный момент, который следует помнить – в суд обращаются не соседи , а орган местного самоуправления, как правило, в лице жилищной инспекции – подразделения администрации. Т.е. важно понимать, что для начала надо будет убедить администрацию обратиться в суд с соответствующим заявлением. Реальность такова, что администрация будет всячески уклоняться от лишней работы и, возможно, придется жаловаться на бездействие администрации. И в случае положительного исхода по жалобе, Вы, возможно, добьетесь подачи иска в суд. Далее придется приложить все усилия, чтобы обеспечить максимальную явку свидетелей по делу, как жильцов-соседей, так и сотрудников управляющей компании, жилищной инспекции, участкового. От тщательности подготовки к судебному разбирательству зависит положительное решение суда. Но даже если добиться реального выселения беспокойных соседей в суде не получится, есть шанс, что судебное разбирательство и сама реальная угроза лишиться жилья повлияет на поведение дебоширов и нарушителей.

А как поступать, если спокойно жить соседям мешают арендаторы квартиры? Здесь решающую роль будет играть договоренность с собственником жилого помещения и то, на чью сторону в данном случае встанет собственник. Если отношения между собственником и квартирантами не оформлены договором, то выселение производится с участием прокурора и полиции. А если есть договор, на основании которого квартиранты находятся в съемной квартире, то придется обращаться в суд с требованиями о его расторжении, указывая в качестве оснований нарушения прав жильцов, порчу жилого помещения или использование жилья не по назначению.

Проблема законодательства зачастую даже не в получении решения суда в свою пользу, а его исполнение. Поэтому следует также учитывать, что путь к выселению нежелательных соседей может не закончиться получением вступившего в законную силу решения суда. Решение еще предстоит исполнить.



Просмотров