Предпринимательское право и его принципы. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определённых принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Принципы российского предпринимательского права - основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах .

2. Принцип признания многообразия форм собственности , юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства , который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях .

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.


6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской деятельностью - получение прибыли.

7. Понятие предпринимательской деятельности и ее признаки .

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности:

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности.

Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

Доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

Размеры прибыли;

Получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco - «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

7. Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

По форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность:частная, государственная, муниципальная;

По количеству участников: индивидуальная, коллективная;

По характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

В философии под принципом понимается центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распростране­ние какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован 1 . Из предложенного определения следует, что под принципами правового регулирования предпри­нимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, лежащие в основе нормативного регулирования указанных процессов, закрепленные в системе предпринимательс­кого (хозяйственного) законодательства. Традиционно систему прин­ципов правового регулирования хозяйственной деятельности обра­зуют:

1) принцип свободы предпринимательской деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь 1 (да­лее- Конституция) государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме зап­рещенной законом. Действие названного принципа может быть за­конодательно ограничено в интересах общества, например, путем лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельно­сти;

2) принцип юридического равенства форм собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Конституции государство гарантирует рав­ную защиту и равные условия для развития всех форм собственно­сти. Производным от названного принципа является принцип равен­ства правового статуса субъектов хозяйствования;

3) принцип свободы конкуренции и ограничения монополисти­ческой деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Бе­ларусь, одним из основных источников которого является Закон о противодействии монополистической деятельности;

4) принцип государственного регулирования предприниматель­ской деятельности. Государственное регулирование предприни­мательской деятельности осуществляется во всех государствах независимо от типа организации экономики. Отличаются лишь фор­мы и методы такого регулирования, которые определяются конкрет­ными экономическими, политическими, социальными и другими факторами. В Республике Беларусь данный принцип нашел отраже­ние в ч. 4 ст. 13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в инте­ресах человека и общества; обеспечивает направление и коорди­нацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях;

5) принцип законности. Являясь общеотраслевым, данный прин­цип в отношении предпринимательской деятельности рассматрива­ется в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предприни­мательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями законодательства, а с другой -деятельность упол­номоченных государственных органов по регулированию этой дея­тельности также должна соответствовать указанным требованиям.

Меры по обеспечению законности в процессе регулирования пред­принимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст. 12 ГК, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, на­рушающего гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) юридического лица. Порядок и условия реализации предпринимателями права на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, определяется положением о поряд­ке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной де­ятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденным Постановлением Верховного Со­вета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. 1 .

Под методом правового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, спо­собов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Как известно, сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновение в процессе осуществле­ния предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общее": венных отношений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и администра­тивно-правового методов. Горизонтальные общественные отноше­ния как составная часть предмета регулирования подвергается воз­действию приемов, способов, характерными чертами которых явля­ются юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявле­ния путем заключения хозяйственных договоров. Вертикальные же общественные отношения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотношения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормативных право­вых актах обстоятельств, с четко определенными правами и обязан­ностями участников.

Правовые принципы - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Они (принципы) обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет и метод правового регулирования общественных отношений, правовые презумпции.

Во-первых, принципы права - это его сквозные «идеи», которые пронизывают право. Однако указанные начала не представляют собой что-то абстрактное. Напротив, они являются не чем иным, как идеологическим (надстроечным) отражением потребностей общественного развития. В них получают выражение не только основы права, но и закономерности социально-экономической жизни общества.

Во-вторых, правовые принципы должны быть реально выражены в самом праве. Так, в ст. 1 ГК нашли свое непосредственное отражение основные начала гражданского законодательства, а в ст. 3 НК РФ - основные начала законодательства о налогах и сборах. Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами. Обычно принципы выступают в виде норм (норм-принципов).

В-третьих, будучи нормами права, принципы выполняют регулятивную функцию, т. е. непосредственно регулируют общественные отношения. В частности, принципы гражданского права применяются, если есть пробелы в гражданском законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК).

В литературе принято подразделять принципы на общие и специфические (отраслевые). Кроме того, в юридической науке выделяют принципы правовых институтов. К числу общих принципов можно отнести: принцип законности, принцип справедливости, принцип юридического равенства, принцип социальной свободы и др.

С учетом сказанного обратимся к принципам предпринимательского права. В учебной и научной литературе по этой проблеме были высказаны различные точки зрения. По мнению В. В. Лаптева, основными принципами предпринимательского права являются: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности. Иначе говоря, здесь не названы неосновные принципы, а потому их перечень остается открытым.



В. С. Мартемьянов исходит из более узкого круга правовых принципов. В учебнике по хозяйственному праву он называет следующие принципы: экономическая свобода, защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрение предприимчивости в хозяйствовании; государственное воздействие на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов; конкуренция и защита от монополизма; законность.

1. Отсутствие предпринимательского кодекса (или иного кодифицированного акта) не лишает возможности говорить о принципах предпринимательского права. Большинство правовых принципов, которые могут с большим успехом применяться в области предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции РФ. На это обратили внимание и представители концепции хозяйственного (предпринимательского) права, и сторонники других теоретических взглядов.

2. Плодотворна попытка, на наш взгляд, вычленить правовые принципы, которые прямо не сформулированы в Конституции РФ, но их можно установить из постановлений Конституционного Суда РФ. Поэтому предлагаем принципы предпринимательского права классифицировать на явно (прямо) выраженныеи подразумеваемые в силу закона и правовых позиций Конституционного Суда РФ.

3. С учетом комплексной (публично-частноправовой) природы предпринимательского права нельзя игнорировать те принципы, которые свойственны отраслям публичного и частного права (например, административному, гражданскому праву). Так, например, провозглашенный в ст. 1 ГК принцип свободы договора нельзя ограничивать рамками применения гражданского права. Принцип свободы вытекает также из некоторых норм Конституции РФ (п. 2 ст. 35, ст. 74, п. 4 ст. 75). Отсюда следует вывод о том, что сформулированные в нормах публичного и частного права правовые принципы должны рассматриваться в качестве принципов предпринимательского права, если последние (нормы-принципы) регулируют предпринимательские отношения.

Теперь рассмотрим основные принципы предпринимательского права.

Свобода предпринимательской деятельности - основополагающий принцип предпринимательского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основного закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Вместе с тем свобода предпринимательства не абсолютна; она может быть ограничена в общественных интересах.

Одна из форм такого ограничения - лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. В то же время без лицензии запрещается осуществлять определенные виды деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности - это универсальный (интегрированный) принцип предпринимательского права. Он объединяет несколько самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательства (например, принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции). Г. А. Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу: - выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37); - передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свободу рынка труда (ст. 27); - объединения для совместной экономической деятельности выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34); - иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35); - договора - заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75); - от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34); - заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Таким образом, под принципом свободы предпринимательства понимается основная идея, позволяющая и гарантирующая физическим лицам и их объединениям свободно принимать решение об использовании имущества, капитала или средств производства в целях создания собственного бизнеса, а также свободно осуществлять организацию предпринимательской деятельности.

Свобода договора - следующий принцип предпринимательского права. Данный принцип получил «легальную прописку» и в Конституции РФ (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75), и в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 421). Он (принцип) проявляется в следующем.

Во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Например, в силу п. 3 ст. 425 ГК коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.

Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе укло-ниться от заключения основного договора (ст. 429 ГК). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК). Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 527 ГК). Перечень таких случаев можно продолжить.

Во-вторых, в свободе выбора типа и (или) вида заключаемого договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотрен-ный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ст. 8 ГК такого рода договоры рассматриваются в качестве основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В-третьих, в свободе в определении контрагентов заключаемого договора. В условиях рыночной экономики стороны свободны, самостоятельны в выборе партнеров - участников договорных отношений, за исключением случаев заключения договоров в обязательном порядке. Следует согласиться с мнением о том, что «гражданское законодательство связывает выбор партнера не только с действиями по заключению договора, но и с компетентным отказом от таких действий для того или иного претендента». Судебная практика также дает возможность сделать аналогичный вывод относительно свободы выбора партнера.

В-четвертых, стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. Такой выбор относится, главным образом, к несущественным условиям, поскольку существенные условия определены законом или вытекают из вида договора. Правда, существенный характер условий договора могут установить сами контрагенты. Однако в тех случаях, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (ст. 422 ГК). Важно отметить и другое положение: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Свобода договора не носит абсолютного характера. «Свобода договора могла бы стать абсолютной только при условии, если бы сам Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм». Однако, как пишут М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ. Как видно, свобода договора (равно как свобода предпринимательства) может быть ограничена в силу закона, а также иных правовых актов либо по причине экономического (финансового) неравенства хозяйствующих субъектов на определенном рынке.

Принцип «свободного перемещения» объектов предпринимательской деятельности (договоров) получил закрепление в ст. 8 Конституции РФ и ст. 1 ГК. Статья 8 гласит «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств...». Гражданский кодекс (п. 3 ст. 1) предусматривает, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, также прямо вытекает из положений Основного закона (ст. 8, 9, 34, 35). Так, в п. 2 ст. 8 сказано: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Применительно к земле и другим природным ресурсам данный принцип сформулирован в п. 2 ст. 9 Конституции РФ. В первую очередь отметим, что и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности. Однако это не означает, что именно частная форма обладает какими-либо преимуществами перед иными формами собственности.

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности - следующий принцип предпринимательского права. Он также нашел отражение в Конституции РФ, в соответствии с п. 2 ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Аналогичная норма (правовой принцип) содержится в п. 1 ст. 10 ГК; она устанавливает пределы осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав. И Конституция РФ, и Гражданский кодекс РФ запрещают субъектам предпринимательской деятельности злоупотребление своими правами (например, злоупотребление доминирующим положением на рынке). Более того, п. 2ст. 10 ГК предусматривает правовые последствия несоблюдения соответствующих требований: суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Поэтому заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с исковым требованием об отказе виновному в злоупотреблении своими правами лицу в правовой защите.

Принцип государственного регулирования (воздействия) предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела играет важную роль в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, он означает, во-первых, что государство в лице компетентных органов использует всевозможные формы и средства государственно-правового воздействия на экономические отношения. Как справедливо замечает Д. Н. Сафиуллин, товарно-денежным отношениям свойственна известная спонтанность и стихийность развития". Отсюда возникает потребность в применении иерархических (публичных) механизмов регулирования хозяйственной деятельности.

В литературе по предпринимательскому праву данный принцип рассматривают без второго элемента (составляющей части) - без указания на недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, относя этот принцип к гражданскому праву.

Напротив, при его характеристике выдвигается на первое место публично-правовое начало, а именно государственное регулирование рыночной экономики. Вместе с тем надо помнить, что предпринимательское право представляет собой комплексное образование, где сочетаются публично-правовые и частноправовые элементы правового регулирования социальных связей.

Принцип законности также называется в системе принципов предпринимательского права. Однако он (наряду с принципами справедливости, уважения прав человека, верховенства Конституции РФ и законов, равноправия и др.) является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом. Сущность данного принципа заключается не только в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов и основанных на них подзаконных актов, но и в требованиях безусловной зашиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и юридических лиц, а также охраны правопорядка в целом от любого произвола. Такая трактовка законности удовлетворяет потребности современного общества и обеспечивает нормальное его функционирование в условиях демократии. В области предпринимательской деятельности законность распространяется и на предпринимателей, и на органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание принципа законности заключено в ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».

Каковы существенные признаки организации?

Организация – это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей.

Признаки:

Наличие целей;

Наличие координирующего центра;

Необходим определенный минимум участников;

Обособленность ее границ.

2 (7).Что понимается под предпринимательством?

Под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.

Субъект предпринимательской деятельности - предприниматель - соединяет, комбинирует особым образом факторы производства с целью получения выгоды, дохода или прибыли. Поэтому предпринимательство как процесс представляет определенный алгоритм действий предпринимателей, начиная с момента зарождения предпринимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный проект.

Таким образом, предпринимательство - это процесс:

Создания чего-то нового, что обладает стоимостью (товаров, услуг, информации) и ценно для потребителя;

Призванный удовлетворять динамично изменяющиеся человеческие потребности, поэтому является непрерывным, постоянно возобновляющимся;

Осуществляемый на основе постоянного комбинирования экономических ресурсов, эффективного и исключительно рационального их использования для получения наилучших результатов.



Каковы основные принципы предпринимательского права?

1.Принцип свободы предпринимательской деятельности - получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.

2.Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты - закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4.Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).

5.Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

6.Принцип законности. Раскрывай данный принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

Под правовым принципом понимается определенное начало, руководящая идея, в соответствии с которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Характерная черта правового принципа в том, что он находит свое отражение и закрепление в нормах действующего законодательства. До тех пор пока та или иная правовая идея не нашла своего отражения в законе, но используется в научных исследованиях или правоприменительной практике, она остается научным или практическим принципом.

Основополагающие начала предпринимательского права, т.е. его принципы, обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательской деятельности на всех уровнях.

Предпринимательско-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 1

Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование предпринимательской деятельности строится в первую очередь на основе следующих принципов.

1. Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании, то есть принцип свободы предпринимательской деятельности.

Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.

Ст. 8 и 34 Конституции РФ, а также Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты закрепляют свободу предпринимательской деятельности. Так, ст. 49 ГК РФ предусматривает возможность коммерческих организаций осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, ст. 421 ГК РФ - право организаций и граждан заключать договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными нормативными актами.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав.

2. Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Эти принципиальные исходные положения проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.

3. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов. От директивных методов руководства экономикой страны государство переходит к экономическим методам, то есть основанным на применении мер заинтересованности организаций и отдельных лиц к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, расширению их ассортимента и повышению качества.

К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, а не избирательных нормативов, которые оказывали отрицательное воздействие на хорошо работающие предприятия, поскольку с их помощью отбирались средства у высокорентабельных в пользу низкорентабельных предприятий. Там, где производство ведется с широким применением открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создаются льготы в налогообложении. Налогообложение должно быть построено так, чтобы была заинтересованность в развитии производства, и не допускалось чрезмерное направление доходов в фонд потребления.

Отношение государства с хозяйствующими субъектами строится главным образом на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономических решений.

Важным экономическим рычагом являются сегодня цены. Цена - денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, отражающая величину затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени; включает затраты на производство продукции и прибыль. В той мере, в какой они составляют компетенцию государства, цены целенаправленно используются для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами.

Для реализации соответствующих государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии.

Следует также отметить и то, что сам процесс государственного воздействия на рынок в настоящее время во многом вводится в русло договорных отношений, что также выражает применение экономических мер, поскольку в договорах находит выражение воля субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью, его экономический интерес.

Однако государственное воздействие может быть и директивным. Директива - распоряжение, руководящее указание вышестоящего органа подчиненным органам, обязательное для исполнения. Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной защиты, компетентные органы государства имеют право пресекать нарушения закона, давать обязательные предписания, привлекать нарушителей к ответственности.

4. Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма. В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты.

Закон защищает только добросовестную конкуренцию (борьбу между производителями продукции, имеющую цель обеспечить лучшие возможности сбыта продукции и получения максимальной прибыли, удовлетворяя разнообразные потребности потребителей) и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.

5. Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в предпринимательской деятельности в условиях перехода к рынку специфическое выражение.

Раскрывая данный принцип необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

Организации и граждане при осуществлении предпринимательской деятельности вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных и муниципальных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.

Такое понимание законности соответствует переходу к рыночной экономике. Свобода выбора поведения означает, что не соответствует закону пассивное, безинициативное хозяйствование.



Просмотров