Понятие и криминологическая характеристика экстремизма. Криминологическая характеристика личности экстремиста среди молодежи. Зальневосточный федеральный округ

В настоящее время экстремистская деятельность представляет собой одну из наиболее опасных угроз конституционному строю и безопасности государства. Несмотря на принятие в 2002 г. Закона «О противодействии экстремистской деятельности» и концентрацию внимания правоохранительных органов на данной проблеме, деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально - политической ситуации в Российской Федерации . Поэтому, вполне закономерен тот факт, что Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что Россия при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и экстремизма наряду с другими преступными посягательствами. Говоря о криминологической характеристике преступлений экстремистской направленности, стоит отметить, что она делится на элементные блоки.

Одним из основных элементов криминологической характеристики является личность экстремиста.

По итогам проведенных исследований учеными - криминологами было выяснено, что в большинстве своем преступниками по делам об экстремизме являются мужчины. Женщины в структуре совершения преступлений экстремистской направленности составляют минимальное количество, в процентном соотношении 92 на 8 по отношению мужчин к женщинам.

Большинство субъектов данных преступлений составляют молодые люди, в возрасте от 14 до 18 лет, которые не имеют постоянного места работы. Данным лицам свойственно объединяться в агрессивно настроенные преступные группы, чаще всего называя себя скинхэдами или национал - социалистами, при этом слабо имеющих понятие о данных идеологий.

Мотивы совершения преступлений экстремистской направленности бывают различными. Это могут быть мотивы ненависти либо вражды с целью причинения вреда здоровью различной степени тяжести, проявления акта хулиганства, совершения акта вандализма, терроризма, надругательства над местами захоронений .

Основными причинами, по мнению ученых - юристов, возникновения преступлений на почве ненависти либо вражды к определенным социальным группам являются:

  1. Конформистское поведение
  2. Преобладание время досуга над временем рабочей деятельности
  3. Криминогенная сфера общения
  4. Нигилизм по отношению к воспитательной деятельности
  5. Неверное истолкование информации, преподносимой средствами массовой информации
  6. Нетолерантное отношение к социальным группам, отличающимся по приверженности к идеологии

Экстремизм среди молодых людей имеет свое начало в пренебрежительном отношении к нормам права и морали в современном обществе, либо в полном отрицании.

Организаторами экстремистской группы являются люди среднего класса, возраста 35 - 45 лет. Существует практика, при которой организатор такой группы передает свои полномочия по управлению группой одному из своих приверженцев или учеников, которые в течение определенного времени занимают место идейного лидера, а организатор, передавший свою роль ученику, становится идеологическим символом.

В психо - эмоциональной сфере у экстремиста присутствуют жестокость, дерзость, жадность, импульсивность, страх, злоба, гнев, эгоизм, замкнутость, максимализм, низкая правовая культура и правосознание, нигилизм общечеловеческих ценностей.

Таким образом, поведение следует рассматривать в качестве особого необходимого элемента при криминологической характеристике экстремизма. В данном блоке характеристики, следует выделить проблему низкого уровня правосознания и правовой культуры граждан. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей борьбы являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) включает в себя несколько видов и способов совершения преступлений экстремистской направленности. К таким способам относятся:

  1. Действия организаций и объединений, осуществляющих религиозную деятельность
  2. Информирование средствами массовой информации (СМИ) о возможности осуществления насильственных действий на фоне ненависти или вражды
  3. Действия физических лиц, направленных на насильственное покушение на конституционные основы Российской Федерации
  4. Нарушение целостного строя России физическими лицами
  5. Насильственный захват власти
  6. Создание незаконных вооруженных формирований для осуществления противоправных деяний на почве ненависти либо вражды к другим социальным группам
  7. Осуществление акта терроризма
  8. Возбуждение ненависти либо вражды по расовой, национальной, религиозной или этнической принадлежности
  9. Возбуждение социальной розни, мотивирование других людей к осуществлению насилия
  10. Хулиганство и вандализм с возбуждением экстремистских настроений
  11. Проведение массовых беспорядков с призывами к насилию
  12. Пропаганда превосходства и индивидуальности над другими социальными группами
  13. Призывы к осуществлению насильственных действий над неполноценными социальными группами
  14. Финансирование экстремистских организаций

Такой признак как публичность, законодатель поясняет как открытый и принятый во внимание большим числом людей. В данном случае не уместно анализировать данный признак с арифметической точки зрения. Каждый определенный случай, квалифицируется правоприменителем в зависимости от способа, обстановки, времени, места совершенного деяния.

Обстановка совершения преступления в некоторых случаях значительно повышает общественную опасность совершаемого преступления. Примером такой обстановки может послужить совершение общественно - опасных деяний во время военной обстановки. Данный признак является одним из обязательных в квалификации объективной стороны. Статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» в части 1 закрепляет следующие действия: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой - либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"» .

Конкретных способов совершения данного преступления законодатель не раскрывает, но исходя из диспозиции данной статьи можно сделать выводы о том, что главной обстановкой совершения этого преступления является публичность. Публичность можно отнести к обстановке, поскольку данная характеристика обладает рядом особенных признаков.

Обстановка преступления экстремистской направленности в условиях коллективность также имеет повышенную общественную опасность, поскольку существует возможность привлечения большого количества людей, способных совершать преступления, сопряженные с применением насилия по отношению к другим гражданам и организациям на почве ненависти либо вражды.

Для правильной квалификации преступлений экстремистской направленности, эффективной работы сотрудников правоохранительной деятельности не будут достаточными знания уголовного права. Для комплексного исследования совершенного преступления необходимо понимание сущности экстремизма, знания криминалистики, криминологии и применения законодательной практики.

Для квалификации преступлений экстремистской направленности важен факт определения того, кого конкретно можно рассматривать в качестве потерпевшего, какой вид вреда здоровью был причинен, какие конкретно последствия преступного посягательства на жизнь и здоровье человека наступили.

Соответственно, можно сделать следующие выводы. Для определения жертвы преступлений экстремистской направленности необходимо выяснить следующие вопросы:

  1. Против кого были направлены эти преступления?
  2. Какое было количество потерпевших?
  3. Фамилия, имя, отчество, имущественное положение, социальное положение, расовая, национальная, религиозная принадлежность потерпевшего.
  4. Какова самоидентификация потерпевшего?
  5. Являлся ли потерпевший объектом посягательства на почве ненависти либо вражды ранее?
  6. Каким образом, и при каких обстоятельствах потерпевший оказался на месте преступления?
  7. Как воспринял потерпевший деяния, направленные на его права и свободы?

Во время изучения обстоятельств, определяющих характер произошедшего экстремистским, правоприменитель исследует следующие ситуации:

  1. Преступления экстремистской направленности сопровождались угрозами и проявлением неуважения к лицам, принадлежащим к определенным социальным группам, расам, национальностям, этническим принадлежностям, религии.
  2. Данные преступления сопровождались распространением печатных или электронных носителей информации, содержащую экстремистские лозунги или призывы.
  3. Преступления экстремистской направленности совершались во время массовых мероприятий

При определении целей и мотивов совершаемых преступлений на почве ненависти либо вражды ученые логично определяют в одну целостную группу, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что цель и мотив являются определяющими признаками преступлений экстремистской направленности, подлежащих доказыванию. Формирование отношения, которое определяет психическое отношение к совершаемому преступлению лицом, является своеобразным рычагом для органов следствия для определения обстоятельств дела.

В современной ситуации большую проблему в выявлении преступлений экстремистского характера вызывает то обстоятельство, что субъективная сторона данного преступления характеризуется не только виной в виде прямого умысла, но и дополнительными признаками - специальными мотивами, уяснение которых является предметом доказывания при расследовании и судебном рассмотрении дел об экстремизме. Правоохранительные органы ведут постоянную работу по внедрению новых криминалистических средств, способствующих своевременному раскрытию и расследованию преступлений и формированию доказательственной базы по уголовным делам, связанным с экстремизмом. Одним из наиболее действенных средств в этой борьбе является применение биометрических идентификационных технологий, а также психофизиологические исследования с применением полиграфа.

Список литературы

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 25. – Ст. 2954.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3031.

3. Сарычева И. В. Криминологическая характеристика преступлений экстремистской направленности. //

Общество и право. – 2014. – № 3 (49). – С. 223–227.

4. Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика личности молодежного экстремиста // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 255–271.

Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия, экстремизм по-прежнему представляет серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в нашей стране. В последние три года в Российской Федерации происходит неуклонный рост преступлений экстремистской направленности. В связи с этим Президент РФ в Послании Федеральному Собранию призвал усилить ответственность за проявления экстремизма.

В идеологическом плане экстремизм отрицает всякое инакомыслие, пытается жестко утверждать собственную систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязывает их оппонентам любой ценой. Аргументируя свои взгляды, лидеры экстремистских организаций и движений обращаются не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей. Крайняя идеологизация экстремистских действий создает особый тип экстремистов, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции. Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии. Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

В политическом аспекте экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, как правило, силовыми методами. Для этого экстремистские организации организуют беспорядки, акции гражданского неповиновения, террористические акции, используют методы партизанской войны. При этом они придают исключительно большое значение общественному резонансу, вызываемому их действиями.

В области культуры экстремизм проявляется в пропаганде насилия, жестокости, цинизма; уничтожении исторических памятников, предметов старины, являющихся национальным достоянием, и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания и уровне культуры российских граждан.

В межнациональных и межконфессиональных отношениях экстремизм находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооруженных конфликтах, посягательствах на территорию соседних государств, в актах геноцида по отношению к некоренному населению, представителям других этнических образований. В национально-этнической сфере он может проявляться в возбуждении миграционных настроений среди населения приграничных районов, что способствует росту социальной напряженности в регионе, порождает недовольство как в среде коренного населения, куда направляются миграционные потоки, так и в среде вынужденных переселенцев.



Экстремизм как форма протекания конфликтов не обошел и сферу экономических отношений. Так, не прекращается деятельность преступных групп в отношении коммерческих предприятий; оказывается давление на руководителей государственных предприятий, сотрудников отраслевых министерств и ведомств, применяются методы устрашения Рост экстремизма вынуждает государство защищаться против усиливающегося организованного давления на него. Основной же линией выступает стремление государства защититься от угроз со стороны экстремистов за счет расширения сферы действия запретов, применения санкций на более ранних этапах возможных противоправных действий.

Для решения вышеназванных задач была принята новая редакция Федерального закона от 27 июля 2006г. № 148-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 148-ФЗ) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст.3447., существенно расширившая круг противоправных деяний, квалифицируемых как экстремистская деятельность и влекущих за собой соответствующие меры реагирования со стороны государства в лице его уполномоченных органов.

Однако специалисты критически отнеслись к поправкам в названный Закон, указывая на поспешность, с которой он был принят, и на ряд упущений.

В соответствии с Законом № 148 к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесена деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, редакций средств массовой информации либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленная на:



1) публичное оправдание терроризма;

2) воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;

3) публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или субъекта Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением данного лица в совершении деяний, указанных в рассматриваемом Законе, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;

4) применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

5) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

6) нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;

7) создание или распространение аудио-, аудиовизуальных, печатных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, на основании которых они могут быть отнесены к экстремистским материалам.

Кроме того, как экстремистскую деятельность Закон рассматривает публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, отнесенных к числу проявлений экстремизма.

И наконец, содействие в планировании, организации, подготовке и совершении перечисленных выше действий, в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 148-ФЗ, также является экстремистской деятельностью.

Несомненно, отнесение ряда перечисленных выше деяний к числу экстремистских позволит сократить их число и снизить количество экстремистов. В то же время отдельные деяния, включенные законодателем в число экстремистских, по мнению автора, упоминаются излишне, а другие требуют уточнения и доработки.

Во-первых, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность в соответствии со ст. 277 УК РФ включено законодателем в число террористических проявлений, а «осуществление террористической деятельности» уже присутствует в действующей редакции Федерального закона и отнесено к экстремистской деятельности. Поэтому внесение одной из разновидностей терроризма, отнесенного в целом к экстремистской деятельности, лишено юридического смысла.

Во-вторых, отнесение к экстремизму «применения насилия в отношении представителя государственной власти либо угрозы его применения в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей», т.е. деяния, предусмотренного ст. 318 УК РФ, представляется слишком неопределенным, способным неоправданно расширить круг лиц, причисляемых к экстремистам, за счет лиц, совершивших такие противоправные деяния не по политическим, а по иным, например бытовым, мотивам. Не уточнен также статус и уровень потерпевшего представителя государственной власти.

В-третьих, представляется юридически неоднозначной возможность включения в перечень экстремистских действий «публичной клеветы в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенной с обвинением указанного лица в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности». По сути, это одна из форм клеветы, являющейся преступлением против личности. Как следует из ст. 129 УК РФ, под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Перевод одной из форм клеветы в разряд экстремистской деятельности также может привести к ее расширительному применению в отношении критикующих власть представителей оппозиции

В-четвертых, после ввода в действие ст. 205.2 УК России, предусматривающей уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма, по нашему мнению, отпала необходимость и целесообразность упоминания данной противоправной деятельности в числе экстремистской.

В-пятых, законодатель отнес к экстремистской деятельности создание или распространение аудио-, аудиовизуальных, печатных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремизма. То есть установлена уголовная ответственность за приготовление к совершению публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности - преступление предусмотренное ст. 280 УК РФ. В связи с этим возникают противоречия данного положения с положениями ст. 15 УК РФ, в соответствии с которыми приготовление к совершению преступлений небольшой и средней тяжести не наказуемо, а ст. 280 УК РФ определяет именно преступления средней тяжести. Поэтому необходимо внесение изменений в соответствующие статьи УК РФ. Так, в диспозицию ст. 280 УК РФ необходимо включить изготовление экстремистских материалов с целью их публичного распространения", а в ст. 15 УК РФ указать, что приготовление к преступлениям экстремистского характера наказуемо, даже если они относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести.

Представляется, что при злоупотреблении указанным положением можно отнести отдельных писателей и даже классиков художественной литературы к разряду экстремистов, в связи с чем данное изменение также требует уточнения и более детальной проработки.

Доработка Закона «О противодействии экстремистской деятельности» в направлении более четкого и операционального выделения экстремистских действий, прежде всего тех, которые связаны с насилием и являются преступлениями, позволит избежать ситуаций, когда закон в отношении одних может быть применен, а в отношении других - нет. Иначе получается, что именно законодатель создает двусмысленные ситуации, провоцирующие правоохранительные органы на самостоятельное толкование норм закона и принятие решений по их применению или неприменению.

Путями профилактики молодежного экстремизма являются:

1. Мониторинг деятельности неформальных общественных объединений для подготовки описаний субкультуры или выявления их динамики.

2. Отслеживание проэкстремистских настроений в средствах массовой информации и на открытых интернет-ресурсах. Так, в декабре 2008 года при проводившейся работе по отслеживанию материалов, содержащих признаки законодательства РФ об экстремизме, применялась методика, по которой указанные материалы выявлялись в процессе мониторинга интернет-ресурсов экстремистских формирований путем последовательного отслеживания взаимных ссылок. Был произведен просмотр 195 интернет-ресурсов. При проведении последовательного поиска по ссылкам интернет-ресурсов, в деятельности которых ранее были выявлены признаки экстремизма, была отмечена положительная деятельность в данном направлении интернет-провайдеров: материалы, имеющие признаки экстремизма, перестают индексироваться поисковыми системами, и, соответственно, не показываются при запросах. За 2008 год в СМИ и сети интернет было выявлено 15 материалов, содержащих признаки нарушения норм законодательства об экстремизме.

3. Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности. В ходе сопровождения проводится серия индивидуальных профилактических, мотивационных, контрпропагандистских и информационных бесед с несовершеннолетними, их родителями и по необходимости с представителями образовательных учреждений.

4. Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактических мероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со стороны неформальных молодежных объединений экстремистской направленности во время массовых молодежных мероприятий.

5. Назрела также объективная необходимость дополнить ст. 212 УК РФ («Массовые беспорядки»), ст. 213 («Хулиганство»), ст. 243 («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»), ст. 244 («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения») таким квалифицирующим признаком, как совершение указанных преступлений по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.

3.Реформирование российского законодательства направленного на противодействие экстремизму на федеральном уровне и юге России.

Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.ст.13,29).
Аналогичную формулировку содержат статья 16 Федерального закона "Обобщественных объединениях" и статья 9 Федерального закона «О политических партиях».
Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других законах.
Так, в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями экстремизма (ст. ст. 208, 210, 212, 214, 239, 280, 282, 354 УК и др.).
Например, в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность (в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет) за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.
В федеральных законах «О противодействии экстремистской деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности» закрепляются основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.
К последним, в частности, относится: вынесение письменного предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; приостановление деятельности общественного (религиозного) объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей за собой причинение вреда личности, обществу, государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете); объявление предостережения руководителям политических партий, общественным (религиозным) объединениям; вынесение предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости распространения экстремистских материалов в случае их распространения через средства массовой информации.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»,регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, определяет важнейшие основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.
В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
В некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм. Это, например:
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2000 г. "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР";
Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»;
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 г. "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности" и др.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы и иные нормативно-правовые акты, которые устанавливают административную ответственность за нарушения общественного порядка, выражающиеся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Это:
Закон г. Москвы от 15 января 1997 г. «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы»;
Закон Московской области от 25 октября 1999 г. «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области»;
Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 г. «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга»;
Закон Ивановской области от 19 апреля 1995 г. "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлениях фашизма и политического экстремизма" и другие.
Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом и их профилактику.
Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия экстремизму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму.

Современное состояние и динамика преступлений экстремистской направленности в России

Уголовно-правовое противодействие деяниям экстремистской направленности, подкрепленное криминологическими средствами, имеет принципиально важное значение, поскольку создает надежную преграду криминальным формам проявления экстремизма. В этой связи возникает необходимость в формировании систематизированного блока взаимосвязанных и принципиально новых научных знаний, которые должны стать частью уже сложившейся системы, составляющей содержание криминологической науки. Эти знания, образуя круг важных положений, выводов и предложений, существенно дополнят ее арсенал. Поэтому представляется целесообразным восполнить существующий пробел и, основываясь в том числе на соответствующих эмпирических данных, дать общую характеристику состояния экстремистской преступности и определить ее основные причины.

Отметим, что в период с 2008 по 2015 г. количество деяний экстремистской направленности, нашедших свое отражение в уголовно-правовой статистике, росло темпами, непосредственно опережающими рост преступности в целом. При этом общее же количество преступлений в России за этот период характеризуется плавным снижением. Так, если в 2003 г. было зарегистрировано всего 157 деяний исследуемой группы, то в 2015 г., по данным статистической отчетности МВД России, их было 1308. И это самый высокий показатель за весь исследуемый период. На этом фоне количество преступлений экстремистской направленности увеличилось более чем в 7 раз (см. диаграмму 1).

Сравнительно невысокие показатели преступлений экстремистской направленности в начале формирования статистической отчетности исследуемой группы деяний обусловлены внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской

Диаграмма 1. Данные о количестве зарегистрированных преступлений экстремистской направленности за 2003-2015гг . 1

Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”» новеллами. Криминализация новых, ранее не известных правоприменителю деяний, закрепленных в ст. 282" и 282 УК РФ, а также определение исчерпывающего перечня преступлений экстремистской направленности, нашедших свое закрепление в диспозиции ст. 282 1 УК РФ, указывают на то, что судебно-следственная практика по делам рассматриваемой категории преступлений в указанный период лишь только начинала формироваться. Проблемы, возникающие при применении этих норм, в частности, отсутствие общего понимания криминообразующих признаков данных составов преступлений, безусловно, искажали данные статистики, что, в свою очередь, препятствовало объективному отражению масштабности экстремизма и выработке мер по противодействию деяниям экстремистской направленности.

Необходимо отметить, что и в науке в этот момент также не сформировалось единого мнения по квалификации вновь криминализированных составов, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии, учебники и монографии . Это еще больше усложняло и без того непростую ситуацию по оценке противоправных признаков экстремизма.

Особое внимание необходимо также обратить и на стабильность ежегодного прироста преступлений экстремистской направленности - в среднем 20%, при условии стабильного снижения преступности в целом за последние пять лет (см. диаграмму 2).


Диаграмма 2. Данные о состоянии преступности в России за 2008-2015 гг . 1

По мнению большинства проинтервьюированных респондентов (68%), доминирующей причиной такого роста является укрепление позиций экстремистских организаций, влекущее за собой их повышенную криминальную активность. Однако другая группа респондентов (23%) связывает данный факт с качеством работы правоохранительных органов, выражающейся в выработке новых, более эффективных подходов по правовой оценке различных экстремистских проявлений. Значительная роль в данном вопросе принадлежит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в рамках которого даны практические рекомендации по применению норм, регламентирующих ответственность за преступления экстремистской направленности, определены особенности этих деяний, отличающие их от смежных составов преступлений, что, безусловно, способствовало повышению эффективности правоприменительной деятельности в рассматриваемой области.

На опасность криминальных форм экстремистских проявлений указывает и увеличение удельного веса преступлений экстремистской направленности начиная с 2003 г. Хотя на этом же этапе наблюдается резкое снижение случаев совершения террористических актов как наиболее радикальной формы проявления экстремизма (см. диаграмму 3).

Наибольшее количество террористических актов в рассматриваемом периоде было зарегистрировано в 2003 г. (561 преступление). Тогда наблюдался резкий всплеск террористической активности. Наименьшее количество было зафиксировано в 2015 г. (8 преступлений). Такая тенденция не свидетельствует об уменьшении общественной опасности экстремизма. Считаем, что это указывает лишь на то, что применение таких радикальных форм экстремистской деятельности стало менее эффективным, не принося желаемого результата. В этом случае экстремизм можно отождествлять с вирусом, который постоянно мутирует, приобретая при этом новые формы, эффективные инструменты борьбы с которым в праве еще не сформированы.

Определяя особое значение в области противодействия экстремизму деятельности правоохранительных органов, полагаем, что о качестве их работы могут также свидетельствовать данные о раскрытых преступлениях (см. диаграмму 4).


Диаграмма 3. Данные о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных cm. 205 УК РФ, за 2003-2015 гг."


Диаграмма 4. Данные о количестве раскрытых преступлений экстремистской направленности за 2003-2015гг. 2

Они указывают на то, что доказывание по делам о преступлениях экстремистской направленности на протяжении всего исследуемого периода представляло сложность. Это говорит не только о потребности в повышении квалификации соответствующей категории работников правоохранительных органов, но и о совершенствовании рекомендаций, даваемых Верховным Судом Российской Федерации, а также норм уголовного закона.

Проведенное нами исследование показало высокий уровень латентности преступлений экстремистской направленности, что свидетельствует о несоответствии

приведенных выше статистических данных реальному объему криминального экстремизма. По мнению ряда ученых, настоящий уровень рассматриваемой группы деяний может в разы превышать цифры, заявленные в официальной статистике 1 . Эта озабоченность также высказывается и представителями правоохранительных структур .

Обозначенное выше подтверждается результатами проведенного нами интервьюирования респондентов . При этом лишь малая их часть (18%) не сталкивалась, с их точки зрения, с какими-либо проявлениями экстремизма.

Несомненно, особую опасность латентности преступлений экстремистской направленности придает деятельность правоохранительных органов, «зацикленных» на выполнении и соблюдении показателей, положенных в основу оценки качества их работы. По этой причине в ряде случаев встречается практика умышленно ошибочной квалификации деяний, когда преступление экстремистской направленности перестает быть таковым и плавно «перетекает» в принципиально иное деяние. Эту позицию подтверждают 44% опрошенных представителей правоохранительных органов.

Вышеизложенное еще раз указывает на очевидность высочайшего уровня латентности преступлений экстремистской направленности. По этой причине фактические темпы роста исследуемой группы преступлений значительно превышают динамику их выявления.

Исследовав проблемы практики применения норм уголовного закона, регламентирующих ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, мы пришли к выводу, что основными причинами такого высокого уровня латентности являются следующие факторы и обстоятельства:

  • - пробельность и противоречивость современного антиэкстремистского законодательства (мы выделяем это в качестве главной причины) ;
  • - низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов , влекущий за собой как ошибки, так и умышленные действия, искажающие правовую оценку различных форм экстремистских проявлений;
  • - правовой нигилизм основной массы современного российского общества;
  • - широкомасштабная, неконтролируемая миграция.

Проведенный нами анализ статистических данных, а также опрос представителей правоохранительных органов показал, что наиболее распространенными преступлениями экстремистской направленности и соответственно наиболее проблемными с точки зрения практики применения (из ранее предложенного нами перечня) являются деяния, закрепленные в ст. 280, 282, 282" и 282 2 УК РФ.

Ярким примером могут служить статистические данные о вышеназванных преступлениях как на территории Российской Федерации в целом, так и на территории Приволжского федерального округа и Нижегородской области (см. табл. 1, 2).

Таблица I

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 1 на территории Российской Федерации

^татья^Е??.

Таблица 2

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 2 на территориях федеральных округов Российской Федерации

Статья C2J.

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

  • 1 Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2008-2015 гг.
  • 2 Там же.

Окончание табл. 2

Статья-CSS.

Северо-Западный федеральный округ

Зальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский Федеральный округ

Северо-Кавказский

)едеральньш округ

Представленные результаты показывают, что наиболее часто встречающимися являются преступления, предусмотренные ст. 280 и 282 УК РФ. Причем исследуемая группа деяний наиболее распространена на территориях Центрального и Приволжского федеральных округов, характеризующихся многонациональным, многоконфессиональным обществом, в том числе максимально насыщенных мигрантами. Полагаем, что это и объясняет высокую активность экстремистов.

При этом любое начало преступной деятельности, предполагающее придание ей повышенного общественного резонанса, основанного на экстремистской мотивации, обязательно включает в себя активную противоправную агитацию и пропаганду. По мнению Р. М. Узденова, именно это и является обязательным предшествующим этапом последующих насильственных акций экстремизма, что соответствует идеологии экстремистов 1 .

Схожая картина наблюдается и на территории Нижегородской области.

Таблица 3

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 2 на территории Нижегородской области

^татья^-?^-

Стабильность ежегодного роста исследуемой группы преступлений предопределяет актуальность рассмотрения вопроса о перспективах динамики ее развития. Осознавая объективную невозможность предоставления достоверных данных, отражающих ее, считаем допустимым предложить авторское видение развития исследуемой группы деяний с учетом существующего сегодня и прогнозируемого уровня экстремистского противостояния.

Полагаем, что в ближайшие несколько лет количество преступлений, предусмотренных ст. 280,282, 282" и 282 УК РФ, а также недавно криминализируемых деяний в ст. 280 1 , 282 3 и 354" УК РФ, будет отличаться ежегодным ростом. Например, по ст. 280* УК РФ «Публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации», вступившей в действие 9 мая 2014 г., за неполный год и в целом при отсутствии практики ее применения уже было возбуждено и находится в производстве восемь уголовных дел. О возможном росте могут свидетельствовать ряд как объективных, так и субъективных факторов. В частности, это подтверждается не только несовершенством антиэкстремист- ского законодательства, но и наметившейся тенденцией обострения национально-религиозных отношений и на территории России, и во всем мире, а также количественным ростом экстремистских организаций, в связи с чем логично предположить, что увеличится и число совершаемых ими деяний. Основная часть проинтервьюированных респондентов, среди которых были как обычные граждане, так и представители правоохранительных структур, в общей своей массе (72%) высказали озабоченность последующим ростом различных форм проявлений экстремизма, в том числе и криминальной. При этом основную боязнь у респондентов вызывают последствия экстремистских акций, влекущие за собой не только причинение реального ущерба, но и, в первую очередь, утрату авторитета власти и доверия к государственному аппарату у населения. Осознанность данного обстоятельства есть и у представителей государственных структур. В частности, ярким примером могут служить ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В своих выступлениях В. В. Путин неоднократно акцентировал свое внимание на необходимости сохранения национальной и духовной идентичности. По его мнению, «ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера» 1 .

Исходя из анализа статистических показателей рассматриваемой группы преступлений, можно выделить, в частности, следующие тенденции развития преступлений экстремистской направленности: а) дальнейшее увеличение количества исследуемых преступлений; б) повышение степени их обшественной опасности вследствие появления новых форм экстремистских проявлений; в) сохранение высокого уровня латентности.

Учитывая столь неоптимистические прогнозы, хотелось бы отметить возможные последствия преступлений экстремистской направленности и их особенности.

Во-первых, мы полагаем усиление националистического и религиозного противостояния в России.

Во-вторых, активное проникновение экстремизма в ранее не подверженные его влиянию сферы государственной и общественной деятельности. Например, ранее мы уже констатировали проникновение экстремистских проявлений в современную науку.

В-третьих, увеличение геополитических конфликтов, основанных на экстремистской мотивации и влекущих значительное количество неповинных жертв.

В-пятых, утрата общечеловеческих и обшеправовых ценностей.

Все вышеизложенное указывает на необходимость выработки более эффективных мер по противодействию экстремизму, чем существующие сегодня. При этом деятельность правоохранительных органов в области предупреждения преступлений экстремистской направленности должна быть научно обоснована и направлена на выявление обстоятельств, способствующих их совершению .

Полагаем, что эффективность такого противодействия в первую очередь зависит от универсальности применяемых механизмов, которые могут найти свое выражение в следующих правовых и организационных мерах: а) унификация антиэкстремистского законодательства; б) создание межведомственных комиссий по противодействию экстремизму с участием общественности и представителей всех религиозных и этнических конфессий; в) постоянный мониторинг общественного мнения по вопросам терпимости в обществе; г) воспитание молодого поколения, основанное на принципе толерантности.

Можно с уверенностью сказать, что размеры и последствия преступлений экстремистской направленности стали и будут реальной угрозой для национальной безопасности государства. Такой вывод неоднократно делался и в многочисленных выступлениях руководства МВД России 1 .

Безусловно, национальная безопасность государства во многом зависит от социально-экономического благосостояния социума, от способности государственных структур регулировать складывающиеся в обществе отношения, устанавливать приемлемые и общие для всех правила поведения, направленные на его сплочение. В современных условиях экстремизм, основной задачей которого является раскол общества, нарушает баланс интересов общества и государства и создает благоприятные условия для его развития, что, безусловно, отрицательно сказывается на стабильности российской государственности в целом.

Приступая к анализу роли и места экстремисткой преступности в структуре преступности несовершеннолетних и молодых людей, считаем необходимым вкратце охарактеризовать соотношение понятий «радикализм» (радикальные идеологии), «экстремизм» (правонарушения и преступления, совершаемые при их «идейном» обосновании), «преступность» (совокупность всех совершаемых преступлений и производимых ими в обществе изменений), а также «терроризм».

Соотношение экстремизма с терроризмом, радикализмом и общеуголовной преступностью показано на рис. 1.2.

Кроме того, считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что определения «бытовой», «политический», «экономический», «экологический», «национальный» или «религиозный» - допустимы лишь применительно к экстремальности, но никак не к радикальным идеям или противозаконным деяниям (преступлениям).

Рис. 1.2.

С одной стороны, радикальные (от лат. radix - корень) идеи охватывают, как правило, множество мировоззренческих вопросов. Иначе и быть не может, поскольку общество невозможно изменить коренным образом, не затрагивая самые различные сферы жизни.

С другой стороны, деяние становится преступлением экстремисткой направленности вовсе не потому, что выражает негативное отношение субъекта к экономическим, политическим, религиозным и другим реалиям общественной жизни либо причиняет вред тем или иным субъектам общественных отношений, а потому, что запрещено законом под страхом уголовного наказания.

Соотношение экстремизма и основных радикальных течений представлено на рис. 1.3 32 .

Такой подход представляется наиболее продуктивным, поскольку помогает обособить сферу применения по закону мер уголовной репрессии, которая, как учил еще Н. Макиавелли, должна быть быстрой, страшной и адресной, т.е. «точечной», исключающей саму мысль о возможном сопротивлении или мести. Если же мы распространим понятие «экстремизм» на политические, идеологические и другие отношения, то мы рискуем нарушить тем самым конституционные принципы идеологического многообразия, свободы слова, совести, распространения информации, ассоциаций, собраний и т.д. с самыми негативными последствиями и для правоприменительной практики, и для всего общества.

Например, бывший председатель Государственной Думы Б. Грызлов в своей программной статье «Экстремизм как угроза суверенной демократии» дает следующие определения рассматриваемому явлению: а) проявление идеологии национализма (нацизма) и ксенофобии; б) социальное явление, обостряющееся там, где у людей возникают проблемы с самореализацией; в) нападения и убийства по мотивам этнической и расовой ненависти; г) сила, «которая стремится подорвать наше государство, наши традиции, перспективы развития нашей страны. То есть то, что дорого каждому из нас, вне зависимости от партийной принадлежности». Наконец, отмечается, что «от популизма до экстремизма не так далеко». В качестве примера популизма называется известный лозунг радикалов - «все поделить» 33 .


Рис. 1.3.

Отсюда некоторыми исследователями делается вывод о том, что «экстремизм может быть не только в действиях, но и в суждениях, в мыслях. Если первое из названных его проявлений может быть... соотнесено с экстремистской деятельностью, то экстремизм в суждениях может стать частью экстремистской деятельности лишь... если он проявляется в действиях, образующих состав преступления... Не менее сложным представляется и соотношение понятий экстремистских действий и преступлений экстремистской направленности. Рассматривать их в качестве тождественных можно только тогда, когда речь идет об экстремистских действиях, которые признаны преступными в установленном порядке» 34 .

На наш взгляд, все эти сложности возникают оттого, что одним единственным термином «экстремизм» пытаются определить качественно разные явления общественной жизни, в том числе не имеющие никакого отношения к предмету уголовно-правового регулирования. Против расширения понятия экстремизма за счет любых радикальных учений и ограничения тем самым свободы слова и совести выступают А.Ф. Истомин и Д.А. Лопаткин 35 , а также правозащитники.

Но российский законодатель под заявления о верности европейским стандартам защиты прав и свобод человека продолжает идти «своим путем». С одной стороны, расширяется путем указания на «экстремистские» мотивы перечень квалифицирующих признаков все большего числа преступлений. С другой стороны, преступлениями экстремисткой направленности объявляются сразу все преступления, если у виновных лиц установлен такой мотив. Но если нет четкого указания на деяние, а есть описание не то цели-мотива, не то способа, не то последствия, то и ответственности быть не может: все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

Параллельно в действующем законодательстве и правоприменительной практике все более сокращается сфера применения уголовной ответственности за публичные провоцирующие действия, за хулиганство, прежде всего совершаемое несовершеннолетними (пресловутые «нападения», групповые драки и повреждение имущества), а также более зрелыми лицами (незаконные митинги и собрания, распространение, изготовление и хранение экстремистских материалов). Деятельность юридических лиц и объединений граждан вообще остается без внимания законодателя, если только их представители не захотят поучаствовать в избирательной компании. Отсутствует в нашем законодательстве ответственность за создание и предоставление для ознакомления неограниченному числу лиц инструкций по совершению преступлений, за пропаганду насилия, публичное одобрение или признание полезности совершения преступлений.

Между тем рост экстремальности молодежи проявляется в общем росте преступности несовершеннолетних и молодежи, включая совершение преступлений экстремисткой направленности. Последние необходимо рассматривать именно на фоне структуры и динамики общеуголовной преступности представителей указанных возрастных групп прежде всего потому, что преступления характеризуют уровень «крайних» проявлений противоправного поведения.

Рассматриваемый возрастной период отмечен наивысшей криминальной активностью граждан: 53% только отбывающих наказание по приговору суда в местах лишения свободы - это лица, моложе

30 лет. В первые годы XXI в. более 57% всех выявленных в России преступлений совершили 14-29-летние граждане, среди которых 40% (т.е. 22,8% в целом по массиву) составляют преступления, совершенные детьми в возрасте 14-15 лет 36 . По данным НИИ укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, несовершеннолетними в 2000-2003 гг. было совершено свыше 8% убийств, более 17% фактов причинения тяжкого вреда здоровью, 18% изнасилований 37 .

Удельный вес преступлений несовершеннолетних младшей возрастной группы (14-15 лет) из года в год растет примерно на 0,6- 0,7%. Удельный вес данных преступлений среди несовершеннолетних вырос от 27,7% по массиву (2000 г.) до 30,3% (2004 г.) 38 . Снижение показателей выявления и регистрации соответствующих преступлений не должно никого вводить в заблуждение, о чем свидетельствуют не только многочисленные видеозаписи садистских «детских шалостей», гуляющих по просторам Всемирной сети, но и случаи погромов на рынках и в развлекательных центрах, организуемых 15-16-летними лицами, например в г. Хабаровске (октябрь 2011 г.), а также на Манежной площади (декабрь 2011 г.). При этом 70-68% преступлений несовершеннолетних совершается лицами в возрасте 16-17 лет. В их поведении также нарастают агрессивноразрушительные мотивы, умножаются насилие, уничтожение материальных ценностей, деяния, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, посягательством на сотрудников правоохранительных органов, убийствами.

При совершении отдельных видов преступлений складывается еще более тревожная картина. В исследовании Ю.М. Антоняна, А.А. Ткаченко и Б.В. Шостаковича приводятся следующие данные: «Преступники в возрасте до 21 года включительно составляют среди насильников примерно две трети. Наиболее высока преступная активность несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет. На лиц... старше 30 лет приходится не более 10-12% общего числа выявленных насильников» 39 . Стоит отметить, что многие наркоманы, с подросткового возраста совершающие преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, просто не доживают до 30-летнего возраста 40 .

По официальным данным уголовной статистики, с 1991 по 1995 г. общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, выросло со 173,4 до 209,8 тыс. и после незначительного снижения в 1996-1997 гг. (182,8 тыс.) вновь начало расти, составив в 1999 г. более 208,3 тыс. преступлений. Далее происходило постепенное сокращение показателей вплоть до 2002 г., когда было зарегистрировано около 139,7 тыс. преступлений 41 . В 2003-2004 гг. произошел новый рост валовых показателей преступности несовершеннолетних - в 2004 г. произошло 154,5 тыс. преступлений 42 .

Рост совершения преступлений экстремисткой направленности представлен в табл. 1.9 43 .

Число преступлений, зарегистрированных в период с 1988 по 2002 г.

Таблица 1.9

В настоящее время эти показатели стабильно растут, начиная с 2004 г., несмотря на значительное снижение уровня учтенной преступности в 2007-2010 гг. (табл. 1.10).

Рост преступлений экстремистской направленности в 2003-2010 гг.

Таблица 1.10

Показатель

Зарегистрировано деяний экстремистской направленности всего, ед.

Динамика, %

В том числе предусмотренных ст. 280 и 282 УК, ед. (%)

  • (46,5)
  • (51,5)
  • (57,9)
  • (33,5)
  • (54,8)
  • (45,7)
  • (48,9)
  • (49,2)

Раскрыто преступлений, ед. (%)

  • (77,7)
  • (79,2)
  • (87,5)
  • (64,3)
  • (59,5)
  • (93,5)
  • (88,3)
  • (96,3)

Осуждено виновных, человек

Оправдано, человек

Данные посягательства составляют ничтожно малую часть общего числа ежегодно регистрируемых преступлений (2007 г. - 0,0000993; 2008 г. - 0,0001433; 2009 г. - 0,0001829; 2010 г. - 0,0002521%). Однако среди них чрезвычайно велика доля насильственных деяний, включая тяжкие и особо тяжкие - она составляет от 25 до 33,5%. Если, по официальным данным МВД России, в 2003 г. было зарегистрировано одно убийство, совершенное по мотивам политической, национальной, религиозной ненависти или вражды, то в 2004 г. их было уже 3, в 2005 г. - 12, в 2006 г. - 20, в 2007 г. - 9, в 2008 г. - 1S 44 . Безусловно, такая динамика в полной мере отражает рост безнаказанности прежнего противоправного поведения делинквентов, включая агрессивные действия, в том числе происходящий вследствие «снижения» выявления и регистрации подросткового хулиганства, а также порочной практики приоритетного выявления и расследования наиболее тяжких (громких, резонансных) преступлений. Сравнительная структура преступлений экстремисткой направленности, расследованных в 2008 и 2010 гг. 45 , представлена в табл. 1.11.

Таблица 1.11

Число преступлений экстремистской направленности в 2008 и 2010 г.

Виды преступлений (ст. УК РФ)

2008 г.

2010 г.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ)

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ)

Организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ)

Организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ)

Геноцид (ст. 357 УК РФ) 46

Убийство (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ)

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ)

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ)

Умышленное причинение легкого вреда здоровью (п. «б» ч.2 ст. 115 УК РФ)

Побои (п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ)

Истязание (п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ)

Нет данных

Угроза убийством (ч. 2 ст. 119 УК РФ)

Хулиганство (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ)

Всего преступлений

Из них предусмотренных ст. 280, 282, 282.1,282.2

Например, не может быть фактов дискриминации в 10-40 раз меньше, чем нарушений избирательных прав граждан, а незаконных ограничений прав на свободу совести, фактически частных случаев дискриминации граждан по определенным признакам - в сотни раз меньше возбуждений ненависти или вражды; а незаконных ограничений прав на свободу митингов, шествий и пикетирований - в 10 раз меньше массовых беспорядков (без групповых хулиганских действий, которыми везде и всегда ограничиваются вовремя пресеченные беспорядки)! Однако официальные данные, доступные широкой общественности и даже вошедшие в учебники, демонстрируют совершенно иную картину. Сравнительная динамика регистрации некоторых преступлений и выявления лиц, их совершивших, в России (2002-2008 гг.) 47 представлена в табл. 1.12.

В этой связи стоит отметить, что в западноевропейских государствах (Франция, Германия, Голландия, Великобритания) уделяется внимание даже самым слабым по нашим меркам проявлениям ксенофобии и экстремизма. Поэтому там регистрируется масса посягательств на почве национальной, расовой, религиозной и других видов вражды и ненависти. Например, по данным МВД Германии, в этой стране еще в 1999 г. за экстремистские деяния - проявления ксенофобии, антисемитизма, гомофобии - были осуждены 10 037 человек. При этом лишь 746 преступлений были связаны с применением насилия, остальные относились к преступлениям идеологического характера», 48 включая ношение фашистской символики и т.д.

Необходимо отметить, что в России подобные явления «характеризуются высоким уровнем латентности, причем искусственной, так как при регистрации данных деяний правоохранительными органами определение, а затем и доказывание мотивов действий виновного представляет значительную сложность» 49 . Как следствие, общество дожидается совершения серии тяжких и особо тяжких преступлений бандами агрессивных недорослей.

Так, согласно обзору независимого Института коллективного действия, распространенному на конференции ОБСЕ по антисемитизму и иным формам интолерантности (Кордова, 8-9 июня 2005 г.), в 2004 г. в России в ходе подобных нападений было убито не менее 45 человек, тогда как в 2003 г. - 20 50 . В 2005 г., по результатам мониторинга аналитического центра «Сова», жертвами насилия со стороны экстремистов в нашей стране стали уже 467 человек, в том числе отмечены 49 случаев причинения смерти, а в 2008 г. пострадали 525 человек, из них 97 погибли 51 . Иные авторы, ссылаясь на тот же источник, утверждают, что в 2008 г. при указанных обстоятельствах в России погибло 105 человек, 449 были ранены 52 .

Число зарегистрированных преступлений/число выявленных лиц, совершивших данные преступления

Таблица 1.12

Вид преступлений (ст. УК РФ)

Нарушение равноправия граждан (равенства прав и свобод человека и гражданина) (ст. 136)

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141)

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148)

Воспрепятствование проведению собрания, митинга... или участию в них (ст. 149)

Массовые беспорядки (ст. 212)

Организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239)

Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (осуществлению экстремистской деятельности) (ст. 280)

Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) (ст. 282)

Организация экстремистского сообщества (ст. 282.1)

Организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2)

Всего

За первые 11 месяцев 2009 г. в результате групповых и вооруженных нападений банд националистов погибли не менее 54 человек, еще 294 получили различные ранения, а за тот же период 2010 г. от рук экстремистов в России погиб 81 человек и были ранены около 320.

Общее число нападений, по оценкам правозащитников, приблизилось к 700 53 . Руководители Московского бюро по правам человека сообщают о 350 убийствах, «совершенных скинхедами» с 2004 по 2010 г., и о 1500 нападений, т.е. неудавшихся убийствах 54 . Ввиду сложности сбора соответствующей информации и возможности различных интерпретаций событий относительно полная картина преступлений экстремистских группировок или иных подобных групп формируется лишь по Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и еще десятку крупных городов.

Во многих случаях сами потерпевшие в силу различных причин не спешат с заявлениями в правоохранительные органы. Достаточно сказать, что в нашей стране ежегодно регистрируются один-два акта дискриминации, непосредственно связанных с проявлениями вражды и ненависти в различных сферах общественных отношений. Но такие явления чрезвычайно распространены. Исследователи нелегальной миграции отмечает высокую распространенность в отношении представителей данной социальной группы таких посягательств, как:

  • 1) трудовые формы эксплуатации (принуждение работать сверх положенного времени без оплаты - 62%, работа с повышенной интенсивностью - 44%, длительные задержки заработной платы - 39%, принуждение выполнять работу, на которую работник не давал своего согласия - 38%, принуждение работать без оплаты - 24%);
  • 2) принуждение к секс-услугам (22% из числа опрошенных женщин, в Москве - до 30%);
  • 3) психологическое насилие, угрозы, шантаж - 20%, изъятие паспортов - 20%;
  • 4) ограничение свободы передвижения, полное или частичное содержание взаперти - 20% (в Москве - 31%) и т.д. 55

Было бы странно ожидать от таких лиц заявлений об оскорблениях или побоях. Поэтому достоянием общественности становится, как правило, лишь информация о тех преступлениях, которые совершаются демонстративно в форме терроризирования в отношении представителей некоторых групп населения, чтобы причиненный отдельным лицам вред затрагивал одновременно представителей всей социальной общности. При таком подходе правоприменительных органов соответствующую квалификацию получают менее 1,5-2% всех преступлений экстремисткой направленности.

Нередко скандалы с учетом и регистрацией нераскрытых преступлений, совершаемых на почве вражды и ненависти, становятся достоянием общественности. Так случилось после убийства 19 декабря 2004 г. в Москве выходца с Кавказа Д. Таркеладзе. Всего лишь через два дня после случившегося (21 декабря) еще на стадии предварительной проверки Московский уголовный розыск поспешил заявить, что «в МУРе полностью отвергают версию об убийстве на почве национальных отношений». Но уже на следующий день <...> в Интернете появилась информация, что ответственность за убийство взяла на себя организация под названием “Национал- социалистическая группировка 88”, которая засняла это убийство на пленку, поскольку <...> убивала кавказского студента <...> с политическим умыслом и даже с желанием получить доступ к СМИ для устрашения и проповедей национальной ненависти» 56 .

В других случаях «экстремистами» по совершенно формальным признакам в глазах общественности становятся обычные уголовники. Так, в сентябре 2003 г. банда «скинхедов» (так они сами себя называли, хотя от идеологии имели только пятнистые штаны и бритые головы), четверо молодых людей, вооруженных топором, арматурой и ножом-бабочкой, совершили налет на табор цыган племен «люли» из Таджикистана, расположившийся на пустыре рядом с железнодорожной платформой «Дачное» (пригород Санкт-Петербурга). В лагере в этот момент почти никого не было, и в руки молодчиков попали только две женщины и их дочери, которые были избиты с особой жестокостью. В результате одна девочка скончалась в больнице, вторую, получившую опасные для жизни ранения, врачам удалось спасти. Расследованием установлено, что несколько подростков из расположенных рядом с табором домов, объединившись в банду, требовали от цыган либо покинуть место стоянки, либо платить им за «постой» деньги по 200 рублей на каждого. Обитатели лагеря платить не захотели. И поэтому стычки несовершеннолетних хулиганов с цыганами были обыденным явлением. Не прошло и недели с момента убийства, как обвиняемые снова напали на табор. Присяжные признали [участников нападения] виновными в убийстве, покушении на убийство и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Обвинение в экстремизме не предъявлялось 57 .

Поданным МВД России, около 80% участников экстремистских групп - это люди в возрасте от 20 до 30 лет, свыше 10% - в возрасте от 16 до 19 лет 58 . Основную массу осужденных (до 90%) составляют лица мужского пола, среди осужденных за насильственные преступления и участие в массовых беспорядках юноши составляют 100%.

Большинство осужденных имеет среднее и неполное среднее специальное образование (учащиеся школ и ПТУ), доля лиц с незаконченным высшим и высшим профессиональным образованием не превышает 6-8%. Число работающих и неработающих (и неучащих - ся) лиц примерно равное - по 25%. Среди работающих преобладают лица временно занятые и низкоквалифицированные (до 70%). Таким лицам проще «забить голову» блатной романтикой, национализмом, ваххабизмом и т.д.

Материальный и образовательный уровень лидеров экстремистских объединений, как правило, выше среднего. Среди них преобладают лица старшего молодого возраста (25-30 лет). У них втрое выше уровень социально значимых навыков: работа на компьютере, умение управлять автомобилем, знание иностранных языков и др. Некоторые из них имели свой бизнес или получали материальную поддержку от других радикальных организаций, включая зарубежные. В ситуации включения в преступную деятельность представителей имущих классов или каких-либо субэлитарных групп населения прослеживается следующая закономерность: достигнув некоторого уровня, субъективно определяемого как «социальный потолок», индивид начинает искать иные пути проникновения в иные элитарные группировки, в том числе и в качестве «вождя», лидера нелегального объединения, оппозиционера или революционера 59 .

Основную массу осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности составляют жители городов (65%), среди них лидируют жители крупных и средних городов, промышленных центров, в наибольшей мере испытавшие негативные последствия шоковых реформ начала 90-х гг. прошлого века.

Исключение составляет движение скинхедов (скинов), возникшее и развивавшееся с самого начала в российских мегаполисах. Сведения об их численности разнятся. По данным МВД (2003 г.), их не более 15 тыс. Самые крупные группировки, объединяющие более 5 тыс. человек, действуют в Москве и Подмосковье. В Санкт-Петербурге насчитывается около 3 тыс. бритоголовых, в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Ярославле, Пскове и Калининграде - примерно по 1 тыс. В 2002 г. был предотвращен съезд скинхедов в Москве, на который должны были собраться «делегаты» из 30 регионов, в Петербурге было запрещено их факельное шествие 60 . Информация о так называемых «Русских маршах» с тех пор поступает из разных мест достаточно регулярно. По данным Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс», их количество в 2005 г. достигло 50 тыс. человек примерно в 85 городах. В Москве и Подмосковье их от 5 до 5,5 тыс.; в Петербурге и окрестностях - до 3 тыс.; в Нижнем

Новгороде - более 2,5 тыс.; в Ростове-на-Дону - более 1,5 тыс.; в Пскове, Калининграде, Екатеринбурге, Краснодаре - свыше 1 тыс.; в Воронеже, Самаре, Саратове, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Петрозаводске - сотни 61 .

Как правило, они выступают против заселения оптовых и продуктовых рынков инонациональными элементами (и после погрома в г. Кондопога в августе 2006 г. федеральный законодатель, что называется, «пошел навстречу пожеланиям граждан». - А.Р.), а также против совместного обучения и проживания русских и нерусских граждан. Они называют себя «солдатами Третьей мировой войны», которые вступили в борьбу за чистоту арийской расы и нации. Самый популярный из декларируемых ими лозунгов: «Пора навести порядок и выселить из России преступные диаспоры и пособников террора!».

Согласно социологическим исследованиям, скинхеды чаще других называют себя патриотами (76% против 59% в среднем по выборке), проявляют наиболее выраженный национализм, чаще других выступают против смешанных браков (27% против 6% в среднем), наиболее нетерпимо относятся к представителям сексуальных меньшинств (37% против 32% в среднем), реже других верят в возможность отстаивать свои интересы правовыми мерами (38% против 30% в среднем), наиболее радикальны - взяться за оружие для защиты прав граждан считают целесообразным 38% скинхедов против 10% в среднем), выделяют в качестве близких себе наиболее агрессивных панков и металлистов 62 . Бритоголовые легко объединяются с футбольными фанатами, территориальными группами хулиганов (гопами) и др. У последних даже встречается жаргонное выражение «закосить под скинов», т.е. придать своим вылазкам вид действий сообществ более известных и устрашающих для потерпевших.

В то же время внутри скин-движения выделяются различные направления, часто враждующие между собой объединения. Наиболее известным течением, выступающим против нацистов и нередко претендующим на симпатии большей части населения, являются «шарпы» (происходит от аббревиатуры SHARP - «Скинхеды против расовых предрассудков»). В России их обычно называют «антифа», поскольку они близко примыкают к крайним анархистам и антиглобалистам. Более аморфным объединением, нередко объединяющимся с металлистами, футбольными фанатами и «территориалами», является течение поклонников музыки в стиле «ОЬ>.

Среди самих «русских наци» тоже прослеживается достаточно четкое деление на последователей бывшей баркашовской партии Русского национального единства - РНЕ и «новых наци»

(Славянский союз, «нацболы» и др.), а также неприсоединившихся групп последователей славянского ведославия, объединений ветеранов локальных конфликтов и иных подобных объединений 63 . Поэтому нет оснований считать «скинов» наиболее многочисленным и организованным экстремистским движением. Они представляют собой достаточно аморфное делинквентское течение без общей идеологии, руководства и координирующих центров.

Значительно большую опасность, как будет сказано ниже, представляют приверженцы различных радикальных религиозных учений, последователи идеи религиозной войны, те же ваххабиты, последователи учения С. Асахары или некоторых сатанистских и то- натических культов, в том числе постоянно стихийно отделяющихся от националистических течений. Сегодня наибольшую опасность представляют именно военизированные группировки экстремистов, организованные по этническому принципу, имеющие хорошее вооружение, опыт боевых действий в диверсионно-террористических формах, лучшую конспирацию, сплоченность, возможность использовать содействие представителей «своего» этноса, иностранных сторонников и спонсоров.

Среди осужденных экстремистов доля ранее судимых лиц относительно невелика 20-25%, большинство (до 2004 г.) были осуждены за хулиганство (90%). Доля лиц, имеющих 2-3 судимости, - около 7%. Здесь преобладают насильственные и корыстно-насильственные преступления, совершенные в составе группы в несовершеннолетнем возрасте. Специальный рецидив зафиксирован в пределах статистической погрешности. Лидеры группировок, как правило, ранее не судимы.

На основании изложенного можно утверждать, что в основе совершения хулиганских и экстремистских деяний лежит специфический субкультурный конфликт. Он проявляется в том, что чуждые определенной субкультуре актуальные (как правило, эмоционально окрашенные) смыслы воспринимаются носителями данной субкультуры как существенный раздражитель и даже как посягательство на собственную свободу, как опасность, грозящая собственной личности 64 .

Такой часто бывает реакция группы на индивида, значительно отличающегося от ее членов по внешнему виду и поведенческим проявлениям, тем более в случае использования атрибутов или символики конкурирующего образования, даже если это лицо и не проявляет агрессивности. «Чужак» практически моментально стигматизируется членами группы как «хулиган», «радикал» или даже «враг», особенно если он представляет равное по силе конкурирующее объединение.

Подобное происходит и при столкновении фанатов конкурирующих спортивных клубов, при попытке проведения поблизости религиозных обрядов конкурирующих общин, например Украинской автокефальной и Русской православной церкви у одного храма, во время ежегодного марша протестантов-«оранжистов» через католические кварталы Ольстера в память о старинном сражении и др.

Умышленное создание и эскалация подобного конфликта являются хулиганским или экстремистским проявлением в зависимости от целей субъекта правонарушения. Хулиган посягает на права и свободы относительно определенной группы окружающих лиц, но не в силу того, что данные лица являются носителями (предполагаемыми носителями) политических, идеологических, этнических, расовых, национальных, этнических и социальных признаков, т.е. тех, о которых говорится в п. «е» ч.1 ст. 63 УК РФ. Агрессия, мотивируемая наличием у оппонента указанных признаков, характерна именно для совершения преступлений экстремисткой направленности. Механизм формирования агрессивных установок у преступников- одиночек, например, нападавших с ножами на прихожан синагоги в Москве или на монахов в Оптиной пустыни, и у члена некоторой группы (реальной и виртуальной), постоянно общающегося с другими членами, одинаков. Установлены следующие характерные признаки совершения деяния членами «виртуальных групп», на первый взгляд представляющиеся труднообъяснимыми:

  • а) повышенная интенсивность действий, нападение на объективно более сильных субъектов (ожидание помощи со стороны группы);
  • б) минимизация воздействия сдерживающих факторов, неспособность критически воспринимать содеянное и его последствия (предполагаемая анонимность участника группы);
  • в) абсолютная типизация действий по совершению посягательства на один и тот же объект (ролевая типизация в составе группы);
  • г) склонность действовать в состоянии риска, не просчитывая возможные варианты поведения, «на авось» (планирование и прогнозирование по умолчанию перепоручаются предполагаемому организатору, лидеру группы);
  • д) документирование собственной преступной деятельности в виде создания видеофайлов, фотографий, видеофильмов, которые все чаще изымаются по делам о групповых преступлениях экстремисткой направленности.

Таким образом, преступное поведение молодых людей, в некоторой мере и подростков, во многом детерминируется субкультурными установками на эскалацию социальных конфликтов, прежде всего в сфере распределения материальных благ, отстаивание личной свободы, борьбу за собственные убеждения. Такие установки при определенных условиях трансформируются в мотив вражды и ненависти к социальным конкурентам и оппонентам, называемый экстремистским.

Усилия законодателя по противодействию росту совершения преступлений экстремистской направленности должны быть направлены в первую очередь на усиление ответственности за различные формы организованной преступной деятельности, в том числе ведущейся с использованием различных форм субкультурных объединений молодежи. Для разработки более обоснованных рекомендаций необходимо исследовать процессы организации и самоорганизации экстремисткой деятельности.



Просмотров