Ответственность за нарушение норм мгп. Соблюдение норм международного гуманитарного права. Вопросы контроля и пресечения нарушений

Обеспечить соблюдение норм международного права невоз­можно без введения ответственности за их нарушение.

B международном праве в отличие от внутригосударствен­ного права нет.системы правоохранительных органов (прокура­тура, суд), обладающих полномочиями контролировать и нака­зывать за нарушение норм.

Государства являются субъектами ответственности и реализуют ее путем применения индивиду­альных и коллективных мер к государству-нарушителю.

B международном праве отсутствует конвенция, регулирую­щая основные виды и формы ответственности. B связи с этим ин- стигут ответственности продолжает базироваться на международ­ном обычае. Ответственность государства наступает в результате нарушения им международного обязательства независимо от то­го. обусловлено оно международным договором или обычаем.

Противоправное поведение государства выражается в дей­ствиях его органов. Государство отвечает за действие любого органа (законодательного, исполнительного, судебного, цент­рального или местного). Государство не отвечает за противо­правное поведение физических или юридических лиц. если явно не установлено, что они действовали от имени государства или rio его поручению.

Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести и объектной направленности и делятся на две категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты).

Под международным преступлением понимается тяжкое на­рушение международного обязательства, затрагивающее жиз­ненно важные, основополагающие интересы международного сообщества в целом и поэтому квалифицируемое международ­ным сообществом как преступление.

K международным преступлениям относятся агрессия, гено­цид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загрязнение окружающей среды), международный терроризм.

Международный деликт - это обычное нарушение междуна­родного обязательства, затрагивающее интересы другою госу­дарства.

Предусматривается нематериальная и материальная ответ­ственность государства.

K формам нематериальной ответственности относятся са­тисфакция и ресторация.

Сатисфакция - это действие государства-нарушителя, на­правленное на восстановление чести и достоинства потерпевше­го государства. Сатисфакция осуществляется в следующих фор­мах: извинение от имени главы государства и главы правитель­ства государства-нарушителя, отзыв должностного лица, оскор­бившего другое государство, привлечение его к ответственнос­ти по национальному законодательству.

Ресторация - восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства).

Кроме того, государство может применить контрмеры (от­ветные меры) в ответ на нарушение международного обязатель­ства в форме реторсии или репрессалий.

Реторсия - это ответная мера, аналогичная по объему и со­держанию той, которую применило государство-нарушитель. B качестве примера можно привести повышение таможенных по­шлин на товары в ответ на подобное действие другого государ­ства, нарушающее торговое соглашение между ними.

Репрессалии - индивидуальные принудительные меры по­терпевшего государства в ответ на нарушение международного обязательства (приостановление экономических соглашений с государством-нарушителем, разрыв дипломатических отноше­ний с отзывом дипломатического представительства). Запреща­ется применение вооруженных репрессалий - военных действий против государства-нарушителя.

K формам материальной ответственности относятся: репа­рация (денежное возмещение ущерба), реституция (возвраще­ние вывезенных культурных и иных ценностей). B случае унич­тожения или порчи культурных ценностей применяется субсти­туция (замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение).

Если государство совершило международное преступление, Советом Безопасности OOH принимается решение о введении санкций против государства-нарушителя. Резолюции о санкциях к государству-нарушителю могут быть приняты только при сов­падении голосов 5 постоянных членов и 4 непостоянных членов Совета Безопасности.

Применяются экономические санкции (приостановление торговых отношений), разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи.

B санкциях против нарушителя участвуют все государства.

Если нарушение продолжается, Совет Безопасности прини­мает резолюцию о введении военных санкций (применение во­оруженных сил ООН, состоящих из национальных континген­тов государств - членов ООН).

После прекращения международного преступления госу­дарство-нарушитель по решению Совета Безопасности несет нематериальную и материальную ответственность. Кроме то­го, привлекаются к уголовной ответственности физические ли­ца - исполнители международного преступления.

Суд осуществляется Международным трибуналом. Впер­вые такой трибунал был создан на основе Лондонского согла­шения 1945 г., заключенного Советским Союзом, США, Англи­ей и Францией для суда над главными военными преступниками второй мировой войны - высшими должностными лицами и ге­нералитетом фашистской Германии. B 1993 г. был учрежден Международный трибунал для суда над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

B 1998 г. был принят Статут Международного уголовного суда, вступивший в силу в 2002 г. Юрисдикция суда будет распро­страняться на такие преступления, как агрессия, военные пре­ступления, геноцид, преступления против человечества.

Человек, нарушивший нормы права, несет ответственность. В международном гуманитарном праве личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями.

Укажем только некоторые из них: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение ущерба здоровью лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права (например, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), принуждение их служить в вооруженных силах противника, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц, вероломное использование эмблемы красного креста и красного полумесяца (когда это явилось причиной смерти, серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью). Совершивший военное преступление может быть судим непосредственно на основе международного права.

Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал для суда и наказания главных военных преступников приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. В 90-х годах были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и Руанде. Они уполномочены рассматривать дела о военных преступлениях, совершенных в рамках этих двух конкретных конфликтов. В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) Постоянного международного уголовного суда, в компетенцию которого в том числе будет входить преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления. В подавляющем большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства. Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977г. государства-участники этих договоров взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить военные преступления.

Уголовный кодекс Российской Федерации включает статью 356 "Применение запрещенных средств и методов ведения войны", которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.Непросто следовать принципам международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооруженного конфликта безоружному человеку предоставляется определенный минимум гуманитарных прав. Понимание того, что соблюдение норм международного гуманитарного права, само их существование, является необходимостью, приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.

Становится историей ХХ век. Человечество готовится жить в новом столетии. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния. Чтобы обеспечить выполнение обязательств по международному гуманитарному праву в случае вооруженного конфликта, государствам-участникам Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним необходимо еще в мирное время предпринять ряд мер, в частности: как можно более широко ознакомить с текстами Конвенций и Протоколов как военнослужащих, так и все население в целом; ввести в действие уголовное законодательство, предусматривающее наказания за военные преступления; предотвратить неправомерное использование эмблем красного креста и красного полумесяца, других знаков и эмблем, защита которых предусматривается Конвенциями и Протоколами; осуществить меры, содействующие опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов.

С самого начала вооруженного конфликта обязанностью сторон является назначение держав-покровительниц (нейтральных государств, которым поручается с согласия другой стороны в конфликте защищать гуманитарные интересы сторон). Одной из важнейших функций держав-покровительниц является посещение лагерей для военнопленных и интернированных гражданских лиц. Правом посещать места, где находятся пользующиеся покровительством лица, обладает также МККК. Это делается для того, чтобы представители держав-покровительниц или МККК могли проконтролировать, как на практике стороны в конфликте соблюдают положения Женевских конвенций, предотвратить негуманное обращение с покровительствуемыми лицами и, если необходимо, содействовать улучшению условий их содержания.

Сторона в конфликте не может отказаться выполнять обязанности, вытекающие из гуманитарных конвенций, на том основании, что другая сторона нарушила свои обязательства, так как они не обуславливаются взаимностью и должны выполняться каждой стороной в конфликте при всяких обстоятельствах и без каких-либо условий. За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность как на на международном, так и на национальном уровнях.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации в России существует несколько видов ответственности за преступления, связанные с нарушением норм международного гуманитарного права.

К таким нарушениям относятся действия, направленные против лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права:

Преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая медицинские, биологические эксперименты, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение вреда здоровью;

Умышленное нападение на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в боевых действиях, если такое нападение повлекло его смерть, или серьезное телесное повреждение, или ущерб здоровью;

Взятие заложников;

Умышленное превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях, в объект нападения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

Незаконный арест;

Умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, знаков, флагов и сигналов, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

Незаконная депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы;

Принуждение военнопленных и других лиц противной стороны служить в своих вооруженных силах и (или) к участию в боевых действиях, направленных против их собственной страны;

Незаконное произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью;

Умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных по отношению к предполагаемому конкретному и прямому военному преимуществу потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам;

Умышленное совершение нападения на особо опасные объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить;

Умышленное превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным в рамках компетентной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании таких объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов;

Умышленное превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

Умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, на беспристрастное и нормальное судопроизводство.

Применение запрещенных средств ведения боевых действий также относится к преступлениям. Виновные в их применении в соответствии с нормами международного гуманитарного права и уголовного законодательства Российской Федерации, привлекаются к уголовной ответственности.

За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.

Сущность международного права

Международное право – рассматривает взаимодействие государств и регулирует их взаимоотношения на основе принятых национальных и международных правовых норм.

Предметом международного права является рассмотрение взаимодействия государств и международных организаций, его объектом - отношения между странами и международными организациями, которые взаимодействуют по вопросам, касающимся их интересов.

Метод международного права состоит в принуждении или в угрозе силового принуждения для соблюдения тех или иных международных договорённостей заключенных странами.

Замечание 1

Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.

Международно-правовая ответственность

За нарушение международного права следует международно - правовая ответственность.

Замечание 2

Международно-правовая ответственность означает, что совершивший противоправные действия и нарушивший тем самым принятые договорённости должен компенсировать нанесённый им вред.

Наиболее ярким и показательным примером являются нарушения международного гуманитарного права.

Определение 1

Международное гуманитарное право – это защита населения в ходе боевых действий и возникших вооруженных конфликтов при помощи определённой группы юридических правовых норм, разработанных и принятых мировым сообществом.

Основными источниками международно - гуманитарного права, в которых указывается ответственность стран за свои действия можно считать принятые в различные годы Женевские Конвенции, в которых оговаривались условия обращения с получившими ранения, военнопленными и с гражданским населением.

Пример 1

Одним из последних документов такого рода является доклад, принятый в 2001 году Комиссией международного права на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно данному международному документу под названием «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» приводились в порядок правовые нормы, в которых говорилось про ответственность каждой из стран за свои деяния.

Международно-правовая ответственность регулируется подотраслью международного права – правом международной ответственности.

Стоит сказать, что государства несут ответственность за свои действия согласно предписанию принципу, означающему, что принятые сторонами соглашения должно соблюдать без обмана со стороны какого либо государства.

За нарушения норм международного гуманитарного права любая страна несёт ответственность перед своими соседями и международным сообществом. К таким нарушениям относятся:

  • Противоправные действия, которые совершили органы государства, используя при этом и военные силы.
  • Нарушения, которые совершили лица или некие образования выполнявшие работу некоторых элементов государственной власти по заданию другого государства.
  • Противоправные действия совершенные как некими лицами так и организованными группами, которые работали под прямым началом руководства своего государства.
  • Противоправные действия, которые совершено определёнными лицами или организациями и о которых государство знает и рассматривает их деяния как свои собственные.
  • Кроме того страна может нести ответственность если оно не предприняло надлежащих действий по предотвращению принятых норм международного права и не приняло меры по наказанию лиц и организаций причастных к совершённым преступлениям.

Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права

Одним из главных принципов международного гуманитарного права является личная ответственность за его нарушение. Данное положение впервые было сформулировано в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Нюрнбергский трибунал был создан в 1945 году по Соглашению между союзниками во Второй Мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией.

На Нюрнбергском трибунале были сформулированы следующие принципы, касающиеся индивидуальной ответственности за нарушения международного гуманитарного права:

  1. Преступления против мира. Это означает нести ответственность за планирование, подготовку и начало военных действий, или участие в таких действиях, нарушая тем самым международные соглашения и договорённости.
  2. Военные преступления, нарушающие международное гуманитарное право. К данным злодеяниям относятся преступления, которые носят характер насильственных и издевательских действий по отношению к мирному населению. Примером служит увод в рабство, издевательство над военнопленными и гражданским населением. Также к таким преступлениям относятся и целенаправленное и бессмысленное разрушение населённых пунктов, городов, деревень.
  3. Преступления против человечества. К таким преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие зверства, которые были совершены в отношении мирного населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.

    Замечание 3

    К таким преступлениям также относят геноцид – как целенаправленное истребление определённой группы населения согласно неким расовым, национальным и религиозным представлениям.

Подобные преступления могут происходить как в мирное, так и в военное время. Участники и организаторы подобных деяний «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» принятой в 1948 году не имеют права убежища и должны выдаваться для судебных разбирательств и вынесения приговора.

Международный терроризм также является одним из распространенных видов международного преступления.

Это преступление обладает следующими специфическими чертами - подготавливается теракт на территории одной страны, а само преступление совершается уже в другом государстве. При этом преступник скрывается во владениях иной страны, в связи, с чем возникает вопрос о выдаче.

Торговля и распространение наркотических и психотропных препаратов также является международным преступлением и карается соответственно с принятыми международными и национальными правовыми нормами.

Согласно принятым международным документам, в частности Конвенции о психотропных веществах подписанной в 1971 г., государства самостоятельно определяли законодательные нормы, наказывающие за нарушение провозглашённых правил.

К международным преступлениям также относится:

  • торговля людьми - продажа в рабство мужчин, женщин, детей преследуется международными органами. С 1999 года ведется мировая программа по борьбе с работорговлей.
  • подделка денежных знаков – согласно принятым постановлениям, государства берут на себя обязанности по искоренению и пресечению преступной деятельности связанной с подделкой денежных средств.
  • пиратство – как незаконный захват любых транспортных средств на море и в воздухе с целью извлечения незаконной прибыли также преследуется международным и национальными законодательствами и считается одним из видов международного преступления.

Индивидуальная ответственность. Правомочность государств в отношении наказания собственных или принадлежащих стороне противника граждан за совершенные ими военные преступления давно уже превратилась в признанную часть обычного права.

Концепция международной уголовной ответственности физических лиц закреплена в международно-правовых документах. Еще в приговоре Нюрнбергского трибунала отмечалось, что «преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права» 29 . Вопрос о наказании преступников, преступления которых не были связаны только с каким-то определенным географическим местом в годы Второй мировой войны был решен на основе Соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией, подписанного 8 августа 1945 года. В Московской декларации от 30 октября 1943 года было заявлено о том, что германские офицеры и солдаты и члены нацистской партии, ответственные за преступления будут отосланы в страны, где они совершали преступления для суда над ними и не затрагивались проблемы наказания главных преступников. Правительства этих стран договорились о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси. На основе Соглашения учреждался Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Организация, юрисдикция и функции Международного военного трибунала были определены Уставом как неотъемлемой частью Соглашения.

Положение о судебном преследовании и наказании физических лиц за военные преступления явились одним из международно-правовых принципов, направленных на обеспечение прав личности и более эффективную реализацию норм международного гуманитарного права.

Другим международно-правовым принципом стало положение о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, зафиксированное в Конвенции, которую подписали заинтересованные государства 26 ноября 1968 года.

Принцип международной ответственности физических лиц предусмотрен авторами Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, гласящего, что любое лицо, совершающее «преступление против мира и безопасности человечества, несет за это ответственность и подлежит наказанию» 30 .

Среди источников уголовного судопроизводства по делам о международных преступлениях и уголовных преступлениях международного характера выделяют международный договор и международно-правовой обычай. К вспомогательным источникам международного права относятся прецеденты и судебные решения, а также отдельные решения и приговоры внутригосударственных судов, отдельные внутригосударственные законы.

Среди принципов уголовного судопроизводства по делам о международных преступлениях, которые занимают особое место в системе источников уголовного судопроизводства, выделяют принцип неотвратимости наказания за совершение преступления, законности, универсальной юрисдикции, отрицания доктрины государственного акта, а также принципиальное положение о том, что военные преступники не могут претендовать на убежище. Принцип универсальной юрисдикции требует предания конкретного лица суду вне зависимости от места совершения им противоправных действий и его гражданства. Отрицание доктрины государственного акта строится на основе требования 7 статьи Устава Нюрнбергского трибунала, предусматривающей, что «должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания».

Среди вышеупомянутых принципов международного права принятых Комиссией международного права в 1950 году и получивших дальнейшее развитие в различных международных актах, необходимо выделить неприменение сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, запрещение агрессивной войны, а также положение, на основании которого исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен.

Важное место в системе принципов уголовного судопроизводства по делам о международных преступлениях отводится процессуальным принципам, изложенным во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах: осуществление правосудия только судом; право каждого лица, обвиняемого в международных преступлениях, на справедливое рассмотрение дела на основе установленных фактов и права; гласность судебного разбирательства; равенство лиц перед уголовным законом; право обвиняемого на защиту.

На признании концепции международной уголовной ответственности физических лиц строится деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, на ней основывается Международный уголовный суд.

Стремоухов А.А., заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук.

Лунгу А.С., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

В зависимости от сферы социальной деятельности ответственность личности классифицируется на: моральную, политическую, общественную, партийную, юридическую, организационную и др. В совокупности все перечисленные нами виды ответственности предназначаются для обеспечения упорядоченности, стабильности общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества.

Юридическая ответственность военнослужащих, являясь структурным элементом правового статуса военнослужащих, представляет собой обязанность военнослужащих претерпевать за совершенные правонарушения лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом.

В своей статье мы рассмотрим ответственность военнослужащих за нарушения норм международного гуманитарного права, которые могут иметь место в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Специфические черты такой ответственности военнослужащих, по нашему мнению, определяются не только особым характером военно-служебных правоотношений в период непосредственного выполнения служебно-боевых задач по обеспечению национальной безопасности, но и наличием международного аспекта.

В международном гуманитарном праве содержатся нормы, направленные на защиту человеческой жизни, жертв вооруженных конфликтов и ограничение методов и средств, применяемых в них. Однако, к сожалению, эти нормы не всегда соблюдаются во время вооруженных конфликтов. Иногда это происходит по незнанию противоборствующими сторонами норм международного гуманитарного права, а зачастую военнослужащие всех степеней сознательно их нарушают.

В Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах содержится перечень конкретных действий, квалифицируемых как "серьезные нарушения" норм международного гуманитарного права. К ним относятся: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая медицинские, биологические эксперименты, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение вреда здоровью; умышленное нападение на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в боевых действиях, если такое нападение повлекло его смерть, или серьезное телесное повреждение, или ущерб здоровью; взятие заложников; умышленное превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях, в объект нападения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; незаконный арест; умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, знаков, флагов и сигналов, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; незаконные депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы; принуждение военнопленных и других лиц противной стороны служить в своих вооруженных силах и (или) к участию в боевых действиях, направленных против их собственной страны; незаконные произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью; умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных по отношению к предполагаемому конкретному и прямому военному преимуществу потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам; умышленное совершение нападения на особо опасные объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить; умышленное превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным в рамках компетентной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании таких объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов; умышленное превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, на беспристрастное и нормальное судопроизводство <1>. Аналогичный перечень "серьезных нарушений" содержится и в Женевской конвенции об обращении с военнопленными <2>, а также в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны <3>.

<1> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях". Ст. 50 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 603 - 625.
<2> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "Об обращении с военнопленными". Ст. 130 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 - 681.
<3> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "О защите гражданского населения во время войны". Ст. 147 // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 512 - 569.

"Серьезные нарушения" гуманитарного права определяются как военные преступления. Международное право предусматривает за эти преступления индивидуальную уголовную ответственность, которая действует в отношении лиц, их совершивших или отдавших приказ об их совершении <4>. Следует заметить, что международное гуманитарное право не определяет конкретные меры наказания и не предусматривает создание специальных органов, осуществляющих судебное преследование лиц, обвиняемых в военных преступлениях.

<4> Лукашук И.И. Преступления по общему международному праву // Международное право. Особенная часть. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 178.

Обязанность осуществлять уголовное преследование лиц, виновных в военных преступлениях, возлагается на государства. С этой целью они обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами международного гуманитарного права.

Государства должны разыскивать и подвергать уголовному преследованию всех лиц, обвиняемых в военных преступлениях, независимо от их гражданства и места совершения преступления. Именуемый универсальной юрисдикцией, этот принцип является важнейшим фактором в обеспечении эффективного пресечения военных преступлений и соблюдения принципа неотвратимости наказания.

Мы считаем, что принцип неотвратимости наказания военнослужащих, виновных в совершении военных преступлений, является важным фактором предотвращения возможных рецидивов и предупреждением для командиров (начальников), которые бездумно злоупотребляют властными полномочиями, отдавая преступные приказы.

Следует заметить, что до последнего времени считалось общепризнанным, что нормы о серьезных нарушениях применимы только в отношении международных вооруженных конфликтов и не могут распространяться на внутренние (немеждународные) вооруженные конфликты. Действительно, указанные нормы не упоминаются в Дополнительном протоколе II, касающемся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. В тот период, когда принимался этот документ (1977 г.), все еще преобладало мнение, что применение системы военных преступлений к внутренним конфликтам явилось бы недопустимым вмешательством во внутренние дела государства, покушением на его суверенитет <5>.

<5> Тараненко В.В. Правовой статус военнослужащих - участников боевых действий: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Военный университет, 2004. С. 138.

В настоящее время значительная часть вооруженных конфликтов носит немеждународный характер, и в ходе их совершаются многочисленные нарушения норм международного гуманитарного права, которые по своей жестокости и общественной опасности не уступают деяниям, квалифицируемым как военные преступления. Поэтому и в международно-правовой доктрине, и в международной юрисдикции формируется признание необходимости распространения механизма пресечения "серьезных нарушений" на внутренние вооруженные конфликты.

Вышеуказанная позиция получила правовое закрепление в принятом 17 июля 1998 г. Римском статуте Международного уголовного суда. В перечень военных преступлений, отнесенных к юрисдикции этого Суда, включены, согласно положениям Женевских конвенций 1949 г., серьезные нарушения, совершенные в ходе как международных, так и внутренних вооруженных конфликтов <6>.

<6> Статут Международного уголовного суда. Ст. 8. П. 2. Подп. "c", "e" (подписан Российской Федерацией согласно распоряжению Президента РФ от 08.09.2000 N 394-рп "О подписании Римского статута Международного уголовного суда") // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 37. Ст. 3710.

Во внутренних вооруженных конфликтах нарушение военнослужащими норм международного гуманитарного права означает одновременное нарушение национального права, в том случае, если содержащиеся в Женевских конвенциях военные преступления имплементированы или совпадают с нормами национального уголовного закона.

Проанализируем Уголовный кодекс Российской Федерации с целью определения, в какой мере российской уголовное законодательство соответствует нормам Международного гуманитарного права.

В УК РФ положения, связанные с ответственностью за нарушения норм международного гуманитарного права, сведены, в сущности, к ст. 356 "Применение запрещенных средств и методов ведения войны" и ст. 357 "Геноцид" раздела XII УК РФ "Преступления против мира и безопасности человечества".

В соответствии со ст. 356 УК РФ, жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Данная статья УК РФ предусматривает уголовную ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны. В ней воспроизводятся лишь некоторые составы из многочисленных военных преступлений, предусмотренных Женевскими конвенциями.

Статья 357 определяет, что действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

По нашему мнению, отсутствие многих составов серьезных нарушений, квалифицируемых согласно международному гуманитарному праву в качестве военных преступлений, является существенным пробелом российского уголовного законодательства.

Мы разделяем мнение И.А. Ледяха, который указывает на то, что отдельные составы преступлений, содержащиеся в УК РФ, формально по направленности деяния совпадают с военными преступлениями, предусмотренными международным гуманитарным правом (убийство, грабеж, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью, имуществу и др.), но по своим квалификационным признакам не соответствуют международно-правовой специфике статуса военных преступлений. Серьезным пробелом российского уголовного законодательства, по мнению И.А. Ледяха, является отсутствие уголовно-правового состава и соответственно уголовной ответственности за издание начальником и исполнение подчиненным незаконного приказа, что прямо предписывается Женевскими конвенциями <7>.

<7> См.: Ледях И.А. Защита права на жизнь // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 257.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

По нашему мнению, в целях обеспечения фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементации норм международного права) следует осуществить меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство, устанавливающее юридическую ответственность за правонарушения, совершенные военнослужащими в условиях боевых действий.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, лица, виновные в совершении правонарушений, должны привлекаться к юридической ответственности.

Применение запрещенных средств ведения боевых действий также относится к преступлениям. Виновные в их применении, в соответствии с нормами международного гуманитарного права, привлекаются к юридической ответственности.

В Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) <8>, определены требования к юридическому преследованию лиц за правонарушения, совершенные в вооруженных конфликтах, а именно:

<8> Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г. Ст. 6 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 793 - 803.

  1. Никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правонарушении, кроме как на основе приговора суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности.
  2. При вынесении приговора осужденному должно быть сообщено о его праве на обжалование в судебном или ином порядке, а также о сроке, в течение которого он может воспользоваться этим правом.
  3. Смертный приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей.
  4. По прекращении военных действий органы, находящиеся у власти, стремятся предоставить как можно более широкую амнистию лицам, участвовавшим в вооруженном конфликте, и лицам, лишенным свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, были ли они интернированы или задержаны.

Проанализировав все вышеуказанное, возможно сделать следующие выводы:

  1. Нормы международного гуманитарного права действуют в вооруженных конфликтах как международного, так и внутреннего характера.
  2. Целесообразно было бы дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации разделом, устанавливающим ответственность военнослужащих за нарушения норм международного гуманитарного права, имплементировав в него составы преступлений, предусмотренные международными нормативными правовыми актами. Особое внимание в этом разделе следовало бы уделить ответственности командиров за приказы и распоряжения, нарушающие нормы международного гуманитарного права, а также ответственности за выполнение таких приказов и распоряжений.
  3. Каждый военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.
  4. Необходимо постоянно повышать уровень правовой культуры военнослужащих всех степеней с целью недопущения ими нарушений норм права в целом и норм международного права в частности.


Просмотров