Обязательно ли нужен акт выполненных работ. Правила составления акта. Как грамотно составить акт выполненных работ или оказанных услуг

В деятельности любого предприятия рано или поздно возникает необходимость в оформлении акта выполненных работ. Чтобы разобраться, для чего нужен акт выполненных работ, вспомним действующее законодательство РФ.

В соответствии со статьей закона за № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» (в редакции от 28.09.2010 г.) на все хозяйственные операции, проводимые организацией любой формы собственности, должны оформляться первичные учетные документы для последующего отражения их в бухгалтерском учете.

Акт выполненных работ является именно таким документом, без оформления которого затраты предприятия не будут учтены в расчете налога на прибыль. Само по себе оформление акта выполненных работ сторонней организацией без наличия договора налоговыми органами рассматривается как ошибка, хотя в отдельных случаях это допустимо (ксерокопирование документов, заправка картриджа ксерокса или принтера и др.).

Каждый договор предусматривает пункт, в котором оговаривается, какой именно документ оформляется после выполнения работ или услуг. Чаще всего таким документом является акт выполненных работ образец , подписанный обеими сторонами.

Именно акт приемки выполненных работ свидетельствует о том, что работы или их часть были выполнены, а указанные в нем даты и перечень работ подтверждают соблюдение сроков выполнения и объемов, предусмотренных договором.

Акт выполненных работ (оказанных услуг) иначе можно назвать актом приемки-передачи. Для оформления такого акта могут использоваться типовые бланки либо бланк акта, разработанный самим предприятием в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете. Оформление акта выполненных работ (оказанных услуг) очень важно, так как этого требует налоговое законодательство РФ и требования бухгалтерского учета. Для чего нужен акт выполненных работ - отсутствие акта грозит предприятию штрафными санкциями и доначислением налогов. За оформление акта с нарушением требований действующего законодательства на предприятие могут быть наложены штрафные санкции (затраты, учтенные в таких актах, налоговые органы могут исключить из состава затрат при расчете налога на прибыль).

Таким образом, даже на основании этого понятно, насколько важно своевременное и правильное оформление актов. Дата, указанная на акте при его подписании, показывает, к какому отчетному периоду их следует отнести в бухгалтерском учете. Несвоевременное отнесение затрат, указанных в акте, ведет к искажению состава затрат, и, как следствие, занижается или завышается налог на прибыль этого периода (Например, в июле подрядчики оказали услуги предприятию. Акт тоже подписан в июле, но в бухгалтерию передан только в октябре. Значит, сумма налога на прибыль в 3 квартале завышена, а в 4 квартале занижена). Нельзя забывать и о том, что расходы для уменьшения налога на прибыль должны быть экономически целесообразными, то есть связанными с деятельностью данного предприятия.

В любом случае, для того, чтобы не ошибиться в разработке акта собственными силами, следует ориентироваться на статью 9 Закона о бухгалтерском учете, в которой указаны все обязательные реквизиты акта. Кроме того, в учетной политике предприятия следует отразить документы, разработанные собственной бухгалтерией. Как дополнение к ней приложить эти бланки, например, акт выполненных работ образец.

Нередки ситуации, когда работы выполнены силами самой организации. Даже и в этом случае налоговое законодательство требует составления акта выполненных работ. Именно для таких ситуаций, и не только, на предприятии ежегодно назначается постоянно действующая комиссия, члены которой имеют право подписывать подобные акты. Акт выполненных работ образец следует постоянно сверять с изменениями в действующем законодательстве, во избежание проблем с налоговыми органами.

Что же касается капитального строительства производственных зданий, жилья и других объектов, то в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и гражданского законодательства для оформления выполненных работ такими документами являются унифицированные формы «Акт о приемке работ» по форме № КС-2 и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» по форме № КС-3. Основанием для составления акта выполненных работ являются данные, взятые из «Журнала учета выполненных работ» формы № КС-6а.

Для чего нужен акт выполненных работ? На нашем сайте вы сможете скачать готовый образец акта выполненных работ, который поможет Вам наглядно увидеть суть данного документа. Скачать бланк акта выполненных работ можно в нашем специальном разделе .

Для чего нужен акт выполненных работ?

Подписанный акт является документом, по которому заказчик обязан оплатить выполненные работы (оказанные услуги), дает право отнести эти расходы на себестоимость продукции. Своевременное оформление акта позволяет получить точные данные о формировании себестоимости продукции, работ или услуг, оценить причины ее изменения в ту или иную сторону.

Представьте себе, договор на оказание услуг заключен, имеется акт выполненных работ, но оплата в сроки, указанные в договоре не поступила. Что можно сделать? Имея весь пакет документов (естественно, подписанных обеими сторонами, с печатями), предприятие может обратиться в Арбитражный суд. Наличие акта выполненных работ, подписанного стороной - подрядчиком, поможет легко выиграть любой суд.

На практике случаются ситуации, когда одна из сторон отказывается подписать акт выполненных работ. В случае отказа на акте делается отметка, и вторая сторона его подписывает. Если причины отказа были обоснованными, то суд может такой односторонний акт выполненных работ признать недействительным.

Для чего нужен акт выполненных работ? В соответствии со статьей 720 ГК РФ заказчик должен в установленные договором сроки вместе с подрядчиком осмотреть и принять объект, на котором выполнялись работы. При обнаружении недоработок, недостатков или отступлений от условий договора, которые ухудшают результат работы, заказчик должен немедленно известить об этом подрядчика. Все замечания по работе подрядчика также отражаются в акте. Таким образом, акт - документ, говорящий о завершении работ на объекте, о недостатках, выявленных при приемке и подлежащих к устранению. Скрытые дефекты, возникшие через некоторое время после окончания работ и подписания акта, подрядчик обязан устранить в разумные сроки.

Правильное и своевременное оформление актов выполненных работ - гарантия работы предприятия без проблем.

Отношения между юридическими лицами основываются на нормах гражданского законодательства, поэтому в первую очередь давайте обратимся к Гражданскому кодексу. Возмездное оказание услуг регламентировано гл. 39 ГК. Правила этой главы применимы к многочисленным видам договоров – на информационные, консультационные, аудиторские, бухгалтерские, туристические услуги, услуги связи, обучения и т.д.

Любой бизнес не может обойтись без документооборота – входящие документы от поставщиков, исходящие документы для покупателей, многочисленные внутренние документы, отчетность для сдачи в фонды и налоговую. Отсюда вытекает разумное желание предпринимателя свести к минимуму число документов. А бывают и ситуации, когда составить документ вроде бы и нужно, но нет такой возможности. Поэтому у организаций и ИП, которые оказывают услуги, один из самых частых вопросов – обязателен ли акт оказанных услуг?

Почему бухгалтерии так нужны необязательные акты об исполнении договора

Для бухгалтерии отсутствие акта выполненных работ практически по любому договору – катастрофа. В то же, время юристам хорошо известно, что гражданское законодательство требует составлять акты в единичных случаях. Стоит ли разубеждать счетных работников в необходимости актов?

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ. «Первичные учетные документы, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц» (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете).

Для чего нужен акт выполненных работ

Что же касается капитального строительства производственных зданий, жилья и других объектов, то в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и гражданского законодательства для оформления выполненных работ такими документами являются унифицированные формы «Акт о приемке работ» по форме № КС-2 и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» по форме № КС-3. Основанием для составления акта выполненных работ являются данные, взятые из «Журнала учета выполненных работ» формы № КС-6а.

Акт выполненных работ (оказанных услуг) иначе можно назвать актом приемки-передачи. Для оформления такого акта могут использоваться типовые бланки либо бланк акта, разработанный самим предприятием в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете. Оформление акта выполненных работ (оказанных услуг) очень важно, так как этого требует налоговое законодательство РФ и требования бухгалтерского учета. Для чего нужен акт выполненных работ – отсутствие акта грозит предприятию штрафными санкциями и доначислением налогов. За оформление акта с нарушением требований действующего законодательства на предприятие могут быть наложены штрафные санкции (затраты, учтенные в таких актах, налоговые органы могут исключить из состава затрат при расчете налога на прибыль).

Нужен ли ИП акт выполненных работ

Польза документа заключается и в том, что на него можно сослаться в случае предоставления некачественных продуктов и невнесения оплаты заказчиком. Акт выполненных работ между ИП и контрагентом – неотъемлемая часть хозяйственных отношений. Его рекомендуется выставлять в каждом случае продажи товаров. Он в первую очередь нужен не налоговой инспекции, а самому бизнесмену для подтверждения выполнения сделки.

Российским законодательством не предусмотрена унифицированная форма первичной документации. Ее может разработать субъект хозяйствования самостоятельно. Также можно скачать акт выполненных работ ИП бесплатно в Excel или в ворде по нижеприведенным ссылкам. При самостоятельной разработке бланка необходимо руководствоваться требованиями, выдвигаемыми к первичной документации.

Акт выполненных работ

В случае, если исполнитель не выполняет своих обязанностей, срывает поставленные сроки работы, имеется брак или ненадлежащее исполнение работы, то заказчик имеет полное право не подписывать акт выполненных работ и не принимать работу до полного устранения недостатков или вовсе отказать исполнителю в оплате. В таком случае, исполнитель обязан устранить все недоработки и составить новый акт выполненных работ, с учетом новых обстоятельств.

Акт выполненных работ – это первичный документ, согласно которому отображаются все виды выполненных работ, их общая стоимость, а так же начальные и конечные сроки. Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается у заказчика и исполнителя (между двумя контрагентами), по одному акту остается у каждой из сторон.

Как оформить акт выполненных работ по договору оказания услуг

Обязательность оформления актов о представленных работах и услугах обусловлена в Федеральном Законе РФ. Настоящий законодательный акт гласит, что при осуществлении хозяйственных операций, все компании без исключения обязаны оформлять документально с помощью первичных бумаг.

Когда компания нанимает физическое лицо для осуществления каких-либо услуг, по закону РФ требуется составление акта выполненных работ. При не составлении настоящего документа, невозможно провести учет затрат компании в расчете налога на прибыль. Также данный документ подтверждает, что все обязательства были исполнены вовремя и заказчик не имеет претензий к подрядчику.

АКТ О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)

Суд указал, что акты выполненных работ не содержат сведений, характеризующих совершенные хозяйственные операции и подтверждающих их реальность. Представленные акты не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, в них не представлены полные и непротиворечивые сведения о выполняемых работах и месте их проведения.

В п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” указаны обязательные реквизиты первичных документов. Данный Закон утратил силу с 01.01.2013. С этой даты вводится в действие Федеральный закон от 06.12.2012 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, в котором предусмотрены аналогичные положения (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Акт выполсненых работ: в каких случаях он необходим, с какими доментами предоставляется и может ли заменить какие-либо документы

Если у Предприятия есть весь пакет документов, включая и этот акт, то оно может обратиться в Арбитражный суд. Например, если акт имеется, договор заключен, но оплата в указанные сроки не поступила. Таким образом, можно будет легко выиграть любое судебное заседание.

На практике бывает так, что одна из сторон подписывать бумаги отказывается. Даже если не возникает вопроса, обязателен ли акт выполненных работ для договора аренды. Если одна из сторон отказывается ставить подпись, это делает вторая сторона, а на самом документе ставится соответствующая отметка. Суд может признавать такие односторонние акты недействительными, если причины отказа считаются обоснованными.

Как грамотно составить акт выполненных работ или оказанных услуг

Акт выполненных работ (оказанных услуг) подтверждает их принятие заказчиком и является основанием для оплаты, если таковая производится постфактум. Когда нужен акт выполненных работ, как составляется этот документ - все эти вопросы обсудим ниже.

Акт оказанных услуг (выполненных работ) - документ, который может быть составлен в простой письменной форме при взаимодействии между гражданами. Если же речь идет о документах, которые используются организациями, то они должны соответствовать требованиям федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако требований к документам такого рода немного и по большому счету они вполне применимы и для актов, составляемых рядовыми гражданами.

Требования, предъявляемые к оформлению актов выполненных работ, оказанных услуг

При признании расходов по методу начисления (статья 272 НК РФ) соответствующие расходы принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Если организация применяет самостоятельно разработанные формы актов (не содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), то прежде всего она должна разработать для использования типовые формы, имеющие все предусмотренной статьей 9 Закона о бухгалтерском учете реквизиты. Для применения таких форм, они должны быть объявлены учетной политикой организации (например, включены в приложения к ней).

02 Авг 2018 243

Для бухгалтерии отсутствие акта выполненных работ практически по любому договору – катастрофа. В то же, время юристам хорошо известно, что гражданское законодательство требует составлять акты в единичных случаях. Стоит ли разубеждать счетных работников в необходимости актов?

Алексей Капитанов

В большинстве случаев акты не обязательны…

Случаи, когда гражданское законодательство требует составить акт об исполнении договора можно пересчитать по пальцам. В основном это сделки, объектом которых является недвижимость. Так, акт необходимо оформить при передаче покупателю зданий, сооружений (п. 1 ст. 556 ГК РФ) или предприятия (п. 1 ст. 563 ГК РФ), а также при передаче этих объектов в аренду (п. 1 ст. 655 ГК РФ; ст. 659 ГК РФ). Из сделок, не связанных с передачей вещей, составлять акт или аналогичный документ требуется при приемке работ договору строительного подряда (п.4 ст. 753 ГК РФ). Не возбраняется изготовить такой акт и по «обычному» подрядному контракту (п. 2 ст. 720 ГК РФ), но это уже полностью на усмотрение сторон. В остальных случаях по умолчанию составлять какие-либо документы об исполнении обязательств не требуется.

Именно поэтому коллеги по юридическому цеху искренне недоумевают, когда бухгалтерия в дополнение почти к любому договору требует обязательно оформить акт (передачи имущества, выполненных работ, оказанных услуг). Мол, без этого документа нет оснований для учета хозяйственной операции. Бухгалтеры особенно непреклонны, когда речь заходит об услугах (аудиторских, консультационных и т.п.).

Причина такого поведения счетных работников кроется в правилах, которые действуют в бухучете и налогообложении. Если эти особенности без особой нужды игнорировать, это чревато весьма серьезными осложнениями для работы бухгалтерского подразделения, да и всей компании. В лучшем случае такой подход может закончиться дополнительно затраченным временем на споры с инспекцией.

Проблема кроется в том, что финансисты и налоговики воспринимают акты в качестве первичных документов. Именно эта категория бумаг, является основанием для ведения бухучета (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Вот почему счетных работников не устраивают договоры, а также счета, и счета-фактуры из которых и так можно получить достаточную информацию о совершенной сделке.

Является ли акт первичным документом?

Конечно, на самом деле акт можно признать первичным документом далеко не всегда. Если форма документа предусмотрена в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации (например, товарная накладная по форме № ТОРГ-12, которую применяют при передаче товара в торговых операциях; утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) применять нужно именно ее. И никакой другой документ (в том числе акт) ее не заменит. Именно благодаря тому, что для торговых операций предусмотрены унифицированные формы первичных документов, в большинстве случаев бухгалтерии оказывается достаточно накладной. Исключения могут быть, например, когда данные поставщика и покупателя по качеству и количеству товаров разойдутся. В этом случае нужно составить акт по форме № ТОРГ-2 (ТОРГ-3 для импортных товаров).

Другое дело работы или услуги. Общих унифицированных форм для этих видов операций не предусмотрено. Существуют лишь отдельные формы для конкретных ситуаций. Например, при приемке строительных работ (напомним, что составлять акт в таком случае обязательно) нужно применять формы, предусмотренные постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100 (Формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат и т.д.).

А что делать, если выполнены работы или оказаны услуги, для которых не предусмотрено унифицированных форм? Ведь первичный документ надо составить и в этом случае. Тут Закон о бухучете обязывает компанию самостоятельно составить документ, реквизиты которого должны удовлетворять требованиям, о которых сказано в пункте 2 статьи 9 Закона о бухучете.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ. «Первичные учетные документы, <…> должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц» (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете).
Именно акт выполненных работ и услуг, содержащий эти реквизиты и сыграет роль столь важного учетного документа. Впрочем, компания может дать документу и другое название. Кстати в Минфине и не настаивают, чтобы он именовался именно актом (письмо Минфина России 30.04.04 № 04-02-05/1/33).

Но кроме чисто бухгалтерских резонов, в пользу составления актов есть еще один, и не менее существенный: налоговый.

«Необязательные» акты и налог на прибыль

По дате дата подписания акта приемки передачи имущества (работ услуг) в налоговом учете определяют дату признания доходов от безвозмездно полученного имущества (подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ), и материальных расходов на работы и услуги производственного характера (п.2 ст. 272 НК РФ).

СПРАВКА. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Если не составить акт, возникнет неопределенность в том, на какую дату признавать доходы и расходы. А значит у налоговиков появится повод выдвинуть собственную (разумеется, не в пользу компании) версию и на ее основании доначислить пени и, возможно, штрафы за несвоевременное отражение в учете хозяйственных операций.

«Если не составить акт, у бухгалтерии возникнет неопределенность в том, на какую дату признавать доходы и расходы»

На наш взгляд, стоит соотнести трудозатраты на составление акта и на судебную тяжбу. Особенно если учесть, что такой вариант весьма вероятно будет сопряжен с необходимостью возврата из бюджета недоимки пени и санкций, которые налоговики не преминут списать в бесспорном порядке, пользуясь новой редакцией части первой Налогового кодекса, которая действует с 1 января 2007 года (в ред. Федерального закона от 22.07.06 № 137-ФЗ).

Ежемесячные акты при аренде не нужны

Устремления бухгалтерских работников непременно составить акт на работы или услуги не лишены оснований. Но у проблемы есть еще один аспект: надо ли составлять промежуточные акты по длящимся услугам? То есть когда исполнитель непрерывно оказывает услуги в течение нескольких отчетных периодов (месяцев, кварталов)? Классический пример – аренда помещений (чиновники считают, что для целей налогообложения аренда является услугой). Особенно бдительные бухгалтеры считают, что без таких актов у компании могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов по найму помещений. Причина осторожности бухгалтеров заключается в том, что иногда чиновники позволяют себе давать весьма сомнительные разъяснения о том, что такие акты необходимы (письмо Минфина России от 07.06.06 № 03-03-04/1/505).

Тут вы можете успокоить работников бухгалтерии. Арендным расходам компании ничего не угрожает и без ежемесячного оформления услуг. Сейчас чиновники, к счастью, отказались от позиции, которую мы упомянули выше. И считают что для учета расходов по аренде достаточно договора аренды, акта приема-передачи имущества, счетов и платежных поручений (письмо Минфина России от 09.11.06 № 03-03-04/1/742). С этой точкой зрения согласны и в налоговом ведомстве (письмо ФНС России от 05.09.05 № 02-1-07/81). И ожидать серьезных осложнений от того, что чиновники вновь изменят свою точку зрения не приходится. Ведь на самом деле аренда не является услугой ни в гражданском ни в налоговом праве. В ГК РФ договоры аренды и возмездного оказания услуг регулируются разными и не связанными друг с другом главами. А в налоговом кодексе термин аренда не подпадает под определение услуги для целей налогообложения п. 5 ст. 38 НК РФ): деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются

в процессе ее осуществления. При аренде потребности арендатора удовлетворяются за счет пользования чужой вещью (материальным объектом), а не за счет деятельности арендодателя.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ.
Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2015 № 58

Условия применения норм постановления № 58

Принятие Министерством финансов Республики Беларусь постановления от 21.12.2015 № 58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов» (далее - постановление № 58) обосновано нормой Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З), содержащейся в п.6 ст.10 и которой предусмотрено, что первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).

Постановлением № 58 установлено, что случаем, при котором первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, является заключение публичного договора между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком.

Для применения данных норм необходимо выполнение совокупности следующих условий:

1. Предметом договора должны быть работы и услуги, а не товары, денежные средства или иные объекты. В связи с этим одностороннее составление первичных документов возможно по договорам подряда, перевозки, возмездного оказания услуг и т. п., но не купли-продажи, займа или по лицензионному договору. В одностороннем порядке может быть подписан акт сдачи-приемки выполненных работ (или оказанных услуг), но не акт о приемке-передаче основных средств (или нематериальных активов).

2. Такой порядок должен быть предусмотрен изначально в договоре, заключенном между сторонами в письменной форме. Если одна из сторон настаивает на включении такого условия в текст договора, то его можно считать существенным условием (часть вторая п.1 ст.402 Гражданского кодекса, далее - ГК), поэтому пока стороны не достигнут по поводу его согласия договор считается незаключенным. После вступления в силу постановления № 58 стороны, заинтересованные в применении новшества, могут заключить дополнительное соглашение к ранее подписанным договорам.

3. Обычно стороной, заинтересованной в подписании первичного учетного документа, является подрядчик (исполнитель), так как очень часто обязанность заказчика оплатить результаты работ (услуг) зависит от наличия такого первичного документа. Но нельзя исключать ситуацию, когда заинтересованность будет проявлять заказчик (например, за задержку приемки законодательством (примечание 1) или договором установлена пеня). Вопрос о том, какая из сторон (или сразу обе) вправе составить первичный учетный документ в одностороннем порядке, должен быть зафиксирован в договоре.

4. Договор между подрядчиком и заказчиком должен быть публичным. Это последнее условие существенно сужает сферу применения постановления № 58.

Понятие публичного договора

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т. п.) (п.1 ст.396 ГК). Кроме того, согласно части второй ст.22 Банковского кодекса Республики Беларусь договоры, заключаемые банками с клиентами, являются публичными, если иное не предусмотрено правилами, действующими в этих банках (примечание 2). В значительном числе иных нормативных правовых актов также содержится квалификация тех либо иных гражданско-правовых договоров как публичных, например:

Договор розничной купли-продажи (п.2 ст.462 ГК) (примечание 3);

Бытового проката (п.3 ст.597 ГК) и бытового подряда (п.2 ст.683 ГК);

Договор перевозки транспортом общего пользования (п.3 ст.743 ГК, часть седьмая п.29 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972);

Складского хранения (п.2 ст.798 ГК);

Хранения вещей в ломбарде (п.1 ст.809 ГК) и камерах хранения транспортных организаций (п.1 ст.813 ГК);

Предоставления услуг гостиниц (п.6 Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2006 № 471);

Услуг электросвязи (часть вторая п.4 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055).

Приведенный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку формулировка п.1 ст.396 ГК открытая. Иными словами, договор становится публичным не потому, что упомянут в качестве такового в действующем законодательстве, а в силу характера деятельности и правового статуса коммерческой организации.

Публичные договоры имеют несколько наиболее важных общих признаков:

1) основной из них - определенный автоматизм при заключении: подрядчик (исполнитель) не только не вправе отказать контрагенту в его заключении, но и не вправе проводить переговоры и определять его условия:

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных их категорий (п.2 ст.396 ГК) (примечание 4);

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством (часть вторая п.1 ст.396 ГК);

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается (часть первая п.3 ст.396 ГК).

Нарушение любого из этих пунктов подрядчиком (заказчиком) дает право потребителю на судебную защиту в форме понуждения к заключению договора (примечание 5) либо признания ничтожности соответствующего условия заключенного договора;

2) в роли подрядчика (исполнителя) всегда выступает коммерческая организация, а заказчика - чаще всего потребитель - физическое лицо. Впрочем, в некоторых случаях (услуги связи, энергоснабжение, страхование от несчастных случаев на производстве в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» и некоторые другие) публичный договор может заключаться и между двумя юридическими лицами;

3) процедура документального оформления договорных отношений может носить упрощенный характер, так как вторая сторона (потребитель) при заключении таких договоров не идентифицируется (примечание 6):

В устной форме могут заключаться все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность (п.2 ст.160 ГК);

В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (п.4 ст.396 ГК). В настоящее время белорусскому законодательству известно более трех десятков форм типовых договоров. Но не все они укладываются в диспозицию п.4 ст.396 ГК, поскольку не все они вытекают из законодательных актов и не все изданы Правительством Республики Беларусь. Например, соответствует формулировке п.4 ст.396 ГК Типовой договор на оказание туристических услуг, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064. Такие типовые договоры могут содержать определенные опции, которые стороны могут заполнить (в том числе от руки), но достаточно проблематично вписать в унифицированные формы условие об одностороннем подписании первичных учетных документов.

Сферы применения норм постановления № 58

Если собрать воедино все условия, при одновременном наличии которых возможно применять постановление № 58, получится, что сфера его применения по большей части ограничена потребительскими договорами на выполнение работ (оказание услуг) длящегося характера, которые заключаются коммерческими организациями изначально в письменной форме, что значительно сужает возможность применения норм п.6 ст.10 Закона № 57-З.

Приведем несколько примеров.

1. Заказчик по договору строительного подряда, как правило, должен приступить к приемке работ в течение 3 дней после получения сообщения подрядчика о готовности к сдаче и выполнить ее за свой счет (пп.1 и 2 ст.708 ГК). Сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (п.4 ст.708 ГК). Другими словами, одностороннее подписание акта переносит бремя доказывания: не подрядчик должен доказывать их отсутствие, а заказчик - их наличие. Между тем, данная норма ГК фактически дезавуируется постановлением № 58, поскольку договор строительного подряда (равно как договор долевого строительства) не является публичным.

2. Учреждения образования являются некоммерческими организациями (подп.1.21 ст.1 Кодекса Республики Беларусь об образовании). Таким образом, счета, акты и иные первичные документы об оказании образовательных услуг (подписание которых на практике очень часто задерживают заказчики) не могут быть подписаны ими в одностороннем порядке.

3. Размещение на сайте исполнителя (подрядчика) определенных правил (условий) оказания услуг и (или) текста публичной оферты (договора присоединения). Согласно им акцептоваться они должны путем подписи клиента на первичном учетном или ином документе, подтверждающем факт оказания услуг. То есть применить постановление № 58 в данном случае проблематично.

Применение постановления № 58 идеально для сферы бытовых услуг. Заказ на бытовую услугу оформляется исполнителем в письменной форме путем составления документа, подтверждающего заказ (п.11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590, далее - Правила № 1590). Документ оформляется в письменной форме (за исключением заказа на оказание бытовых услуг по методу самообслуживания, услуг парикмахерских, бань и душевых) в виде единого документа в двух экземплярах (либо в одном экземпляре с выдачей заказчику корешка), который должен содержать определенный в Правилах № 1590 перечень условий, но может быть дополнен подрядчиком (исполнителем) и условием о праве одностороннего подписания при сдаче-приемке результата работы (услуги). В этом же или ином, удостоверяющем приемку документе должны отражаться недостатки оказанной бытовой услуги (при их наличии), удостоверенные подписями сторон (п.32 Правил № 1590).

Примечание 1. См. п.84 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.

Примечание 3. Хотя такой договор является публичным, его предмет - товары, следовательно, постановление № 58 к нему не применимо.

Примечание 4. В белорусской судебной практике встречались случаи, когда признание гражданско-правового договора публичным влекло применение к коммерческой организации соответствующих санкций за нарушение законодательства о ценообразовании (решение хозяйственного суда Брестской области от 06.06.2005 дело № 133-8/2005 по иску строительной организации к контролирующему органу).

Примечание 5. В судебной практике известны ситуации, когда истцом по преддоговорным спорам, предметом которых была та или иная редакция публичного договора, выступала сама коммерческая организация (решение хозяйственного суда Брестской области от 03.08.2006 дело № 264-8/2006 по иску энергоснабжающей организации к ЖКХ).

Примечание 6. Исключение составляют некоторые достаточно редкие случаи, указанные в ст.8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Стороны свободны в условиях заключения договора, и так как условие о подготовке отчета указано в договоре вы можете потребовать исполнить контрагента выполнить данную обязанность направив претензию в адрес контрагента. С момента получения претензии риск не исполнения обязанности по договору о предоставлении отчета переходит в полном объеме к вашему контрагенту.

ГК РФ Статья 421. Свобода договора

Позиции высших судов по ст. 421 ГК РФ >>>

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
КонсультантПлюс: примечание.
Об условиях договоров, заключенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами .
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В результате проведенной выездной налоговой проверки установлено неправомерное включение заявителем в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затрат по оказанию информационных услуг общества. Основанием для отказа в принятии данных расходов явилось отсутствие письменных отчетов организаций исполнителей и актов выполненных работ.

По настоящему делу судами установлено, что первичные бухгалтерские документы контрагентов, представленные Обществом, содержат неполные сведения, не позволяющие определить факты оказания услуг.

В актах выполненных работ имеется лишь общая ссылка на их оказание, отсутствует детальная информация о фактически выполненных работах. Не представлено доказательств того, как результаты оказанных услуг использованы в деятельности, приносящей доход.


Дополнительных документов об оказанных услугах, которые изложены в договоре от 03.09.2007 б/н не представлено.

Сведения об оказании услуг должны быть представлены таким образом, чтобы можно было однозначно определить не только факт их выполнения, но и непосредственно информационный характер конкретно оказанных услуг. Наименование и перечень услуг, предусмотренных в договоре, должны соответствовать наименованию и перечню, зафиксированных в акте приема-сдачи оказанных услуг.

В соответствии с пунктом 2.5 договора общество с ограниченной ответственностью «Промышленная недвижимость» обязуется ежемесячно представлять Обществу письменный отчет о выполнении обязательств, а также двусторонне подписанный акт выполненных работ и оказанных услуг.

Ззаявителем не представлены ни акты, ни отчеты.

Обществом в целях налогообложения прибыли учтены затраты за 19 месяцев.

При этом невозможно определить полноту выполнения оказанных услуг, отсутствует детальная информация о фактически выполненных работах.

При таких обстоятельствах, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что первичные бухгалтерские документы контрагентов общества с ограниченной ответственностью содержат неполные сведения, не позволяющие определить факты оказанных услуг.

получен
гонорар 33%

Здравствуйте, Надежда.

Если исполнителями являются физические лица, то такие договоры без отчетов, могут быть приравнены к трудовым. Организации в данном случае могут начислить страховые взносы и обязать предоставить все гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

Чтобы избежать возможных претензий, необходимо учитывать основные ошибки в договоре с физическим лицом, которые указывают на трудовой характер отношений (Письма МНС России от 19.06.01 № СА-6-07/463@, УФНС России по г. Москве от 25.12.07 № 21-11/123985@, ФСС РФ от 20.05.97 № 051/160-97):
§ закрепление за исполнителем конкретной трудовой функции, указание в договоре должности в соответствии со штатным расписанием заказчика, специальности, квалификации;
§ работы по договору носят длящийся, а не разовый характер (например, уборка помещений заказчика, охрана территории), не указаны конкретные количественные и качественные измерители работы;
§ подчиненность исполнителя внутреннему трудовому распорядку заказчика;
§ гарантированная оплата труда (независимо от результата), выплата вознаграждения в сроки, установленные для заработной платы;
§ обеспечение исполнителю необходимых условий труда (с предоставлением постоянного рабочего места, средств труда);
§ направление исполнителей по договору гражданско-правового характера в служебные командировки за счет заказчика (с выплатой суточных, оплатой по среднему заработку).

Обратите внимание: за заключение гражданско-правового договора на выполнение работ (услуг), который фактически регулирует трудовые отношения, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ):
§ для должностных лиц: от 10 000 до 20 000 руб.
§ для ИП: от 5 000 до 10 000 руб.
§ для юридических лиц: от 50 000 до 100 000 руб.

Все услуги юристов в Москве



Просмотров