Нормативные акты в вопросах трудовых отношений. Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Субъекты трудового права. Правоспособность и дееспособность
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА У РУКОВОДИТЕЛЕЙ
И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
Билет № 1
1. Какие нормативные правовые акты регулируют трудовые и иные, связанные с ними отношения?
Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс);
Иными федеральными законами;
Указами Президента Российской Федерации;
Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
^ Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и т. д.
В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.
Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
Военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
Членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
Лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
Других лиц, если это установлено федеральным законом.
Литература
Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 5-11).^ 2. Законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Кодексом. Статьей 229 Кодекса предусмотрено, что порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляется на основании «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее - Положение), утвержденного Минтрудом России, которое устанавливает с учетом статей 227-231 Кодекса и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования но организации и проведению расследования, оформлению и учету несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей - физических лиц с различными категориями работников (граждан).
В Положении есть ссылки на соответствующие статьи Кодекса, поэтому при расследовании и учете несчастных случаев на производстве необходимо пользоваться Положением и Кодексом. Следует иметь в виду, что Положение ни в коем случае не подменяет Кодекс, оно лишь уточняет правовые нормы отдельных его статей: эти два законодательных и нормативно-правовых акта взаимосвязаны.
Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, следующие:
Извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом);
акты о несчастном случае на производстве формы Н-1 и Н-1ПС;
акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);
Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);
Протокол осмотра места происшедшего несчастного случая;
Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести.
Литература
Трудовой кодекс Российской Федерации.
«Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». В приложениях приведены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденные постановлением Минтруда России 24.10.2002 г. № 73 и введенные в действие с 1 января 2003 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
По статистическим данным, треть выявленных у работников профессиональных заболеваний связана с воздействием вибрации и шума.
Воздействие опасной вибрации на работников, главным образом, включает:
Вибрацию, проходящую через все тело (общую), - тело находится на вибрирующей поверхности, что бывает при всех видах транспортировки и при работе вблизи вибрирующих промышленных механизмов;
Вибрацию, передающуюся через руки (локальную), - поступает к телу через руки и вызвана различными процессами, при которых вибрирующие инструменты или обрабатываемые изделия сжимаются либо удерживаются руками или пальцами.
Для предотвращения неблагоприятных эффектов, оказываемых вибрацией на работников, работодатели должны определить источники вибрации, и найти нуги уменьшения пределов неблагоприятных воздействий.
Следует регулярно проводить профилактику вибрирующих механизмов и инструментов ввиду опасности усиления вибрации при сочетании всех изношенных подшипников, разбалансированных осей и вращающихся частей, потерянных болтов, сломанных зубьев редукторов, затупившихся режущих поверхностей и старой смазки.
При приеме на работу должен проводиться медицинский осмотр для выявления лиц, страдающих синдромом «дрожания рук» непроизводственного происхождения или синдромом «поведения пальцев», вызываемого вибрацией, приобретенным в результате предыдущей работы. Работники, у которых выявлены эти симптомы, не могут быть допущены к работе, связанной с вибрацией.
Работодатели должны обеспечить обучение и информирование работников, подвергающихся воздействию сильной вибрации, об опасностях длительного использования вибрирующих инструментов.
Если работник подвергается вибрации, передающейся через руки, то он должен периодически проходить медицинское освидетельствование.
^ Комплекс профилактических мероприятий включает: гигиеническое нормирование, организационно-технические и лечебно-профилактические меры. Наиболее действенным средством защиты человека от вибрации является устранение непосредственного контакта с вибрирующим оборудованием. Осуществляется это путем применения дистанционного управления, промышленных роботов, автоматизации технологических операций.
В комплексе мероприятий по снижению неблагоприятного действия вибрации на организм человека важная роль отводится режимам труда и отдыха. Суммарное время контакта с вибрацией в течение смены должно быть ограничено в соответствии с величиной превышения нормативного уровня. Рекомендуется устанавливать регламентированные перерывы для активного отдыха, проведения физиотерапевтических процедур и т. д.: 1-й - продолжительностью 20 мин (через 1-2 ч после начала смены) и 2-й - 30 мин (через 2 ч после обеденного перерыва, который должен длиться не менее 40 мин). При работе с вибрирующим оборудованием продолжительность одноразового непрерывного воздействия вибрации не должна превышать 10-15 мин.
В целях профилактики неблагоприятного воздействия локальной иобщей вибрации работникам следует использовать средства индивидуальной защиты: рукавицы или перчатки, коврики, обувь, подметки и наколенники. Среди лечебно-профилактических мероприятий важное место отводится ранней диагностике заболеваний и активной дифференцированной диспансеризации работников виброопасных профессий. Диспансеризация предусматривает предупреждение возникновения (первичная профилактика), прогрессирования (вторичная профилактика) вибрационной болезни, а также заболеваний непрофессионального характера.
К медико-биологическим и общеоздоровительным мероприятиям профилактики вибрационной патологии относятся:
Тепловые процедуры для рук в виде гидропроцедур (ванночки) или сухого воздушного обогрева;
Взаимомассаж и самомассаж рук и плечевого пояса;
Производственная гимнастика;
Ультрафиолетовое облучение;
Витаминопрофилактика идругие мероприятия общеукрепляющего характера.
В организациях должны быть разработаны конкретные комплексы медико-биологических профилактических мероприятий с учетом характера воздействующей вибрации и сопутствующих факторов производственной среды.
Литература
Инструкция МОТ «Факторы окружающей среды нарабочем месте», Женева, 2001 г.
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях».
СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ».
Суворов Г., Прокопенко Л. «Вибрация и защита от нее» - М., изд. журнала «Охрана труда и социальное страхование», 2001г.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить следующие инструктажи по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется всоответствующих журналах (в установленных случаях - в наряде-допуске напроизводство работ) с подписями инструктируемого и инструктирующего, а также датой их проведения.
Конкретный порядок, условия,сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми, межотраслевыми и локальными нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
Литература
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утвержден постановлением Минтруда России 13.01.2003 г. № 1/29, зарегистрированным в Минюсте России 12.02.2003 г. № 4209.
Производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны:
Назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары; инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии; лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
Установить порядок периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
Установить требуемый Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - Правила) порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний Правил у ответственных специалистов;
Разработать должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;
Обеспечить ответственных специалистов правилами безопасности, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающий персонал - производственными инструкциями;
Обеспечить выполнение ответственными специалистами Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций.
Владелец назначает инженерно-технических работников после обученияи проверки знания ими Правил; должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала. Проверку проводит экзаменационная комиссия (с участием инспектора Ростехнадзора) и выдает им соответствующее удостоверение.
Численность службы надзора и ее структура определяются владельцем, с учетом количества кранов и условий их эксплуатации, и письменно согласовываются с органами Ростехнадзора.
В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работы кранов, в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ, из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков. На складах материалов и других участках работы в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, по согласованию с Ростехнадзором, могут быть назначены заведующие складами, бригадиры. Назначение указанных работников в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, производится после обучения и проверки знания ими соответствующих разделов Правил, должностной инструкции, производственных инструкций для крановщиков и стропальщиков. Проверку знаний проводит экзаменационная комиссия (с участием инспектора Ростехнадзора).
Для организаций с малым числом кранов (до трех регистрируемых кранов), на которых не могут быть назначены все ответственные специалисты, по согласованию с Ростехнадзором, выполнение обязанностей инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного инженерно-технического работника или (по договору) на специалиста инженерного центра.
В тех случаях, когда владелец кранов не имеет возможности назначить ответственных специалистов, предусмотренных Правилами, допускается, по согласованию с Ростехнадзором, возлагать их обязанности на работников специализированной организации или на специалиста инженерного центра.
Периодическая проверка знаний инженерно-технических работников, после их обучения, должна проводиться не реже одного раза в три года, комиссией организации или учебной организацией (с участием инспектора Ростехнадзора).
Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков, их помощников, слесарей и наладчиков приборов безопасности, а для обслуживания кранов с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров.
Литература
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00.
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263).
В обязанности ответственного за электрохозяйство входит:
Организация разработки и ведения необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;
Организация обучения, инструктирования и проверки знаний, а также допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;
Организация безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала;
Контроль за наличием, своевременностью проверки и испытания средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента;
Обеспечение установленного порядка допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок;
Организация оперативного обслуживания электроустановок и ликвидация аварийных ситуаций;
Обеспечение проверки соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным, с отметкой на них о проверке (не реже одного раза в два года), пересмотр инструкций и схем (не реже одного раза в три года) и повышение квалификации электротехнического персонала (не реже одного раза в пять лет);
Контроль за правильностью допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.
Кроме того, в обязанности лица, ответственного за электрохозяйство, входит обеспечение своевременного и качественного выполнения технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организация проведения расчетов потребности электрической энергии, осуществление контроля за ее расходованием; участие в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии и обеспечение контроля замеров показателей качества электрической энергии (не реже одного раза в два года).
В инструкции ответственного за электрохозяйство должны быть указаны его права и ответственность, которые вытекают из его обязанностей.
Литература
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (изд. 6-е).
^ 7. Требования безопасности при обращении с ацетиленом и сжиженным газом.
Сжиженные газы - смеси, состоящие в основном из пропана, бутана, бутилена, этана, этилена, пентана и метана. В обычных условиях (при атмосферном давлении и температуре 20°С) эти смеси находятся в газообразном состоянии. При понижении температуры или повышении давления смеси превращаются в жидкость. На строительно-монтажных работах обычно применяют смесь пропана и бутана. Количество пропана в смеси колеблется от 30% (летом) до 70% (зимой). Это связано с тем, что температура испарения пропана ниже, чем бутана.
При использовании пропан-бутановой смеси (при температуре ниже 0°С) необходимо применять специальный испаритель, так как сама смесь не испаряется. При температуре окружающего воздуха до 5°С баллоны с пропан-бутаном можно слегка наклонить, чтобы увеличить площадь испарения, но не следует допускать затекания жидкости в вентиль.
При интенсивном отборе газа или понижении температуры пропан-бутановой смеси жидкость не успевает испариться, поэтому возможно создание разряжения в шланге горючего газа и поступление в него жидкости из баллона.
Пользуясь сжиженными газами, следует учитывать, что онибыстро испаряются при атмосферном давлении и охлаждаются до очень низких температур. При неосторожном обращении с ними можно получить «холодный ожог», поэтому применяют соответствующие средства индивидуальной защиты (перчатки).
Пропан-бутановую смесь доставляют вбаллонах емкостью 40 и 50 л в сжиженном состоянии. Баллон окрашивается в красный цвет, белыми буквами наносится надпись «пропан».
Вентили для пропан-бутановой смеси изготавливаются из латуни с левой резьбой на отводящем штуцере. На вентиле предусмотрена предохранительная мембрана, которая разрывается, если давление в баллоне выше допустимого.
Особенно взрывоопасны малые концентрации пропан-бутановой смеси с воздухом, поэтому требуется тщательная вентиляция помещений, где возможно скопление этой смеси.
Заполняется баллон жидкой смесью наполовину, так как при нагревании в баллоне повышается давление, что может привести к его разрушению и последующему взрыву.
Сжиженные газы имеют удельный вес значительно выше удельного веса кислорода. Утечки газов в плохо вентилируемых помещениях могут привести к созданию взрывопожароопасных смесей и к вытеснению кислорода из воздуха.
Запрещается производить газовую сварку, резку и другие виды газопламенной обработки металлов с применением сжиженных газов в цокольных и подвальных помещениях, а также в колодцах, шахтах и других подземных сооружениях.
Баллоны с сжиженными газами следует устанавливать в вертикальном положении, чтобы исключить попадание жидкости в шланг, а горелки и резаки - периодически прочищать латунной иглой (соответствующего диаметра) для избежания обратного удара пламени.
Газовые баллоны и редукторы должны быть окрашены в красный цвет.
Ацетилен - бесцветный газ со слабым эфирным запахом, легче воздуха. Обычно в нем содержатся различные примеси фосфина, сероводорода и аммиака, что придает ему специфический запах.
Утечка ацетилена может привести к пожару или взрыву. Особенно взрывоопасны смеси при малом содержании ацетилена в воздухе (от 7 до 13% по объему). Ацетилен с воздухом может образовать взрывчатую смесь.
В сухую погоду ацетилен собирается в верхней части помещений, так как он легче воздуха. Но ацетилен способен растворяться во влажном воздухе, вследствие чего становится тяжелее и оседает внизу. Он получил большое распространение на строительно-монтажных работах как горючий газ. Прочие газы и горючие жидкости служат его заменителями, так как только ацетилен может дать самую высокую температуру пламени.
Следует соблюдать осторожность при работе с ацетиленом. Его соприкосновение с хлором или фтором может привести к взрыву, а при некоторых условиях он способен вступать в реакцию с медью, серебром и ртутью с образованием соединений, которые в сухом состоянии (при повышении температуры, трении или ударе) быстро разлагаются. Поэтому запрещается использование труб, вентилей, резервуаров и соединений из меди или ее сплавов (бронзы и латуни), которые содержат более 65% меди. По этой же причине запрещается применение медных деталей при соединении ацетиленовых шлангов. Использование в таких случаях сталей соответствующих марок безопасно.
Литература
Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ 020-2001.
Пушин В. Пособие для изучения Межотраслевых правил по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ 020-2001. - М., изд-во «Энергосервис», 2003 г.
^ 8. Гигиенические критерии и классификация условий труда по степени вредности и опасности.
Гигиенические критерии - это показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений.
Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением законодательства Российской Федерации.
В тех случаях, когда по обоснованным технологическим причинам работодатель не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, органы и организации государственного санитарного надзора, рассмотрев необходимые документы, могут разрешить работу в этих условиях при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и при ограничении времени воздействия на работающих вредных производственных факторов («защита временем»).
При этом каждый работник должен получить полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты, режимах труда и отдыха, медико-профилактических мероприятиях, мерах по сокращению времени контакта с вредным фактором. Одновременно учреждения госсанэпидслужбы требуют от организации разработки перспективного плана мероприятий по нормализации условий труда.
^ Гигиенические нормативы, условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.
Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с органами и организациями государственного санитарного надзора.
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Литература
Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».^ 9. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат.
Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат может уменьшаться соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая (в процентах) и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.
При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.
Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.98 г. №125-ФЗ, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.
При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается.
Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.
Литература
Федеральный закон от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 14).Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Такое определение дано в статье 45 Трудового кодекса РФ.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социальнотрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социальнотрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социальнотрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Можно сделать вывод, что в перспективе нельзя исключать появления в тексте данной статьи упоминания и о межтерриториальных соглашениях, т.е. о соглашениях, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между двумя и более муниципальными образованиями (в пределах относящихся к ним территорий). На это косвенно указывает заключительная часть данной статьи.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: -
оплата труда; -
условия и охрана труда; -
режимы труда и отдыха; -
развитие социального партнерства; -
иные вопросы, определенные сторонами.
При этом перечень вопросов, отражающих взаимные обязательства сторон соглашения, не является исчерпывающим. 1.6.1.
Еще по теме Трудовые соглашения:
- 3.5. Обладание правом на произведение, созданное по заказу или на основании трудового соглашения
- 2. Регулирование прав лиц, работающих по трудовому контракту и по временному соглашению
- 3. Заключение трудового договора. Форма, содержание и условия трудового договора. Срок и начало действия трудового договора. Трудовая книжка работника. Недействительность трудового договора.
Называются ситуации, когда работник делает работу за оговоренную плату .
Такие отношения закрепляются в различных актах и документах. В них содержатся нормы о трудовых отношениях, которые доступны всем для ознакомления .
Акты об этих отношениях существуют в федеральном, местном и региональном уровнях .
Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения
Федеральный уровень
Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения на данном уровне имеют свою власть на всей территории России. Такими актами являются, международные договоры . Так, при условии, что нормы закона будут противоречить международному договору, то в этом конкретном случае будет применяться договор.
Конституция, которая является главным законом для населения Российской Федерации, тоже содержит нормы о трудовых отношениях. Для более подробного урегулирования отношений в трудовой сфере был принят Трудовой кодекс РФ . Положения о трудовых отношениях, закрепленные в других никогда не должны входить в противоречия нормам ТК РФ.
Также на этом уровне трудовые отношения в РФ регулируются указами Президента и Постановлениями Правительства. Органы, осуществляющие исполнительную власть на федеральном уровне, при принятии подзаконных нормативно- правовых актов, тоже могут регулировать трудовые отношения в РФ .
На региональном уровне
Законы субъектов РФ - акты, которые закрепляют и регулируют отношения на данном уровне. Эти законы не должны содержать нормы, которые будут противоречить Трудовому Кодексу РФ и другим законам, принятым на федеральном уровне. Также на этом уровне отношения регулируются актами, которые издают органы, осуществляющие исполнительную власть в субъекте РФ.
Местный уровень
На местном уровне трудовые отношения в РФ регулируются нормативными актами, которые издают органы местного самоуправления субъекта. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения на местном уровне, регулируют отношения на своей территории. Нормы на этом уровне могут касаться, например, введения гарантий трудоустройства населения региона и т.д.
Документы, регулирующие трудовые отношения
Локальный уровень
На определенном предприятии, самим этим предприятием могут быть приняты документы, регулирующие трудовые отношения, которые именуются локальными актами. Акты локального характера имеют свою власть только над сотрудниками этого предприятия . Такие акты рассчитаны на долгий период времени.
Работодатель может принимать самостоятельно такие акты , как:
- штатное расписание;
- правила трудового распорядка.
Документы, регулирующие трудовые отношения также появляются при , такие как, или трудовое соглашение. Они также не могут содержать нормы, которые не согласованы с нормами РФ. Если вдруг в нормах локальных актов, каким-то образом нарушаются права работника, и такие нормы не соответствуют Трудовому Кодексу РФ, или другому закону федерального уровня, то такие акты не подлежат применению .
Если, по Вашему мнению, в локальных нормативных актах вашей организации закреплены положения, противоречащие Трудовому Кодексу Российской Федерации, либо вы подозреваете, что Вас ущемляют в правах, то лучше обратиться за консультацией к юристу. Он подскажет Вам, куда следует обратиться с жалобой, или пояснит, что возможно нарушения и нет .
Тема 8.4 Регулирование трудовых отношений
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии РФ существенно изменилась и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно организациям, которые самостоятельно устанавливают штатное расписание, формы, системы, размеры оплаты труда и материального стимулирования его результатов.
Государственное регулирование трудовых отношений.
Государственное регулирование трудовых отношений выражается в следующих законодательных актах:
Конституции РФ, устанавливающей принципы и основные положения трудового законодательства (право на труд, реализуемое путем заключения трудового договора, свобода выбора деятельности и сферы применения труда, право распоряжаться своим способностями к труду. Вместе с правом на труд каждый гражданин имеет право на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера);
Трудовом кодексе РФ (ТК РФ);
законах, регулирующих важные положения организации труда (например, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», 1992 г.);
Подзаконных актах (инструкциях Министерства труда РФ, ведомственных документах, прошедших экспертизу в Министерстве юстиции).
Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты труда работников, является коллективный договор.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала работодателем.
Условия коллективных договоров, соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.
Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие, по сравнению с законодательством, положение работников, недействительны.
1. форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
2. механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
3. занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
4. определение рабочего времени и времени отдыха; улучшение условий и охрана труда работников;
5. добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
6. экологическая безопасность и охрана здоровья работников;
7. льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
8. контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;
9. ответственность сторон и др.
Коллективный договор заключается на срок от одного до трех лет. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока. По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят (дополнят) действующий.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организации, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.
При реорганизации коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.
При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев.
Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению либо изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие установленный срок, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до 50 МРОТ, налагаемому в судебном порядке.