Могут ли быть объектом концессионного соглашения затраты. Концессия – что это такое простыми словами. Ухудшение ситуации в стране

В 1920 году произошло введение концессий. полностью уничтожил частную собственность в России. Это привело к глубокому экономическому кризису в стране. Введение концессий должно было улучшить положение. Однако многие историки и журналисты думают по-другому. Они считают, что была призвана «расчистить поле» для иностранного капитала. Так это или нет, но иностранные «некапиталистические» компании действительно стали получать широкие права на хозяйственную деятельность. Политика «красного террора», продразверстки, то есть фактического ограбления населения, на Западе замалчивается до сих пор. Однако после ликвидации всех иностранных концессий все иностранные историки, политики и общественные деятели заговорили о правах человека, о массовых репрессиях и т.д. Что было в действительности? До сих пор не известно. Однако год введения концессий - год, когда страна была разрушена до основания. Но сначала немного теории.

Что такое концессии

«Концессия» в переводе с латинского означает "разрешение", "уступка". Это сдача государством в эксплуатацию иностранному или отечественному лицу части своих природных богатств, производственных мощностей, фабрик, заводов. Как правило, такая мера принимается в кризисное время, когда государство само не в состоянии наладить самостоятельно производство. Введение концессий позволяет восстановить разрушенное состояние экономики, дает рабочие места, поступление денежных средств. Большая роль отводится иностранному капиталу по той причине, что инвесторы готовы платить международной валютой, а у отечественных граждан просто нет денег.

В 1920 году принимается декрет СНК «О концессиях». За год до официального провозглашения НЭПа. Хотя проект обсуждался еще в 1918 году.

Тезисы о концессиях 1918 года: предательство или прагматизм

Некоторые журналисты и историки сегодня рассуждают о привлечении иностранного капитала в Советскую Россию как о национальном предательстве, а саму страну назвают колонией капитала под светлыми лозунгами социализма и коммунизма. Однако можно проанализировать статьи тезисов 1918 года, чтобы понять, так ли это было на самом деле:

  1. Концессии должны сдаваться так, чтобы влияние иностранных государств было минимальным.
  2. Иностранные инвесторы обязаны были придерживаться внутренних советских законов.
  3. В любое время концессии могут быть выкуплены у владельцев.
  4. Государство в обязательном порядке должно получить долю в управлении предприятиями.

О том, что власти осторожно подходили к этому вопросу, можно сделать вывод по проекту первых подобных компаний на Урале. Предполагалось, что при уставном фонде предприятия в 500 млн. рублей 200 вложит правительство, 200 - отечественные инвесторы и только 100 - иностранные. Согласимся, что при таком делении влияние зарубежных банкиров на секторы экономики минимально. Однако капиталисты не собирались вкладывать деньги при таких условиях. В руки «хищникам» попала Германия с ее огромными ресурсами. Американские и европейские банкиры настолько выгодно для себя навязали условия немцем, что подобные предложения со стороны России были просто не интересны. Капиталистам нужно было грабить страны, а не развивать их. Поэтому тезисы 1918 года остались только на бумаге. Далее началась гражданская война.

Ухудшение ситуации в стране

К 1921 году страна была в глубочайшем кризисе. Первая мировая война, интервенция, гражданская война привели к последствиям:

  • ¼ всех национальных богатств было уничтожено. Производство нефти, угля сократилось в два раза по сравнению с 1913 годом. Это привело к топливному, промышленному кризису.
  • Разрыв всех торговых отношений с В результате наша страна пыталась справиться с трудностями в одиночку.
  • Людские потери оцениваются в 25 млн. человек. В это число входят потенциальные потери еще не родившихся детей.

Помимо войн, провальной оказалась политика военного коммунизма. Продразверстка полностью уничтожала сельское хозяйство. Фермерам просто не было смысла выращивать урожай, так как они знали, что придут продотряды и заберут все. Крестьяне не только перестали отдавать свои продукты, но и начали подниматься на вооруженную борьбу в Тамбове, на Кубани, в Сибири и т.д.

В 1921 году и без того катастрофическое положение дел в сельском хозяйстве усугубила засуха. Производство зерна также сократилось в два раза.

Все это привело к введению Что фактически означало обратный откат к ненавистной капиталистической системе.

Новая экономическая политика

На X съезде РКП (б) принимается курс, который получил название "новая экономическая политика". Это означало временный переход к рыночным отношениям, отмену продразверстки в сельском хозяйстве, замену его на продналог. Подобные меры значительно улучшали положение крестьян. Конечно, перегибы были и тогда. Например, нужно было сдать каждый год по 20 килограмм с каждой коровы в некоторых регионах. Каким образом это можно было сделать каждый год? Непонятно. Ведь нельзя отрезать ежегодно кусок мяса с одной коровы без забоя. Но это уже были перегибы на местах. В целом введение продналога - намного более прогрессивная мера, нежели бандитское ограбление крестьян продотрядами.

Активно происходило введение концессий (период термин стал применяться только к иностранному капиталу, так как зарубежные инвесторы отказывались от совместного управления предприятиями, а внутренних инвесторов не было. В период НЭПа власти начали обратный процесс денационализации. К прежним владельцам вернулись мелкие и средние предприятия. Иностранные инвесторы могли арендовать советские предприятия.

Активное введение концессий: НЭП

С 1921 года наблюдается рост предприятий, арендованных или приобретенных зарубежными инвесторами. В 1922 году их было уже 15, в 1926 - 65. Такие предприятия действовали в отраслях тяжелой промышленности, горной, горнозаводской, деревообрабатывающей. Всего общая численность достигла более 350 предприятий за все время.

Сам Ленин не питал иллюзий по поводу иностранного капитала. Он рассуждал о глупости полагать, что «социалистический теленок» обнимется с «капиталистическим волком». Однако невозможно было в условиях тотальной разрухи и разграбления страны найти способы восстановить хозяйство.

Позже введение концессий началось на полезные ископаемые. То есть государство начало отдавать природные ресурсы иностранным компаниям. Без этого, как полагал Ленин, невозможно осуществить план ГОЭРЛО по всей стране. Что-то подобное мы наблюдали в 1990-х гг. после

Пересмотр соглашений

Введение концессий - это вынужденная мера, связанная с гражданской войной, революциями, кризисами и т.д. Однако к середине 1920-х гг. происходит переосмысление этой политики. Причин несколько:

  • Конфликтные ситуации между иностранными компаниями и местными властями. Западные инвесторы привыкли к полной автономии на своих предприятиях. Частная собственность не только признавалась на Западе, но и свято охранялась. В нашей стране к подобным предприятиям относились враждебно. Даже среди высших партийных работников постоянно ходили разговоры о «предательстве интересов революции». Конечно, их понять можно. Многие воевали за идею равенства, братства, свержения буржуев и т.д. Теперь получается, что, свергнув одних капиталистов, они пригласили других.
  • Иностранные владельцы пытались постоянно получить новые преференции и льготы.
  • Многие государства начали признавать новое государство СССР в надежде получить компенсации за национализацию предприятий. Советские власти выставили ответный счет за разрушения и интервенцию. Эти противоречия вылились в санкции. Компаниям запрещалось заходить на советский рынок. К середине 20-х гг. XX века заявок на получение концессий стало в разы меньше.
  • К 1926-1927 году контролирующие органы начали получать платежные балансы. Выяснилось, что некоторые иностранные предприятия получают более 400% ежегодной прибыли капитала. В добывающей промышленности средний процент был невысок, около 8%. Однако в перерабатывающей он достигал свыше 100%.

Все эти причины повлияли на дальнейшую судьбу иностранного капитала.

Санкции: история повторяется

Интересный факт, но спустя 90 лет история с западными санкциями повторилась. В двадцатые годы их введение было связано с отказом советских властей платить по долгам царской России, а также платить компенсацию за национализацию. Многие государства именно ради этого признали СССР как страну. После этого многим компаниям, особенно технологическим, было запрещено вести деятельность с нами. Новые технологии перестали поступать из-за границы, а концессии стали постепенно сворачивать свою деятельность. Однако советские власти нашли выход из ситуации: они начали нанимать профессиональных специалистов по индивидуальным договорам. Это привело к иммиграции в СССР ученых, промышленников, которые начали создавать внутри страны новые высокотехнологичные предприятия и оборудования. Судьба концессий окончательно была предрешена.

Конец иностранному капиталу в СССР

В марте 1930 года заключено последнее соглашение с компанией «Лео Верке» на производство зубоврачебных товаров. В целом иностранные компании уже понимали, чем скоро все закончится, и постепенно уходили с советского рынка.

В декабре 1930 года выходит декрет о запрете всех соглашений о концессиях. Главконцесском (ГКК) был низведен до положения юридической конторы, которая занималась консультацией с оставшимися компаниями. К этому времени товары промышленности СССР попали окончательно под запрет западных санкций. Единственный товар, который разрешали нам продавать на международных рынках - хлеб. Именно это привело к последующему голоду. Зерно - единственный продукт, за который СССР получал валюту для необходимых реформ. В этой ситуации и создается колхозно-совхозный строй с масштабной коллективизацией.

Вывод

Итак, введение концессий (год в СССР - 1921) происходит как вынужденная мера. В 1930 году правительство официально аннулировало все раннее заключенные договоры, хотя некоторым предприятиям разрешено было остаться в качестве исключения.

Концессия - это форма государственно-частного партнёрства

Понятие коммерческой концессии и ее виды, форма и содержание договора коммерческой концессии, передача в концессию государственных объектов

Концессия - это, определение

Концессия (concession) - это

Итак, концессионные соглашения относятся к категории государственных контрактов, то есть соглашений, в которых одной из сторон выступает государство. Такие контракты привлекательны для него тем, что они не ведут к сокращению государственной собственности.

Развитие концессионной деятельности

История концессий исчисляется столетиями. Юридическая и экономическая практика концессионных форм партнерства государства и частного сектора складывалась еще в средние века.

В Англии концессионное законодательство появилось в XVII в.

На Североамериканском континенте первые концессии были выданы еще в 1691 г.

Концессия (concession) - это

Во Франции первым концессионным объектом стал Южный канал, построенный в ХVII в. и соединивший побережье Атлантики со Средиземным морем. о концессиях в сфере общественных услуг существует со времен Наполеона.

В Российской Федерации десятки тысяч километров железных дорог во второй половине ХIХ - начале ХХ вв., включая КВЖД, были построены на концессионной основе.

В период НЭП концессии сыграли положительную роль как инструмент стабилизации экономики в восстановительный , дали солидный казне в виде долевых отчислений от оборота концессионных предприятий, уплаты концессионного вознаграждения, налогов, арендной платы, пошлин, сборов и т.п. Концессии способствовали модернизации оборудования предприятий, увеличению квалифицированной рабочей силы, а в социальном плане - уменьшению безработицы. По количеству концессий и по вложенному капиталу первое место занимала обрабатывающая (24 концессии), сельское хозяйство (7 концессий), (7 концессий).

Концессии в этот период получили развитие и в сфере городского хозяйства Российской Федерации . В отдельных отраслях концессионное производство давало очень значительную долю продукции.

Так, к концу 1927 г. концессионные предприятия производили марганца 40 %, золота - 35, купрума - 12, готового платья - 22 %.

По источникам происхождения капитала 40 концессий были немецкими, 20 - британскими, 15 - американскими (США), 6 - норвежскими, 5 - польскими, 5 - японскими, 4 - австрийскими, 4 - шведскими, 4 - итальянскими, 3 - французскими, 3 - финляндскими, 3 - датскими, 2 - голландскими, 17 инвестировались из других стран.

Эффективность концессионной политики оказалась столь велика, что был разработан специальный план достижения с их помощью сбалансированного развития различных секторов экономики на основе передовых технологий.

За последние 10-15 лет в мире реализованы тысячи больших и малых, успешных и неудачных концессионных проектов. Концессионное законодательство существует сейчас более чем в 120 странах мира с различным общественным и государственным устройством. Например: - развитые страны (США , Великобритания, Франция, др. государства ЕС, Канада, );

Формы и виды франчайзинга

Франчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно франчайзинг подразделяется на следующие виды: сбытовой, товарный, промышленный, деловой. По формам можно выделить региональный франчайзинг и субфранчайзинг. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Сбытовой франчайзинг - используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем;

Товарный франчайзинг. "Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма, производившая швейные машинки) и General Motors Corp". Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой франчайзером и под его товарной (торговой) маркой на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного продукта на закрепленной территории и эксклюзивным представителем товарного знака франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию . Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта. Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарной (торговой) марке франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции;

Промышленный франчайзинг - представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi). "Первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве Российской Федерации (Роспатенте) в июне 1996 года, стал договор между компанией "Колгейт-Палмолив" США (правообладатель) и АО "Колгейт-Палмолив" РФ (пользователь), по которому наряду с правом использования фирменного наименования российскому пользователю было передано на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных марок, техническое, технологическое, коммерческое "ноу-хау ""1;

Деловой франчайзинг. Данный вид подразумевает передачу не только товарной марки, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга ("бизнес-формат") характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает безусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в некоторых системах франчайзинга разница между товарным и деловым франчайзингом порой не столь очевидна (например, магазины мороженого "Баскин-Роббинс");

Региональный франчайзинг - форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района (создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франзайзи;

Субфранчайзинг - форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другой стороне - главному франчайзи - права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам - субфранчайзи. В соглашении может предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют "многоэлементной франшизой".

Правовая основа концессионной деятельности

На постсоветском пространстве и в бывших социалистических странах концессионные схемы приходится строить практически на нулевом институциональном фундаменте. Основой такой деятельности, как правило, становился закон о концессиях - в 90-х годах подобные законы были приняты во многих странах мира.

В РФ с принятием части 1 Гражданского кодекса появилась возможность организации хозяйственной деятельности на основе гражданско-правовых принципов. Это позволяет решить проблему привлечения инвестиций, в том числе иностранных, на базе развития гражданско-правовых отношений между государством как владельцем собственности и частным инвестором.

Таким образом, интересы государства заключаются в том, что:

Во-первых, оно перекладывает расходы по инвестированию и содержанию своего имущества на частный сектор, теоретически, для повышения его эффективности;

Во-вторых, государство пополняет бюджет за счет поступления концессионных платежей и снимает с себя финансирование государственных объектов;

В-третьих, оно решает социально-экономические проблемы.

Интересы частного бизнеса в концессионных проектах состоят в том, что:

Концессионер получает в долговременное управление государственные активы, ему не принадлежащие, на льготных условиях платы за концессию, являющейся в некотором смысле аналогом арендной платы;

Инвестируя, концессионер имеет достаточные гарантии возврата средств, поскольку государство как партнер концессионера несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня рентабельности;

В отдельных случаях (проекты в сфере водо-, газо-, теплоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру при условии, что тот будет повышать качество обслуживания;

Концессионер, обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения эффективности труда, инноваций увеличивать прибыльность бизнеса во время действия срока концессии, и при этом срок концессии не сокращается.

Итак, как показывает опыт многих стран, одним из эффективных путей успешного функционирования государственного сектора экономики является привлечение к финансированию и управлению объектами государственной собственности частного капитала не только за счет приватизации, но и на концессионной основе.

В Российской Федерации, стране с высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острого недостатка инвестиционных ресурсов, применение еще одной достаточно привлекательной для инвестора формы вложения своих средств могло бы дать экономике значительные выгоды. Применение таких договоров диктуется также недостатком у государства ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики.

Форма и регистрация договора коммерческой концессии

Договор необходимо заключать в письменной форме. Кроме того, обязательна регистрация соглашения коммерческой концессии. Место и порядок регистрации зависят от нескольких условий.

"Регистрация концессионного договоренности входит по общему правилу в обязанности правообладателя, если, однако, иное не предусмотрено соглашением сторон".

Если объекты исключительных прав, являющиеся предметом соглашения, охраняются в соответствии с патентным законодательством (например, ), то в этом случае договор подлежит последовательной регистрации:

В органе, осуществившем регистрацию юр. лица или индивидуального бизнесмена и определяемом согласно пункту 2 статьи 1028 ГК РФ (регистрационные органы, действующие в соответствии со статьей 51 ГК РФ и указом президента РФ от 08.07.94 № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и бизнесменов на территории России");

В федеральном органе исполнительной власти в области патентов и торговых марок (правовой статус Роспатента устанавливается в положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1203 "0 Российском агентстве по патентам и товарным (торговым) маркам и подведомственных ему организаций").

Неосуществление данной регистрации влечет ничтожность договоренности. Во всех остальных случаях договор регистрируется только в органе, осуществившем регистрацию юрлица или индивидуального бизнесмена. В статье 1028 ГК РФ сформулированы правила, по которым можно определить, в какой орган следует обращаться за регистрацией. Выбор органа зависит от места регистрации правообладателя. Возможны два варианта:

Правообладатель зарегистрирован в качестве юр. лица или индивидуального бизнесмена в России;

Правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве.

В первом случае договор регистрируется в органе, осуществившем регистрацию правообладателя. Во втором - в органе, осуществившем регистрацию пользователя.

"Несмотря на указание пункта 1 статьи 165 ГК РФ, закон не устанавливает, что не зарегистрированный таким образом договор коммерческой концессии считается ничтожным".

Продление и перезаключение договора коммерческой концессии

Статья 1035 предусматривает право пользователя по срочному договору коммерческой концессии на заключение соглашения на новый срок. Данное положение защищает интересы пользователя как более слабой стороны договоренности. Находясь в зависимости от правообладателя, пользователь по окончании срока действия соглашения рискует оказаться в сложном положении: ему практически придется начинать свое дело с нуля, так как он более не сможет пользоваться средствами индивидуализации и коммерческим опытом правообладателя. Это было бы несправедливо, ведь пользователь вкладывал свои собственные средства в развитие предпринимательской деятельности правообладателя (в продвижение на рынок его товаров, работ или услуг, увеличение объемов его производства). Тем самым пользователь оказал услугу не только правообладателю, но и тому лицу, которое по окончании договоренности может занять его место в коммерческой системе правообладателя. Если в отношениях между пользователем и правообладателем выгода была по крайней мере взаимной, то за услугу, оказанную другому лицу, пользователь, разумеется, ничего не получит.

Таким образом, предоставление пользователю преимущественного права на заключение нового соглашения вытекает из экономического содержания франчайзинга и требований справедливости. Однако подобное преимущество пользователя не должно быть безусловным. В противном случае могут пострадать уже интересы правообладателя. Ведь нежелание правообладателя заключить с пользователем новый договор может объясняться достаточно вескими причинами: например, у правообладателя могут быть к пользователю претензии по исполнению прекратившегося договоренности. Правообладатель может также утратить интерес к тому рынку, в рамках которого работал пользователь, что в условиях современной экономики случается не так уж редко. Очевидно, что в подобных ситуациях не следует принуждать правообладателя к возобновлению с пользователем отношений по истечении срока соглашения.

Согласно статье 1035 правообладатель может отказать в заключении с пользователем нового договоренности в двух случаях:

Если он докажет, что пользователь ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по прекратившемуся договору;

Если он обязуется в течение трех лет не предоставлять другим пользователям аналогичные комплексы исключительных прав (в том числе и на условиях субконцессии) для их осуществления на территории, к которой применялся прекратившийся договор.

Условие о надлежащем исполнении соглашения пользователем (п. 1 ст. 1035) имеет характер общего требования. Отдельные мелкие упущения и нарушения, которые могли иметь место при исполнении договоренности, не должны приниматься во внимание, если они не нанесли правообладателю сколько-нибудь серьезного ущерба и есть основания полагать, что в дальнейшем (после заключения нового соглашения) они не повторятся.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1035 правообладатель может отказать пользователю в заключении нового договоренности без объяснения причин, однако он не должен в течение трех лет после этого заключать аналогичные договоры применительно к той же территории с другими лицами. При нарушении правообладателем этого запрета пользователь получает право требовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Указанное право возникает у пользователя во всех случаях, когда территория исполнения нового соглашения, заключенного правообладателем с другим лицом, хотя бы частично совпадает с территорией, на которую распространялся прекратившийся договор.

Сложнее обстоит дело, если в прекратившемся договоре территория его исполнения не была определена. В этом случае она должна быть установлена исходя из общего смысла договоренности и фактических обстоятельств, относящихся к предпринимательской деятельности пользователя. Опосредуя прежде всего деятельность в сфере розничной торговли и обслуживания, "франчайзинг чаще всего имеет территориальный характер независимо от того, содержит ли договор специальное условие о территории использования комплекса исключительных прав"

Следует отметить также, что преимущественное право пользователя на заключение нового соглашения распространяется исключительно на договор коммерческой концессии. Если правообладатель, не заключивший с ним новый договор, в течение трехлетнего срока организует на той же территории сбыт своей продукции на основе комиссионных или агентских договоров с другими лицами, пользователь будет не вправе требовать возмещения убытков.

Прекращение договора коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии прекращается как по общим основаниям прекращения обязательств, так и по специальным основаниям, указанным в главе 54. Одно из таких специальных оснований - несостоятельность (bankruptcy) () любой из сторон договоренности (п. 4 ст. 1037). Поскольку договор коммерческой концессии относится к чисто предпринимательским договорам, действие его не может продолжаться, если одна из сторон утрачивает статус бизнесмена.

Договор коммерческой концессии также прекращается вследствие отпадения существенных элементов предоставленного по договору комплекса исключительных прав. К существенным элементам комплекса относятся права на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Эти права считаются отпавшими, если правообладатель утратил их без приобретения других аналогичных прав. Право на фирменное наименование прекращается при ликвидации юрлица (что согласно ст. 419 является общим основанием прекращения обязательств) или его реорганизации (за исключением случаев реорганизации, не влекущих прекращения юр. лица - обладателя фирменного наименования). Право на коммерческое обозначение утрачивается в случае его неиспользования в течение длительного срока.

Изменение правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения само по себе не влечет прекращения соглашения. "Однако учитывая, что при изменении существенного элемента комплекса исключительных прав договор в значительной степени утрачивает для пользователя ценность, он вправе потребовать уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения либо расторжения договоренности и возмещения убытков (ст. 1039)".

В качестве оснований прекращения концессионного соглашения допускается его досрочное расторжение при условии уведомления другой стороны не менее чем за шесть месяцев. При этом досрочное расторжение, как и прекращение концессионного договоренности, заключенного без указания срока, подлежат обязательной государственной регистрации (п. 2 ст. 1037 ГК), как и соответствующее прекращение пользования зарегистрированным объектом исключительного права. С этого момента договор считается утратившим силу для третьих лиц, включая заказчиков пользователя.

Отличия концессии от аренды

Имеется два вида таких отличий. Одни из них становятся очевидными при анализе сопоставимых понятий концессионного и арендного договоров и не выходят за рамки общего для них гражданско-правового пространства. Другие связаны с публично-правовыми особенностями концессий и, как следствие, не имеют сопоставимых, сравнимых понятий и условий не только в арендном, но и в других гражданско-правовых договорах.

Наиболее крупным, своего рода обобщающим различием первого вида следует считать существенно разные трактовки юридической природы прав арендатора и концессионера. В частности, ГК РФ придает, как представляется, заметно иной смысл правам арендатора, чем тот, который придается праву пользования природными ресурсами по законодательству РФ. Согласно статье 606 ГК РФ арендатору предоставляется имущество (здесь и далее выделено мною. — С. С.) во временное владение и пользование или во временное пользование. Речь, таким образом, идет о передаче имущества как такового. В том случае, когда арендатору имущество передается во владение и пользование, он становится титульным владельцем арендованного имущества. Когда имущество передается только в пользование, его владельцем остается арендодатель.

В отличие от ГК, российское природопользовательское законодательство, как и аналогичное зарубежное, а также концессионное законодательство, предоставляют концессионеру не имущество как таковое, а право пользования или исключительное право пользования имуществом. В данном случае право пользования, тем более исключительное право пользования — это вовсе не аналог одноименного арендного права. Оно сопоставимо лишь с титульным арендным владением и пользованием, но в действительности полнее, весомее, «качественнее» арендных прав. Уместно в этой связи отметить, что по законодательству Германии, Франции и ряда других стран концессионеру предоставляется право на «горную собственность» и, хотя это понятие достаточно условно (уже хотя бы потому, что предоставляется временно), оно тем не менее выводит концессионное право пользования за пределы арендных отношений.

То обстоятельство, что понятие «горной собственности» неизвестно российскому праву, не меняет сути дела. Ведь действующее российское законодательство предоставляет пользователю недр исключительные права того же типа и объема, которые соответствуют зарубежному праву «горной собственности». Так, согласно закону о соглашениях о разделе продукции (представляющих собой специфическую разновид­ность горной концессии), инвестору предоставляются исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья и ведение связанных с этим работ, а также на транспортировку, обработку, хранение, переработку, использование, реализацию или распоряжение сырьем иным образом. Подобные разнородные имущественные права в комплексе образуют своеобразное «синтетическое» вещное право (или права).

Известный специалист Б.Д. Клюкин тоже считает, что права пользования участками недр и месторождениями полезных ископаемых реализуют вещные права недропользователей. Напомним, что по российскому гражданскому законодательству арендатор — обладатель обязательственных прав. Нет нужды пояснять принципиальную разницу между вещными правами концессионера и обязательственными правами арендатора. Резко контрастирует с рентой и общепринятое в концессионном договоре положение, согласно которому право собственности на имущество концессионера, приобретенное или созданное им для концессионных целей, подлежит безвозмездной передаче концеденту (государству или иному публично-правовому образованию) по истечении срока действия соглашения. Арендным отноше­ниям такое правило неизвестно.

Еще одно отличие ренты от концессии становится очевидным из ст. 6 1 3 ГК РФ, согласно которой передача имущества в рентау не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. Концессионная практика исходит из иной посылки: имущество, право пользования которым предоставляется концессионеру, должно быть предварительно очищено от любых чужих прав на него. Это означает, что в концессию передается, как правило, казенное имущество государства или муниципальных образований. Кроме того, концедент предоставляет право пользования концессионеру, тогда как арендодатель согласно ст. 606 ГК РФ лишь обязуется предоставить имущественный объект арендатору. Это малозаметное, на первый взгляд, различие по-разному определяет момент перехода прав. Концессионер обретает свои права с момента заключения (или регистрации) договора, тогда как арендатор — с момента реальной передачи ему арендованного объекта, который в принципе может быть не привязан к моменту заключения или регистрации договоренности.

В экономическом плане не отвечает требованиям инвестиционного проекта (тем более — условиям проектного финансирования), которым как раз полностью соответствует современная концессия. Традиционно аренда — это найм имущества, должное состояние которого обязан поддерживать арендодатель. Это не выход для российской экономики, отчаянно нуждающейся в немедленном притоке капитальных вложений. И хотя арендным договором тоже можно предусмотреть обязанности арендатора по приумножению и обновлению арендованного имущества, подлинный инвестиционный проект может быть реализован только в концессионной форме с предоставлением концессионеру индивидуальных рентных, налоговых, валютных режимов.

Что касается невозобновляемых природных ресурсов, то в отношении них возникает противоречие между требо­ванием Гражданского кодекса (ст. 607) о сохранении арендованными вещами своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи), и возможным полным истощением используемого участка недр , в результате чего вещь (участок недр) не просто теряет свои натуральные свойства, но перестает существовать как таковая. Концессионный договор, не связанный требованиями о непотребляемых вещах, устраняет это потенциальное препятствие на пути использования ресурсов.

Есть у концессионного соглашения, точнее, у тех его разновидностей, которые именуются концессиями на производство общественных работ (concessions de travaux publics), отличия и от подрядных гражданско-правовых договоров. Так, если обязанностью подрядчика является производство определенной работы, по выполнении которой он получает установленную в договоре плату (ст. 702 ГК РФ), то по концессионному соглашению выполнение работ является условием, которое государство устанавливает для пользования предоставляемым имуществом или выполнения определенного вида деятельности. Преобладающая концессионная практика заключается в хозяйственной эксплуатации самим концессионером результата работ, а произведенную продукцию он вообще получает полностью в свою собственность. Тогда как по договору подряда результат подрядных работ немедленно становится собственностью государства-заказчика.

Эти различия принципиальны. Принципиальными могут быть также различия между концессией и подрядом по условиям вознаграждения подрядчика. При подряде работу подрядчика оплачивает заказчик. В разного рода концессионных договорах услуги и работы концессионера часто оплачивают третьи лица — клиенты, услугополучатели и т. п. Но и в тех случаях, когда оплату производит сам концедент, она может осуществляться в нетрадиционных формах, например, на компенсационной основе. В принципе подобные условия могут быть предусмотрены и договором подряда, но концессионный договор для них предпочтительнее в силу ряда публично-правовых требований, которые заказчик может предъявить к подрядчику.

Развитие концессионного законодательства

Богатейшая история инвестиционных, в том числе, концессионных, отношений, дает нам возможность сегодня, принимая новые законы по урегулированию инвестиционной деятельности, учесть и применить собственный опыт, поскольку деятельность иностранного и национального капитала и его правовое регулирование на различных исторических этапах развития Российского государства служит хотя и частным, но наглядным примером явления цикличности.

Экономика любой страны, общества - это развивающаяся система, с присущими ей циклическими колебаниями. Положение о характерности для экономической, политической и правовой истории явления цикличности, то есть повторения тех или иных этапов с постоянным возобновлением действия сложившихся в прошлом закономерностей и событий, давно обосновано учеными. Одна из существенных причин такой повторяемости заключается в неспособности сделать содержательные и продуктивные выводы из истории экономического, правового, политического развития. Именно выявление и раскрытие тенденций и закономерностей в историческом развитии того или иного процесса , а в нашем случае - концессионирования и его правового регулирования, позволит правильно оценить возможности эволюции хозяйственных отношений, возникающих на основе концессий, их перспективы и оптимальные варианты правового регулирования.

Еще прогрессивные советские ученые в конце 20-х - начале 30-х годов называли в качестве «одной из очередных задач, стоящей перед юристом» использование дореволюционного концессионного опыта. Действительно, в частности, формам приложения иностранного капитала, дореволюционная практика была гораздо богаче. Так, в СССР, в отличие от единой Руси, практически не было коммунальных и железнодорожных концессий.

Однако ряд положений и условий советских концессионных договоров были прямо заимствованы из дореволюционных аналогов. Например, законодательный порядок предоставления концессии иностранному капиталу; функционирование концессионного предприятия в основном на русском (советском) сырье ; беспошлинный ввоз технически совершенного для своего времени оборудования, а также капитала; преимущественное право покупки государством продукции такого предприятия; срочность договоров, равно как и безвозмездный переход к государству основного капитала и имущества по истечении срока концессии; условия досрочного прекращения деятельности предприятий с иностранным капиталом (концессий) и т.д.

Основываясь на сравнительном анализе, можно утверждать, что современный Федеральный закон от 21 июля 2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» все-таки в своей основе перенял условия и положения, выработанные за всю историю отечественной и мировой концессионной практикой. Исходя из цели данной работы и в подтверждение теории цикличности законодательного развития, необходимо привести основные сходные положения концессионных договоров, имевших место как в до- и послереволюционной практике, так и введенных в настоящее время.

В современный закон о концессиях включена существенная оговорка, уже встречавшаяся в концессионных договорах НЭП, в соответствии с которой, в соглашение может быть внесено условие, обязывающее иностранного инвестора реализовать на внутреннем рынке Российской Федерации определенную часть произведенной им продукции на условиях, согласованных в договоре (п.6 ч.2 ст.10 закона). Еще одна характерная черта концессионного соглашения, отличающая его, в частности, от договоренности ренты и имеющая глубокие исторические корни, нашла отражение в рассматриваемом законе. По истечении срока действия концессионного соглашения имущество инвестора, использовавшееся непосредственно для осуществления договорной деятельности (речь идет об основных средствах), безвозмездно передается в собственность государства (ч.1 ст.14 закона)... К сожалению, объем работы не позволяет указать все сходства, а также конкретизировать и раскрыть их суть.

Еще на стадии принятия закона специалисты предлагали государству подготовить набор проектов модельных договоров концессии для различных видов экономической деятельности в разных сферах. Однако бытует мнение, что всякое концессионное соглашение представляет собой не типовой договор, а сугубо индивидуальный контракт, соответствующий конкретному проекту. На наш взгляд, практика типовых договоров НЭП для разных направлений деятельности доказала их целесообразность, поскольку уже тогда условия, встречавшиеся в концессионных договорах, не были исчерпывающимися и носили индивидуальный характер, находясь в зависимости от особенностей каждого конкретного случая.

Как указывает Н.Г.Доронина, при выработке современных подходов к регулированию иностранных инвестиций в Российской Федерации практически не использовался опыт 20-х годов. В последнее время в научных разработках различных авторов мы находим упоминания о необходимости учитывать такой опыт при формировании современной концессионной политики как составной части инвестиционных отношений. Но в определении прикладности опыта новой экономической политики в области концессий и концессионного законодательства автор не может согласиться с С.А.Сосна, который говорит об ограниченном значении советского концессионного опыта в политико-правовом отношении для современной Российской Федерации с её приверженностью либерально-капиталистической модели развития. Наша сегодняшняя задача - учесть не только положительный отечественный опыт хозяйствования, но и отрицательный. К истории нужно подходить и относиться, с одной стороны, с уважением и пониманием, с другой - практически утилитарно.

Следовательно, сугубо государственно-правовое, централизованное, скрупулезное до мелочей в административной опеке и чинимых препятствиях, регулирование концессионных отношений, - несомненно, отрицательный опыт, который мы не можем не учитывать в формировании основ концессионной деятельности и регулировании процесса сегодня. Важно увидеть, определить и вычленить ту грань, за которой прекращается роль государства как субъекта концессионных отношений и начинается его тотальное регулирование процесса, ущемляющее частную инициативу и экономически интересы. А нарушение экономических интересов в этой области моментально ударит по интересам государства, так как комбинированная частно-публичная природа концессионных отношений предполагает обоюдную выгоду. Вместе с тем, положительная черта опыта 20-х гг. заключается в способности государства осуществлять контроль над деятельностью инвестора, и должна адекватно восприниматься российским специалистами.

Таким образом, наличие цикличности в развитии концессионного законодательства дает возможность не изобретать что-то заново и слепо копировать зарубежные наработки, а разумно перенять удачные концепции решения интересующих нас вопросов с корректировкой на современные политико-экономические реалии.

Источники и ссылки

ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия Википедия

dic.academic.ru - словари и энциклопедии на Академике

dictionary-economics.ru - интернет-проект Финансовая экономика

tolkslovar.ru - общий толковый словарь русского языка

- (от лат. concessio разрешение, уступка) форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без… … Википедия

И, ж. concession f., нем. Konzession <лат. concessio предоставление, разрешение. 1. устар., дипл. Уступка. А трактата больше двух подписывать не будут. Также и что должно дать на концесию; также не чаю, что сие им было приятно. 1710. АК 2 330… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Торговая точка на объекте, где концессионер/поставщик услуг по организации питания или другой торговец продает или распространяет продукты, напитки или товары. Концессия - это любая торговая точка, где продаются безалкогольные напитки (но… … Справочник технического переводчика

КОНЦЕССИЯ - КОНЦЕССИЯ, уступка, передача, разрешенье, отдача права, присвоенье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

КОНЦЕССИЯ - (от лат. concessio предоставленное разрешение, уступка) сдача государством в эксплуатацию какой либо иностранной или отечественной фирме части своих природных богатств, предприятий и технологических комплексов, других объектов. Важной… … Юридический словарь

Концессия - англ. concession А. Договор о передаче в эксплуатацию физическим и юридическим лицам на определенный срок принадлежащих государству или муниципалитетам природных богатств, компаний, предприятий и других хозяйственных объектов. К. называют также и … Словарь бизнес-терминов

КОНЦЕССИЯ - (от латинского concessio разрешение, уступка), 1) договор о передаче государством в эксплуатацию частным предпринимателям, иностранным фирмам на определенный срок предприятий и других хозяйственных объектов, участков земли с правом добычи… … Современная энциклопедия

КОНЦЕССИЯ - (от лат. concessio разрешение уступка), договор о передаче в эксплуатацию иностранному государству, компании или отдельному лицу на определенный срок природных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству … Большой Энциклопедический словарь

КОНЦЕССИЯ - КОНЦЕССИЯ, концессии, жен. (лат. concessio). Предоставление правительством права организации промышленного предприятия частным лицам (в СССР иностранным капиталистам). Отдать рудники на концессию. || Само предприятие, возникшее таким образом.… … Толковый словарь Ушакова

Wir verwenden Cookies für die beste Präsentation unserer Website. Wenn Sie diese Website weiterhin nutzen, stimmen Sie dem zu. OK

Источник: http://www.urbaneconomics.ru/

Одним из путей сокращения расходной части бюджета может стать уменьшение бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Механизм уменьшения расходов - передача в делегированное управление (концессия, долгосрочная аренда, договор на управление) муниципальных предприятий коммунальной сферы. Благодаря своим преимуществам договоры долгосрочной аренды и концессии приобретают все большее распространение в области инфраструктуры. Такие договоры полностью действуют или находятся в стадии реализации в 37 странах, включая 18 стран с низкими бюджетными доходами. В международном понимании “концессия” включает в себя все характеристики договора аренды предприятия как имущественного комплекса, но накладывает на организацию-концессионера дополнительные обязательства в области капиталовложений, необходимых для оговоренного расширения производства или увеличения мощностей для замены основных фондов. В Гражданском кодексе России существует понятие “концессии” (гл. 54, ст. 1027-1040 “Коммерческая концессия”), однако в данной главе понятие “концессия” рассматривается в узком его значении как предоставление права на использование комплекса исключительных прав - франчайзинг. Поэтому положения данной главы ГК не применимы к передаче прав по использованию и эксплуатации имущественных комплексов - предприятий и объектов муниципальной инженерной инфраструктуры. Исходя из этого, в российской практике при передаче муниципального предприятия в концессию имеет смысл заключать договор на аренду предприятия как имущественного комплекса с дополнительными условиями по вложению арендатором денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в делегированное управление (концессию) являются:

  1. Ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов.
  2. Создание конкурентной среды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что в каждый определенный момент времени существует только один поставщик данного вида услуг - концессионер, конкуренция возникает до подписания контракта, в результате рассмотрения заявок претендентов, а также по истечении срока договора, когда требуется его возобновление. В результате этого существует конкуренция за рынок, несмотря на то, что в течение срока договора конкуренция на рынке отсутствует.
  3. Приток денежных средств в регион.
  4. Концессионер затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.
  5. Строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест в городе.
  6. В делегированное управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.
  7. После истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

При проведении переговоров о передаче муниципального предприятия в концессию необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Цена, которую концессионер готов заплатить за право эксплуатации предприятия или объем государственных капиталовложений (субсидий)

Стоимость передачи муниципального предприятия в концессию зависит от технического состояния объекта, размера вложений, которые необходимо предпринять концессионеру в будущем, размера устанавливаемого тарифа и нормы рентабельности, срока концессии и других факторов. В случае, если размер необходимых капиталовложений не может быть полностью окуплен концессионером в течение срока концессии, администрация муниципального образования может взять на себя обязательства по осуществлению части капиталовложений.

2. Плата, взимаемая концессионером за предоставление услуг

В международной практике предприятие-концессионер продает услуги по тарифу, состоящему из двух частей: фиксированная плата, которая за время срока концессии должна составить сумму, необходимую для возврата капитальных вложений, и плата за реально предоставленную услугу, рассчитываемая с учетом себестоимости и оговоренной в договоре нормы рентабельности. Основная задача заключается в том, чтобы обеспечить финансовую привлекательность вложений и в то же время защитить общественные интересы. В тех случаях, когда администрация муниципального образования видит свою роль главным образом в защите интересов потребителей, она может не взимать с концессионера дополнительной платы и предоставить контракт на основе предложения низшей цены, которая будет взиматься с потребителей. Но для предотвращения снижения качества услуг необходимо ввести минимальные стандарты качества предоставляемых услуг. Также должны быть оговорены условия пересмотра тарифов.

3. Срок концессии

Срок концессионного договора должен быть достаточен для возврата вложений концессионера и получения им прибыли. В международной практике продолжительность срока концессии обычно связывается с продолжительностью жизненного цикла основных активов.

Принятые в международной практике сроки концессионных договоров: платные дороги - 30 лет, электроэнергетика -15 лет, гидроэнергетика - 30 лет, водоснабжение и водоотведение -5-30 лет, переработка и удаление твердых отходов - 4 года.

4. Схема, по которой муниципальное предприятие передается в концессию

Исходя из анализа существующей ситуации, на данный момент оптимальной является схема передачи муниципального предприятия в аренду как имущественного комплекса.

Использование данной схемы снимает ряд проблем:

  • предприятие остается муниципальным и подпадает под регулирование муниципального органа;
  • все построенные концессионером объекты автоматически переходят в собственность города;
  • отпадает необходимость в осуществлении расходов, которые необходимо произвести в случае ликвидации муниципального предприятия;
  • уменьшается возможность хищений в период реорганизации предприятия.

5. Состав и периодичность предоставляемой концессионером отчетности

Возможные формы отчетности - годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, условия контроля со стороны местных органов власти.

6. Критерии, на основании которых оценивается работа концессионера

Оговариваются показатели, обязательные для выполнения концессионером, например, бесперебойность, качество предоставляемых услуг, поддержание определенного уровня технического состояния объекта и т.д. Также должен быть оговорен порядок досрочного прекращения договора концессии в случае невыполнения концессионером каких- либо условий.

7. Права и обязательства сторон по окончании срока действия контракта

Должны быть оговорены условия передачи предприятия после окончания срока договора. Например, по окончании срока концессии концессионер обязан вернуть местному органу самоуправления безвозмездно и в нормальном рабочем состоянии все объекты инфраструктуры и оборудование, являющиеся неотъемлемыми частями имущественного комплекса. Объекты инфраструктуры и оборудование, развитие которых финансировалось концессионером, также должны быть возвращены местному органу самоуправления, и, если они еще не самортизированы полностью, то концессионеру должна быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается на договорной основе или в результате оценки с учетом, в частности, сумм амортизации.

1. Договор передачи муниципального предприятия в концессию.
2. Предоставление гарантий перечисления доли города в финансировании бюджетных средств.
3. Управление предприятием. Финансирование капитальных вложений.
4. Перечисление доли города в капитальных вложениях.
5. Утверждение тарифов. Контроль.
6. Предоставление услуг.
7. Оплата услуг.
8. Возврат вложений и прибыль.

Особенности. В концессию передается предприятие как имущественный комплекс. Концессионер занимается и производством, и продажей услуг. С целью привлечения инвесторов город принимает участие в финансировании капитальных вложений.

Преимущества. Возможность проведения конкурса на право финансирования реконструкции и управления предприятием, что позволяет выбрать концессионера, предлагающего более низкие цены за свои услуги. Уменьшаются бюджетные расходы.

Недостатки. Необходимость организации конкурса администрацией, что осложняется тем, что в настоящее время существует ограниченный круг потенциальных конкурсантов из-за высокого уровня монополизации производства в области коммунальных услуг.

Приложение. Основные условия, обсуждаемые при передаче муниципального унитарного предприятия “Водоканал” в концессию

Общие экономические условия и срок договора: определение концессии, срок договора, обязанности сторон.

Предмет и объем концессии: состав имущественного комплекса - предприятия, права на обслуживание потребителей-абонентов, определение территории, на которую распространяется действие концессии.

Обслуживание потребителей: нормативные правила обслуживания, заявка на подключение, регулирование взаимоотношений с потребителями, контроль за деятельностью со стороны потребителей, договоры с третьими лицами.

Управление персоналом: обслуживающий персонал, представители концессионера.

Инфраструктура и оборудование: общие принципы, профилактические и ремонтные работы, обязательство проводить профилактические работы, подключение к сети, счетчики, капитальный ремонт, увеличение мощностей и расширение сетей, продление коммуникаций по заявкам потребителей, право концессионера на осуществление контроля.

Определение цен: цены и базовые ставки (водоснабжение, водоотведение, прочие услуги), колебания цен, контроль за выполнением финансовых условий.

Пересмотр цен и формула изменения цен: пересмотр и индексация цен на услуги по водоснабжению (водоотведение, прочие услуги), порядок пересмотра.

Налоги: налоги, дополнительные платежи и сборы.

Гарантии, санкции и арбитражные оговорки: гарантийный залог, финансовые санкции и штрафы, принудительные санкции: передача под временный контроль, разрешение споров и применимое право.

Окончание договора: передача имущественного комплекса по окончании договора, непрерывность обслуживания по окончании договора, возврат оборудования, возврат имущества, персонал предприятия.

Технические условия

Описание предприятия водоснабжения: инвентаризация имущества, передаваемого концессионеру, передача оборудования при вступлении договора в силу, передача вновь вводимого оборудования в период действия договора, особые условия.

Эксплуатация: производство и поставка услуг, источники водоснабжения и места сброса сточных вод, нормативы и стандарты качества, объем и качество предоставляемых услуг, счетчики, проверка счетчиков, снятие с них показаний, противопожарная безопасность.

Строительные и инженерные работы: условия проведения строительных и инженерных работ, работы, выполняемые концессионером, работа на объектах инфраструктуры муниципального и общего пользования, контроль за исполнением работ, порученных концессионеру.

Отчетность: годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, контроль со стороны местных органов власти.

Услуги по передаче предприятия в концессию : схема, договор, сроки и условия

Концессия – это специальный договор (соглашение), который заключается для создания или восстановления государственных строений при помощи спонсорских денежных средств. При подобной договоренности спонсор имеет право использовать новый объект в собственных целях для получения прибыли.

Стоит сразу отметить, что строения, указанные в договоре концессии, не являются предметом соглашения концессии. Данное соглашение имеет вид одновременно государственного и частного сотрудничества, где спонсор привлекается в процесс управления делами для повышения эффективности, или же для оказания государству услуг на взаимовыгодных условиях.

Концессионное соглашение

В договоре данного типа государственный аппарат выступает в роли концедента, а спонсор – концессионера. Государственному аппарату перечисляются выплаты от спонсора, которые могут быть единоразовыми или же вноситься периодами — роялти. Они могут выглядеть в виде процентов на товар при закупке оптом, от полученной выручки или же иным способом, прописанным в договоре концессии.

Осуществление договора концессии реализуется по специализированным принципам всенародного имущества, благодаря которым существует возможность пользоваться денежными средствами из государственного бюджета.

В случаях, когда привлечение всенародного имущества не реализуется, договорные отношения могут позволить наделить спонсора правами для возможности самостоятельного управления определенным делом, где монопольное право находится под надзором правового общественного управления. Примером подобных отношений является реализация парковочного бизнеса.

Сегодня концессии используются не только для реализации богатства земли, а также и в сфере эксплуатации различных государственных зданий, строений и сооружений.

Происхождение термина

Само слово «концессия» происходит от латинского « concessio», что означает «уступать, разрешать». Процесс передачи государственных объектов в концессию происходит на общевыгодных условиях для спонсора и для государства без оформления конкретных сроков действия договора. Обычно, объект концессии – это процесс предоставления прав на использование организаций, ресурсов природопользования, хозяйство, техническое снабжение, а также права на реализацию фирменных знаков, брендов, товарных обозначений, секретной информации и т.д.

Значимость концессии в разные исторические периоды

В нынешнее время значимость договоров концессии определенно возросла, по сравнению с прошлым веком. В ХХ веке подобные договоренности использовались лишь в области использованию природных ресурсов, и только с 90-х годов концессия стала охватывать и другие государственные сферы. Первостепенными объектами концессии стали объекты социальной сферы, которые не подвержены приватизации: железнодорожные пути, аэропорты, здания администрации, жилищно-коммунальное хозяйство, больницы, спортивные государственные организации и иная инфраструктура.

Договор концессии является видом договора, который принят на государственном уровне. Если ссылаться на данное утверждение, то концессия берет свое начало из договоров «кормления», который использовался с XII века до времен правления Петра I, и договора «откупа», который позволял отдавать государству права конкретным лицам на сбор налогов и оброков с жителей.

Договор «кормления» представлял собой способ вознаграждения верхних чинов великими господами и князьями, который позволял содержать княжескую систему управления при помощи сборов с местных жителей в течение всего времени работы.

В начале становления данного договора, оно вносилось разово. С принятыми нормами и публикациями в «Русской правде», чиновники, занимающиеся сбором штрафных санкций с населения, строители городских сооружений и т.д. имели право получить конкретную дань с местных жителей. В XII-XIV столетиях данный договор играл роль в становлении структуры городской администрации.

Великие господа назначали в городах и областях своих людей знатного происхождения, которые становились там заместителями, а также направляли чиновников, которые занимались управленческой деятельностью. Местные жители были обязаны «кормить» назначенных господ из собственных запасов. Наиболее сильным «кормление» стало в период с XIV по XV веков.

«Откупом» зовется процесс предоставления государством на договорных условиях за конкретное денежное вознаграждение заниматься сбором налогов и иных доходов, которые поступают в государственный бюджет. Именно от «откупа» концессия взяла больше всего. Сначала «откуп» применялся в начале процесса кредитования (во время, когда данная система была еще не сильно развита), развития хозяйства, коммуникационных объектов и становления финансового развития. Первыми странами, где был распространен «откуп», являлись Древний Рим, Древняя Греция и Древний Иран.

В средние века «откуп» принял на себя значение главного ресурса для пополнения государственной казны.

В 20-х годах ХХ века во времена Новой экономической политики в Советской России концессии имели большую популярность. В.И. Ленин в собственных трудах писал, что давать волю развитию капитализма – это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Вся власть будет принадлежать рабочим и крестьянам, а имущество капиталистов восстановлению не подлежит. По его словам, концессия – это некий договор аренды, где капиталист играет роль арендатора государственного имущества в течение установленного договором времени, но, не являясь, при этом, хозяином данного имущества – хозяином остается государство.

Стоит сказать, что во времена Первой мировой войны и Гражданской войны экономика в России потерпела колоссальный разгром. Процесс восстановления стал реализовываться путем введения льгот при заключении внешнеэкономических соглашений.

Все, что имела Советская Россия в то время: лесное хозяйство, горные породы, сельскохозяйственные ресурсы и т.д. – все придавалось концессии. Использование данных ресурсов осуществлялось при спонсорской помощи от иностранных инвесторов.

Концессии, как рычаг для поддержки экономики страны, целенаправленно использовались и приносили большую прибыль государственной казне. Реализация концессий может быть эффективной и в современное время, если правильно ими воспользоваться.

При международных соглашениях, где принимаются решения о введении больших инвестиционных проектов в область производства и развития городов, широко используется факт эффективности прямых спонсорских вложений, как концессия. В данном случае, этот процесс не будет являться приватизацией.

Государственный аппарат предлагает партнеру права на владение и использование имущества, а также распределяет соответствующие экономико-управленческие обязанности и правила, которые должны соблюдаться. В подобных соглашениях всегда прописываются возможные риски и их дальнейшее распределение между сторонами договора.

Концессия имеет собственную развитую сеть в разных областях инфраструктуры (электроэнергия, перевозка различных видов сырья, железнодорожная система, муниципалитет и др.).

Концессия в РФ в наши дни

На сегодняшний день концессия в Российской Федерации имеет широкое использование и занимает активные позиции на рынке. Она имеет отличительные особенности и положительные качества при использовании:

  1. происходит ликвидация финансовых нагрузок, т.к. концессионер считает, что исполнение затратной части при финансовых операциях, управленческой системе и реставрации имеющихся строений, которые были переданы по договору концессии, могут покрываться за счет расходов;
  2. устанавливаются долгие, жесткие требовательные отношения между государственным аппаратом и спонсором;
  3. происходит привлечение зарубежных акционных бумаг, исключая лишение контролирующих функций над главными структурами и объектами страны.

Получается, что заинтересованность государства в концессии заключается в том, что:

  • происходит перераспределение расходов по инвестиционным вложениям и имуществу на партнере для подъема эффективности;
  • государство снимает с себя финансовые обязательства по государственным объектам и занимается лишь внесением в бюджет социальных платежей;
  • автоматически решаются проблемы в сфере социальной направленности и экономики.

Заинтересованность частных бизнесменов в договорах данного типа так же является актуальной поскольку:

  • государством приобретаются на долгосрочной основе активы, не принадлежащие ему на преимущественных условиях оплаты за договор концессии;
  • инвесторская помощь, где концессионер имеет определенные гарантии денежной прибыли в виде государства, т.к. концедент должен быть ответственен за соблюдение минимальной доходности;
  • иногда государственный аппарат должен выделять дополнительные средства из бюджета, если данная манипуляция позволит поднять качество работы;
  • спонсор по своей сути имеет свободу действий в сфере экономики, поэтому он может увеличить величину концессии, исходя из показателей производства, его доходности на протяжении срока действия концессии.

Основываясь на статистике большинства стран мира, самым успешным способом эффективной работы экономической сферы в государстве принято считать финансирование и рациональное управление объектами, которые находятся в государственной собственности не только благодаря приватизации, но и на льготных условиях.

В Российской Федерации, где уровень национальной экономики признан высоким, а также при наличии недостатка спонсорских средств, использование какого-либо вида вложения, где была бы ярко выражена выгода для спонсора, принесла бы экономической сфере огромную помощь. Подобные договоренности помогают урегулировать нехватку государственных материалов в области финансов и технического оборудования, а также повышают эффективность производства экономики государства.

Получить более подробную информацию по услугам в сфере концессий и заключения концессионных соглашений Вы можете .

Ж.Р. Нигматуллина, старший консультант консалтинговой группы "Лекс"

Региональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры. Знание принципиальных различий между арендой и концессией поможет органам местного самоуправления принять решение о делегировании частному бизнесу функции управления предприятием ЖКХ.

Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде со­ действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) предусматривает наличие на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более 25%. Они должны осуществлять производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

Модель полной приватизации объектов коммунальной инфраструктуры представ ляется невыгодной для органов местного самоуправления, поскольку таит угрозу потери их влияния на ситуацию в этой сфере. Отношения с частным бизнесом, привлекаемым к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в свете Федерального закона № 185-ФЗ строятся на базе договоров долго- или краткосрочной аренды. В редких случаях используются концессионные соглашения.

Рассматриваемые договоры заключаются для разных целей. Договор аренды применяется для передачи имущества во временное владение и пользование либо только во временное пользование. При этом арендатор временно нуждается в имуществе или не имеет возможности приобрести его в собственность. Арендодателю, в свою очередь, это имущество не нужно, либо он желает извлечь прибыль из его передачи во временное пользование другому лицу. При этом объект окупается и возвращается собственнику в натуральной форме.

Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.

Следующим критерием различия между договорами аренды и концессии является субъектный состав. Статьей 608 ГК РФ за креплено общее правило, в соответствии с которым арендодателями могут быть собственник имущества либо лицо, управомоченное законом или уполномоченное собственником на сдачу имущества в аренду.

Заключать договоры аренды могут как соответствующий орган по управлению муниципальным имуществом (чаще всего по результатам конкурса), так и унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения, а также муниципальные учреждения. Таким образом, аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны до говора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) сторонами концессионного соглашения являются концедент концессионер, т. е. концессионное соглашение всегда имеет особый субъектный состав. В качестве концедента выступает публичный собственник - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Это позволяет говорить о непосредственном участии муниципального образования в гражданском обороте. Более того, со 2 июля 2008 г. отдельные права и обязанности концедента могут реализовывать органы и юридические лица, уполномоченные концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В качестве концессионера могут выступать только определенные субъекты правоотношений.

Объектом договора аренды может быть не только недвижимое имущество, которое относится к категориям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, но и любое другое неупотребляемое имущество, запрет или ограничения, на аренду которого не установлены законом (ст. 607 ГК РФ).

Интересна такая особенность концессионного соглашения, как обозначение в качестве объекта соглашения еще не существующего (будущего) имущества, которое концессионеру предстоит создать и за качество которого он отвечает. В связи с этим очевидна невозможность закрепления в концессионном соглашении обязанности концессионера вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормаль­ного износа, предусмотренного для арендатора ст. 622 ГК РФ. Договор аренды состоит в передаче арендатору во владение и (или) пользование уже существующего имущества. Однако в отношении последнего нет однозначного запрета изменять арендованное имущество. Статьей 622 ГК РФ закреплена возможность возврата имущества в том состоянии, которое обусловлено договором.

Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ предпола­гает, что имущество, пере­данное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, в любом случае "принадлежит или будет принадлежать" концеденту, что гарантирует сохранение права собственности на муниципальное имущество за муниципальным образованием и реализацию интересов населения соответствующей территории. По общему правилу аренда допускает возможность выкупа арендованного имущества, за исключением случаев, когда закон запрещает такой выкуп (ст. 624 ГК РФ).

Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Статья 610 ГК РФ, относящаяся к сроку договора аренды, не содержит ссылок на какие-либо ориентиры при его определении, срок устанавливается соглашением сторон.

Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные, отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий (п. 1 ст. 615 ГК РФ). При отсутствии условий подобного рода арендатор должен использовать имущество в соответствии с его назначением.

Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Исходя из очевидной социально значимой мотивации концессионных отношении в сравнении с арендой муниципального имущества, закон стремится к исключению коллизий прав концессионера с правами третьих лиц на имущество, переданное в концессию. Поэтому концессионеру в принципе не может быть передан объект, обремененный правами третьих лиц, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имуще­ства за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капиталь­ного ремонта. Таким образом, деятельность концессионера, в частности соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии ее своими экономическими интересами.

Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонт; на арендодателя, если иное не предусмотрено договором. Если же под капитальным ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного имущества, без которого это имущество нельзя использовать по назначению, то можно предположить, что выполнение данного ре­монта арендодателем значительно повлияет на условия пользования арендованным имуществом и поставит их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения работ.

Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение.

На договор аренды распространяется правило ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено в законе или договоре. Федеральный закон № 185-ФЗ в качестве общего правила закрепляет, что соответствующие риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3). Это обусловлено более широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком пребывания имущества в его пользовании.

Есть и еще одна обязанность концессионера, гарантирующая выполнение им условий соглашения. Это ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым также связывается появление у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона). В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК РФ возможен перенаем, т. е. арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу. Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для нарушения прав муниципалитета и потребительских коммунальных услуг

Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 185-ФЗ) в отличие от арендатора, имеющего также возможность вносить арендные права в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Это не создает дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором своих обязательств перед третьими лицами.

Концессионное соглашение и договор аренды муниципального имущества, относя­щегося к объектам коммунальной инфраструктуры, могут иметь определенное сходство в том случае, если арендная плата устанавливается в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Однако из текста этой статьи следует, что такие затраты могут полностью покрывать размер арендной платы, т. е. заменять ее.

Объект, обремененный правами третьих лиц, в принципе не может быть передан концессионеру, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Аренда имущества допускает возложение на арендатора затрат как форму арендной платы, а не как его самостоятельное обязательство перед арендодателем. Это означает, что возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, сочетаться с иными видами платы либо вообще отсутствовать ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия же предполагает возложение соответствующих затрат на концессионера вне всякой зависимости, в т.ч. независимо от наличия закрепленной в договоре концессионной платы, которая не может заменить вложение капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности и от того, осуществляет ли он реальное использование вещи. Концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, может не вносить концессионную плату в период создания и (или) реконструкции объекта до начала концессионной деятельности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.



Просмотров