Годовое уведомление по виду на жительство. Правила подачи уведомления о подтверждении проживания в РФ по виду на жительство: бланк и образец его заполнения. Правила прохождения ежегодной процедуры уведомления по внж

  1. Стадия возбуждения дела всегда связана с началом процессуальной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретного дела. Как правило данная стадия имеет четкую правовую регламентацию. КоАП содержит отдельную главу, регламентирующую вопросы возбуждения дела об административном правонарушении . Для возбуждения производства по изданию правовых актов управления и заключению административных договоров требуется предварительный анализ сложившейся управленческой ситуации, определенная информационная обеспеченность и прогнозирование дальнейшего развития ситуации, требующей урегулирования. Только после этого уполномоченный субъект избирает форму и метод управленческого воздействия и возбуждает производство. Возбуждение таких производств как регистрационное, лицензионно-разрешительное , по обращениям граждан связано с моментом подачи соответствующего акта лицом и принятия такого акта уполномоченным рассматривать дело органом.
  2. Подготовка дела к рассмотрению : в административном судопроизводстве эта стадия имеет содержанием действия по оценке полученных материалов и определению участников процесса; по назначению дела к слушанию; извещениям и вызовам суда.
  3. Стадия разрешения дела по существу (рассмотрение дела): содержанием этой стадии является всестороннее, полное и объективное изучение материалов в целях установления объективной истины по делу.
  4. Стадия вынесения решения: форма решения по делу бывает различной. Это могут быть постановления или определения судов, постановления, приказы или решения уполномоченных органов публичной власти или их должностных лиц. Главная особенность этой стадии – официальное оформление избранной формы управленческого решения. Именно с момента принятия правового управленческого решения оно приобретает качество юридического факта.
  5. Исполнение решения: в административном процессе не имеет ни общих правил, ни общего содержания. Порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях в общем виде регламентирован в КоАП (раздел 5), а решения, принятые в процессе административного судопроизводства, вступают в законную силу и исполняются на основе норм ГПК и АПК.
  6. В производствах административного процесса стадия обжалования (опротестования) принятого решения может предшествовать стадии исполнения решения или следовать за ней. Данная стадия реализуется, если лицо, заинтересованное в результате процесса, не удовлетворено полностью или в части принятым решением. Характерной особенностью является возможность альтернативного (административного или судебного) обжалования. Причем, обжаловать можно как итоговое решение, так и промежуточные процессуальные действия (бездействия) или решения лиц, осуществляющих процесс.
  7. Контроль за исполнением решения: он должен быть оперативным, гласными объективным, экономически целесообразным. Контрольной деятельности должны быть присущи не только карательные функции, контроль должен рассматриваться и как обратная связь, для которой устанавливаются контролируемые параметры, в рамках которых эта деятельность и должна осуществляться.

Вопрос – 117 Административно-процессуальное право: предмет, метод и задачи. Источники административно-процессуального права. Система а-п права. А-процессуальные нормы в системе норм права.


Система правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере функционирования исполнительной власти, обеспечения и охраны правопорядка, а также в сфере судебной деятельности при разрешении административных конфликтов по спорам о субъективных публичных правах образует административно-процессуальное право.

Предметом административно-процессуального права является система прав и обязанностей в сфере исполнительно-распорядительной деятельности публичной власти, совокупность правил, нормирующих субъективные публичные интересы, и сам административный процесс как способ охраны и защиты этих прав и интересов.

Предмет составляют:

  • Позитивная управленческая деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц и иных надлежаще уполномоченных субъектов, осуществляемая в целях упорядочения объектов и систем;
  • Охранительно-принудительная деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также судов, осуществляемая в целях охраны, поддержания и обеспечения установленного правопорядка;
  • Судебная административно-юстиционная деятельность, осуществляемая в форме судопроизводства в целях разрешения возникающих управленческих конфликтов и защиты субъективных публичных прав, свобод и законных интересов.

Метод представляет собой совокупность приемов и способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. Реализуется путем установления в нормах определенных предписаний, дозволений и запретов. Для позитивного (управленческого) процесса характерно преобладание предписания, для охранительного приоритетен запрет, а административная юстиция базируется на предоставлении возможности (дозволения) оберегать и отстаивать собственные публичные права и интересы. Сочетание вышеназванных основных способов воздействия образует такие специфические методы правового регулирования, как императивный (директивный) или диспозитивный (автономный).

Императивный метод – строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Он присущ административно-процессуальному праву в меньшей степени, чем уголовно-процессуальному, но в большей степени, чем гражданско-процессуальному.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений можно выделить еще 1 разновидность типов правового регулирования:

  • Общедозволительное, в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Этот тип регулирования становится преобладающим при определении процессуального статуса истца в ап.
  • Запретительное , в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Преобладает среди субъектов, обладающих собственными полномочиями по осуществлению управления, его охране или разрешения конфликтов (органы власти и их должностные лица).

Источники административно-процессуального права.

Это совокупность нормативных установлений, регламентирующих процедуры осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, охраны и обеспечения установленного правопорядка, а также защиты публичных прав и интересов в сфере функционирования исполнительной власти.

1) Основным актом, определяющим базовые параметры административно-процессуального права, является Конституция РФ , многие нормы которой устанавливают такие важнейшие аспекты как:

· Административно-процессуальное законодательство, отнесенное к совместному ведению РФ и субъектов

· Принципы административного процесса (демократизм; федерализм; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека м гражданина; приоритет общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров)

· Самостоятельность органов исполнительной и судебной власти

Судопроизводство по любому административному делу может последовательно проходить через несколько стадий процесса.

Стадия - это установленная законом часть судебного административного процесса, объединенная совокупностью определенных процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели судопроизводства, в рамках которой административный спор или жалоба на судебное решение по данному спору должны быть рассмотрены по существу.

Стадии судебно-административного процесса как относительно обособленной части судопроизводства характеризуются конкретными задачами, для достижения которых предусмотрены специальные, присущие только этой стадии средства. Процессуальные действия и отношения, образующие самостоятельную стадию процесса, протекают в специфических именно для этого этапа административного судопроизводства условиях, в определенные сроки, с участием особого круга субъектов. При этом судьи, ответственные за производство в данной стадии, наделяются в соответствии с задачами, стоящими на этой стадии, специальными полномочиями, а заинтересованные лица - правами для отстаивания своих интересов. Завершается каждая стадия процесса принятием определенного решения, оформляемого в виде соответствующего процессуального акта, в котором находят отражение ответы на вопросы, которые необходимо было решить на каждой из них.

При делении процесса на стадии определяющим критерием служит то обстоятельство, что процесс может быть завершен в любой стадии. Исходя из этого критерия возможно выделение следующих стадий судебно-административного процесса.

1. Производство в суде первой инстанции, которое имеет особое процессуальное значение. В этой стадии дело рассматривается по существу и разрешаются основные вопросы административной юрисдикции: о законности административного акта, о восстановлении нарушенного права, об удовлетворении административного иска и т.д. Она характеризуется вынесением важнейшего правоприменительного административно-процессуального акта - судебного решения, обусловливающего достижение основной цели всего судебно-административного процесса.

Производство в суде первой инстанции занимает главенствующее, центральное положение в общей системе судебно-процессуальной деятельности. Все последующие стадии обусловлены постановленным судебным решением и направлены либо на его исполнение, либо на его отмену или изменение с учетом волеизъявления заинтересованных лиц. Причем ни одна последующая судебная инстанция (за исключением апелляционной) не вправе постановить новое судебное решение. Поэтому в случае такой необходимости административное дело вновь подлежит возвращению в суд первой инстанции. Первая инстанция - это точка отсчета, и без производства в суде первой инстанции нет самого правосудия. Первая инстанция может оказаться и последней: если вынесенное решение не обжалуется или не опротестовывается, то этим решением суда первой инстанции и заканчивается разбирательство но делу.

  • 2. Производство в суде второй (апелляционной) инстанции. В апелляционном порядке решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом и прокурором, участвующим в административном деле (гл. 34 КАС РФ). Апелляционная инстанция может отменить решение суда первой инстанции, но она не вправе оставить производство по делу незавершенным. Если решение отменяется, суд второй инстанции должен разрешить дело по существу или окончить производство, используя одно из следующих полномочий: а) принять новое решение, т.е. вынести иное суждение суда о правах и обязанностях сторон административно-правового спора; б) прекратить производство по делу; в) оставить заявление без рассмотрения.
  • 3. Производство в суде кассационной инстанции. В кассационном порядке рассматриваются вступившие в законную силу судебные акты. Цель этой стадии - проверка законности и обоснованности судебных решений по жалобам заинтересованных лиц или по протесту прокурора. Переход дела в эту стадию возможен, как правило, при наличии инициативы лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами (гл. 35 КАС РФ).
  • 4. Производство в суде надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными актами (гл. 36 КАС РФ).
  • 5. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление, представление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подаются в суд, принявший этот судебный акт, лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом (гл. 37 КАС РФ).
  • 6. Исполнительное производство связано с необходимостью принудительного исполнения судебного решения или иного документа, если обязанное лицо добровольно это не делает (гл. 38 КАС РФ).

При этом каждая из этих стадий административного судопроизводства в свою очередь состоит из определенных этапов (от возбуждения дела до вынесения решения):

  • 1) возбуждение производства по делу. Этот этап начинается с подачи административного иска, заявления жалобы или протеста;
  • 2) подготовка дела к судебному разбирательству. Производится единолично судьей с участием всех заинтересованных лиц;
  • 3) судебное разбирательство. Этот этап является центральным звеном любой стадии судебно-административного процесса, поскольку именно на этом этапе осуществляются общие для данной стадии судопроизводства цели и задачи. Судебное разбирательство - это осуществляемое в форме судебного заседания рассмотрение и разрешение судебно-административного дела по существу вчиненного административного иска или по вопросам заявленной жалобы.

Особое значение имеет этап судебного разбирательства на стадии производства в суде первой инстанции, поскольку он связан с рассмотрением административного дела но существу. Рассматривая дело в судебном заседании, суд первой инстанции должен непосредственно исследовать доказательства, установить фактические обстоятельства дела, выяснить права и обязанности сторон в материальном административном правоотношении и вынести законное и обоснованное судебное решение.

В свою очередь, судебное заседание, в котором происходит разбирательство административного дела, состоит из четырех частей, которые могут быть обозначены как стадии разбирательства дела в судебном заседании :

  • - подготовительной;
  • - рассмотрения дела по существу;
  • - судебных прений;
  • - постановления и оглашения решения.

Каждая из этих частей (стадий судебного заседания) имеет свою специфическую задачу, свое содержание, место в судебном разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга вопросов.

Исполнительное производство как стадия судебно-административного процесса также включает три этапа:

  • - возбуждение исполнительного производства;
  • - подготовка дела к исполнительному производству;
  • - процедура исполнительного производства.

В отечественной литературе существует точка зрения, в соответствии с которой исполнительное производство не включается в судопроизводство, а рассматривается как самостоятельный вид административного процесса. Однако в современной теории административной юстиции определяющим является иной подход. Он нашел свое отражение и в решениях Европейского суда по правам человека. Так, в его постановлении от 07.05.2002 «Бурдов против России» содержится правовая позиция, согласно которой исполнительное производство является логическим продолжением судебного разбирательства, поскольку при неисполненном судебном решении правосудие теряет свою разумную ориентированность и завершенность.

Характеристика стадий административного судопроизводства

Свойством любого юридического процесса является стадийность, т.е. структурно обусловленная последовательность процессуальных действий. Прохождение дела в административном суде тоже имеет двухэтапный характер.

в Частности, можно выделить следующие стадии административного судопроизводства:

1. Обращение с административным иском и открытие производства по административному делу.

2. Подготовительное производство.

3. Судебное разбирательство и принятие судебного решения.

4. Пересмотр судебного решения (апелляционный порядок; кассационный порядок; пересмотре решения Верховным Судом Украины; за вновь открывшимися обстоятельствами).

5. Исполнение судебного решения.

Однако, при этом стоит заметить, что КАС устанавливает определенные особенности рассмотрения отдельных категорий дел, что накладывает соответствующий отпечаток и на процесс в этих делах в целом. Регламентации особенностей производства по отдельным категориям административных дел посвящена глава 6 раздела III КАС (ст.ст. 171 - 183-4). Так, определенные особенности имеют производства:

1) По делам относительно обжалования нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и других субъектов властных полномочий;

2) по делам относительно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

3) по делам по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий относительно привлечения к административной ответственности;

4) в делах, связанных с избирательным процессом или процессом референдума (в частности, по делам относительно обжалования решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий, комиссий по референдуму, членов этих комиссий по уточнению списка избирателей, относительно обжалования решений, действий или бездеятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдуме, относительно обжалования действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии, их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса;

5) по делам о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несовместимости;

6) в делах по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы;

7) по делам по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении относительно реализации права на мирные собрания;

8) по делам по административным искам об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания;

9) по делам по административным искам о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на ней размещены, по мотивам общественной необходимости;

10) сокращенное производство;

11) по делам об обращениях органов государственной налоговой службы;

12) в делах по обращению Службы безопасности Украины относительно наложения ареста на активы, связанные с финансированием терроризма и касающиеся финансовых операций, остановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета Безопасности ООН, снятие ареста с таких активов и предоставления доступа к ним.

Обращение с административным иском и открытие производства по административному делу является начальной стадией указанного процесса

Согласно принципу диспозитивности административный суд лишен права инициировать процесс, и судебный административный процесс начинается с обращения в административный суд лица, которая считает, что ее права, свободы и интересы нарушены. Судебное производство по административному делу инициируется путем подачи таким лицом административного иска. Итак, административный иск - это обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях. В процессе подготовки предыдущих проектов Административно-процессуального кодекса (именно такое название КАС имел ранее) вопрос названия процессуального документа, с которым будут обращаться в административный суд, был дискуссионным, в частности, предлагались такие названия, как жалоба, заявление и иск.

В административный суд имеет право обратиться любое лицо, если она считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы. В случаях, установленных законом, в суд могут обращаться органы и лица, которым предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц. Субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд в случаях, предусмотренных Конституцией и законами Украины. Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается 6-месячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Для защиты прав, свобод и интересов лица КАС и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Для обращения в суд по делам относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы устанавливается месячный срок. Если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, который исчисляется со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездеятельность субъекта властных полномочий. Для обращения в административный суд относительно обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок. Административный иск, поданный после окончания сроков, установленных законом, остается без рассмотрения, если суд по заявлению лица, которое его подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем постановляется определение.

Лицо обращается в суд с административным иском в форме письменного заявления непосредственно либо через почту, кроме того, письменное исковое заявление может быть составлено путем заполнения бланка искового заявления, предоставленного судом. В свою очередь, непосредственность означает подачу искового заявления в канцелярию суда, где ее безотлагательно регистрируют. Также непосредственность требует, чтобы заявление лица о защите его прав не поступало в суд вследствие ее пересылки "по назначению" государственным органам, органам местного самоуправления, объединениям граждан и т.д. Форма и содержание искового заявления определяются ст. 105 КАС.

Вопрос об открытии производства по административному делу судья решает в течение 3 дней со дня поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения, и не позднее 2 дней со дня получения судом в порядке, предусмотренном ч. Из ст. 107 КАС, информации о месте проживания (пребывания) физического лица.

Об оставлении искового заявления без рассмотрения, открытие производства по делу или отказа в открытии производства по делу судья выносит определение.

Копия постановления об открытии производства по административному делу безотлагательно после постановления направляется лицам, участвующим в деле, вместе с выпиской об их процессуальные права и обязанности, установленные ст.ст. 49, 51 КАС. Ответчикам и третьим лицам, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора, направляются также копии искового заявления и приложенных к нему документов.

В случае, когда судья установил, что исковое заявление подано с нарушением установленных требований, он выносит определение об оставлении искового заявления без движения, в котором указываются недостатки искового заявления, способ их устранения и устанавливается срок, достаточный для устранения недостатков. Копия определения об оставлении искового заявления без рассмотрения безотлагательно направляется лицу, подавшему исковое заявление, вместе с исковым заявлением и всеми приложенными к нему материалами. Такое постановление может быть обжаловано лицом, подавшим исковое заявление. Основания для возвращения искового заявления определены в ст. 108 КАС. Судья может отказать в открытии производства по административному делу, если: 1) заявление надлежит рассматривать в порядке административного судопроизводства; 2) в споре между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям имеется вступившее в законную силу: постановление суда или определение суда об отказе в открытии производства по административному делу, о прекращении производства по такому делу в связи с отказом от административного иска или примирением сторон; 3) наступила смерть физического лица или прекращено юридическое лицо, которые обратились с исковым заявлением или к которым предъявлен административный иск, если спорные правоотношения не допускают правопреемства. Об отказе в открытии производства по административному делу судья выносит определение.

Подготовительное производство - вторая за развитием судопроизводства стадия административного процесса. Задача этой стадии - определить спорные вопросы между сторонами и возможности примирения, а при отсутствии у сторон желания примириться - собрать весь доказательный материал, который следует исследовать на стадии судебного рассмотрения, с тем, чтобы рассмотреть и разрешить дело в одном судебном заседании в течение разумного срока. Подготовка дела к судебному разбирательству является одним из условий своевременного и правильного их решения. Объем подготовки дел, а также характер процессуальных действий, осуществляемых на этой стадии, зависят от обстоятельств и сложности каждого конкретного дела. Подготовку дела к судебному разбирательству осуществляет судья административного суда, который открыл производство в административном деле.

Суд до судебного рассмотрения административного дела принимает меры для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения дела в одном судебном заседании в течение разумного срока. С этой целью суд может: 1) принять решение об истребовании документов и других материалов; навести необходимые справки; провести осмотр письменных и вещественных доказательств на месте, если их нельзя доставить в суд; назначить экспертизу, решить вопрос о необходимости привлечения свидетелей, специалиста, переводчика; 2) принять решение об обязательности личного участия лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, о привлечении третьих лиц к делу; 3) вызвать на судебное рассмотрение административного дела свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков; 4) принять решение о проведение предварительного судебного заседания. По обоснованному ходатайству истца судья принимает меры относительно безотлагательного рассмотрения и разрешения дела. В таком случае вызов лиц, участвующих в деле, уведомление о принятых судом постановления осуществляются с помощью курьера, телефона, факса, электронной почты или другого технического средства.

Целью проведения предварительного судебного заседания является выяснения возможности урегулирования спора до судебного рассмотрения дела или обеспечения всестороннего и объективного разрешения дела в течение разумного срока. Предварительное судебное заседание проводится судьей, осуществляющим подготовку дела к судебному разбирательству с участием сторон и других лиц, участвующих в деле. Для урегулирования спора суд выясняет, не отказывается ли истец от административного иска, не признает ответчик, административный иск, и разъясняет сторонам о возможности примирения. Если спор не удалось урегулировать, суд: 1) уточняет исковые требования и возражения ответчика против административного иска; 2) выясняет вопрос о составе лиц, участвующих в деле; 3) определяет факты, которые необходимо установить для разрешения спора и какие из них признаются сторонами, а какие предстоит доказывать; 4) выясняет, какими доказательствами стороны могут обосновывать свои доводы или возражения, и устанавливает сроки для их предоставления; 5) совершает иные действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству.

По результатам подготовительного производства суд может вынести определение об: 1) оставление искового заявления без рассмотрения; 2) приостановление производства по делу; 3) прекращения производства по делу; 4) окончании подготовительного производства и назначении дела к судебному разбирательству.

Третьей и центральной стадией административного судопроизводства является судебное рассмотрение дела и принятие судебного решения, во время которой исследуются материалы дела и решается публично-правовой спор между сторонами. Рассмотрение административного дела является содержанием этой стадии, а судебное заседание - процессуальной формой рассмотрения дела. Регламентации этой стадии посвящена гл. 3 (ст.ст. 122-154) КАСС. Задачей стадии судебного разбирательства является выяснение позиций сторон, исследования доказательств по административному делу с целью установления на их основе обстоятельств, необходимых для разрешения спора, и соответствующих правоотношений. Для эффективного судебного рассмотрения суд прежде всего должен определить нормы права, которые могут быть применены к спорным правоотношениям. Достижения цели судебного разбирательства возможно лишь в случае осуществления его в четком соответствии с требованиями административного процессуального законодательства, с соблюдением надлежащей процессуальной формы.

Судебное заседание проводится в специально оборудованном помещении - зале судебных заседаний. Отдельные процессуальные действия в случае необходимости могут совершаться за пределами помещения суда. Административное дело должно быть рассмотрено и решено в течение разумного срока, но не более месяца со дня открытия производства по делу, если иное не установлено КАСС. Дела относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы рассматриваются и решаются в течение разумного срока, но не более 20 дней со дня открытия производства по делу. Следует обратить внимание на ч. 4 ст. 122 КАС, которая устанавливает, что лицо, участвующее в деле, имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Если такое ходатайство заявили все лица, участвующие в деле, судебное разбирательство дела осуществляется в порядке письменного производства по имеющимся в деле материалам.

Рассмотрение дела в судебном заседании производится путем последовательного совершения судом и участниками процесса комплекса процессуальных действий, которые составляют определенные части (подстадии, этапы), каждая из которых имеет свои задачи и содержание:

1) подготовительная стадия (регламентируется ст.ст. 122-134 КАС) - открывается судебное заседания председательствующим, который объявляет, какое дело рассматривается, устанавливается, кто из участников дела прибыл к судебному заседанию, кто не прибыл, по какой причине. Эта стадия предопределяет эффективность проведения судебного заседания. Процессуальные действия, которые ей присущи, направленные на проверку наличия всех условий, необходимых для рассмотрения и решения административного дела в этом судебном заседании (может ли административное дело быть рассмотрено за такого состава суда, за такой явки участников процесса, при наличии таких доказательств).

Далее устанавливается личность переводчика, разъясняются его права и приводят его к присяге, сообщается о полном фиксировании судебного процесса, устанавливаются личности тех, кто прибыл в судебное заседание, а также проверяются полномочия должностных и служебных лиц, их представителей, объявляется состав суда, разъясняются права отвода;

2) начало судебного разбирательства дела по существу: председательствующий докладывает в деле о содержании исковых требований, о признании сторонами определенных обстоятельств во время подготовительного производства, после чего он выясняет: поддерживает ли истец административный иск, признает ли его ответчик и не желают ли стороны примириться. При рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле, председательствующий в судебном заседании докладывает о ее позиции относительно исковых требований, если она изложена в письменных пояснениях. Истец может отказаться от административного иска, а ответчик - признать административный иск в течение всего времени судебного разбирательства, сделав устное заявление. Если отказ от административного иска или признание административного иска изложено в адресованном суду письменном заявлении, это заявление приобщается к делу. Стороны могут примириться в течение всего времени судебного разбирательства или заявить ходатайство о предоставлении им времени для примирения. Истец может в течение всего времени судебного разбирательства увеличить или уменьшить размер исковых требований, подав письменное заявление, которое приобщается к делу. До начала судебного рассмотрения дела по существу истец может изменить основание или предмет административного иска, подав письменное заявление, которое приобщается к делу. Заявление об изменении исковых требований должно соответствовать требованиям, которые установлены КАСС для исковых заявлений. В случае несоответствия заявления требованиям ст. 106 КАС суд своим определением возвращает его истцу. Определение суда, вынесенное по результатам рассмотрения вопроса о принятии заявления об изменении исковых требований, отдельно не обжалуется. Суд по ходатайству ответчика объявляет перерыв в судебном заседании и предоставляет ответчику срок, достаточный для подготовки к делу в связи с изменением истцом исковых требований (ст. 137 КАС);

3) исследования обстоятельств дела и проверка доказательств (рассмотрение дела по существу - ст.ст. 138-151 КАС) на этой стадии осуществляется исследование доказательств, предметом доказывания являются обстоятельства, которыми обосновываются исковые требования или возражения или имеют другое значение для разрешения дела и которые следует установить при принятии судебного решения по делу. Доказательства должны отвечать ряду требований. Так, они должны быть надлежащими, то есть такими, которые содержат информацию о предмете доказывания; допустимыми, то есть полученными в соответствии с требованиями закона, подтверждены определенными средствами доказывания. Не требуют доказывания в административном судопроизводстве обстоятельства, которые являются: общеизвестные (глобальные, общегосударственные и локальные); преюдициальные; признанные сторонами.

Для установления обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 138 КАСС, в судебном заседании заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследуются письменные и вещественные доказательства, в том числе носители информации с записанной на них информацией, заключения экспертов. Суд, заслушав объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, устанавливает порядок исследования доказательств, которыми они обосновывают свои требования и возражения. Также на этой стадии суд, при условиях, предусмотренных ст. 150 КАС, может отложить рассмотрение дела или объявить перерыв. Если рассмотрение дела было отложено, новое его разбирательство начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений лиц, участвующих в деле, предоставленных ранее, если состав суда не изменился и к участию в деле не были привлечены третьи лица, которые заявляют самостоятельные требования на предмет спора, суд продолжает производство по делу со стадии, на которой рассмотрение дела было отложено. Если в рассмотрении дела был объявлен перерыв, производство по делу после его окончания продолжается со стадии, на которой оно было прервано;

4) судебные прения (это персонифицированное обращение сторон и других участников административного дела с речами в судебном заседании) - осуществляются в соответствии со ст. 152 КАСС и существенных особенностей не имеют. Задачей заключительной части (судебных дебатов) является подведение итогов проведенного выяснения обстоятельств дела и проверки их доказательствами лицами, которые принимают участие в рассмотрении административного дела. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле. В этих речах можно ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, которые исследованы в судебном заседании. В прениях первым предоставляется слово истцу, его представителю, а затем - ответчику, его представителю. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, и его представитель выступают после сторон в деле. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, их представители выступают в прениях после лица, на стороне которого они участвуют. По ходатайству сторон или третьих лиц в прениях могут выступать лишь их представители. Суд может установить регламент выступлений лиц, участвующих в деле, определяет их продолжительность. Председательствующий в судебном заседании может остановить выступающего лишь тогда, когда он выходит за пределы рассматриваемого дела. С разрешения суда после окончания судебных прений выступающие могут обменяться репликами. Однако в отличие от Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК) (ст. 193), КАС не закрепляет право последней реплики ответчика и его представителя;

5) принятие решения (выход административного суда после судебных прений в совещательную комнату для принятия решения с обеспечением тайны совещательной комнаты (ст.ст. 153-154 КАС). При принятии судебного решения никто не имеет права присутствовать в совещательной комнате, кроме состава суда, который рассматривает дело (ст. 154 КАС).

Суд вправе прервать совещание только для ночного отдыха. Во время перерыва судьи не имеют права общаться с лицами, которые принимают участие в деле. Во время пребывания в совещательной комнате судья не имеет права рассматривать другие судебные дела. Судьи не имеют права разглашать ход обсуждения и принятия решения в совещательной комнате. Тайна совещательной комнаты играет двойную роль. Она, во-первых, обеспечивает принадлежность вынесения судебного решения, который предусматривает невозможность присутствия в комнате кого-то кроме судей, которые слушали дело; во-вторых, поддерживает юридический и моральный авторитет судебного решения;

6) провозглашения судебного решения (ст.ст. 167-170 КАС). Задачей этой стадии является решение дела по существу, имеет форму судебного решения, и провозглашение его. Судебные решения по административным делам есть 2 видов:

1. Судебное решение, которым суд решает спор по существу, выносится в форме постановления.

2. Судебное решение, которым суд приостанавливает или закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения либо принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств, выносится в форме постановления.

К судебному решению предъявляются требования: законности, обоснованности, полноты, точности, ясности.

Суд выносит постановление именем Украины немедленно после окончания судебного разбирательства. Постановление выносится, составляется и подписывается в совещательной комнате составом суда, который рассматривал дело. Постановление состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Определение, выносимое в виде отдельного процессуального документа, состоит из вступительной части (дата, время и место его вынесения; наименование административного суда, фамилия и инициалы судьи (судей), имена (наименование) сторон и других лиц, участвующих в деле); описательной (с указанием сути ходатайства и именем (наименованием) лица, его заявила, другой вопрос, что решается определением); мотивировочной (с указанием мотивов, по которым суд пришел к выводам, и закона, которым руководствовался суд, постановляя постановление); резолютивной (с указанием выводов суда; срока и порядка обретения постановлением законной силы и его обжалования) частей.

Судья, который не согласен с судебным решением, может письменно изложить свое особое мнение. Отдельное мнение судьи не оглашается в судебном заседании, приобщается к делу и является открытой для ознакомления.

Судебное решение провозглашается публично немедленно после выхода суда из совещательной комнаты. Председательствующий в судебном заседании разъясняет содержание решения, порядок и срок его обжалования. По требованию лица, участвующего в деле, а так же лица, не принимавшего участия в деле, но в отношении которых суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности, суд в этот же день выдает копию постановления (или его вступительной и резолютивной частей) или определения суда. В случае провозглашения в судебном заседании только вступительной и резолютивной частей постановления суд сообщает время, когда лица, участвующие в деле, могут получить копию постановления в полном объеме. Суд составляет полный текст постановления в срок, предусмотренный ч. Из ст. 160 КАС. Лицам, которые принимали участие в деле, но не присутствовали в судебном заседании, копия судебного решения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 3 дней со дня его принятия или составления в полном объеме или в случае их обращения вручаются под расписку непосредственно в суде. Если копия решения направлена представителю, то считается, что она направлена и лицу, которое он представляет. Судебное решение считается врученным, в частности, в случае возврата почтового отправления, которое не вручено адресату по независящим от суда причинам, и в случае отсутствия лиц, участвующих в деле, по адресу, указанному этими лицами суда, либо по адресу местонахождения (места жительства), указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, для физических лиц, которые не имеют статуса предпринимателей, по адресу их места жительства или места пребывания, зарегистрированной в установленном законом порядке. Если дело рассматривается судом по местонахождению субъекта властных полномочий и он не присутствовал в судебном заседании во время провозглашения судебного решения, суд направляет копии такого решения, а лишь сообщает субъекту властных полномочий о возможности получения копии судебного решения непосредственно в суде.

Пересмотр судебного решения (апелляционный порядок; кассационный порядок; пересмотре решения Верховным Судом Украины ; по ново выявленным обстоятельствам) хотя и является факультативной, однако является очень важной стадией процесса, с точки зрения соблюдения принципов законности во время рассмотрения административных дел, поскольку одним из конституционных принципов судопроизводства и принципу административного судопроизводства является обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений суда. Реализация этих принципов находит свое воплощение в разделе IV "Пересмотр судебных решений" КАС.

Благодаря пересмотру судебных решений обеспечивается реализация права на защиту. Пересмотр судебных решений вышестоящим судом имеет целью обеспечение принятия судами законных и обоснованных решений, недопущения какого-либо нарушения законодательства, прав, свобод и законных интересов участников процесса. Кроме того, благодаря пересмотру решений вышестоящие суды должны выявлять слабые стороны деятельности других судов, делать обобщения и давать соответствующие разъяснения с целью обеспечения одинакового применения законодательства судами всех уровней, формирование судебной практики.

Пересмотр судебных решений в административном судопроизводстве реализуется в 4 формах: апелляционное производство; кассационное производство; пересмотр Верховным Судом Украины решений после их кассационного рассмотрения и производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Первым видом производства этого вида является апелляционное производство в административном судопроизводстве. Право на апелляционное обжалование имеют: стороны, другие лица, участвующие в деле, а также лица, которые не принимали участия в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности, кроме случаев, установленных КАСС.

В апелляционном порядке обжалуются постановления суда первой инстанции полностью или частично и определения суда первой инстанции (в случаях, предусмотренных КАС, могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от постановления суда полностью или частично. Возражения на другие определения могут быть изложены в апелляционной жалобе на постановление суда первой инстанции).

Апелляционная жалоба на постановление суда первой инстанции подается в течение 10 дней со дня его провозглашения, а в случае применения судом положений ч. 3 ст. 160 КАСС, а также в случае вынесения постановления в письменном производстве апелляционная жалоба подается в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Если субъекта властных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 167 КАС, было сообщено о возможности получения копии постановления суда непосредственно в суде, то 10-дневный срок на апелляционное обжалование постановления суда исчисляется со следующего дня после истечения 5-дневного срока с момента получения субъектом властных полномочий сообщение о возможности получения копии постановления суда.

Апелляционная жалоба на определение суда первой инстанции подается в течение 5 дней со дня провозглашения определения. Если определение было вынесено в письменном производстве или без вызова лица, которое его обжалует, апелляционная жалоба подается в течение 5 дней со дня получения копии постановления.

Если субъекта властных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 167 КАС, было сообщено о возможности получения копии постановления суда непосредственно в суде, то 5-дневный срок на апелляционное обжалование постановления суда исчисляется со следующего дня после истечения 5-дневного срока с момента получения субъектом властных полномочий сообщение о возможности получения копии постановления суда.

Апелляционная жалоба, поданная по истечении сроков, установленных КАСС для апелляционного обжалования, остается без рассмотрения, если суд апелляционной инстанции по заявлению лица, которое ее подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем постановляется определение.

От апелляционного производства кассационное отличается пределами пересмотра судебного решения. Так, суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу и не может исследовать доказательства, устанавливать и признавать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судебном решении, и решать вопрос о достоверности того или иного доказательства.

Право кассационное обжалование имеют: стороны, другие лица, участвующие в деле, лица, не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности. В кассационном порядке обжалуются: судебные решения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке судебные решения суда апелляционной инстанции полностью или частично, кроме случаев, предусмотренных КАС, постановления суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также постановления суда апелляционной инстанции, если они препятствуют дальнейшему производству по делу. Возражения против других определений могут быть включены в кассационную жалобу на судебное решение, принятое по результатам апелляционного производства.

Кассационная жалоба на судебные решения подается в течение 20 дней после вступления в законную силу судебного решениям суда апелляционной инстанции, кроме случаев, предусмотренных КАС, а в случае составления постановления в полном объеме в соответствии со ст. 160 КАС - со дня составления постановления в полном объеме.

Пересмотр судебных решений Верховным Судом Украины в административном судопроизводстве является разновидностью кассационного обжалования. Появление этого института связано с закрепленной в Украине четырехуровневая (інстанційною) судебной системой. Наивысшим уровнем (инстанцией) является Верховный Суд Украины, который путем пересмотра судебных решений судов общей юрисдикции направляет в едином русле судебную практику.

Основаниями для производства по исключительным обстоятельствам в соответствии со ст. 237 КАС могут быть:

1) неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях. Еще в 2000 г. Конституционный Суд Украины высказал правовую позицию о том, что единообразие практики применения законодательства и устранения неоднозначности применения законодательства судами в их решениях обеспечивается путем проверки судебных дел в кассационном порядке или в порядке надзора, обобщения практики Верховным Судом Украины и Высшим хозяйственным судом Украины. Тем самым Конституционный Суд Украины определил, что вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции, подлежат самостоятельному решению ими и не относятся к компетенции Конституционного Суда Украины;

2) установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом. Наличие последней основания связана с расширенным применением международных правил (договоров) в судебной практике, особенно тех, которые устанавливают международные стандарты в области прав человека.

Стороны и другие лица, участвующие в деле, имеют право подать заявление о пересмотре судебных решений по административным делам после их пересмотра в кассационном порядке. Заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 237 КАС, может быть подана лицом, в пользу которого постановлено решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной. Не может быть подано заявление о пересмотре определений суда кассационной инстанции, которые не препятствуют производству по делу. Возражения против таких определений могут быть включены в заявление о пересмотре судебного решения, принятого по результатам кассационного производства.

Заявление о пересмотре судебных решений, требования к которой установлены в ст. 239 КАС, подается в течение одного месяца со дня принятия судебного решения, по которому заявлено ходатайство о пересмотре, или со дня принятия судебного решения, на которое осуществляется ссылка в подтверждение оснований, установленных п. 1 ч. 1 ст. 237 КАС, если оно принято позже, но не позднее одного года со дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление. Заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. И ст. 237 КАС, может быть подана не позднее одного месяца со дня, когда лицу, в пользу которого постановлено решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, стало известно о приобретении этим решением статуса окончательного.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра теории и истории права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Административное право

на тему: Стадии административного процесса

ФП, 2-й курс, ДПВ-2 (11.12.09)

Т.Л. Апоревич

Руководитель

Ассистент кафедры (11.12.09)

А.Н. Шкляревский


Курсовая работа: 29 с., 20 источников.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, СТАДИЯ, ЭТАП, ПРОЦЕСС, СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЖАЛОБА (ПРОТЕСТ), АДМИНИСТРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА, ОБЖАЛОВАНИЕ, ОПРОТЕСТОВАНИЕ

Объект данного исследования – общественные отношения, связанные с проблемой совершенствования материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях.

Предмет исследования – стадии административного процесса.

Цель работы – анализ законодательства в области административно-процессуальной деятельности с различных точек зрения.

Задачами данной работы являются: обеспечение правильного и единообразного применения закона; рассмотрение стадий административного процесса; выявление основных проблем в административном процессе.

В процессе работы проведено следующее исследование: проанализированы существующие стадии административного процесса в соответствии с законодательством.

При выполнении работы были использованы общие методы – диалектический, системный, формально-логический, функциональный;; специальный – сравнительный.

Элементам научной новизны является: необходимость проведения комплексных теоретических исследований в области законодательства об административной ответственности с целью выработки предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях, обоснованию выделения их в самостоятельные отрасли права и новые научные направления.


ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

2. СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

2.1 ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

2.2 ПОДГОТОВКА ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ К РАССМОТРЕНИЮ

2.3 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

2.4 ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПО ДЕЛУ

2.5 ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Тема работы: "Стадии административного процесса".

Административный процесс принято понимать как административно-процессуальную деятельность в отличие от административно-процессуального права, представляющего собой систему норм, регулирующих административно-процессуальную деятельность. Анализ сущности и особенностей административного процесса есть предпосылка формирования правильного и всестороннего представления об административно-процессуальном праве.

В общем смысле процесс можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный процесс и т.п.).

Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

К этим стадиям относятся: возбуждение дела об административном правонарушении; подготовка дела об административном нарушении к рассмотрению; рассмотрение дела; обжалование и опротестование; исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Задачами данной работы являются: обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечён к административной ответственности, рассмотрение стадий административного процесса; выявление основных проблем в административном процессе.


Важную роль в борьбе с правонарушениями играет административный (административно-деликтный) процесс – производство по делам об административных правонарушениях.

Вопрос о понятии и сущности административного процесса в административно-правовой литературе является одним из самых дискуссионных. Существуют различные точки зрения на границы и объём административного процесса .

Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.

Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие "процесс", как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.

Государственно-управленческая деятельность в основном сориентирована на решение задач позитивного характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признаком, а сама она не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают административному процессу своеобразную окраску .

С юридической точки зрения процесс имеет своим назначением реализацию норм материального права. Тогда деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Таким образом административный процесс обеспечивает применение норм административного права в сфере государственного управления в целях достижения определенных юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

Другими словами, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения, т.е. правоприменение, а занимаются этим субъекты исполнительной власти. Но надо помнить, что в равной мере субъекты исполнительной власти реализуют и санкции материальных административно-правовых норм.

Следовательно, осуществляя государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера, т.е. реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм .

Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

Эти обстоятельства породили двоякий подход к характеристике процессуальной деятельности исполнительных органов (должностных лиц), обозначаемой в качестве административного процесса .

Первый подход возник в 60-е годы прошлого столетия. Сторонниками широкого понимания административного процесса можно назвать В.Н. Протасова и его единомышленников. Суть этого подхода заключается в том, что под административным процессом предлагается понимать только деятельность по применению мер административного принуждения. Исходя из этой позиции даётся следующее определение административного процесса: административный процесс (в узком смысле) – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка. По мнению В. Н. Протасова, административный процесс представляет собой процессуальную процедуру, в рамках которой реализуется охранительное правоотношение. Регулятивное же правоотношение, с точки зрения В. Н. Протасова, осуществляется не в форме юридического процесса, а в форме так называемой материально процедуры. При этом автор не формулирует чёткого понятия юридической процедуры, но лишь констатирует её признаки.

Второй подход к определению административного процесса состоит в том, что в административный процесс, помимо отношений по осуществлению принуждения, включаются та к называемые отношения положительного управленческого характера, возникающие при применении регулятивных норм материального права. Следовательно, при втором подходе административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. Такой процесс иногда называют организационно-процедурным или позитивным административным процессом, т.е. процессом в широком смысле, который охватывает все случаи применения норм материального административного права.

Чтобы законно проживать в РФ иностранные граждане должны предварительно оформить специальные разрешительные документы. Один из таких документов – вид на жительство. Подтверждение проживания по виду на жительство – процедура регулярная и обязательная. Каким образом она проводится? Применяются ли к нарушителям штрафные санкции?

Порядок пребывания иностранцев в России регламентируется ФЗ-115. В 8 статье закона говорится о том, что иностранный гражданин должен регулярно уведомлять миграционную службу о месте своего пребывания. Для этого документы должны быть переданы в УФМС по текущему месту проживания.

Стоит отметить, что эта поправка была внесена относительно недавно. Введение этой меры связано с тем, что ранее иностранные граждане сразу после получения ВНЖ уезжали на ПМЖ в другие страны.

Как часто нужно подтверждать ВНЖ

Подтверждение вида на жительство – процедура, которая должна проводиться ежегодно. При этом подавать заявку необходимо в течение 60 дней по истечении одного календарного года с момента получения ВНЖ.

Как подать уведомление

Подтверждение проживания невозможно без подготовки заявления установленной формы. Также понадобятся следующие бумаги:

  • Ксерокопия паспорта.
  • Подтверждение временной либо постоянной регистрации по месту пребывания.
  • Подтверждение наличия легального источника доходов (к примеру, справка с работы с указанием оклада).

Вышеперечисленные документы передаются в отделение ГУВМ МВД РФ (ранее — ФМС), где был получен вид на жительство . Если текущее место проживания отличается от прежнего, где был оформлен ВНЖ, уведомление подают в ФМС по данному региону.

Варианты подачи

Подтверждение ВНЖ осуществляется исключительно в ГУВМ (ФМС). Для этого нужно посетить отделение службы. Возможен вариант подачи по предварительной записи через портал государственных услуг. Также полный пакет документов может быть передан в ГУВМ через отделения почтовой связи.

Подавать заявление и документы необходимо лично. Если подтверждается вид на жительство несовершеннолетнего лица, подача осуществляется его родителями или законными представителями (опекунами).

Как уведомление заполняется

Представляет собой лист формата А4. Он состоит из двух частей: левая – для заявителя, а правая – отрывная.

Часть заявителя заполняется с двух сторон. Здесь необходимо последовательно указать следующие сведения:

  1. Название отделения ФМС, куда направляются документы.
  2. ФИО иностранного гражданина.
  3. Название отделения миграционной службы (ещё раз).
  4. Адрес места жительства иностранца с индексом.
  5. Сведения о трудоустройстве за последний год (дата заключения трудового договора и увольнения, наименование и контакты работодателя, должность).
  6. Информация о выездах за пределы РФ (государство, дата выезда из России и въезда).
  7. Размер и источники дохода за последний год.
  8. Паспортные данные.
  9. Данные разрешения на временное проживание.
  10. Данные вида на жительство.
  11. Название документов, подтверждающих доход.

В конце нужно поставить подпись с расшифровкой.

Отрывная часть заполняется в ФМС либо в почтовом отделении. На ней ставится печать, после чего она передаётся иностранному гражданину.

Бланк уведомления следует заполнять на русском языке от руки разборчиво. Также это можно сделать на компьютере. Правильность заполнения документа проверяется на месте сотрудником миграционной службы либо отделения почтовой связи.

Понадобятся ли дополнительные документы

Дополнительная документация понадобится только в случае, если заявка подаётся родителями или опекунами несовершеннолетнего лица. Им необходимо приложить копию свидетельства о рождении, заверенную нотариусом и переведённую на русский язык, а также бумаги, подтверждающие опеку над ребёнком (в случае опекунства).

Санкции за нарушение законодательства

Российское законодательство предполагает штрафные санкции для иностранных граждан, которые не подтверждают проживание при наличии ВНЖ. Обычно нарушителей привлекают к административной ответственности в виде штрафа не более 7000 рублей. Однако стоит помнить о том, что сам ВНЖ в этом случае может быть аннулирован.

Чтобы избежать подобных ситуаций, следует своевременно подавать уведомление. Если появились форс-мажорные обстоятельства, при которых бумаги невозможно подать, следует обратиться в отделение ФМС с подтверждающими документами и разъяснить ситуацию.

Подтверждение проживания по виду на жительство – процедура обязательная для всех иностранных граждан, живущих в России. В случае её невыполнения нарушителям грозит административная ответственность вплоть до аннулирования ВНЖ.



Просмотров