Федеральный закон ст 16 ч 2

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Комментарий к Ст. 16 ЗоЗПП РФ

1. В целом комментируемая норма по своему смыслу близка к содержанию статьи 168 Гражданского кодекса РФ , устанавливающей, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Однако в данном случае сфера применения Закона все-таки шире. Многие нормы носят диспозитивный характер и предполагают при заключении сделки как предоставление субъектам права определенных прав, так и возможность данные права ограничить соглашением участников этой сделки.

Например, в соответствии со статьей 464 ГК РФ в случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в разумный срок, назначенный покупателем, последний вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Как видно, общая норма Гражданского кодекса допускает заключение сторонами соглашения, ограничивающего право покупателя отказаться от товара, однако комментируемая статья 16 Закона О защите прав потребителей признает такое соглашение недействительным, поскольку оно явно может ущемить права потребителя, как в части использования товара, так и в части предъявления требований в отношении недостатков товара или возмещения вреда, причиненного этими недостатками.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

В данном случае законодатель исходил из презумпции отсутствия у потребителя специальных познаний, а именно юридических. Потребитель, не имеющий достаточных познаний в области защиты прав потребителей, скорее всего, не будет сознавать, что некоторые условия заключенного им договора недействительны потому, что ущемляют его права. Кроме того, следует помнить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 9 ГК РФ отказ граждан от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

2. Одним из самых распространенных нарушений прав потребителя является навязывание в той или иной форме приобретения различных товаров и услуг. Иногда продавцы или исполнители просто отказывают в заключении договора с потребителем, не желающим приобрести вместе с необходимым ему товаром, работой или услугой нечто дополнительное. В этом случае помимо нарушения комментируемой ст.16 ЗоЗПП РФ нарушается также , устанавливающая, что коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В других случаях условия договора предусматривают предоставление потребителю тех или иных преимуществ в случае приобретения им дополнительных товаров, работ или услуг, либо, наоборот, условия договора предусматривают лишение тех или иных благ для тех потребителей, которые откажутся от приобретения дополнительных опций.

Все подобные условия договоров являются недействительными и при исполнении договоров либо при разрешении споров учитываться не могут.

Бывают и более сложные ситуации, когда продавец продает набор товаров, работ или услуг либо когда какие-то товары интегрированы друг в друга. В этих случаях необходим дифференцированный подход к оценке действий продавца или исполнителя.

Если изготовитель создал набор товаров, взаимодополняющих друг друга (например, набор мебели), и продавец предложил данный набор к продаже в том же виде, как и приобрел его, то в действиях продавца не будет нарушения комментируемой нормы, поскольку товаром в данном случае будет являться именно набор предметов, а не каждый предмет в отдельности.

Не будет нарушения и в том случае, если несколько однотипных предметов объединены упаковкой, предназначенной не для транспортировки и перемещения товара на складе, а для использования потребителем. В первом случае упаковка содержит минимум информации о товаре (или вообще ее не содержит), а также элементов оформления, объединяет в себе большое количество предметов, предназначенных к продаже, и обычно не очень удобна к переноске в одной руке. Во втором случае упаковка содержит, как правило, не меньшее количество информации о товаре, чем один из предметов, входящих в нее, красочно оформлена и удобна для переноски в одной руке, обычно такие упаковки не содержат в себе большое количество предметов. Если же продавец предлагает потребителям приобретать определенные товары только по несколько штук или в большом количестве (мелкий опт), его действия будут противоречить Закону.

В настоящее время актуальной становится проблема приобретения товаров, использование которых не предполагается изготовителем без заключения договора об оказании услуг. Ярким примером такой ситуации является распространение мобильного устройства под названием "iFon". Компания, производящая его, "Apple", распространяет данный товар только в тех странах, в которых ей удается заключить контракты с операторами мобильной связи, по условиям которых "Apple" получает определенную долю от оплаты услуг, оказываемых данными операторами потребителям, купившим "iPhone" вместе с контрактом. Следует сказать, что на сегодняшний день официальные поставки этого товара осуществляются в небольшое количество стран, во многих странах не удалось достичь соглашения с операторами, а в других - заключать подобные сделки запрещает местное законодательство.

К числу последних относится и Российская Федерация, комментируемая статья 16 ЗоЗПП помимо прочего запрещает продавать товары только при условии заключения договора возмездного оказания услуг (в данном случае - услуг связи). Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Это означает, что даже если бы потребитель и приобрел товар с контрактом определенного оператора мобильной связи, он в любой момент мог бы расторгнуть его.

По указанным выше причинам такие товары как "iPhone" не могут продаваться на тех условиях, которые выдвигают их производители в других странах.

Закон запрещает обуславливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

Очень часто исполнение гарантийных обязательств привязывается к приобретению определенных товаров, работ или услуг, не являющихся предметом договора. Нередко в договорах, заключенных с потребителями, или в гарантийных талонах, изготовленных производителями товаров, указывается целый перечень причин, по которым потребителю может быть отказано в удовлетворении его требований в рамках гарантии качества: отсутствие пломб, непрохождение технического обслуживания в определенном сервисе, приобретение дополнительных комплектующих у третьих лиц и т.д. Следует признать, что почти всегда подобные условия являются ничтожными.

Дело в том, что нормы Закона устанавливают определенные обязанности продавцов, изготовителей и уполномоченных лиц только в зависимости от того, обнаружен недостаток в пределах гарантийного срока или нет. Если недостаток обнаружен в пределах действия гарантийного срока, Закон устанавливает обязанность указанных лиц либо удовлетворить требования потребителя, либо доказать, что они возникли после передачи товара (работы, услуги) потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования (работы, услуги), хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы и п. ). Как видно, возникновение данных обязанностей не зависит от воли сторон и не может быть предметом соглашения (договора) или односторонней сделки (установления изготовителем гарантийного срока), поскольку указанные отношения регулируются императивными нормами закона.

В указанных выше примерах неисполнение требований договора или гарантийного талона не приведет к изменению объема обязательств продавца, исполнителя, изготовителя или уполномоченного лица, но могут повлиять на возможность доказывания вины потребителя в возникновении недостатка. Отсутствие пломб само по себе не говорит о том, что потребитель вскрывал товар, что-то делал с его содержимым и вследствие этих действий возник недостаток. Но если экспертизой будет установлено, что товар пришел в негодность вследствие механического повреждения его внутренних частей, то тот факт, что на момент передачи товара продавцу или изготовителю товар не имел пломб, может свидетельствовать в пользу версии вины потребителя в возникновении недостатка.

Требование об обслуживании товара или приобретении дополнительных комплектующих у определенных лиц может и должно расцениваться как навязывание товаров или работ (услуг).

Также не стоит забывать, что договором можно согласовать только дополнительное обязательство продавца товара, предусмотренное , но не гарантийное обязательство изготовителя, являющееся односторонней сделкой, на него договор купли-продажи вообще не распространяется.

В целом же, учитывая все нормы Закона, регулирующие возникновение и исполнение обязательств в связи с обнаружением потребителем недостатков товаров, работ или услуг, можно сделать вывод о том, что изготовитель и продавец вправе установить только продолжительность гарантийного срока (подробнее о продолжительности гарантийного срока см.

Новая редакция СТ 16 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Комментарий к Статье 16 ЗоЗПП РФ

1. Общие условия и порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров регулируются гражданским законодательством. Одним из главных принципов договорных отношений является полное равноправие сторон договора.

Однако длительная монополия государства в области торговли и бытовых услуг привела к фактической зависимости потребителя от воли продавца и исполнителя, несмотря на принимаемые «правильные» решения на разных уровнях управления. В связи с этим в Законе на высшем юридическом уровне закрепляются некоторые положения, направленные на защиту интересов потребителя в этой области. Важной гарантией защиты интересов потребителя являются правила, установленные ст. 16 ЗоЗПП РФ.

Появление этой статьи вызвано тем, что обстоятельства заключения договоров, и прежде всего, розничной купли-продажи, не всегда дают возможность потребителю исключить условия, противоречащие законодательству.

Согласно действующему законодательству, договор — это не только письменное, но также и устное соглашение сторон (в данном случае потребителя и продавца (исполнителя) о цене, качестве и других условиях. Этим обстоятельством нередко злоупотребляют недобросовестные продавцы и исполнители для того, чтобы, пользуясь зависимым положением потребителя, навязать ему ненужную продукцию или другие незаконные условия.

Закон говорит о недействительности отдельных условий договора, тем самым признавая возможность одновременной действительности других условий. Возникающий в связи с этим вопрос о юридической судьбе всей сделки должен решаться в соответствии со ст. 180 Гражданского кодекса : недействительность части сделки не влечет за собой недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Следовательно, если можно предположить, что сделка не состоялась бы без включения недействительных ее условий, она признается недействительной в целом.

2. Некоторые права потребителей в сфере торгового и других видов обслуживания, имеющие практическое значение и часто нарушаемые, Закон определяет более конкретно. К таким правам относится право свободного выбора товаров (работ, услуг). Это означает, во-первых, что любой товар, находящийся в магазине, должен быть продан, а любая услуга, относящаяся к профилю исполнителя, — оказана по требованию потребителя. Во-вторых, выбор должен быть действительно свободным, без принуждения прямого или косвенного. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (услуг) обязательным приобретением иных. Убытки, причиненные потребителю нарушением этой нормы, возмещаются торговым предприятием или исполнителем в полном объеме.

Применение изложенных норм на практике может вызвать определенные затруднения. Навязывание ненужных потребителю товаров и услуг обычно происходит путем продажи пресловутых «наборов», куда, наряду с дефицитными, помещаются ненужные, залежалые товары, или использования дорогостоящих необязательных отделочных материалов, фурнитуры, упаковки и т.п. Созданные продавцом, исполнителем незаконные объективные условия нередко вынуждают потребителя соглашаться с ними. При этом не всегда ненужные товары или услуги могут быть отделены от основных. В этих случаях, если обращение с соответствующими требованиями к руководству предприятия не дало результатов, потребитель может прибегнуть к судебной защите, к помощи органов по защите прав потребителей при местной администрации, общественных организаций потребителей.

3. Закон предусматривает, что в случае нарушения права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг) могут быть взысканы причиненные убытки. В случае навязывания потребителю дополнительных услуг без его согласия он может потребовать возврата уплаченных за такие услуги сумм.

Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55, предусмотрено, что в случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.

Представляется, что по аналогии с это правило может быть распространено на товары весом более 5 кг. По этим же основаниям в случае неисполнения продавцом обязанностей по погрузке, покупатель вправе осуществить ее за свой счет, а продавец обязан возместить ему понесенные расходы. Например путем предоставления соответствующей скидки с цены.

4. О понятии иных правовых актов РФ см.

3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;


Судебная практика по статье 16 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ

    Решение от 29 августа 2018 г. по делу № А82-3109/2018

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    Указывает, что на данный момент не работает, единственным постоянным источником дохода являются ежемесячные выплаты в размере 2 869 руб. 72 коп., установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», а также нерегулярные доходы от случайных заработков. Как следует из заявления, должник прекратил расчеты с кредиторами, то...

    Постановление от 29 августа 2018 г. по делу № А60-63473/2017

    Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО) - Гражданское

    Суть спора: О возмещении вреда

    На наличие у Дадашбекова С.С., как у ветерана боевых действий, права на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». По мнению администрации, судами также не учеты положения Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О...

    Решение № 2-976/2018 2-976/2018~М-778/2018 М-778/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-976/2018

    Действий, выданного на имя ответчика, следует, что оно выдано бессрочно, действительно на всей территории РФ. его предъявитель имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». Принятие государственным органом решения о присвоении тому или иному гражданину определенного социального статуса, влечет за собой приобретение последним права на получение ряда льгот...

    Решение № 2-977/2018 2-977/2018~М-777/2018 М-777/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-977/2018

    Промышленный районный суд г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) - Гражданские и административные

    Факт непосредственного участия именно в боевых действиях. Факт привлечения ответчика для оказания своевременной медицинской помощи раненным и больным при эвакуации авиационным транспортом в период с 16 сентября 1999г. по 31 декабря 2001г. в рамках выполнения задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации был установлен вступившим в законную силу...

    Решение № 2-971/2018 2-971/2018~М-554/2018 М-554/2018 от 28 июля 2018 г. по делу № 2-971/2018

    Сысертский районный суд (Свердловская область) - Гражданские и административные

    Таким образом, истец уже в декабре 2004 г. обладал правом на получение удостоверения ветерана боевых действий и вследствие этого, правом на получение льгот, предусмотренных ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Обратившись к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по праву, возникшему до 01.01.2005 г., ...

    Решение № 2А-364/2018 2А-364/2018~М-334/2018 М-334/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2А-364/2018

    Бугурусланский районный суд (Оренбургская область) - Гражданские и административные

    Дом, расположенный по адресу: продан ФИО8 на основании договора купли - продажи земельного участка с жилым домом. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего...

    Решение № 2-194/2018 2-194/2018~М-198/2018 М-198/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-194/2018

    Ичалковский районный суд (Республика Мордовия) - Гражданские и административные

    О предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 9.

    Решение № 3А-363/2018 3А-363/2018~М-206/2018 М-206/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 3А-363/2018

    Кемеровский областной суд (Кемеровская область) - Гражданские и административные

    Право на получение жилых помещений в областных домах для ветеранов, к которым относятся: 1) ветераны, имеющие право на обеспечение жильем в соответствии со статьями 14 - 16 , 18 и 21 Федерального закона «О ветеранах»; 2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не...

    Решение № 2-135/2018 2-135/2018~М-135/2018 М-135/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-135/2018

    Свердловский районный суд (Орловская область) - Гражданские и административные

    Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» мерой социальной поддержки ветеранов боевых действий, в том числе, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении...

Сегодня нас будет интересовать ФЗ "О ветеранах". Эта часть законодательства указывает на определение ветерана и на меры государственной поддержки населения. Нам предстоит понять, на что можно рассчитывать в том или ином случае. Где и какие льготы оформляются для ветеранов? Ответить на все это намного проще, чем кажется. И даже пенсионер сможет воплотить задумку в жизнь.

Кратко о законе

Что говорится в ФЗ "О ветеранах"? применяемых в отношении упомянутой ранее категории лиц.

Здесь можно увидеть, какие ветераны имеют место в России, когда и как можно получить соответствующее звание. Кроме того, в законе прописываются все меры поддержки населения из данной категории.

Фактически упомянутый закон - это краткий справочник государственных бонусов в России для ветеранов. Но что именно в нем говорится? Ниже мы рассмотрим ключевые моменты подобного вопроса.

Типы льготников

Вообще, принято выделять таких ветеранов:

  • труда;
  • военных действий;
  • военных и ;
  • инвалидов ВОВ и боевых действий.

Это наиболее распространенные категории. Как показывает практика, все они считаются федеральными льготниками. Но у военных и госслужащих прав больше, чем у всех остальных. К примеру, они могут рассчитывать на дополнительное финансирование в старости. Это вполне нормальное и законное явление.

Где оформлять?

Несмотря на то что ФЗ "О ветеранах" подробно описывает права изучаемой категории граждан, в нем нет уточнений относительно того, где именно получать ту или иную государственную поддержку.

Постараемся разобраться в этом вопросе. На самом деле однозначного ответа нет. И все зависит от типа государственной поддержки.

  • ФНС - налоговые льготы;
  • ПФР - пенсионное обеспечение и финансовые вопросы;
  • УК, обслуживающие компании, ЖЭКи - жилищные вопросы;
  • администрации городов - обеспечение госжильем;
  • МФЦ и службы социальной защиты - все типы государственной поддержки.

Также можно оформить некоторые льготы через интернет. Например, путем работы с порталом "Госуслуги". Тем не менее подобный вариант развития событий почти не имеет место. Ветераны стараются лично запрашивать государственную и муниципальную поддержку.

О военных

Несколько слов о 5 статья). Здесь, как мы уже говорили, указывают на точное определение лиц, имеющих право на определенную государственную поддержку.

Довольно распространенной категорией являются военные ветераны. К ним относят всех военных при СССР, у которых есть награды, ордена и медали. Кроме того, к подобной категории граждан относят военнослужащих с выслугой лет. Она должна быть не меньше 20 лет.

Об оформлении статуса

Изменения ФЗ "О ветеранах" никак не отразились на процедуре получения данного звания. В России не достаточно иметь основания для признания ветераном. Приходится дополнительно заниматься оформлением соответствующего удостоверения.

Делается это в органах социальной защиты населения. Будущий льготник должен принести с собой:

  • заявление;
  • паспорт;
  • военный билет (при наличии);
  • награды, ордена, медали;
  • справки о состоянии здоровья;
  • фотографии (3 штуки);
  • иные доказательства особого положения среди населения.

Как правило, после предоставления подобных бумаг гражданину через несколько дней выдадут удостоверение ветерана того или иного типа. Теперь можно требовать льготы по ФЗ "О ветеранах".

Виды льгот

Теперь несколько слов о том, какие способы государственной поддержки имеют место в России. ФЗ "О ветеранах боевых действий" содержит те же нормы, что и простой закон о ветеранах. Ведь эти категории граждан могут рассчитывать приблизительно на одинаковые меры поддержки.

Среди основных государственных бонусов выделяют следующие их типы:

  • налоговые;
  • пенсионные;
  • финансовые;
  • медицинские;
  • транспортные;
  • коммунальные;
  • трудовые;
  • образовательные;
  • жилищные.

Отсюда следует, что практически все сферы жизни облагаются льготами. А значит, упомянутой категории населения жить будет намного проще. Некоторые бонусы не требуют никакого оформления. Достаточно предъявить удостоверение ветерана для их получения.

О медицинских вопросах

В ст. 16 ФЗ "О ветеранах" прописываются нормы, указывающие на то, что изучаемая группа лиц может надеяться на особую медицинскую поддержку. В чем она заключается?

Во-первых, военные ветераны могут бесплатно лечиться и наблюдаться в медицинских учреждениях, к которым они были привязаны при службе. Остальные льготники безвозмездно лечатся и обслуживаются в государственных поликлиниках и больницах.

Во-вторых, обслуживание ветеранов и инвалидов-ветеранов производится вне общей очереди. Данное правило распространяется на государственные больницы. Льготы подобного типа обычно не предоставляются в частных клиниках.

В-третьих, по ст. 16 ФЗ "О ветеранах" граждане могут пользоваться бесплатными услугами по протезированию. За изготовление протезов и ортопедических конструкций платить нет необходимости. Их обслуживание тоже не требует затрат. А вот за зубные протезы платить придется.

Жилье

Статья 16 ФЗ "О ветеранах" предусматривает обеспечение нуждающихся ветеранов жильем. Но по текущим законам претендовать на подобную меру поддержки могут только отдельные граждане. Кто именно?

К ним относят нуждающихся ветеранов, которые встали на очередь на получение жилья до 2005 года. Таким лицам выделяют в собственность квартиры в соответствии с установленными нормами. Всем остальным полагается государственное жилье, оформленное по договорам социального найма. Тем не менее у ветеранов остается право на приватизацию имущества, если оно ранее не было реализовано.

Налоги

ФЗ "О ветеранах боевых действий" содержит почти те же нормы, что и указанный ранее свод законов. Стоит обратить внимание на то, что изучаемые категории населения могут претендовать на особые налоговые льготы.

К ним относят:

  • отсутствие имущественных налогов;
  • освобождение от налога на транспорт;
  • предоставление вычетов по НДФЛ;
  • вычет по земельным налогам;
  • освобождение от НДФЛ некоторых доходов.

Как правило, транспортный налог - это региональный платеж. И текущее законодательство позволяет муниципалитетам самостоятельно определять круг льготников. Тем не менее ветераны обычно входят в список тех, кто освобождается почти от всех налогов. Это нормальное явление. Главное - обратиться в ФНС за помощью.

Финансы и надбавки

В ФЗ "О ветеранах" льготы прописываются разного типа. Стоит обратить внимание на то, что эта группа лиц обеспечивается пенсией и дополнительными надбавками.

Средняя пенсия ветерана составляет 13 тысяч рублей. При этом, если пенсионные выплаты меньше прожиточного минимума, недостаток финансов будет восполняться из государственного бюджета. То есть правительство обеспечивает населению прожиточный минимум.

В некоторых регионах есть дополнительные выплаты и надбавки. К примеру, в Самаре можно дополнительно получать 600 рублей в месяц. Не очень много, но это лучше, чем совсем ничего.

Военные пенсионеры-ветераны имеют право на получение повышенных пенсий. Их размер напрямую зависит от выслуги лет. Более точную информацию стоит уточнять в ПФР.

Трудовая сфера

Что еще гласит ФЗ "О ветеранах"? Например, что некоторые льготники продолжают работать даже после выхода на пенсию. А значит, у них должны быть особые трудовые права.

Так оно и есть! Дело все в том, что упомянутая категория граждан может надеяться на дополнительный отпуск. Он не оплачивается. В год подобный перерыв не может превышать 35 суток.

Кроме того, ветераны и основная масса способны выбирать время для обеспечения оплачиваемого отпуска. И работодатель не может его отменить или запретить.

Нужно пройти повышение квалификации? Переобучение? Все это бесплатно для ветерана! За обучение своих сотрудников-льготников платят сами работодатели.

Образование

Но и это еще не все! Не самая популярная, но имеющая место льгота - образовательная. Ветераны могут быть зачислены в учреждения высшего и среднего профессионального образования без общего конкурса. Обучение в упомянутых учреждениях абсолютно бесплатное.

После поступления ветеран получает те же права, что и обычные студенты. А значит, ему полагается стипендия. Это еще одна небольшая финансовая поддержка граждан.

Вопросы коммунальные

В ФЗ "О ветеранах" можно увидеть, что наши льготники имеют право на коммунальные льготы.

Среди них выделяют:

  • скидки по оплате коммунальных счетов (от 50% до полного освобождения);
  • право на обеспечение телефоном вне очереди;
  • оказание помощи по газификации и проведению водопровода;
  • скидки на топливо, используемое для отопления домов с печами (от 60% и более).

На подобные льготы могут претендовать члены семьи ветерана, совместно проживающие с льготником.

Транспортные дела

Последняя сфера льгот - транспортная. Она вызывает немало вопросов. Ведь подобные льготы в регионах РФ активно отменяют. Особенно для пенсионеров.

Ветераны могут надеяться на:

Вот и все. Теперь понятно, что предусматривает ст. 16 ФЗ "О ветеранах". И не только она. Мы познакомились со всеми Федеральными льготами для ветеранов. О региональных бонусах лучше спрашивать в администрации конкретного города.

Редакция Действующая01.01.201715.07.201623.05.201630.06.201525.11.201301.09.201301.02.201201.02.201122.05.200501.01.200501.01.200025.01.1995 Сравнить с редакцией статьи от 01.01.201715.07.201623.05.201630.06.201525.11.201301.09.201301.02.201201.02.201122.05.200501.01.200501.01.200025.01.1995 Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий [Закон о ветеранах] [Глава II] 1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Статья 16. меры социальной поддержки ветеранов боевых действий

Ветераны могут быть зачислены в учреждения высшего и среднего профессионального образования без общего конкурса. Обучение в упомянутых учреждениях абсолютно бесплатное.
После поступления ветеран получает те же права, что и обычные студенты. А значит, ему полагается стипендия. Это еще одна небольшая финансовая поддержка граждан.

Вопросы коммунальные В ФЗ «О ветеранах» можно увидеть, что наши льготники имеют право на коммунальные льготы. Среди них выделяют:

  • скидки по оплате коммунальных счетов (от 50% до полного освобождения);
  • право на обеспечение телефоном вне очереди;
  • оказание помощи по газификации и проведению водопровода;
  • скидки на топливо, используемое для отопления домов с печами (от 60% и более).

На подобные льготы могут претендовать члены семьи ветерана, совместно проживающие с льготником.

Федеральный закон «о ветеранах» от 12.01.1995 n 5-фз ст 16 (ред. от 07.03.2018)

Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ) (см.
текст в предыдущей редакции) 11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; (в ред. Федерального закона от 08.05.2005 N 41-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 12) — 15) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; (см.
Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

  • 2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
  • 3) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
  • 4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
  • 5) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
  • 6) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счёт средств работодателя;
  • 7) утратил силу с 1 сентября 2013 года.

Ст. 16 фз «о ветеранах» с комментариями. ст. 16 фз «о ветеранах»: льготы

Внимание

Таким лицам выделяют в собственность квартиры в соответствии с установленными нормами. Всем остальным полагается государственное жилье, оформленное по договорам социального найма.


Тем не менее у ветеранов остается право на приватизацию имущества, если оно ранее не было реализовано. Налоги ФЗ «О ветеранах боевых действий» содержит почти те же нормы, что и указанный ранее свод законов.

Стоит обратить внимание на то, что изучаемые категории населения могут претендовать на особые налоговые льготы. К ним относят:

  • отсутствие имущественных налогов;
  • освобождение от налога на транспорт;
  • предоставление вычетов по НДФЛ;
  • вычет по земельным налогам;
  • освобождение от НДФЛ некоторых доходов.

Как правило, транспортный налог — это региональный платеж.

И текущее законодательство позволяет муниципалитетам самостоятельно определять круг льготников.

An error occurred.

Инфо

Ветераны стараются лично запрашивать государственную и муниципальную поддержку. О военных Несколько слов о ФЗ «О ветеранах» (Федеральный закон, 5 статья).


Здесь, как мы уже говорили, указывают на точное определение лиц, имеющих право на определенную государственную поддержку. Довольно распространенной категорией являются военные ветераны.
К ним относят всех военных при СССР, у которых есть награды, ордена и медали. Кроме того, к подобной категории граждан относят военнослужащих с выслугой лет.

Важно

Она должна быть не меньше 20 лет. Об оформлении статуса Изменения ФЗ «О ветеранах» никак не отразились на процедуре получения данного звания. В России не достаточно иметь основания для признания ветераном.


Приходится дополнительно заниматься оформлением соответствующего удостоверения. Делается это в органах социальной защиты населения.
Типы льготников В ФЗ «О ветеранах» (закон 5) имеется ссылка на военных ветеранов. Но о них будет рассказано позже. Сначала стоит понять, какие вообще ветераны присутствуют в России. Ведь некоторые льготы будут зависеть от типа льготника. Вообще, принято выделять таких ветеранов:
  • труда;
  • военных действий;
  • военных и государственных служащих;
  • инвалидов ВОВ и боевых действий.

Это наиболее распространенные категории.

Как показывает практика, все они считаются федеральными льготниками. Но у военных и госслужащих прав больше, чем у всех остальных.

К примеру, они могут рассчитывать на дополнительное финансирование в старости. Это вполне нормальное и законное явление.

Ст. 16 фз «о ветеранах боевых действий»

Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программыгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;(в ред.

Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ) (см.
ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 5) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади).

Пункт 1 статьи 16 федерального закона о ветеранах

Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9) утратил силу. - Федеральныйзакон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание.Ветеранам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в порядке, установленном Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) независимо от даты обращения за этой компенсацией (Федеральный закон от 09.12.2010 N 351-ФЗ).

Остальные льготники безвозмездно лечатся и обслуживаются в государственных поликлиниках и больницах. Во-вторых, обслуживание ветеранов и инвалидов-ветеранов производится вне общей очереди.

Данное правило распространяется на государственные больницы. Льготы подобного типа обычно не предоставляются в частных клиниках. В-третьих, по ст. 16 ФЗ «О ветеранах» граждане могут пользоваться бесплатными услугами по протезированию. За изготовление протезов и ортопедических конструкций платить нет необходимости. Их обслуживание тоже не требует затрат. А вот за зубные протезы платить придется. Жилье Статья 16 ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение нуждающихся ветеранов жильем.

Но по текущим законам претендовать на подобную меру поддержки могут только отдельные граждане. Кто именно? К ним относят нуждающихся ветеранов, которые встали на очередь на получение жилья до 2005 года.

Федеральный закон о ветеранах труда статья 16 пункт 11

Федерального закона от 08.05.2005 N 41-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) утратил силу. - Федеральныйзакон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции) 6) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;(пп. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7) утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции) 8) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.



Просмотров